Обязать Кабмин публиковать меморандум загодя никто не может. По словам министра финансов Александра Данилюка, сначала документ должны опубликовать на сайте МВФ, и только потом это может сделать украинская сторона. Каким будет окончательный вариант меморандума, пока неясно, но основные его положения просочились в СМИ. Среди них: сокращение работников госсектора на 4%, проведение пенсионной реформы, создание финансовой полиции и принятие закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения. И всё это в самое ближайшее время.
Политики всех мастей тотчас анонсировали обязательное повышение пенсионного возраста, продажу украинской земли иностранцам и массовое увольнение врачей и учителей. Этого якобы требует МВФ, но так ли это, Фокус расскажет чуть ниже. Для полноты понимания самого меморандума важно другое. Дело в том, что правительство этот документ подаёт исключительно под соусом требований МВФ. На самом деле меморандум — это компромисс, и некоторые из его пунктов — «хотелки» вовсе не иностранных кредиторов. Например, МВФ совершенно неважно, будет ли в стране упрощённая система налогообложения. Скорее всего, это прихоть Кабмина, который за неимением источников дохода пытается избавиться от упрощенцев, тем самым выдавив из них максимум налогов.
И всё же ключевая проблема вовсе не в том, кто и что пишет в меморандуме. При разумном стратегическом управлении все его пункты выполнимы. Куда критичнее — отсутствие должной коммуникации между народом и правительством. В идеале Кабмин заранее должен рассказывать обществу о главных позициях будущего меморандума, чтобы ни для кого это не было шоком. И объяснять, что меморандум — не обязательство, а всего лишь намерения, взгляд правительства и МВФ на тот или иной вопрос. Будет Украина выполнять этот документ или нет, всецело зависит только от наших чиновников. Но если бы правительство общалось с народом, спекуляции популистов на тему международной финансовой помощи Украине свелись бы к нулю.
Проанализировав проекты главных положений будущего меморандума с МВФ, Фокус решил понять, как их надо выполнять, учитывая интересы украинцев.
Пенсия. Работай на старость смолоду
В Украине хотят по-новому начислять пенсии. Возраст выхода на заслуженный отдых повышать не собираются
Окончательного варианта пенсионной реформы у Кабмина нет до сих пор. Правительство обещает соответствующий законопроект представить в апреле и надеется, что к концу мая народные депутаты его примут.
Главное опасение, связанное с этой реформой, — возможное повышение пенсионного возраста. Министр социальной политики Андрей Рева утверждает, что на этом настаивают в МВФ. «Если пенсионеров станет больше, чем работающего населения, в стране будет экономический коллапс», — объясняет Павел Кухта, замглавы Стратегической группы советников при Кабмине. — Самый простой выход из ситуации — повысить пенсионный возраст». Андрей Рева успокаивает: украинская сторона этот пункт вообще не рассматривает, так что пенсионный возраст поднимать не будут. Другие детали обещанной реформы чиновники не анонсируют, ссылаясь на то, что в правительстве по этому поводу идут серьёзные дискуссии.
Сейчас в Украине работает де-факто только солидарная пенсионная система. Её суть в том, что трудоустроенное население содержит пенсионеров — часть зарплаты работников автоматически перечисляется в Пенсионный фонд. Опрошенные Фокусом эксперты убеждены, что такая система экономически невыгодна, потому что не в состоянии выровнять демографические и финансовые риски. Это подтверждает прошлогодний дефицит Пенсионного фонда в 150 млрд грн.
Одним из вариантов, позволяющих значительно уменьшить этот дефицит, эксперты называют внедрение трёхуровневой пенсионной системы. «Трёхуровневая система предусматривает три уровня начислений в Пенсионный фонд: существующий солидарный и два накопительных — обязательный и добровольный, — рассказывает Фокусу Марианна Онуфрик, руководитель общественных программ Института общественно-экономических исследований. — Нам срочно нужно внедрить второй уровень — обязательное накопление, благодаря которому определённая часть зарплаты человека будет ежемесячно перечисляться на его личный счёт. Сумма, накопленная за всю жизнь, принадлежит только этому работнику. В случае его смерти все накопившиеся средства достаются родственникам этого человека. В солидарной же системе, если человек умирает, то его деньги уходят на выплаты другим пенсионерам».
