Главная
Перспективы реинтеграции Донбасса
Тут опять начались разговоры о том, что Украине надо как-то срочно реинтегрировать Донбасс, решать встающие в связи с реинтеграцией проблемы и, значит, всячески изображать из себя прогрессоров на варварской планетке.
Естественно, вопрос о том, как помочь родной стране, тут же пророс буйным цветом разборок и срачей. Ничуть не желая влезать в те самые разборки и срачи, хотел бы разобрать пару использованных спорщиками аргументов.
Итак, аргумент первый.
Украина должна платить пенсии и социальные выплаты, иначе она не сможет вернуть Донбасс.
Ничуть не касаясь самой необходимости выплат, хотелось бы сказать, что аргумент весьма опрометчивый. Напомню, что война началась ещё тогда, когда дотации и пенсии платили и в Крыму, и на Донбассе. То есть как там будет идти процесс реинтеграции не зависит от того, платит Украина что-то или нет, что подтверждает примером из недавнего прошлого. Процесс реинтеграции в незначительной степени зависит от того, хотят и мечтают ли люди в будущем получать украинскую пенсию. Как процессу ползучей аннексии способствовало в незначительной степени то, что кто-то хотел получать более высокую российскую телевизорную пенсию. А, собственно, существует ли эта самая российская космическая пенсия или украинская в текущий момент, вторично, по сравнению с перспективой. После реинтеграции обещаем же платить? Значит, перспектива есть.
Кроме того, этот аргумент откровенно обидный, так как вешает вину за оккупацию на миллионы оставшихся в оккупации людей. Дескать, это вот они там чем-то недовольны и потому на оккупированной территории нет Украины и, как следствие, украинских пенсий и соцвыплат.
Однако это перекладывание вины – откровенная манипуляция, хотя бы по той причине, что настоящая причина оккупации весит 45 тонн, свистит при работе и оставляет на земле характерные следы. Это причина зовётся российский танк.
Именно российский танк удерживает контур российской оккупации Донбасса, а не мифические толпы пенсионеров или получателей соцвыплат. Именно российский бурят из Улан-Удэ горел в российском танке, закрывая крышку котла в Дебальцево, а не спецгруппа пенсионеров из Тореза. На широченных картах Дебальцевскую операцию чертили не жители общежития слепых из Макеевки, а анонимные российские офицеры из «штаба армии Новороссии».
В связи с этим у меня вопрос.
Как на наличие или отсутствие российского танка влияет выплата пенсий именно на оккупированной территории?
По-моему, никак. На российский танк хорошо влияет входящий в его башню 152-миллиметровый снаряд или «Стугна». Лучше парочку. А пенсии как-то вяло влияют.
На корпусе российского танка мелким трафаретом написаны претензии и по поводу следующего аргумента, который хотелось бы разобрать.
Этот аргумент звучит так: как только Украина выполнит пункты Минских соглашений, Кремль вернёт Украине оккупированную часть Донбасса. А для того чтобы выполнить пункты, надо начать платить пенсии, кроме того платить пенсии надо, потому что {разобранный аргумент номер 1}.
Если бы для Кремля весь вопрос был в выплате дотаций и пенсий, то войну не надо было начинать. Ну, вы же не хотите меня убедить, что Кремль начал конфликт, чтобы заставить Украину платить пенсии, которые Украина итак платила?
Значит, мы должны предположить, что у Кремля другая цель. Об этой цели они говорят прямо. Их цель – другая Украина. Об этом говорили и Захарченко, и Плотницкий, которым пишут тексты на Старой площади и российские дипломаты, которым, по сути, тексты пишут там же. Понимаете? Другая Украина. Кремль прекратит войну и вернёт кому-то что-то, когда Украина будет какой-то другой. Если внимательно посмотреть вокруг России, то можно понять, что Украина должна стать как Туркменистан или как Северная Корея, например. В крайнем случае, как Беларусь. Или как Казахстан.
Где здесь Донбасс?
Нынешняя активизация переговорного процесса целиком растёт из Европы, а значит, о каких-либо перспективах этой самой реинтеграции можно забыть. Европейские увещевание и обеспокоенность влияют на российский танк в среднесрочной перспективе даже хуже, чем украинские пенсии.
Собственно, основная претензия к этому аргументу вообще делает дискуссию бесполезной, поскольку звучит так: «А чо, Донбасс уже отдают?». Ну, все так спорят о том, что делать, когда возвратят, как будто это произойдёт в обозримой перспективе. А ведь для такой уверенности нет никаких оснований.
«Д/ЛНРией» рулят российские министерства. Они там пытаются наладить какие-то более-менее самостоятельные анклавы. Дополнительный украинский cash-in им как бы не помешает, но они же там российские порядки наводят не для того, чтобы потом нам всё это вернуть?
Откуда вообще это мнение взялось, что кто-то готов что-то отдать или выполнить свою часть Минских соглашений? Как мы помним, соглашения двусторонние, и не зря приложения к соглашениям заставили подписать и Великого Кормчего всех непризнанных республик бывшего совка.
Никакой готовности выполнять свою часть соглашений с той стороны не видно. Сурков откровенно заявил американцам, что границу Кремль Украине не отдаст, потому что в том момент, когда в Кремле кто-то скажет кому-то, что только готовится передать границу кому угодно, об этом будут знать все. Чекисты начнут делать cash-out, а «добровольцы» – скручивать смесители и вывозить мебель. Мы увидим самые большие крысиные бега в истории. Всё российское и упорото-пророссийское, что может ползать, ходить, ездить и не купило у Ахметова будущее, понесётся к заветной контрольно-следовой полосе хоть тушкой, хоть чушкой.
И вся российская игра сломается.
Кто-то скажет, что до «границы» ещё пункт о «выборах» есть. Да не вопрос. Давайте за выборы поговорим.
Насчёт выборов хорошо сказала говорящая по кремлевскому темнику голова Натальи Никаноровой, которая по совместительству ещё подвизается на поприще «министра иностранных дел ДНР»:
«Мы выступаем за то, чтобы в местных выборах участвовали только самовыдвиженцы, связавшие свою жизнь с Донецком и другими населёнными пунктами, где будет голосование. При этом все те, кто в составе Верховной Рады или иным образом от имени соответствующих политических сил поддерживал проведение АТО либо выступает за централизацию власти в Украине, к выборам допущены быть не могут».
Ничего из того, что сказала Наталья, в Минских соглашениях не написано. Потому что это вообще просто набор каких-то слов с невнятным юридическим смыслом. Связали свою жизнь с Донецком – это что вообще? Это скан сознания Рината Леонидовича?
Мы наблюдаем просто очередные хотелки Кремля, которые в переводе на человеческий язык звучат как: «Мы дадим провести только выборы без выбора».
То есть никаких уступок Украине Кремль вообще не предполагает. Кремлю комфортно и в нынешней ситуации. Ничего никому в ближайшем будущем Кремль не собирается ни отдавать, ни возвращать.
Условия Кремля мы принять не можем, поскольку даже авторитарный Кремль с трудом может позволить себе одного Кадырова, а Украина уж явно не может позволить себе аж целых двух. Даже если у них фамилии на –ко, –ий, а не –ов.
Танкист, сидящий в российском танке, никаких приказов не получал и не получит, потому что старперам в Кремле всё нормально. И будет нормально ещё пару лет, скорее всего. А на больше те старперы и не думают, ибо дилемма Насреддина.
