Главная
Акцизное окно (не)возможностей
Произведенная законодателями и уже благословленная президентом имитация развала акцизной «стены» на ввоз в Украину б/у автомобилей, как и в случае со множеством псевдореформ, «скормленных» населению за последние два с половиной года, тоже содержит множество скрытых и не очень подвохов. В итоге ничего особенно не меняется по сути.
Напомню, что заоблачный акциз на подержанные иномарки был в свое время введен якобы ради поддержки отечественного автопрома, постепенное умирание которого не мешало жить и процветать бизнесу главных лоббистов этого нормотворческого выверта. Выверта, поскольку в мировой практике акциз не является средством защиты внутреннего производства. Для этих нужд, как правило, используются пошлины, повысив которые, официальный Киев, однако же, вошел бы в прямой конфликт с ВТО.
Прямую же выгоду от такого положения дел получали не столько отечественные производители, так и не сумевшие восстать из «постсовкового пепла» (так называемая крупноузловая сборка не в счет), сколько уверенно занявшие рынок импортеры новых иномарок. В угоду рентабельности бизнеса которых жители, мягко говоря, далеко не самой богатой страны Европы внушительно переплачивают по сравнению со своими даже самыми богатыми соседями по континенту за ставшие роскошью средства передвижения. Так, если в соседней Словакии пятилетний «Фольксваген Поло» стоит в среднем 6,5 тыс. евро, то с учетом стоимости растаможки (4 тыс. евро, из которых акциз составлял 1,6 тыс.) его стоимость для украинцев автоматически повышалась до 10,5 тыс. евро.
И вот, наконец, вроде бы состоялось: президент подписал закон о развитии вторичного рынка авто, снижающий акцизы и вроде бы делающий качественные и недорогие легковушки более доступными в Украине. Так, по новым ставкам растаможка вышеупомянутого «Фольксвагена Поло» обойдется украинцу в 2 тыс., в том числе акциз — лишь 76 евро. В закон введены ограничения, которые не позволят изменить ситуацию на рынке принципиально, а лишь дадут возможность отдельным гражданам собственными силами привезти из заграницы иномарку, собственноручно ее растаможив по сниженной ставке. Да и действие закона ограничено, и с 2019 г. все снова вернется на круги своя.
Но если речь идет лишь о точечных и временных мерах, то есть ли вообще смысл говорить о задекларированном в названии закона «развитии вторичного рынка»? И так как точка зрения импортеров и автопромовцев по этому поводу давно и хорошо известна (она категорически расходится с мнением покупателей), ZN.UA обратилось за комментариями к юристам, призванным защищать интересы потребителей.
Виктор Мороз, управляющий партнер АО «Suprema Lex»:
— Для большинства иностранцев приобретение подержанного автомобиля является вполне доступным способом решения транспортной проблемы. Так, автомобиль, возраст которого не превышает пяти лет, в большинстве стран Европы можно приобрести всего за несколько тысяч евро, что не превышает месячный доход рядового европейца. Несмотря на то, что отечественные чиновники одним из самых приоритетных направлений развития Украины называют ее вхождение в европейское сообщество, ни размер заработной платы рядового украинца, ни стоимость б/у европейских автомобилей к европейским стандартам даже не приближаются. И если доход соотечественников зависит от многих макроэкономических показателей, и приблизить его к европейскому — пока задача недостижимая, то стоимость б/у иномарок отличается только из-за высокого акциза, уплачиваемого при ввозе автомобилей в Украину.
На сегодняшний день продажи автомобилей в Украине упали до рекордно низких показателей за последние десятилетия, и государственные деятели поняли, что вопрос требует немедленного решения. Безусловно, правильным шагом было бы убрать ввозной акциз и предложить автомобильному рынку льготные условия ввоза авто и их продажи здесь. Якобы именно с этой целью парламентом был принят закон о развитии вторичного рынка автомобилей, который на днях был подписан президентом Украины.
Но действительно ли данный закон будет способствовать развитию рынка? Приведет ли он к снижению стоимости европейских и других иностранных автомобилей в Украине? Смогут ли украинцы почувствовать, что автомобиль — это не роскошь, а средство передвижения?
К сожалению, ответы на поставленные вопросы отрицательные.Принятие указанного закона не является адекватным ответом на высокий ввозной акциз на бывшие в употреблении автомобили. А интересы крупного автомобильного бизнеса, заинтересованного в сохранении высокого размера акциза, не пострадают.Воспользоваться механизмами закона смогут лишь единичные автолюбители, которые имеют возможность поехать в Европу и приобрести там автомобиль. Каждый человек сможет приобрести только одно авто и не сможет его в дальнейшем продать, что, по большому счету, ограничивает конституционное право на собственность, обязательной составляющей которого является право распоряжаться своей собственностью по собственному усмотрению. Безусловно, после ввоза автомобиля в Украину его придется переоформить, что все равно потребует немалых затрат.
При этом действие закона ограничено во времени. Окошком для выгодного приобретения подержанного автомобиля можно будет воспользоваться только до конца 2018-го, то есть в течение двух с половиной лет.
Таким образом, подписанный якобы с целью развития рынка б/у авто закон является лишь очередной псевдореформой, направленной на сохранение старых коррупционных схем и непомерных аппетитов таможенников и налоговиков. Рядовой автолюбитель и в дальнейшем будет считать транспортное средство роскошью и еще не скоро сможет жить по-новому.