Трёхуровневая пенсионная система позволит Украине стабилизировать экономическую ситуацию. Ведь обратно свои накопления человек получит спустя несколько десятков лет, и все эти годы деньги будут работать на экономику страны. «Плюс многоуровневой пенсионной системы в том, что если по каким-то причинам государству придётся уменьшить размер солидарных пенсий, то у людей будет возможность получать доход из других источников: своих обязательных пенсионных накоплений и добровольных», — говорит Онуфрик.
Банки. С вещами на выход
МВФ требует от Украины избавиться от неплатёжеспособных и «карманных» банков и разобраться с долгами акционеров ПриватБанка. Это стабилизирует финансовую систему страны. Под шумок НБУ может обанкротить несколько финучреждений, близких к украинским политикам
Согласно проекту меморандума с МВФ, к июлю этого года банки с уставным капиталом менее 200 млн грн будут ликвидированы. Необходимость увеличения уставного капитала банков до этой суммы уже закреплена в постановлении НБУ. По мнению регулятора, это поспособствует очищению рынка от неплатёжеспособных учреждений. К концу года, по оценке Ростислава Кравца, основателя адвокатской компании «Кравец и Партнёры», ликвидируют около десятка финучреждений с украинским капиталом.
Впрочем, у таких банков ещё есть время либо объединиться с другими банками, либо найти для капитализации финансовый ресурс. При всём желании и даже наличии денег сделать это будет непросто. «Дело в том, что некоторым акционерам проблематично доказать законность происхождения капиталов, — рассуждает Михаил Демкив, аналитик банковского сектора группы «Инвестиционный Капитал Украина». — Они больше не могут прятаться за спинами номинальных владельцев-киприотов».
Отдельно в проекте меморандума сказано о Приватбанке. Уже в этом месяце правительство должно нанять компанию по управлению активами с международным опытом для переговоров о взыскании 155 млрд грн кредитов, выданных Приватбанком аффилированным с Игорем Коломойским структурам. Эта же компания проведёт экономическое расследование операций Приватбанка с 2010 года.
По словам исполнительного директора Центра экономических стратегий Глеба Вышлинского, привлечение независимой структуры для выбивания долгов оправданно. «Банк, по сути, был финдирекцией предприятий группы «Приват». Там работали лояльные группе сотрудники. Поэтому взыскание долгов стоит вывести во внешнюю компанию», — поясняет он.
Впрочем, адвокат юридической компании «Ильяшев и Партнёры» Александр Выговский к перспективам вернуть инсайдерские кредиты Приватбанка относится скептически. По его мнению, процесс выдачи кредитов был настолько запутанным, что их взыскание может оказаться убыточным. А вот расследование деятельности Приватбанка за последние годы может выявить новые факты кредитования связанных с группой «Приват» структур или искажение финансовой отчётности, не отражённые в аудиторских заключениях. В этом уверен управляющий партнёр компании N&D Андрей Довбенко. По его словам, проведение расследования неизбежно вызовет новые вопросы как к бывшим акционерам, так и к аудиторам банка.
Неприятный сюрприз МВФ приготовил и чиновникам, скрывающим свои накопления за рубежом. Согласно одному из пунктов готовящегося меморандума, в связи с низким уровнем раскрытия информации об активах за рубежом НБУ и Госслужба финмониторинга обязуются проинформировать зарубежных контрагентов о том, что отсутствие декларирования активов публичных деятелей в иностранных юрисдикциях — преступление в Украине. «Зарубежные банки крайне осторожно относятся к работе с публичными деятелями. Порой им отказывают в обслуживании, чтобы не обременять себя дополнительными внутренними проверками. Поэтому рекомендация проверять декларирование активов в Украине может сработать, даже если с формальной точки зрения зарубежные банки не обязаны это делать», — прогнозирует последствия такого шага Михаил Лукашенко, старший юрист AEQUO.
