Главная
Коррупция для служебного пользования…
Отстраненный ранее от исполнения полномочий тогдашним премьер-министром А.Яценюком фигурант крупного коррупционного скандала — глава Госэкспортконтроля Ю.Терещенко — приступил к исполнению своих обязанностей уже с новым правительством под руководством В.Гройсмана.
Необходимо напомнить, что в начале декабря 2015 г. во время получения взятки был задержан заместитель директора департамента экспертизы Госэкспортконтроля Украины С.Головатый. Подробности этого коррупционного скандала подробно описаны в статье Дмитрия Менделеева «Деньги, подпись, два ствола…».
Несмотря на громкое задержание и полученные в ходе проведения досудебного следствия материалы о системной коррупции в сфере экспортного контроля, задержанный чиновник в соответствии с судебными решениями вышел на свободу, а лица, в отношении которых получены неопровержимые свидетельства о их причастности к созданию коррупционных схем, как ни в чем не бывало продолжают работать на своих должностях.
Учитывая общественный резонанс, президент был вынужден в феврале 2016 г. обратиться с письмами в Генпрокуратуру, НАБУ и к правительству с требованием немедленно отреагировать на эти события и привлечь к ответственности выявленных коррупционеров.
После неоднократных заявлений главы державы о бездеятельности правоохранительных органов и руководителей правительства в борьбе с коррупцией, а также необходимости привлечения к ответственности выявленных коррупционеров, А.Яценюк, скрепя сердце (или кошелек), все же дал поручение Нацгосслужбе Украины с привлечением работников правоохранительных органов, секретариата КМУ и Минэкономразвития провести служебное расследование в Госэкспортконтроле о возможном ненадлежащем исполнении служебных обязанностей и превышении служебных полномочий главой службы.
Работа комиссии завершилась, как это принято, актом, который обязательно должен войти в историю как пример рождения коррупции от коррупции. Практически каждая страница этого загрифованного от общественности документа вполне может стать предметом для исследования следователями НАБУ. В случае, если к результатам проверки следователи НАБУ не смогут получить допуск, редакция еженедельника любезно представляет некоторые выдержки из этого чиновничьего опуса.
коМИССИЯ невыполнима?
Пестрый состав правительственной комиссии является неоспоримым свидетельством того, что перед ней и не ставилась задача выявить и тщательно исследовать деятельность чиновников Государственной службы экспортного контроля Украины. Следует отметить, что среди членов комиссии нет ни одного специалиста или эксперта, способного дать квалифицированную оценку функционирования системы экспортного контроля. Вполне возможно, что таким образом была реализована задача максимальной минимизации последствий ее работы для Ю.Терещенко.
После анализа акта складывается впечатление, что борьбой с коррупцией в исполнительной власти у нас в стране занимается только президент. Без его указания глава правительства даже и не подумал бы создать соответствующую комиссию по проведению служебного расследования по выявленным фактам коррупции и взяточничества высокопоставленных чиновников. Премьер-министр почти четыре месяца ждал, что проблема Ю.Терещенко рассосется сама собой. А ведь принятие решения о проведении подобных мероприятий предписано главе правительства Законом «О Кабинете министров Украины». Вряд ли у кого-то возникнут сомнения, что за четыре месяца нельзя не «подчистить» особо явные следы преступных деяний и уничтожить соответствующие улики. Вероятно, именно по вышеуказанным обстоятельствам, не найдя соответствующих уличающих материалов в Госэкспортконтроле, Нацгосслужба обратилась к администрации президента с просьбой предоставить информацию об имеющихся в администрации документах и материалах, в том числе переписку с правоохранительными органами по вопросам совершения коррупционных преступлений главой Госэкспортконтроля. Однако через четыре дня, на момент завершения работы комиссии, президентская администрация не удосужилась предоставить комиссарам улики в отношении преступных деяний Ю.Терещенко.
В связи с этим в акте служебного расследования отмечено, чтоинформация, изложенная в письме президента о наличии обоснованных подозрений в совершении коррупционных деяний Ю.Терещенко, не нашла своего подтверждения! Судя по всему, по мнению Нацгосслужбы и членов правительственной комиссии, администрация президента в Украине является хранилищем улик правоохранительных органов, и она должна была в кратчайшие сроки добыть и предоставить документальные доказательства преступлений. Может быть, комиссия ожидала получить от президента расписки в получении взяток высокопоставленным чиновником или хотя бы пачки меченных купюр, видеозаписи злодеяний, ну на худой конец — записи разговоров вымогателей?
В состав комиссии входили аж целых два оперработника Службы безопасности Украины. Да, именно той самой службы, которая поймала на взятке заместителя директора департамента Госэкспортконтроля С.Головатого! Той самой службы, которая проводила обыски в рабочих кабинетах и местах жительства подозреваемых в коррупции чиновников, обнаружив неоспоримые доказательства преступлений! Именно оперработники этой службы в ходе одного из обысков обнаружили досье на своего патрона — генерала В.Грицака, доложившего президенту о системной коррупции в Госэкспортконтроле! Так вот, два указанных мною представителя СБУ Владимир С. и Александр П. поставили свои подписи под актом, утверждающим, что президент изложил в своем письме информацию, которая не подтвердилась!
Может быть, я что-то пропустил, а Василий Грицак все еще глава СБУ?
Какие же выводы могла сделать комиссия, поставившая изначально под сомнение достоверность информации президента и председателя СБУ? Как и ожидалось, за три недели своей работы комиссары не нашли коррупции в деятельности Ю.Терещенко, а посему в связи с выявленными недостатками ограничились предложением привлечь его к дисциплинарной ответственности. Дословно вывод комиссии звучит так: «Комиссией не выявлены основания для вывода о причастности к коррупционным действиям главы Госэкспортконтроля Терещенко Ю.Ф.». Так что, Петр Алексеевич, пишите письма! Может быть, вас мародеры все же услышат!
Президенту, премьер-министру и главе СБУ на заметку…
И все-таки, несмотря на показательную либеральность правительственной комиссии к коррупционным проявлениям в Госэкспортконтроле, ее членов можно похвалить за открытие еще одной схемы мародерства.
Напомню, что предметом расследования стало немотивированное затягивание выдачи разрешений на экспортные операции предприятиям, что в конечном итоге создавало основу для клиентской «благодарности», стимулирующей ускорение деятельности чиновников Госэкспортконтроля.
Изобретательности коррупционеров-схемотехников можно только позавидовать. Вторая схема уже использует не разрешительную систему, а карательную.
Оказывается, Госэкспортконтроль в нашей стране наделен функцией проводить в предусмотренных законом случаях расследования, связанные с нарушениями субъектами осуществления международных передач товаров требований законодательства в сфере государственного экспортного контроля. Согласно действующему законодательству, по результатам таких расследований чиновники обязаны информировать соответствующие органы досудебного следствия. Ни в 2015-м, ни в текущем году подобной информации в правоохранительные органы из указанного органа исполнительной власти не поступало. Это зафиксировано в акте правительственной комиссии.
Что, не было никаких нарушений? Оказывается, были! Именно из-за выявленных подобных нарушений чиновники отказали в выдаче субъектам хозяйствования 275 документов разрешительного характера, что и должно было стать основанием для применения соответствующих санкций к этим предприятиям. При этом предприятия могут быть оштрафованы на значительные суммы, которые должны поступать в государственный бюджет. В 2015 г. чиновники составили всего 22 протокола о нарушениях, ограничившись при этом фиксацией наименее общественно опасных нарушений, предусматривающих штраф в сумме всего лишь 8500 грн.
А вот, например, своим личным решением Ю.Терещенко «простил» ПАО «Сентрасервис Продакшн Юкрейн» уплату штрафа в бюджет в сумме 2,695 млн грн. Подчиненные главы службы так «старались», что составили протокол лишь через четыре месяца после истечения предусмотренного годового срока привлечения к ответственности.
