Главная
Как разрушить сговор врачей и фармацевтов
Как это работает
Фармакологические компании используют несколько схем стимулирования врачей для продвижения своих препаратов. Первая — «премирование» за прямую продажу лекарства. Вознаграждение колеблется в пределах 10% стоимости приобретаемого пациентом пузырька или упаковки. Размер благодарности зависит от специализации врача и типа продаваемого препарата. «Были случаи, когда заложенный в стоимость препарата откат составлял до 40% его цены», — рассказал «k:» президент Врачебной ассоциации Николаевского региона Виктор Глуховский. Онкологи и терапевты, конечно же, получают совершенно разные суммы, в том числе и потому, что стоимость лекарств в сферах их деятельности существенно отличается. «Врачам районных поликлиник за распространение того или иного препарата бывает достаточно фиксированного ежемесячного вознаграждения в сумме 50 грн. либо покупки карточки пополнения счета мобильного телефона», — рассказал «k:» о распространенной практике представитель одной из западных фармкомпаний, работающих в Украине.
Вторая схема — вознаграждения за выписанный рецепт на покупку конкретного препарата. «Чаще всего так действуют индийские и китайские фармкомпании. Как правило, они предлагают дженерики, действие которых может быть не до конца изучено. Но они дешевле. И процент врачу нужно расценивать скорее как плату за риск, который он на себя берет, выписывая такие медикаменты», — объяснил «k:» один из опрошенных экспертов.
Нередко в этом случае врач выступает как двойной агент, «по-дружески» направляя пациента еще и в конкретную аптеку. За что получает от нее еще 3–5% стоимости препарата за помощь в увеличении объема продаж. Проблема идентификация врача решается в зависимости от полета творческой фантазии участников схемы. Используются, например, фирменные блокнотики производителя с логотипом лекарства, на которых выписывается рецепт. Аптекари ведут их учет, распознавая врачей по подписям. Более «прозаические» варианты — выписывание лекарства на рецепте с отрывным корешком, который остается в аптеке и служит подтверждением объема выполненных каждым врачом работ. Тревожным сигналом для пациента, свидетельствующим о том, что доктор не просто лечит, но и зашибает деньгу, должно стать и назначение огромного количества препаратов для лечения безобидного заболевания — иногда в погоне за доходом доктора выписывают пациенту много лишнего, а также лекарства, дублирующие друг друга.
Как правило, решающим аргументом в пользу аптеки, рекомендованной доктором, является привлекательная на первый взгляд система скидок: дисконтная карточка может быть вручена прямо на приеме. В действительности же «скидка» в лучшем случае уровняет стоимость препарата в данной аптеке с его стоимостью в других аптечных магазинах, а «дешевизна» конкретного препарата окупится за счет завышенной стоимости того, что покупатель возьмет «в нагрузку».
В свое время Минздрав Украины попытался поломать эту порочную практику и разрушить связку «аптекарь — врач». Согласно указу министерства №360 от 16 июля 2005 года, провизор должен сообщать в контролирующие органы о каждом факте назначения врачом лекарств, не соответствующих указанному диагнозу. Однако на практике это положение не работает. Какой же аптекарь станет сокращать свою прибыль?!
Кодекс чести или террор
Фармкомпании продвигают свою продукцию при помощи врачей не только в Украине. Об этом свидетельствуют многочисленные громкие скандалы в этой сфере и многомиллионные штрафы, уплаченные компаниями по решению судов по обвинению в мошенничестве либо в порядке досудебного урегулирования: AstraZeneca (1996 год, $355 млн.), TAP Pharmaceuticals (2001 год, $875 млн.), Pfizer (в 2004 году $430 млн. и в 2009 году $2,3 млрд.), GlaxoSmithKline (2002 год, дело 4,4 тыс. докторов и 300 работников компании в Италии, сумма штрафов не разглашалась). Отсутствие подобных дел в Украине свидетельствует лишь о том, что с проблемой не борются. «Чувствуя безнаказанность, наших врачей фармкомпании стимулируют, как правило, напрямую — деньгами. В развитых странах для этого используют более тонкие подходы. Например, проводятся семинары на дорогих курортах, а их участникам разрешается брать с собой семью. Либо предлагаются другие элитарные развлечения. Скажем, в Японии это игра в гольф», — рассказывает Оксана Фирсова, старший юрист компании Chadbourne & Parke LLP Украина, юридического партнера Комитета по здравоохранению Европейской Бизнес Ассоциации.
