Главная
Налог на недвижимость - коснется каждого
Налогообложение жилой недвижимости: кто, сколько и как должен платить. Как отменить неверное определение суммы налога контролирующим органом
Налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, введен законодателем с момента принятия в 2010 году Налогового кодекса Украины. Сначала объектом налогообложения выступали объекты жилой площади, которыми владели как физические, так и юридические лица.
Этот налог оставался незаметным для рядового гражданина, поскольку для его расчета длительное время учитывалась именно жилая площадь и были определены льготы в зависимости от ее размеров (менее 120 кв. м для квартиры и менее 250 кв. м для жилого дома). Вместе с изменениями в законодательство, которые уменьшали указанные льготы и расширяли объект налогообложения, менялась и актуальность налога на недвижимость.
Главные изменения в порядок уплаты указанного налога начались с 1 января 2015 года в связи с принятием Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» от 28 декабря 2014 года №71-VIII.
Согласно указанным законодательным изменениям, базой налогообложения определена уже не жилая площадь объектов жилой недвижимости, а их общая площадь. В то же время значительно уменьшены размеры общей площади объектов жилья, которые определяют льготы по уплате такого налога. К объектам налогообложения законодателем отнесены и нежилые здания (сараи, гаражи, летние кухни, погреба, мастерские и т. д.).
В таких условиях налог на недвижимость приобрел значительную актуальность. Особенно в условиях, когда подразделения контролирующих органов в массовом порядке стали рассылать плательщикам (физическим и юридическим лицам) уведомления-решения по уплате доначисленных сумм налога на недвижимость. Во многих случаях такие налоговые уведомления содержат ошибки в расчетах по определению сумм налогов и т. п.
Какие основные положения содержатся в законодательстве о налогообложении объектов жилой недвижимости, кто и сколько должен платить налог, каков порядок его начисления и уплаты и как обжаловать неправомерное решение контролирующего органа в случае неверного определения суммы налога?
За что мы должны платить? (Объект и база налогообложения — п. 266.2, 266.3 НКУ)
Налог уплачивается за общую площадь объекта жилой и нежилой недвижимости (гаражи, мастерские, летние кухни и т. п.), в том числе его часть.
Объекты жилой и нежилой недвижимости, в отношении которых не применяется указанный налог, определены в п. 266.2.2 НК Украины.
Кто является плательщиком и какие льготы предоставляются физическим лицам? (П. 266.1, 266.4 НКУ)
Плательщиками налога являются физические и юридические лица, в том числе нерезиденты, которые являются владельцами объектов жилой и/или нежилой недвижимости.
Владельцы недвижимости — физические лица не будут платить налог за объект, имеющий площадь:
— менее 60 кв. м включительно (для квартиры/квартир);
— менее 120 кв. м включительно (для жилого дома/домов);
— менее 180 кв. м (для разных типов недвижимости, одновременного владения квартирой/квартирами и домом/домами).
Сельские, поселковые, городские советы и советы объединенных территориальных общин имеют право дополнительно устанавливать льготы по налогу на недвижимость.
С 1 января 2017 года льготы для физических лиц не применяются к объекту налогообложения:
1) если его площадь превышает пятикратный размер необлагаемой площади, установленной подпунктом 266.4.1:
— для квартир 60 х 5 = 300 кв. м;
— для домов 120 х 5 = 600 кв. м;
— для разных типов 180 х 5 = 900 кв. м.
2) используемого их владельцами с целью получения доходов (сдается в аренду, лизинг, заем, используется в предпринимательской деятельности).
Если объект недвижимости находится в совместной собственности нескольких лиц:
— совместная долевая собственность нескольких лиц — плательщиком налога является каждое из этих лиц за принадлежащую ему долю;
— общая совместная собственность нескольких лиц, но не разделенная в натуре — плательщиком налога является одно из таких лиц-владельцев, определенное по их согласию, если иное не установлено судом;
— общая совместная собственность нескольких лиц и разделенная между ними в натуре — плательщиком налога является каждое из этих лиц за принадлежащую ему долю.
Например, если ваша недвижимость разделена между двумя собственниками (мужем и женой), льгота применяется к каждому владельцу. То есть в этом случае, если каждым плательщиком не превышается определенный размер льгот, налог на недвижимость вообще не должен начисляться (ни мужу, ни жене).
Исчисление налога и его ставки (п. 266.5, 266.7 НКУ)
Ставки налога устанавливаются решениями сельского, поселкового или городского совета в размере, не превышающем 1,5% (в 2015 году — 2%, в 2016 году — 3%) от размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года, за 1 кв. м базы налогообложения. Кроме того, дополнительно к указанным 1,5% за 1 кв. м насчитывается 25 тыс. грн в год для квартир площадью свыше 300 кв. м и домов более 500 кв. м.
Налог на недвижимость исчисляется исходя из общей площади (если несколько объектов — суммарной общей площади), уменьшенной в соответствии с предоставленной льготой, умноженной на ставку налога.
Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины...» №1797-VIII от 21 декабря 2016 года установлено, что с 1 января 2017 года до принятия соответствующим органом местного самоуправления решения об установлении ставок местных налогов и сборов на 2017 год, установленные таким органом местного самоуправления ставки налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, применяются с коэффициентом 0,5%.
Пример расчета налога для физического лица за 2016 год:
Общая площадь квартиры — 83 кв. м;
Льгота — 60 кв. м;
Ставка налога за 2016 год (Киев) — 1%
1378 грн (м.з.п.) х 1% = 13,78;
Налог = (83 – 60) х 13,78 = 316,94 грн.
Для физических лиц исчисление суммы налога производится контролирующим органом по месту налогового адреса (месту регистрации) собственника такой недвижимости и до 1 июля года, следующего за базовым налоговым годом, направляется (вручается) налогоплательщику по месту его налогового адреса (месту регистрации).
Юридические лица самостоятельно исчисляют сумму налога по состоянию на 1 января отчетного года и до 20 февраля этого же года подают контролирующему органу по местонахождению объекта/объектов налогообложения декларацию с разбивкой годовой суммы равными поквартальными частями. В дальнейшем юридические лица платят налог авансовыми взносами ежеквартально до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, которые отображаются в годовой налоговой декларации.
То есть фактически юридические лица платят налог авансом (поквартально) за отчетный период, а физические лица — за прошлый отчетный период до 1 июля года, следующего за базовым налоговым годом (за прошлый год и с применением прошлогодних ставок и льгот).
Период, в течение которого необходимо уплатить налог или обжаловать его (п. 266.9 — 266.10 НКУ)
В течение 60 дней от даты получения (вручения) исчисленного контролирующим органом налогового уведомления-решения необходимо уплатить налог.
Если налогоплательщики не согласны с данными начисления налога (размер ставки, размер общей площади и т. д.), они имеют право обратиться с письменным заявлением в контролирующий орган по месту жительства (регистрации) для проведения сверки данных. По ее результатам, в случае выявления расхождений между данными контролирующих органов и данными плательщика налога, контролирующим органом производится перерасчет суммы налога и направляется (вручается) новое налоговое уведомление-решение.
Кроме того, согласно п. 56.2 НК Украины, «...в случае, если налогоплательщик считает, что контролирующий орган неправильно определил сумму денежного обязательства или принял любое другое решение, противоречащее законодательству или выходящее за пределы полномочий контролирующего органа, установленных настоящим Кодексом или другими законами Украины, он имеет право обратиться в контролирующий орган высшего уровня с жалобой о пересмотре этого решения...»
Согласно ст. 58.3. НК Украины:
«...если почта не может вручить налогоплательщику налоговое уведомление-решение... из-за отсутствия по местонахождению..., их отказа принять налоговое уведомление-решение... ненахождения фактического местоположения (местонахождения) налогоплательщика... налоговое уведомление-решение... считаются врученными налогоплательщику в день, указанный почтовой службой в уведомлении о вручении с указанием причин невручения...»