Николай Алексюк, адвокат ЮФ «Ильяшев и Партнеры»:
— Как известно, существующие размеры налоговой нагрузки при растаможивании транспортных средств привели к тому, что цены на бывшие в употреблении автомобили в Украине были едва ли не самыми высокими в Европе. Принятые Верховной Радой 31 мая с.г. изменения в Налоговый кодекс в части снижения ставок акцизного налога на легковые автомобили и прочие моторные транспортные средства вроде бы призваны стимулировать рынок автотранспортных средств Украины и создать возможности для граждан приобрести подержанный автомобиль по приемлемой цене в условиях финансового кризиса.
Сравнив «старые» и «новые» ставки налога, несложно рассчитать, что акциз уменьшен в 6–28 раз для автомобилей с бензиновым двигателем объемом до 3,0 литров и в 1,5–2,2 раза — для автомобилей с бензиновым двигателем объемом более 3,0 литров.
Относительно автомобилей с дизельным двигателем: ставки акцизного налога уменьшены в 6–17 раз для автомобилей с двигателем объемом до 2,5 литра и в 1,5–2,1 раза — для автомобилей с двигателем объемом более 2,5 литра.
При этом «новые» ставки акцизного налога не применяются для легковых автомобилей, если они:
— имеют происхождение из страны, признанной государством-оккупантом по закону Украины и/или признанной государством-агрессором по отношению к Украине в соответствии с законодательством, или ввозятся с территории такого государства-оккупанта (агрессора) и/или с оккупированной территории Украины;
— произведены до 1 января 2010 г.;
— ввозятся на таможенную территорию Украины лицом для собственного использования или в пользу других лиц по договорам купли-продажи, мены, поставки, дарения, комиссии, поручения, поручительства, других хозяйственных и гражданско-правовых договоров или по решению суда в количестве более одного легкового автомобиля в течение всего льготного срока.
Также законом предусмотрен запрет отчуждения такого авто и обязанность личного ввоза приобретенного транспортного средства новым владельцем.
Учитывая вышеуказанные ограничения, общественность склонна считать, что принятый закон создает лишь видимость либерализации законодательства, регулирующего рынок бывших в употреблении автомобилей. Скептики, в частности, отмечают, что поскольку покупка и ввоз транспортных средств из стран Центральной и Западной Европы (стран с самыми низкими ценами на б/у авто) потребует получения шенгенских виз потенциальными покупателями, это на практике сузит круг лиц, которые смогут воспользоваться временными льготами.
Впрочем, качественно подготовленный пакет документов является залогом для получения визы на срок, необходимый для оформления всех процедур, связанных с приобретением транспортного средства за рубежом. В случае реального намерения приобрести автомобиль за границей формирование такого пакета документов не составит сложностей для заявителя.
Более дискуссионным является ограничение по приобретению автомобилей, произведенных до 1 января 2010 г. Для большинства потенциальных покупателей интерес представляют именно дешевые автомобили иностранного производства 2002–2010 гг. «Возрастное» ограничение было установлено законодателем для соблюдения норм экологической безопасности. В то же время никаких расчетов потенциального вреда окружающей среде пояснительная записка к законопроекту не содержит, поэтому в данном контексте законодатель, очевидно, действовал, не забывая и об интересах дилеров и импортеров новых автомобилей.
Временный характер вводимых пониженных ставок и ограничения по ввозу только одного транспортного средства в течение срока их действия не ограничивают прав потенциальных покупателей — двухлетний срок является более чем достаточным для выбора и покупки желаемого транспортного средства, которое будет использоваться в личных целях. Но приходу на украинский рынок частных автодилеров — по примеру стран ЕС — этот закон не способствует.
- Информация о материале
Дніпровці продали «Харківтрансгазу» труб на 89 мільйонів, бо дешевша фірма Ахметова не сплатила гарантію
Філія «УМГ «Харківтрансгаз» ПАТ «Укртрансгаз» 8 липня за результатами тендеру замовила ТОВ «Інко-Профіт» сталевих труб на 88,70 млн грн. Про це повідомляється у «Віснику державних закупівель».
До кінця 2017 року поставлять 2 252 т різних труб діаметром від 406 мм.
Всупереч вимогам Мінекономрозвитку, ціни на окремі види труб не оприлюднили.
ТОВ «Метінвест-СМЦ» Рината Ахметова пропонувало на 2% дешевшу ціну. Але заявку відхилили, бо фірма не надала забезпечення, деякі довідки, відгуки і нотаріально завірену копію статуту.
Єдиним конкурентом лишилося ТОВ «Альфа Тьюб» із різницею в ціні 13%.
Дніпровською фірмою «Інко-Профіт» володіє і керує Дмитро Закора. Раніше співзасновниками були Андрій Лябогов, Володимир Телевной та Іван Осколков.
У жовтні 2013 року ПАТ «ДАТ «Чорноморнафтогаз» замовив їй сталевих труб на 24,76 млн грн., відхиливши дві дешевші заявки.
Усього з 2009 року фірма виграла торгів на 271,64 млн грн., з яких 71,20 млн грн. – у «Чорноморнафтогазу».
Дніпровська «Альфа Тьюб» зі статутним капіталом 10 тис грн., була створена у серпні 2015 року. Фірма почала вигравати торги в березні й відтоді отримала підрядів на 23,12 млн грн. – виключно в системі «Укртрансгазу».