Соответственно, как только Украина выполнит пункты Минских соглашений, произойдёт ничего. То есть вот вообще ничего, кроме роста внутреннего напряжения в нашей стране. Потому что чекисты к базовому списку условий новые условия добавляют ещё до того, как кто-то смог выполнить те, что есть.
Украине остаётся лишь очень правдоподобно имитировать выполнение своей части соглашений, поскольку Россия совсем ничего не собирается выполнять и не опускается даже до имитаций.
А зачем же тогда были заключены Минские, если никто не собирается их выполнять?
Не знаю, что там у Кремля за хитрая многоходовочка была, а Украина заключала перемирие, в первую очередь, чтобы снизить число потерь. Ну и чтобы заманить Россию на дипломатическое минное поле (и заманила). Мы не можем позволить себе терять по полсотни человек в день. Просто не можем, и всё тут.
Лучше воевать дипломатическими бумажками, чем людьми. Или чем деньгами.
Да, война идёт на Донбассе, но не за Донбасс. Не за территорию, как бы не убеждали всех в обратном пропагандисты Кремля.
Война идёт за Украину.
Война идёт за то, чтобы российский танк не засунул дуло прямо к вам в окно, а специально обученный идиот с башни не начал вам вещать, что ему срочно нужна какая-то другая Украина, потому что текущая своевольная дохрена и серьёзно оскорбила ребят из Кремля.
И все процессы – хоть нормализации жизни, хоть реинтеграции, хоть выплаты пенсий – упираются в российский танк.
И на российском же танке стоят ножки агитаторов.
А пенсионеров тут нет, как видите.
- Информация о материале
Вадим Кривенко: «Нові правила закупівель для АТО навіть у стадії експерименту дозволили державі зекономити мільярд»
19 квітня парламент України 239 голосами прийняв за основу законопроект № 4288, тим самим, із запізненням майже на три тижні, уточнивши правила держзакупівель для відомств, задіяних в АТО. Уточнення це тільки попереднє - адже проект іще не прийнято в цілому. Кореспондент «Цензор.НЕТ» спробував з'ясувати, в чому головна суть нововведень і чи стануть вони законодавчим актом.
- Пане Вадиме, правила державних закупівель, загалом, визначено водночас із Держбюджетом ще наприкінці минулого року. Чому тепер знадобився новий законодавчий акт, що пішло не так?
- Історія така. В грудні минулого року в рамках прийняття Закону про держбюджет прийнято також і Закон про держзакупівлі, що мав набрати чинності з 1 квітня. За цим законом, з 1 квітня всі держзакупівлі, в т. ч. пов'язані з АТО, треба проводити лише за процедурою Prozorro.
І все неначе нормально. Але, за цим законом, уся процедура має вкладатися в 60 днів - починаючи з моменту оголошення конкурсу.
- Ще в січні від джерел у Міноборони, причетних до появи цього закону, мені доводилось чути, що з 1 квітня він не запрацює, бо не встигнуть...
- Скажімо так: закон зобов'язує всі державні установи з 1 квітня працювати винятково на цій системі. Водночас, тому ж Міноборони дійсно дуже важко було б так працювати. Бо ми ж розуміємо, що таке 60 днів на конкурс. Якщо в нас зараз іде перехід з зимової солярки на літню, то, пробачте, за 60 днів уже літо майже закінчиться!
Тому в самому ж грудневому законі про держзакупівлі було чітко сказано, що для силових відомств, які задіяні в АТО, повинен існувати окремий закон, який передбачав би коротші терміни, ніж 60 днів. Але ніяк парламент не квапився такий закон прийняти, аж уже доки не настало 1 квітня.
Що пропонує проект № 4288? У першу чергу - новий термін для закупівель. Це - конкурсно-переговорна процедура. Досі у нас усі потреби військовослужбовця забезпечуються не шляхом тендерних закупівель, а шляхом так званої переговорної процедури. Тобто замовник і постачальник сідали за стіл і про щось домовлялись.
Проект 4288 робить процедуру прозорішою. В нього саме та ідеологія, що у всієї системи Prozorro. І, до речі, авторський колектив, загалом, той самий… А ключова річ - на процедуру закупівлі товарів чи продукції, які потрібні армії чи, припустімо, Нацгвардії, відводиться лише 14 днів.
Разом із тим, той законопроект, який ми прийняли 19 квітня за основу, містив деякі потенційні можливості для корупції та зловживань.
- Наприклад?
- Наприклад, не було прописано процедури оскарження рішень. Тому до другого читання готуються поправки. Власне, вони вже практично готові, їх розробляли й з участю Комітету ВР з оборони, й з участю Антимонопольного комітету. Що ми хочемо додати? Перше - процедуру оскарження. Причому як умов, так і процедури торгів, і визначення переможців.
Тобто всі стадії процесу можуть бути оскаржені в Антимонопольному комітеті. Це важливо, бо якщо, припустімо, технічні вимоги були початково прописані спеціально під одного постачальника, то інший тепер може це оскаржити. Крім того, ми чітко прописуємо, що критерієм перемоги на конкурсі буде не лише ціна.
- А і якість?
- Саме так. Ми будемо в поправках прописувати, що коли йдеться про так звані ринкові закупівлі, ну, скажімо, те ж дизпаливо, то тут критерієм є тільки ціна. Паливо куплять у того, хто запропонує найдешевше, ніяких додаткових критеріїв. Але якщо це питання, скажімо, стосується будівництва укріпрайонів - а такі ж закупівлі не робляться щодня - то можна вводити й інші критерії оцінки.
Ще одне важливе питання - застава. Кожен, хто хоче брати участь у конкурсі, вносить заставу. Ідея така: якщо ти переміг на конкурсі, але не зміг з'явитися на переговори та укладення договору, то тобі заставу не повертають. Бо вже були прецеденти…
- З підставними фірмами?
-Так. Виграла певна фірма - і не прийшла. Друга не прийшла, третя, дванадцята, і в результаті прийшли ті, «хто треба»… Таких маніпуляцій допускати не можна. Тому пропонується такий варіант: внесли заставу - не прийшли - прощайтеся з заставою.
- Як вираховується сума цієї застави?
- 0,1 % вартості можливого замовлення. При цьому сама застава вже передбачена діючим законодавством. Тому наше завдання - зберігаючи ідеологію та філософію чинного закону, скоротити термін до 14, максимум 20, днів, і водночас перекрити всі корупційні шпарини.
- На ваші відчуття, наскільки серйозна опозиція цьому проекту існує в парламенті?
- Скажу так: 19 квітня до проекту було висловлено багато зауважень. Але більшість цих зауважень, і навіть певні положення альтернативного проекту, який вносився депутатом Левченком (ВО «Свобода». - Ред.), ми врахуємо в другому читанні тими правками, про які я зараз кажу. Якщо є ще якісь питання, то ми наголосили: процедура другого читання цілком відкрита, нехай звертаються.
Є ще, звісно, Опозиційний блок, ну то ж вони в принципі голосувати за це не будуть, тут усе ясно.
- Гаразд, але як скоро може пройти це друге читання й прийняття проекту в цілому? Я розумію, що особисто вам хотілось би пошвидше, але якщо реалістично поглянути на речі?
- У максимально стислі терміни. На жаль, у нас там починаються травневі свята. Але у перший же пленарний день треба вносити проект в сесійну залу. За час, що лишається, є всі можливості його доопрацювати, визначитися з усіма правками, тим паче, вони в основному вже подані в Комітет (з економічної політики. - Ред.).
- Це - побажання. А чи має проект 4288 підтримку того ж Міноборони і, що важливо, президента?
