Главная
Комунальники Кернеса закупили дороге молоко для шкіл у рідної фірми своєї директорки
КП «Комбінат дитячого харчування» уклало угоду з ТОВ «Надія-92» щодо постачання молока на суму 0,50 млн грн. Про це повідомляється у Віснику державних закупівель».
Планується закупити 154 тисячі пакетиків молока по 0,18 л жирністю 2,6%. Вартість одного пакета складе 3,29 грн. Фірма також має доставити молоко до шкіл міста.
За даними «ВДЗ», лише у Харкові закупають фасоване у маленькі пакетики молоко. В інших містах, молоко закупають оптом й ціну виставляють за літр. Тому, середня ціна за літр молока у Харкові дорожча за інші регіони і складає 18,27 грн. Для прикладу, в Одесі управління освіти закупає молоко за ціною 13,25 грн./л, у Кривому Розі – 7,92 грн./л.
ТОВ «Надія-92» записано на Уляну Олексенко. Директором є Валентина Авак’ян. Раніше це підприємство заснувала директорка КП «Комбінат дитячого харчування» Надія Тимошенко.
В жовтні Надія Тимошенко була обрана депутатом міськради від парії «Відродження», першим номером якої йшов мер Харкова Геннадій Кернес.
Єдиним конкурентом переможця під час торгів була Фірма «Олімп ЛТД» у формі ТОВ. Засновником підприємства зараз є Валерій Турчин. Раніше засновником фірми був Володимир Васильченко, який зараз керує компанією «Нью Системс АМ», яка є оператором Харківського аеропорту та входить до групи DCH Олександра Ярославського.
- Информация о материале
Совет юстиции включил конвейер
Высший совет юстиции (ВСЮ) 17 и 18 ноября внес сразу 5 представлений на увольнение судей, выносивших решения об аресте и лишении водительских удостоверений участников массовых акций протеста в ноябре 2013 – феврале 2014 гг. В отношении еще 8 судей дисциплинарная секция ВСЮ рекомендовала внести представления на увольнение. Сами судьи вменяемые им ошибки, как правило, не признают и считают, что ВСЮ излишне жестко подходит к проблеме, предпочитая сразу увольнять судей вместо того, чтобы ограничиться более мягкими дисциплинарными санкциями. Тем временем между ВСЮ и Временной специальной комиссией по проверке судей (ВСК) возник конфликт, связанный с тем, что ВСК не торопится передавать ВСЮ поступившие в ее распоряжение материалы.
Судья не скрывала слез
Первым на заседании 17 ноября ВСЮ внесла представление Президенту на увольнение судьи Оболонского райсуда Киева Юлии Швачач (судья с 2010 г.). В ночь с 24 на 25 января 2014 г. она арестовала на 2 месяца жителя Ровненской области Николая Пасечника, которому на момент задержания было 72 года. По данным следствия, он был задержан 22 января 2014 г. за то, что бросал камни в сотрудников милиции на ул. Грушевского. Конкретных доказательств его противоправных действий следствие предоставить не смогло. В суде Н. Пасечник заявил, что в беспорядках участия не принимал, в Киев приехал, чтобы 22 января отметить День соборности Украины, а на ул. Грушевского якобы оказался по причине любопытства.
Адвокат судьи Мария Самбур заявила, что у дела Ю. Швачач истекли сроки давности, поскольку в то время, когда заявление на нее поступило в ВСК, действовала еще старая редакция законов «О судоустройстве и статусе судей» и «О Высшем совете юстиции», согласно которым срок дисциплинарной ответственности для судей составлял полгода. Новая редакция этих законов, вступившая в силу весной 2015 г., предусматривает срок ответственности для судей уже 3 года. «Такого быть не может. Закон, как известно, обратной силы не имеет, нельзя увольнять судей по новому закону, если действие они совершали, когда действовал старый закон», – заявила М. Самбур.
«Вину Н. Пасечника должно было доказать или опровергнуть следствие. Быстро доказать вину, как правило, трудно, – продолжила адвокат, которая в 1990–2000-х гг. работала следователем по особо важным делам Генеральной прокуратуры. – К тому же, никто не хочет оказаться в тюрьме, все всегда отрицают свою вину». Членов ВСЮ ее доводы не впечатлили. «Задержанному было 72 года! Зачем его было именно арестовывать?» – кипятился Вадим Нежура, отметив, что уже 27 января 2014 г. другой судья Оболонского райсуда изменил ему меру пресечения на домашний арест. Сама Ю. Швачач сказала, что сейчас уже смотрит на события Майдана по-другому. Кстати, в январе 2014 г. она была одной из трех судей Киева, которая избрала одному из задержанных на ул. Грушевского студентов Национального университета кино и телевидения им. Карпенко-Карого, а именно Юрию Хробусту домашний арест, а не содержание под стражей. Впрочем, это судье не помогло – ВСЮ единогласно проголосовал за внесение представления на ее увольнение. Услышав это решение, Ю. Швачач расплакалась прямо в зале заседаний совета.
Попал под колеса Автомайдана
В некотором роде показательным оказалось дело судьи Васильковского горрайонного суда Киевской области Виктора Степаненко, в 2004–2014 гг. председателя этого же суда. В январе-феврале 2014 г. он лишил прав на управление транспортными средствами сроком на 6 месяцев сразу 4 участников Автомайдана, причем в один день, 13 января, сразу троих. На замечание членов ВСЮ, что в рассматриваемых им делах было недостаточно доказательств вины нарушителей, которые, по данным ГАИ, 29 декабря 2013 г. якобы проигнорировали требование об остановке в ходе пробега к резиденции «Межигорье», судья В. Степаненко сообщил, что «полагался на свой опыт». «Я работаю в органах прокуратуры и судах более 30 лет. Из опыта работы я знаю, что наши люди часто говорят неправду, стараются обмануть, даже когда есть конкретные доказательства их вины. К тому же, я сам водитель и на дорогах часто вижу, как люди действительно игнорируют требования ГАИ об остановке и просто проезжают мимо», – отметил судья.
«А вы ничего странного не заметили в протоколах и рапортах ГАИ? Почему там много ошибок? Вы не видели, что в стране происходит? Почему просто нельзя было перенести рассмотрение дел, чтобы все точно выяснить, а понадобилось все три протокола рассматривать в один день?», – засыпали его вопросами члены ВСЮ, отдельно спросив, оказывалось ли на В. Степаненко давление со стороны тогдашней власти. «Давления не было, просто была сложившаяся административная практика по таким делам», – ответил судья и не нашел ничего лучшего, как заявить, что он «привык доверять правоохранительным органам». «Я считал, что милиционеры не могут обманывать суд, а граждане, которые были лишены прав, бросили вызов обществу», – прямо рассказал ВСЮ В. Степаненко. После недолгих раздумий Совет внес представление в парламент на увольнение судьи, который, кстати, в ноябре 2011 г. получил от Высшей квалификационной комиссии выговор за нарушение сроков рассмотрения уголовного дела.
Судье припомнили ночной арест
Не удалось пройти жернова ВСЮ и судье Червонозаводского райсуда Харькова Елене Васильевой (судья с 2011 г.). Напомним, 20 февраля 2014 г. вместе с несколькими следственными судьями этого суда она арестовала на 15 суток двух лиц, подозреваемых в участии в блокировании ворот местной Академии внутренних войск МВД – Максима Воронцова и Андрея Голубева. М. Воронцов в суде рассказал, что вечером 19 февраля оказался в районе академии, поскольку искал работу на Конном рынке. Когда он проходил мимо академии, к нему подошли милиционеры в форме, от которых он попытался убежать, попутно обругав их нецензурными словами. В суде М. Воронцов свою вину признал, а второй арестованный, А. Голубев – нет. Он рассказал суду, что возле Конного рынка к нему подошли неизвестные в зеленых жилетах, с которыми у него возник конфликт, он достал зарегистрированный на него револьвер, сделал несколько предупредительных выстрелов и убежал, однако вскоре был задержан сотрудниками милиции.