В 2009 году Минздрав создал специальные контрольно-экспертные комиссии, которые должны контролировать результаты проводимых врачами лечений. Однако особыми достижениями они похвастаться не могут. «Ведь суть проблемы не в этом. Никто не говорит, что врач, выписавший дорогой препарат, не вылечит больного. Вопрос — сколько он изымет из кармана пациента. У нас нет полноценной врачебной ассоциации со всеукраинским статусом и полномочиями, например, приостанавливать или отзывать лицензию за подобные вещи. Такие ассоциации на Западе — это требование рынка. Там врач просто не может в ней не состоять. Например, в Болгарии нельзя даже претендовать на должность министра здравоохранения, не являясь членом профильной ассоциации. Соответственно, этические кодексы, которые там существуют, имеют большее влияние. У нас же все попытки принять соответствующие кодексы не увенчались успехом. Не говоря уж о том, чтобы принудить врачей следовать их требованиям», — рассказал Виктор Глуховский. В Минздраве обещают лишать дипломов врачей, вступающих в сговор с фармкомпаниями. Однако до сих пор ни одного подобного факта обнародовано не было.
Обозначенную проблему частично помогают решать страховщики. Пресечь возможный сговор врача и производителя лекарств проще, если речь идет о лечении владельца полиса медицинского страхования. В этом случае врач-координатор от СК имеет право проверить все назначения страхователю, поскольку компания чрезвычайно заинтересована в экономии расходов. Эксперты считают, что одним из возможных вариантов решения проблемы могло бы стать внедрение клинических стандартов лечения, которые регламентировали бы, какие лекарства следует выписывать в конкретных случаях. При этом, чтобы избежать коррупции на самом высшем уровне, необходимо обязать врача при назначении лечения предлагать пациенту на выбор, скажем, пять-шесть препаратов с идентичным действием разных ценовых категорий и производителей. Конечно, при этом врач может высказать свое мнение относительно входящих в перечень препаратов, но в этом случае у пациента будет свобода выбора. Кроме того, можно было бы внедрить государственные стандарты рецепта (вплоть до превращения их в бланки строгой отчетности), тогда по рецепту всегда можно отследить, какой выписывает тот или иной врач, и выявить явное подыгрывание тому или иному производителю. А пока, чтобы не стать жертвой сговора «врач — производитель», украинцы могут сделать лишь одно — перепроверить диагноз и назначенную схему лечения у другого врача.
- Информация о материале
Зарабатываем без закона о госзакупках или о том, как убедить самую денежную организацию с вами «дружить»
Пока не запущена Тендерная палата, а закон о госзакупках «отлеживается» на доработке, госорганы и частные фирмы нашли таки короткий путь друг к другу – через договор о рекламе, условия которого широкой публике не оглашаются. Расследуя тему о том, зачем ГАИ понадобилась реклама, «ФинЗах» пришел к выводу о крайней прозорливости работников госавтоинспекции и новом рекламном тренде в Украине.
Реклама по бартеру?
Об автомобильных спутниковых противоугонных системах нынче не слышал, возможно, лишь совершенно равнодушный к машинам человек. И, пожалуй, лишь слишком занятой «на своем ходу» не обратил внимания на таблички, которые украшают задние стекла некоторых авто ГАИ: «Benish GPS Ukraine – спутниковые противоугонные системы».
Выходит, в Украине можно рекламировать товар с помощью госструктур. Но как возможно сотрудничество приватных компаний и государственной структуры без соответствующего урегулированного законодательства, задались мы вопросом?
Автомобилей со значком Госавтоинспекции Украины немного: наклейками с рекламой спутниковых противоугонных систем Benish GPS Ukraine отмечены лишь ВАЗы. На новых машинах гаишников – иномарках – подобных и вообще коммерческих надписей не найти, пытались убедить «ФинЗах» в Департаменте ГАИ МВД Украины.
По словам патрульных, которых удалось разговорить на N-ом километре Одесской трассы, раньше, условно говоря, «реклама» Benish GPS Ukraine была на всех машинах автоинспекции. Это «раньше», по их словам, «было года три назад».
По наблюдениям автора, дерзкая коммерческая надпись так и осталась красоваться на многих авто госавтоинспекции, в том числе и на тех, что патрулируют, в частности, пути к Секретариату Президента, Верховной Раде и вплоть до обратного направления – так сказать, путях «к домам избранных» – Конча-Заспе, Пуще-Водице и т.д.
«Эти таблички настолько плотно крепились к стеклу, что отодрать их можно только с задним стеклом машины. Так что на «старых» машинах они остались», - отметили «ФинЗах» замначальника Управления ГАИ в Киеве Александр Подшморг.
Но пояснить, на каких именно основаниях таблички рекламного характера висят на машинах стражей порядка, замначальника Управления ГАИ в Киеве не смог. Сказав лишь, что с помощью спутниковых противоугонных систем Benish GPS Ukraine в Департаменте ГАИ могут отслеживать перемещение служебных машин, а все детали может пояснить пресс-служба. Правда, оговорился, что «эти системы очень дорогие».
По словам представителя пресс-службы ГАИ г. Киева Николая Шинкаря, «такие машины ездят и в регионах у нас». Но дальше этого утверждения представитель силовиков распространяться не стал: «Большего сказать об этом не могу».
Патрульные же возле моста Патона (которые были в авто с табличкой Benish GPS Ukraine) заявили, что фирма работает с ГАИ на основании договора: «Фирма подписала с ГАИ договор и предоставила свои услуги. Если вы хотите так сотрудничать, идете к начальнику ГАИ – Анатолию Михайловичу Сиренко – и если что-то ГАИ надо, то подписываете контракт».