- Так, безумовно. Загалом, і діючий закон, і нинішні поправки відпрацьовувалися разом із представниками Тендерного комітету Міноборони. І вони наполягають і просять нас якнайшвидше це прийняти, аби розблокувати систему армійських закупівель.
- Якою є, за вашими оцінками, «ціна питання»? Я маю на увазі - скільки держава зможе зекономити?
- Давайте виходити з того, що на сьогоднішній день бюджет національної безпеки й оборони - близько ста мільярдів гривень. Відкиньмо заробітні плати й таке інше, й вийде у нас, що закупівлі становлять близько половини.
Ось мені підказують - минулого року, коли цей наш підхід ще застосовувався лише кілька місяців, у вигляді експерименту, і то було зекономлено мільярд. Якщо тепер це все буде на базі закону, можна екстраполювати, яка вийде економія.
На щастя, в тому ж Міноборони і після зміни уряду лишились ті ж люди, лишилось і розуміння народних депутатів, і розуміння з боку Міністерства економіки. Тому надії в мене оптимістичні.
- Информация о материале
Зачем Гройсману шесть вице-премьеров
Изначальный текст Конституции Украины, принятый в 1996 г., говорил, что в состав Кабинета министров входят премьер, первый вице-премьер, три вице-премьера и министры. Однако ныне действующая редакция Конституции не ограничивает число вице-премьеров (хотя первый вице по-прежнему должен быть только один). В 2004 г., когда придумывалась конституционная реформа, потребность в увеличении числа заместителей главы Кабмина объяснялась переходом к коалиционному принципу формирования правительства: нужно иметь должности, которыми можно будет расплачиваться с младшими партнерами по коалиции.
Впрочем, реальная практика была несколько иной: должностями вице-премьеров нередко расплачивались с наиболее мощными группами влияния, имеющими большие бизнес-интересы и претендующими на значительную часть бюджетного пирога. Классическим примером может служить второе правительство Януковича, которое в 2007 г. насчитывало шесть вице-премьеров (включая первого вице-премьера Азарова), и все они являлись представителями Партии регионов.
У Арсения Яценюка оба правительства были в этом плане минималистичными: оба они начинали с трех вице и заканчивали двумя. В первом правительстве Яценюка пост первого вице занимал Виталия Ярема, который вскоре пересел в кресло генпрокурора, после чего вакансия первого вице так и не была заполнена. Два «простых» вице Владимир Гройсман (беспартийный) и Александр Сыч («Свобода») отвечали соответственно за региональную и гуманитарную политику.
Второе правительство Яценюка вообще обошлось без первого вице. Два из трех «простых» вице одновременно возглавляли министерства: представитель президентской команды Геннадий Зубко был поставлен во главе Минрегионстроя, представитель «Народного фронта» Вячеслав Кириленко — во главе Минкультуры. Еще один пост вице-премьера достался представителю Радикальной партии Олега Ляшко Валерию Вощевскому, однако его влияние было практически нулевым (к тому же он почти все время провел на больничном). Когда после выхода Ляшко из коалиции Вощевский подал в отставку, на жизни страны это никак не отразилось.
На фоне Яценюка, которому вполне хватало двух заместителей, новый премьер Гройсман со своими шестью замами (как у Януковича в 2007 г.) выглядит странновато. То ли это попытка увеличить свой политический вес, то ли, наоборот, это свидетельство его неполноценности и несамостоятельности на посту премьера. Еще более интересно и важно то, как эта трехуровневая система (премьер — вице-премьеры — отраслевые министры) будет работать.
На самом деле шесть замов Гройсмана не одинаковы по своему статусу и будут сильно различаться по своему влиянию. Эту шестерку можно разбить на три пары.
Вице с министерскими портфелями
Два заместителя главы Кабмина будут одновременно возглавлять министерства. Вновь назначенный первый вице-премьер Степан Кубив будет руководить Минэкономики, которое таким образом усиливает свой вес по сравнению с Минфином. В этом назначении отображается смена приоритетов прежде всего у западных доноров (и уже как следствие — у правительства Украины): раньше первоочередной задачей западной помощи была стабилизация украинской финансовой системы, теперь во главу угла ставятся экономические реформы. Кубиву придется отвечать за широкий круг вопросов — от приватизации до энергосбережения и от зоны свободной торговли с ЕС до электронной системы госзакупок.
Сохранивший свой вице-премьерский пост Геннадий Зубко по-прежнему будет руководить Минрегионстроем. Он будет отвечать, помимо прочего, за практическое внедрение политики децентрализации и строительные работы на Донбассе в случае реализации Минских соглашений. Под это тоже будет идти западная помощь. Например, еще в прошлом году был подписан меморандум о совместных намерениях правительства Украины и правительства ФРГ по несвязанному финансовому кредиту, где говорится, в частности, о 300 млн евро, которые «должны использоваться в первую очередь для инвестиций в восстановление и модернизацию инфраструктуры регионов восточной части Украины». Конкретные направления реализации проектов должны согласовываться в рамках двусторонней группы высокого уровня, которая с украинской стороны возглавляется вице-премьером — министром регионального развития, строительства и ЖКХ, а с немецкой — статс-секретарем Федерального министерства экономики и энергетики.
Без портфелей и без влияния
Остальные четыре вице-премьера не имеют министерских портфелей. Двое из них были министрами в предыдущем правительстве и теперь будут курировать свои бывшие министерства, по сути, дублируя вновь назначенных министров. Это Вячеслав Кириленко и Павел Розенко. Кириленко вернул кресло министра культуры Евгению Нищуку, который возглавлял Минкультуры в феврале-декабре 2014 г. и сейчас вновь получил этот пост по квоте БПП. Розенко был вынужден отдать кресло министра соцполитики одному из ближайших соратников Гройсмана Андрею Реве, который последние 10 лет работал заместителем Винницкого городского головы. Реальных рычагов влияния Кириленко и Розенко не получат, также не будут через них проходить финансовые потоки. Максимум, что смогут эти вице-премьеры, это пиарить свои партии — соответственно «НФ» и БПП.
Без портфелей, но с полномочиями
Существенно большими возможностями будут располагать Иванна Климпуш-Цинцадзе и Владимир Кистион. До перехода в Кабмин Климпуш-Цинцадзе являлась народным депутатом от БПП, была первым замглавы парламентского комитета по иностранным делам. Сейчас она получила пост вице-премьера по вопросам европейской и евроатлантической интеграции. В 2005 г. в первом правительстве Юлии Тимошенко уже существовала должность вице-премьера по вопросам евроинтеграции, занимал ее Олег Рыбачук, который не играл большой роли и не запомнился какими-то достижениями. Но Климпуш-Цинцадзе будет в более выгодном положении. На данный момент во всех министерствах есть должность замминистра по вопросам евроинтеграции, а в составе Секретариата Кабмина имеется Правительственный офис по вопросам евроинтеграции, директором которого является заместитель министра Кабинета министров Наталия Гнидюк. Поэтому Климпуш-Цинцадзе с самого начала будет располагать сетью подчиненных ей заместителей министров, в точности дублирующей структуру всего Кабмина. Поскольку в названии ее должности говорится не только о европейской, но и о евроатлантической интеграции, можно предположить, что она будет курировать также и перевод украинских Вооруженных Сил на стандарты НАТО (хотя, конечно, есть сомнения насчет того, насколько ей позволят вмешиваться в этот процесс). Кроме того, Климпуш-Цинцадзе будет влиять на распределение западной помощи, направляемой на европейскую и евроатлантическую интеграцию Украины.