Следует иметь в виду, что в случае обжалования в административном порядке налогового уведомления-решения о начислении налога на недвижимость (например, на 5-й день после получения), не применяются положения п. 266.10.1 НК Украины, определяющие срок уплаты налогового обязательства в течение 60 дней со дня вручения налогового уведомления-решения. В этом случае, если было отрицательное решение контролирующего органа по результатам рассмотрения жалобы, у плательщика есть 10 дней на уплату определенного налогового обязательства после получения ответа по результатам рассмотрения жалобы. Иначе будут начисляться соответствующие штрафные санкции за его неуплату или несвоевременную уплату.
Штрафные санкции за неуплату или несвоевременную уплату налога (п. 126.1 НКУ)
Ответственность за неуплату или несвоевременную/неполную уплату налога на недвижимость такая же, как для других налогов:
— 10% от погашенной суммы налогового долга — за задержку до 30 календарных дней;
— 20% от погашенной суммы налогового долга — за задержку более 30 календарных дней.
Если налог не будет уплачен своевременно, то согласно ст. 129 НК Украины по истечении предельных сроков для уплаты на сумму налогового долга начисляется пеня из расчета 120% от ставки НБУ, действующей на день возникновения долга.
Что делать в случае, если налогоплательщик — физическое лицо не получил налоговое уведомление-решение?
На практике этот вопрос весьма актуален. Существует ли в таком случае обязанность самостоятельной уплаты налога на недвижимость, или же нужно обращаться в контролирующий орган и не придется ли через некоторое время платить штрафные санкции за несвоевременную уплату налога?
На наш взгляд, законодатель четко определил, что для физических лиц налог исчисляется контролирующим органом (п. 266.3.2 НК Украины) и результатом этого должно быть налоговое уведомление-решение. Согласно общим постулатам Налогового кодекса, именно тогда и возникает у физического лица обязанность уплаты налога — «налоговое обязательство», которое плательщик должен уплатить в течение 60 дней с момента вручения уведомления. Именно на контролирующий орган возложена обязанность до 1 июля года, следующего за отчетным периодом (годом), направить (вручить) плательщику — физическому лицу подобное уведомление-решение.
В то же время, хотя законодателем и предусмотрена возможность расчета контролирующим органом базы налогообложения «...и/или на основании оригиналов соответствующих документов налогоплательщика, в том числе документов на право собственности», но никоим образом не определена в Налоговом кодексе Украины обязанность плательщика рассчитать налог самостоятельно или обратиться в контролирующий орган для уплаты налога на недвижимость. Указано его право лишь обратиться по вопросам сверки уже рассчитанного контролирующим органом налога и полученного налогового уведомления-решения.
Таким образом, в случае, если налоговое уведомление-решение по уплате налога на недвижимость физическим лицом не получено, налогоплательщику не нужно платить его самостоятельно. Соответственно, в этом случае какие-либо штрафные санкции за несвоевременную уплату налога на недвижимость являются безосновательными и необоснованными.
Конечно, при большом желании физическое лицо может самостоятельно обратиться в контролирующий орган с просьбой провести расчет налога и уплатить его. Но и в этом случае предлагаем производить такую уплату только на основании рассчитанного контролирующим органом налогового уведомления-решения. Такой совет основывается на случаях из нашей практики, когда налогоплательщик — физическое лицо самостоятельно высчитал и уплатил суммы налогов, которые в дальнейшем, при расчете соответствующей суммы налога уже контролирующим органом, никоим образом не учитывались. То есть фактически налогоплательщик был вынужден дважды платить сумму налогов за один и тот же объект налогообложения и длительное время пытался вернуть излишне уплаченные суммы.
Следует учитывать, что в соответствии со ст. 102.1 НК Украины «...контролирующий орган имеет право провести проверку и самостоятельно определить сумму денежных обязательств плательщика не позднее окончания 1095 дня, следующего за последним днем предельного срока представления налоговой декларации... и/или предельного срока уплаты денежных обязательств, начисленных контролирующим органом, а если такая налоговая декларация была подана позже, — за днем ее фактического представления...» Это означает, что в случае, если контролирующий орган осуществил начисление налога на недвижимость за период свыше трех лет — у плательщиков появляется положительное правовое поле для обжалования такого начисления.
- Информация о материале
16 років порожніх балачок. Мораторій на продаж землі призвів до рейдерства аграрних земель
Багато років політики організовують протести проти ринку землі. Протестували комуністи, соціалісти, «аграрії», «ОППО-блок», «Батьківщина», навіть «Свобода». Ось новий лідер чергової «Аграрної партії» Віталій Скоцик. Він один з тих, хто зараз найбільше жахає ринком землі, виступаючи нібито від імені селян. Хоча перед тим, як прийти у політику, зробив кар’єру в крупному холдингу АМАКО і селян бачив, мабуть, найчастіше з вікна керівного вертольоту. Українська земля знаходиться «під арештом» вже 16 років. До чого призводить мораторій? До розборок, іноді зі зброєю і кров’ю.
Рейдерство
Нагадаємо деякі випадки:
На минулому тижні кількадесят фермерів Дніпропетровщини пікетували Міністерство юстиції. Причиною став скандал навколо фермерського господарства «Дар» з села Попасне Новомосковського району Дніпропетровщини.
Ось їхня історія. Близько сотні озброєних мужиків приїхали в село і , заходилися забирати у фермерів землю. Показували якісь сумнівні документи. Фермери відбивалися, двох селян поранили.
Ці ж фермери проти ринку землі, не розуміють, що їхні проблеми породжені нинішнім мораторієм.
Другий відомий випадок – кримінальна справа навколо аграрного підприємства «Русава-К» у Кагарлику на Київщині, яке заснував діаспорянин зі США Марко Паславський. На балансі його фірми було кількасот машин, елеваторне господарство і, звісно, права оренди на землю. На початку війни Марко пішов добровольцем і загинув під Іловайськом. Аж раптом виявилося, що незадовго перед смертю він продав агрофірму якомусь громадянину Росії.
Кілька народних депутатів і побратимів Марка з батальйону «Донбас» намагаються довести фіктивність підписів Пославского на документах відчуження. Стрілянина, бійки, викрадення керівних осіб підприємства, суди навколо фірми «Русава-К» тривають.
В Біблії сказано «Не вкради!». Але не написано: «Не ставай рейдером».
Типова рейдерська схема – це махінація, афера. Державний реєстратор нібито правочинно змінює власника підприємства чи земельного паю: новим господарем стає бомж (або його паспорт). Далі - у цього бомжа власність перекуповує хтось третій, четвертий, п’ятий.
Утворюється ланцюжок, який складно розплутати. Ну, а потім за підтримки озброєних «тітушок» на підприємство заходить «доброчесний» новий власник, а насправді рейдер. Прокуратура і поліція зазвичай жують попкорн і дивляться збоку.
Хтось вважає, що вони отримують за це хабарі. Інші впевнені, що розібратися у кожній конкретній земельній проблемі у влади просто немає ресурсів – інтелектуальних, юридичних і силових.
«Битви за врожай» стають дійсно битвами. Фермер щось посіяв, воно виросло - а збирати врожай приїжджають комбайни від іншої агрофірми, посилаючись знову ж таки на сумнівні юридичні підстави.
За твердженням Асоціації фермерів України, мало не щодня державні реєстратори й нотаріуси підробляють реєстраційні документи договорів оренди та майнових прав на землеволодіння - на користь рейдерів-захопників. «Сірі схеми», «мертві души», подвійні договори-»близнюки», тітушки з кастетами і рушницями… Й часто не можна знайти кінців, хто правий, а хто ні. Це нині – звична практика, а як їй протидіяти?
Поки що в Україні створено лише громадський Комітет по боротьбі з аграрним рейдерством. Його очолив екс-нардеп Михайло Апостол. Він констатує: «Причин декілька. Перша – недосконале земельне законодавство».