В апреле 2015 г. ВСК пришла к выводу, что арест харьковчан был необоснованным, поскольку в деле отсутствовали важные документы, без которых судья не имела права выносить такое решение. Дисциплинарная секция ВСЮ ранее откладывала рассмотрение дела судьи, ссылаясь на необходимость сбора дополнительных доказательств. Возможно, Е. Васильева вполне могла бы отделаться более мягкой санкцией, если бы ранее в ВСЮ не давали пояснения еще два участника тех событий – судья Червонозаводского райсуда Харькова Денис Чудовский (представление на его увольнение уже внесено) и арестованный им по тому же «делу 19 февраля» IT-специалист Дмитрий Маринчев. Они рассказали, что все административные дела по лицам, задержанным за участие в блокировании ворот академии, рассматривались в ночь на 20 февраля 2014 г., т. е. вопреки положениям Кодекса об административных правонарушениях, согласно которому административные дела должны рассматриваться только днем. Поскольку каких-то заявлений от арестованных на судью Е. Васильеву не поступало, этот момент сначала укрылся от внимания секции ВСЮ, которая даже порекомендовала передать дело судьи в ВККС, а не увольнять ее.
На заседании ВСЮ 17 ноября Е. Васильева признала, что дело действительно рассматривалось ею ночью. «Но перед тем, как начать рассмотрение дела по сути, я спросила у задержанных, можно ли продолжать заседание в это время. Они ответили утвердительно», – сообщила судья в свое оправдание. Однако, услышав признание судьи, члены ВСЮ быстро сделали свой вывод. Помимо внесения представления Президенту на увольнение судьи, они обратились в ВККС и правоохранительные органы с просьбой оценить действия заместителя председателя Червонозаводского райсуда Юлии Шулики, которая в ночь с 19 на 20 февраля 2014 г. вызвала судей на работу и фактически вынудила их проводить заседания.
Неожиданный защитник
В то же время, ВСЮ закрыл дело судьи Бориспольского горрайонного суда Киевской области Игоря Криворучко, который 16 января 2014 г. на 6 месяцев лишил прав участника автопробега к »Межигорью» Олега Якимчука. На заседании ВСЮ О. Якимчук заявил, что не имеет претензий к судье, поскольку тот максимально законно старался обеспечить ведение процесса. «У меня нет претензий к судье. Он вызвал в суд меня и инспекторов ГАИ, выслушал и принял решение. Виновными считаю инспекторов ГАИ, которые фальсифицировали материалы дела. Один из них сейчас под следствием», – рассказал О. Якимчук и добавил, что он никого не уполномочивал писать жалобу на судью. В пользу судьи И. Криворучко сыграло и то, что один из материалов по Автомайдану он все-таки вернул в ГАИ, а потом и закрыл, а еще один не стал рассматривать, отправив в другой суд.
ВСЮ и ВСК не поделят дела
Между ВСЮ и ВСК возник конфликт, связанный с тем, что Комиссия не торопится передавать Совету поступившие в ее распоряжение в 2014 г. материалы для проверки судей, принимавших решения в отношении активистов Майдана. Хотя установленные законом сроки работы ВСК давно истекли, а сама Комиссия в очередной раз осталась без кворума (6 ноября из нее ушли Екатерина Смирнова и Татьяна Юзькова, которая станет народным депутатом), достигнуть договоренности о передаче материалов в ВСЮ, на чем настаивают члены Совета, пока не удается. В ВСК опасаются, что переданные в ВСЮ материалы проверок будут переданы в ВККС, где их закроют по причине истечения сроков давности.
Комментарии
Игорь Бенедисюк, председатель Высшего совета юстиции
– Что касается заявлений, будто ВСЮ не может рассматривать дела судей по причине истечения срока давности, установленного прежними редакциями законов, то отмечу, что если нами все-таки было принято решение привлечь судью к дисциплинарной ответственности, это значит, что на такие дела указанные там сроки не распространяются. Мы считаем, что закон разрешает нам так поступать.
Говоря об отношениях с ВСК, отмечу, что на одном из заседаний с ее членами председатель
Комиссии Владимир Мойсик сказал, что полномочия ВСК прекратились 12 июня. А на наш запрос, когда же все-таки фактически прекратились полномочия Комиссии, нам ответили, что члены ВСК сами сделают соответствующее заявление. Считаю, что в условиях, когда общество требует рассмотрения материалов по судьям, выносившим решения во время Майдана, ВСК должна передать все материалы нам. Тем более, что сама Комиссия не работает уже почти полгода.
Марина Соловьева, секретарь ВСК
– В Верховной Раде есть законопроект, предусматривающий изменения в Законе «Об очищении власти», согласно которым время работы ВСК будет продлено. Этот законопроект может быть проголосован в любой момент. Кроме того, еще летом мы внесли изменения в регламент ВСК, которыми продлили срок работы Комиссии на то время, когда у нас не было кворума. Что касается требования ВСЮ передать им материалы проверок судей, то у нас есть опасения, что потом эти материалы будут переданы в ВККС, где их закроют за истечением сроков давности, что недопустимо. Дело в том, что согласно Закону «О восстановлении доверия к судебной власти», ВСЮ обязан рассматривать только готовые выводы ВСК, а значит, все остальное может быть передано в ВККС. Тем более, что речь идет о судьях местных и апелляционных судов, которыми занимается именно ВККС. Кстати, сейчас мы готовим письма в парламент, Кабинет министров и Верховный Суд, в которых попросим их назначить в ВСК новых членов вместо выбывших. Если говорить о том, кому выгодно, чтобы ВСК прекратила существование, то обращаю внимание на несколько соответствующих законопроектов, зарегистрированных в парламенте представителем фракции «Оппозиционный блок».
- Информация о материале
Кому належать рекреаційні землі Харківщини
Законодавство України до рекреаційних земель відносить землі, які використовуються для організації відпочинку людей, туризму та спортивних заходів. На території Харківської області, за даними ГУ Держземагентства, таких земель 3915 га. З них 2772 га – це державна власність на території одного району – Великобурлуцького, ще 1143 га – роздані різним підприємствам й установам, як приватної, так й державної власності.
«Наші Гроші» проаналізували довідку Держкомзему щодо використання земель рекреаційного призначення державної власності на Харківщині. Дані, які опубліковані нижче – лише верхівка айсберга, яка демонструє, як харківські чиновники, депутати, прокурори вдало використовували своє становище.
Валківський район
|
Каріна Давтян |
В 2011 році Стармерчицька селищна рада в один день передала в оренду одразу дві ділянки площею 0,85 га кожна для організації туристично-спортивних заходів. Орендарями стали дві приватні структури зі схожими назвами – ТОВ «Харків-тур» й ТОВ ТФ «Дік тур». Обидві ці фірми заснували Інесса та Карина Давтян – дружина та донька голови Харківської міської організації партії «БПП «Солідарність» Олександра Давтяна. На останніх виборах він став депутатом Харківської міськради, хоча раніше вибирався до обласної ради.
ТОВ «Харків-тур» має також 3 га рекреаційних земель на території Печеніжського району. Фірма отримала їх в оренду ще в 2003 році терміном на 50 років. В 2013 році прокуратура подавала позов до суду, стверджуючи, що земля була виділена з порушеннями закону. Але через закінчення терміну позовної давнини, суд залишив ділянку ТОВ «Харків-тур».
Великобурлуцький район
В 2008 році ТОВ «Бірюк» отримало в оренду під базу відпочинку на території селища Великий 0,65 га рекреаційних земель. Засновниками підприємства є Валерій Водяницький, Віктор Нечеверя й Інна Васіщева. Остання відома як начальник управління по роботі з персоналом ПАТ «Мегабанк», який належить гендиректору «Турбоатома» Віктору Субботіну й Олені Жуковій. Варто відзначити, що Дочірнє підприємство «Бірюк» є одним з найбільших власників мисливських угідь на території Харківщини.
Вовчанський район
|
Алла Добкіна з бабусею Аллою |
Обслуговуючий кооператив «Дачний кооператив «Вереск» отримав в оренду на території одного з найбільш мальовничих селищ Харкіщини Старий Салтів земельну ділянку площею 3,4 га, Земля була виділена під створення бази відпочинку.
Засновниками цього кооперативу зараз є Алла Миколаївна Добкіна, Алла Михайлівна та Анастасія Боженко. Перші дві – мати і донька екс-губернатора Харківщини Михайла Добкіна. Схоже, що Анастасія Боженко є родичкою другої дружини Добкіна Аліни Боженко.
|
Андрій Шаптала |
Сам кооператив «Вереск» ще в 2009 році мати Добкіна заснувала разом з Ганною Овчаренко й Андрієм Шапталою. Останній є комерційним директором КП «Парк ім. Горького», а також засновником близько десяти кооперативів, які безкоштовно отримували землю від Харківської міськради часів Добкіна-Кернеса.
