Главная
Транзитные судьбы-2
На конференции Международной организации по миграции (МОМ) «Восстановление на востоке Украины: Как происходит объединение и интеграция ВПЛ в общинах?», прошедшей в конце июня, меня удивили две вещи. Во-первых, листы бумаги с крупно отпечатанным словом «Пресса», разложенные на сиденьях первого ряда — прямо напротив выступающих (не припомню, чтобы на подобных мероприятиях прессе уделяли столь повышенное внимание). Во-вторых, по словам знакомых волонтеров, занимающихся проблемами ВПЛ, — среди приглашенных на конференцию более чем 100 представителей полусотни пострадавших от конфликта общин практически не было знаковых лиц.
Упомянутых волонтеров приглашали неохотно. Были представители международных организаций, оказывающих помощь Украине. Министр Министерства по оккупированным территориям, состоящего из четырех человек. Согласно утвержденному, наконец, положению, оно, по словам также присутствовавшего на конференции замминистра Г.Туки, «будет заниматься всем, кроме полетов в космос и… соцвыплат». Последние — в компетенции Минсоцполитики, скромно представленного замминистра В.Мущининым.
Конструктив на таких конференциях сомнителен, что легко объяснимо. Мероприятия нужны для отчетов и привлечения доноров. Неудобные вопросы там ни к чему. Стране нужны деньги…
Ведь «из более чем 1,7 млн лиц, официально зарегистрированных как ВПЛ, после двух с лишним лет кризиса люди, пострадавшие от последствий конфликта, и общины, принимающие ВПЛ, сталкиваются с комплексом сложных и взаимосвязанных вызовов…» (из пресс-релиза МОМ).
Результаты исследований МОМ в очередной раз подтверждают: проблемы с жильем и трудоустройством — самые серьезные барьеры для интеграции ВПЛ. 40% опрошенных приходится экономить даже на питании. Регулярны проблемы с соцвыплатами. Не выдержав испытаний на Большой земле, многие переселенцы возвращаются домой, на оккупированные территории. По крайней мере, там есть крыша над головой. В их транзитной судьбе Украина оказывается лишь промежуточным пунктом…
Где деньги?
Между тем деньги идут потоком. Заявленные в отчетах доноров на конференции — лишь малая их часть. 1,8 млрд долл. — поддержка правительства Японии. 14 млн норвежских крон (около 5 млн долл.) выделено правительством Норвегии на гуманитарную помощь Украине в этом году. Столько же — в прошлом. Гуманитарная помощь и гранты ВПЛ от МОМ (здесь не в «зеленых», а в количестве получивших)… А ведь есть еще всевозможные займы, которые мы берем, не раздумывая. Если дают.
Взял бы кто-нибудь калькулятор да хоть приблизительно просчитал потребности переселенцев, а затем попытался сопоставить с льющимися на их нужды, но оседающими где-то в других местах денежными потоками. Любопытно, разница была бы в плюс или в минус? Потому что когда я услышала заявление В.Мущинина, о том, что до конца июля во всех УТСЗНах появится новый программный продукт, созданный при поддержке МОМ (на это Минсоцполитики недавно было выделено 300 тыс. евро), который позволит, наконец, решить проблему с базами ВПЛ, мне стало грустно.
В 2002—2008 гг. уже был «реализован» проект «Создание Украинского фонда социальных инвестиций». Около 55% от
100 млн долл. кредита Всемирного банка (ВБ) (на то время немалые деньги) должно было уйти на создание так называемой ИАССЗН — информационно-аналитической системы социальной защиты населения.
В 2008—2013 гг. на совершенствование системы социальной помощи населению и создание так и не заработавшего единого реестра льготников было потрачено около 200 млн долл. займа ВБ.
В 2015 г. на третий совместный проект ВБ и Минсоцполитики «Модернизация системы социальной поддержки населения Украины» был выделен заем в 300 млн евро. На создание и запуск общего информпространства в системе соцзащиты (единый реестр льготников) из них предназначалось около 55 млн евро. Но, похоже, желающих потратить этот кредит так же неэффективно, как и предыдущие, меньше не стало. По состоянию на февраль этого года в Минэкономразвития лежало обоснование по новому займу на 200 млн долл. Задачи проекта «Социальная поддержка территориальных громад», который должен курировать Минсоцполитики, аналогичны предыдущим, и, согласно выводам экспертов, не содержат реальных мер, а являются декларацией о намерении потратить деньги. Проект удалось заблокировать.
И вот теперь — 300 тыс. евро на создание программного продукта для УТСЗНов… Учитывая изложенное, как вы думаете, появится в Украине единая база хотя бы ВПЛ? Мне почему-то кажется, что нет.
В кулуарах
Самое интересное, как всегда, происходит за пределами зала. Там, на диванчике собрались волонтеры и депутаты, занимающиеся проблемами ВПЛ. Присела послушать их беседы и я.
«Единая база так и не заработала, — говорит координатор правового направления «Восток SOS» Александра Дворецкая. — Все базы автономны и находятся в разных управлениях. Раз в месяц они сводятся и передаются в центр, в Минсоцполитики. А раз в полтора месяца возвращаются обратно на места.
Недавно в Соломенском районе Киева на дверях УТСЗНа висело объявление: «В силу того, что база не готова к обновлению, прием ВПЛ производиться не будет». Дело в том, что справка ВПЛ теперь бессрочная. И в УТСЗН не могут заполнять базу, поскольку в ней осталась колонка сроков. Это показывает степень готовности. Изменения к закону вступили в силу в январе, а УТСЗН до сих пор не смог убрать эту колонку.
А теперь Минсоцполитики просит еще денег на модернизацию этой базы, потому что появились изменения. Мне кажется, с этим надо разбираться. Не самые чистые процедуры и у Всемирного банка. Его сотрудники заинтересованы давать кредиты и получать оплату за консультации, которые еще не были предоставлены».
«Только деньги давайте, мы эти базы будем делать каждый месяц, — иронизирует народный депутат Наталья Веселова. — И все равно они работать не будут. Несколько дней назад я была в управлении соцзащиты. Спрашиваю, получили ли они рекомендации от министерства, уже выложенные на сайте. «Нет, — говорят. — У нас Интернета нет». Интернет у них — только у начальника и в приемной. Они возят базы на флешках. Теперь будут просить денег на проведение Интернета и т.д. Без него база работать не будет».
«Сейчас В.Мущинин говорит, что им нужны компьютеры, — включается в разговор исполнительный директор «БФ «Свои» Оксана Сухорукова. — Год назад мы приводили к нему главу международного Датского фонда. Украинка, журналистка, вышла замуж за датчанина и организовала там помощь Украине. «Сколько вам нужно компьютеров, чтобы люди вовремя получали выплаты? — спросила она. — Тысяча, три?» Замминистра отказался…
Какая база? Вы себе представляете, какое количество министров и высших чиновников в этом завязано? Переселенцы — это золотое дно.
Есть переселенцы со своими проблемами. И есть люди, которые собирают кучу карточек, приезжают сюда, заходят в УТСЗН и решают вопросы за деньги, которые потом по вертикали идут в министерство.
Потом приходят в миграционную службу. По закону человек должен присутствовать, но его нет, как нет и доверенности. Опять порешали за деньги, по вертикали пошло вверх — другому министерству.
Пришли в «Ощадбанк», в котором без присутствия людей открыли счета (за каждый — по 300 грн), пошло вверх.
Пришли в Пенсионный фонд, оформили пенсию без присутствия людей на 200—300 карточек, опять по вертикали пошло вверх.
А потом все это вместе с деньгами еще и пересекает блокпосты.
И тут вдруг, о ужас, верификация…»
О верификации много не будем. Повторимся: если бы в профильных министерствах автоматизировано сверялась информация о соцвыплатах ВПЛ и правоохранительные структуры имели доступ к этим данным, то такое количество «утерянных паспортов» и «мертвых душ», позволяющее зарабатывать на старости, болезнях, смертях и войне, никогда бы не появилось…
«Такая вертикаль живет и развивается от безнаказанности, — считает директор «Единой службы правовой помощи» Денис Осмоловский. — Фактически же верификация соцвыплат может превратиться в борьбу с последствиями такой безнаказанности, с неверно расставленными при этом акцентами». Ведь, согласно результатам всеукраинского соцопроса КМИС, 65% опрошенных по всей Украине и 63% в местах концентрации ВПЛ получают информацию о переселенцах не лично, а из СМИ, в которых чаще всего звучат выкрики о «пенсионном туризме», «фейковых получателях» и т.д. В результате для обычного гражданина виновником оказывается тот самый неизвестный получатель соцвыплат, ВПЛ, а не тот, кто создает схемы.
Морально-статистические вопросы
Каждый нормативный акт, призванный регулировать проблемы ВПЛ, написан столь запутанно и непродуманно, что в результате создает еще больше проблем. Так, в результате введения массовых проверок на соответствие статусу ВПЛ (постановления Кабмина 637 и 365) многих переселенцев лишили возможности получать соцвыплаты и привязанные к статусу пенсии.
Таких историй волонтеры из Центра переселенцев на Фроловской могут рассказать десятки. Вот лишь две из них.