Аналогичным образом действовали сотрудники Госэкспортконтроля и с выявленными нарушениями во внешнеэкономической деятельности ГП «Антонов». В этом случае протокол был составлен лишь через полгода после выявления правонарушения, что и послужило основанием для закрытия дела.
Подобным образом закрыты дела по протоколам относительно ООО «Украинская спичечная компания» и ООО «Авиас». Это далеко не бедные компании, особенно последняя, входящая в бизнес-империю И.Коломойского.
В какую сумму обошлась государственному бюджету подобная «лояльность» Ю.Терещенко к нарушителям законодательства? А в какие суммы обошлись предприятиям «услуги» чиновников из службы? Как подобное всепрощенчество Госэкспортконтроля может быть квалифицировано по статьям Уголовного кодекса, это вопрос к правоохранительным органам. Надеюсь, что для проведения соответствующих мероприятий главам СБУ В.Грицаку и НАБУ А.Сытнику, а также будущему руководителю Генпрокуратуры не потребуется персональное письмо от Петра Порошенко для того, чтобы соответствующим образом отреагировать на обнародованные материалы. Надеюсь, что они не будут в данном случае ждать, как бывший глава правительства, четыре месяца.
Кстати, и о роли профильного министерства правоохранителям забывать не надо. Можно сделать много неприятных открытий.
Сколько стоит государству министерская бесконтрольность?
Напомню, что деятельность Госэкспортконтроля направляется и координируется КМУ через соответствующего профильного министра. В данном случае министра экономического развития и торговли. Естественно, за безобразия, творящиеся в службе, долю ответственности должен нести министр. Поразительно, но Минэкономразвития, отвечающее за формирование и реализацию политики в сфере экспортного контроля, почти четыре месяца хранило гробовое молчание и по истечении этого срока все же направило Ю.Терещенко письмо с требованием безотлагательно отстранить пойманного на взятке С.Головатого от исполнения обязанностей. Правда, к тому времени С.Головатый дважды был отстранен от своих обязанностей согласно определениям судов и уже уволился с работы по собственному желанию.
Стоит отметить, что для чиновников из этого ведомства, кроме «быстроты» реакции, еще характерна «подслеповатость и глухота».
О том, что чиновники Госэкспортконтроля ведут противоправную деятельность, жалобы от предприятий в Минэкономразвития начали приходить с конца 2015 г. Как отреагировали в этом ведомстве на поступающую информацию? Да никак! Просто проигнорировали! Естественно, что никто за это ответственности не понес. Более того, министерство так и не начало проверку жалоб субъектов хозяйствования. И это ведомство в нашей стране формирует политику во всей внешнеэкономической деятельности!
Да что там субъекты хозяйствования. Вероятно, в Минэкономразвития жаждут международных скандалов!
До сих пор в Госэкспортконтроле на рассмотрении находятся заявки на поставки изделий производства украинских предприятий для обеспечения реализации международных космических проектов в рамках поддержки работы Международной космической станции. Еще в феврале прошлого года НАСА направило письмо в НКАУ с просьбой содействовать ускорению вопроса обеспечения поставок комплектующих. Чем закончится поединок Терещенко и НАСА для Украины? Не думаю, что наши международные партнеры ограничатся только материальными санкциями.
Аналогичная ситуация складывается и с рассмотрением Госэкспортконтролем заявки белорусского предприятия «Белвнешпромсервис» на транзит через территорию Украины специзделий в ОАЭ.
К срыву выполнения контрактных обязательств и нанесению ущерба может привести затягивание рассмотрения в службе заявки на поставку изделий из Украины в адрес словацкой компании S.V.S. s.r.o. Об этой ситуации ZN.UA ранее информировало общественность.
Ни на один из этих фактов ни представители Минэкономразвития, ни работающие с ними в паре оперработники СБУ внимания не обратили. Как «не заметили» и многочисленных эпизодов нарушения порядка рассмотрения чиновниками экспортного контроля обращений субъектов хозяйствования относительно получения разрешительных и гарантийных документов, в том числе и тех, которые детально описаны в ZN.UA.
Нет никаких сомнений в том, что факты нарушений сроков и порядка рассмотрения обращений предприятий в Госэкспортконтроле носят системный характер, следствием которых является невыполнение Украиной внешнеэкономических контрактов. Но когда такие нарушения происходят при получении разрешений на импорт товаров военного назначения в рамках выполнения оборонного заказа, то действия чиновников необходимо рассматривать как посягательство на основы национальной безопасности. Если членам комиссии о таких фактах не известно, то приведу в качестве примера факт нарушений сроков при рассмотрении заявок ГК «Укрспецэкспорт» №28503301 от 24 декабря 2015 г. и ГП ГХВИФ «Укринмаш» №28533200 от 25 ноября 2015 г. на импорт товаров военного назначения для выполнения гособоронзаказа.
По расчетам «Укринмаша», в результате затягивания чиновниками экспортного контроля сроков рассмотрения разрешения на импорт товаров военного назначения по государственному контракту в интересах Минобороны материальный ущерб может составить 576 тыс. грн. А ведь оборонный заказ финансируется из госбюджета! Так, может, компенсировать эти убытки из карманов чиновников Госэкспортконтроля?
Надо отдать должное работникам Минэкономразвития, участвующим в проведении служебной проверки в составе правительственной комиссии. Даже унтер-офицерской вдове так не удавалось себя высечь, как это сделал чиновник этого ведомства некий В.Шмелев, подмахнувший акт, в котором поставил неуд за работу собственному ведомству. А ведь именно этот чиновник по функционалу занимается в министерстве сферой экспортного контроля и несет за все это прямую ответственность, и не только служебную.
Терещенко vs НАБУ: кто кого?
Напомню, что Национальным антикоррупционным бюро Украины проводится досудебное расследование в уголовном производстве №22015000000000347 от 02 ноября 2015 г. по признакам состава уголовного преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 368 УК Украины.
Досудебным расследованием установлено, что с конца октября 2014-го в Государственной службе экспортного контроля Украины функционирует преступная схема вымогательства и получения неправомерной выгоды от субъектов хозяйствования по их регистрации в качестве субъектов объектов осуществления международных передач товаров военного назначения и двойного использования и предоставления им разрешений (заключений) на право экспорта и импорта товаров военного назначения и двойного использования. При этом чиновники Госэкспортконстроля действуют по предварительному сговору с работниками Службы безопасности Украины и должностными лицами Министерства обороны Украины.
В этих двух абзацах максимально сохранены формулировки многочисленных определений судов из Единого реестра судебных решений. Сделано это специально для понимания того, что увольнение по собственному желанию из службы фигуранта коррупционного скандала С.Головатого никоим образом не сказалось на продолжении функционирования упомянутой преступной схемы. Никуда не делись остальные чиновники и работники Госэкспортконтроля, Минобороны и СБ Украины. Легким испугом отделался и сам Ю.Терещенко, который, сидя в своем теплом кресле, организует «круговую оборону» с использованием своего служебного положения.
Надо быть очень наивным, предполагая, что чиновники, причастные к коррупции, будут сидеть сложа руки и не предпринимать никаких действий по уничтожению в служебных кабинетах, электронных базах данных, местах жительства улик и доказательств их преступных деяний.
Закрадываются большие сомнения, что у следователей НАБУ хватит упорства довести это резонансное дело до конца.
В этом контексте уже сейчас пора бы начать изучение вопроса, как удалось правительственной комиссии проявить беспрецедентную лояльность к коррупционным проявлениям в Госэкспортконтроле и создать «очистительную грамоту» для высокопоставленных чиновников. Да еще и с грифом — «Для служебного пользования»!