Вот мы и задумались: а что же ГАИ, собственно, надо от спутниковых систем?
«Мы сотрудничаем с ГАИ по официальному договору. Это именно сотрудничество, а не наружная реклама: на машинах ГАИ размещен наш логотип, а на наших автомобилях – логотип Государственной автоинспекции», - прокомментировала корреспонденту «ФинЗах» в Benish GPS Ukraine. Получается некий обмен рекламой – «по бартеру», так сказать.
Однако в указанной компании стали уверять нас в обратном. «Договор называется «Об обязательном и немедленном реагировании», – поясняет условия сотрудничества с госструктурой начальник отдела маркетинга и рекламы Benish GPS Ukraine Елизавета Кубасова. - В документе предусмотрено, что ГАИ Киева и Украины обязано реагировать на все внештатные ситуации, которые происходят с автомобилем и автовладельцем: от разбойного нападения до угона, повреждения автомобиля».
По ее словам, ни о какой финансовой подоплеке сделки речи не идет и, соответственно, на этот договор не распространяется действие норм положения о госзакупках в Украине.
При этом специалисты фирмы не уточняют, как именно – позитивно или негативно – повлияло это сотрудничество на уровень продаж спутниковых противоугонных систем. Статистики по продажам, которая бы базировалась на эффекте от таких информационных табличек, компания не ведет.
«Если ГАИ идет на такую меру, как публикация коммерческой информации, значит, этому ведомству нужны деньги, - считает руководитель PR-агентства FRESH PR Орест Вачков, анализируя общий результат такого PR-хода. - И госструктура пытается эти деньги заработать любой ценой. Такой напрашивается вывод».
Альтруисты: все ради блага человека!
Однако в Benish GPS Ukraine считают иначе. За счет такой формы совместной работы «мы укрепили имидж своей компании и имидж Госавтоинспекции. До этого, думаю, украинцам трудно было представить, что государственная структура может идти навстречу бизнесу. Во-вторых, мы, как представители частной компании, вышли на государственный уровень. Это также говорит о том, что «можлива співпраця». В-третьих, это сотрудничество помогло улучшить качество реагирования на внештатные ситуации, связанные с ГАИ», - заверяет начальник отдела маркетинга и рекламы Benish GPS Ukraine и добавляет: «наше сотрудничество главным образом направлено на улучшение качества жизни людей – в частности, это их безопасность за рулем и сохранность самого авто».
Возможно, детали сделки мог бы уточнить самый главный руководитель Госавтоинспекции в Киеве – Анатолий Сиренко. Но на прием к нему попасть не удалось: охрана сказала, что «у Сиренко приема нет».
Хотя его комментарий мог бы прояснить бы и механизм взаимодействия частной структуры с силовой (с тендером/без тендера, какие были сделаны исключения для компании), и стоимость взаимных услуг, и законность такого тандема, и выгоду, которую получает сама Госавтоинспекция.
О законности подобных сделок в Украине юристы не пришли к единому мнению, однако сошлись они в одном: размещать рекламного рода информацию на транспорте, который на балансе государственной структуры, можно. Если там нет прямого призыва к действию потенциального покупателя.
«Смотря, что называть рекламой, - говорит эксперт компании «ЮСТ-Украина» Алексей Рогачев. – Согласно закону Украины «О рекламе», если в табличке есть призыв что-либо покупать или продавать вкупе с информацией о фирме, тогда это – реклама. Если же просто название и номер телефона, рекламой это не считается. Поэтому, кстати, на дорожных знаках мы видим в городе множество названий приватных фирм. Видимо, эти знаки (указатели) они устанавливали за свои деньги. Но это – законно, там нет предложения о покупке или продаже. С точки зрения соблюдения норм – все чисто».
Вачков считает, что цель таким образом размещенной информации о себе фирма выбрала правильно: «Табличка, размещенная на заднем стекле автомобилей ГАИ, очевидно, преследуют две цели: переносить «ядро» репутации автоинспекции на деятельность фирмы по определенной территории и информировать о существовании одного конкретного продавца противоугонных средств.
«Конечно, табличка находит своего потребителя, ведь машины патрулируют улицы каждый день. Фирма, несомненно, может рассчитывать на повышение уровня продаж», - говорит специалист.
Но репутация компании, которая выбирает себе в партнеры Госавтоинспекцию, может пострадать, добавляет он. «Рекомендация госструктуры может быть особо весомой в выборе «противоугонок» водителем. И если учесть все детали, увидим, что влияние репутации украинской Госавтоинспекции на репутацию фирмы, которая размещает информацию на авто ГАИ, может быть даже негативным, - предполагает и руководитель FRESH PR. – Если в Украине существуют водители, которые воспринимают ГАИ, как взяточников, то для них размещенная информация будет носить не иной смысл, как очередной неофициальный – коммерческий - ход. Следовательно, фирма, которая использует непрямые услуги ГАИ, может быть не совсем надежной и даже честной, по мнению таких водителей. Каков процент таковых среди всех – можно только догадываться, социсследований на этот счет нет».