Любовь Агеева — мама четверых детей. (Историю этой семьи из Донецка можно прочитать на сайте ZN.UA.) С февраля ждала выплат, задержки — дело регулярное. В конце концов обратилась за разъяснениями и получила официальный ответ: «Оснований для выплат нет». Причина — несоответствие места проживания, указанного в справке, месту регистрации (на штампе миграционной службы). При этом проверяющие место проживания знают. Пришли именно туда…
Это конкретный случай. Но таких много. Дело в том, что всем переселенцам, приезжавшим в Киев, независимо от того, что они писали в заявлении, в штампе прописывали место регистрации — УТСЗН. Закон поменялся 14 января 2016-го. Но после 13 января миграционные службы штампы на справках не ставили. А без штампов пенсии и соцвыплаты не делались. Так что, поменяв справку, человек фактически лишился бы выплат.
Еще одна история. Виктория Василевская — мама троих детей. Два месяца не получала выплаты. Пришла переоформлять справку, в очереди — 125-я с утра. Люди послабее разворачиваются и уходят. В коридорах обмороки. Справку поменяли, по поводу выплат сказали: «Подождите, мобильные бригады еще не сформированы»...
Согласно постановлениям Кабмина № 637 и 365 (которыми были утверждены порядки соцвыплат и контроль над ними), ВПЛ будут проверяться мобильными группами в составе представителей ГМС, СБУ, Нацполиции, Государственной финансовой инспекции, Службы государственного аудита, Пенсионного фонда Украины и Управления соцзащиты. Законом предусмотрено, что при этом должен быть составлен акт обследования материально-бытовых условий семьи. Зачем? Непонятно. Эта информация никак не используется. Главная цель проверок — подтверждение места проживания, указанного заявителем в декларации. Для этого представители управлений соцзащиты могут явиться туда в любое время, без предупреждения.
По словам В.Мущинина, «если по какой-то причине человека на месте нет, ему оставляют уведомление с просьбой в трехдневный срок посетить управление соцзащиты. Если он не появляется, ему заказным письмом вновь отправляют просьбу явиться в управление соцзащиты в трехдневный срок. Одновременно выясняем в ГМС — пересекал ли гражданин границу Украины или зоны АТО. Если да, и факт подтвержден, выплаты приостанавливаем. По закону, отмена справки, которая дает статус ВПЛ, будет происходить только по прошествии 60 дней, в течение которых человек не обратится в органы соцзащиты».
Однако не все так просто. На сегодняшний день комиссии по проверке не укомплектованы. К примеру, в Славянске — около 50 тысяч переселенцев. А в управлении соцзащиты — всего три человека в комиссии. На всю Луганскую область (265 тысяч переселенцев) — 29 соцработников...
«Это действительно сложный вопрос, — соглашается В.Мущинин. — Сегодня комиссии уполномочены решать вопрос по соцвыплатам. Если в Луганской области они видят, что не справляются, не успевают с теми ресурсами, которые у них есть, провести все необходимые процедуры по восстановлению выплат до 20 июля, то могут на проведение таких проверок уполномочить определенных лиц. Я думаю, мы эти вопросы урегулируем».
Тем не менее в конце июля в предоставлении денежной помощи ВПЛ могут появиться дополнительные преграды — в связи с постановлением Кабмина № 167, согласно которому с 1 июля 2016 года все виды соцпомощи и пенсии для ВПЛ (даже если человек не оформлял справку ВПЛ и не претендует на «переселенческие», но у него луганская или донецкая прописка) должны выплачиваться через «Ощадбанк». Учитывая ситуацию с базами, процедура передачи личных дел ВПЛ из местных отделений соцполитики в отделения банка может занять несколько месяцев, на протяжении которых соцвыплаты (в отличие от пенсий) не накапливаются. Это означает, что ВПЛ могут остаться без денежной помощи на несколько месяцев.
«Да и потом, что значит — накапливается? — спрашивает Оксана Сухорукова. — Допустим, у меня накапливается пенсия, поскольку в течение десяти дней я не могу попасть в управление соцзащиты. Я захожу в магазин и говорю: «Я хочу есть, дайте мне хлеб. Денег у меня нет, пусть долг накапливается». Мне хлеб не дадут. Да и за съемную квартиру платить нужно ежемесячно…»
К тому же, согласно упомянутому постановлению, ВПЛ, в том числе люди пожилого возраста и инвалиды, должны лично прийти в отделения банка и открыть банковский счет, а также посещать отделения каждые шесть месяцев, позже — раз в год. Это затруднительно, особенно для очень пожилых людей и инвалидов, которым непросто передвигаться.
«Процесс сегодня действительно непростой, — говорит В.Мущинин. — Но я хочу еще раз сказать: это единственный банк, который бесплатно будет выдавать карточки ВПЛ. Эта карточка одновременно будет являться и справкой ВПЛ, и пенсионным удостоверением. Когда система заработает, тогда уже не нужно будет подтверждать место проживания каждые шесть месяцев управлениями соцзащиты. «Ощадбанк» будет видеть человека каждые два-три месяца. А ГМС будет информировать банк в случае, если человек покинул территорию Украины. Так что есть много факторов, которые в сумме будут превышать весь негатив на первых этапах, когда действительно возможны проблемы при открытии счетов в «Ощадбанке».
Ну а пока в киевских УТСЗНах — ад. С самого утра под ними — десятки людей. В регионах — еще хуже. «УТЗСН. 7:30. Идет запись. 268, 269, 270.., — рассказывает Оксана Сухорукова, недавно вернувшаяся из Дружковки. — Люди из очереди боятся говорить на диктофон, опасаясь, что тогда вообще лишатся выплат.
Повсюду слышно: «Киев отказался от украинцев, мы — люди второго сорта».
За этими «драконовскими» решениями на самом деле кроется желание прикрыть собственное бездействие, халатность и, с высокой вероятностью, коррупционные схемы, созданные на беде переселенцев. Спустя более чем два года до сих пор стоит вопрос об учете ВПЛ — людей, поставленных государством между выживанием и сохранением достоинства. Только за то, что они выбрали Украину.
«У нас дом разбомбили. Куда нам теперь? — бабуля еле стоит, нога забинтована, костыли сделаны из обычных палок. — Ты скажи, у нас надежда есть? Мы тут у реки ночевать будем, пока выплаты переоформим. Мы — какие-то там 200-е. А в день принимают 30—40 человек. Неделю-полторы придется тут прожить. Дважды в день надо приходить на инвентаризацию очереди — в 7:30 и в 16:30»…
Ко мне подходит немолодой мужчина. Он из Енакиево, говорит по-украински: «Я вам о себе хочу рассказать. Я — сварщик. Когда все это начиналось, свой рабочий чемодан я покрасил в желто-голубой. Спрятал только тогда, когда бои шли. А сейчас снова достал. И ничего, все молчат — специалистов нет. Мы выдержим. Но вы понимаете, что это — информационная война? Это отвращает людей от Украины больше, чем «Грады». Вот эти люди поедут домой, потому что им не за что здесь жить. Что они там расскажут? Что здесь они — на правах скотины? Что каждый считает своим долгом уколоть, пнуть, унизить?..»
Какая ошибка все же менее болезненна для общества: отменить выплаты тем, кому они положены, или продолжать выплачивать тем, кому не положено?
- Информация о материале
Депутат облради від опоблоку не задекларував бізнес та дохід дружини, чия фірма збирала гроші за проїзд на Безлюдівку
Депутат Харківської облради від «Опозиційного Блоку» Олег Каратуманов не задекларував бізнес своєї дружини, а саме внески до статутних фондів п’яти фірм на загальну суму понад 1 млн. грн.
Про це стало відомо з декларації про доходи за 2015 рік Олега Каратуманова, яка є у розпорядженні «Харківського антикорупційного центру».
У своїй декларації Каратуманов вказав, що за рік заробив 115323,86 грн., а ось його дружина доходів у 2015 році не мала. Крім того, у декларації не було інформації щодо статутних внесків, як депутата, так й його дружини.
Згідно витягу з ЄДР на 31 грудня 2015 року, Каратуманова має статутні внески до п‘яти компаній.
Зокрема, Каратуманова має статутні внески у ТОВ «Харківська фармацевтична фабрика» (статутний внесок у сумі 1166200 грн.), ТОВ «Федерація боксу і кікбоксінгу» (134 тис. грн), ТОВ «Фірма «Співдружність» (46850 грн.), ТОВ «Риботоргова компанія «Катран-Північ» (15000 грн.), ТОВ «Фірма «Вітерець» (381,5 грн.).
Нагадаємо, що саме ТОВ «Федерація боксу і кікбоксінгу» незаконно збирало гроші за проїзд на пляж у Безлюдівки.
Щодо ТОВ «фірма «Вітерець», то вона володіє кафе на території Парку Горького.
Щодо іншого майна, яке є у Каратуманова та його дружини, то за даними декларації, Каратуманов володіє земельною ділянкою площею 2500 кв.м., двома житловими будинками площею 200 кв.м. та 448 кв.м., двома квартирами площею 226 та 86 кв.м. та має у власності інше нерухоме майно площею 220,5 кв.м.
Тетяна Каратуманова має у власності дві квартири площею 49,6 та 64 кв.м.
Крім того, депутат володіє двома автомобілями «Audi A8», «LexusLX470», а його дружина має «Mersedes-Benz GL450» та «Toyota Seguoia».
- Информация о материале
Лечиться даром – это даром лечиться!