От кого засекретили материалы служебного расследования правительственной комиссии чиновники Нацгосслужбы? Какие тайны скрывают они от общественности, президента, генпрокурора, НАБУ?
- Информация о материале
Харківська ТЕЦ-5 скупилась на 25 мільйонів у фірм, що фігурують в кримінальних справах
ПАТ «Харківська ТЕЦ-5» 29 квітня за результатами торгів уклала три угоди щодо придбання товарів та послуг загальною вартістю 24,45 млн грн.
Про це повідомляється у «Віснику держаних закупівель».
Зокрема, ТЕЦ-5 уклала угоду з ТОВ «Уника-Буд» щодо виконання робіт з модернізації обладнання хімводоочистки вартістю 7,86 млн грн.
Раніше ТОВ «Уника-Буд» було прописане у Донецьку та вигравало тендери у Держгірпромнагляду. Зараз фірма зареєстрована у Харкові, а її єдиним власником є Антон Афанасьєв. Крім того, правоохоронці підозрюють, що ця фірма використовувалася для виведення бюджетних коштів.
Єдиним суперником переможця під час торгів було ПП «Донремсервіс». Ще одна донецька фірма, яка перебралася до Харкова. Раніше серед її засновників був Володимир Кучеренко, а зараз підприємство записали на Ігора Толдінова. Останній був директором ТОВ «ТВО «Східбуд». Ця фірма фігурує як фіктивна в одному кримінальному провадженні з «Уника-Буд».
Також »Харківська ТЕЦ-5» уклала угоду з ТОВ «Техносервіс промгруп» щодо придбання кислотного катоніту марки КУ-2-8 по 43,2 грн/л на суму 2,59 млн грн. У відкритих джерелах можна знайти оголошення про продаж катіоніту цього ж ГОСТу по 35 грн/кг.
Організатори не допустили до торгів ТОВ «Балкантех», чия пропозиція була найдорожчою серед учасників торгів, через відсутність довідки про виконання подібних контрактів ТОВ «Балкантех» розташована у сусідній кімнаті з ТОВ «Уника-Буд» й записана на Віктора Онопрієнко. Ця фірма також фігурує у кримінальному провадженні, як й «Уника-Буд».
Єдиним конкурентом переможця стало київське «УАТП Медіанафільтр», пропозиція якого було дорожчою. Засновниками підприємства є німецьке «Акватон Анлангенбау ГМБХ» та Максим Занін.
Засновником ТОВ «Техносервіс промгруп» є Сергій Нестеренко, а підписантом Юлія Волкова. Ця фірма також фігурує у кримінальному провадженні разом з вишеназваними фірмами.
Також «Харківська ТЕЦ-5» уклала угоду щодо розроблення проектів з технічного переоснащення теплоелектроцентралі з ТОВ «Укрпроектенергомонтаж» вартістю 13,99 млн грн.
Єдиним конкурентом переможця було київське ТОВ «Укренергопром-3». Їх пропозиція була дорожчою. Бенефіціарами ТОВ «Укренергопром-3» є Олег Зуєв, Ірина Колядюк, Олександр Паршиков та Олександр Рау.
Засновником з ТОВ «Укрпроектенергомонтаж» є Надія Воронова, директором Віктор Рибальский.
Ця фірма стабільно виграє тендери у ТЕЦ-5 на проектування, а ТОВ «Укренергопром-3» є їх звичним єдиним конкурентом.
Нагадаємо, що ТОВ «Укрістгаз» у 2012 році придбало «Харківську ТЕЦ-5». Директором ТОВ «Укрістгаз» є Володимир Крупко, який є сином екс-міністра Кабінету міністрів Петра Крупка, що працював в обох урядах Юлії Тимошенко.
Це підприємство зареєстроване на австрійську компанію «Ітонс холдинг гмбх». Компанію «Укрістгаз» пов’язували з оточенням Юрія Бойка та Дмитра Фірташа. Австрійська фірма належить кіпрській компанії «San Posidanius Investments Limited» (Кіпр) і офшору «Ithuba Natural Resources Fund» (Кайманові острови).
Кінцевим бенефіціаром ПАТ «Харківська ТЕЦ-5» держреєстрі вказаний кіпріот Дімітріс Іоанідіс. Він є партнером Вадима Новинського в «Азов петролеум ЛЛС».
Крім того, ТОВ «Укрістгаз» володіє 75% ПАТ «Волиньобленерго». Ще 21% акцій обленерго має кіпрська «Garensia Enterprises Limited», яку ЗМІ пов’язують із Костянтином Григоришиним.
Під час останніх зборів акціонерів у 2015 році представником ТОВ «Укрістгаз» був Богдан Курінний. Крім того, членам набради стали Віталій Левченко та Євген Олександрович Тютюнніков. Він був засновником ТОВ «Лісічанська вода» й ТОВ «Рубіжанська вода». Його партнером у цих компаніях було ТОВ «Хімічно-промисловий альянс», яким володіє кіпрський офшор «Діренс Вентурес Лімітед» і Антон Чернецов. Вони ж володіють ТОВ «Таун Сервіс». За даними «Наших Грошей», ці фірми контролюються оточенням лідера фракції «Опозиційного блоку» Юрія Бойко.
- Информация о материале
Устоит до осени. Почему укрепляется гривна и как долго это продлится
К колебаниям курса гривны в пределах 1-2% в Украине уже привыкли, поэтому резонанс вызывают только более выразительные тенденции. В январе-феврале 2016 года гривна снова заставила украинцев понервничать, подешевев до 27,20 UAH/USD. Зато в канун майских праздников нацвалюта порадовала укреплением, которое, впрочем, продолжается с марта. «Этот тренд может говорить о начале оздоровления украинской экономики и является результатом вовремя принятых решений со стороны НБУ. В краткосрочной перспективе доллар продолжит постепенное снижение. Ситуативные курсовые колебания возможны, но НБУ имеет достаточно ресурсов для их максимального сокращения», - комментирует ситуацию исполнительный директор Независимой ассоциации банков Украины Елена Коробкова.
Но оптимизм относительно гривны разделяют не все опрошенные Фокусом эксперты. «Не думаю, что укрепление гривны будет устойчивым, поскольку оно не подкреплено экономическими факторами, прежде всего – долгосрочным ростом экспорта. Видимо, это временное явление, дальнейшее развитие которого зависит от экономической политики нового правительства и продолжения сотрудничества с МВФ», - уверен Анатолий Максюта, президент Экономического дискуссионного клуба, бывший первый заместитель министра экономического развития и торговли Украины. Многие финансисты сходятся во мнении, что существующий тренд может продержаться максимум до начала осени. Как и в прошлом году, с увеличением закупок топлива и природного газа в сентябре курс гривны снова начнет проседать.
Фактор роста
В пользу гривны сейчас несколько факторов. Закончились активная фаза посевной и отопительный сезон, а значит, снизилась потребность в крупных закупках за валюту энергоносителей. Перед новым сезоном трейдеры стараются распродать запасы урожая 2015 года, а аграрные компании заводили валюту в страну для обеспечения посевной-2016. В страну зашла валюта для докапитализации и поддержки ликвидности банков – именно с этим связана активная распродажа несколькими крупными финучреждениями на межбанковском рынке долларов. Финансовый рынок успокаивает также начало либерализации со стороны Нацбанка, уже отменившего ряд валютных ограничений и анонсировавшего снятие еще нескольких запретов, в частности касательно выплаты валютных дивидендов. Банкиры также рассказывают, что под анонсированную правительством приватизацию уже начали заходить первые валютные транзакции. Преимущественно это капитал украинского происхождения, в свое время выведенный в офшоры.
Но наиболее очевидные предпосылки для укрепления гривны создала не украинская, а глобальная экономика. «Основным драйвером стало повышение цены на металл и руду на внешних рынках с начала года, что также влияет на повышение цены на украинский кокс и чугун. Благодаря этому увеличивается приток экспортной выручки в страну», - отмечает заместитель генерального директора агентства «Кредит-Рейтинг» Ольга Шубина.