Її засновником є Андрій Черняєв, який керував нині ліквідованими ТОВ «Фірма «Техносплав» і ТОВ фірма «Технологія-Сплав» Михайла Рябого. Останній був співвласником припиненого ТОВ «Трубоізолкомплект» разом з екс-директором Дніпропетровського облводоканалу Семеном Шлаєном (2003-2005 рр.) та екс-депутатом Дніпропетровської міськради Ігорем Білаковським (2006-2010 рр.).
«Трубоізолкомплект» мав спільну адресу з однойменним торговим домом: Дніпропетровська обл., Новомосковський р-н, смт. Меліоративне, вул. Заводська, буд. 2.
У 2013 році ТОВ «Торговий дім «Трубоізолкомплект» та вищезгадана «Технологія-сплав» розіграли тендер «Укртрансгазу» на поставку сталевих труб на 7,05 млн грн.
- Информация о материале
Чорна справа: як в Україну потрапляє вугілля з ДНР та ЛНР
Тема вугілля в Україні така ж неосяжна, як донецькі терикони, і така ж чорна, як найкращий сорт цього продукту — антрацит. Говорити на цю тему можна безкінечно, однак ми зупинемося на трьох її нюансах. Перший: Україна таки закуповує це тверде паливо в самопроголошених «ДНР» та «ЛНР». Другий: регулювання ціни на вугілля (а отже, й ціни на виготовлену за його допомогою електроенергію) повнiстю у руках Ріната Ахметова, під чию дудку чомусь слухняно танцює уряд. Третій: виходячи зi щойно зазначеного, про деолігархізацію можна забути раз і назавжди, ба навіть навпаки: великий бізнес ще тісніше переплітається корінням із виконавчою владою, а отже, корупційна складова тільки посилюється. А тепер зупинемося детальніше на кожному з трьох пунктів.
Кому війна, а кому — вугілля сповна
Однак почнемо розбиратися з азів. Для виробництва електроенергії Україні потрібне вугілля. Електроенергія — це ТЕС, ГЕС та АЕС. Атомних електростанцій в Україні чотири — Південноукраїнська, Рівненська, Хмельницька та Запорізька. Разом на них — 15 енергоблоків. Зараз АЕС працюють на повну потужність, проте забезпечують лише 47% потреби в електроенергії.
Також «у запасі» маємо каскад iз 6 гідроелектростанцій, побудованих на річці Дніпро. Плюс ще дві — на Дністрі та Росі. Що стосується ТЕС, то частина з них нині перебуває на окупованих територіях, хоча станції цього профілю є також і в Центральній та Західній Україні. Всі перераховані варіанти здобування енергії перекривають лише 67% потреб України. Решту доводиться добирати іншими способами.
Є лише три шляхи забезпечення споживачів електроенергією. Або імпортувати її, або купувати вугілля, або спалювати газ. Газ і без того шалено дорогий, тож це — поганий варіант. Щодо вугілля, то ще за часів міністра Юрія Продана (перший міністр енергетики в першому Кабміні Арсенія Яценюка, котрий також працював і в уряді Юлії Тимошенко) його намагалися закупити в ПАР. Африканська компанія Steel Mont устигла завезти в Україну 210 тисяч тонн вугілля. На цьому співпраця призупинилась. Із постачальниками Україна так і не розрахувалась, а от тим, хто на них вийшов, пригрозила покаранням.
Пригадується, як два роки тому тодішній Генпрокурор Віталій Ярема висунув обвинувачення і Продану, і директору «Укрінтеренерго» Володимиру Зіневичу. Суть претензій: ці двоє чиновників закупили вугілля і неякісне, і надто дороге. «Вугілля, що вони завезли з Південно-Африканської Республіки, не горить у наших ТЕС. Це злочин і за це потрібно відповідати», — волав тоді Ярема.
Насправді ж вугілля не може не горіти, просто далекому від фізики Яремі ніхто не пояснив, що при спалюванні у наших ТЕС, «заточених» під антрацит, топлива з ПАР (не такого високоякісного і з меншим вмістом вуглецю) виділяється відсотків на 20 менше тепла. Можливо, саме це й мав на увазі Ярема. Утiм зараз це вже не важливо. А важливо те, що відповідальних чиновників iз Міненерго намагалися всіляко переорієнтувати на інші ринки, а їх, власне, лишалось не так і багато: серед можливих варіантів був ще російський ринок + поставки палива з «ДНР» / «ЛНР».
15 листопада 2014 року тодішній Прем’єр-міністр Яценюк заявив про те, що Україна ніколи не купуватиме вугілля у «ДНР» / «ЛНР», оскільки це є фінансуванням тероризму. (Натомість новопризначений міністр енергетики Володимир Демчишин висловився щодо необхідності розпочати імпорт електроенергії з Росії. «В такій складній ситуації це необхідний крок для збалансування енергосистеми, і яким би він не був політично складним, це необхідний крок», — наголошував Демчишин).
Не минуло й двох років вiдтодi, а теперішній очільник Міненерго Ігор Насалик преспокійно просторікує про те, що імпортувати вугілля з ПАР (а також і з Росії!) економічно не вигідно; використовувати те, що залишилося в Україні — нерентабельно (очевидно, воно теж погано горить); тож найправильніше в цій ситуації рішення — налагодити постачання вугілля з непідконтрольних Україні територій. Насалик додає, що його відомство вже розробляє логістику таких поставок. Про посібництво терористам більше ніхто не згадує — мабуть, у світлі можливих змін до Конституції «особливий статус Донбасу» нівелює поняття тероризму як таке.
