17 апреля директор Национального антикоррупционного бюро (НАБУ) Артём Сытник отреагировал на заявление генерального прокурора Юрия Луценко. Генпрокурор заявил на брифинге, что после изучения записей, сделанных в кабинете руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП) Назара Холодницкого, он вместе с Сытником пришёл к выводу, что оснований для привлечения Холодницкого к уголовной ответственности нет.

«Расследование продолжается. Ещё фактически не допрошен ряд свидетелей, а уже делаются выводы, что якобы там ничего нет. Поэтому я не могу согласиться, что корректно делать какие-то выводы», — в свою очередь сказал Сытник в эфире телеканала «112.Украина».

Взаимные обвинения

«То, что они (Генеральная прокуратура и НАБУ. — Фокус) сейчас торпедируют (САП. — Фокус.) — это два в  одном: это и по заказу, и месть НАБУ за то, что Холодницкий им ставил много палок в колёса в ходе расследований», — объясняет Фокусу депутат Верховной Рады, пожелавший остаться не названным. — А САП в свою очередь это делал, чтобы не отдавать Сытнику лавры, а это единственный механизм которым его (Артёма Сытника. — Фокус) можно сдерживать. Однако борьба в большей степени идёт за распределение финансовых ресурсов, поскольку по роду деятельности они сталкиваются с «кошельками», от которых имеют деньги и вопросы решают в парламенте».

Напомним, что бывший заместитель председателя СБУ Виктор Ягун рассказал ранее Фокусу, что изменения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы вызвали борьбу за полномочия между силовыми ведомствами, в том числе СБУ.

Прокурорский след

Следует отметить, что ещё в декабре 2017 года Луценко называл детективов НАБУ «нелегальной группировкой». Это произошло после задержания агента НАБУ по делу первого заместителя председателя Государственной миграционной службы Дины Пимаховой. Задержание проводилось сотрудниками Службы безопасности Украины, которые получили соответствующее разрешение от ГПУ. НАБУ такие действия назвало диверсией.

Однако уже в январе 2018 года генпрокурор утверждал, что нет никакой войны Генеральной прокуратуры и НАБУ, а в апреле в эфире телеканала ICTV выступил с заявлением о совместной операции в отношении руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры, которая подведомственна ГПУ.

«Действительно, согласно законодательству Генеральная прокуратура Украины совместно с Национальным антикоррупционным бюро проводила следственные действия, которые касались в том числе и руководителя САП господина Холодницкого», — сказал Луценко.

«Генеральный прокурор заигрывал с западными и американскими партнёрами, поэтому ситуативно объединился с НАБУ», — объясняет Фокусу источник в Верховной Раде. По словам собеседника, это случилось после того, как у Луценко сорвалась поездка в США.

Кроме того, он называет и другие причины публичного конфликта между НАБУ и САП. «Основная причина — осадить Холодницкого и удовлетворить Матиоса (Анатолий Матиос — главный военный прокурор Украины. — Фокус)», — утверждает депутат.

Он объясняет сложившуюся ситуацию тем, что главный военный прокурор претендует на место главы САП. Тем не менее депутат выражает сомнение, что Матиос сможет получить эту должность, несмотря на свои профессиональные качества. «Матиос слишком ненадёжная фигура, поскольку никто не знает, на чьей стороне тот окажется в случае конфликта», — делится своими соображениями собеседник Фокуса, добавляя при этом, что у военного прокурора есть связи «и с Юрием Луценко, и Арсением Яценюком, и даже с УДАРом, а этого достаточно».

Игра в монополию

Помимо военного прокурора Анатолия Матиоса, получить контроль над САП пытается и директор НАБУ.

«Мы не можем себе позволить умалчивать о фактах, которые могут свидетельствовать о неправомерных действиях кого-либо: детективов НАБУ, прокуроров САП или народных депутатов», — заявил с парламентской трибуны Сытник, отвечая на вопрос депутата Верховной Рады Анны Гопко о том, как он оценивает ущерб от действий руководителя САП Назара Холодницкого.

«Сытник хотел бы получить контроль над САП, поскольку та часто «сливает» фигурантам дела информацию и просто мешает работе, но монополию ему установить не позволят», — утверждает собеседник Фокуса.

В то же время, по его словам, у директора НАБУ имеются основания рассчитывать на поддержку со стороны руководства БПП. «После поездки в США Сытник понял, что сотрудничать с американскими коллегами можно, но рассчитывать на их поддержку бесполезно. Он вовремя сориентировался и вынужден был пойти на контакт с Игорем Кононенко», — продолжает рассказ народный депутат.

В качестве примера он приводит случай, который произошёл на одном из заседаний фракции. «Кононенко задали вопрос по поводу аудитора, на что тот ответил: срок рассмотрения представленных кандидатур аудитора НАБУ прошёл, поэтому надо объявить новый конкурс и дождаться результатов, тем самым дал понять, что с НАБУ пойдём по процедуре», — делится подробностями с Фокусом депутат фракции БПП.

По его мнению, история с Холодницким показала, что Сытник может работать и без аудита его деятельности на должности директора НАБУ взамен на то, что бюро не будет заниматься рядом вопросов, в том числе «плёнками Онищенко».

Напомним: 18 апреля в эфире канала NewsOne были обнародованы записи разговоров, на которых, как утверждает депутат Верховной Рады Александр Онищенко, звучит кроме его голоса также голос президента Украины Петра Порошенко. Разговор посвящён возможному закрытию уголовного дела против экс-министра экологии Николая Злочевского.

В то же время НАБУ 20 апреля распространило официальное заявление: «Национальное бюро неоднократно предлагало Александру Онищенко, в том числе и в публичной плоскости, передать оригиналы плёнок. В частности, во время допроса, который детективы бюро проводили в рамках расследования так называемой газовой схемы в формате видеоконференции в декабре 2016 года. НАБУ эти записи так и не получило».