Заметную роль должен получить и Кистион, хотя бы потому, что он входит в ближайшее окружение Гройсмана. С 2008 г. Кистион работал замом, а с 2011 г. — первым замом Гройсмана на посту мэра Винницы, в 2014 г. получил должность первого заместителя министра регионального развития, строительства и ЖКХ (министром тогда был Гройсман). В 2015 г., когда Гройсман был спикером парламента, Кистион перешел в Аппарат Верховной Рады на должность первого заместителя руководителя Аппарата — управляющего делами. Теперь он вице-премьер, занимающийся вопросами АТО и оккупированных территорий. Можно вспомнить прошлогоднюю эпопею со строительством фортификационных сооружений на линии фронта, когда каждая область имела свой участок работ, за который она отвечала. Сейчас подобные всеукраинские проекты будут входить в сферу ответственности Кистиона, также как и регулирование товарных и людских потоков на оккупированные территории Донбасса и Крыма и оттуда.
По настоянию БПП в состав Кабмина включен Вадим Черныш, который получил должность министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц. Для понимания ситуации стоит учесть слова руководителя проекта «Сильные общины Донетчины» Валентина Красноперова, который сталкивался с Чернышом в деле: «Это тот Вадим Черныш, который руководит Государственным агентством по вопросам восстановления Донбасса, у которого за почти год работы сайта своего нет. Это то агентство, о котором гугл индексирует лишь новости о его создании в июне 2015 г. и больше никакой серьезной инфы. Это тот Вадим Черныш, которого мы приглашали в июле на форум в Славянск. И который приехал только на открытие и забыл заглянуть на основную свою панель — «Проблема переселенцев». Короче, я скептично отношусь к такой инициативе с таким руководителем».
Хотя Кистион и Черныш будут дублировать другу друга и конкурировать за влияние, но позиции Кистиона, скорее всего, окажутся более сильными. Однако здесь заслуживает внимания еще один момент. Тот факт, что новый премьер Гройсман ставит одного из самых близких к нему людей на должность вице-премьера, ответственного за Донбасс (при том что уже имеется вице-премьер Зубко, отвечающий за региональную политику), а конкуренты Гройсмана в БПП тут же создают в противовес ему министерство с такой же сферой ответственности, говорит о том, что в этой сфере ожидаются большие перемены.
14 апреля сразу после формирования нового Кабмина президент Петр Порошенко приехал во Львов на открытие завода японской компании «Фуджикура» и там анонсировал свой телефонный разговор с канцлером ФРГ Ангелой Меркель и французским президентом Франсуа Олландом на тему имплементации Минских соглашений и «усиления миссии ОБСЕ, включая международный полицейский контингент». В тот же день Путин в ходе общения с россиянами в прямом эфире рассказал: «У нас не так давно был разговор с Петром Алексеевичем Порошенко, он предложил, это его предложение было, усилить присутствие ОБСЕ, в том числе его предложение, чтобы сотрудники ОБСЕ были с оружием на линии разграничения, и добиться полного прекращения огня. Я считаю, что это правильное предложение, мы это поддерживаем. Но нужно теперь с западными партнерами проработать, чтобы ОБСЕ приняло такое решение, значительно увеличило бы количество своих сотрудников и, если нужно, прописало бы в мандате возможное наличие у них огнестрельного оружия».
Перспектива выборов на оккупированной территории Донбасса под эгидой ОБСЕ становится все более реалистичной. А с ними — и перспектива западной помощи на восстановление экономики Донбасса и его политическую реинтеграцию в состав Украины. Развернувшаяся борьба за контроль над этими финансовыми потоками свидетельствует о том, что события на Донбассе будут разворачиваться быстро.
- Информация о материале
Старый-новый госплан для высшего образования
«О поставке продукции для государственных нужд» — именно так до 2012 г. назывался закон, по которому осуществлялось государственное финансирование высшего образования. Потом название закона изменили, однако принципы советского государственного заказа никуда не исчезли.
Абитуриент в ловушке
Систему государственного заказа не критиковал разве что ленивый. Она действительно законсервировала в себе острые проблемы.
Во-первых, объемы государственного заказа, которые определяют, сколько бюджетных мест будет выделено на каждую из более 130 специальностей, не основываются ни на каких релевантных прогнозах потребностей рынка труда. Единственные данные, которые по-настоящему учитываются, — это кадровые потребности самих вузов. Можно уверенно сказать, что на данный момент объемы государственного заказа намного больше зависят от того, сколько работает преподавателей в высшем образовании, чем от того, какие у нас экономические приоритеты и потребности рынка труда. Проще говоря, когда правительство, например, летом 2010 г., решило, что на экономике будет 13 тыс. мест, а на информатике — 6 тыс. мест, то не потому, что ожидали в 2016 г. на рынке труда приблизительно такой спрос на экономистов и информатиков. Так произошло потому, что примерно на такое количество мест подали запрос университеты, ибо столько мест было бы достаточно для обеспечения ставок их преподавателям и другим сотрудникам. Также были некоторые модные веяния. К середине 2000-х модно было увеличивать подготовку экономистов, юристов и менеджеров. Университеты видели, что абитуриенты с радостью идут на эти специальности, и соответственно корректировали запросы на бюджетные места. Чуть позже подумали, что экономистов и юристов слишком много, и приоритетными стали ІТ-специальности. Эти тренды до сих пор остаются загадкой для исследователей рынка труда. Такие специальности я выбрал лишь в качестве примера, на самом деле это касается всех отраслей без исключения. Таким образом, государство ежегодно делает вид, что знает, сколько понадобится бакалавров и магистров тех или иных направлений. А тем временем абитуриенты попадают в ловушку, так как после обучения их может постичь то, что плановики называют «перепроизводство», после которого им придется идти на «переквалификацию».
Во-вторых, объемы государственного заказа распределяются между университетами неконкурентным способом. Общий и главный принцип — инерция. То есть вузы получают большее или меньшее количество бюджетных мест чаще всего согласно динамике общего объема, которую они же и задают. Некоторую погрешность вносит приближенность к соответствующим министерствам, осуществляющим распределение. Иными словами, распределение бюджетных мест превращается порой в финансовый инструмент принуждения к покорности. Однако за этой более известной проблемой незаметной остается другая, намного важнее. Речь идет о том, что наличие бюджетных мест, которое является указателем для большинства абитуриентов, не является обязательным атрибутом лучшего высшего образования. Бюджетное место можно найти и в слабом, и в мощном вузе. То есть ежегодно летом происходит этакая спонтанная кампания по дезориентации абитуриентов.
В-третьих, план и факт имеют расхождения не только в количестве мест — в стоимости также. Бюджетные места бесплатны лишь для самих абитуриентов, а для государственного бюджета каждое из этих мест имеет свою стоимость. Логично было бы предположить, что инженерные, естественнонаучные и медицинские специальности стоят больше, чем гуманитарные или экономические, поскольку требуют серьезной материально-технической базы. Однако за годы планирований правительство так и не смогло установить определенные нормативы затрат. Поэтому расцвела система дисбалансов, по которой подготовка студента в системе МЗ стоит втрое меньше, чем в системе Минкульта, а подготовка юриста колеблется от
20 тыс. до 115 тыс. грн в год в зависимости от министерства, которому подчинен университет. Этот дисбаланс является результатом многолетнего лоббизма во властных кабинетах. При таких обстоятельствах материально-техническая база университетов лишена возможностей для обновления, а ресурсоемкие программы предоставляют намного худшее образование.