Привіт iз Роттердама
Однак це ще не кінець епопеї. Припустимо, що вугілля — чи то з ПАР, чи то з «Донецької народної республіки» — вже доставлено в Україну. Що з ним відбувається далі? А далі, як уже було сказано, з палива виробляють електроенергію. Хто цим займається? А займається цим відомий усій країні монополіст Рінат Ахметов, чи то пак його енергогенеруюча компанія ДТЕК, котра є частиною великого ахметовського енергохолдингу.
Цілком логічно, що той, хто виробляє товар чи послугу, й визначає на нього ціну. Тим паче, коли цей «хтось» — одноосібний монополіст. А тепер — увага! — ми підходимо до найцікавішого. Рінат Ахметов пропонує закладати у вартість виробленої його компанією електроенергії формулу «Роттердам плюс». Згідно з цією новою методикою, вартість вугілля у виробництві вугільно-теплової генерації обчислюється за формулою «вартість вугілля у порту Роттердама плюс вартість його доставки в Україну».
До чого тут Роттердам, запитає наш читач. Та, власне, ні до чого. Прив’язувати ціну продукту, який йде з непідконтрольної України у підконтрольну Україну, до Роттердама так само безглуздо, як прив’язати ціну на херсонські помідори до вартості цього овоча десь у Норвегії. Хоча, з точки зору монополіста, вигода — беззаперечна. Адже тепер електроенергію продаватимуть на 15-20% дорожче.
З урахуванням ПДВ новий тариф становитиме близько 130 копійок за 1 кВт/год (до цього він становив 118 копійок за 1 кВт/год). За даними експертів, ціна вугілля за формулою «Роттердам плюс доставка» становить 63 долари за тонну, в той час як ціна за тонну вугілля без формули становить 44,2 долара за тонну. Відчуйте, як-то кажуть, різницю, а також укотре здивуйтеся апетитам найбагатшого українця Ріната Ахметова.
Утiм підлеглі останнього запевняють, що діють iз найкращих міркувань. Мовляв, зайві гроші їм знадобилися для того, щоб усе ж імпортувати з-закордону якісне вугілля антрацитних сортів. А ціна на нього на світових ринках — «кусається». Комерційний директор компанії «ДТЕК Дніпроенерго» Дмитро Маляр відзначає, що існуючий тариф не дозволяє компанії імпортувати дефіцитне вугілля з Південно-Африканської Республіки або Австралії.
«Ми зробили запити постачальникам імпортного вугілля з ПАР і Австралії. Отримали чотири пропозиції, побачили ціни на рівні від 1700 гривень за тонну», — говорить чиновник. Теперішні розцінки на електроенергію не покривають подібних витрат, відтак тарифи довелося підвищити, наголошує Маляр. Зате, віщає він, завдяки «Роттердаму», країна буде з електроенергією.
А тим часом спитаємо себе, як на подібні схеми реагує уряд? Скажімо так: неоднозначно. На одному з недавніх засідань Кабінету Міністрів України Прем’єр-міністр України Володимир Гройсман заявив, що необхідно розібратися з прийнятою формулою ціноутворення вугілля для теплової енергетики. «Хотів би підкреслити ще одне питання, яке мене дуже хвилює. Це так звана формула «Роттердам плюс». Я вважаю, що в цій формулі формування ціни на вугілля є багато невідомих», — буцімто обурився Гройсман.
За його словами, потрібно зробити все, щоб формула була прозорою, відповідала реальній ціні вугілля в Україні і формуванню реальної ціни на електроенергію. «Я говорив iз Президентом на цю тему. Президент теж стурбований цим питанням», — заявляє Гройсман. І тут-таки скликає цілий консиліум, доручаючи міністру економрозвитку Степану Кубіву, віце-прем’єру Володимиру Кістіон і міністру енергетики та вугільної промисловості Ігорю Насалику розібратися з цим питанням та у стислі строки доповісти його уряду.
Чому провалилася деолігархізація?
Утім, скільки б не обурювався Гройсман, Національна комісія, яка здійснює державне регулювання у сфері енергетики та комунальних послуг (НКРЕКП), погодилася з ахметовською формулою «Роттердам плюс». Щоправда, цієї середи Кабмін планує повернутися до цього питання і, можливо, ухвалить рішення, котре змусить монополіста переглянути свої апетити. Утiм надії на це небагато. Чому? Тому що ставлення до Ахметова зі сторонни влади кардинально змінилося.
Упродовж перших років президентства Петра Порошенка Рінату Ахметову було досить складно відстоювати свої інтереси перед владою. У травні 2015-го дійшло до відкритого протистояння, причиною якого стали тарифи на електроенергію, яку генерує належна Ахметову ДТЕК. Олігарх вивів на вулиці Києва шахтарів, вимагаючи підняти розрахункову ціну вугілля в собівартості електроенергії з 1,1 тис. грн. до 1,5 тис. грн. за тонну.
У відповідь Петро Порошенко натякнув, що ДТЕК, яка контролює більш як 70% теплової генерації електроенергії країни, можуть примусово роздрібнити. Антимонопольний комітет почав розслідування щодо монополізму на енергетичному ринку країни, а тодішній міністр енергетики Володимир Демчишин категорично відмовився підвищувати ціну на вугілля.
А в травні минулого року суд по розпочатій ще в 2012 році справі про зникнення колишнього глави контрольованої Ахметовим компанії «Нафтогазвидобування» Олега Семінського заарештував рахунки підприємства і весь газ, що йому належав. Цю справу також пов’язували зі спробою тиску на олігарха.