Ни для кого не секрет, что национальная система здравоохранения в Украине не удовлетворяет потребности населения. Кроме того, последние годы сфера здравоохранения, как и остальные отрасли, несет бремя кризиса украинской экономики и тяготы военного положения. Сегодня в Украине действует постсоветская медицинская система, которая на бумаге гарантирует людям бесплатное лечение. Фактически же, государство не в состоянии выполнять эти обязательства, ведь просто не имеет достаточно средств на оплату всех необходимых медицинских услуг для населения. «Сегодня бюджет покрывает лишь 40% потребностей медицины, остальные 60% оплачивают граждане», – прокомментировал ситуацию народный депутат Украины, экс-министр здравоохранения Олег Мусий.
Кроме того, само министерство здравоохранения Украины ныне находится в достаточно шатком положении. Мало того, что до сих пор оно остается единственным ведомством без министра (напомним, что с апреля этого года обязанности его главы исполняет Виктор Шафранский), так и еще и над Минздравом повисла угроза упразднения. Министерство здравоохранения и министерство социальной политики в будущем могут стать одной структурой. Такое предположение высказал вице-премьер-министр Павел Розенко. «В министерстве социальной политики существует колоссальная масса реформ, которые необходимо провести и в Минздраве. Когда их проведут, тогда это будет одно направление», – прокомментировал он свое заявление.
Нельзя не отметить и тот факт, что в Верховной Раде находится целый рад законопроектов, направленных на реформирование системы здравоохранения и, к сожалению, большинство из них можно отметить как антисоциальные. Вообще, о реформе в медицинской сфере говорят давно, однако пока все уже проведенные процессы показали свою неэффективность, а упрямая статистика гласит, что каждая пятая украинская семья не может оплатить медицинские услуги и лекарства.
Доктор не по карману
Если кратко говорить об идее реформирования в сфере здравоохранения, то получается, что все реформы сводятся к тому, что бесплатная медицина – это пережиток прошлого, а будущее как раз за платным доктором и, соответственно, за платными медицинскими услугами. Правда, говорить об этом предпочитают между строк предлагаемых законопроектов, видимо, чтобы лишний раз не травмировать и без того озлобленных на сегодняшнюю медицину украинцев. Ответы на вопросы, станут ли наши доктора более профессиональными, услуги более качественными, а пациент более защищенным в результате таких преобразований, пока остаются под большим сомнением. Как уже было сказано выше, предложенная медицинская реформа прописана в нескольких законопроектах, но основные принципы содержатся в законопроектах №4456 «Об организации медицинского обслуживания населения в Украине» и №2409 «Об основах государственной политики здравоохранения». Первый названный документ, в случае его принятия, своими нормами фактически узаконит платные услуги в медицине. Причем, как говорят в профильном комитете, у него очень большие шансы быть принятым.
Можно отметить, что законопроект дает толкование множеству терминов, конкретизирует понятие «медицинская помощь», узаконивает новое понятие «медицинская услуга». Однако в рамках новых и старых понятий не совсем конкретизуется, какие услуги могут остаться бесплатными, а за что придется официально платить. Отметим, что эти и многие другие новые понятия, а также старые, но с расширенной формулировкой, прописаны и в иных законопроектах, связанных с реформой украинской медицины. Ряд замечаний экспертов, изучавших законопроект, касались именно терминологии. «Замечания вызывает терминология законопроекта. В частности, определение некоторых терминов выглядят чрезмерно громоздкими и такими, которые не отражают в полной мере их содержание», – говориться в выводе Главного научно-экспертного управления ВР. Специалисты отметили, что отдельные из терминов потребует редакционной корректировки, поскольку выглядят малопонятными.
Что же касается вышеупомянутого понятия «медицинская услуга», а согласно нормам законопроекта №4456 это «последовательно определенные действия или комплекс действий субъекта хозяйствования в сфере здравоохранения, направленные на профилактику, диагностику, лечение и реабилитацию в связи с болезнями, травмами, отравлением и патологическими состояниями, а также в связи с беременностью и родами, которые имеют самостоятельное значение и используются как основа планирования их объема и стоимости», данное толкование вызвало массу споров, как среди юристов, так и среди общественности. Именно из содержания цитируемого выше определения вытекает платный характер медицинских услуг, с чем вряд ли можно согласиться, поскольку стоимость не может считаться определяющим признаком медицинской услуги. Ведь пока не все медицинские услуги являются платными, а таковыми их хотят сделать. Кроме того, такой подход не согласуется с Конституцией Украины, согласно которой медицинская помощь в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно. «Я уверен, что статью 49 Конституции Украины, гласящую, что каждый украинец имеет право на бесплатную медицинскую помощь, нельзя упразднять. Это важный социальный момент», – высказывает свое мнение народный депутат Украины Андрей Шипко. «Все же в нынешнее время, когда украинцам тяжело выживать, делать медицину полностью платной нельзя. Должен остаться перечень услуг, которые каждый может получить бесплатно. Кроме того, уверен, что первая медицинская помощь, т. н. экстренная помощь, должна быть бесплатной», – это уже мнение столичного врача общей практики семейной медицины Николая Леончука.
Однако законодатель, опять же, между строк законопроекта, настаивает на том, что медицинская помощь слишком дорогая, чтобы быть бесплатной. В рамках законопроекта достаточно размыто выписана та часть норм, которые отвечает за перечень гарантированных услуг: «Медицинская помощь в пределах объемов, гарантированных государством, предоставляется в учреждениях здравоохранения, с которыми главными распорядителями бюджетных средств заключены договоры о медицинском обслуживании населения». Эксперты и юристы отмечают, что предложенная норма не согласуется с природой бюджетных отношений, возникающих между государственными и коммунальными учреждениями здравоохранения и главными распорядителями бюджетных средств, и напоминают, что такие взаимоотношения на сегодня регулируются нормами Бюджетного кодекса Украины. Речь идет, прежде всего, о том, что отношения между главным распорядителем бюджетных средств (бюджетным учреждением в лице его руководителя, уполномоченного на получение бюджетных ассигнований, взятие бюджетных обязательств и осуществление расходов бюджета, – ныне Минздрав) и государственными (коммунальными) учреждениями здравоохранения по финансированию последних за счет бюджетных назначений не могут строиться на договорной частно-правовой основе. Ведь определенные субъекты находятся между собой в отношениях субординации (подчинения), что исключает юридическое равенство сторон, которая характерна для частно-правовых отношений. Кроме того, здесь следует учесть, что государственные и коммунальные учреждения здравоохранения являются бюджетными учреждениями, которые создаются соответствующими органами государственной власти и органами местного самоуправления и которые содержатся за счет, соответственно, государственного или местного бюджетов. Эти бюджеты утверждаются Законом о Государственном бюджете Украины и решениями соответствующих местных советов о местных бюджетах. В этом смысле, очевидно, что государственные и коммунальные учреждения здравоохранения как учреждения для осуществления своих функций финансируются из соответствующих бюджетов, независимо от наличия договора, о котором говорится в законопроекте.
Все вышеописанное говорит о том, что, во-первых, нормы законопроекта не согласуются с положениями Бюджетного кодекса Украины, а во-вторых, содержат большие коррупционные риски. Так, например, для порядка Минздрав может определить одну городскую и одну областную больницу, где больной сможет получить бесплатную консультацию и основной набор медицинских услуг, но там кроме прочих неудобств будут такие очереди, что вряд ли больной успеет получить помощь вовремя. А, как результат, украинцы в рамках закона могут остаться в ситуации, когда в остальных больницах и поликлиниках бесплатно врач просто выслушает жалобу. Если же в процессе приема придется пациента прослушать, проверить зрение, посмотреть горло, и тем более, сделать рентген, то все это уже будет считаться «медицинской услугой», за которую придется заплатить.
Борьба за сферу влияния
Система здравоохранения, так или иначе, касается каждого человека. Можно оградить себя от стрессов и не интересоваться политикой, однако прожить жизнь и не столкнуться с медициной удается очень немногим. Дороговизна медицинского обслуживания и медикаментов бьет по населению так же сильно, как высокие цены на продукты питания. Медицина – это одна из основных струн, на которой играют политики в период предвыборных компаний, обещая населению «молочные берега и кисельные реки», и так же быстро забывают об обещаниях, если это уже невыгодно самому чиновнику. Одним из последних стало такое же громкое заявление премьер-министра Украины Владимира Гройсмана, который спрогнозировал падение цен на лекарства из-за изменений в законодательстве. «Мы сейчас изменили законодательство по лекарствам. Это было одно из наших первых достижений, я считаю. Вы увидите, что с нами сейчас монополист, который на фармацевтическом рынке, еще поиграется немножко, но потом поймет, что выхода нет, и цены на лекарства пойдут вниз», – заявил он на днях во время одного из своих выступлений. Правда, о каком законодательстве идет речь, глава правительства не уточнил. Юристы предполагают: речь идет о том, что 31 мая 2016 года Верховной Радой Украины была упрощена регистрация лекарственных средств, после чего Президентом Украины Петром Порошенко были подписаны изменения в Закон «О лекарственных средствах» по упрощению государственной регистрации лекарств.