Однако в бизнесе по продаже спутниковых противоугонных систем, говорят специалисты, может сыграть свою роль момент, а не долгосрочная позитивная репутация: «Если бы ГАИ информировала об идеальных средствах охраны, не указывая брендов и телефонов, это было бы полбеды, - говорит Вачков. – Да, бизнес по продаже спутниковых противоугонных систем – скорее, краткосрочный и хрупкий. Потому что каждую систему можно взломать, а эта возможность для вора вызовет споры о ее качестве. В интернете, на форумах фрикеров (электронных взломщиков) не трудно найти информацию о том, как легко заглушить сигнал автомобильной GPS-«противоугонки». Это обстоятельство не оставляет ни малейших шансов на спасение имиджа автомобильной инспекции, который так важен для спокойствия граждан».
Комментатор сослался на уже почти забытый эпизод с «обязаловкой» по продаже светоотражающих красно-белых элементов: «Уже сейчас (по сути) реклама присутствует даже на дорожных указателях. В каком-то «лохматом» году, я припоминаю, ГАИ практически принуждало водителей покупать и наклеивать на свои авто светоотражающие красно-белые элементы. Это было закреплено даже какой-то властной госструктурой, решением Кабмина. Когда некоторые водители массово закупили эти наклейки, постановление было отменено.
И пуговицы тоже можно!
«Но пока я вижу, что это может стать тенденцией: довольно своеобразное сотрудничество коммерческих, творческих людей и ГАИ,- говорит г-н Вачков.- В Львове, например, наряду с треугольными дорожными знаками, которые сообщают о видеонаблюдении за транспортом некоторые творческие люди ставят такие же знаки, но для рекламы своей деятельности. Например, треугольный знак с рисунком фотокамеры и подпись «Галерея Василя Пилипьюка»… Если не знать, кто такой Пилипюк или не знать о видеонаблюдении со стороны ГАИ, последнее можно принять за шутку. И если сегодня мы видим информацию о продукте, который можно купить на автомобилях ГАИ, то где гарантия, что завтра мы не увидим рекламы, например, на пуговицах милицейской формы?».
Впрочем, в официальном перечне услуг ГАИ (где около 60 пунктов) услуги по размещению рекламы на «пуговицах милицейской формы» и табличек с коммерческой информации не прописаны. ГАИ, как известно, оформляет документы на авто, проверяет их, курирует процесс задержки и доставки нарушителей правил дорожного движения, но уж никак не отвечает за организацию размещения информации о коммерческой фирме.
Консультант по юридическим вопросам Анатолий Авраменко утверждает, что в Украине «не может быть объектом бартера имущество, отнесенное законодательством к основным фондам, которое принадлежит к государственной или коммунальной собственности, в случае, если вторая сторона договора мены (бартера) не является соответственно государственным или коммунальным предприятием». При этом важно понимать, что автомобили ГАИ относятся именно к основным фондам.
Получается, что бартерное сотрудничество с ГАИ по размещению логотипов, с одной стороны, дело выгодное (см. комментарий Benish GPS Ukraine): сотрудники ведомства контактирует именно с теми, кому нужны спутниковые противоугонные системы.
С другой же стороны, такое сотрудничество и бартерным прямо не назовешь, и к обычным хозяйственным сделкам не причислишь.
Таким образом, если репутации вашей фирмы не страшна репутация государственной дорожной автоинспекции, исход переговоров между частниками и ГАИ зависит только от негласных условий и заинтересованности сторон. А что не запрещено, то, как известно, разрешено. Потому, пользуйтесь! В частности, автомашинами ГАИ.
О хитростях рекламного дела в ГАИ
Начальник отдела маркетинга и рекламы Benish GPS Ukraine Елизавета Кубасова:
- Договор мы подписали от начала существования компании – еще семь лет назад. Он называется договор «Об обязательном и немедленном реагировании». В документе предусмотрено, что ГАИ Киева и Украины обязано реагировать на все внештатные ситуации, которые происходят с автомобилем и автовладельцем: от разбойного нападения до угона, повреждения автомобиля.
Система договора очень проста, а сотрудничество с ГАИ построено на основе работы с нашей системой. Так, в машине установлено оборудование, которое в случае повреждения автомобиля или даже в случае непредвиденной ситуации немедленно срабатывает.
У нас был случай, когда девушку, хозяйку «Бентли», просто выбросили из авто, ударив по голове. После зафиксированного в нашем диспетчерском центре сигнала (например, по нажатию «тревожной кнопки» в машине) о внештатной ситуации диспетчер перезванивает на телефон владельца авто, выясняя, все ли в порядке.
Если человек в течение какого-либо времени не поднимает трубку, либо находится вне зоны действия сети и не отвечает на звонок диспетчера, в течение 5-10 минут на это место прибывает ближайший патруль ГАИ – одна, две, три, четыре, пять машин. В зависимости от того, какая ситуация.