Газ. Сесть на потоки
Одно из ключевых требований МВФ — рыночные цены на газ для населения и теплокоммунэнерго, что необходимо для ликвидации бюджетных дотаций Нафтогазу. Повышение цен на газ прогнозировано вызовет недовольство украинцев
В качестве компромиссного варианта Минэкономразвития и торговли разработало проект постановления Кабмина, изменяющего способ расчёта цен на газ с апреля этого года. Упрощённая формула будет такой: Нафтогаз закупает топливо у Укргаздобычи по 4,8 тыс. грн за тыс. куб. м, а продаёт его облгазам по цене, привязанной к среднегодовой на немецком газовом хабе NCG. Далее поставщики смогут продавать газ по свободной цене с ограничением маржи в 3,2%. В августе Нафтогаз проанализирует мировые цены на газ, и если они изменятся более чем на 10%, с 1 октября монополист получит право установить новую цену топлива.
Предложенная схема позволит правительству не поднимать цены на газ по крайней мере до осени. Однако такой порядок расчёта цен не приводит к обещанной МВФ либерализации газового рынка, поскольку прозрачного механизма определения рыночных цен на газ внутри страны нет. У Нафтогаза по-прежнему будет возможность влиять на расчёт закупочной и оптовой цены газа.
Земля. Раздать чернозёмы
МВФ требует отменить мораторий на продажу сельхозземель. Необходимость создания земельного рынка понимают и в Украине. Однако снятие запрета уже с 1 января следующего года грозит оставить 5 млн крестьян без средств к существованию
Ответа на вопрос, каким должен быть рынок земли, в Украине пока нет. Как нет и широкой общественной дискуссии о целесообразности её продажи и формате, в котором это должно быть сделано. Сейчас на рассмотрении Верховной Рады находятся два законопроекта, регулирующих земельный вопрос. Ещё один разрабатывает рабочая группа при Минагрополитики. Однако, по отзывам субъектов хозяйствования, эти документы пока сырые.
Не решены вопросы, регламентирующие продажу земель иностранцам и лицам без гражданства. Нет чёткого понимания возможных границ консолидации земель в одних руках, а также требований к покупателям земельных участков. По оценкам экспертов, поспешное создание свободного рынка земли может оставить без дополнительных средств около 5 млн человек — в основном пенсионеров, для которых арендная плата за пай служит подспорьем к пенсии.
Так, по словам завкафедрой землеустройства Национального университета биоресурсов и природопользования Андрея Мартына, допуск на рынок земли юрлиц приведёт к концентрации большей части земель в собственности нескольких структур. И банальные ограничения на размер земельного пая тут не помогут. Их можно обойти, скупая корпоративные права на агрокомпании либо объединяя их в холдинговые структуры.
Последствия, к которым приводит бездумная продажа земли, показывает хотя бы пример Малайзии. После того как в этой стране разрешили свободный оборот сельхозземель, китайские агрохолдинги скупили большую часть земельных наделов. А уже спустя пару лет Малайзия столкнулась с множеством проблем — от негативного влияния интенсивного земледелия на охраняемые территории реликтовых лесов до усиления позиций лобби китайского меньшинства в стране. Сейчас малазийское правительство пытается изменить ситуацию, вводя земельные квоты для иностранцев. Но так как большая часть земель уже в частных руках, эти меры не приносят особого успеха.
Вряд ли Гройсману удастся уговорить ВР проголосовать за обещанные им МВФ законы. «Депутатов, проголосовавших за рынок земли, будут обвинять во всех смертных грехах. А какой политической силе это выгодно?» — восклицает президент Ассоциации «Земельный союз Украины» Андрей Кошиль. Однако правительство может попробовать раскрутить тему нарушения прав человека из-за моратория на продажу земли и продавить отмену моратория через суд. 17 февраля нардеп от БПП Алексей Мушак уже подал в Конституционный суд подписанное 55 депутатами представление о признании моратория неконституционным.