Проте минув час, і Рінату Ахметову, схоже, все ж вдалося домовитися з владою. Розслідування АМКУ фактично нічим не закінчилося. У грудні минулого року суд зняв арешт iз рахунків і з газу «Нафтогазвидобування». Про монополізм ДТЕК уже більше не говорять, а НКРЕПК, як уже було сказано, затвердила дивовижну, з точки зору економічної логіки, формулу обчислення ціни вугілля, прив’язану до вартості палива в Роттердамі, після введення якої ціна вугілля стала якраз такою, якою її хотів бачити Ахметов. Після цього облігації компанії подорожчали на 40% упродовж одного місяця.
Фінал же всієї цієї історії простий та невибагливий: за всі ігри монополіста, за всі впроваджені корупційно-олігархічні схеми платитиме пересічний український споживач. Це в його кишеню лізе рука Ріната Ахметова — за підозрілої згоди уряду та Президента. Утiм останні таки не зовсім мовчать — вони демонстративно обурюються. Утiм, чи буде з того толк, покаже час.
З урахуванням ПДВ новий тариф становитиме близько 130 копійок за 1 кВт/год. А ціна вугілля за формулою «Роттердам плюс доставка» становить 63 долари за тонну, тодi як ціна за тонну вугілля без формули становить 44,2 долара за тонну. Відчуйте, як-то кажуть, різницю, а також зайвий раз здивуйтеся апетитам найбагатшого українця Ріната Ахметова.
- Информация о материале
Менеджер Суркісів і сусіди столичних газовиків поділили 73 мільйони на котельні «Харківтрансгазу»
Філія «УМГ «Харківтрансгаз» ПАТ «Укртрансгаз» 5-6 липня за результатами тендерів уклав угоди про переоснащення котелень на загальну суму 73,32 млн грн. Про це повідомляється у «Віснику державних закупівель».
ТОВ «Енергосервіс» переоснастить систему теплопостачання Новопсковського проммайданчика Сєвєродонецького ЛВУМГ за 29,57 млн грн.
Також реконструюють котельню на компресорній станції КС-13 «Первомайська» газопроводу «Союз» за 15,37 млн грн.
ТОВ «Газпромбудмонтаж» переоснастить системи теплопостачання Харківського ЛВУМГ за 15,38 млн грн. і компресорної станції №2 Куп’янського ЛВУМГ за 13,00 млн грн.
Усі роботи виконають до липня 2017 року.
Переможці змагалися лише між собою.
Фірма »Енергосервіс» (код ЄДР 20578571), зареєстрована в м. Боярка Київської обл., належить Володимиру Довбняку. Вона прописана по вул. Маяковського, 49, де знаходяться Боярське ЛВУМГ, а також філії «Укргазенергосервіс» та «Укргазтехзв’язок».
«Газпромбудмонтаж» заснував Василь Шкробтак у 2010 році у м. Вишневе під Києвом. Пізніше фірма змінила адресу реєстрації на Львів, а засновниками стали Назарій Петренко, Світлана Гонта, Руслан Калашник і Олег Галаган.
Калашник походить з м. Калуш Івано-Франківської області. Олег Галаган також свого часу був прописаний в Калуші.
У 2011 році Галаган і Калашник мали спільну фірму «Бріск Трейд Україна» з Ернестом Сейтхаліловим, який у 2008-2009 рр. був замдиректора з капбудівництва і матеріально-технічного обслуговування «Укртрансгазу».
Зараз партнером Петренка і Гонти по «Газпромбудмонтажу» є Іван Собішкевич. Раніше він входив до наглядової ради ПАТ «Городоцький кар’єр» як представник акціонера – ТОВ «ФК «Декра» з групи Суркісів.
Також Собішкевич керує ТОВ «Газенергокомплект» Світлани Будз і Наталії Назар. У грудні 2015 року ДП «Укрспирт» уклало з цією фірмою угоду про постачання газу на 275,46 млн грн.
- Информация о материале
25 років схем і втрат. Що нам приніс мораторій на продаж землі
Мораторій на продаж сільськогосподарських земель — найпроблемніше питання земельної реформи. Кого ж найбільше стосується заборона вільно розпоряджатись земельними паями?
Центр соціально-економічних досліджень «CASE-Україна» зібрав в одній інфографіці найцікавіші факти про мораторій, які варто знати.
Адже мораторій на продаж землі, який продовжувався уже сім разів, не лише робить українську земельну реформу найбільш тривалою у світі, він паралізує ринок.
Найприкріше, що від мораторію страждають не найзаможніші верстви населення: 68% земель, або 27,7 млн га, перебувають у власності селян-пайовиків.
У той же час 1,6 млн власників паїв пенсійного віку, які не мають змоги самотужки обробляти землю, живуть у бідності через неможливість вигідно здати в оренду, продати чи заставити власний пай.
Мораторій безпосередньо стосується щонайменше 16% громадян.