Статистика продаж и укрепления имиджа компании повышается с каждым годом. Но, размещая таблички с информацией о Benish GPS Ukraine, мы не ставили своей целью повышение уровня заработка и увеличения прибыли. Мы рассчитывали на то, чтобы донести до нашего потребителя, до автомобилиста эту информацию. Ведь на дворе XXI век и автомобили есть практически в каждой семье. В этом сотрудничестве с ГАИ мы пришли к синергии. Эффект отражается как в информации, которая размещена на машинах… это, я бы сказала, симбиоз взаимодействия компании Benish GPS Ukraine с ГАИ, и с каждым потребителем, каждым жителем Украины.
Во-первых, мы укрепили имидж своей компании и имидж Госавтоинспекции. До этого, думаю, украинцам трудно было представить, что государственная структура может идти навстречу частному бизнесу.
Во-вторых, мы, как представители частного бизнеса, вышли на государственный уровень. Это также говорит о том, что «можлива співпраця».
В-третьих, это сотрудничество помогло улучшить качество реагирования на внештатные ситуации, связанные с ГАИ.
У нас несколько проектов с ГАИ и эти таблички – это даже не проект по масштабам, а информация для автомобилистов, в которой дается гарантия: вы – под защитой.
Еще до этих табличек мы разместили видеокамеры на главных улицах Киева. В случае, если возникнет спор – это может быть и авария, это может быть и пробка, и внештатные ситуации на пешеходных переходах (например, воровство), то камеры позволяют вести и ночное наблюдение. Потому нельзя сказать, что у нас один совместный проект.
Но еще раз отмечу, что ни о какой финансовой подоплеке речь не идет. Для нас ГАИ – это надежный партнер, репутация которого позитивно влияет на репутацию Benish GPS Ukraine. И это пример того, что госорганы могут эффективно сотрудничать с бизнесом.
- Информация о материале
То чи дійсно вони – дорожчі? Що визначає ціну ліків в Україні і за кордоном
Дискусії про ціну ліків в Україні та її необгрунтоване завищення зі сторони фармвиробників, дистриб’юторів і роздрібних мереж аж надто загострилися під час епідемії грипу. На щастя для фармації, минулого тижня президент таки ветував ухвалений Верховною радою закон про мораторій на підвищення цін, державне регулювання та інші жахіття, які – за бажання – могли спіткати будь-яку галузь в цій країні без жодних компенсацій. ZaUa.org спробував розібратися, чи варто називати провізора в найближчій аптеці мародером.
«…Обмеження необґрунтованих, а отже, злочинних дій…»
На полицях комітету з питань охорони здоров’я він пролежав би іще рік-два, як і більшість крайньолівацьких проектів членів фракції КПУ про втручання держави в усе на світі. «Проект закону ставить за мету поліпшення послуг охорони здоров'я за рахунок припинення цинічного пограбування більшості населення через непомірно високі націнки на лікарські препарати від виробника до споживача. Закон передбачає обмеження необґрунтованих, а отже, злочинних дій учасників ринку ліків», - сказано в пояснювальній записці. Ані розрахунків, ані обґрунтувань, чому саме на рівні 1 липня 2008 року слід заморозити ціни на ліки, комуністи не дають.
Напередодні "грипозного сезону", на початку вересня, в інтернеті почали з’являтися поодинокі тексти на тему, чому ж ми переплачуємо за ліки. Хтось посилався на власний досвід купівлі «аналогічних» ліків за кордоном, проте в більшості випадків усе зводилось до того, що «на нас хочуть заробити». Коли прийшов грип, законопроект комуністів став в нагоді усім «захисникам знедолених»: Партії регіонів, КПУ та блоку Литвина, а також деяким персоналіям з БЮТу та НУНСу, хоча в основній своїй масі ці фракції не голосували.
Прикметно, що слово "мародери" першою вжила на адресу аптекарів прем’єрка Юлія Тимошенко. Її обґрунтування – уряд зміг придбати «Таміфлю» по 67 грн., а аптекарі продають по 500 грн. Та перед тим, як розвіяти міф про «досягнення» уряду, розкладемо по полицях всю проблематику.
Звідки береться ціна
По-перше, ліки бувають іноземні та вітчизняні. Вітчизняні бувають повністю вітчизняні та з імпортними компонентами. По-друге, бувають оригінальні ліки і генерики, тобто повні аналоги, які починають випускатися після того, як збіжить строк патенту на його виготовлення компанією-винахідником. По-третє, бувають фальсифікати та ліки, що «не повністю або зовсім не відповідають стандартам». Тобто, може й лікують, але офіційно жоден порядний виробник під ними не підпишеться. По-четверте, бувають ліки інноваційні та попередніх поколінь (копійчані «антидепресанти», наприклад, корвалол). По-п'яте, і це, здається, найважче усвідомити пересічному споживачеві – однакові ліки з різним ступенем ефективності. (на прикладі машин: Мерседес і Запорожець – і те, і те машина, ну а далі ви самі знаєте).