Рейдерство підживлюється, слабкістю нашої юридичної системи, поліції, судів. Але ж у юридичній сфері відбуваються зрушення, формується нова чесна поліція, антикорупційні органи? Мабуть. Та все ж ці структури ще не зміцніли настільки, щоб займатися сільськими розборками, де на керівних посадах різних органів куми-брати-свати.
Але що у цій базі є найслабшою ланкою, а мало би бути найсильнішою? Права на землю! Конституція їх декларує, Земельний кодекс прописує. Та поки не працює основний закон, то навряд чи працюватимуть допоміжні.
Звісно, махінації ніколи не припиняться до нуля. Природа людини гріховна, державні органи в Україні слабкі тому злочини будуть завжди. Але для рейдерства не залишиться стільки простору.
От приклад: і досі існують махінації на ринку квартир. Де їх найбільше? Там, де нема чіткого права власності: в недобудовах, в інвестиційних схемах. А спробуй-но через «чорного нотаріуса» віджати хоча б стару хрущовку, яку 25 років тому приватизувала бабця - це вже буде зробити складніше.
По-перше, є реальна історія цієї хрущовки, відома сусідам бабці, дільничному інспектору, БТІ, лікарям поліклініки тощо. По-друге, нотаріус за таке очевидне кидалово може отримати купу проблем, а вигода його - ну, 20% вартості хрущовки. А за «нічийну» землю махінаторам і більше заплатять, і менше шансів знайти свідків кидалова.
Рейдерство, як пліснява, розповзлося по болоту мораторію на продаж землі. Приватизація землі почалася в Україні після краху комуністично-імперіалістичного режиму 1991 року, але й досі не завершена. Україна встановила антирекорд планети по тривалості земельної реформи.
Безкінечна оренда мільйонів га – це корупційні схеми, заможні латифундисти і безпорадні селяни.
Землекористувачі не хочуть платити справжню ціну землі власникам паїв і державі. Голова Асоціації «Земельний союз України» Андрій Кошіль признається щодо перспектив скасування мораторію: «Для агробізнесу в цілому - це істотні додаткові витрати». Справді так. Земля усюди у світі дорога, а право оренди землі «під арештом» – дешеве.
Коли ви приватизуєте державну квартиру - витрати можуть збільшитися. Додасться податок на нерухоме майно, кошти на ремонт. Але ви стаєте повноцінним власником: можете не лише продати цю квартиру, а й узяти під неї кредит, залишити її у спадок тощо. Та й здати в оренду можете, але вже не напівлегально. Хто жив у державній квартирі, зрозуміє, що приватна - краща.
Агроходлинги на оренді
Саме на копійчаній оренді постали в Україні великі олігархічні агрохолдинги. Суть олігархії відома - приватизація прибутків і націоналізація збитків, перекладання їх на громаду.
Якщо земля буде дорогою, величезні господарства стануть збитковими, або вестимуть бізнес ефективніше.
Ефект масштабу не працює без хазяйського ока. Це довів СРСР з його динозаврами індустрії, які поздихали без державних дотацій. Та й у США латифундії показали свою неефективність. А по-справжньому управляти полем, як уже доведено цивілізованими країнами, може сім’я або фермер. Найкраще тоді, коли земля – власність того, хто її обробляє.
Політика жахів і недолугості
Однак в Україні 16 років поспіль організовуються протести проти ринку землі. У них беруть участь не лиши політики (комуністи, «ОППО-блок», «Батьківщина», навіть «Свобода»), а й деякі фермери. Принаймні ті, хто виступає від їх імені. Чи можна уявити, щоб будівельники протестували проти продажу житла? Або механіки - проти ринку автомобілів?
Ці виступи вуалюються гаслами на тему «Земля - це матір, мамою не торгують». Емоційні тези, але не витримують критики розумом. «Нам треба не землею торгувати, а розвивати переробну галузь», - повчає, наприклад, народний депутат Валерій Дубіль, що виступає за мораторій. Ну, а що перероблятиме ця галузь, коли уся сировина продається латифундистом за кордон? З таким же успіхом можна закликати селян до переробки ананасів.
Лідер «Аграрної партії» Віталій Віталій Скоцик - один з тих, хто зараз найбільше жахає ринком землі, виступаючи нібито від імені селян. Хоча він перед тим, як прийти у політику, зробив кар’єру в крупному холдингу АМАКО і селян бачив, мабуть, найчастіше з вікна керівного вертольоту. Розуміючи, що взагалі виступати проти ринку землі - це нецивілізовано, що ж пропонує цей політик натомість? Море «активних заходів».
Провести референдум про продаж землі. Змінити Конституцію України. Провести нові вибори Верховної Ради. Але й це ще не все: «Также нужно внедрить общегосударственную и региональные программы поддержки малых и средних хозяйств, запустить систему сельскохозяйственных кооперативов, предоставить сельхозпроизводителям доступ к дешевым кредитам».
Тобто - продовжувати вливати державні кошти у сільське господарство. А де ці кошти узяти? Хто буде відповідати за дешеві кредити - і чим, адже «непродавну» землю у заставу банк взяти не може?
При цьому таки гендлюють землею! Але підпільно - в сіру і в чорну. Продають «маму» задешево, як зазвичай усе крадене.
Михайло Апостол називає цифру: «Близько 1,5 млн га землі в Україні скуплено через різні механізми: заповіт, іпотека, за рішеннями судів». Коли беруть в оренду на 49 років (масова практика в Україні) – хіба це не купівля насправді?
Ну а чим, як не продажем, назвати емфітевзис на 200 років з правом суборенди? Ці приклади наводить Дмитро Александров, керуючий партнер фірми «Alexandrov & Partners». Отже, тим мораторієм ми відчуження не зупиняємо – лише консервуємо власні жахи, корупцію, неефективність, недолугість.
Й при тому від «захисників селянства» звучать нескінченні заклики про необхідність підтримки фермерів з боку Уряду: послаблення податків, виділення субсидій. Але ж найкраща державна підтримка – справедливі закони і контроль за їхнім дотриманням. Мораторій на відкритий ринок землі порушує права українців розпоряджатися своєю власністю, створює каламутні умови, в яких нелюди-рейдери шукають свій профіт.
Нещодавно народний депутат Олексій Мушак подав у Конституційний суд звернення 55 депутатів про скасування мораторію на купівлю-продаж аграрних земель. І його реально можуть зняти вже в цьому році. Тоді в Європі залишиться остання країна без приватного права на землю – Білорусь.
- Информация о материале
Кто и как может использовать убийство Вороненкова
Пока рано говорить о версиях и мотивах убийства в центре Киева экс-депутата Госдумы от КПРФ Дениса Вороненкова, который ранее дал показания ГПУ в деле о госизмене экс-президента Украины Виктора Януковича. Но первые публичные заявления официальных лиц свидетельствуют о том, что многие будут использовать ситуацию в собственных интересах. «Апостроф» проанализировал вероятные спекуляции вокруг этого громкого события.
Россия обвинит Украину
«Каждый будет говорить свое. Кто-то будет говорить о мести режима, показательной казни в центре Киева, а кто-то будет делать упор на деградации правоохранительной системы в Украине, о том, что небезопасно себя чувствовать людям даже с положением. Ведь Вороненков был под охраной, но и это не спасло. К сожалению, самое главное - Киев и Украина становятся самым небезопасным местом в Восточной Европе. Это самое плохое, что может быть», — заявил в комментарии «Апострофу» политолог Андрей Золотарев.
Россия может использовать случившееся в Киеве в качестве иллюстрации того, что Украина неспокойное государство, где не могут гарантировать безопасность даже тем, кто перешел на сторону власти. Эту версию Кремль будет широко ретранслировать среди политиков и общественных деятелей, намекая таким образом, что не стоит связываться с Украиной и поддерживать ее. На примере Вороненкова видно, к чему привело его желание сотрудничать с Киевом и давать показания на беглого президента Украины Януковича. Населению будут рассказывать, что в Киеве небезопасно и Украина остается националистическим государством, где на улицах убивают людей. И поэтому там не то, что Евровидение нельзя проводить, там жить невозможно. Спекулируя на этой теме, Россия обвинит Киев в провокациях и попытках обвинить Кремль в причастности к убийству беглого депутата.