- Информация о материале
Реформирование громад: «добровольность» без альтернативы
Государство всячески стимулирует «максимизм» в ходеформирования территориальных громад, при котором города и поселки инициируют объединяющие процессы с окружающими селами. Активно продвигается подход «район — одна объединенная громада». При этом селам не гарантируется надлежащий статус в новообразованных громадах, поэтому они часто не хотят объединяться, опасаясь остаться без ресурсов на периферии. Ориентация на жесткое соблюдение одобренных правительством перспективных планов, в основе которых только экономический расчет, иногда выглядит как безальтернативность. Вместе с тем чрезвычайно важно всячески поддержать именно энергию громад, определивших свою позицию. Ведь главная цель реформы местного самоуправления, о которой не следует забывать, — организуя людей вокруг мест их проживания, всячески способствовать их совместной деятельности по изменению к лучшему жизни в городах и селах, начиная со своей улицы.
Первые объединенные громады в анфас и профиль
Лидеры обычно составляют 5% от массы, а 10% — это естественная доля активных индивидуумов в обществе. Если 5% членов сообщества осуществят одновременно определенное действие, то большинство активно начнет его повторять. Так проявляется явление автосинхронизации, при котором, например, 5% испуганных птиц способны поднять на крыло всю стаю. Не абсолютизируя это явление для человеческих сообществ, приведем некоторые сравнительные оценки.
В процессе реформирования местного самоуправления на данный момент доля населения в объединенных территориальных громадах (ОТГ) составляет 3,8% от общей его численности в Украине (без учета Киева и АР Крым). То есть пятипроцентный показатель еще не достигнут. Хотя в отдельных областях он значительно превышен: в Тернопольской и Хмельницкой доля населения в ОТГ составляет свыше 20%, Черновицкой — 9, Полтавской — 6,5%. А в Днепропетровской, Житомирской, Кировоградской, Ровненской областях он немного больше 4%. В лидирующих по этому показателю областях активное объединение громад состоялось в начале реформы, тогда как поступательно продвигается этот процесс, в частности, в Ровненской области.
В целом сформированы 172 ОТГ (159 — в октябре 2015 г., еще 10 — в марте и 3 — в апреле 2016-го) с общим количеством населения 1,5 млн человек. В их состав вошли 845 местных рад (7% общего количества) и 2,2 тыс. населенных пунктов. Занимают они почти 7% площади страны.
Характеристики средней объединенной территориальной громады следующие:
— объединены 5 местных рад и 13 населенных пунктов;
— численность населения — 8,8 тыс. человек;
— площадь — 222 кв. км (то есть 15х15 км).
За почти два года реформы местного самоуправления и территориальной организации власти можно сделать определенные выводы.
Во-первых, наблюдается четкий вектор консолидации городами и поселками сел. 42% созданных объединенных территориальных громад являются городскими (14%) и поселковыми (28%), тогда как до реформы их доля составляла только 11%. Новосформированные городские и поселковые ОТГ консолидировали большинство населения и населенных пунктов. Отдельные из них объединили по 40 и более сел. Например, количество населения в Лиманской городской ОТГ (создана на основе города-района) Донецкой области — 44,7 тыс., в нее вошли 13 рад и 40 населенных пунктов. В Дунаевецкой городской ОТГ Хмельницкой области — почти 40 тыс. населения, объединены 26 рад и 51 населенный пункт. В состав Шишацкой поселковой ОТГ Полтавской области вошло 63 населенных пункта (24 села небольшие — до 50 жителей) с населением 15,3 тыс. человек.
Стимулы для консолидации городами и поселками сельских громад содержатся вст. 10 Закона «О добровольном объединении территориальных громад» и постановлении Кабинета министров Украины от 16 марта 2016 г. №200 «Некоторые вопросы предоставления субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на формирование инфраструктуры объединенных территориальных громад». Они нормируют, что объемфинансовой поддержки распределяется между бюджетами объединенных территориальных громад пропорционально площади и количеству сельского населения. Руководители реформы заявляют, что будут поддерживать максимальноте громады, которые максимально объединили количество граждан,максимальные площади и, самое главное, привлекли к своим территориям максимальное количество сельского населения.
Города и поселки активно включились в консолидацию сельского населения, инициируя объединительные процессы. Из 13 сформированных в 2016 г. объединенных территориальных громад уже 62% являются городскими и поселковыми, а из 12 громад, в которых пройдут первые выборы в июле-августе этого года, — половина. И за «максимизм» было предусмотрено вознаграждение. Наибольший объем субвенции из госбюджета на формирование инфраструктуры предназначается уже упомянутой Лиманской городской ОТГ Донецкой области — 23,2 млн грн. И еще Народичской поселковой ОТГ Житомирской области — 21,7 млн, которая хоть и уступает по населению — 9,5 тыс. человек, но является наибольшей по площади — 1284 кв. км (36х36 км), объединив 16 местных рад и 65 населенных пунктов.
Вот только обидно, что, согласно опыту других стран, поддержка демонстрирует со временем нисходящую тенденцию. Да и села неохотно присоединяются к городам, опасаясь остаться на периферии без ресурсов, которые будут концентрироваться в административном центре объединенных территориальных громад. Эти опасения, довольно массовые сейчас, берут начало еще во времена деления сел на «центральные усадьбы» и «бригадные села», «перспективные» и «неперспективные» села. Так почему бы, кроме введения должности старосты, не гарантировать закрепление доли средств именно за местными сельскими громадами в городской и поселковой объединенной громаде, в частности и субвенции из госбюджета? Ведь именно они привнесли финансовый ресурс в объединенную громаду. Это же касается закрепления за местными громадами принадлежащих им материальных ресурсов и хозяйственной территории. Только тогда можно утверждать, что каждой самой маленькой громаде гарантируется право на самоуправление, а не происходит централизация управления и ресурсов в административных центрах новосформированных ОТГ.