Неважко здогадатися, що дельта між цінами на продукцію «від застуди», «від головного болю», «від серцево-судинних захворювань» буде різнитися дуже сильно.
«В Україні сьогодні понад 70% найменувань ліків – іноземного походження. Те саме можна сказати й про обсяги коштів, які на них витрачаються: дві третини йде на імпорт. Проте вітчизняний виробник все ж міцніше стоїть на ногах: він тримає лідерство у кількості обслуговуваних хворих. Адже за обсягами продажів в упаковках 70% належить саме йому», - розповідає ZaUA.org директор з маркетингу компанії Business-Credit, що займається дослідженнями фармацевтичного ринку, кандидат медичних наук Ірина Дерев’янко.
За її словами, в залежності від того, має препарат іноземне чи вітчизняне походження, є він оригінальним чи генериком, ціна може різнитися на порядок. «Візьмімо флюконазол. Він має кількадесят аналогів. Є за 10 гривень, є за 150. Генерик як правило дешевший на 40-50%», - каже експерт.
Апріорі іноземні препарати дорожчі за українські. По-перше, на них впливають ввізні мита. По-друге – курс євро і долара. «Минулої осені, коли гривня почала стрімко падати і в аптеках почали зростати ціни на ліки, всі одразу подумали про змову. Проте чи можна це назвати змовою, якщо на всіх подіяв один і той самий фактор? Як би відреагували на це нафтотрейдери – теж підвищили б ціни. Навіть зараз, ціни можуть відрізнятися в різних аптеках на кілька гривень. Бо ж ліки не продаються одразу. Одним вони були завезені, коли курс долара був 8,50, другим – коли 8,20. Уже навіть ця різниця може дати вплив на дельту цін», - говорить ZaUA.org відомий провізор Тетяна Котляр.
«Змовитися на цьому ринку, по суті, неможливо. Йдеться про конкуренцію 600 виробників і понад 20 тисяч аптек. Можна, звісно говорити про змову дистриб’юторів, тобто оптових продавців. Дійсно, трійко з них мають по 15% частки ринку, наступні три-чотири – теж достатньо міцні компанії. Але навіть коли вони хотіли домовитися про відстоювання власних інтересів перед державою, за всі роки роботи їм цього так жодного разу по серйозному не вдалося зробити. Тим більше, що їх торгова надбавка у 12% регулюється державою», - додає Ірина Дерев’янко.
Почому аспірин для іноземців
«Нині в уряді та в парламенті готується документ, згідно із яким виробники будуть зобов’язані декларувати власні ціни», - розповідає пані Ірина. «Дійсна суть його полягає в тому, що якщо чиновники знайдуть іншу країну, де такий же препарат цієї ж фірми продається дешевше, з фармкомпанією буде серйозна розмова перевіряючих органів. Ми опитали представництва іноземних компаній, які працюють в Україні, чи ухвалення такого закону чи постанови не спричинить труднощів в їхній роботі. Вони сказали: ні! Бо ми вже продаємо тут ліки за такими ж як в Європі цінами, або – що частіше – за нижчими».
Є кілька факторів, які роблять ліки в Україні менш дорогими, ніж за кордоном. По-перше, це ринкове ціноутворення. Якщо наш споживач не може заплатити за ліки європейську ціну, виробник просто не має інтересу продавати препарат тут за такою ціною. відзначає, що переважна більшість іноземних фармкомпаній мають навіть сітку «знижок» для країн «третього світу», до яких відноситься і Україна. І пов’язані ці знижки саме із низькою платоспроможністю (близько $50 витрачає на рік на ліки українець і $100 – росіянин, $150 – поляк, а американці і західні європейці – більше в рази).
По-друге, це проблема доступності ліків. 85% всіх медпрепаратів, що купуються в Україні, «маленький українець» купує з власної кишені. Лише 15% - це те, про що турбується держава. Відтак, завищувати ціни особливо нікуди – просто не купуватимуть.
В світі ж переважно діє або система «солідарної відповідальності», коли частину вартості ліків компенсує держава, а частину – сам громадянин, або забезпечення мінімального пакету «соціальних» ліків, або обов’язкове медичне страхування. Щоправда, включення до списків ліків на відшкодування заводить виробників у певні рамки: погоджуючись на гарантований збут, вони автоматично підпадають і під часткове державне регулювання.
По-третє, на враження про високу вартість ліків впливає і загальний соціально-економічний стан споживача. Навіть якщо один і той самий препарат коштуватиме 10 євро у нас і в тій же Німеччині, тамтешній пенсіонер точно матиме менше клопоту, де взяти такі гроші, ніж наш.
До всього, аби не бути голослівним, звертаю читача до порівняльних таблиць вартості різних ліків.