Тема дорогих лекарств в целом, и само заявление Владимира Гройсмана в частности, специалисты обсудили в ходе прошедшей 13 июля с. г. пресс-конференции на тему: «Власть заявляет о недоступности лекарств и закрытии больниц: смогут ли выжить украинцы?». Так, в ходе мероприятия остро отреагировал на заявление премьер-министра правозащитник Эдуард Багиров, который публично заявил, что купит лекарство, стабилизирующее давление, прямо после пресс-конференции и дал правительству месяц, для того, чтобы это же лекарство по истечению отведенного срока стало стоить дешевле. В противном случае, юрист пообещал подать на главу правительства судебный иск, дабы ему и его коллегам не овадно было раздавать пустые обещания. «Я сегодня куплю лекарство для больных диабетом и гипертонией, поскольку сам страдаю этими заболеваниями. И через месяц, обещаю, буду лично предъявлять претензии в судебном порядке к В. Гройсману, если цены на это лекарство не упадут», – завил Эдуард Багиров.
Кроме того, эксперты в ходе мероприятия выразили серьезное беспокойство тем фактом, что Минсоцполитики делает публичные заявления о возможном поглощении Минздрава. Отметим, что эта тема родилась уже давно, еще во время правления Виктора Януковича, но последний не успел воплотить задуманное. Нынешнее правительство решило исправить это «упущение» и вновь заговорило о целесообразности такого шага. Кому это выгодно, ходят разные версии, однако то, что ведомство не имеет по сей день своего министра, говорит о многом, считают эксперты. Да и свежие коррупционные скандалы с участием заместителей министра здравоохранения, также не добавляют оптимизма. «Все преподносится как акт спасения. Минсоцполитики просто «спасет» парализованное министерство здравоохранения», – с иронией комментирует ситуацию президент Всеукраинского совета защиты прав и безопасности пациентов Виктор Сердюк. Со слов эксперта, чтобы реализовать идею, уже удачно пройдены некоторые шаги и далее все идет по плану реформаторов. «Первое: произошла ликвидация руководящих органов. По факту их нет. Президент уже публично заявил о том, что отрасль здравоохранения – это символ коррупции. Это те шаги, которые успешно пройдены. Дело осталось за малым», – подытожил Виктор Сердюк. Однако, делая публичные заявления о возможном объединении двух ведомств, назвать хотя бы приблизительную дату сего события Павел Розенко не смог. Так что, как говорится, продолжение следует…
Комментарии
Олег Мусий, заместитель председателя Комитета ВР по вопросам здравоохранения
– Будет введен гарантированный уровень медицинского обеспечения, которой определит Кабинет министров, и людям будет понятно, за что точно не нужно платить, за что гарантированно государство берет на себя полностью обязательства. Однако, с другой стороны, будет четко понятно, что и в Киеве, и в отдаленном районном центре конкретная манипуляция будет стоить конкретную сумму, и нельзя будет злоупотреблять. Мало того, деньги будут идти в учреждение здравоохранения, в его бюджет. Если внедрим оплату за услуги, то тогда будет ясно, что человек получил эту услугу в конкретном заведении, и, соответственно, за качество предоставления этой услуги заведение будет нести ответственность.
Андрей Шипко, член Комитета ВР по вопросам здравоохранения
– Согласно ст. 49 Конституции Украины медицинская помощь в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения предоставляется бесплатно, и наша задача сегодня – сохранить этот бесплатный гарантированный объем медицинской помощи для населения. Пациент, который обратился в лечебное учреждение, должен четко понимать, что есть гарантированный государством объем медицинской помощи, которую он получит бесплатно. Для этого, в первую очередь, необходимо на законодательном уровне утвердить термин «медицинская услуга» и четко определить, какие именно медицинские процедуры могут производиться на платной основе, а также установить их стоимость. Это совсем не значит, что оплачивать «медицинскую услугу» будет пациент – компенсатором может быть как государство (например, для инвалидов, ветеранов), так и страховая компания. Фактически «медицинская услуга» уже введена, так как дополнительные виды диагностики давно являются платными, например, УЗИ. А вот законодательно это не закреплено. Поэтому задача народных депутатов сегодня – подойти взвешенно к этому вопросу и определить, что же является «медицинской помощью», а что такое – «медицинская услуга».
Кроме того, от некоторых экспертов вообще звучат предложения внести изменения в Конституцию, в результате чего медицина станет платной. Я убежден – этого делать нельзя, тем более сейчас, когда у людей последние деньги уходят на оплату коммунальных услуг. Уже на лекарства не всегда хватает – и сегодня думать надо о внедрении системы реимбурсации (компенсации стоимости препаратов для хронически больных), а не о том, как заработать денег на людях.
Виктор Сердюк, президент Всеукраинского совета защиты прав и безопасности пациентов
– Критическая ситуация которая сложилась на сегодняшний день в Украине в сфере здравоохранения не может решиться только потому, что о ней поговорили. Ситуация может измениться тогда, когда, Президент, Верховная Рада и премьер-министр поставит конкретное задание перед Минздравом и медиками: спасать и лечить людей. На сегодня такое задание отсутствует. Оно не ставится потому, что тогда нужно будет обеспечить его выполнение, а тратить на это деньги государству не хочется. Более того, хочу отметить, что ныне проходит так называемая «спецоперация» по уничтожению Минздрава под кодовым названием «Ящерица». Почему ящерица? Потому, что хвосты отпадают сами. Как результат, осуществится мечта любого Президента Украины: получить Минздрав в свое распоряжение под свои нужды. А для этого надо осуществить план по присоединению Министерства здравоохранения к Министерству социальной политики.
Медицинская реформа прописана в нескольких законопроектах, но основные принципы содержатся в законопроектах №4456 «Об организации медицинского обслуживания населения в Украине» и №2409 «Об основах государственной политики здравоохранения». Первый названный документ, в случае его принятия, своими нормами фактически узаконит платные услуги в медицине. Причем, как говорят в профильном комитете, у него очень большие шансы быть принятым.
«В Украине цены на некоторые лекарства завышены в разы. Людям, которым они крайне нужны, порой просто не за что их купить. Я поручил Минздраву совместно с Минэкономразвития в течение недели внести предложения, которые могли бы повлиять на формирование стоимости лекарств», – премьер-министр Украины Владимир Гройсман.
- Информация о материале
Из жизни бывших: где и как доживают свой век беглый Янукович и его соратники
Сегодня, по прошествии двух с половиной лет после Майдана, о многих представителях прошлой власти стали забывать. Конечно, беглые чиновники нет-нет, да и напоминают о себе, появляясь в информпространстве, но не они задают повестку дня и не они влияют на ход событий в нашей стране. Янукович, Азаров, Захарченко, Курченко, Пшонка, Клюев... Все это персонажи из нашей недалекой истории, выехавшие за рубеж и живущие сегодня в разных странах мира. Как складывается их нынешняя судьба? Чем они озадачены сегодня? Каковы их планы на будущее?
Янукович и семья
Виктор Янукович сегодня живет в своем подмосковном имении, купленном в апреле 2014 года. Расхожее мнение о том, что Янукович живет в Ростове-на-Дону, является следствием того, что беглый президент Украины первое время действительно жил в этом городе — в доме, принадлежащем одному из бывших ростовских губернаторов, с которым у самого Януковича сложились давние дружеские отношения еще с 90-х годов. В Ростов он наведывается часто — в основном для того, чтобы поохотиться. Этой привычке он остается верен по сей день. Экс-президент страдает от боли в суставах и время от времени проходит лечение, в том числе с хирургическим вмешательством.
С бывшими соратниками практически не поддерживает связь. Когда летом 2014 года к нему обратился один из бывших министров (ныне — тоже эмигрант) с просьбой о финансовой поддержке, Янукович якобы заявил: «Знаешь, это там, на родине, мы были командой. А сейчас — каждый сам за себя». Не удивительно, что Янукович не принимает участие ни в одной из структур, которые создают другие политэмигранты — он живет жизнью обычного пенсионера. Как, к примеру, экс-президент Киргизии Аскар Акаев. Но если Акаев активно занимается в Россиb научной деятельностью, то говорить об активном образе жизни Януковича будет преувеличением.
После смерти сына Виктора, с которым у экс-президента были натянутые отношения (Виктор Янукович-младший тяжело пережил разрыв отношений Виктора Федоровича с Людмилой Александровной и появление в жизни отца Любови Полежай), беглый глава государства впал в затяжную депрессию. И — да! - досужие размышления некоторых обывателей о том, что смерть Виктора Викторовича являлась всего лишь инсценировкой, - полный бред. Как нам удалось установить, к сожалению, Виктор действительно утонул в озере Байкал. Другое дело, что обстоятельства гибели являются более чем странными. Действительно, Виктор Янукович-младший похоронен в Севастополе на военном кладбище. Там же, в Крыму, живет сейчас Людмила Александровна — она очень тяжело перенесла смерть сына. По последней информации, она тяжело больна. Сегодня Людмила Александровна находится на фактическом попечении своей невестки, вдовы Виктора Ольги Корочанской, которая вместе с сыном также переехала в Севастополь.
Старший сын Виктора Януковича, Александр, продолжает заниматься бизнесом и живет то в Подмосковье, то в Джумейре (ОАЭ). По некоторым данным, у него серьезные деловые связи с ближайшим окружением президента Чечни Рамзана Кадырова, а бизнес-интересы сосредоточены в энергетической сфере (нефтепродукты).
Появившиеся в украинских СМИ новости о том, что у Виктора Януковича и его гражданской жены Любови Полежай уже в эмиграции якобы родился ребенок (мальчик) не соответствуют действительности — в новой семье Януковича-старшего растет лишь один ребенок, дочь Любови от первого брака, 15-летняя Маша Полежай.