Налоги для бизнеса. Отнять и поделить
Проект меморандума с МВФ предполагает создание фискальной полиции и ужесточение налогообложения малого бизнеса. Но если выполнение первого требования облегчит налогоплательщикам отстаивание своих прав, то увеличение фискального давления на бизнес уведёт предпринимателей в тень
Один из ключевых пунктов меморандума — налоговая реформа. МВФ настаивает на принятии парламентом до конца апреля закона о финансовой полиции. Требование логичное: сейчас фискальная служба объединяет в себе как контрольные, так и силовые функции. Это даёт возможность использовать ведомство для давления на бизнес. В случае разделения этих функций между разными ведомствами налоговым инспекторам придётся всякий раз доказывать оперативникам необходимость проведения силовых операций. Впрочем, создание нового подразделения вряд ли кардинально изменит репрессивный уклон работы фискальных органов. В этом уверен Андрей Довбенко, управляющий партнёр юридической компании «Неоклеус и Довбенко». Зато, по его словам, это даст налогоплательщикам более широкие возможности для защиты. Ключевой вопрос — не продавят ли фискалы возможность для своих инспекторов контролировать банковские счета.
Впрочем, всё это мелочи по сравнению с пунктом меморандума, который предполагает с 2018 года ужесточение правил налогообложения малого бизнеса, отмену моратория на его проверку и налоговый аудит, дальнейшее увеличение штрафов за нетрудоустроенный официально персонал. Эти пункты, по всей видимости, в меморандум вписало наше правительство. «МВФ никогда не требовал отменить упрощённую систему налогообложения, — утверждает Оксана Продан, замглавы Комитета ВР по налоговой и таможенной политике. — Правительства, которые говорили об отмене «упрощёнки», эксплуатировали МВФ, чтобы реализовать свои «хотелки». Власть боится малого бизнеса, потому что он легко организуется и у него есть «три рубля», которые можно использовать [в борьбе против власти]».
Мало знакомые с украинскими реалиями менеджеры МВФ попросту не утруждают себя анализом последствий, к которым могут привести подобные действия. «Для них упрощённая система налогообложения — такое себе НЛО. За рубежом правила игры едины для всех. Но в Украине упрощённая система налогообложения — единственный путь для выживания малого бизнеса. Общая система налогообложения настолько зарегулирована и коррумпирована, что у предпринимателей нет возможности развиваться», — поясняет Сергей Доротич, глава Ассоциации субъектов хозяйствования Украины.
По-видимому, не понимают в МВФ и того, что в Украине большую долю налогов платит крупный бизнес, и ужесточение фискального давления на предпринимателей приведёт не к увеличению поступлений в бюджет, а к расцвету коррупции в фискальных органах. По словам старшего экономиста «CASE Украина» Владимира Дубровского, под крышей налоговой работает налаженная индустрия по уходу от налогов крупных компаний — это и налоговые ямы, и конвертационные центры, и схемы по выведению денег в офшоры. Согласно отчёту Global Financial Integrity, ежегодно из Украины в офшоры выводится порядка 10% от ВВП, то есть около $34 млрд (для сравнения: весь объём малого бизнеса — менее 16% от ВВП).
Уход предпринимателей в тень лишит государство поступлений от малого бизнеса и увеличит нагрузку на бюджет в виде растущего числа безработных. Одним словом, упрощённая система в каком-то смысле выполняет функцию детенизации экономики. Её ликвидация без реальной борьбы с коррупцией и облегчения условий для ведения бизнеса приведёт к прямо противоположным последствиям.
Приватизация. Продать непродаваемое
Как и в прошлые годы, МВФ настаивает на скорейшей продаже остатков госсобственности. Но выполнить этот пункт меморандума в полном объёме нереально. Вероятнее всего, государству удастся приватизировать лишь часть спиртовых заводов
По многолетней традиции правительство включило в меморандум обещание приватизировать до конца года остатки госсобственности: Одесский припортовый завод, Укрспирт, Центрэнерго, Турбоатом, а также контрольные пакеты и миноритарные доли в нескольких облэнерго. Большую часть этих объектов государство обещает продать последние пять лет, но дальше заявлений дело не идёт. Бюджет прошлого года предусматривал получение от приватизации 17 млрд грн. По факту Фонд госимущества продал активов всего на 189 млн грн.