Заявление пресс-секретаря президента России только подтверждают это предположение. Он утверждает, что Украина не смогла обеспечить безопасность Вороненкова. «Обвинения в пресловутом российском следе абсурдны», — сказал Песков.
Не исключено, что версия об убийстве всех, кто сотрудничает с Киевом будет разгоняться на оккупированном Донбассе и в Крыму, чтобы минимизировать возможный диалог местных так называемых лидеров с Киевом. «Россия теперь будет это событие трактовать как провокацию Киева. Проклятая фашистская киевская хунта и тому подобное», — заявил в комментарии «Апострофу» российский журналист Аркадий Бабченко.
Маргинальные политсилы постараются связать убийство с декоммунизацией и ростом национализма в стране и даже заявят, что экс-коммуниста убили недалеко от уничтоженного ранее памятника Ленину, что символично. Эта версия вполне способна обрасти самыми конспирологическими сценариями.
Украина обвинит Россию
«В Украине этой ситуацией попытаются воспользоваться как силовики, так и политики. Силовики будут обвинять в халатности и компрометировать друг друга. Прозвучат заявления о том, что необходимо повысить финансирование и увеличить количество правоохранителей, возможно, предоставить дополнительные полномочия и права, например, разрешить прослушку, установить везде камеры наблюдения. В результате может появиться либо новое подразделение с неограниченными полномочиями, либо запущен какой-то проект «национальной важности» с огромным бюджетом», — заявил в комментарии «Апострофу» эксперт МЦПИ Анатолий Октисюк.
Наличие напряженности между спецслужбами подтверждается заявлением генпрокурора Украины Юрия Луценко «Погибший Вороненков находился под охраной одной из спецслужб Украины. Человек, который был ранен и который смог выстрелить в ответ киллеру является действующим сотрудником одной из спецслужб Украины», — сказал Луценко.
В этом ключе силовики сделают ряд заявлений о том, как идет расследование предыдущих резонансных убийств. Возможно, сообщат промежуточные результаты.
Политики от власти постараются переложить ответственность на Россию и будут, пользуясь этой ситуацией, акцентировать внимание на мести путинского режима. Украина, как и Россия постарается максимально использовать тему убийства Вороненкова для мобилизации населения и демонстрации собственной незаменимости: придет Россия — всех поубивают, а мы вас защитим.
«Коварное убийство в центре Киева Денис Вороненкова - это акт государственного терроризма со стороны России, которую он был вынужден покинуть из политических соображений. Явный почерк российских спецслужб, ранее неоднократно проявлялся в разных европейских столицах», — заявил Петр Порошенко, комментируя убийство Вороненкова.
Также власть постарается связать это событие с невозможностью проведения выборов, поскольку из-за того, что спецслужбы Кремля убивают на улицах столицы политиков сейчас нельзя допустить никакой перезагрузки власти и оставить страну без контроля.
Условная оппозиция и противники власти скорее всего сделают упор на безопасность в стране. Главный посыл может быть таким: власть, которая не может обеспечит безопасность ценным свидетелям, не сможет освободить или защитить Донбасс и должна уйти. Вероятно, несколько пропагандистских штампов достанется силовикам: превратились в машину по борьбе с неугодными; не защищают народ. Оппозиция с пророссийской ориентацией будет говорить о том, что нельзя сотрудничать с Порошенко, поскольку он неспособен обеспечить безопасность противникам Путина. Это сигнал будет оперативно подхвачен и озвучен всеми российскими СМИ.
Убийство в своих интересах будут использовать сторонники свободной продажи оружия — всем нужно дать оружие, если власть неспособна защитить Вороненкова, то что же делать простым людям. Только самозащита спасет украинцев.
Обязательно активизируются все, кто в результате реформы силовых ведомств лишился своих должностей и контроля над потоками. Эти люди будут всячески пытаться доказать провальность реформирования системы правоохранительных органов, недееспособность полиции и необходимость вернуть все, что было раньше.
Для маргиналов убийство Вороненкова — повод вернуться в информационное пространство и заявить о себе. Вероятно, они будут во всем обвинять власть, которая позволила спецслужбам Кремля совершить убийство. С другой стороны, они будут говорить о том, что важно уничтожать представителей РФ. Этот сигнал будет очень широко ретранслироваться российскими СМИ — украинские националисты готовы убивать всех русских.
По мнению политолога Костя Бондаренко, не стоило предоставлять Вороненкову гражданство Украины. «Знаете, когда я услышал эту новость, то сразу вспомнил Швейка: я знал двоих Фердинандов, никого из них — не жалко. По правде говоря, в ситуации с Вороненковым, о мертвых либо хорошо, либо ничего, но он был редкостной мразью. И то, что Петр Алексеевич дал ему гражданство, не характеризует Порошенко положительно.»
- Информация о материале
Атака СБУ на YouControl: в интересах России работаем?
Преследование за открытую информацию в Украине на руку только АП и ФСБ.
Говорят, что мафию нельзя уничтожить, ее можно только возглавить. Если принять это как руководство к действию, то каждый уважающий себя правоохранитель должен возглавить хоть какую-нибудь ОПГ. Хоть самую завалящую. А поскольку количество мафий все равно меньше количества правоохранителей, то части людей в погонах придется создавать ОПГ самостоятельно. А потом их “раскрывать”. Адов труд! Но показатели раскрываемости неуклонно будут стремиться ввысь. Причем, организовывать грабежи, разбойные нападения или какие-то мудреные схемы “отмывки” бюджетных средств вовсе необязательно. Достаточно просто объявить первого встречного шпионом, похитителем чужих секретов. Бинго!
Человек, впервые прочитавший статью 359 УК Украины «Незаконное приобретение, сбыт либо использование специальных технических средств получения информации», скорее всего представит себе хитроумные подслушивающие устройства, скрытые видеокамеры, тайные подключения к линиям телекоммуникаций... Но в свете последних событий можно представить (иметь) и обычный компьютер – а чем не шпионская техника? А уж с доступом в Интернет - и подавно. Особенно если пользователь имел неосторожность зайти на общедоступный сайт какого-нибудь из государственных реестров, которых в настоящее время в открытом доступе находятся - десятки. Например, единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц-предпринимателе и общественных формирований. Вообще на государственном портале открытых данных обнародованы 13267 наборов данных от 1350 распорядителей информации. И все это подается в виде, максимально удобном для дальнейшей обработки данных с помощью различных компьютерных программ. И даже есть страница, посвященная автоматизированной обработке. Таким образом, любой желающий может свободно получить все находящиеся на портале данные и дальше приводить их к какому-то специфическому виду, либо обрабатывать их, создавая собственные аналитические продукты. Например, как это делает онлайн-сервис YouControl.
Раз есть открытые наборы данных, есть и люди, разрабатывающие различные способы и средства их обработки. Например, мложно объединить реестр юрлиц и физлиц-предпринимателей с реестром плательщиков НДС, системой электронных закупок ProZorro, публичными финансами, реестром судебных решений и иметь представление о каждой компании Украины. Если все это объединить в один сервис – получится агрегатор. Можно полученные данные анализировать и выдавать в виде совершенно новых продуктов. Так, например, работает YouControl.
Открытые данные – вещь простая. Открытыми называются они потому, что доступны любому желающему в любое удобное время и находятся всегда в одном и том же легкодоступном месте. О том, что они должны находиться в свободном доступе - изданы специальные законы. Например, Закон «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований» четко указывает, что государственная регистрация базируется на доступности и открытости сведений Единого реестра. Государство открывает данные для всех желающих, поскольку это значительно уменьшает всевозможные бюрократические препоны, упрощает получение необходимой информации и, как следствие, уменьшает уровень коррупции. От того, что данные открыты и доступны - выигрывают все.