Во-вторых, все активнее продвигается подход »район — одна объединенная громада», когдана базе всего района создается одна ОТГ Часто такой вариант инициируется районной властью, а также представителями бизнеса, склоняющими людей к нему. В частности, в перспективном плане Житомирской области в шести районах должно быть создано по одной ОТГ. В этом случае не стоит говорить о лучшей доступности публичных услуг для сельского населения. Если же район делится на несколько новосформированных ОТГ, в которые перемещаются центры предоставления различных услуг, которые раньше можно было получить только в районном центре, тогда улучшение доступности услуг для населения очевидно.
В целом выглядит так, что иногда стремление к гигантомании при объединении громад усиливается. Областные рады одобрили перспективные планы на 1,4 тыс. ОТГ (кроме Закарпатской области). Правительством для отдельных областей утверждены планы на значительно меньшее количество громад, чем одобрено облрадами, и разница эта иногда составляет два раза. Вариант перспективного плана Львовской области, направленный в правительство, насчитывал 160 ОТГ, правительством согласовано наполовину меньшее число громад. В Львовской облгосадминистрации убеждают, что удалось создать план, максимально приближенный к пожеланиям людей, и это первая реформа, когда объединились власть, громады, ученые, органы местного самоуправления.
Критерии и реалии
Как при ориентации на максимум населения и территории в объединенных громадах выглядит достижение цели реформирования — предоставления доступных публичных услуг и соблюдения установленных критериев формирования территориальной основы для деятельности органов местного самоуправления?
Нормировано, что территория единицы базового уровня определяется по следующим критериям: время прибытия скорой медпомощи в ургентных случаях и пожарной помощи не должно превышать 30 минут и расстояние до административного центра должно составлять до 20 км по дорогам с твердым покрытием. По оценкам сотрудника ГУ «Институт экономики и прогнозирования НАН Украины» Виктора Ярового, эти критерии не выполняются для 10% населения объединенных территориальных громад и для такого же количества — приближаются к предельным показателям (20 км и 30 мин.).
При формировании территории объединенных громад, кроме утвержденных критериев пространственной и временной доступности до центров предоставления услуг, следует учитывать нынешнее состояние дорожной сети в Украине. Не говоря уже о крайне неблагополучном состоянии самих дорог общего пользования, их плотность по территории в 5–7 раз ниже, чем в Польше и Франции. А легковых автомобилей у населения — почти в 3 раза меньше. Эти показатели, а еще низкий уровень доступа украинцев к Интернету характеризуют ограниченные возможности для получения публичных услуг населением при их удалении от мест его проживания.
Из приведенных в таблице данных видно, что нынешнее количество населения самоуправляющихся единиц базового уровня в Украине больше, чем во Франции (почти вдвое), однако в четыре раза меньше, чем в Польше. После реформирования согласно плану украинские ОТГ превысят по численности и польские гмины, и тем более французские коммуны.
Примечательно, что по количеству населения районы и регионы в Украине несколько уступают Польше и существенно — Франции.
Опыт других стран
Во Франции сохраняется большое количество органов первичного уровня — 36,7 тыс. коммун, некоторые из них совсем небольшие по количеству людей, а коммуны городских агломераций — огромные. И это исключение среди европейских стран и пример неудачи в проведении объединения/слияния муниципалитетов. При этом в стране широко развито межкоммунальное сотрудничество, создана сеть разных объединений коммун. Таким образом, местное самоуправление реализуется в малых громадах, а для выполнения делегированных государством функций формируется межкоммунальное сотрудничество.
Одновременно ведется работа в направлении упрощения структуры территориальных коллективов (по Конституции Франции 1958 г., это коммуны, департаменты, регионы, заморские территории и с особым статусом). Закон от 16 декабря 2010 №2010-1563 о реформе территориальных коллективов предусматривает порядок преобразования департаментов и регионов с целью уменьшения их количества, оптимизацию межкоммунального сотрудничества территориальных коллективов, вводит новый вид объединения коммун — метрополию для больших урбанизированных территорий. С 2014 г. действует законодательная норма, согласно которой все коммуны должны создавать учреждения межкоммунального сотрудничества, в том числе с правом сбора налогов.
В итоге в 2015 г. из 22 регионов в метрополии Франции сформировано 13 регионов. Возможно, здесь процессы объединения территориальных коллективов начали с уровня регионов. При современном развитии техники и технологий размер коммун, создававшихся, как правило, на базе церковных приходов (для формирования департаментов основным критерием была возможность каждого жителя любого населенного пункта департамента съездить в административный центр и вернуться назад в течение дня), может быть тоже пересмотрен. Но очевидно, что объединение коммун во Франции вызреет в результате продолжительной эволюции межкоммунального сотрудничества, и это будет менее мучительный процесс.
Неудачи в объединении муниципалитетов были на определенных этапах и в Греции. Новый закон об очередном этапе реформы в стране, второпях принятый в контексте политики «жесткой экономики», предусматривает с 2011 г. сокращение муниципалитетов с 1034 до 325 (более чем в три раза), 54 префектуры планируют свести к 13 регионам.