Братья Клюевы
Андрей Петрович Клюев, бывший вице-премьер правительства, бывший секретарь Совета национальной безопасности и обороны, бывший глава Администрации Президента и прочая, и прочая, живет сегодня также под Москвой. Правда, приходилось слышать и о наличии у Клюева недвижимости в Питере, однако по утверждению знающих людей, там сейчас временно проживает старший сын Клюева Богдан со своей супругой - мексиканкой Мариной Кастилло.
Клюев пребывает в прекрасной спортивной форме. Политически присматривается к тем или иным проектам в Украине. Сначала ходили слухи о том, что Клюев финансирует партию Цушко и Кожары «Социалисты», потом говорили о возможном участии Клюева в финансировании Союза Левых Сил, сейчас говорят о Клюеве как о возможном спонсоре проекта Вадима Рабиновича и Евгения Мураева. Клюев поддерживает неформальные отношения со многими людьми в нынешней власти. В прошлом году некоторые люди из окружения Порошенко вынашивали идею возврата Клюева в украинскую политику. Также у Клюева сохранились неплохие отношения с ближайшим окружением Юлии Тимошенко.
Его младший брат, Сергей Петрович, в прошлом году бежал из Украины в Россию, несмотря на то, что Верховная Рада дала добро на его привлечение к ответственности. По одной из версий, ценой свободы стала передача людям из ближайшего окружения Порошенко пакета акций энергетической корпорации Solar Active (Австрия). Корпорация владела, в частности, 8 солнечными электростанциями в Украине. К моменту бегства из Украины Клюев находился в жестком конфликте и судебных тяжбах с австрийскими компаньонами. Интересно, что почти сразу же после эмиграции Клюев прекратил судебные разбирательства с австрийцами, а в ноябре прошлого года акции предприятий, ранее принадлежавших Клюевым, были проданы китайцам — с нарушением корпоративных прав.
Но — дело сделано: Сергей Клюев на свободе, его сообщники — при деньгах.
Сергей Курченко
Одна из самых колоритных фигур в пантеоне недавних «богов». Украинский Хлестаков и Феликс Крулл в одном лице. Вундеркинд, который в юные годы смог сколотить миллиардное состояние. Примечательно, что многие объекты из империи Курченко в Украине продолжают приносить ему прибыль до сих пор, а медиа-холдинг функционирует практически без особых потерь.
Курченко — игрок хитрый и ловкий. В апреле 2014 года (вдумайтесь: в апреле (!) 2014 года) ему удалось вывезти и вывести некоторую сумму денег из Украины в Российскую Федерацию. По имеющейся информации, он не согласился на требование семьи Януковичей вернуть им деньги, заработанные благодаря тому, что именно Курченко был поставлен на финансовые потоки и командовал группой «смотрящих» - в первую очередь, в нефтегазовом комплексе. Стоит напомнить, что система «смотрящих» реально руководила страной и отдельными отраслями экономики, в то время как министры (Бойко, Колобов, Порошенко, Прасолов и другие) играли роль скорее статистов, подписывающих уже готовые решения. Понятно, что и реальные деньги были не в руках министров, а в руках «смотрящих» - равно как и кадровые назначения, ключи от коррупционных схем, тендерные процессы, закупки и т.д. Кстати, дело Онищенко, раскручиваемое сегодня Генеральной прокуратурой и НАБУ, является отголоском той старой «эпохи смотрящих», на вершине которой стоял Курченко.
Так вот: Курченко попросту «кинул» Януковича и отказался возвращать ему некую довольно большую сумму. Имеющуюся сумму Курченко вложил в покупку буровой нефтевышки на шельфе в Баренцевом море, в приобретение сети АЗС в Крыму, в газовые схемы на территории ДНР и ЛНР. В Москве до сих пор с улыбкой рассказывают о пачках долларов и евро с украинскими банковскими лентами, которыми Курченко расплачивался за услуги в РФ. Ну, и о бурном романе со светской львицей Тиной Канделаки тоже рассказывают.
Но со второй половины 2015 года Курченко везение перестало сопутствовать. Он умудрился поссориться с всесильным майордомом Кремля Владиславом Сурковым. Сурков якобы поймал Курченко на двойной игре — зарабатывая на торговле газом в Донецке и Луганске, он часть средств нелегально отдавал в Киев — якобы за то, чтобы его бизнесу в Украине ничто не угрожало. Плюс Янукович, страшно осерчав на Курченко, договорился с Рамзаном Кадыровым о возврате прикарманенных денег «с половины». Как следствие — Курченко не только лишили Тины Канделаки и части бизнеса. Ему пришлось усилить охрану и поумерить аппетиты.
Важный момент: Курченко продолжает дружить и активно общаться с Игорем Коломойским, который неоднократно обещал «Курице» порешать его вопросы на Банковой. Один из немногих, с кем Курченко поддерживает связь в Москве — сын бывшего Генерального прокурора Украины Артем Пшонка.
«Колобки»
«Колобками» в окружении Януковича ласково называли Сергея Арбузова и Александра Клименко — бывшего первого вице-премьера правительства и бывшего министра доходов и сборов. В отличие от Клименко, попытку бегства которого через пропускной пункт в Донецком аэропорту вместе со старшим Пшонкой наблюдала вся страна, Арбузов покинул страну спокойно и не спеша. По имеющимся данным, он несколько дней после прихода новой власти находился в Киеве, позже беспрепятственно вылетел в Москву. В марте 2014 года группа вооруженных лиц в количестве свыше 30 человек напала на одно из киевских отделений банка, принадлежащего Арбузову, и поступила весьма странным образом. Взяв имеющуюся наличность, они заставили управляющего провести ряд манипуляций (на удивление не заблокированных финмониторингом), а после спокойно сдались подоспевшим правоохранителям, которые, в свою очередь, переписали данные нападавших и спокойно отпустили их по домам — как активных участников Майдана. Но именно в тот день было обеспечено безбедное дальнейшее существование Арбузова в Москве.
Интересно, что Арбузов несколько раз пытался вести переговоры о возврате в Украину и даже о возможности включения его в систему исполнительной власти — как суперпрофессионала в сфере финансов. Понятно, что ему ответили.
В отличие от Сергея Геннадиевича, Александр Клименко до сих пор не расстался с мечтой о возвращении в Украину. Особенно эта тема актуализировалась после гибели в прошлом году старшего брата Александра — Антона Клименко, отдыхавшего в Египте и получившего смертельную травму во время купания в бассейне. Покойный Антон Клименко — в прошлом близкий друг и соратник Юрия Луценко (в то время, когда нынешний Генеральный прокурор возглавлял Донецкую областную организацию СПУ, Антон был его «правой рукой» и кошельком). Именно Антон Клименко обеспечивал связь между Луценко и «хозяевами Донбасса». Александр Клименко начал свой старт наверх после того, как его брат представил юного Сашу влиятельному вице-премьеру и функционеру «Нашей Украины» Роману Бессмертному. Благодаря Бессмертному Клименко влился в структуры «Нашей Украины» в Донецке и получил «по распределению» должность в налоговой администрации.
А уже позже попал «в обойму» к Александру Януковичу.
Сегодня Клименко всячески демонстрирует желание вернуться в Украину. Он запускает вирусную рекламу в Интернете. Он финансирует партию «Успешная Украина». Он выступает с пространными статьями. Он содержит на свои средства медиа-холдинг «Вести» (возглавляемый его нынешней женой Ольгой, въезд которой в Украину не запрещен). При этом активная деятельность Клименко вызывает раздражение и отвращение у многих его бывших коллег, считающих Сашу едва ли не предателем и ренегатом.
При этом в окружении Петра Порошенко одно время зрела мысль: а не предложить ли Клименко в руководители неконтролируемого Украиной Донбасса — как фигуру, способную навести порядок и восстановить целостность страны. Но потом подумали, и решили, что с таким же успехом на Донбасс можно отсылать Олега Тягнибока — рейтинги и авторитет у них среди жителей Донбасса приблизительно равные.
И — да! - распространенный миф о том, что Клименко и Арбузов получают деньги «из Кремля» на подрывную деятельность в Украине — всего лишь миф. Как говорил классик, «у них лица скучные, им денег не дадут».
Комитет спасения Украины
Радикально настроенная структура, сформированная летом 2015 года по инициативе Владимира Сивковича, Николая Азарова и Владимира Олийныка, а также примкнувшего к ним журналиста Юрия Кота. Первоначально структуру собирался финансировать Сергей Курченко, но после первого же взноса его запал иссяк, и группа «спасателей» осталась без денег. Первого взноса едва хватило на проведение презентации КСУ и издания книги мемуаров Николая Яновича (самая ценная часть мемуаров — воспоминания о бабушке, все остальное можно не читать).
Позже Комитет спасения Украины взял на содержание Олег Говорун — ближайший соратник Суркова, начальник Управления АП РФ по социально-экономическому сотрудничеству с государствами СНГ, Републикой Абхазией и Республикой Южной Осетией. Приблизительно с января — февраля 2016 года у КСУ появились деньги, проект худо-бедно работает, делаются заявления, проводятся исследования.