Кроме любителей чувствовать себя вершителями судеб простых смертных и любителей коррупции.
В случае с YouControl речь идет о СБУ: СБУ «кошмарит» онлайн-сервис YouControl: обыски сотрудников, недопуск адвокатов.
Об уровне компетенции отдельных работников СБУ и «конторы» в целом можно судить по документу, публикуемому ниже. Это - постановление Шевченковского райсуда г. Киева от 3 марта 2017 года, давшего «добро» на следственные действия (обыски, изъятия) рабоникам СБУ в рамках «фактового» дела. Цель которого - выявление и ликвидация «шпионского гнезда», каким, по мнению следствия СБУ, является приватная компания YouControl («Ю Контрол»):
Цитируем: «…Використовуючи та застосовуючи програмне забезпечення, яке мас ознаки СТЗ, безпосередньо вчиняють негласне та несанкціоноване втручання в роботу автоматизованих систем та комп’ютерних мереж державної форми власності: «Єдиний державний реєстр юридичних осіб, фізичних осіб-підприємців та громадських об’єднань» Міністерства юстиції України (далі - ЄДР), «Єдина автоматизована інформаційна система Державної фіскальної служби України» Державної фіскальної служби України (далі - ЄА1С ДФСУ), «Єдиного державного реєстру судових рішень» Державної судової адміністрації України (далі - ЄДРСР) та інших органів державної влади і вчиняють несанкціоновані дії щодо інформації Міністерства юстиції України, Державної фіскальної служби України, Державної судової адміністрації України та інших органів державної влади, у тому числі з обмеженим доступом, яка накопичується, обробляється, зберігається та циркулює в зазначених автоматизованих системах, а саме її негласне копіювання для подальшого несанкціонованого розповсюдження та збуту, в тому числі іноземним компаніям» - написал в своем ходатайстве следователь СБУ Денис Мазурков о сервисе YouControl.
Иными словами, пользование всеми открытыми государственными реестрами он приравнял к нелегальной торговле секретными данными и обвинил в этом сервис, который открыто предоставлял их на своем сайте. Почему следователь не пошел дальше и не обвинил каждого из распорядителей открытых данных в торговле государственной тайной – остается только догадываться.
«…В період з 2015 року по теперішній час представники спеціальних та розвідувальних органів РФ, діючи за попередньою змовою з невстановленими представниками створених на Україні суб'єктів господарювання, вчиняють незаконний збут та використання електронно-обчислювальних машин, мобільних телефонів та програмного забезпечення російського виробництва, що відносяться до спеціальних технічних засобів негласного отримання інформації (СТЗ).» - пишет следователь Мазурков.
И из этого уже можно понять – агрегирование открытых данных и их анализ он подводит под шпионаж и сотрудничество с российскими спецслужбами. Непонятно лишь, где он нашел упомянутые компьютеры, телефоны и спецтехнику российского производства. Все перечисленное уже давно делают в Китае и где угодно, только не в России. Хотя, да, в 2011-2014 годах другие сотрудники СБУ обвиняли нескольких человек в продаже Китаю военных секретов Украины. По их мнению, люди продали китайцам секретную технологию электромагнитной пушки – рельсотрона. Обвинение не прошло – даже нашим судьям в итоге стало ясно, что если ни в одной стране мира нет этой технологии, описанной писателями-фантастами, то говорить о ее продаже просто абсурдно. (с подробностями этого идиотского “расследования” СБУ можно ознакомиться в публикации Знакомьтесь, китайский шпион. Как профессор Владимир Чумаков Родину предавал. Кстати, ни один сотрудник СБУ, причастный к фальсификации этого уголовного дела, наказан так и не был).
Поэтому теперь следователь не стал козырять «передовыми технологиями». Проще обвинять в получении ... открытых данных.
Чтобы подкрепить обвинения, следователь Мазурков добавляет абзац о неких персональных данных: «Крім того, встановлено, що інформація, отримана у результаті несанкціонованого втручання в роботу автоматизованих систем та комп’ютерних мереж Міністерства юстиції України, Державної фіскальної служби України, Державної судової адміністрації України та інших органів державної влади, незаконно збувається та розповсюджується за допомогою програмного забезпечення «YOUCONTROL» і складається з контактних відомостей (адреса/місце проживання та номер телефону), а також інформації з якої можна дізнатися про статус особи підприємця (чи не перебуває в процесі припинення), види діяльності підприємця, рух реєстраційної справи (реєстрація, зміна відомостей), реєстраційний помер платника єдиного внеску, реєстраційний номер облікової картки платника податків, наявність ліцензій, наявність або відсутність податкового боргу, відомості щодо єдиного податку (ставку податку, групу), відомостей про накладення та зняття арештів на рахунки та майно. Така сукупність відомостей про особу відповідно до рішення Конституційного суду України від 20.01.2012 №2-рп/2012 та згідно з визначенням наведеним у статті 2 Закону України «Про захист персональних даних» може бути віднесена до персональних даних фізичної особи. Таким чином на них поширюються загальні вимоги щодо обробки (тобто збір, накопичення, поширення, зміна, реєстрація, поновлення, використання, знеособлення, видалення тощо) персональних даних, визначені в Законі України «Про захист персональних даних». Відповідно до частини 2 статті 21 Закону України «Про інформацію» персональні дані віднесені до конфіденційної інформації тобто інформації з обмеженим доступом.»
Прочитав такое, появляется желание посоветовать следователю не маяться, а просто запретить все открытые данные. В принципе - как это сделано в соседней России, где коллеги следователя Мазуркова (и его начальников) из ФСБ уже давно собаку съели на подобных фальсификациях уголовных дел.
Пользу свободного доступа ко всем перечисленным в ходатайстве данным следователю Мазуркову могли бы объяснить его родители – Елена и Дмитрий Мазурковы. Они числятся учредителями и руководителями нескольких фирм - ООО «Орион Гео», ООО «Орион Аква», ЧП НПП «Талисман», ООО «Оксиленд», ООО «Компания «Домус». Кому же, как не бизнесменам, знать, какие данные могут понадобиться для того, чтобы составить мнение о возможности сотрудничества с какой-то неизвестной фирмой? Хотя, с другой стороны, если информации о контрагентах нет – вместо бизнеса всегда можно стать жертвой мошеннической схемы. Так что определенной части бизнес-структур отсутствие информации только на руку.
Кстати, еще один источник открытых данных – электронные декларации госслужащих. Но пытаться найти на том портале декларацию следователя Мазурка невозможно. Ее нет. Или, во всяком случае, не было в воскресенье 26 марта, когда писался этот материал. Но это только усиливает интерес. Хоть служащие СБУ и не пишут декларации, но все же – вписал бы следователь Мазурок в свою декларацию всю сеть предприятий семейного бизнеса своих родителей, проживающих с ним под одной крышей, если бы подавал декларацию?
Открытые данные безусловно уменьшают уровень коррупции в стране. Обладая информацией о предприятии либо предпринимателе, можно принимать решение – иметь с ним дело или нет. К примеру, если к предприятию раз за разом предъявляются иски о возврате денег за непоставленный товар или за неоплаченную аренду, за невозвращенный кредит – возможно, что с таким предприятием не стоит сотрудничать. Тем более, если исков несколько десятков или сотен. В свете абсолютной секретности персональных данных, о чем так печется следователь Мазурков, невозможно будет понять, что за предприниматель просит предоставить ему услуги, обещая их оплатить. А если бы еще и имена-фамилии людей были доступны в судебных решениях, вступивших в законную силу – граждане могли бы представлять, с кем имеют дело, увидев в реестре пару десятков эпизодов мошенничества и полдюжины разбоев. В развитом, демократическом обществе открытых данных много не бывает. А вот в тоталитарных - нет вообще.