Фактически укрепление нацвалюты происходит за счет внешних факторов, на которые Украина не может воздействовать. А конъюнктуру глобальных рынков сегодня вряд ли можно назвать устойчивой и однозначной. «Мировой рынок страдает от перепроизводства и избыточных мощностей, особенно в Китае. Рост цен только усугубляет проблему, поскольку производители сейчас стараются максимально увеличить производство. В связи с этим нынешнее повышение стоимости руды и металлопроката может быть краткосрочным», - отмечает аналитик Uni Credit Bank Андрей Приходько. Падение цен на металл прогнозируется во второй половине 2016 года, из-за чего приток экспортной выручки в страну от металлургов существенно сократится. Подобное снижение предложения инвалюты может негативно повлиять на гривну уже осенью 2016-го.
Кроме экспортеров активно выбрасывают валюту на внутренний рынок украинцы. По информации Нацбанка, в марте 2016 года чистая продажа валюты населением (сальдо между покупкой и продажей) составила $259 млн, а за первые три недели апреля - $186 млн. Паническая скупка долларов в период их роста и последующая продажа на нисходящем тренде и раньше была характерна для украинцев. Однако, в последнее время накопленные доллары сдавали, чтобы совершить отложенные большие покупки или отдохнуть на майские праздники. Раньше, когда разница между наличным рынком и курсом межбанка достигала 30-50 копеек, банки с крупными сетями отделений активно скупали доллар у населения, переводили его в безналичную форму и продавали на межбанковском рынке, зарабатывая на разнице в курсах. Но после того, как и на межбанке упал спрос на доллар, а параллельно возникли еще и проблемы с обездвиживанием СКВ, финучреждения, которые раньше неплохо зарабатывали на таких операциях, начали выбрасывать на межбанковский рынок избыток доллара. Сейчас многие банки специально выставляют в своих обменниках низкий курс покупки валюты, чтобы население сдавало им как можно меньше долларов – они им попросту сейчас не нужны.
Пока граждане и экспортеры насыщают рынок, спрос на валюту остается умеренным. Импортеры снижают обороты и, соответственно закупку валюты, из-за падения потребительского спроса. С начала года объем импорта сократился на 33,9% — до $3,7 млрд. «С окончанием отопительного сезона снизилась потребность в покупке импортных энергоносителей, что всегда было дестабилизирующим фактором на валютном рынке. Экономика сжалась из-за падения объемов внешней торговли и валового внутреннего продукта. То есть, в стране попросту нет денег, чтобы создавать спрос на валютном рынке», - констатирует Анатолий Максюта.
Обычно в Украине на валютный рынок ощутимо воздействует политическая жизнь. Однако, сейчас опрошенные Фокусом финансисты скромно оценивают влияние формирования Кабмина Владимира Гройсмана на курсовые тенденции. «Назначение нового правительства для рынка важной новостью не стало. Все ждут первых шагов и возобновления сотрудничества с МВФ», - отмечает Елена Коробкова. Впрочем, внешние финансовые рынки уже реагируют на окончание политического кризиса в Украине: суверенные еврооблигации Украины подорожали на международных рынках. Например, доходность еврооблигаций с датой погашения в сентябре 2027 года составила 9,069% - что является минимум с января 2016-го.
Если бы не Нацбанк
Главным покупателем валютной выручки, которую в последние месяцы завели в Украину экспортеры и банки, оказался Нацбанк. За апрель на 13 аукционах регулятор выкупил $676 млн. В результате положительное сальдо интервенций и аукционов НБУ в апреле 2016 года стало максимальным с апреля 2011 года.
Опрошенные Фокусом финансисты сходятся во мнении: курс доллара мог бы просесть до 24 грн, если бы регулятор на межбанке выкупал меньше валюты.
НБУ таким образом решает две задачи - пополняет резервы и сохраняет курс, привлекательный для госбюджета и экспортеров. Курс гривны выше 24 UAH/USD в нынешних условиях привел бы к убыткам экспортеров, сокращению экспорта, а значит и валютной выручки, снижению налоговых и таможенных поступлений в госбюджет. В то же время еще более сильное укрепление гривны могло бы спровоцировать рост импорта, за которым могло бы последовать резкая девальвация нацвалюты, что критично для госфинансов. То есть сегодняшний курс гривны – оптимальный для Нацбанка, и он будет удерживать его на этом уровне пока у него будут возможности, а внешняя конъюнктура будет ему подыгрывать.
Пока кредитование МВФ стоит на паузе, валюта украинских металлургов и аграриев остается основным источником валюты в стране. «Сегодняшний рост экспортной выручки может быстро смениться резким падением при изменении конъюнктуры на мировых сырьевых рынках. Тогда НБУ сможет использовать для поддержки рынка выкупленную валюту», - объясняет стратегию регулятора Андрей Приходько из UniCreditBank.
В относительно благоприятных условиях на финансовом рынке регулятор берет курс на смягчение монетарной политики и снятие валютных ограничений. Недавно НБУ снизил учетную ставку на 3% до 19%. Более того, ожидается, что на следующем заседании по вопросам монетарной политики в конце мая 2016 года регулятор снизит учетную ставку до 16%. В планах Нацбанка и отмена запрета на вывод валютных дивидендов, действующего почти два года. Подобные шаги дают положительный сигнал о том, что экономика страны идет на поправку. Еще одной позитивной новостью стало согласие швейцарского Центробанка предоставить Украине кредит в размере $200 млн для пополнения международных резервов Нацбанка.
Что будет с гривной до конца года
Как бы ни радовала позитивная динамика курса гривны, об устойчивости тренда говорить рано. Риски для курсовой стабильности может создать как ситуация внутри страны, так и внешние факторы. Среди основных рисков: возможное падение цен на сырье и соответственно объемов валютной выручки экспортеров; повышение спроса на доллар со стороны импортеров из-за укрепления гривны, а также со стороны тех, кто уже давно запланировал вывод валюты из страны. Последнее вполне вероятно после снятия Нацбанком запрета на вывод валютных дивидендов – это решение ожидается в июне-июле, и точно спровоцирует повышение спроса на доллар. К этим рискам можно добавить продолжение паузы во взаимоотношениях с МВФ, отсутствие структурных реформ в стране, новый политический кризис, вероятность обострения ситуации на востоке и т. д.
«После распродажи валютной выручки за новый урожай, с началом активной закупки газа в подземные газохранилища накануне отопительного сезона осенью 2016 года высока вероятность нового витка девальвации, так как экономическая ситуация в стране остается сложной», - прогнозирует главный эксперт отдела операций на валютном и денежном рынках ОТП Банка Никита Мишаков. Впрочем, резкого обвала, как это было в 2014-2015 годы, экономисты не прогнозируют. До конца лета курс доллара, скорее всего, будет колебаться в коридоре 24-25,5 UAH/USD. А с сентября финансисты ожидают плавное удорожание доллара к концу года до 27-27,5 UAH/USD. Если Украина получит к этому времени очередной транш МВФ, а экономика наконец-то начнет выход из кризиса – девальвация будет меньшей, если этого не случится – гривна просядет еще больше.
- Информация о материале
Как суды наказывали взяточников при новой власти
Transparency International Украина и «Первая инстанция» проанализировали приговоры взяточникам, вынесенные в течение последних двух лет – с марта 2014 года по февраль 2016 года включительно – по статье 368 Уголовного кодекса («вымогательство / получение неправомерной выгоды»).