В 2012 році замість Добкіної й Шаптали деякий час засновниками «ДК «Вереск» були теперішній керівник кооперативу Лідія Адам й Сергій Бездєтко. Адам також є керівником ОК «ЖБК «Триумф», який володіє маєтком Добкіна у Лісопарку. Бездєтко зараз працює заступником начальника фінансово-економічного відділу управління фінансових ресурсів Департаменту капітального будівництва ХОДА. Під контролем цього Департаменту майже всі тендери, що стосуються будівельних робіт в області, а його чиновників правоохоронці зараз підозрюють у корупції та зловживанні службовим становищем.
Будівля, де зареєстровано кооператив, належить ТОВ «База відпочинку-профілакторій «Хвойне» Сергія Вєткіна.
Відразу до декількох рекреаційних ділянок в Старий Салтів має відношення Юрій Пільтєєв. В якості приватного підприємця він орендує 2,06 га під кемпінг «Алий парус». Його ПП «Парус-Максі» отримало ділянку площею 8,40 га під базу відпочинку «Алий парус». Крім того, Пільтєєв разом з Павлом Колодним є засновником ТОВ «Артекс», яке орендує 18,30 га у тому ж селищі.
|
Тетяна Каратуманова |
Відомо, що Пільтєєв є керівником ТОВ «Центр Здоров’я». Засновниками цього підприємства вказані АТЗТ «Куряжський домобудівельний комплекс», ТОВ Фірма «Співдружність», ХОО ФСТ «Динамо». Бенефіціарами підприємства є Валерій Вереітінов, екс-депутат Харківської облради від Партії регіонів Еміль Тер-Степанян та дружина депутата облради від «Опозиційного блоку» Олега Каратуманова – Тетяна Каратуманова, яка мала дівоче призвище – Колодна.
Земельну ділянку площею 3 га в Старому Салтові отримало в оренду ТОВ «Юнацька вітрильна база». Засновниками підприємства є Андрій Синиця, Павло Пилипенко, Сауд Халіль Аль Бісс, Андрій Кравцов.
Синиця є засновником великої кількості підприємств. У ТОВ «Автодром Харків» його партнером є Олег Чігрінов – один з постійних бізнес-партнерів зятя колишнього губернатора Харківщини Євгена Кушнарьова Олександра Кагановського.
Відразу три земельні ділянки загальною площею 11,31 га на території Хотимлянської сільської ради має в оренді ТОВ «Інвестсервіс». Засновником підприємства є канадське АТ «Angram S.A.», а бенефіціаром вказано австралійця Жуліо Переса Фрієра.
Раніше серед засновників підприємства були Андрій Іваницький, Олександр Гончаров та родина Волковських.
|
Олександр Доровський |
Поряд розташувалася ділянка ТОВ «Ходос», яке записане на віргінський офшор «Ходос Холдінгс Лімітед». Кінцевим бенефіціаром вказано кіпріота Антреа Калоркоті. До 2011 року серед засновників були Генадій Хорунжий й Олександр Доровський. Останній є керівником ТОВ «Фармацевтична компанія «Здоров’я». В 2014 році він балотувався до Верховної Ради по одномандатному округу, але програв боротьбу Олександру Кіршу. Цього року, на місцевих виборах він підтримував президентську партію «Солідарність».
Крім того, у цьому селі земельну ділянку площею 9,9 га має ТОВ «Ліс-2003». Засновниками цієї фірми є вже згаданий Чігрінов та брат Олександра Кагановського – Дмитро. Керівником підприємства – Денис Давидов.
Дергачівський район
|
Євген Попович |
На території Малоданилівської селищньої ради земельну ділянку площею 6,5 га орендує Благодійний фонд «Слобожанщина». Засновниками Фонду є люди, які разом з Шапталою безкоштовно отримують земельні ділянки від міськради – Альона Аріх, Дмитро Аріх, Світлана Аріх, Мирослав Балюк, Олександр Ружицький, Вадим Кононенко й Альберт Кононенко. Останній став депутатом облради від партії «Відродження». Також від цієї партії переобрався до міськради Ігор Аріх – брат Дмитра Аріха.
А ще Аріх В.С. орендує в цьому ж селі 1,54 га під розміщення човнової станції. Інший орендар тут – екс-прокурор Харкова Євген Попович, у користуванні якого 2,41 га.
Також в Малій Данилівні під розміщення прибережного парку відпочинку орендує 2,42 га Благодійний фонд «Українська Слобожанщина». Його засновниками є керівник Державної фінінспекції в Харківській області, депутат міськради від «Солідарності» Станіслав Косінов, його дружина Оксана Тацій та його батьки – Світлана та Анатолій Косінови. Тацій – дочка ректора Юридичного університету ім. Ярослава Василя Тація. Крім них засновниками Фонду є також Тетяна Спіцина й Максим Авер’янов
Вже згадуваний Сауд Халіль Аль Бісс разом з Антоніною Бірюк, Іриною Пилипенко й Оленою Вінніковою заснували ТОВ «Супутник-СВ», яке орендує 3,55 га землі під зону відпочинку на території Черкасько-Лозової.
Зміївський район
|
На Оксану Гайсинську зписано бізнес Геннадія Кернеса, а на її маму Галину – гектар землі |
В 2004 році ПП «Карпі» отримало в оренду на 49 років земельну ділянку на території Задонецької селищної ради. Земля булла виділена під розміщення бази відпочинку, площа ділянки – 2,54 га. Засновницею «Карпі» а є Ольга Пільтєєва. Вона разом з Тетяною Каратумановою та Марією Колодною заснували ТОВ «Фірма «Вітерець».
Також в цьому селі в 2013 році отримала в оренду земельну ділянку площею 1,06 га Галина Петрівна Гайсинська – мати «дружини» Генадія Кернеса Оксани Гайсинської.
|
Василь Синчук (другий ліворуч) і Арсен Аваков (через одного від прокурора) на святкуванні Дня прокуратури у 2006 році |
Неподалік ділянку площею 3.16 га на 25 років взяло в оренду ТОВ «Терра-плюс». Це підприємство належить Ларисі Василенко та сину колишнього прокурора Харківської області, а нині прокурора АР Крим Василя Синчука – Олександру Синчуку.
Земельну ділянку площею 10,44 га до 2058 року має спільне Українсько-американське підприємство «Європоль» у формі ТОВ. Його засновниками є Юрій Нарожний та Сергій Утицьких. В 2010 році серед засновників був Юрій Задорожний.
До трьох фірм, які орендують земельні ділянки за територією Задонецької селищної ради, має відношення міністр внутрішніх справ Арсен Аваков. Мова йде про ПП «Харків-Будіндустрія», в оренді якого ділянка площею 0,79 га, ПП «Револд» з землею в 0,79 га та ТОВ «Мегаполіс-Буд», у користуванні якої 0,83 га.
|
Колись Арсен Аваков займався бізнесом разом з Геннадієм Кернесом |
ПП «Харків-Будіндустрія» заснувало ТОВ «Мультімедіацентр», а бенефіціарами вказані кіпріоти Сідера Пенелопі й Геогіос Влакоу. Саме на цих кіпріотів записано АТ «ТРК «Право А/ТВК», яке володіє однойменним харківським телеканалом. Директором фірми з кінця 2014 року є Сергій Бордовський. До цього Бордовський протягом п’яти років був членом правління «Інвестору» Арсена Авакова. На кіпріотів оформлене й ПП «Діатрек», яке є засновником ПП «Револд». «Діатрек» також є засновником ТОВ «Готель «Київський», яке зараз судиться з облрадою за 40 млн. грн.
ТОВ «Мегаполіс-Буд» записане на Сергія Катрича, який є бенефіціаром каналу «А/ТВК» разом з кіпріотами. В 2006 році засновником підприємства значився бізнес-партнер Генадія Кернеса Анатолій Челобітчиков. В цьому немає нічого дивного, адже до 2011 року у Авакова та Кернеса був спільний бізнес, зокрема «7 канал».