Можно вспомнить многие другие проблемы, однако эти три, по моему мнению, являются основными, и все остальные происходят именно от них. Вообще я не припомню, чтобы кто-то защищал систему государственного заказа. В этом, кажется, достигнут консенсус. Однако до сих пор остается без ответа вопрос альтернативы, по крайней мере, я не встречал описания системы, которая могла бы заменить «поставку продукции для государственных нужд».
Взгляд Минобразования
Об изменении подходов к финансированию и отходе от системы государственного заказа в Минобразования заговорили летом 2015 г. По итогам вступительной кампании заместитель министра Инна Совсун заявила, что «необходимо переходить к европейской модели… когда государство предоставляет финансирование университета, определяет приоритетные отрасли, а высшее учебное заведение само решает, какое количество специалистов оно может подготовить за государственные средства».
Прошло полгода, в министерстве появился новый руководитель департамента высшего образования, дела пришли в движение живее, и в начале апреля МОН опубликовало законопроект, вынеся таким образом на обсуждение свое видение альтернативы государственному заказу.
Так, финансирование высшего образования предлагают разделить на четыре отдельных потока: базовое финансирование, социальный фонд, фонд капрасходов и фонд государственной целевой поддержки. Последний является следствием полугодичной борьбы между коалицией и бывшими регионалами за то, кто даст больше льгот внутренним переселенцам и детям участников АТО. В результате несколько десятков тысяч граждан получили щедрый пакет бонусов: бесплатное обучение, общежития, социальные стипендии, льготные долгосрочные кредиты. Теперь это — головная боль правительства. О фонде капрасходов сейчас известно немного, но его действенность тоже будет зависеть от наличия средств и механизма их распределения — это все будет решаться в будущем на уровне подзаконной базы. Социальный фонд призван выделить средства на стипендии из общего потока финансирования вузов, чтобы университетам больше не приходилось выбирать, на чем урезать выплаты: на зарплатах, стипендиях или коммунальных услугах. Это едва ли не единственный позитив, связанный со стипендиальным обеспечением, потому что остальные изменения носят косметический характер.
Однако самое главное изменение — это базовое финансирование, поток, в котором будет идти большая часть государственного финансирования вузов. Именно он является альтернативой государственному заказу, которую предлагает Минобразования. В его основе лежит автоматизированное распределение государственных средств с помощью формулы, которая будет включать некий перечень показателей деятельности вуза. То есть не министерства будут решать, сколько средств получит вуз, а математический алгоритм вычисления доли финансирования каждого университета из средств, заложенных в Госбюджете на высшее образование. Чем лучшие показатели имеет вуз, тем больше средств он получает. Таким образом, формула ставит всех в конкурентные условия, а министерства лишены инструмента финансового давления. Общий подход вполне оправдан. Основная дискуссия развернется вокруг показателей, которые будут определены в подзаконных актах. На них остановимся позже. Замечу, что среди показателей есть параметр количества студентов в разрезе разных специальностей. Он предусматривает введение некоторых нормативов финансирования для более (и менее) ресурсоемких программ, чтобы устранить упомянутый выше дисбаланс.
Вместе с тем, к сожалению, в законопроекте сохранена система ежегодного планирования общих объемов бюджетных мест для каждой из 130 специальностей. То есть один из трех самых больших недостатков системы государственного заказа никуда не исчезает. Минобразования будет подавать предложение, а правительство за 30 дней до вступительной кампании будет издавать постановление с объемами — по сути, так же, как и сейчас.
Как же предлагают соединить планирование и распределение бюджетных мест с автоматизированным распределением средств по формуле? Доверить распределение мест самим абитуриентам. Законопроект заимствует отдельные элементы ваучерной системы, или, как ее привыкли у нас называть, «деньги идут за студентом». Летом во время вступительной кампании абитуриенты будут соревноваться за право учиться за бюджетные средства в общем рейтинге по результатам ВНО. На этот рейтинг будут накладывать приоритеты, выбранные самими поступающими, и лицензионные объемы, которые имеют университеты. То есть университет получит столько мест, сколько придет к нему поступающих. И с учетом того, что количество студентов есть среди показателей, которые учитывает формула, то зимой, когда, вероятно, будет происходить автоматизированное распределение средств, университет получит соответственно большую или меньшую сумму, в зависимости от своих показателей, в частности от того, сколько студентов в него пришло во время вступительной кампании.
Зачем в такой довольно нагроможденной схеме рудименты советского госплана? В Минобразования прекрасно понимают, что их прогнозы будут так же оторванными от потребностей рынка труда, как и в предыдущие годы. Однако определение общих объемов по каждой специальности им необходимо для сдерживания чрезмерного набора на специальности, на которые есть большой спрос украинских абитуриентов. Проще говоря, если вы определили 500 мест на журналистику, то за государственные средства университеты смогут набрать не более 500 абитуриентов. Если бы этого не было, то (на примере вступительной кампании 2015 г.) на бакалаврат по журналистике за бюджетные средства поступило бы приблизительно 2100 чел., а на психологию вместо 700 — 2300 чел. То есть это своеобразный инструмент для сдерживания «перепроизводства».
Однако таким он может казаться лишь тем, кто думает, что условные 500 мест на журналистику — это настоящая потребность, а 2100 мест — отклонение от нее. То есть для того, чтобы применять планирование, нужно знать реальные потребности. Собственно, именно поэтому система государственного заказа не работает. Не потому, что она советская, а потому, что мы живем в такое время и в такой стране, где прогнозирование кадровых потребностей в подробном разрезе специальностей с точностью до единицы целесообразно разве что в медицине и силовой сфере. Для остальных секторов (кроме нескольких индустрий, где есть стройные ассоциации, охватывающие весь бизнес) такое планирование не имеет большого смысла. Ведь, к сожалению, часто горизонт планирования бизнеса — это очередное изменение налогового или таможенного кодекса, выборы или отставка правительства. При таких нестабильных условиях большинство работодателей не могут сказать, сколько и кого именно им будет нужно через четыре–шесть лет.
Таким образом, в предложении МОН изложены некоторые изменения, которые теоретически могут обеспечить прозрачное и конкурентное распределение государственного финансирования между вузами и приблизить финансирование к ресурсным потребностям на разных программах, однако они не решают проблему оторванности планирования от потребностей рынка труда.
Концепция финансирования по результатам деятельности
Сама идея распределения финансирования по формуле, зафиксированной в министерском законопроекте, основывается на концепции государственного финансирования вузов по результатам их деятельности (performance-based funding), которую локализовал для украинских реалий аналитический центр CEDOS. Концепция дополнена четырьмя рецензиями от украинских и зарубежных экспертов, благодаря которым ее слабые места стали более понятными.
Концепция базируется на идее автономии университетов. Университетам нужно разрешить самостоятельно определять, какие образовательные программы финансировать за государственные средства. Самостоятельные университеты способны оценить потребности рынка труда в своих отраслях на своем локальном уровне и наладить сотрудничество с работодателями определенного узкого сегмента. А государство должно создать условия, при которых это сотрудничество становится выгодным для всех. Одним из таких условий является прозрачное и конкурентное распределение финансирования, при котором лучшие вузы получают больше средств. Уже более 40 лет эту задачу весьма неплохо выполняют математические алгоритмы в большинстве стран ЕС и большинстве штатов США. Именно они без вмешательства людей распределяют средства прозрачно, максимально приближенно к необходимым расходам, а также вузам, показывающим лучшие результаты деятельности.