Согласно анализу Единого реестра судебных решений, за два года работы новой власти средний размер взятки (неправомерной выгоды) вырос на треть, а наказание судами за взяточничество ощутимо смягчилось. Например, средний размер штрафа для взяточников в прошлом году оказался даже ниже, чем средний размер неправомерной выгоды (19 тыс. гривен и 22 тыс. гривен соответственно). А среди пятерки подозреваемых в вымогательстве/получении взяток на сумму свыше 1-го млн гривен или 2-х млн. гривен, которые в 2014 — 2016 гг. оказались на скамье подсудимых, за решетку попал только один.
За два года – с марта 2014 года по конец февраля 2016 года – вынесено около 1000 приговоров по уголовным делам, открытых по факту получения, вымогательства или посягательства на получение неправомерной выгоды (вместе с решениями апелляций учтено примерно 60 решений апелляционных инстанций, которые пересматривали в этот период вердикты местных судов). На скамье подсудимых в течение этого времени успели оказаться более 1000 человек.
7 главных выводов исследования:
1) Средний размер взятки, несмотря на громкие заявления властей о борьбе с коррупцией, вырос: в 2014 году он составлял примерно 30 тыс. гривен, в 2015 году — примерно 40 тыс. гривен. Отчасти такую динамику можно объяснить тем, что чиновники нередко предпочитают взятку в иностранной валюте. Растет и общая сумма взяток (в 2014 году – 16 млн гривен, в 2015 году – 19 млн гривен).
2) Третья часть взяточников была наказана штрафом. Плохо это или хорошо иллюстрируют следующие данные: В 2015 году средний размер взятки за который чиновников наказывали штрафом, составил 22 тыс. гривен, а средний размер самого штрафа -19 тыс. гривен. То есть, средний штраф был меньше, чем средняя взятка. Можно ли это считать справедливым наказанием?! Даже в 2014 году соотношение «средняя взятка — средний штраф» выглядело иначе: 9 тыс. гривен — 22 тыс. гривен.
3) Только пятая часть обвиняемых в получении / вымогательстве / посягательстве на получение взятки оказались за решеткой (период: март 2014 года — февраль 2016 года). Вместе с тем, как известно, любая часть статьи 368 УК предусматривает возможность лишения свободы для взяточника.
4) Чем большую взятку расследуют правоохранительные органы, тем больше шансов, что чиновника оправдают. Например, средний размер взятки, получение или вымогательство которой было не доказано – составлял примерно 90 тыс. гривен как в 2014 году, так и в 2015 году. Как указано выше, средняя взятка коррупционеров, отделавшихся штрафом, составляла в 2014 году – 9 тыс. гривен в 2015 году – 22 тыс. гривен.
5) Средний срок заключения за взяточничество составил около пяти лет. Как известно, максимальный срок наказания за взятку составляет 12 лет тюрьмы. Такого срока за последние два года не получил ни один человек. Даже те, кто получил взятку в размере свыше миллиона гривен. Возможно, 12 лет тюрьмы –слишком суровое наказание за взятку, но это лишь еще один аргумент в пользу того, что следует менять законодательство.
6) В судах нет обобщенной практики наказания взяточников. Так, например, штрафом в 17 тыс. гривен суды наказывали как тех, кто получил взятку в размере менее одной тысячи гривен (как один из начальников пассажирских поездов «Укрзализныци» за перевозку товара), так и тех, кто брал десятками тысяч (например , заместитель начальника отдела матобеспечения Администрации Госспецслужбы транспорта получил 25000 гривен, а старший оперуполномоченный сектора уголовного розыска МВД Хмельницкого горотдела — 35 тыс. гривен ).
7) В ТОП-пятерке крупнейших взяток, которые находились на рассмотрении судов и превышали суммы в один или два миллиона гривен, за решетку попал только один вымогатель. Другие подсудимые были либо оправданы, либо отделались испытательным сроком.
Какие приговоры выносили судьи?
Оправдание — 9%
Тюремное заключением -19% (средний срок — 4 года 7 месяцев)
Испытательный срок — 38% (средний срок — 2 года 2 месяца)
Штраф -34% (средняя сумма — 20,5 тыс. Грн)
по годам:
2014 (март — декабрь)
Оправдание -7%
Тюремное заключение — 16% (средний срок заключения — 4, 7 года)
Испытательный срок -49% (средний срок — 2 года 2 месяца)
Штраф -28% (средняя сумма составила 22 тыс. грн)
2015 (январь — декабрь)
Оправдание — 12%
Тюремное заключение — 21% (средний срок заключения — 4, 7 года)
Испытательный срок — 27% (средний срок — 2 года 3 месяца)
Штраф — 40% (средняя сумма составила 19 тыс. грн)
2016 (январь-февраль)
Оправдание — 4,5%
Тюремное заключение — 38%
Испытательный срок — 8,5%
Штраф — 49%
Размеры взяток
Средняя сумма взятки – около 35 тыс. грн.
Общая сумма взяток – около 35 млн грн.
Размеры взяток по годам:
2014 (март — декабрь)
Средняя сумма взятки — около 30 тыс. грн.
Общая сумма взяток — около 16 млн. грн.
2015 (январь — декабрь)
Средняя сумма взятки — около 40 тыс. грн.
Общая сумма взяток — около 19 млн. грн.
Соотношение «наказание — средняя сумма взятки»
В 2014 году (март — декабрь):
Соотношение «тюремное наказание — средняя сумма взятки»
Средний срок заключения — 4, 7 года
Средний размер неправомерной выгоды, полученной осужденными к тюремному заключению — примерно 75 тыс. гривен.
Соотношение «наказание испытательным сроком — средняя сумма взятки»
Средний срок испытательного срока — два года и два месяца
Средний размер неправомерной выгоды — примерно 23 тыс. Гривен.
Соотношение «наказание штрафом — средняя сумма взятки»
Средний размер неправомерной выгоды – 9 тыс. гривен
Средний размер штрафа за неправомерную выгоду при этом: 22 тыс. гривен
Соотношение «оправдано – средняя сумма взятки (согласно обвинительному акту)»
Средний размер взятки (согласно обвинительному акту) – более 90 тыс. гривен
В 2015 году (январь — декабрь):
Соотношение «тюремное наказание — средняя сумма взятки»
Средний срок заключения — 4,7 года.
Средний размер неправомерной выгоды, полученной осужденными к тюремному заключению — примерно 94 тыс. гривен.
Соотношение «наказание испытательным сроком — средняя сумма взятки»
Средний срок испытательного срока — два года три месяца.
Средний размер неправомерной выгоды – примерно 38 тыс. гривен.
Соотношение «наказание штрафом — средняя сумма взятки»
Средний размер неправомерной выгоды: 22 тыс. гривен.
Средний размер штрафа за неправомерную выгоду при этом: 19 тыс. гривен.
Соотношение «оправдано – средняя сумма взятки (согласно обвинительному акту)»
Средний размер взятки (согласно обвинительному акту) — более 90 тыс. гривен.
Суд и судья, который чаще всего оправдывал:
Судья Киево-Святошинского районного суда Киевской области Александр Гришко признал невиновными:
— Сельского председателя Виты-Почтовой (Киевская область), обвиненного во взятке на сумму 400 тыс. гривен.
— Инспектора отдела внедрения новейших технологий Центра безопасности дорожного движения и автоматизированных систем при МВД Украины, обвиненного во взятке в 247 тыс. гривен.
— Ведущего инспектора Киево-Святошинского райотдела ГУ Государственной службы по чрезвычайным ситуациям Украины в Киевской области, обвиненного во взятке на сумму 32 тыс. гривен.
- Информация о материале
Топливная революция. Власти просчитывают последствия повышения цен на газ
Первыми решениями правительства Владимира Гройсмана стало повышение цены на газ для населения, а вместе с ним - увеличение цены продажи газа собственной добычи для «Укргаздобычи», и повышение социальных стандартов.
Эти решения по-разному повлияют на население, но оба они выгодны Кабмину.