Печенізький район
В Печеніжському районі біля одного з найелітніших селищ області Мартового є база відпочинку ТОВ «Елат» на земельній ділянці в 6,43 га. Засновниками підприємства є Михайло Харнам, Леонід Надточий, Геннадій Рудман. Вони відомі, як засновники ТОВ «Будівельник», яке регулярно виграє тендери.
Також 6 га орендує ПП «Композит» Юрія Непокритого. Земельну ділянку площею 0,95 га також у Мартовому орендує колишній головний податківець Харківщини Станіслав Денисюк.
У Печенігах земельну ділянку площею 9.90 га має фірма родини Протасів ТОВ «Ідалія». Теж у райцентрі отримали три ділянки загальною площею 20,97 га ТОВ «Ліс 2003» Дмитра Кагановського та Олега Чігрінова.
Чугуївський район
Земельну ділянку площею 4,05 га під базу відпочинку орендує ТОВ «Малинівка». Засновниками підприємства є ТОВ «Агропромислова асоціація «Агросвіт», ТОВ «КУА «Дікв-Л». Бенефіціарами вказані Сергій Полумисний, Олександр Бічуч та кіпріот Хрістодулу Кіріллос. Раніше серед засновників був Павло Пилипенко, який згадувався у ТОВ «Юнацька вітрильна база». Він заснував це підприємство разом з Арменом Асланяном.
Й це лише верхівка айсберга, яка демонструє, як харківські чиновники, депутати, й навіть прокурори ставали заможними латифундистами перебуваючи на державній службі, або освоюючи державні тендери.
- Информация о материале
Война на истощение
Одна из самых поучительных войн в мировой истории – столкновение двух Америк в 1861-1865 годах. В Конфедеративных Штатах эту войну считали битвой за независимость. Южные солдаты верили, что защищают свою землю от захватчиков, и бросали в лицо северянам: «Я сражаюсь, потому что вы здесь!» Самоотверженные южане в тылу обходились без самого необходимого. Они пускали на переплавку колокола и чугунные статуи, строили из подручных материалов броненосцы и подводные лодки, даже отдавали воюющей Родине содержимое ночных горшков – из него предполагалось извлекать дефицитную селитру для производства пороха…
Словом, будь в те времена Твиттер, из Конфедерации шел бы поток новостей с хештегом #перемога.
Напротив, в Соединенных Штатах затянувшаяся война с «южными мятежниками» была непопулярна. В 1864-м президентские выборы едва не выиграл демократ Макклеллан, предлагавший договориться с Югом. Попытка ввести воинский призыв провалилась и спровоцировала кровавый бунт в Нью-Йорке.
В федеральную армию записывались голодные ирландские иммигранты, не говорившие по-английски, зато состоятельные американцы легально откупались от службы за 300 долларов. Многие нью-йоркские биржевики радовались военным неудачам своей страны, взвинчивавшим цену на золото, и открыто распевали южную песню «Дикси»… В общем, сплошная #зрада.
По логике украинских соцсетей, победа должна была достаться отчаянному Югу. Но победил все-таки Север. Потому что население Союза составляло 21 миллион человек, а население Конфедерации – только 9 миллионов. Потому что до войны на Севере было сосредоточено 85% промышленности и 81% банковского капитала, а на Юге – лишь 15 и 19 процентов. Потому что за время войны цены в США выросли на 60%, а в КША – на 4000%. Перечисленные факторы оказались важнее, чем чья-то отвага, чье-то самопожертвование и чей-то патриотический настрой.
Затяжная война – это прежде всего соревнование экономик. И побеждает в ней не самый храбрый и благородный, а тот, у кого больше ресурсов. Именно поэтому предприимчивые янки сломили не только южан, но и фанатичных японцев, готовых добровольно идти в камикадзе. Поэтому маленький Израиль, получавший огромные финансовые вливания из США, смог десятилетиями противостоять соседним арабским странам. Поэтому СССР разгромил гитлеровцев, любивших Родину и вождя ничуть не меньше, чем советские бойцы.
Казалось бы, речь идет об очевидных вещах. И два года назад никто из нас не стал бы с этим спорить. Но когда Украина сама оказалась втянута в затяжную войну, наши чувства перевесили холодный рассудок. Эмоциональные аргументы идут в ход намного чаще, чем логические. Как следствие, гибридная война породила ряд мифов, нашедших отклик в украинском обществе.
Миф первый: победа над Россией зависит исключительно от нашего боевого духа.
Разумеется, это неправда. Когда путинский блицкриг на Донбассе сорвался, и противостояние с РФ перешло в затяжную фазу, началась другая война с другими законами. Мужество бойцов АТО – это очень важно, но экономический потенциал, устойчивость банковской системы, приток валюты, уровень инфляции – важнее.
Увы, нужно честно признать, что Украина не в состоянии бороться с Россией в одиночку. Не потому, что мы недостаточно храбры или патриотичны, а потому, что в 2014 году украинский ВВП составил чуть меньше 135 миллиардов долларов, а российский – чуть меньше двух триллионов. Нравится это кому или нет, но это так.
Миф второй: Запад давно слил украинцев и не оказывает нам реальной поддержки.
В действительности Украина, фактически доведенная до банкротства, держится на плаву именно потому, что мы – не одни. Благодаря Западу украинцы все еще выдерживают военное бремя и могут содержать относительно боеспособную армию.
Благодаря Западу в Украине до сих пор нет гиперинфляции, голодных бунтов, коммунального коллапса и полного погружения в хаос.
Очевидно, что мы способны противостоять России лишь как часть цивилизованного мира, обладающего колоссальной ресурсной базой. Других вариантов – к сожалению или к счастью – у нас нет.
Миф третий: западные санкции неэффективны, а бороться с Путиным по-настоящему Европа и США не хотят.
Несмотря на кремлевское бахвальство, западные санкции – это очень серьезно, они наносят России огромный урон, а их снятие становится для РФ первоочередной задачей. Санкции оказались главным фактором, заставившим Путина променять Новороссию на Новосирию, переквалифицировавшись в борца с исламским терроризмом.
Да, Запад не готов идти в окопы и садиться на голодный паек ради усмирения Москвы – но от него и не требуется героических жертв. Война на истощение обеспечивает фору тому, кто изначально обладает большими ресурсами, чем противник.
Ресурсы России и западного мира несопоставимы: по итогам 2015 года ВВП одного штата Нью-Йорк превысит ВВП всей Российской Федерации. И хотя экономический ущерб из-за санкций и контрсанкций несут обе стороны, для богатого Запада он малочувствителен, а для россиян – наоборот. Даже если западные страны жертвуют немногим, Россия все равно вынуждена выбиваться из сил.
Миф четвертый. Украина приблизит победу, если сама втянет Россию в битву на истощение.
Как уже было сказано, взаимные потери наносят больший урон стороне, обладающей меньшими ресурсами. Но если Запад многократно превосходит Россию, то в случае с Киевом и Москвой соотношение сил прямо противоположное.
Нарастающий обмен ударами, когда мы устраиваем продовольственную блокаду – они вводят продуктовое эмбарго, мы выключаем им свет – они перестают отгружать уголь для украинских ТЭЦ, и так далее, истощит Украину быстрее, чем россиян. Потому что их и наши возможности изначально неравны.
Генералу-мяснику Улиссу Гранту приписывали такое высказывание: «Пусть южане убьют десять моих солдат – я поставлю в строй еще десять. Но если мои люди убьют хотя бы трех южан, генералу Ли будет некем их заменить».
К чему сводится стратегия украинских ястребов, призывающих «воевать по-настоящему», «не быть трусами и терпилами», «все заблокировать», «обрубить все связи с агрессором» и т. д.?
По сути это желание немедленно бросить в бой трех южных героев, чтобы они убили десятерых северян. Да, получится очень красивая атака. Но после боя потрепанный Север сможет поставить в строй еще десятерых, а обескровленный Юг – уже никого.
Можно по-человечески понять украинцев, уставших от неопределенности и требующих решительных шагов. Однако каждый шаг должен быть тщательно взвешен. Иначе Украина рискует рухнуть раньше, чем западное давление окончательно изнурит Россию.
Даже получая помощь извне, наша разоренная страна остается чересчур уязвимой. Наивно надеяться, что настоящие патриоты вытерпят любые невзгоды. Авторитарная Россия обладает преимуществом и тут: ей легче держать своих покорных граждан на казарменном положении. А для нас дальнейшее обнищание чревато массовыми протестами и сползанием страны в хаос.