Хочется надеяться, что уголовное дело, формально инициированное следователем Мазурковым (а на самом деле - наверняка его начальством) – не проявление конкурентной борьбы. Или, что хуже - политического заказа со стороны администрации президента, которая сегодня негласно возглавила атаку на институты открытого общества в Украине.
В противном же случае жертвами такой конкуренции могут пасть все компании, которые обеспечивают людям легальный доступ к открытой информации. Среди них можно сразу назвать Opendatabot, ЛІГА.net, «Восьме коло», о скором запуске которого неоднократно упоминалось, причем, почему-то со ссылкой на бывшего замминистра инфраструктуры Владимира Шульмейстра, белорусский сервис «Картотека», уже работающий с украинскими данными, и множество других. Если это такой способ конкуренции среди агрегаторов открытых данных – на все этом направлении очень скоро можно будет поставить жирный крест. А открытые данные начнут закрываться.
Другая версия причин «наезда» на YouControl – политическая. То есть недовольство сервисом старых коррупционеров и их новых преемников, криминальные “схемы” которых вдруг оказались у всех на виду. Раньше они чувствовали себя частью некой монополии, упивались возможностью “пущать – не пущать”, разумеется, в обмен на вполне материальные блага. С открытием государственных реестров монополия пошла трещинами, что усугубилось еще и качественным анализом этих данных, который сервис YouControl делает буквально “на лету”. Плюс активная гражданская, жизненная позиция: журналисты и общественные активисты получают доступ к общественно-значимым данным бесплатно. А это буквально дало второе дыхание тем из них, кто занимается расследованиями. На сегодня можно говорить о более чем тысяче успешных публичных расследований, проведенных с использованием сервиса YouControl. Кто-то недосчитался “откатов”, кто-то не смог “отмыть” деньги…
Отдельно подчеркнем для бездельников и имитаторов из СБУ: благодаря именно этим публичным расследованиям российское шпионское кубло в Украине несет ощутимые финансовые и кадровые потери: отслежены знаковые финансовые потоки, взаимосвязь людей с биографиями агентов российских спецслужб, их влияние на экономику нашего государства и политические процессы. Даже совместный бизнес президента Украины Петра Порошенко с главарем российской “пятой колонны” в Украине - Виктором Медведчуком - тоже результат этих расследований.
Не в этом ли причина того, что СБУ сейчас пытается сделать то, что в Украине стало не под силу ФСБ?
Таких недовольных немало, и каждый из них вполне может претендовать на роль заказчика уголовного дела о незаконном доступе к открытым данным.
Что же до конкретных обвинений следователя Мазуркова – в них нет ни малейшего намека на конкретику. Какие-то компьютеры с телефонами российского производства, какой-то тайный перехват информации, которая на самом деле открыта и доступна всем желающим.
В чем-то следователя понять можно – человек очевидно незаурядного, пытливого ума, он писал кандидатскую диссертацию «Особливості провадження у справах про злочини у сфері використання документів і засобів отримання інформації». Оказывается, технические средства шпионажа – это тоже наука; нечто, равное физике, химии, математике. А если новоиспеченный кандидат наук подведет несколько десятков человек под суд – глядишь, и докторскую сочинить можно будет.
И будет, как в том анекдоте:
- Тогда уж и за изнасилование арестовывайте!
- Так ты ж никого еще не успел …
- Но инструмент же есть!
- Информация о материале
Лишение гражданства: национальные интересы, подготовка к выборам и некоторые последствия «наказания» за два паспорта
Ныне требование к понятиям «патриотизм» или же «национализм» через призму гражданства — тенденция, стремительно распространяющаяся по странам Европы.
Например, на сегодняшний день бельгийское подданство получают дети, которые родились в этой стране и у которых один из родителей бельгиец. Но националистические силы предлагают изменить закон о гражданстве так, чтобы дети, родившиеся в Бельгии, могли стать бельгийцами только в том случае, если у ОБОИХ родителей есть бельгийские паспорта. Пока что это только предложение, но его определенным образом поддерживают бельгийские либеральные силы.
В Дании Националистическая партия требует прекратить практику двойного гражданства из-за поведения Турции.
Во Франции кандидат в президенты от Национального фронта Ле Пен также угрожает отменить двойное гражданство, как только у нее появится такая возможность.
Конечно, причиной таких требований, преимущественно националистических движений, являются проблемы с национальной безопасностью, обострившиеся в последнее время. Но даже несмотря на наличие таких проблем, в упомянутых странах бипатридов не лишают гражданства «автоматически».
Популярные аргументы
В Украине предложение запретить множественное гражданство, вызвавшее негодование у украинских бипатридов, выдвинули не националисты, а президент Украины, хотя заметим, что в ВРУ зарегистрированы еще два ЗП с похожей тематикой — от Народного фронта и Радикальной партии.
Основным аргументом политических сил Украины в пользу устранения случаев двойного гражданства, является защита национальных интересов. В частности, речь идет о национальной (не)безопасности, а именно — о военном вторжении других государств на территорию Украины для защиты своих граждан; о наказании сепаратистов и террористов; о (не)допуске к государственной тайне граждан других государств (например, депутатов и чиновников, у которых есть несколько паспортов, а следовательно, и юридическая связь с другими государствами, что может представлять угрозу для интересов Украины на самом высоком уровне).
Рассмотрим каждый из этих случаев.
1. Несмотря на распространенное мнение и поведение некоторых государств, военное вторжение в другое государство происходит не на основании Конституции государства-агрессора, а на основе международного права. Общими основаниями военного вторжения в международном праве могут быть как решения Совета Безопасности в соответствии со ст. 42 Устава ООН, так и использование государством права на самооборону в соответствии со ст. 51 Устава ООН. Согласно некоторым теориям международного права, самооборона предусматривает также вторжение на территорию другого государства для защиты своих граждан, иногда независимо от того, являются ли они одновременно гражданами страны пребывания или нет. При этом такое вторжение ни в коем случае не должно посягать на территориальную целостность и политическую независимость государства — объекта вторжения.
В целом такая практика не является распространенной в международных отношениях, и государства сравнительно редко к ней прибегают, а если прибегают, то ограничиваются кратковременным применением силы — для эвакуации своих граждан. Если же привязывать защиту своих граждан к праву на самооборону, то вторжение для самообороны осуществляется до тех пор, пока Совет Безопасности ООН не утвердит соответствующее решение об урегулировании данной ситуации (в кратчайшие сроки).
Конечно, самый высокий орган ООН будет в помощь стране — объекту вторжения, если агрессор не является постоянным членом или союзником постоянного члена Совета Безопасности, поскольку в таком случае он имеет право вето на решение, противоречащее его интересам.
Ядерные и военно-амбициозные государства, как, например, Россия, осуществляют национальные интересы с реалистическим подходом к международным отношениям, т.е. не на основании международного права, а на основании силы или, если хотите, своей Конституции, военной доктрины, внешней политики и т.п. Их ключевой формой международного взаимодействия является конфликт.
Для оправдания своей агрессии такие государства найдут столько оснований, сколько потребуется. Всегда. Так, для завоевания Крыма Россия использовала противоправный исторический аргумент, а паспорта раздает для юридического очковтирательства. К слову, одним из аргументов агрессии России в Грузии была защита своих граждан — вопреки международному праву. И даже если бы не было этого аргумента, российские военные стратеги придумали бы другие — также с нарушением международного права. За это Россия несет определенную ответственность, конечно, не такую, как хотелось бы, но все же международное сообщество осуществляет на нее давление, чтобы направить Россию на «международно праведный путь».
Кроме того, украинцы часто высказывают опасение насчет агрессии со стороны Запада. Речь идет о Румынии, Венгрии и Польше. Здесь надо было бы детальнее проанализировать, являются ли эти страны государствами с реалистическим подходом к международным отношениям. Хотя правительства некоторых из них двигаются в этом направлении, когда противятся решениям международных учреждений, они все же являются членами Европейского Союза, не являются постоянными членами Совета Безопасности, не являются безусловными союзниками России, и у них нет военной мощи, которая может быть залогом их успеха в случае вторжения, а потому могут считаться «надежными». Пока что.