CEDOS предлагает отказаться от планирования, оставив его только в силовой сфере, медицине и, возможно, для подготовки учителей. В силовой сфере существует закрытый цикл от обучения до трудоустройства. А в медицине есть довольно постоянные параметры, позволяющие повысить эффективность планирования. В частности, нам известны тенденции заболеваемости в Украине и фактическая потребность во врачах различных профилей в разных регионах.
У остальных кластеров экономики, если нет возможности отказаться от планирования, то его целесообразно постепенно переводить в категории прогнозов для широких кластеров, которые можно соотнести с определенными широкими областями знаний. Например, с десятью областями знаний по перечню Международной стандартной классификации образования. Самое главное, что такие прогнозы должны основываться на экономических приоритетах и учитывать спрос самих абитуриентов. Если государство определит некоторые кластеры экономики приоритетными, то их развитие невозможно без должного кадрового обеспечения. Зато спрос поступающих нужно не столько удовлетворять, сколько принимать во внимание и в первую очередь финансировать области знаний, необходимые по экономическим приоритетам, но по разным причинам недостаточно популярные среди поступающих.
Вместе с тем, чтобы уменьшить риски «перепроизводства», целесообразно ввести разумные рамки. Например, средства, определенные для приоритета ІT-сферы, университет не может направлять на программы по психологии или другие образовательные программы, не связанные с этим приоритетом.
Отдельной сверхважной темой являются показатели деятельности вузов, которые будет учитывать алгоритм. К величайшему сожалению, типичные показатели, применяемые в этой модели в других странах, в Украине обесценились. Мало кто отважится сказать, что у нас научные степени, ученые звания, поданные или зарегистрированные патенты, большое количество выпускников являются атрибутами качественного высшего образования. В нашей ситуации доверие чаще всего осталась там, где деятельность вузов оценивает третья сторона. К таким относятся рынок труда в целом и бизнес, иностранный университет или донор, студенты вуза и поступающие в него. У каждого из этих показателей свои недостатки и преимущества, но их объединяет одна черта — университет не имеет либо имеет намного меньшие возможности фальсифицировать или как-то «накрутить» эти показатели.
Трудоустройство выпускников конкретного университета можно отследить с помощью несложной синхронизации электронной базы образования и систем налоговой. То есть без каких-либо справок и участия университета или его студентов можно установить факт трудоустройства. При достижении некоторых условий можно принимать во внимание уровень заработка выпускников. Единственное, что представляется менее достижимым, — это определить факт трудоустройства по специальности. Ведь выпускник может быть вполне успешным в сопредельной сфере.
Прямое финансирование вуза бизнесом, международным донором или серьезное партнерство с мощным иностранным университетом — это довольно убедительное проявление доверия к украинскому университету. Если это доверие перевести в денежное измерение — например, учитывать долю поступлений от этих субъектов, то этот показатель становится вполне измеряемым и сравнимым. Почему бы государству не доверять тем, кто умеет считать деньги и трижды подумает, прежде чем финансировать какой-то из наших вузов?
При условии высокого уровня участия и непосредственного контакта с респондентом, без вмешательства администрации вуза, общенациональное анкетирование студентов становится надежным источником информации об оценке качества образования самими студентами, которую не способны дать всевозможные количественные показатели. Конечно же, такое анкетирование целесообразно проводить среди старших курсов.
Уровень знаний поступающих в тот или иной университет может показать, каких именно абитуриентов он отбирает и, собственно, какие поступающие доверяют этому вузу. На данный момент это один из немногих технически уже доступных способов оценивания деятельности вузов третьей стороной.
Не менее спорным вопросом являются показатели затратности различных специальностей и разных уровней. Если весовой коэффициент затрат между некоторыми уровнями высшего образования еще можно установить, то коэффициенты для специальностей — это, пожалуй, самое слабое место концепции. Слабость не в самой идее, а в том, что на сегодня не нашлось команды, которая могла бы разработать весовые коэффициенты по факту потребностей. Если этот вопрос не будет решен, то можно было бы позаимствовать международный опыт Австрии, Польши, Румынии, Чехии или Шотландии.
Нет возможности детальнее остановиться на недостатках и преимуществах каждого из этих показателей, поэтому предлагаю ознакомиться с полным описанием концепции, где также идет речь о необходимых условиях, при которых модель может работать стабильно.
Трудно предвидеть, каким будет законопроект, когда дойдет до парламента, и в каком виде документ попадет на подпись к президенту, если депутаты его поддержат. Однако весьма желательно, чтобы каждый, кто принимает решение в этом процессе, был максимально осведомлен о возможных последствиях как изменений, так и их отсутствия.
- Информация о материале
Уязвимая система. Как чиновники пытаются обмануть ProZorro
В феврале 2015 года был запущен пилотный проект системы электронных государственных закупок ProZorro, который должен был сделать закупки открытыми, прозрачными и доступными для всех.
За полтора года работы площадки сэкономлено более миллиарда гривен и проведено более 80 тыс тендеров.
Чтобы сделать электронные закупки обязательными, был также разработан закон «О публичных закупках», который парламент принял в конце 2015 года.
Согласно закону, с 1 апреля 2016 года к системе в обязательном порядке должно подключиться около 500 государственных организаций: это крупные предприятия и центральные органы исполнительной власти.
При этом попытки саботажа все равно продолжаются. Хотя официально многие заказчики заявляют о готовности проводить закупки прозрачно, многие из них продолжают искать способ, как обмануть площадку. В некоторых случаях им это удается.
ЭП проанализировала, какие слабые места есть у ProZorro, и как недобросовестные бизнесмены и чиновники пытаются это использовать.
Как хотят обойти
Оказывается, ProZorro вовсе не панацея. В МЭРТ неоднократно публиковали информацию о злоупотреблениях внутри системы. С подключением новых участников в министерстве прогнозируют увеличение недобросовестных закупок.
- Самая очевидная схема, которая используется, - разрыв тендера с победителем, предложившим низкую цену.
Например, не так давно «Морской торговый порт «Южный», проводя тендер с бюджетом 360 тыс грн и имея возможность сэкономить 58%, на следующий день после завершения конкурса дисквалифицировал сразу 12 участников и заключил контракт на 337 тыс грн с другой компанией, которая даже не торговалась.
- Заказчики ограничивают сроки подачи предложений и проводят тендеры ночью. Самый яркий пример - закупка постельного белья «Укрзализныцей».
Компания объявила о проведении электронных торгов 24 ноября в нерабочее время, обязав поставщиков подать все документы до 8 утра следующего дня. Пришлось, правда, дисквалифицировать одну из трех фирм, успевших податься. Чтобы не проводить торги, заказчики разбили одну закупку на четыре, стоимостью до 1 млн грн.
Тогда с помощью активистов из «Центра противодействия коррупции» данную закупку удалось отменить, хотя с менее известными заказчиками это не всегда удается.
- Еще один пример манипуляций - высокая ожидаемая стоимость, заявленная заказчиком, которая во время торгов существенно снижается.
«Экономия в отдельных случаях - около 50%. Такая большая экономия вызывает вопросы о формировании ожидаемой стоимости. Почему она такая высокая?» - спрашивает старший аналитик «Трансперенси интернешнл Украина» Виктор Нестуля.
О проблемах чрезмерной экономии говорит и руководитель проекта информации и мониторинга публичных закупок Дмитрий Паламарчук.