Если рассуждать логически, то выигрышная стратегия для Украины выглядит по-другому. Сосредоточить главные усилия на дипломатическом фронте, не допустив вывода РФ из-под удушающих санкций. Словом и делом доказывать, что Украина предсказуема и договороспособна, а Россия – нет.
Держать оборону, реформировать страну, укреплять наш экономический потенциал, избегать неоправданного сжигания ресурсов. И дождаться момента, когда путинский монстр рухнет под тяжестью военных авантюр, когда российские потери станут неприемлемы для российских элит. Конечно, это долгий и сложный путь. Он требует выдержки, хладнокровия, умения маневрировать и торговаться. В нем мало благородного и героического.
Поэтому для начала патриотическая общественность должна честно ответить на один простой вопрос. Что для нас важнее: выстоять и победить или же красиво погибнуть в битве с Мордором?
В конце концов, у второго варианта тоже есть свои преимущества – возможно, когда-нибудь про Украину напишут что-то эпическое и душещипательное. Вроде бессмертного романа «Унесенные ветром».
- Информация о материале
Андрей Пивоварский: «Люди боятся называть имена вымогателей»…
Андрей Пивоварский возглавляет министерство, традиционно считающееся одним из самых ресурсных и коррумпированных. С момента его прихода на должность главы Министерства инфраструктуры, в СМИ регулярно появляется информация о лоббировании им интересов то одних, то других олигархов. А фамилия возникает в списках претендентов на ротацию.
Во время нашего разговора Андрей Пивоварский подчеркнуто делает две вещи: не распространяется о своих весьма напряженных отношениях с Арсением Яценюком и ближайшим коммерческим кругом премьера, а также защищает Петра Порошенко и ближайший президентский коммерческий круг от подозрений в их кадровых интервенциях в министерство. Наверное, Андрей Николаевич считает, что именно так должен поступать политик.
Вместе с тем, складывается впечатление, что в части своей деятельности, которая не находится «под патронатом», Пивоварский пытается вникать, разбираться и системно подходить к расчищению огромного и сложнейшего хозяйства, доставшегося ему. Хозяйства изношенного, прогнившего, требующего принятия, порой, весьма сложных и жестких решений, на которые министр оказывается способен. Пусть и не так быстро, как хотелось бы, но в работе инфраструктурного ведомства инициированы действительно серьезные реформы.
Андрея Пивоварского жизнь испытывала на прочность весьма серьезно. Работа в крупных компаниях многому научила. Из него может получиться умный и зрелый менеджер государственного уровня. Если он научится одному: говорить «нет» не только тем, кто стучится с просьбами в дверь его кабинета, но и тем, кто имеет право вызывать его в свой.
— Андрей Николаевич, вы уже год возглавляете Мининфраструктуры, и планы у вас были очень амбициозные… А как результаты?
— Результаты получены по разным направлениям разные. В реформировании «Укрзалізниці» мы достигли однозначных успехов — нам удалось корпоратизировать компанию, поменять ее менеджмент, структуру. А главное — вывести ее из очень сложного финансового состояния, загрузить людей работой. Сейчас весь персонал УЗ на пятидневке и практически все вагоно-локомотиворемонтные предприятия, входящие в систему Мининфраструктуры, на 100% загружены начиная с третьего квартала этого года. И загрузка на следующий год тоже будет практически стопроцентная. Капитальные инвестиции УЗ за 2015 год выросли на 45% (до 3 млрд грн).
Также мы смогли сделать более прозрачными закупки, сэкономить сотни миллионов гривен, раскрыть много информации, которая раньше была за семью печатями, дав аналитикам и журналистам возможность контроля и анализа. Так что в отношении УЗ удалось почти все из запланированного.
— Почему «почти»?
— Пока не удалось «выпихнуть» из Кабмина новый закон «О железнодорожном транспорте». Но очень надеюсь, что на этой неделе он пройдет правительственный комитет (интервью состоялось в среду, 25 ноября. — Ю.С.).
— Оправданы ли претензии Европейской бизнес-ассоциации и других экспертов, утверждающих, что проект нового закона «О железнодорожном транспорте» требует существенных доработок?
— После письма ЕБА мы встретились с ними в министерстве, объяснили, что его нормы продиктованы директивами Евросоюза. Проект публично поддержали Всемирный банк и Еврокомиссия. После этого ЕБА поддержала наши инициативы по реформированию. Мы готовы и дальше обсуждать любые вопросы, аргументировать свою позицию, но уже когда законопроект зайдет в Верховную Раду. Надеюсь, правительственный комитет рассмотрит его и передаст в парламент уже в эту пятницу.
— А тарифная политика компании станет прозрачнее?
— Мы уже раскрыли все финпланы. Аналитики теперь могут анализировать реальную структуру затрат не только УЗ, но и других ведомств. Раньше этого никогда не делалось. Но чтобы двигаться дальше, нам нужен новый закон. Если его примут, будет создан независимый тарифообразующий орган для железнодорожного транспорта, наподобие НКРЭ в энергетической сфере. Мы сделаем функцию тарифообразования прозрачной и отделим ее от «Укрзалізныці». На сегодня же все процессы полностью замкнуты на ней — перевозки, эксплуатация, тарифы, закупки и прочее. Эту цепочку необходимо разъединить. Новый орган, закон, о создании которого мы все еще обсуждаем в Кабмине, возьмет на себя тарифоформирующую функцию. Таким образом, мы сможем избежать конфликта интересов.
— Но это только одно звено в цепочке…
— Это самое важное звено. Если будет принят закон, будет четкое разделение инфраструктурной, вагонной и тяговой составляющих тарифа. Так мы либерализируем рынок для тяги и вагонов. Тарифы на них будут рыночными, это позволит работать частным железнодорожным перевозчикам. Они будут устанавливать тарифы по принципу конкуренции. А инфраструктурная составляющая будет выводиться по четкой формуле, включающей эксплуатационную и инвестиционную компоненты. На сегодня понятия капекса — капитальных инвестиций в инфраструктуру — у нас в тарифах нет, что является абсолютной глупостью. Так быть просто не может. Когда тариф будет разложен на компоненты, независимый от УЗ орган, проанализировав потребности железной дороги в развитии инфраструктуры, примет решение, каким должен быть экономически обоснованный тариф.
— Закон надо ждать, а о новом повышении цен на грузовые перевозки руководство УЗ уже сообщило…
— Да, мы инициируем повышение тарифов на 15% с 1 января 2016 года и еще на 15% с 1 июля. Если сравнить ж/д тарифы в Украине и соседних странах — та же Россия, Беларусь и т.д., не говоря уже о Европе, видно, что у нас они самые низкие. Более чем в два раза ниже, чем у соседей. Дополнительный доход, полученный от повышения тарифа, УЗ направит на капитальные инвестиции — покупку рельсов, вагонов, локомотивов. То есть в конечном итоге деньги вернутся в украинскую промышленность.
— Но ведь многие направления на сегодня убыточны, включая большинство пассажирских перевозок. Чтобы выйти на рентабельность, нужно поднять тарифы и потерять часть клиентов. Захотят ли частные фирмы заходить на убыточный рынок?
— К сожалению, тут однозначного ответа нет. В большинстве стран мира, за редким исключением, пассажирские перевозки — дотационные. Мы предлагаем экономически обоснованный пассажирский тариф и сохранение социальных направлений. Есть, например, Сумская область. Из-за так называемого «человеческого фактора» в начале года там было отменено несколько электричек на Харьков. Решение, без сомнений, было неправильным. Дорог там нет, автобусы и маршрутки из Сум в Харьков ездить не могут, иначе как по железной дороге не добраться. Область сама по себе очень бедная, а вместо электричек на направлении пустили фирменные поезда, которые люди просто не могут себе позволить. Естественно они были нерентабельны и незаполнялись, клиенты были недовольны. Мы отменили эти решения, принимавших их людей поменяли, снова пустили электрички…
Если мы делаем экономически обоснованный тариф, то в рамках бюджетной децентрализации, увеличившей финансовые ресурсы местных органов власти, УЗ может договориться с властью на местах. Например, люди заинтересованы в поездах, идущих в определенном направлении, но по оценкам УЗ такое-то направление будет социальным: тариф, допустим, 100 грн. с человека, а люди реально не могут платить больше 20 грн. В таком случае местные власти просят железнодорожников запустить направление, но оплата 20 грн. ляжет на плечи людей, а недостающие 80 грн. будет компенсировать местный бюджет. Таким образом, УЗ получает экономически обоснованный тариф, а местные власти — решение социальной проблемы. И что очень важно, пассажир уже может требовать от железнодорожников качественных услуг, так как теперь уже УЗ не сможет пенять на нехватку средств, например, на ремонт вагонов.