В европейских странах консолидация громад происходит преимущественно путем объединения/слияния, а также межмуниципального сотрудничества. Совет Европы отмечает, что из 47 стран-членов только в четырех не произошло объединение муниципалитетов. Эффективно объединены муниципалитеты в Швеции, Дании, Финляндии, Великобритании, Нидерландах, Польше, Германии, а после 2000 г. — в Македонии, Люксембурге, Ирландии, Латвии (в последней из 500 сформировано 110 муниципалитетов). В ряде стран муниципалитеты объединялись в контексте евроинтеграции с целью достижения европейских размеров самоуправляющихся единиц и более эффективного управления средствами из фондов ЕС.
Консолидация громад путем межмуниципального сотрудничества проводится добровольно со стимулами, а также с элементами принуждения. Обязательность межмуниципального сотрудничества имеет место в Финляндии, Венгрии, Великобритании. В Венгрии законом стимулируется создание общих муниципальных офисов, один офис должен покрывать минимум семь громад. В Нидерландах межмуниципальное сотрудничество предшествует объединению. Если же процесс объединения заходит в тупик, то с 2013 г. региональный орган власти может инициировать формализацию объединения муниципалитетов.
Из указанного выше следует, что важно предоставлять возможность громадам сделать осознанный выбор относительно объединения с другими громадами, в том числе городскими. Так, в образцовой для нашего реформирования Польше присоединение сельских гмин к городским началось только недавно — через 25 лет после формирования гмин. Было инициировано присоединение окружающих гмин к г. Зелена Гура и к г. Познань. Жители гмин (16 ед.) вокруг Зеленой Гуры на референдуме 2014 г. проголосовали за присоединение к городу. Городская гмина (138 тыс. жителей) увеличилась на 16 тыс. человек и в более чем четыре раза по площади. Город получит от ЕС весомую дотацию на развитие инфраструктуры, благодаря чему планы по развитию, например, автострад смогут реализовать на четыре года раньше. Отдельные объекты будут размещаться также в присоединенных гминах. Концентрация поступлений для финансирования проектов развития — это одно из проявлений эффекта масштаба от объединения.
А вот что касается Познани, то именно окружающие гмины не захотели терять свою идентичность и не поддержали инициативу города об объединении.
Украинский «максимизм» при формировании довольно крупных городских объединенных громад является попыткой учесть уроки польской проблемы сосуществования городов со статусом уезда и окружающих мелких городков и сел, объединенных в отдельный уезд с центром власти в том же городе.
Кроме экономической основы
В июле и августе 2016 г. состоятся первые выборы в еще пяти и семи ОТГ. Следует отметить, что только три из них отвечают утвержденным правительством перспективным планам формирования территорий громад. Они и получат предусмотренные полномочия и ресурсы, в частности прямые бюджетные отношения с госбюджетом.
Активизировать процесс объединения территориальных громад благодаря упрощению процедуры объединения и предоставления права присоединяться к уже сформированным громадам должен поданный в ВР законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно добровольного присоединения территориальных громад)» от 3 июня 2016 г. №4772. Предлагается нормировать подход «объединяйтесь хотя бы наполовину». Кабмин может признать ОТГ состоятельной в случае, если количество ее населения составляет не менее половины того количества населения громад, которые должны были войти в ее состав согласно перспективному плану формирования территорий громад. В дальнейшем согласно механизму присоединения громад территория ОТГ будет наращиваться и доводиться до запланированных границ.
Будут доводиться до «кондиции» как уже сформированные ОТГ (не все из 172 отвечают перспективным планам), так и создаваемые. Причем именно на «принимающие» объединенные громады возлагается ответственность за их расширение по принципу «масляного пятна». Потому что если совет ОТГ примет решение отказать в присоединении к ней другой громады по ее инициативе, то Кабинет министров может отменить решение о признании такой объединенной громады состоятельной.
Очевидно дальнейшее стимулирование вхождения в городские объединенные громады окружающих сельских и поселковых советов. Предполагается, что статус города областного значения будет предоставляться только тем городам, которые проводят объединение, и при условии создания состоятельных территориальных громад.
И еще очевиднее — декларируется жесткое соблюдение одобренных правительством перспективных планов формирования территорий громад, мотивируя это заложенным в их основу экономическим расчетом. Безальтернативность, бескомпромиссность... Тогда не стоит говорить о добровольности, местном самоуправлении как праве территориальной громады, которой по Конституции Украины являются жители каждого села, поселка, города. Люди определили свою позицию по принципу «не можем и не хотим жить по-старому, изменения дают надежду к лучшему», что и обеспечило цифру поддержки реформы гражданским обществом на уровне 59% (как отмечают госчиновники). Часто в официальных отчетах фигурирует еще одна цифра — 6,3 тыс. территориальных громад (больше половины их общего числа) инициировали объединение. Так где же соответствующая масса объединенных громад? Или же процесс блокирует и указанная бескомпромиссность?
Осознавая важность экономической основы формирования состоятельных объединенных громад, следует все же внимательно учесть инициативы и решения местных громад. В Польше отмечают едва ли не самый важный результат их реформы — «освобождение общественной энергии поляков» (профессор Павел Свяневич). Бесспорно, мы далеки от ситуации, когда «громада старше государства и закон формализует, а не создает ее» (цитата законодателей Бельгии в ХІХ в.). Но компромиссные решения между политикой государства и желанием громад работали бы на общее дело взвешенного реформирования местного самоуправления.
Потому что им с этим жить. «Отберите у громады ее силу и независимость, и вы найдете в ней только управляемых, но тогда уже не рассчитывайте встретить здесь граждан…» (Токвиль Алексис де.Демократия в Америке, 1992. — С. 69).
- Информация о материале
Страница 500 из 2102