Несмотря на это, заслуживает внимания следующий вопрос: «Что изменится от того, что граждане Украины сдадут свои украинские паспорта и далее останутся совокупно проживать на территориях, которые потенциально могут стать объектом спора»? Остановит ли прекращение украинского гражданства румынами, венграми или поляками государство-агрессора? Очевидно, что отсутствие украинского гражданства не будет препятствием для военного вмешательства. А если можно ожидать, что 200 000 человек или даже половина из них сдадут паспорта стран Шенгенской зоны, то это достаточно смелое романтичное предположение. Вряд ли можно надеяться на массовый отказ от иностранного гражданства.
Но если все же жители Украины решат отказаться от украинского гражданства, то какими будут действия Украины в случае потенциальной агрессии? Успеет ли она выдворить этих уже иностранных граждан еще до момента военного вмешательства? Речь идет о силовом выдворении десятков, а то и сотен тысяч людей. Агрессию это едва ли остановит, а может, и ускорит. На этом фоне иллюзией будет полагать, что отъятие одного из гражданств лишит потенциальные государства-агрессоры мотивов военного вмешательства.
2. Другим популярным аргументом в пользу лишения гражданства является необходимость наказания за сепаратизм и терроризм. Такое стремление если и выдержит тест статьей 25 Конституции, то, как подчеркивают некоторые юристы, лишение бипатридов гражданства одновременно лишит Украину возможности эффективно осуществлять правосудие над этими «предателями» именно в украинских судах.
3.И едва ли не важнейшим озвученным мотивом принятия этого Закона является (не)допуск к государственной тайне чиновников и других лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть. Множественное гражданство таких лиц несет прямую угрозу национальной безопасности на самом высоком уровне. На территории другого государства, гражданами которого они являются, эти лица обязаны предоставлять всю информацию, которая необходима для осуществления национальных интересов соответствующего государства. Кроме того, бипатриды, избранные в местные органы власти, являются теми, кто, собственно, и может создать опасность сепаратизма. Так возникает коллизия, несущая угрозу Украине.
Аргументы «за» и позиция президента
Последний из трех рассмотренных аргументов послужил, по мнению всех СМИ, мотивом представления проекта Закона №6175 «О внесении изменений в Закон Украины «О гражданстве Украины» о реализации права изменить гражданство», а поводом стали загранпаспорта Романа Насирова. То есть чиновники, у которых есть гражданство других государств, должны быть наказаны. Но ситуация на данный момент выглядит таким образом, что законопроект, предложенный президентом, будет касаться всех бипатридов, а не только чиновников.
Так что же скрывается за мотивами принятия такого резкого закона, да еще и «безотлагательно»?
Согласно объяснительной записке к законопроекту, «пребывание граждан Украины также и в гражданстве иностранного государства, в частности тех, которые находятся на публичной службе, создает определенные риски для национальной безопасности Украины». Это единственное предложение в записке, на котором базируется вся аргументация.
Обратимся к законодательству. В соответствии со ст. 25 Конституции никто не может быть лишен гражданства. Гарантом выполнения этой нормы является президент Украины, а сама Конституция есть на сайте president.gov.ua. Конечно, здесь возникает вопрос определения понятия «лишение», ведь в законопроекте речь идет об уточнении оснований «утраты» гражданства, а является ли такая утрата лишением? Кандидат юридических наук Ольга Поединок считает, что даже если есть, то ст. 25 Конституции распространяется исключительно на лиц, у которых есть гражданство только Украины, а поэтому «утрата», предложенная президентом, не может считаться обходящей Конституцию, и не является «лишением» в значении ст. 25 Конституции.
По нашему мнению, данный вопрос является спорным и, очевидно, будет предметом рассмотрения Конституционным судом Украины, если до этого дойдет.
С другой стороны, в украинском законодательстве уже есть норма об утрате гражданства в случае добровольного обретения лицом гражданства другого государства. Но в Законе о гражданстве, как и во многих других законах Украины, не предусмотрен механизм реализации некоторых его норм. Часто именно в этом заключается частичная невыполняемость нормативно-правовых актов Украины. Поэтому норма о запрете двойного гражданства сколько существует, столько и является невыполняемой.
Из положений законопроекта президента следует, что он такой механизм, собственно, и предлагает. «Дополнительные основания для утраты гражданства» являются этим механизмом. Так, он уточняет способ отыскивания фактов нарушения нормы о двойном гражданстве, а именно: фактов использования гражданином Украины избирательного или иного права, которое ему предоставляет иностранное государство; выполнение обязанностей, которые на него возлагает иностранное гражданство; использование гражданином Украины паспорта иностранного государства во время выезда из Украины и въезда в Украину или на территории Украины, что зафиксировано пограничниками.
Представители президента, презентовавшие этот проект, подчеркивают, что норма не изменяется, а только совершенствуется механизм ее реализации. При этом основанием и мотивом совершенствования является «наказание» чиновников. Но механизма выявления других паспортов именно у чиновников нет.
Чиновники и депутаты, скорее всего, не используют иностранные паспорта при въезде в Украину, а также вряд ли голосуют в других странах, если там это право, а не обязанность. Да и, наконец, если обязанность, то чаще всего наказанием за неголосование является штраф, который владельцы нескольких паспортов точно в состоянии заплатить.
Так на кого направлены эти «дополнительные основания» и кто от них пострадает? Вопрос достойный обсуждения в украинском обществе и среди диаспоры, все еще оказывающей определенное влияние на своих избранников.
Аргументы «против» и позиция диаспоры
Обратим внимание на то, что далеко не все представители диаспоры против указанного законопроекта. В этой статье мы не представляем диаспорян, а лишь приводим некоторые аргументы тех из них, кто выступает против «наказания» или даже за введение двойного гражданства на территории Украины.
Самым существенным аргументом «за» сохранение гражданства является риск утратить материальную связь с Украиной, права и обязанности относительно нее.
В общем, потеря паспорта не повлияет на патриотические чувства, но добавит украинцам за рубежом еще большей фрустрации в плане самоидентификации и возможности влиять на изменения в обществе, а именно из-за невозможности избирать, то есть принимать участие в выборах, и требовать от избранных лиц ответственности. Произойдет потеря властью части своего источника власти. Юридически народ, то есть граждане Украины, является носителем суверенитета и источником власти, а следовательно, нынешние украинцы-бипатриды не будут частью народа Украины в случае принятия и выполнения этого закона.
Иными словами, украинцам говорят: «Определяйтесь: вы дальше с нами или сами?» Многие останутся в гражданстве иностранного государства из-за семейных или профессиональных обстоятельств, а значит — сфокусируются больше на собственных интересах, что, несомненно, оправдано эгоистической основой.
Кроме того, действия гражданина не Украины, а, скажем, Бельгии или США, лоббирующего интересы Украины в некоторых международных организациях, могут быть основанием для дополнительных вопросов от страны его гражданства или самой организации.
Таким образом, распространенный аргумент, что Украина потеряет лоббистов на международной арене, — вполне справедлив.
Неучастие в выборах-2019
Если законопроект не популистский ход, а прагматический, и его все-таки примут, то диаспора и жители регионов Украины, где массово проживают бипатриды, будут иметь шесть месяцев на то, чтобы решить, чьи же они граждане. А это важно с точки зрения подготовки к выборам: нужно принять закон не слишком близко к выборам, чтобы не взбудоражить население, но и не откладывать, чтобы успеть все стабилизировать еще до начала предвыборной кампании. А еще если вдруг возникнет угроза досрочных выборов, то лучше его принять безотлагательно.
В последних досрочных выборах президента Украины участие диаспоры побило все рекорды. Приняли участие в выборах 72 817 человек из 474 046 включенных в списки. При президенте Порошенко проголосовали 45 379 человек. Неизвестно, сколько из них имеют двойное гражданство. Но части из них придется смириться с тем, что они избрали того, кто лишил их возможности быть источником власти в Украине. Выборы — это все-таки рулетка.