— Как-то слабо верится, что кто-то к этим требованиям будет прислушиваться.
— По закону пассажирские вагоны и тягу для УЗ покупает государство, но за последние 10 лет не было куплено ничего. Государство, учитывая нынешнюю ситуацию, в ближайшее время не сможет покупать пассажирскую тягу. Но если мы вводим экономически обоснованный тариф, УЗ получит достаточно ликвидности, чтобы клиент мог требовать качественное обслуживание — целые вагоны, открывающиеся окна и работающие кондиционеры.
В этом году мы смогли загрузить наши мощности по ремонту пассажирских вагонов и тяги на 100%. Мы смогли избежать коллапса в южном направлении — добавляли составы и вагоны практически до конца августа, пока не произошло насыщение и не увидели, что заполняемость там не более 80%. Сейчас уже четко понимаем, какая потребность у нас на южном направлении, какая на западном.
— А министру вообще нужно заниматься этими вопросами?
— Мне необходимо это все знать, потому что меня могут обманывать. Пассажиры мне могут говорить, что билетов на Одессу нет, а кто-то другой мне может говорить, что все хорошо.
— Вы затронули интересную тему. Есть масса вопросов по поводу подбора руководящих кадров во вверенной вам сфере в связи с различными коррупционными скандалами и рисками. На новой версии ведомственного сайта соответствующий раздел озаглавлен достаточно претенциозным термином «команда». А вы действительно можете сказать о своих заместителях и главах ведомственных структур, что это ваша команда?
— Командой внутри министерства я доволен почти на 100%. Время от времени ошибки были, но вы должны понимать, что большинство людей, которые к нам приходят — это, фактически, волонтеры. Они приходят, в первую очередь, чтобы помочь, потому что за эквивалент 200 долларов в месяц сейчас очень сложно найти действительно специалистов. К моим замам у меня на данном этапе вопросов почти нет, команда работает нормально, учитывая нынешние условия. На УЗ с приходом Завгороднего и нового правления ситуация кардинально изменилась к лучшему. Управляемость структуры хорошая… Если есть какие-то задачи, которые ставятся или министерством, или Кабинетом министров, или СНБО, я вижу моментальную реакцию, начиная от руководства и заканчивая конечными исполнителями. Вертикаль есть. В начале этого года не было ничего подобного, были разные шатания: у людей на уровне центрального офиса УЗ были одни цели, у людей в региональных железных дорогах — какие-то другие. На сегодня вертикаль работает, УЗ функционирует и нормально справляется со своими задачами.
— Насчет волонтерства — это как в старом анекдоте: «Так здесь еще и зарплату платят?» Мининфраструктуры — это, наряду с энергетическим и фискальным секторами, один из крупнейших перераспределителей денежных потоков. И должности в этом министерстве и вверенных ему ведомствах всегда были предметом политических торгов, поскольку обеспечивали доступ к огромным ресурсам. Ваши заместители — это команда, которую формировали вы, или шло распределение по квотам?
— Я их назначал. Никаких квот не было. Когда я шел на эту должность, сразу четко дал понять, что мне никто никого навязать не сможет. Людей я буду отбирать сам.
— И никто из участников коалиции на эти назначения не влиял?
— Пытались. Очень рекомендовали «добрых людей». Я с ними встречался. Но для меня приоритетом всегда была компетенция. Я хотел лучших. Например, у меня ушло два месяца на то, чтобы понять, кто обладает лучшей компетенцией в морской сфере. Я выбрал Юрия Васькова, несмотря на то, что там было много инсинуаций. В итоге мы в этом году сделали дерегуляционную революцию в портах. Реальный переворот.
— Тем временем, пока вы тут все переворачивали, «Маерск» ушел из Украины…
— Это было до… Мы уже начали переговоры о его возвращении. Мы убрали коррупционные схемы, из-за которых он, собственно, и ушел. Убрали «балластные воды», «комиссионный контроль» и прочее. Уже несколько тысяч капитанов и моряков разошлись по всему миру и рассказывают о том, что мы сделали в украинских портах.
— Тогда как среди ваших советников оказался бывший начальник вовлеченного в скандалы Ильичевского морпорта Юрий Крук?
— У Юрия Крука в Ильичевском порту довольно большой авторитет в коллективе… Мне как руководителю иногда приходится принимать очень сложные решения. Мне необходимо чтобы предприятия работали, приносили выгоду государству. Я не хочу вносить расколы в коллектив. И когда было принято решение о смене руководителя порта, я принял на себя репутационный риск, невзирая на всю шумиху в информационном поле, и сделал его своим советником на общественных началах. Для того чтобы на предприятии было спокойствие.
— Допустим. Но вы же не станете отрицать, что в отличие от министерских, посты в УЗ, Автодоре, Администрации портов распределялись все-таки по квотному принципу?
— Пытались. Но не получилось. Когда я шел на должность министра, была договоренность, что людей я назначаю сам и все решения принимаю сам. И ответственность лежит на мне. К сожалению, по каким-то направлениям была возможность быстрее поменять людей, а по каким-то это было очень сложно. Учитывая, что я не принимаю «настоятельные рекомендации», мне иногда пытаются ставить подножки, блокируя какие-то решения.
— А кто конкретно ставит подножки? И кто это может сделать профильному министру, если, например, не премьер-министр? Еще до вашего прихода, при прошлом составе правительства Арсений Петрович успел много где поставить своих людей. И кому, как не ему, выгодно, чтобы смена руководителей не происходила? Вы тут проводите бесконечные конкурсы, а нужные люди сидят на должностях и.о. или первых замов, продолжая контролировать денежные потоки.
— Я бы не демонизировал Арсения Петровича. В той же УЗ абсолютно новые люди. Из пяти человек только один когда-то работал в индустрии…
— Но до этого Максим Бланк, например, успел нормально там порулить.
— Да. До июля успел. Но мне удалось ситуацию изменить.
— А еще, по информации ZN.UA, все 6 компаний-«прокладок», созданных при УЗ еще во времена Януковича, работают до сих пор.
— Исторически УЗ доили все кому не лень, но очень часто с юридической точки зрения все оформляется идеально. Договора, штрафные санкции, акты выполненных работ и т.п. Мы постепенно с этим разбираемся, пересматриваем контракты. Что-то расторгаем через суды, что-то не продлеваем, когда заканчивается срок действия. Например, нашли договора, по которым дорога сдавала свои вагоны в аренду задешево, а сама в это время была вынуждена арендовать вагоны за границей по высоким ценам. На расторжение договоров по процедуре нужно время — в них прописаны штрафные санкции. Нельзя просто рубануть с плеча.
— Ладно, допустим, а по другим направлениям?
— В Укравтодоре у меня ушло девять месяцев на то, чтобы кардинально изменить работу. Сейчас пришел новый руководитель, который полностью разделяет мои идеи и взгляды министерства на реформирование, на темпы реформ. Раньше на обсуждение одной бумажки могло уходить полгода, что меня, конечно, не устраивает — у нас нет на это времени.
— Тем не менее, вы потратили 9 месяцев на то, чтобы поменять одного руководителя. А ведь вновь прибывшим нужно как минимум месяц-два, чтобы только войти в курс дел…
— Некоторые из этих людей уже были советниками до назначения.
— Допустим, но уже вовсю идут разговоры о скорой смене правительства, так много ли у них времени на то, чтобы успеть реально что-то сделать?
— Те процессы, которые мы запустили в УЗ, в «Автодоре», в портах — необратимы, их развернуть очень сложно. Корпоратизацию УЗ, над которой мы работали год, уже не остановить. Дерегуляцию в портах не отменить. Реформу «Автодора», которую я начал, очень сложно уже поменять. Масса процессов, которые уже запущены, идут, и они необратимы.
— Но все эти процессы можно просто спустить на тормозах. Необязательно что-то отменять, достаточно не выполнять.