Інформація: газета Аптека, жовтень 2009
Українські «надбавки»
Новітні препарати дорожчі за традиційні, бо їм необхідно проходити процедуру реєстрації. Оскільки Україна не визнає ані європейських, ані американських сертифікатів якості, то повний цикл сертифікації «падає» додатковим тягарем на вартість ліків. Для одного препарата сума коливається в межах $10-20 тис. Якщо обсяги його продажу в країні невеликі, «надбавка» може складати і 30-40% вартості. Якщо ж це мільйонні продажі, звісно, фактор впливу не такий вагомий. Сюди варто доплюсувати і корупційний чинник, про який не люблять розповідати представник фармакомпаній, але який завжди присутній при складній процедурі отримання ліцензії.
Світовий досвід говорить, що одне лише скасування такого порядку для відомих компаній може значно пожвавити ринок. Приміром, таким шляхом пішли грузини, відкривши кордони для усіх зареєстрованих в ЄС ліках.
35% - середня націнка в аптеках. «Це оптимальна націнка, аби аптека могла функціонувати. Але треба розуміти: якщо ліки коштують 2 гривні з копійками, то заокруглення цих копійок уже може дати 30-40%. А от дорогим препаратам зазвичай достатньо 5-10% націнки. Якщо упаковка коштує тисячу гривень, то 100 грн. на упаковці – цілком прийнятна норма. Бо витрати праці ті самі, що й на копійчані препарати, а прибуток – більший», - говорить пані Котляр. Також, за її словами, на ціну впливає строк придатності препарата: якщо лишилось два-три місяці до його завершення, аптека не ризикуватиме і скине ціну. Крім того, на вартість вплине і спосіб закупівлі: якщо придбано із відстрочкою платежу, то ліки звичайно будуть дорожче.
Проте чи не найбільше на різницю цін на фармакологію в аптеках впливає різна форма оплати праці. «Комунальні аптеки, великі мережі платять в переважній більшості лише «білу» зарплату. Що це значить? Що понад 50% фонду зарплати іде державі. Якщо ж винагорода віддається у конверті, витрати на заробітну платню зменшуються на 35%. Ми якось вираховували, що це 8-10 відсоткових пунктів цінової надбавки», - ділиться пані Тетяна розрахунками.
Виробники, звісно, закладають у вартість ліків і маркетингові видатки. «Прийоми» в аптеках – такі ж, які і в будь-якому сегменті рітейлу: полиці, рекламні місця, вітрини можна купувати.
«Коли говорять про можливість домовитися із кожним конкретним аптекарем, що він рекомендуватиме купити цей препарат, а не інший, мені трохи дивно: як ви собі це уявляєте? 300 тисяч людей по всій країні. Зі скількома представник фармацевтичної компанії зможе налагодити довірливі стосунки? З десятьма? З двадцятьма? Це допоможе його продажам? Навряд. А от репутації аптеки може навіть зашкодити. Наприклад, чому я маю не продавати аспірин Баєра, якщо в мене його добре купують? Чи нав’язувати Берлін Хемі, якщо люди купують КРКА? Здебільшого люди приходять за конкретними ліками. І якщо в тебе їх немає – він не прийде в твою аптеку», - відзначає експерт.
Втім, тут є й інші оцінки. Опитаний ZaUa.org експерт на умовах анонімності зізнався, що існують десятки способів "простимулювати" продаж саме того, а не іншого медичного препарата "на рівні працівника за касовим апаратом". На рівні ж власників та керівників таких можливостей набагато інше. І робота із подібного "стимулювання" ведеться постачальниками лікарських препаратів на системній основі.
«Ефект Таміфлю»
Коли ми готували цей матеріал, у ЗМІ з’явилась інформація, що виявляється, диво-препарат «Таміфлю», що його мільйонними партіями закупив уряд напряму у виробника, можна було ще в липні 2009 року, коли «освоювалися» кошти на запобігання грипу купити у того ж таки виробника за ще меншими цінами (від 2 до 6 євро або від 24 до 72 грн. за упаковку). Втім, розбирати, чому цього не було зроблено – не наша сьогоднішня мета.
Опустимо тут всі коментарі фахівців з приводу ефективності препарату і з приводу того, що поставлені в Україну партії були виготовлені ще для лікування пташиного грипу, спалах якого в світі був минулого року (про «різновекторність» можна робити самостійні висновки). І проведемо оціночні розрахунки, чи міг препарат з середньою доепідемічною ціною в аптеках у 350-400 грн. (Петро Порошенко, який натрапив перед самісіньким прильотом літака зі Швейцарії на пігулки за 600 грн., вочевидь пзайшов у якусь "елітну" аптеку) бути закуплений урядом за 67 грн. (5,6 євро) за упаковку.
З одного боку, продажі «Таміфлю», за даними компанії Business-Credit, до епідемії в середньому за рік складали 1,5 тис. упаковок. Тобто бізнес продажу цих ліків – до 600 тис. грн. на рік. Із закупівлею Україною мегагуртової партії навіть по 67 грн. за упаковку, йтиметься щонайменше про 20-30 мільйонів гривень (тобто ринок збільшується у 50 разів!).