В июле прошлого года ФГИ выставил на продажу ОПЗ со стартовой ценой в 13,2 млрд грн. Независимую оценку (Due Diligence) предприятия провели семь потенциальных инвесторов, но ни один из них на торги не подался. Причина — отсутствие гарантии стабильных поставок газа на предприятие и задолженности ОПЗ перед структурами Дмитрия Фирташа.
Государство эти проблемы не решило, поэтому и вторая попытка продать ОПЗ осенью прошлого года успехом не увенчалась. В итоге в начале этого года предприятие остановилось. Появилась информация, что структуры, близкие к народному депутату Игорю Кононенко, стремятся захватить контроль над предприятием. Косвенным подтверждением этого стало то, что в сентябре 2016-го в наблюдательный совет ОПЗ в качестве представителя ФГИ вошёл Александр Визир, который в 2015 году был помощником Кононенко. А перед новым годом заговорили о том, что предприятие возглавит нынешний замглавы ФГИ Владимир Державин, который до назначения в ФГИ также был помощником Кононенко. Есть мнение, что на ОПЗ планировали запустить схему: договориться с Нафтогазом о специальной цене на газ отечественной добычи, а затем продавать часть продукции по заниженным ценам аффилированным с Кононенко компаниям.
Впрочем, Кононенко не единственный, кто может быть заинтересован в контроле над ОПЗ. В 2015 году скандалом закончилась попытка соратника Арсения Яценюка Николая Мартыненко поставлять на ОПЗ по давальческим схемам газ от австрийской фирмы Antra GmbH. При этом большая часть вырученной за удобрения прибыли оседала у поставщика газа. В декабре 2015-го завод отказался от работы по этой схеме под давлением прокуратуры. Год спустя экс-губернатор Одесской области Михеил Саакашвилии заявил, что люди Яценюка до сих пор контролируют половину ОПЗ. Одним словом, то, что приватизация ОПЗ сворачивается, выглядят вполне правдоподобно. Тем более что рыночная конъюнктура для продажи завода сейчас не лучшая. «ОПЗ можно продавать, когда в мире хорошие цены на его продукцию. Это сложный высокотехнологический завод, но в плане бизнес-модели — это трейдер, который торгует химическими удобрениями, произведёнными из газа. И зарабатывает он исключительно на разнице цены газа и карбамида. Пока соотношение цен между этими составляющими не настолько интересно, чтобы говорить о большом спросе на сам ОПЗ», — поясняет Александр Паращий, аналитик Concord capital.
Ещё один долгоиграющий лот ФГИ — крупнейший на постсоветском пространстве производитель комплектующих для АЭС — харьковский «Турбоатом». Контрольный пакет предприятия принадлежит государству. Среди миноритариев около 15% акций принадлежит группе «Энергетический стандарт» Константина Григоришина и еще 5% — «Силовым машинам» Алексея Мордашова.
«Турбоатом» власть обещала продать ещё 10 лет назад. Тогда больше всего заводом интересовался российский госконцерн «Росатом» — наш «Турбоатом» большую часть продукции производил именно по его заказу. Именно россиян эксперты и сегодня называют наиболее вероятными покупателями «Турбоатома». Однако в январе этого года о намерениях участвовать в приватизации завода заявил владелец группы DCH Александр Ярославский и швейцарская корпорация Glencore. Впрочем, сложно судить, насколько они заинтересованы в покупке. В прошлом году они утверждали, что хотят купить и ОПЗ, но так и не приняли участия в конкурсе.