Беда в том, что члены КСУ действительно верят в свою значимость. Олийнык искренне убежден в том, что он может стать президентом Украины и народ его на самом деле тайно поддерживает (как на западе, так и на востоке), но боится репрессий со стороны «хунты». Азарова мучит его роль и место в истории — он считает себя самым великим премьером за всю историю Украины, и хочет занять эту нишу в учебниках. Это проскальзывает в постах в социальных сетях и в публичных выступлениях участников проекта.
Понятно, что реально вес КСУ в политической жизни общества (в том числе в Москве) — нулевой. Так — декоративная структурка для пропагандистских спектаклей.
Важный момент: в отличие от братьев Клюевых, Азаров получил возможность ездить в Европу, в частности, в Австрию. Клюевых это очень озадачило...
На Земле Обетованной
Часть «бывших» осела сегодня в Израиле. Наиболее известным новоиспеченным гражданином Государства Израиль стал бывший министр топлива и энергетики Эдуард Ставицкий (ныне фигурирующий под именем Натан Розенберг). Несколько попыток украинских правоохранителей добиться выдачи Розенберга-Ставицкого украинскому правосудию не увенчались успехом. Однако когда Ставицкий попытался год назад посетить Москву, в аэропорту Тель-Авива он был задержан спецслужбами Израиля и отправлен по месту жительства.
Его ближайший друг и компаньон, бывший министр экологии и природных ресурсов Олег Проскуряков некоторое время тоже жил в Израиле. За время пребывания на Ближнем Востоке он успел вторично жениться — на своей секретарше, последовавшей за ним в изгнание. Позже перебрался в Москву.
В Израиле также обосновался бывший министр науки и образования Дмитрий Табачник. Он уехал одним из последних — осенью 2014 года. В Украине первые полгода новая власть Табачника не трогала. Но он дистанцировался от всех политических процессов, некоторое время сидел в своем офисе на Верхнем Валу, а потом решил уехать — от греха подальше. Ныне живет в городе Хайфа. По некоторым данным, израильское гражданство у Табачника было оформлено еще в 90-е годы.
Юрий Колобов
Бывший министр финансов Юрий Колобов резко выделяется из данной группы лиц. Во-первых, он не был «донецким» - уроженец днепропетровского Павлограда, он начинал карьеру в структурах, аффилированных с Виктором Пинчуком. Во-вторых, он был единственным, кто после прихода новой власти не сбежал, а осуществил цивилизованный процесс «передачи ключей»: он неоднократно встречался с новыми лидерами страны, в том числе с Турчиновым и Яценюком, проводил встречи с активистами Майдана, объясняя им азы функционирования государственной экономики, ее слабые и сильные стороны. Первые несколько месяцев после Майдана он спокойно жил в Киеве и даже рассматривал возможность сотрудничества — в той или иной степени — с новой властью.
По имеющимся данным, проблемы у Колобова начались внезапно, и в их основе лежала алчность некоторых высокопоставленных чинов из Генпрокуратуры, потребовавших от экс-министра взятку за «невозбуждение» уголовного дела. Когда Колобов отказался, ему инкриминировали злоупотребление государственными средствами. Однако инкриминируемые Колобову действия (выделения средств на усовершенствование системы специальной связи) им не осуществлялись. По этому вопросу было распоряжение Президента, Постановление Кабинета Министров, Закон, принятый Верховной Радой. То, что Колобов не был даже на заседании КМ, когда принималось это решение, мало кого волнует.
Колобов был задержан испанскими властями во время отдыха — Генпрокуратура подала запрос на задержание Колобова в Интерпол. После нескольких месяцев ареста Колобов был отпущен на свободу: национальный суд Испании не нашел состава преступления в действиях экс-министра, а его дело сочли политически мотивированным. Сейчас Колобов живет в той же Испании, получив вид на жительство
Остров Крым
В аннексированном Россией Крыму сегодня проживают экс-министр обороны Александр Лебедев, экс-министр здравоохранения Раиса Богатырева, экс-министр агропромышленного комплекса Николай Присяжнюк. Они отошли от активной политической работы и просто ведут жизнь простых обывателей — возможно, за исключением Лебедева, занимающегося бизнесом и активной общественной работой.
В Крыму проживает экс-глава СБУ Александр Якименко. В Украине его обвинили в пособничестве терроризму, в организации поставок оружия боевикам ЛНР и ДНР, в подрывной деятельности против Украины. Однако полгода назад Интерпол отказался объявлять Якименко в розыск — аргументов украинская сторона предоставила недостаточно.
Также в Крыму обосновался и Вадим Колесниченко, бывший народный депутат. Он проиграл выборы в крымский «парламент», но не собирается складывать руки. Хотя если в Киеве его считают украинофобом и врагом всего украинского, то в Крыму многие помнят, что именно Колисниченко в 90-е был единственным депутатом ВР АРК, который выступал на украинском языке и ходил на сессии крымского парламента в вышиванке. Свой среди чужих, чужой среди своих...
Так проходит слава земная.
Это — персонажи украинской истории, но не дня сегодняшнего. Ни один из них сегодня не влияет на ситуацию в стране, и, скорее всего, не будет влиять на нее завтра. Но интерес к этим персоналиям будет некоторое время сохраняться. Тем более, что настроения народа переменчивы: ненависть сменяется ностальгическими воспоминаниями, особенно на фоне поражений и неудач нынешней власти.
Можно вспоминать и других «героев». Николай Левченко — экс-народный депутат, друг Олега Ляшко, пойманный при попытке провезти большое количество денег и драгоценностей, сегодня спокойно живет в Москве. Владислав Лукьянов — экс-депутат, занимается ресторанным бизнесом в Китае и Японии. Олег Царев — живет в Москве, пытался прибиться к Зюганову и КПРФ. Не срослось. Андрей Портнов — занимается частной юридической практикой, имеет возможность ездить по всей Европе, часто бывает в Брюсселе, Париже, Лионе. Активно критикует нынешнюю власть — причем критикует аргументировано и со знанием юридической стороны вопроса. Виталий Захарченко — экс-министр внутренних дел, живет в Москве, работает старшим консультантом в корпорации «Ростех», создал собственный фонд «Юго-Восток» и издал книгу «Кровавый Евромайдан — преступление века». Книга Захарченко объективно интереснее, чем книга Азарова, несмотря на тенденциозность и пропагандистскую направленность. Василий Гладких — бывший ближайший соратник Георгия Кирпы и руководитель «Укрзализныци», сегодня живет в Москве и возглавляет «Вагонную ремонтную компанию №1» - одно из важнейших структурных подразделений РЖД. Сам господин Гладких считается человеком, близким к Владимиру Якунину — экс-руководителю РЖД и советнику Владимира Путина. По некоторым данным, именно Гладких помогал обустраивать быт и даже обеспечивать трудоустройство политических беглецов из Украины. Сын Василия Гладких, Олег, при новой власти некоторое время работал заместителем прокурора Днепропетровской области, а в декабре 2015 года назначен заместителем прокурора Луганской области...
За каждым из этих людей — своя история, своя драматургия. Но все они — лишь привет из прошлого. Из недалекого прошлого... Хотя — вполне вероятно — о многих из этих персонажей мы еще услышим в информационных сообщениях из соседней страны или же во время дебатов в формате Минской группы. Многие хотят вернуться в политику, но при этом понимают, что вернуться они могут только вследствие торжества контрреволюции в Украине.
На это они и делают ставку, особенно те, кто сегодня живет в сопредельном государстве. Их ставка на некотором этапе удивительным образом может совпасть с планами Путина и его окружения...
- Информация о материале
Гибридная правда и война
Подобно тому, как самым большим физическим злом является смерть, так самым большим моральным злом является, конечно, война», – некогда писал Вольтер.
Великий французский мыслитель не подозревал, что воевать можно гибридно. Но для Украины, втянутой в гибридное противостояние, оно представляется еще большим моральным злом, чем простая война.
Гибридный конфликт – это мучительная неопределенность.
Когда четкой линии фронта не существует, и фронт может пройти всюду: в экономике, политике, культуре, массмедиа, любой другой сфере.
Когда страна живет в ожидании замаскированных ударов, и крестный ход УПЦ МП вызывает большую тревогу, чем очередное обострение на Донбассе.
Когда мы всякий раз вынуждены теряться в догадках, задумал ли противник обычную пропагандистскую акцию, или же готовится к чему-то серьезному и страшному.
Гибридный конфликт – это гнетущее подозрение.
Когда неприятельским орудием может оказаться кто угодно: от журналистов и священников до вчерашнего героя и кумира нации.
Когда предполагаемые агенты Путина неотличимы от полезных идиотов, поскольку и те, и другие наносят Украине сопоставимый ущерб.
Когда в любой трагедии, прежде всего, ищешь российский след, потому что дестабилизация так или иначе выгодна Кремлю, а в средствах он не разборчив. Грань между логикой и паранойей неумолимо стирается, и с этим ничего нельзя поделать.
Гибридный конфликт – это невыносимая ложь. Ложь в каждом действии и в каждом слове.
Это война, стыдливо именуемая «антитеррористической операцией», и лицемерное «миротворчество» в исполнении агрессора.
Это наглое «их там нет» и фейковые «народные республики».
Это никем не соблюдаемые «договоренности» и притворное «перемирие» с ежедневными обстрелами и жертвами. С каждым месяцем ложь разрастается все больше, словно чудовищный фурункул, который никак не созреет и не прорвется.