Выравнивание цены на газ поставило точку в затянувшемся выполнении непопулярного требования МВФ.
Украинская сторона сможет использовать это решение в дальнейших переговорах с фондом о получении следующего транша кредита.
Повышение социальных стандартов - пряник, призванный задобрить население и снизить градус напряжения от непопулярного решения.
По такому же пути в свое время пошел, будучи премьером, Арсений Яценюк. Повышая в 2015 году тарифы, он предложил населению бонус в виде субсидий на коммунальные услуги. Тогда это снизило риски массовых протестов.
Не выходя за рамки
Повышение цены на газ повлекло за собой корректировку бюджета. Так, Кабмин увеличил доходы и расходы сметы на 6,7 млрд грн. В итоге доходы казны на 2016 год запланированы в размере 601,8 млрд грн, расходы - 674,5 млрд грн.
На вопрос ЭП о том, насколько изменения согласованы с МВФ, и как они отразятся на дефиците бюджета, Владимир Гройсман сказал: предельный уровень дефицита госбюджета не превысит согласованный с МВФ показатель - 3,7% ВВП. «Бюджет абсолютно сбалансирован», - подчеркнул премьер.
Правительство уменьшило поступления по НДФЛ на 0,4 млрд грн. Это результат отмены с 1 мая налогообложения пенсий.
В данном случае Кабмин сыграл на опережение. В марте Конституционный суд начал рассмотрение дела по представлению 48 народных депутатов относительно законности налогообложения пенсий отдельных категорий граждан.
«Если КС признает налогообложение пенсий незаконным, нам придется возмещать сумму уплаченных налогов c момента их введения. Так мы предотвратили возможный рост расходов», - сообщил ЭП источник в Минфине.
Кабмин увеличил доходы казны от ренты на газ на 3,8 млрд грн, налога на прибыль - на 1,2 млрд грн, НДС - на 2,1 млрд грн. Корректировка доходов произошла в расчете на дополнительные налоговые поступления от УГД.
Дополнительный ресурс решено направить на повышение соцстандартов. В 2016 году планировалось повышать их дважды на 6%: 1 мая и 1 декабря. В среду Кабмин решил отойти от этого плана и с 1 декабря повысил их на 10%.
Размер минимальной зарплаты по сравнению с маем 2016 года вырастет на 10,4% вместо предусмотренных 7%. Расходы госбюджета для Пенсионного фонда - на 577 млн грн до 145,5 млрд грн.
Также, по данным источников ЭП, Минфин готовит комплексные поправки в закон о госбюджете по итогам полугодия. На повестке дня - секвестр. Минфин, говорит источник, видит, что в зоне риска - доходы на сумму 40 млрд грн, в том числе по ренте с добычи полезных ископаемых и налогу на прибыль.
Субсидии ждут перемены
Еще одна строка расходов сметы - субсидии для населения. По информации Минрегионстроя, на конец 2015 года субсидии получали 30% семей. В 2015 году по сравнению с 2014 годом количество получателей субсидий выросло в 2,5 раза. Параллельно увеличиваются и расходы госбюджета.
Похоже, эта тенденция сохранится. Как заявил министр финансов Александр Данылюк, расходы на субсидии в 2016 году планируется увеличить еще на 5,2 млрд грн до 40 млрд грн. Сейчас субсидии получают около 6 млн человек. После повышения тарифов количество реципиентов может увеличиться до 7-7,5 млн.
В правительстве признают: система субсидий несовершенна. Задержки в расчетах приводят к долгам госбюджета перед коммунальными предприятиями. Кабмин видит необходимость менять правила. Начать планируется с монетизации остатков неиспользованной в отопительный сезон суммы субсидии.
«Минсоцполитики вместе с Минфином отрабатывают эту технологию. Все субсидии монетизировать будет трудно. Много рисков. Первый - ежемесячно нужно будет выделять «живые» деньги (сейчас взаимозачет по субсидиям происходит автоматически в системе. - ЭП).
Второй - выплату субсидий «живыми» деньгами будет тяжело администрировать. Третий - нет никаких гарантий уплаты гражданами этих средств по своим счетам», - сообщил в комментарии ЭП вице-премьер Павло Розенко.
А вот монетизация суммы экономии, по его словам, - это, с одной стороны, единовременный платеж в конце сезона, с другой - стимул для экономии.
Как сообщил Розенко, система прорабатывается и может быть применена только в 2017 году по окончании отопительного сезона 2016-2017 годов.
В качестве последствия от повышения тарифов вице-премьер не исключает риска неуплаты населением коммунальных услуг, но это может произойти «только с началом отопительного сезона».
Коммуникационная кампания, по его мнению, должна иметь три составляющие. Первая - четкое обоснование установления единой цены на газ. Вторая - обеспечение субсидиями всех, кто не может самостоятельно «вытянуть» цены. Третья - необходимость принимать меры по энергосбережению.
Пока есть полгода для коммуникаций с обществом. Насколько эта работа будет успешной, настолько и уменьшится риск кризиса неплатежей.
- Информация о материале
Глава департамента финансов социальных программ Минфина Андрей Рязанцев: «Около 60 млрд грн бюджета могут уходить на незаконные соцвыплаты»
В марте Министерство финансов начало верификацию социальных выплат. Включая переселенцев, которые в некотором смысле стали лакмусом давно существующей проблемы. Пилот по внутренне перемещенным лицам (ВПЛ) прошел летом прошлого года, в результате чего уже на первом этапе отсеялись 50 тыс. семей, что сэкономило бюджету более миллиарда гривен в год. В результате в меморандуме МВФ появилась отдельная строка о необходимости глобальной верификации соцвыплат в Украине. Кабмин Яценюка принял все необходимые постановления для ее проведения. На сегодняшний день речь идет уже о структурной реформе системы социальных выплат и контроля за ней, первым шагом которой и стала верификация.
С этой точки, собственно, и начался конфликт между Минфином, за которым сегодня законодательно закреплены функции по верификации, и Минсоцполитики, в пожарном порядке во главе с тогда еще министром П.Розенко затеявшем собственную проверку социальных выплат ВПЛ. На проблемах, двойных стандартах и манипуляциях, используемых в ходе проверок Минсоцем, завалившим создание Единого реестра переселенцев и открывшим люфт для злоупотреблений, мы подробно останавливались в прошлых номерах ZN.UA. («Переселенцы и недополитика«, «Мертвые души и живые деньги«). На том же, как П.Розенко после обнародования вопиющих фактов пересел в кресло вице-премьера, оставшись куратором Минсоцполитики, остановиться придется еще не раз.
Тем не менее первые результаты верификации уже есть. И даже на этом этапе они позволяют говорить о многолетнем выводе миллиардных сумм из бюджета страны под маркой социальных выплат. Чего здесь больше — халатности сменяющих друг друга министров или прямой заинтересованности чиновников и их партийных кураторов в глобальных коррупционных схемах, можно будет судить только по окончательным итогам верификации и реакции на них нового премьера В.Гройсмана. А также, будем надеяться, по выводам правоохранительных органов. Нам же в разговоре с главой департамента финансов социальных программ Минфина Андреем РЯЗАНЦЕВЫМ с помощью конкретных цифр и фактов удалось обозначить основные тенденции нарушений, а также спрогнозировать возможные суммы, утекающие из бюджета воюющей страны в чьи-то карманы.
— Андрей Викторович, если есть первые результаты верификации, то, надо полагать, проблема с доступом ко всем 24 базам, которые вам обязаны были предоставить госорганы, решена.