«Экономия не является целью - экономия со временем нормализируется. Экономия говорит о том, что у нас плохие планы. Если бы планы были нормальные, она бы не была такой большой. Очень большая экономия тоже может быть риск-фактором», - отмечает он.
- С заполнением тендерной документации по-прежнему возникает много проблем. Как неумышленных, когда заказчик не умеет правильно прописать то, что ему нужно, так и специально выписанных под конкретных поставщиков.
При этом многие заказчики не до конца понимают, что правила игры поменялись, и сейчас все их нарушения стали куда заметнее, чем это было пару лет назад.
Формы контроля
В команде ProZorro к этому были готовы, и с этой целью создали механизм риск-индикаторов, процедуру обжалования и систему общественного контроля.
«Сейчас все процедуры будут пропускаться через качественное сито, состоящее из многих разных показателей-звоночков. Если плохо - звоночек звенит. Если звенит 30 звоночков, то слышно», - говорит координатор и идеолог проекта электронных госзакупок ProZorro Александр Стародубцев.
В сфере контроля и пресечения нарушений создатели системы делали ставку на то, что лучше, чем бизнес, тебя никто не проконтролирует.
«Если пришел конкурент и увидел, что предмет закупки выписан под другого конкурента, он пожалуется. Если пришел конкурент, дал лучшие условия и его дисквалифицировали, он пожалуется. Это гораздо лучше, чем какой-то государственный контроль», - отмечает Стародубцев.
Сверхпороговые торги бизнес может обжаловать через АМКУ. Участник торгов, который считает, что его обманули, платит 5 тыс. грн., комитет рассматривает жалобу, а потом может отменить торги или приостановить их.
В случае допороговых торгов в МЭРТ существует комиссия по рассмотрению обращений. После того, как в комиссию поступила такая жалоба, юристы обязаны изучить документацию и связаться с поставщиком и заказчиком.
«Кроме того, оформляется протокол, направляются письма заказчику и в орган, который руководит заказчиком. Вся эта статистика накапливается. Мы планируем активизировать эту деятельность. Больше информировать. В случае сильно кричащих нарушений можем обратится в прокуратуру», - говорит Нестуля.
Второй принцип контроля - это открытый модуль, позволяющий анализировать и контролировать закупки всем желающим.
«Один из наших месседжей: люди, присоединяйтесь к мониторингу, у нас есть классные инструменты. Это модуль аналитики, риск-индикаторы, которые ставят красные флажки напротив потенциально неэффективного тендера», - призывает Нестуля.
Особенности системы
По сути, ProZorro - это центральная база данных, к которой подключены коммерческие площадки. Вне зависимости от того, к какой площадке подключились поставщики, информацию о торгах видят все участники процесса электронных закупок.
Работа с площадками выстроена таким образом, что они зачастую сами заинтересованы в том, чтобы привлечь к себе клиентов.
«Количество площадок растет, конкуренция повышается, для государства это огромный плюс. Площадки должны понимать, что это свободный рынок. Сильные площадки будут держать только те, кто будет стараться», - говорит руководитель проекта «Госзакупки онлайн» Самвел Акобян.
Уже аккредитовано пять площадок, еще 14 подали заявки на аккредитацию и в скором времени также могут появиться в системе.
Закупки проходят в форме аукциона: заказчик объявляет о закупке и выставляет срок, в течении которого потенциальные поставщики могут задавать вопросы касательно закупки.
После периода уточнений поставщики вносят в систему свои ценовые предложения, которые никто не видит. После этого проходит три раунда по понижению цены между участниками. Причем названия компаний-участниц раскрываются уже после последнего раунда, когда известна самая низкая цена.
В самой системе закупки делятся на допороговые и сверхпороговые.
Согласно закону «О публичных закупках», закупки на сумму до 200 тыс. грн. для товаров и до 1,5 млн. грн. для услуг считаются допороговыми. Все, что выше данной суммы, переходит в разряд сверхпороговых закупок.
В случае сверхпороговых закупок, кроме редукциона в виде открытых торгов, в некоторых случаях предусмотрены переговорная процедура и конкурентный диалог.
Также внутри ProZorro существует система тарифов. За поданное предложение участники платят площадкам от 17 грн. до 1 700 грн. в зависимости от стоимости закупки.
Часть денег площадки выплачивают ProZorro за поддержание центральной базы данных, часть ProZorro выплачивает площадкам, за успешно проведенную закупку. Площадки заинтересованы в том, чтобы ProZorro развивалась, и пока работают себе в убыток.
«Площадка работает в убыток, потому что существует колоссальный объем выездов, командировок, обучений, за которые мы деньги не берем», - говорит Акобян.
На прибыль площадки планируют выходить уже с 2017 года.
«Основная монетизация в будущем - консалтинг поставщиков и дополнительные услуги для них», - говорит руководитель торговой площадки государственных и коммерческих закупок Zakupki.Prom.ua Николай Жандоров.
ProZorro 2.0
Пилот показал себя лучше, чем можно было ожидать: к апрелю в системе ProZorro было более 4 тыс организаторов, проведено более 80 тыс тендеров на сумму более 16 млрд грн, а экономия составила около 1,3 млрд грн.
«По косвенным показателям участники торгов регулярно говорят нам, что стало значительно лучше. Также мы видим массовое присоединение компаний, включая международные, которые раньше в госзакупках не участвовали», - рассказывает Жандоров.
Хотя весь тот год, пока ProZorro работала в пилотном режиме, компании и ведомства не были обязаны подключаться к системе и могли тянуть до последнего, многие решили не дожидаться крайнего срока.
Кроме «Энергоатома» и Министерства обороны, к системе присоединились Киевская городская государственная администрация, которая является лидером по количеству закупок, Министерство инфраструктуры и все подотчетные ему предприятия, Днепропетровская ОГА, «Укргазвыдобування» и другие крупные компании.
В результате большинство из тех пятисот компаний и центральных органов исполнительной власти, которые должны были подключиться к ProZorro к 1 апреля, уже были внутри системы.
«По ходу пилотного проекта все компании имели возможность узнать, что такое ProZorro, подключиться, провести допороговые торги, попробовать, задать вопросы. Все, кто хотели, это сделали. На финише пилотного проекта у нас в системе было 4 тыс заказчиков», - отмечает Стародубцев.
При этом те 500 больших заказчиков, что подключились 1 апреля, - это половина всего рынка госзакупок. Остальные участники в виде местных органов власти, коммунальных предприятий и небольших госкомпаний перейдут на «новые рельсы» уже с 1 августа.
«Мы были готовы принять всех в систему 1 апреля, но не приняли. Мы понимали, что регионы столкнутся со сложностью. Регионы обсуждали: надо или нет, законно или нет. Занимались всякими глупостями вместо того, чтобы взять и попробовать», - говорит Стародубцев.
По этой причине до 1 августа в планах команды ProZorro объездить всю Украину с целью обучить людей на местах работать с системой, документами и поставщиками.
- Информация о материале
Хто з фізосіб буде сплачувати податок на нерухомість за 2015 рік у 2016 році
Як встановлюється ставка податку на нерухоме майно? Які пільги встановлено? Яким чином обчислюється податок податковими органами та чи передбачена відповідальність за його несплату?
Ставки податку
За загальним правилом ставка податку на нерухоме майно встановлюється відповідним органом місцевої влади (п. 266.5 ПКУ). Наразі її розмір не може перевищувати 3% мінзарплати, встановленої на 1 січня відповідного звітного року.