В любой воюющей стране мечтают о победе и о мире. Но в случае изнурительного гибридного противостояния к этим двум мечтам может присоединиться еще одна – мечта об обычной, нормальной, традиционной войне.
Где все по-честному, где вещи называют своими именами, где линия фронта не размыта, а противник действует открыто. Простая война начинает казаться благом, избавлением от гибридных подлостей и гнусностей, живительным глотком правды.
Неудивительно, что немалая часть украинского общества жаждет именно этого – обычной правдивой войны. «Почему мы не воюем с Россией по-настоящему?!» «Почему у нас до сих пор не объявлено военное положение?!»
«Почему Украина не выходит из Минских соглашений?!» «Почему не перекрыта граница с РФ, и не прерваны все связи со страной-агрессором?!» Стратегического и тактического расчета в этих требованиях нет. Но за ними просматривается страстное желание сделать гибридную войну как можно более похожей на традиционную.
По сути это простодушная магия, сродни туземному карго-культу. Стоит смастерить из соломы точную копию самолета – и следом появятся ящики с тушенкой и сгущенкой.
Стоит перекрыть границу, разорвать всякие отношения с РФ, официально назвать происходящее «войной» – и подлое гибридное противостояние превратится в открытую схватку…
Нет, к сожалению, не превратится. И пора распрощаться с иллюзией, будто, действуя прямо и честно, можно принудить врага к тому же.
В 1939-м финны не выдумывали никаких «антитеррористических операций», а открыто воевали с СССР. Это помешало Кремлю изобрести фейковую «Финляндскую Демократическую Республику»? Разумеется, нет.
В 1964-м США приступили к прямым бомбардировкам Северного Вьетнама. И что, в результате коммунистический Ханой признал, что на юге против американцев воюют северовьетнамские солдаты? Разумеется, нет.
Допустим, завтра Украина объявит войну Российской Федерации. Это обернется торжеством правды? Разумеется, нет. Москва пожалуется коллективному Штайнмайеру на киевских экстремистов и агрессоров, срывающих мирный процесс; с России наконец-то снимут секторальные санкции; а мы потеряем даже ту поддержку, которую имеем сегодня.
Ничего другого ожидать не приходится.
Многие из нас уверены, что Украина упустила свой шанс в Крыму, где Кремль решился на неприкрытую аннексию.
Надо было не сдавать полуостров без боя, а сражаться с Путиным тогда!
Пускай силы были неравными, зато с захватчика удалось бы сорвать маску! Подобные рассуждения донельзя наивны: ВВП позволил себе некоторую беспардонность в Крыму именно потому, что не встретил вооруженного сопротивления. Возьмись Украина за оружие – и, по всей вероятности, мы получили бы тот же мучительный гибридный конфликт.
Российские военнослужащие так и остались бы фальшивой «крымской самообороной».
В Москве рассказывали бы о «гражданской войне», к которой РФ не имеет никакого отношения. И при таком развитии событий Киеву было бы еще труднее донести правду до мирового сообщества.
В одностороннем порядке нельзя перевести гибридную войну в обычный формат – как нельзя эту войну прекратить. Так что призывы «воевать с Россией по-настоящему» практически не отличаются от абстрактных призывов к миру: ни то, ни другое от Украины не зависит.
Что бы мы ни предпринимали, Кремль не откажется от избранной тактики –пока сам этого не захочет. Но даже если в голове у Владимира Владимировича перемкнет какой-то загадочный тумблер, и российские танки все-таки двинутся на Киев, это вряд ли избавит нас от гибридной подлости. Замаскированные удары будут наноситься параллельно с прямыми, только с гораздо большей интенсивностью, чем сейчас.
От чужой агрессии не спасешься, размахивая оливковой ветвью, а от гибридного конфликта не уйдешь, бряцая оружием.
Единственный выход – учиться эффективно противостоять Кремлю именно в таком формате. Делать то, что целесообразно и выгодно для Украины, а не то, что придаст гибридной войне внешнее сходство с обычной.
Как ни тяжело маневрировать среди неопределенности, подозрения и лжи, только это позволит нам выстоять и дождаться победы. А вместе с ней – и желанной правды.
- Информация о материале
Без права на спасение
За годы независимости Украины в результате 41 крупной аварии на угольных шахтах погибли 887 шахтеров. Поэтому вопросы безопасности для горнодобывающей отрасли всегда являются первоочередными. Однако сегодня в Украине государственные органы фактически перестали контролировать выполнение требований правил безопасности и закрывают глаза на массовые нарушения на угольных и рудных шахтах. Сложилась критическая ситуация с обеспечением горняков и сотрудников военизированных горноспасательных частей (ВГСЧ) средствами индивидуальной защиты органов дыхания (самоспасателями и изолирующими респираторами). Оправдание директора предприятий и госчиновники ищут в недостаточном финансировании и тяжелой экономической ситуации. Но только ли в этом дело?
В распоряжении редакции оказался документ, который для далекого от жизни шахтеров гражданина может показаться малозначительным. Однако у Независимого профсоюза горняков Украины (НПГУ), откуда он к нам и попал, он вызывает бурю эмоций и праведного негодования. По сути, эта бумага наглядно, в концентрированной форме, демонстрирует ворох сегодняшних проблем с безопасностью труда горняков.
Письмом от 10.03.2016 г. №02/371 за подписью первого заместителя начальника Главного управления Государственной службы Украины по вопросам труда (Гоструда) в Донецкой области М.Кишканя на основании мероприятий шахты Краснолиманская и письма Красноармейского городского управления Госсанэпидслужбы со ссылкой на право, предоставленное ст. 29 Закона «Об охране труда», шахте Краснолиманская дано разрешение выполнять повторную тренировку в «дымной» камере двух подземных работников, используя при этом один индивидуальный (!) самоспасатель (СС) на двоих; а также направлять в шахту подземных работников, не прошедших повторную тренировку в «дымной» камере. Примечательно, что кандидатуру руководителя областного управления Гоструда утверждает глава ГСУВТ по согласованию с министром социальной политики. Получается, высшие органы власти готовы разделить ответственность за подобные «эксперименты» на шахтах?
Как свидетельствует мировая статистика, на протяжении года задействуются для спасения жизни около 5% действующих СС. При этом сегодня одних только СС украинского производства по всему миру эксплуатируется около 500 тыс. Иными словами, это 25 тыс. спасенных жизней шахтеров ежегодно!
Согласно Правилам безопасности в угольных шахтах, руководство шахты должно организовать в «дымной» камере обучение правилам включения и пользования СС для вновь принятых подземных работников и раз в два года проводить повторные тренировки шахтеров. При этом люди должны тренироваться правильно реагировать на задымление окружающего пространства, правильно включаться в СС и дышать в нем. Именно эти принципиальные, выписанные смертями Правила безопасности и разрешает нарушить упомянутое выше письмо Гоструда — органа, осуществляющего государственный надзор за соблюдением Законов и норм в сфере охраны труда (ОТ) на угольных шахтах.
Оправдываясь недостатком СС для проведения тренировок, отсутствием денег на их покупку, руководство шахт стало практиковать обучение нескольких человек на одном списанном самоспасателе. Лишь первый из них действительно учится, как правильно включиться в СС, вскрыть его, запустить и дышать. Потом он снимает аппарат, водкой протирает загубник и передает следующему. Подышали — распишитесь, что вы прошли тренировку. Это приблизительно то же самое, как если бы пилоту выдавали удостоверение на основании того, что он уже после взлета, проведенного инструктором, в полете подержался за штурвал. Использование списанного оборудования, от которого зависит жизнь горняков, само по себе является вопиющим фактом. Подобной практики нет ни в одной стране мира. Однако ответственности за это на деле никто не несет.
Более того письмо, разрешающее проводить такие «тренировки», далеко не единственное. В последние два года письма с решениями об изменении сроков применения требований нормативных актов по ОТ со ссылкой на ст. 29 Закона «Об охране труда» стали печальной практикой для региональных структур Гоструда, утверждают шахтеры.
«Популярная» среди руководителей шахт ст. 29 позволяет работодателю «в случае невозможности полного устранения опасных и вредных для здоровья условий труда» обратиться с ходатайством об установлении необходимого срока для выполнения мероприятий по приведению условий труда на производстве или рабочем месте к нормативным требованиям. Гоструда рассматривает ходатайство и при наличии оснований может в виде исключения принять решение об установлении другого срока применения требований нормативных актов по ОТ.
Руководители службы Гоструда при этом разрешают не только тренировку нескольких работников с одним самоспасателем, но и временно уменьшать общее количество средств защиты на шахте до явочного состава работников. Хотя СС должен быть индивидуально закреплен за каждым горняком. Следует отметить, что в соответствии с правилами эксплуатации самоспасатель должен быть закреплен за конкретным человеком, и только в этом случае гарантируется срок эксплуатации 5 лет. Но это положение постоянно нарушается. Практика, когда один и тот же СС передается шахтерами «из рук в руки» и вместо одной смены в сутки эксплуатируется две-три, весьма распространена. В результате такой эксплуатации вещество, содержащее химически связанный кислород, подвергается дополнительным нагрузкам и теряет свои свойства. Это чревато тем, что самоспасатель, даже не прослужив 5 отпущенных производителем лет, может не отработать номинальное время защитного действия в экстремальной ситуации.