— Можно... Но тогда возникнет очень много вопросов у простых граждан. Реформу «Автодора», концепцию которой одобрило правительство и дорожную карту, которую мы уже сделали публичной, разрабатывали вместе с иностранными специалистами. Это глобальное видение того, как в следующие 5 лет должны развиваться украинские дороги. Вектор запускается, и все должны начать работать. Если кто-то останавливается, на это должна быть причина. Почему работа остановилась? Мы не хотим европейские дороги? В чем проблема? Где логика?
— Мы хотим хотя бы нормальные дороги. У вас в отчете написано, что 97% из них в аварийном состоянии, и в любой европейской стране «Укравтодор» не вылезал бы из судов за выбитые колеса и лопнувшие шины, не говоря уже о более серьезных авариях.
— У нас за последние 10 лет недофинансирование на эксплуатацию дорог больше 80%.
— Но мы же постоянно берем кредиты на ремонт дорог. Не хватает?
— Смотрите,Всемирный банк финансирует трассу М-03 и часть от Киева до Полтавы уже профинансировал. В начале ноябряпринял решение выделить еще 560 миллионов долларов. 300 млн из 560-ти пойдет на участок Полтава—Харьков, и тогда у нас от Харькова до Львова будет качественная дорога. Это 3-й проект с ВБ. Еще часть этих денег пойдет на разработку 4-го проекта — это Львов—Херсон. А еще часть — на дорогу Кировоград—Николаев—Херсон, которой, по сути, не существует из-за большегрузных машин. Мы там отремонтируем дорогу, внедрим систему электронного весового контроля. Как в Европе поставим электронные рамки, которые в автоматическом режиме будут контролировать вес, и внедрим пилотную систему эксплуатации дороги. Поскольку большегрузный транспорт все равно будет ездить на этом участке, пусть даже без перевеса.
Трассы Одесса—Рени тоже практически нет. Мы уже начали делать объездной участок. Проблема этой дороги в том, что ее не обслуживали десятки лет — на многих участках там уже нет основания дороги, необходим капитальный ремонт. А капитальный ремонт — это от 3,5 до 4 млрд грн. Когда кто-то говорит, что там можно за 400 млн сделать верхнее полотно — это неправда. На этом участке есть ямы, в которые машина может заехать и ее вообще не будет видно.
— А сколько нужно денег, чтобы привести в нормальное состояние все украинские дороги?
— Чтобы за 10 лет реанимировать все дороги государственного значения, потребуется ежегодно тратить на их ремонт и обслуживание 40—50 млрд грн. На местные — еще 50 млрд.
Мы понимаем, что нужно сделать, чтобы у нас были нормальные дороги. Очень надеюсь, что будет проголосован закон, который их разделит, оставив 49 тыс. км дорог государственного значения, а остальные сделает дорогами местного значения.
— То есть сбросите балласт?
— Нет, балласт мы не сбрасываем. Мы передаем их вместе с деньгами и облдорами, то есть техникой, необходимой для обслуживания. Кроме того, местные органы власти в процессе децентрализации получают больше денег. В этом году они получили их столько, что даже не знают, что с этим делать.
— Ну, это спорный тезис. На чем основаны ваши утверждения? Они, скорее, не знают, какую дыру первой заткнуть…
— Я очень много езжу по регионам и вижу, что происходит.
— А нам они жалуются на хроническое недофинансирование и дефицит.
— В начале года жаловались. Сейчас — тихонечко сидят. Во Львовской области у нас уникальная ситуация: из местного бюджета потратили на дороги раза в три больше, чем из государственного. И откуда они, по-вашему, деньги взяли? Правильно — бюджетная децентрализация!
— Но, например, в Черниговской, Сумской, Николаевской и других областях не потратили.
— Не потратили. Нельзя сравнивать состоятельность Львовской и Сумской областей. Николаевская — да, она такая же состоятельная, как и Львовская, но в Николаевской фуры убивают дороги. Поэтому мы и ввели очень жесткие ограничения массы грузовиков и отправили туда мобильные пункты весового контроля. Один из таких пунктов простоял не больше двух часов: за это время наших инспекторов побили, а оборудование чуть не уничтожили. Так что пока в Николаевской, Херсонской, Кировоградской, Одесской областях не урегулируют вопрос весового контроля, там дорог не будет, сколько бы туда ни инвестировали!
— Известны случаи, когда пункты весового контроля спокойно за взятки пропускают «кого надо», увидев «правильные аргументы»...
— Со следующего года будет чуть больше 70 новых мобильных пунктов, плюс будут новые трансинспекторы с новыми зарплатами. Нам дают техническую помощь европейцы, мы закупаем новые машины, на которых будут установлены камеры наблюдения. Пропустить фуру, которую уже остановили и она заехала на весовой контроль, смогут только в двух случаях: если у нее все в порядке с весом, и это зафиксировала камера, или если был выписан штраф за перевес. Правда, и в этом случае фура никуда не едет, пока не разгрузится до нормы. Проблема трансинспекции, как и ГАИ — историческая. Она есть, и мы не решим ее, пока не увеличим зарплаты людям, пока не переподготовим трансинпекторов.
— А кто будет контролировать этих проверяющих?
— Камеры. Мы создали новую «Державну службу безпеки на транспорті», ликвидировав «Укртрансінспекцію» и «Укрморрічінспекцію». Люди автоматом в новую службу не переходят, только после прохождения тестов, собеседований. И самое главное — зарплаты у них будут такие же, как и у новых полицейских, потому что не может человек, работая за 1500 гривен, не брать взятки.
— А откуда будут выделены средства?
— Из госбюджета. Важный момент — выделенных средств недостаточно на следующий год, чтобы сформировать всю службу из 600 человек. Учитывая это, мы приняли решение — гнаться не за количеством, а за качеством. Будет меньше людей, но у них будут больше зарплаты.
Кстати, водители тех фур, которые ездят за рубеж, нам аплодируют. Ведь у них, как правило, качественные автомобили, подготовленные для прохода жесткого европейского контроля. Но внутри страны есть перевозчики, которые считают, что и 80 тонн возить по дорогам, которые в состоянии выдерживать максимум 40, — это нормально! А потом приходят к нам и заявляют, что из-за наших дорог ломаются их машины. И начинается торг, они предлагают платить по 10 тыс. грн в год с каждой машины. А мы им показываем расчеты, что нанесенный ими ущерб составляет 70 тыс. грн в год от одной машины. И так работать мы не будем. Если мы хотим жить в Европе, с европейскими дорогами, то и правила у нас должны быть европейскими. А у нас хотят ездить по «европейским» дорогам, а работать по старым «правилам».
— А подходы к формированию стоимости дорожных работ тоже обещаете европейские? В народе уже давно ходят легенды, какие деньжищи в асфальт закатываются…
— Приведу в пример отрезок Львов—Ивано-Франковск, через Бобрку. Мы его сейчас очень качественно сделали — применили метод ресайклинга. Так вот, в среднем у нас уходит на километр около 5-5,5 млн грн в зависимости от конкретных условий. Это уже с десятилетней гарантией дорога, без замены основания. То есть где-то 200—250 тыс. долл. Раньше, несколько лет назад, аналогичные работы делали за 700—800 тыс. долл. Рецепт трехкратной экономии прост: мы постарались привлечь к тендеру максимальное количество участников, что позволило нам существенно сократить расходы.
Сейчас делается участок Львов—Луцк через Радехов. Там будет использоваться практически та же методика, но стоимость получается уже где-то 4,5 млн грн. То есть европейский подход — это все делать прозрачно и не воровать.
Мы сделали прозрачные конкурсы, привлекли как можно больше людей, встретились со всеми подрядчиками и попросили их не закладывать коррупционную составляющую в стоимость, так как деньги им гарантированно заплатят и требовать откат с них никто не будет.
— Вам, допустим, откат не нужен, а завтра придет на ваше место кто-то, для кого это будет приоритет №1.
— Думаю, после того как мы раскрыли всю информацию, им люди уже не дадут. Вместе со Всемирным банком мы запустили проект CoST, который работает более чем в 15 странах мира. Нам на него выделили грант 125 тыс. долл. Он предусматривает раскрытие информации о строительстве — технологиях, сметах, расходах и т.д. — и ее анализ. Вы себе не представляете то количество простых граждан, которые следят за процессом. На сегодня мы дали обществу все возможные механизмы контроля.