Звертаємо увагу! Якщо органом місцевої влади не прийнято рішення про встановлення відповідних місцевих податків і зборів, що є обов'язковими згідно з нормами ПКУ, такі податки до прийняття рішення справляються виходячи з норм ПКУ із застосуванням їх мінімальних ставок. Таке правило встановлено пп. 12.3.5 ПКУ.
У випадку з податком на нерухоме майно виходить, що у разі неприйняття рішення про встановлення ставок з податку на нерухоме майно мінімальною ставкою такого податку є 0%. Про такий підхід у визначенні мінімального розміру ставки податку на нерухоме майно говориться у листі МГУ ДФС від 23.12.2015 р. №27682/10-28-10-06-11.
Якщо ж місцевим органом влади встановлено відповідний розмір ставки податку на нерухоме майно, то слід пам’ятати про таке.
Наприклад, відповідно до рішення КМДА від 28.01.2015 №58/923 на 2015 рік було встановлено ставку податку на нерухоме майно у розмірі 1% від мінзарплати. Тож у 2016 році фізособи будуть сплачувати податок на нерухоме майно за 2015 рік у м. Києві за ставкою у розмірі 12,18 грн (1% * 1218 грн) за кожний кв. м бази оподаткування цим податком.
З усіма рішеннями місцевих рад можна ознайомитися за посиланням >>>. Також на цю тему ми писали у новині.
База оподаткування
Базою оподаткування є загальна площа об'єкта житлової та нежитлової нерухомості, в тому числі його часток (пп. 266.3.1 ПКУ). Для фізосіб база оподаткування визначається податковим органом на підставі даних Держреєстру речових прав на нерухоме майно або на підставі оригіналів відповідних документів платника податків, зокрема документів на право власності.
При цьому відповідна база оподаткування об'єкта/об'єктів житлової нерухомості, в тому числі їх часток, що перебувають у власності фізособи, зменшується:
а) для квартири/квартир незалежно від їх кількості - на 60 кв. м;
б) для житлового будинку/будинків незалежно від їх кількості - на 120 кв. м;
в) для різних типів об'єктів житлової нерухомості, в тому числі їх часток (у разі одночасного перебування у власності платника податку квартири/квартир та житлового будинку/будинків, у тому числі їх часток), - на 180 кв. м.
Тож від податку на нерухоме майно звільняються фізособи, які у власності мають перелічені об’єкти нерухомого майна в межах вказаної площі.
Для інших фізосіб на зазначені розміри кв.м буде зменшуватися база для оподаткування податком на нерухоме майно. Таке зменшення надається один раз за кожний базовий податковий (звітний) період (рік).
Пільги з податку
У 2015 році сільські, селищні, міські ради могли збільшувати граничну межу житлової нерухомості, на яку зменшується база оподаткування. З 01.01.2016 року виключили таку норму із пп. 266.4.1 ПКУ. При цьому залишилася без змін норма пп. 266.4.2 ПКУ. Ця норма дозволяє органам місцевої влади приймати рішення про встановлення додаткових пільг зі сплати податку на нерухоме майно як для фізосіб, так й для юросіб.
Не слід забувати, що у пп. 266.2.2 ПКУ наведено перелік об'єктів нерухомості, які не підлягають оподаткуванню податком на нерухоме майно.
Порядок сплати
Після обчислення податківці надсилають фізособам податкове повідомлення-рішення про сплату суми податку та відповідні платіжні реквізити за місцем податкової адреси фізособи (місцем реєстрації). Таке повідомлення-рішення має бути надіслано до 1 липня 2016 року для сплати податку на нерухоме майно за 2015 рік.
Відповідно до п. 266.10 ПКУ строк сплати податку фізичними особами - протягом 60 днів з дня вручення податкового повідомлення-рішення. Що чекає на фізосіб, які не сплатять такий податок до бюджету?
Оскільки сума грошового зобов'язання розраховується податковим органом, фізособа не несе відповідальності за своєчасність, достовірність і повноту нарахування такої суми, проте несе відповідальність за своєчасне та повне погашення нарахованого узгодженого грошового зобов'язання і має право оскаржити зазначену суму в порядку, встановленому ПКУ. До такого висновку на підставі п. 54.5 ПКУ дійшли податківці у роз’ясненні під категорії 106.07 ЗІР.
Обчислення суми податку
Обчислення суми податку з об'єкта/об'єктів нежитлової нерухомості, які перебувають у власності фізичних осіб, здійснюється податковим органом за місцем податкової адреси (місцем реєстрації) власника такої нерухомості виходячи із загальної площі кожного з об'єктів нежитлової нерухомості та відповідної ставки податку (пп. 266.7.1 ПКУ).
Пп. 266.7.1 ПКУ встановлено також інші особливості обчислення суми податку. А саме:
а) за наявності у власності платника податку одного об'єкта житлової нерухомості, в тому числі його частки, податок обчислюється, виходячи з бази оподаткування, зменшеної на відповідні кв.м відповідно до пп. «а» або «б» пп. 266.4.1 ПКУ та відповідної ставки податку;
б) за наявності у власності платника податку більше одного об'єкта житлової нерухомості одного типу, в тому числі їх часток, податок обчислюється виходячи із сумарної загальної площі таких об'єктів зменшеної на відповідні кв.м. відповідно до пп. «а» або «б» пп. 266.4.1 ПКУ та відповідної ставки податку;
в) за наявності у власності платника податку об'єктів житлової нерухомості різних видів, у тому числі їх часток, податок обчислюється виходячи із сумарної загальної площі таких об'єктів, зменшеної відповідно до пп. «в» пп. 266.4.1 ПКУ та відповідної ставки податку;
г) сума податку, обчислена з урахуванням пп. «б» і «в» пп. 266.7.1 ПКУ розподіляється контролюючим органом пропорційно до питомої ваги загальної площі кожного з об'єктів житлової нерухомості.
За наявності у власності об'єкта (об'єктів) житлової нерухомості, у тому числі його частки із загальною площею понад 300 кв. м (для квартири) та/або 500 кв. м (для будинку), сума податку, розрахована відповідно до пп. «а» - «г» пп. 266.7.1 ПКУ збільшується на 25000 грн на рік за кожен такий об'єкт житлової нерухомості (його частку). Детальні приклади щодо обчислення податку наведено в аналітиці >>>. Деякі нюанси були розглянуті й ДФС.
Ще раз наголосимо, що обчислюють суму податку на нерухоме майно саме податковий орган.
Приклад 1. У фізособи є квартира загальною площею 100 кв. м у м. Києві. Така фізособа сплатить за 2015 рік податок на нерухомість у сумі (100 кв. м – 60 кв. м) х 12,18 грн = 487,60 грн.
Приклад 2. У фізособи є два будинки, загальна площа яких становить 400 кв. м. Ці будинки розташовані у м. Києві. Фізособа сплатить за 2015 рік податок на нерухомість у сумі (400 кв. м – 120 кв. м) х 12,18 грн = 3410,40 грн.
Приклад 3. У фізособи є квартира у м. Києві, загальна площа якої становить 60 кв. м. Фізособа не має сплачувати за 2015 рік податок на нерухомість, оскільки на такий розмір площі встановлено пільгу з податку.
Приклад 4. У фізособи є квартира у м. Києві, загальна площа якої становить 70 кв. м., та будинок 100 кв. м. Фізособа не має сплачувати за 2015 рік податок на нерухомість, оскільки загальний розмір площі двох його об'єктів нерухомості складає 170 кв.м. Тож загальний розмір площі менше 180 кв.м., на які поширюється пільга.
- Информация о материале
Страница 554 из 2102