«Мы покупали СС в прошлом и позапрошлом году и полностью ими обеспечены, — говорит Александр Стойловский, главный инженер шахты «Надія». — Но со временем проблема может возникнуть и у нас. И до войны цены на СС зашкаливали. А сейчас они продаются по цене
7300 грн. Даже если шахте потребуется 100 шт., то получается сумма более 700 тыс. грн, а если 500, то — 3,65 млн. Поэтому руководители шахт законными и незаконными методами продлевают сроки эксплуатации имеющихся СС и не покупают ничего. Если же мы их все же купим, то нам не хватит денег на выплату зарплаты». Психология руководителей, к большому сожалению, не меняется — сохранить копейку важнее, чем обезопасить жизнь человека. Такой логикой они руководствуются и выстраивая отношения с трудовым коллективом, предлагая им сделку: «Зарплата — вместо средств индивидуальной защиты». Тем более в ситуации, когда шахты, жалуясь на недостаток средств и высокую стоимость оборудования, не уменьшают закупки средств защиты до вынужденного минимума, а просто перестают их приобретать. Абсурда ситуации добавляет также тот факт, что неофициально на украинском рынке оказывается поддержка польским производителям СС, чья продукция дороже отечественной более чем в 2 раза. Руководители госшахт отмечают, что вопросы охраны труда в угольной отрасли во многом зависят от политики государства, причем корректировать ее для защиты горняков, похоже, никто не собирается — нет ни писем, ни служебных записок, ни докладных о плачевном состоянии дел со средствами защиты на предприятиях.
«СС всегда не хватало. Просто раньше всегда была госпрограмма, выделяющая денежные средства на эти цели, — считает Александр Шевченко, заместитель гендиректора ГП «Селидовуголь». Этими аргументами руководствуется большинство руководителей шахт.
И сегодня мы можем наблюдать пугающую статистику. Если в 2012—2014 гг. только госшахты приобретали по 9,5 тыс. СС в год, то в 2015-м — всего 76 шт., а в 1 квартале 2016 г. — ни одного. В госбюджете на эти цели не предусмотрено ни одной гривны. Обычно шахты закупали СС за счет средств господдержки. Сейчас шахтам выделяют средства от реализации угля для закрытия текущих вопросов, в т.ч. и вопросов по охране труда. По результатам I квартала 2016 г. шахтам из вырученных денег выделили 30 млн грн на решение вопросов по ОТ. Но это только 30% от потребности.
При этом согласно данным, предоставленным редакции службой Гоструда, по состоянию на 01.06.2016 г. обеспеченность СС государственных угольных предприятий Минэнергоугля составляет 72% (средств индивидуальной защиты не хватает почти 10 тыс. горняков).
Ненамного лучше ситуация на частных шахтах. Средняя обеспеченность СС там составляет 92% относительно списочной численности. Так, в письме председателя Областного объединения НПГУ Западного Донбасса №69 от 29.03.2016 г. В. Грека значится, что общая нехватка СС по «ДТЭК Павлоградуголь» составляет 1247 шт.
«Не дай Бог авария — люди будут погибать. В 2002 г. на шахте «Украина» погибли 35 человек, — вспоминает Михаил Волынец, лидер НПГУ. — Сегодня горняки при трудоустройстве вынуждены сами покупать не только СС, но и спецодежду. Еще и взятку дают».
«Такого у нас еще никогда не было, — сетует Виктор Турманов, председатель Профсоюза работников угольной промышленности. — У нас сегодня ни копейки не отпускается на охрану труда. Приобрести СС за свой счет предприятия не могут. Они и так на ладан дышат. Даже зарплаты выплачиваются с большой задержкой. Охрану труда и безопасность превратили ни во что. Расформировали гостехнадзор. Всех специалистов разогнали. Случится беда — некому будет разбираться». При этом и штат самой Гоструда значительно недоукомплектован. Как может служба в таких условиях эффективно осуществлять контроль над соблюдением правил безопасности в отрасли? Получается, что «пока гром не грянет — мужик не перекрестится». Однако когда в роли «мужика» выступают госчиновники высшего уровня и первые руководители угольных предприятий, это выглядит весьма тревожно, в первую очередь для горняков.
В 2016 г. специалистами Гоструда были отмечены нарушения состояния ОТ и правил безопасности в части обеспечения работников предприятий СС на 30 шахтах, подконтрольных Минэнергоугля. По данным экспертов, в связи с этим в МЭУП было направлено письмо с требованием устранить данное нарушение. Была ли реакция на это письмо со стороны Министерства, а самое главное — был ли результат — никто не знает.
«Когда срок гарантии СС будет заканчиваться, люди все равно будут с ними ходить. Хотя после пяти лет эксплуатации гарантию, что СС нормально отработает, никто не даст», — сообщил на условиях анонимности замдиректора шахты по охране труда. Фактически эксплуатируя это оборудование в двух-, трехсменном режиме или продлевая срок его эксплуатации более 5 лет, шахты берут на себя ответственность за жизни людей.
Сложности с обновлением парка средств индивидуальной защиты органов дыхания есть и у горноспасателей. ВГСЧ используют не СС, а респираторы со временем действия два и четыре часа. Но и им средства выделяются практически лишь на приобретение запчастей и ремонт средств защиты. В результате в экипировке спасателей можно встретить респираторы даже 1987 г. выпуска.
«У нас есть и респираторы, и СС как резервные. Финансирования только не хватает, — отвечает Александр Штода, замначальника Центрального штаба Государственной военизированной горноспасательной службы. — У нас респиратор закреплен за конкретным человеком, который понимает, что ему он будет обязан жизнью в случае экстремальной ситуации. Поэтому он его сам обслуживает, следит за его техническим состоянием. И если срок эксплуатации вышел, респиратор ежемесячно проверяется. Только на этом и выживаем. Финансирования хватает лишь на запчасти для ремонта и технического обслуживания».
Горноспасатели прекрасно понимают, что такое положение вещей не предусмотрено нормативной базой. «Но как-то существовать надо, — добавляет А.Штода. — Я же не могу не выехать на аварию, сказав, что у меня нерабочий респиратор…»
Проблема еще и в том, что контроль ВГСЧ над шахтами носит рекомендательный характер. Тогда как Гоструда имеет полное право останавливать работы до устранения выявленных нарушений правил безопасности, однако не пользуется этими полномочиями и своим бездействием потакает дальнейшим нарушениям.
Очевидно, что отсутствие финансов не может быть причиной отступления от требований ОТ, написанных кровью. Аргументы о дороговизне и повышении цен на оборудование, высказываемые угольщиками, также несостоятельны. На мировом рынке есть целый ряд производителей подобной продукции. И на сегодняшний день в Украину активно заходят китайские, российские и польские производители СС. Этому благоприятствует чересчур либеральные условия сертификации. Фактически 24 экспертно-технических центра, входящие в структуру Гоструда, выдают сертификаты, просто подтверждающие наличие у производителей определенного перечня документов, но не проводят полноценных испытаний оборудования и исследований в отечественных лабораториях. Таким образом, продукция иностранных производителей в упрощенном порядке получает разрешительные документы и допускается к реализации на территории Украины. При этом польский производитель у себя на родине в этом году уже отзывал свою продукцию с шахт из-за проблем с качеством. Из-за этого польские шахты начали отдавать предпочтение украинской продукции, которая более чем в 2 раза дешевле местных аналогов и демонстрирует полное соответствие всем требованиям безопасности. Что касается китайских СС, известны случаи, когда производители из КНР копировали внешний вид украинских самоспасателей, не обеспечивая необходимого уровня качества. Также в последнее время в Украину стали проникают «гаражные» производители из РФ. Заметим, что у украинских СС, в отличие от европейских и китайских, за всю историю не было ни одной рекламации.
Сегодня, чтобы выполнить требование закона об охране труда, необходимо разово закупить только на госшахты 9,2 тыс. СС. При этом все понимают, что рано или поздно решать проблему и закупать средства защиты все равно придется. Однако Гоструда продолжает продлевать шахтам разрешения не покупать средств защиты в необходимом объеме и не осуществляет эффективного контроля их наличия. Что невольно наводит на мысль о коррупционной составляющей проблемы. Тем самым создается искусственно отложенный спрос на СС. А масштаб проблемы растет, как снежный ком.
Руководители Гоструда не имеют права «входить в положение» шахт, но делают это, прикрываясь, в том числе, действующим в Украине мораторием на проведение проверок предприятий. При этом в самой службе понимают, что распространение его действия на шахты — предприятия повышенной опасности, мягко говоря, ошибочно. Руководство Службы делало несколько попыток разобраться, касается ли мораторий только налоговых проверок или затрагивает и их деятельность. Однако, как следует из письма, подписанного первым замом главы Госслужбы по вопросам труда Олегом Павлюком, удовольствовалось отсутствием ответа от Минюста. Хотя, по-хорошему, из-за критической ситуации с соблюдением правил техники безопасности на шахтах именно эта организация должна первой бить в набат и поднимать вопрос о снятии моратория в отношении угольных предприятий. Как, собственно и профсоюзы, пока занимающие достаточно пассивную позицию. Совместные усилия общественных организаций и соответствующих государственных служб могли бы сделать контроль над соблюдением правил охраны труда более эффективным. Но этого не происходит. Тем временем угля добывается все меньше, а его цена, измеряемая в человеческих жизнях, увы, не снижается…
- Информация о материале
Страница 486 из 2102