— Не совсем. Мы активно работаем с Пенсионным фондом, начали сотрудничать с Фондом социального страхования по временной утрате трудоспособности. Пошел поток файлов от Госказначейства. На сегодняшний день к любым деньгам, которые уходят из казначейства для выплат физлицам, прилагается электронный реестр, в котором указывается, что это за физлицо, какая сумма и на что ему перечислена. Однако не до конца сложилось с Госслужбой занятости. Мы еще не получили доступ к информации по выплатам инвалидам, к реестру актов гражданского состояния, к выплатам по рождению детей и др. Субсидии — закрытая зона, информацию на этот счет буквально добываем через государственные администрации. Тем не менее движемся достаточно быстрым темпом. На сегодняшний день имеем информацию о 15 млн 67 тыс. человек, получающих социальные выплаты. Это почти 30% от общего количества производимых государством соцвыплат, составляющего 48,4 млн единиц (некоторые граждане получают по несколько выплат). Работаем комплексно и уже видим тенденции по многим направлениям.
— Давайте как-то разграничим эти тенденции. Разобьем нарушения на группы.
— Первая группа, которую мы внесли в черный список, — социальные выплаты по утерянным паспортам. В эту группу попали только те, у кого дата потери паспорта раньше, чем: а) открытие счета в банке, б) назначение социальной выплаты. Версии две: либо по этим документам кто-то другой получает выплаты, либо это те же люди, имея на руках уже новый документ, дублируют какие-то виды социальной помощи. И то и другое возможно по причине разрозненности информационных баз социальных фондов. Эта группа на сегодняшний день составляет 31 тыс. человек. По этому источнику мы проверили 4 млн 29 тыс. человек. Если наложить выявленную пропорцию на
48 млн всех соцвыплат, то имеем потенциально более 372 тыс. выплат по утерянным документам. Целый город. И это только одна группа. В деньгах — около полумиллиарда гривен кто-то получает ежемесячно в карман по утерянным паспортам. В год — около 6 млрд грн.
Здесь логичен вопрос: если гражданин потерял паспорт десять лет назад и сейчас обратился, к примеру, за пенсией или какой-то социальной помощью, то на что он жил все эти десять лет? По переселенцам — тоже интересно. Утерян паспорт много лет назад, но вдруг этот же паспорт регистрируется на контролируемой территории как ВПЛ, и человек начинает получать пенсию. Но где он получал ее все эти годы? По какому документу? Ищем ответы. Безусловно, здесь может быть и часть людей, которые утеряли документы, но потом их нашли и не забрали заявления из органов МВД. Однако не единичны в этой группе случаи, когда утерянный паспорт попал в органы МВД в момент физической смерти человека. И на него сегодня производятся выплаты.
— Сколько переселенцев, «потерявших» свои документы, получают соцвыплаты?
— Из 31 тыс. человек, получающих пенсии по утерянным паспортам, 3 998 человек зарегистрированы как ВПЛ. То есть примерно 10% от проверенных. Таким образом, потенциально около 37 тыс. ВПЛ сегодня могут получать соцвыплаты по утерянным документам. При минимальной пенсии это более 44 млн грн ежемесячно, полмиллиарда в год. С учетом шахтерских пенсий может быть в разы больше. Отметились в этой группе несколько десятков пустых паспортов-бланков, которые были украдены в Донецке при захвате госучреждений. То есть визуально складывается впечатление, что это схема. И ею может пользоваться тот или те, кто по чужому паспорту получает социальные выплаты. Где-то же эти паспорта концентрируются. Наверняка это один из сегментов криминального рынка в стране.
— Предположим, человек действительно потерял паспорт, потом получил новый и пошел за выплатой, а кто-то в это время продолжает получать деньги по его старому документу. Но разве нельзя как-то сопоставить новые и старые данные? По фамилии, идентификационному коду, наконец?
— Если говорить о социальной помощи, то, повторюсь, поскольку у нас нет централизованной базы социальных выплат, становиться на учет и получать деньги можно бесконечно долго, по старым, новым, абсолютно любым документам. Переселенцев же, которые живут на оккупированной территории и утеряли документы либо умерли, мы вообще проверить не можем. То есть эти почти 4 тыс. человек (а потенциально, как мы уже уточнили, 37 тыс.), утерявших паспорта, могут реально проживать на оккупированной территории и не знать, что здесь их документами пользуются мошенники. Что касается идентификационных кодов, то здесь речь как раз идет о второй группе риска.
— Поясните.
— Группа людей, у которых отсутствуют, подозрительны или отменены идентификационные коды, составляет 75 тыс. 765 человек. Под подозрительными понимаются: а) наличие к одному коду двух разных людей, б) код к паспорту вообще не прикреплен, что ставит под сомнение природу происхождения паспорта, в) регистрационный номер закрыт, лицо снято с учета, г) дата рождения не совпадает с кодом и пр. Здесь речь идет либо о полном хаосе с документами, либо тоже — о схеме. На 4 млн 29 тыс. проверенных — 75 тыс. 765 подозрительных.
— На 48 млн выплат — почти миллион с проблемами кода?
— Правильно считаете. Но перейдемк третьей группе риска, которая напрямую касается выплат ВПЛ, у которых есть недвижимость на подконтрольной территории. Таких граждан мы насчитали 11 тыс. 924из 191 тыс. проверенных переселенцев. То есть, если рассматривать цифру опять-таки в проекции к общему количеству переселенцев в 1 млн 700 тыс., то на сегодняшний день около 100 тыс. ВПЛ могут иметь недвижимость на подконтрольной территории. И часть из них даже умудряются получать субсидии на эту недвижимость.
— И о чем это говорит?
— Очевидно, что это и есть та самая группа «переселенцев», которые уехали из Донбасса давным-давно, но достали свой паспорт и оформились как ВПЛ. Хотя априори не должны были попасть в категорию ВПЛ. Здесь еще одна интересная цифра. 24 тыс. 796 ВПЛ из тех же 191 тыс. проверенных переселенцев, у которых место получения социальных выплат и заработной платы на протяжении двух лет до момента начала АТО находилось вне зоны конфликта. То есть это опять-таки те люди, которые переехали раньше, но не успели обзавестись недвижимостью. И это потенциально ни много ни мало, а еще 200 тыс. липовых переселенцев, из-за которых страдают реально потерявшие свои дома люди. Вместе с теми, кто обзавелся недвижимостью, это уже 300 (!) тыс. человек, которые годами живут на подконтрольной территории и сегодня как минимум получают 135 млн грн помощи в месяц из госбюджета. 1млрд 600 тыс. в год! И все это результаты мониторинга по формальным признакам. И, скорее всего, мы говорим о живых людях, которые не имеют права на выплаты. Но сколько нам еще предстоит открытий, связанных с «мертвыми душами», количество которых станет понятно уже в июле, когда все ВПЛ, получающие пенсии, пройдут физическую верификацию в Ощадбанке.
Но к этому мы вернемся чуть позже, а сейчас замечу, что четвертая группа риска также касается ВПЛ. Речь идет о 13 тыс. 150переселенцах, депозиты которых составляют более 10 прожиточных минимумов (13,7 тыс. грн). Абсолютно согласен с тезисом, что планку нужно разумно поднимать. Более детально можно будет говорить об этой группе, когда проверим всех и разобьем ее по диапазонам. Однако вряд ли и после этой операции станут понятны миллионные депозиты «переселенцев». А таких достаточно.
Оставив переселенцев на какое-то время в покое, уточню о наличиипятой группы граждан из категории так называемых субсидиантов. Безусловно, нам еще предстоит выяснить, как так получилось, что газа мы потребили на 18 млрд грн, а субсидий выдали на 27 млрд. Однако уже сейчас есть прямые вопросы к 115,3 тыс. граждан (из 2,48 млн проверенных), которые приобретали недвижимость, землю на суммы более 50 тыс. грн в течении 12 месяцев перед обращением за субсидией. Исходя их того, что всего субсидии получают около
11 млн человек, можно предположить, что более 500 тыс. из них — достаточно зажиточные льготники. А если проверить всех субсидиантов на приобретение недвижимости, земли, автотранспорта, водных суден и самолетов? Боюсь, и здесь открытий будет предостаточно.