До новых выборов осталось ровно два года. Если следить за электоральными настроениями жителей Западной Украины и диаспоры, то можно предположить, что разочарование избирателей и изменение рейтингов согласно опросам аналитических центров и фондов будет побуждать потенциальных кандидатов в президенты использовать все свое влияние на снижение потенциала соперников. Нужно следить за тем, кто находится на первых трех позициях в этих рейтингах (по состоянию на конец 2016 г. — это Порошенко, Тимошенко и Садовый), а также за тем, кто будет продвигать, а кто — блокировать этот законопроект.
Если часть диаспоры с двойным гражданством, которая пришла бы на выборы, мизерна, то среди жителей Украины речь идет по крайней мере о 200 тысячах человек. Если они не будут принимать участие в голосовании, это соответственно повлияет на результат выборов и на то, что какой-то кандидат будет лишен значительной поддержки, поскольку исторически сложилось так, что каждый регион имеет своего любимца.
Добавим, что на пресс-конференции, организованной сетью Global Ukrainians в агентстве УНИАН 20 марта, из уст представителей комитета ВРУ по вопросам прав человека звучали заверения, что законопроект в таком виде, каким он есть на сегодняшний день, принят не будет.
Другие упущенные моменты
Согласно данным Всемирного конгресса украинцев, украинская диаспора насчитывает около 20 млн человек. Конечно, у многих из них никогда не было украинского паспорта, что не мешает им считать себя украинцами и болеть за Украину. И вот, в то время как Польша и Венгрия прилагают максимум усилий, чтобы возродить связи со своей диаспорой и упростить путь к получению соответственно польского и венгерского гражданства, в Украине вопрос об этом даже не стоит. Наоборот, складывается впечатление, что с частью украинцев хотят распрощаться навсегда. Украинскую диаспору с радостью благодарят за гуманитарную помощь, но никто, кажется, даже не задумывается над вопросом сохранения или даже возрождения украинского гражданства для этих 20 млн человек.
Более того, никто не озабочен тем, чтобы сделать обретение гражданства Украины привлекательным. Так, около 11 тысяч человек приняли украинское гражданство в 2016 г., что составляет 0,24% от всего населения Украины. Что же касается стран Европейского Союза, куда с 1998 г. пытается интегрироваться Украина, то статистика такова: в 2015 г. в Италии гражданство приобрели 178 тысяч человек, в Великобритании — 118 тысяч, в Испании — 114 400, во Франции — 116 600 и в Германии — 110 тысяч человек. Если же брать эту статистику в соотношении к количеству жителей соответствующей страны, то наименьшее количество заявлений на гражданство было одобрено в Словакии — 0,5%, и даже это — больше, чем в Украине. Не будем прибегать к статистике скорости роста населения в Украине, поскольку без оккупированных частей ее территории трудно комментировать его прирост или уменьшение. Однако, согласно банку данных, в 2014 г. на территории Украины проживали 43 млн человек, а в 2015-м — уже 42,8 млн.
Таким образом, открытым остается вопрос преимуществ украинского гражданства: что, кроме чувства самоотверженного патриотизма, получат люди, которые откажутся от определенных практических благ? Будет ли Украина делать все возможное, чтобы обретение ее гражданства стало привлекательным? Создаст ли какую-либо альтернативу гражданству — правовую связь зарубежных украинцев с Украиной? Гарантирует ли Украина 200 тысячам бипатридов, которые являются жителями западных областей Украины, и другим украинцам с похожим статусом, «особые права», а именно — неотчуждение земли сельскохозяйственного назначения или участие в выборах хотя бы в местные органы власти, беспрепятственное трудоустройство и образование и т.п.? Какие другие сюрпризы могут ожидать украинцев-бипатридов, массово проживающих в некоторых регионах Украины? Это помимо того, что они больше не будут принадлежать к национальным меньшинствам. Какие вообще настроения это вызовет у таких украинцев? И как само лишение гражданства спасет Украину от атак?
Напомним, что человек имеет право выбора (и этот законопроект его не отбирает), но для этого он должен четко понимать, что он потеряет и что приобретет.
Выводы
По нашему мнению, следует пересмотреть Закон о гражданстве таким образом, чтобы не мести всех украинцев одной метлой, поскольку национальным интересам это может навредить больше, чем помочь. Считаем, что нужно выработать дифференцированный подход, адаптированный именно к украинским реалиям. Например, судьями, чиновниками и депутатами нельзя стать в случае множественного гражданства, а в случае нарушения этой нормы их уволят, а депутатов лишить депутатского мандата (такие нормы, к слову, уже предусмотрены законодательством, и именно для них нужно создать механизм реализации). Вместе с тем граждане, которые не занимают таких должностей и деятельность которых не несет угроз национальной безопасности, могли бы и в дальнейшем иметь двойное гражданство.
Также нужно продумать механизм связи диаспоры с Украиной, чтобы люди, которые, несмотря на второе гражданство, работают на пользу Украины и приняли участие в минувших выборах, не чувствовали себя наказанными за это, особенно когда после всего сделанного диаспорой громогласно звучат призывы лишить зарубежных украинцев-бипатридов права голоса. Такая связь была бы мила также тем украинцам, которые родились за рубежом в семьях бывших украинских мигрантов-беженцев и не имеют украинского гражданства, но издавна много помогают Украине.
В общем, советуем всем, на чьей жизни могут сказаться изменения и кто хочет понять их последствия для себя, читать не только Закон о гражданстве или новом законопроекте и всех последующих по этому вопросу, но и Конституцию, Закон о правовом статусе иностранцев, Закон о международном частном праве и Закон об иммиграции, а также нормы других законодательных актов, регулирующих отношения с иностранцами: земельный, трудовой и другие кодексы.
- Информация о материале
Поліція завела справу на замголовлікаря дитячої лікарні в Харкові за платний ультразвук
Поліція підозрює заступника головного лікаря Комунального закладу охорони здоров’я »Харківська міська дитяча лікарня № 5» в незаконній вимозі оплати за надання медичної допомоги.
Про це стало відомо з ухвал Фрунзенського районного суду м. Харкова, куди слідчий звернувся в рамках кримінального провадження № 42017221050000013 від 24.02.2017 року.
В поліцію звернулася потерпіла, яка розповіла, що зі своєю донькою побула на прийомі у заступника головного лікаря з медичної частини «Харківської міської дитячої лікарні №5». Після скарг дочки на здоров’я, лікар відвела їх до кабінету для проведення ультразвукової допплерографії сосудів, на дверях лабораторії не було жодних назв, оголошень або прейскурантів. За проведення діагностики потерпіла заплатила 390 грн лікарям, на основі даних дослідження заступник головлікаря встановила діагноз та призначила лікування.
На фіскальному чеку про сплату 390 грн було зазначено «Центр сімейної реабілітації, ліцензія 1243 від 17.11.2016», а на дверях кабінету, де проводилася медична діагностика, знаходилася вивіска МЦ Центр сімейної реабілітації ТОВ «АРС-2015».
Слідство встановило, що хоча серед сфер діяльності «АРС-2015» є медичний напрямок, основною його діяльністю є виробництво клею. Поліція також вважає, що фірма не має ліцензії на проведення медичних досліджень і є лише прикриттям для комерційної діяльності посадовців лікарні.
З судових матеріалів відомо, що слідчі провели обшуки «Харківська міська дитяча лікарня № 5» та наклали арешт на обладнання «АРС-2015». В суді слідчий клопотав про доступ до документів фірми, і суд це клопотання задовольнив.
Засновником «АРС-2015» вказана харків’янка Світлана Христинко, в квартирі якої і зареєстрована фірма. З вересня керівником фірми є Ольга Парсаданова, яка також є співвласницею ТОВ «Укрградінвест» та ТОВ «Медіапростір».
- Информация о материале
Страница 321 из 2102