В самом ФГИ продавать «Турбоатом» не торопятся. В сентябре прошлого года глава ведомства Игорь Белоус заявил, что включение предприятия в список приватизации на 2017 год вовсе не означает, что завод продадут в ближайшее время. Белоус намерен сначала объединить «Турбоатом» в концерн с ещё одним машиностроительным гигантом — «Электротяжмашем», который производит генераторы и также включён в перечень объектов для приватизации в 2015–2017 годах, утверждённый правительством.
Из года в год переносится и приватизация последнего актива тепловой генерации, остающегося в руках государства — «Центрэнерго». Согласно актуальному графику торгов ФГИ, продажа актива намечена на октябрь. Но как стало известно в конце января, приватизацию могут отложить ещё на год. Якобы чтобы найти подходящего инвестора. Почему «Центрэнерго» не продали в 2015 году, когда предприятием интересовались французские и немецкие энергетические концерны, сказать сложно. По одной из версий, неоднократные переносы приватизации связаны со стремлением установить теневой контроль над активом всё тем же Кононенко. В наблюдательный совет «Центрэнерго» со стороны ФГИ входит его друг Александр Визир. Впрочем, сам Кононенко неоднократно заявлял, что «Центрэнерго» нужно продать как можно скорее.
Наиболее вероятно, что из предложенных ФГИ активов в этом году продадут лишь часть предприятий, входящих в «Укрспирт». Хотя законопроект, описывающий механизм приватизации госмонополиста пока не принят, по убеждению министра агрополитики Тараса Кутового, заключение меморандума с МВФ ускорит процесс принятия закона, и тем самым — приватизацию. Предполагается, что около 150 входящих в «Укрспирт» предприятий будут продавать по отдельности. Покупателям наиболее дорогих и ликвидных объектов выдадут лицензии, дающие исключительное право на производство пищевого спирта до 2022 года. Покупатели остальных производств получат лицензии и квоты на производство технического спирта.
Псевдорыночные структуры. Экспортные страсти
МВФ настоял на замораживании проекта создания Экспортно-кредитного агентства на несколько лет. Для работы данной структуры у государства нет денег. Кроме того, его функционирование связано с коррупционными рисками
Один из бесспорно позитивных для страны пунктов проекта меморандума с МВФ — обещание властей воздержаться от запуска Экспортно-кредитного агентства (ЭКА). Эта недавно созданная структура должна заниматься страхованием внешнеэкономических контрактов, экспортных кредитов, инвестиций, аккредитивов и гарантий. Закон «Об обеспечении масштабной экспансии экспорта товаров (работ, услуг) украинского происхождения путём страхования, гарантирования и удешевления кредитования экспорта» предполагает, что ЭКА заработает с 1 июля этого года.
Однако противником создания ЭКА выступил Нацбанк. Регулятора беспокоит, что новое агентство будет дублировать функции Укрэксимбанка. Также вызывают вопросы источники и объемы финансирования новой структуры. «По закону уставный капитал ЭКА в 200 млн грн формируется за счёт госбюджета, но этой суммы явно недостаточно, чтобы оказать существенную поддержку экспорту, — поясняет Михаил Демкив, финансовый аналитик группы ICU. — С июля 2017 года минимально возможный уровень капитала для работающего в Украине банка составит 200 млн грн. А малые банки в силу своих размеров и масштабов бизнеса не могут стимулировать экспорт».
Поэтому МВФ настоял, что ЭКА не запустят до тех пор, пока потребности в финансировании структуры не будут рассчитаны на три года вперёд и предусмотрены в госбюджете. Ещё один аргумент против запуска ЭКА — коррупция. Как поясняет юрист компании «Астерс» Марьяна Саенко, при отсутствии системных требований к гласности и подотчётности ЭКА, взятки могут маскироваться под комиссионные агентства и включаться в стоимость контракта, покрываемого гарантией, или в сумму возмещения ущерба экспортёра.