— Так какие и кому мы здесь можем предъявить претензии?
— В чем суть действующей системы социальных выплат? Ее части не пересекаются. В этом основная проблема. То есть человек может всю жизнь работать и не знать, что кто-то за него получает какие-то социальные выплаты, числясь в Минсоцполитики малообеспеченным. Централизация базы всех социальных выплат должна была произойти уже давно. На это выделялись деньги в 2012 г. В последние два года также шла речь о создании единой социальной платформы, под которую давно выделил средства Всемирный банк. Но дата запуска почему-то постоянно переносится. Теперь речь идет уже о 2017–2018 гг.
— За два года новой власти и войны не создан не то что Единый реестр всех социальных выплат, но даже единой базы переселенцев в Украине до сих пор нет. Управляемый хаос. Выгодный бизнес.
— Как госслужащий, я вряд ли могу оперировать такими понятиями. Только цифрами и фактами. Итак, краткий итог-прогноз по цифрам. Мы отработали 4 млн 29 тыс. выплат, в их числе 342,2 тыс. выплат, к которым у нас есть разнообразные замечания. Это около 9% от проверенных. А 9% от 48,4 млн всех соцвыплат — это 4 млн 356 тыс. выплат с подозрениями. Не менее 5 млрд грн потерь в месяц, если брать минимальную пенсию. То есть, исходя из наших сегодняшних прогнозов, около 60 млрд грн бюджета могут уходить на незаконные соцвыплаты.
— При том, что финансирование Министерства социальной политики продолжает увеличиваться. В 2015-м на нужды ведомства выделили 91,3 млрд грн, а в 2016-м — 153,1 млрд грн. Из которых больше трети уходит непонятно кому?
— Все прогнозируемые цифры — это, безусловно, много.
— Это шок.
— Однако говорить более предметно мы сможем только после окончания процесса верификации. Большая проблема еще и в том, что база соцвыплат (точнее, ее нецентрализованные разрозненные части) и система контроля за начислением и осуществлением выплат находятся в одних руках — Минсоца. По сути, закрытой наглухо системы. Там нужна не то что проверка, там нужна полная перезагрузка. Необходимо создать единый фронтофис, единую высокотехнологичную организацию, сократив 120 тыс. работников и 124 разрозненные организации. В результате чего, нажав на одну кнопку и задав одну фамилию, можно будет получить исчерпывающую информацию о физлице, которое имеет социальные льготы. А также о его статусе, исходя из открытой информации всех госреестров, и о правах претендовать на какой-либо вид социальной помощи. Так работает система в Европе. Что касается социального инспектората, то он необходим как отдельный госорган.
Сегодняшняя модель социального инспектората неэффективна. 1300 человек сидят в районах и теоретически должны «стучать» на работников социальных служб, которые сидят рядом с ними. У половины социнспекторов нет даже компьютеров. Люди пишут запросы руками, как в XVIII веке, выявляя аж 0,9% нарушений. Предсказуемо. Как, впрочем, вполне предсказуемы и результаты нашей верификации. Нельзя держать риски там же, где ты держишь продажи. Иначе конфликт интересов, помехи формированию социальной политики в целом. Продавец социальной помощи и инспектор-контролер — это разные функции. Находить людей, которым нужна помощь, и бороться с жуликами — это разные функции. Универсальные солдаты бывают только в кино.
— Под отдельным государственным органом вы подразумеваете не Минфин случайно?
— Нет, конечно. Минфин — над процессом. Минфин на самом верху отслеживает тенденции и дает рекомендации. У него высокие технологии, большой поток информации и пр. Это уже общий мониторинг, потому что нельзя дать каждому органу доступ к такому широкому пласту информации.
— То есть сейчас вы просто поможете выстроить систему?
— Да.
— Вы как-то соприкасаетесь с Минсоцполитики, продолжающим собственную пиар-верификацию ВПЛ?
— Мы не видим где эти сокращенные люди. Количество ВПЛ в реестре, который мы получили пару дней назад, почти не отличается от анонсированного Минсоцем ранее. Более полутора миллионов. К тому же, если следовать заявленной логике нынешнего вице-премьера и на самом деле всем людям, зарегистрировавшимся как ВПЛ, но реально проживающим на оккупированных территориях, не платить те же пенсии, то мы совершили бы большое открытие. Количество ВПЛ оказалось бы ничтожно мало, а суммы государственных выплат по этой статье были бы мизерными.
В качестве аргумента приведу всего один факт. Из 40 тыс. переселенцев, которых мы проверили на предмет пересечения линии разграничения, 25 тыс. никогда не попадали на территорию Украины. Если верить данным Погранслужбы. Еще часть имеют двойные пересечения в одну или другую сторону, два въезда или два выезда. Что абсурдно, потому что нельзя постоянно выезжать или въезжать. А также достаточно тех, кто постоянно нарушает 60-дневный коридор. В результате из 40 тыс. только 3 911 человек, которые реально могут получать выплаты как ВПЛ. А это всего 9% от проверенных. Если же экстраполировать эту цифру на общее количество переселенцев, то получаем не больше 150 тыс. реальных ВПЛ. По логике Розенко. И это без накладки на эти цифры баз по недвижимости, депозитам и учету тех, кто годами живет на контролируемой территории и по определению не является переселенцем.
Вряд ли здесь нужно продолжать тратить силы на комментарии. Законодательно верификация закреплена за финансовым блоком правительства. В короткой перспективе все пенсионеры-переселенцы пройдут реальную физическую верификацию через Ощадбанк. «Мертвые души» отпадут сами собой, живые приедут. Останется какой-то маленький процент людей, которые физически не могут выехать с оккупированных территорий. И здесь государству придется дать четкий ответ, что с ними делать. Как, впрочем, и со всеми остальными пенсионерами, проживающими на неподконтрольных территориях, выплаты пенсий которым ошибочно привязали к статусу ВПЛ. Одними лозунгами здесь уже не обойдешься.
— Какие основные задачи нужно выполнить, чтобы реформа системы социальных выплат состоялась?
— Во-первых, дать нам, в конце концов, доступ ко всей необходимой информации, довести до конца первый этап верификации, огласить результаты и принять меры по глубинному изменению системы социальных выплат и контроля за ними.
Во-вторых, в условиях огромной теневой экономики нельзя базировать систему соцобеспечения на официальных доходах. Сегодня через официальные источники мы видим одинаково, как человека без средств к существованию, так и того, кто ездит на новой иномарке и покупает очередную квартиру, но не декларирует ни копейки доходов. Зарегистрировавший же официально зарплату в 3 тыс. грн уже «богач» по сравнению с собственником иномарки и ему соцпомощь вообще не положена. И это справедливая соцзащита? Нужен переход к финансово-имущественному состоянию человека и проверке его непрямыми методами, в случае если он претендует на соцпомощь. Кроме того, мировой опыт говорит, что в вопросах соцпомощи нужно рассматривать не отдельное лицо, а домохозяйство. Иначе у нас пол семьи оказываются нищими и получают соцпомощь и субсидии, а пол семьи не знают, куда прятать недвижимость и депозиты.
В-третьих, нельзя допустить, чтобы ВР проголосовала законопроект о социальном инспекторате, подготовленный Минсоцполитики. Он окончательно законсервирует сегодняшнюю систему и сведет на нет все усилия реформы сферы соцвыплат. Социнспекторат должен стать реальным двигателем, пусть с палкой в руках, для фальсификаторов и коррупционеров, присосавшихся к системе социальной защиты. Мы знаем, как это работает в цивилизованном мире, надо создать такой же механизм и у нас. Как никак одна треть всех затрат государства — соцвыплаты. Думаю, они достойны общего внимания.
- Информация о материале
Страница 543 из 2102