Раньше как делалось — выделили деньги, освоили их за год, и никто реально не понимал, на что они ушли. Сейчас гражданское общество может спросить по каждому конкретному случаю, куда ушли деньги. Мы сделали интерактивные карты. Любой может посмотреть, в какую область, в какой район и на какую дорогу ушли деньги.
— Вы затронули вопрос тендеров. На самом деле многие регионы столкнулись с проблемой — нет желающих в них поучаствовать. Деньги вроде есть, но выполнить работу не получается.
— Если делать открытые и прозрачные тендеры, подрядчики придут. Я надеюсь, что мы существенно изменили отношение к госзакупкам, проведя довольно большое количество открытых тендеров. Плюс в этом году мы вернем старые долги подрядчикам за 2010, 2011 и 2012 годы, и я думаю, это тоже поможет укрепить доверие к государству. Моя задача до конца года — выйти по долгам в ноль, показать добрую волю.
Кстати, я много времени потратил на то, чтобы найти механизм компенсации этих задолженностей, а какие-то негодяи узнали, что все процедуры завершены и казначейство начинает системные выплаты, и пошли по рынку требовать с подрядчиков 15% за возврат денег, которые мы и так бы им заплатили. Пришли и к местным, и к иностранным компаниям.
— Так, может, стоит найти этих негодяев и назвать их фамилии? Ведь это вопрос вашей репутации.
— Это мой главный посыл для подрядчиков. Я не смогу исправить ситуацию, если они не скажут мне, кто конкретно это делает. К сожалению, в большинстве случаев люди боятся называть конкретные имена вымогателей потому, что потом с ними же придется работать. И в этом случае, пока работает такая круговая порука — процессы, к сожалению, обратимы. Придет другой министр, которому такие схемы будут выгодны или будет оправдательное решение суда, которое сохранит текущую ситуацию… Еще раз повторю: единственный инструмент борьбы со всем этим — создание условий для максимальной прозрачности и конкуренции.
— Насчет условий: вы обещали сделать их оптимальными для выхода новых игроков на рынок авиаперевозок, в частности лоукостеров. Что получилось?
—Мы многое сделали, чтобы создать на рынке альтернативу. Больше года был заблокирован процесс выдачи назначений на авиамаршруты, с лета мы его разблокировали. Перевозчики получили почти все, что хотели. Благодаря этому появилась еще одна украинская авиакомпания — «Атласджет». Открыли небо над Одессой и Львовом — главными после Киева туристическими магнитами. Любая компания может начать летать в эти аэропорты хоть завтра. Другое дело, что очередь не стоит. И причина в низкой покупательной способности украинцев. Из стран Европы мы на последнем месте по этому параметру. Когда поменяется экономическая ситуация, иностранные перевозчики придут на наш рынок. Мы говорили со многими компаниями, они заинтересованы. И с нашей стороны, с точки зрения регулирования рынка, преград никаких нет.
— Эксперты назвали подписание договора об «открытом небе» с США сомнительным достижением, которое никак не отразится на отечественном рынке авиаперевозок. Вы согласны?
— Не согласен. Более того, летом целую колонку посвятил этому вопросу. Основной аргумент «экспертов» в том, что сейчас нет ажиотажа на полеты между Украиной и Америкой, существующих емкостей хватает, а значит, нет смысла снимать ограничения. Но я как министр должен думать еще и о том, что будет завтра и послезавтра. Отношения с США будут только расширяться, Украина интересна американскому бизнесу. А это значит, что люди будут летать. И когда экономика в стране восстановится, то не только по деловым вопросам, но и в качестве туристов. Можно было, конечно, посидеть-подождать пару лет, пока вопрос станет остро. Но мы решили, что правильнее подписать «открытое небо» уже сейчас.
— К сентябрю 2015-го Мининфраструктуры планировало запустить пилотный проект по концессионному управлению ГП «Морской торговый порт «Южный». Но он так и не стартовал. Почему? И нужен ли нам такой проект, если, например, в отношении Южного порта четко просматривался единственный концессионер — Ринат Леонидович?
— Я уже много раз говорил, что по концессии «Южного», что по приватизации государственных стивидоров — у нас задача привлечь стратегического партнера с «умными» деньгами. То есть такого, который принесет в Украину современные технологии, будет развивать актив, наращивать количество рабочих мест, платить больше налогов в бюджет и т.д. И такие инвесторы обязательно придут, если проводить открытый конкурс, как по «Криворожстали». Нет задачи любой ценой избавиться от порта как можно скорее, есть задача найти стратегического партнера, который предложит государству наиболее выгодные условия. Если такой не появится на первом конкурсе, значит, будем проводить второй.
- Информация о материале
Підслідні чиновники Райніна знову віддали людині Ложкіна мільйони на очисні споруди
Департамент капітального будівництва Харківської облдержадміністрації 9 листопада за результатами тендеру уклав угоду з ТОВ «Центр Енергобуд» про додаткові роботи з реконструкції каналізації вартістю 2,81 млн грн. Про це повідомляється у «Віснику державних закупівель».
Будуть проведені додаткові роботи з реконструкції очисних споруд каналізації Малоданилівської селищної ради Дергачівського району. Передбачено виконання земельних та будівельних робіт, а також монтаж технологічного обладнання. Саме обладнання вартістю 9,49 млн грн. поставить створене у жовтні 2015 року ТОВ «Бест-Р», з яким відповідну угоду Департамент підписав 23 листопада.
Єдиним конкурентом ТОВ «Центр Енергобуд» на торгах було ТОВ «Кодем», пропозиція якого була на 0,35% дорожчою. Засновниками підприємства є Віктор Демченко та Елла Кутько. Раніше серед засновників був Микола Кожанов.
ТОВ «Центр Енергобуд» належить Андрію Ткаченко. У 2014 році він кілька місяців входив до складу Національної комісії, що здійснює державне регулювання у сферах енергетики та комунальних послуг (НКРЕКП).
За даними ЗМІ, до комісії Ткаченко потрапив по квоті голови Адміністрації президента Бориса Ложкіна. У свою чергу заступником голови АП у 2014 році працював і Ігор Райнін, який цього року очолив Харківську ОДА.
Зараз ТОВ «Центр Енергобуд» фігурує у кримінальному провадженні, відкритому за фактами розтрати бюджетних коштів у великих розмірах керівництвом департаменту капітального будівництва Харківської ОДА саме під час реконструкції Малоданилівських очисних споруд
Відмітимо, що в тендерній документації ТОВ «Кодем» вказало телефон 701-27-65, який також використовувало як контактний ТОВ «Спецводстрой», де генеральним директором був теж Кожанов.
Співвласниками фірми «Спецводстрой» є сестра Кутько Інна Морозова та Леонтій Антонюк, який раніше очолював Харківське обласне виробниче управління меліорації і водного господарства.
ТОВ «Спецводстрой» в 2014 році виграло тендер на реконструкцію очисних споруд каналізації Малоданилівської селищної ради вартістю 21,02 млн грн. На початку 2015 року на ці роботи додатково виділили ще 2,82 млн. грн.
Крім того, 28 січня 2015 року «Спецводстрой» підписало договір на обладнання для цих очисних споруд вартістю 15,17 млн. грн.
Минулого року міліція відкрила декілька кримінальних проваджень за ознаками привласнення майна та зловживання службовим становищем керівництвом фірми. Слідчі вважали, що роботи з реконструкції каналізації були завищені в рази. Крім того, правоохоронці вважать, що керівники ТОВ «Спецводстрой» діяли у зговорі з чиновниками департаменту капітального будівництва Харківської ОДА, а представник підприємства передавав керівнику цього Департаменту готівку на суму, яка складала 20-25% від отриманих бюджетних коштів. Так, слідство розслідує один епізод справи, коли власник «Спецводстрою» передав директору Департаменту більше мільйона гривень готівкою.
Зараз «Спецводстрой» проходить процедуру ліквідації. Кримінальне провадження по цій фірмі було об’єднано зі справою про розкрадання бюджетних коштів чиновниками департаменту капітального будівництва ХОДА на тендерах в 2013 році.
Нагадаємо, що в 2011-2015 роках Департамент капітального будівництва ХОДА очолював Євгеній Шахненко, який зараз займає посаду віце-губернатора і курирує будівництво в області.
- Информация о материале
Страница 652 из 2102