Бюджетники. Плавное сокращение
Уже до конца 2017 года предполагается сократить 4% бюджетников, ещё 10% — до 2020-го. Будут ли это госслужащие или бюджетники в целом — непонятно. Этим активно пользуются популисты, запугивая и без того нервное население. Но при реформе неэффективного госсектора увольнение людей неизбежно, и проблему таки можно решить безболезненно
По разным оценкам в госсекторе занято около 5 млн человек, из них порядка 400 тыс. — госслужащие. По словам Павла Кухты, замглавы стратегической группы советников при Кабмине, избыток сотрудников есть как в министерствах в Киеве, так и в местных администрациях, управлениях соцзащиты и пенсионных фондах. В здравоохранении и образовании избыточность связана не с лишним персоналом, а с количеством учреждений. Например, сельские школы, которые дают некачественное образование, но стоят очень дорого, будут объединены в опорные школы. Аналогичный процесс произойдёт и с медицинскими учреждениями, которые после реформы объединятся в учреждения с более высоким качеством услуг. Эти процессы неизбежно приведут к сокращениям, но не одновременным.
«Если бы мы одномоментно уволили большое количество людей, это ударило бы по экономике. Но речь идёт о том, что, реформируя госсектор, мы создаём условия для плавного перетока людей в частный сектор, — объясняет Кухта. — Занятость в бюджетном секторе — это не социальная поддержка. Государство от имени граждан покупает услуги и должно думать, как качественно эти услуги оказать, а не о том, чтобы занять как можно больше людей. Когда мы будем делать эффективным государство, параллельно станет оптимизироваться количество людей, занятых в госсекторе. Это не так, что мы берём и директивно увольняем кого-то. Трудовой ресурс высвободится естественным способом, попадёт на рынок труда, который абсорбирует этих людей».
Куда конкретно направятся сокращённые люди — вопрос открытый. В любом случае при сокращении сотрудников урезать будут и функции, которые они выполняли. В итоге государство начнёт заниматься только тем, чем нужно, и станет ясно, сколько людей реально для этого надо.
Проверка активов. Посчитать всё
Украина обещает навести порядок с соцвыплатами и льготами. Но тотальная проверка активов граждан может обернуться новой коррупцией
На соцподдержку граждан Украина тратит 16% ВВП. Только в 2015 году этот объём составил 363 млрд грн. Немалая часть из них выдаётся дважды или выплачивается по поддельным документам тем, кому это не положено. Владельцы дорогих лексусов и пентхаусов не стесняются оформлять субсидии на коммуналку, в то время как дыру в пенсионном фонде закрывают за счёт налогоплательщиков. Льготами в стране пользуются около 19 млн человек.
Привести систему выплат в порядок должен единый реестр получателей льгот и субсидий. При министре финансов Наталье Яресько ставили задачу верифицировать эти выплаты. Профильный департамент объединил ряд реестров, к которым получил доступ, включая банковские данные. В итоге нарушений в выплатах выявили на почти на 1,6 млрд грн в месяц. Больше всего мухлевали при выплате коммунальных субсидий, пособий по безработице и пенсий. Министерство финансов направило 1,2 млн постановлений о прекращении выплат, но была обработана лишь малая их часть.
По словам руководителя общественных программ ИСЕД Марианны Онуфриенко, база данных Минфина не предназначена для массового использования в управлениях соцзащиты. Чтобы доступ к ней имели по всей стране, нужны большие мощности. Такой реестр создаёт Минсоцполитики. «Будет сформирована единая информационно-аналитическая система в сфере соцзащиты. Этот проект предполагает аккумуляцию всех баз данных, с доступом всех соцработников на местах в регионах. Но до конца 2017-го завершить его точно не успеют», — говорит эксперт.
Вторым важным звеном в цепочке верификации предполагается существовавшая ранее Служба социальных инспекторов. В новом формате службу подчинят напрямую Министерству соцполитики, а не местным управлениям, как это было раньше. Их обязанность — определять уровень жизни получателя помощи, соответствует ли он критериям нуждающегося в помощи. Эти критерии до сих пор чётко не прописаны. Год назад при проведении проверок переселенцев людей могли лишить выплат, просто не застав их дома. Спорным является и решение о приостановке переселенческих выплат, если есть депозит, превышающий 10 прожиточных минимумов (сейчас это 15,44 тыс. грн). В целом же адресными проверками инспекторы должны заниматься только после того, как будет проведено комплексное обследование по реестрам, включая косвенные расходы и крупные покупки.
«Например, когда человек приезжает в Днепропетровскую область, то сегодня невозможно проверить, получает ли он что-либо в Ивано-Франковской. Система Министерства социальной политики предупредит такие злоупотребления. Соцработник зайдёт в базу и увидит сразу, что и где получал гражданин. Это не даст ни соцработнику нарушить законодательство, ни человеку злоупотреблять своим положением. Проверять необходимо только тех, кто попадает в серую зону или вызывает подозрения, а не всех подряд», — убеждена Онуфрик.
Что касается монетизации льгот и субсидий, то рассматриваются разные модели — получение всей суммы на руки или, наоборот, целевая монетизация, когда средства можно будет тратить только на саму льготную услугу. Есть ещё один вариант монетизации — целевые деньги начисляются на карточку для оплаты коммуналки, а остаток можно использовать на другие потребности, если человек сэкономил. В нашей ситуации наиболее вероятна целевая монетизация, чтобы льготы получили те, кто действительно пользуется услугой. Ясности с этим вопросом пока нет — механизм Минсоцполитики обещает разработать к июлю 2017 года.
Медицина. Лечить по-новому
В Украине создадут Национальную службу здоровья, а всем пациентам обещают действительно бесплатную медицину. Некоторые больницы закроют, но решение об этом будут принимать местные советы. Ломать через колено, говорят в Минздраве, никого не будут
Анонсируя медреформу, Минздрав проявляет небывалую твёрдость, часто диссонирующую с его осторожными заявлениями по поводу грядущих перемен. Он открыто игнорирует призывы медиков и глав общественных организаций предоставить финансовые и кадровые расчёты, на которых строится реформа, отказывается от апробации реформы на пилотных проектах и в целом избегает полемики со своими оппонентами. Вместе с тем главный идеолог реформы, замминистра здравоохранения Павел Ковтонюк, заявляет Фокусу, что «никого через колено ломать не будут»: если какие-либо медучреждения захотят жить по-старому, получая финансирование от Минздрава только на зарплаты врачей и на оплату коммунальных услуг, как это было заведено ещё в советские времена, они смогут это делать — реформа спланирована без дедлайнов.
Однако в словах Ковтонюка большая доля лукавства. Ведь после того, как будут введены новые правила игры, базирующиеся на принципе «деньги идут за пациентом», жить по-старому не получится. Те медучреждения, у которых будет мало пациентов, могут оказаться на грани выживания или будут вынуждены закрыться. Но Минздрав это не волнует: там готовы платить только за лечение конкретных пациентов. И если, к примеру, больница пролечит тысячу человек в месяц, государственная страховая компания — Национальная служба здоровья — заплатит за это согласно прайсу. А если пролечит десять человек, получит деньги за лечение десяти.
Именно о создании Национальной службы здоровья и идёт речь в меморандуме, который должны подписать с МВФ. Эта служба станет основным заказчиком и, соответственно, главным контролёром качества медуслуг, выступая в роли независимого посредника между Министерством здравоохранения и пациентами. Национальная служба здоровья должна будет также взять на себя закупку амбулаторных (госпитальных) лекарств. По словам Павла Ковтонюка, службу создадут к 1 июля нынешнего года.
Однако в глаза бросается явное несоответствие глобальности анонсируемых перемен качеству подготовки к ним, на что указывают многочисленные критики реформы, среди которых такие крупные фигуры, как генеральный директор ГУ «Институт сердца Минздрава», заслуженный врач Украины Борис Тодуров. Это обстоятельство портит и без того непростые отношения реформаторов с профильным комитетом Верховной Рады.
При этом новая команда Минздрава уверена в успехе. Тем более что её открыто поддерживают премьер Владимир Гройсман и глава ВР Андрей Парубий. А также общественность, давно выражающая недовольство неэффективной системой здравоохранения. Правда, ещё и не прощающая ошибок.