Дійсно, при таких обсягах і зниженій ціні десь 140 млн. грн. Кабмін і зекономив. Але з іншого боку, компанія Roche зекономила на: доставці (літак прилетів до Швейцарії, завантажився і полетів собі в Україну – логістика мінімальна), утриманні штату промоутерів, маркетингових витратах (ні в кого не треба купувати полиці), витратах на прискорену легалізацію в Україні, на прискорене митне оформлення, на розрібному продажі. Оскільки ліки пішли напряму до лікарень, то по дорозі так і не з’явились до 30-40% сукупної націнки дистриб’юторів і аптек. Можна собі дозволити. Тим більше, що відпускна ціна (яка є певним індикатором реальної собівартості) не настільки висока.
Підведемо підсумки - кому вигідно звинувачувати аптеки в завищенні цін:
1. Всім кандидатам в президенти: імідж спасителя «маленьких українців» від «зажирілих олігархів», підтримки соціально найменш захищених верств населення ще нікому не заважав.
2. Уряду: під шумок можна витиснути ще з однієї сфери бізнесу додаткові відрахування до бюджету з «надприбутків» в умовах дірявої казни.
3. Чиновникам системи охорони здоров'я: для відволікання від власних проблем із цільовим використанням грошей на підготовку до грипу. Оскільки в країні в принципі немає тих чи інших ліків – як вони могли потрапити до аптек, котрі попали під руку контролюючим органам?
4. Конкурентам: у сподіванні, що одні мережі / дистриб’ютори / виробники вийдуть з бою «білими і пухнастими» і зможуть завоювати частку ринку після полеглих у нерівною бою з урядом усілякі методи хороші. Уряд тут теж виступає як конкурент: заплановане створення мережі державних аптек дасть змогу не лише впливати на ринок, але й отримувати непогані прибутки.
А от чи вигідна така "турбота" пересічним покупцям лікарських препаратів? Навряд чи. Реального здешевлення цін можна досягти ринковими методами: коли аптечні мережі, дистриб'ютори та виробники конкурують між собою за споживача. Інших ефективних способів сучасна економіка не знає. А от спроба тримати ціни в адміністративних лещатах зазвичай призводить тільки до одного: скорочення бізнесу, послаблення конкуренції, дефіциту та - як наслідок - нового цінового стрибка.
- Информация о материале
В черную пятницу пьяный священник на джипе устроил три аварии
В пятницу, 13 ноября, в центре Фастова в Киевской области за несколько минут автомобиль Toyota Land Cruiser, водитель которого был сильно пьян, совершил ряд ДТП. Хозяином авто был священник.
По словам очевидцев, сначала джип зацепил припаркованный у обочины Nissan, затем сбил на перекрестке мопед, на котором ехала молодая пара. Toyota Land Cruiser остановился, врезавшись в ближайшую ограду.
Хозяин джипа попытался скрыться с места происшествия, но его остановили местные жители, которые видели аварию, а затем вызвали милицию.
Как сообщили свидетели произошедшего, мужчина был одет в подрясник, а на его груди висел массивный крест.
"Когда милиционеры попытались усадить его в машину, он начал ругаться и отбиваться. В итоге нам пришлось задержать его на трое суток за оказание сопротивления органам милиции. Вчера по закону священника выпустили, сейчас решается вопрос, возбуждать ли уголовное в связи с ДТП. Пострадавших в результате ДТП нет, но, думаю, священник понесет наказание в любом случае", - сказал начальник ЦОС ГУМВД в Киевской области Николай Жукович.
Как сообщили в милиции, задержанному 34 года и он занимает высокий сан в Свято-Богородичном мужском монастыре в селе Томашовка в Фастовском районе Киевской области.
"Я впервые слышу о том, что произошло. Очень странно, что нарушитель из мужского монастыря в Томашовке ездит на такой дорогой машине. Ведь этот монастырь далеко не самый богатый. Но если все подтвердится, поверьте, священник понесет наказание", сказал пресс-секретарь Московского патриархата УПЦ Василий Анисимов.
- Информация о материале
Схемы подкупа народа на выборах-2010
В стране уже готовятся к подкупу избирателей. Много денег тратить не собираются — кризис.
До выборов осталось чуть больше двух месяцев, а уже заговорили о подкупе избирателей. Народный депутат, начальник крымского отделения БЮТ Андрей Сенченко обвинил «регионалов» в подкупе избирателей на полуострове. Те эти обвинения отвергают (зачем покупать голоса в регионе, где и так у Януковича очень высокий рейтинг) и в ответ обвинили бютовцев в подкупе избирателей в Черниговской области. Бютовцы же заявляют, что и тут голоса скупают «регионалы». Короче говоря, идет вал заявлений и взаимных обвинений. А что на самом деле?
Эксперты полагают, что голоса уже начали скупать. «У нас есть информация, что в некоторых киевских общежитиях недавно какие-то «активисты» собрали по 100—200 подписей желающих отдать голоса за деньги одному из кандидатов. А затем людям передали, что голосовать будем за те же деньги, но за другого кандидата, — рассказывает глава Комитета избирателей Украины Александр Черненко. Он уверяет, что подкуп избирателей — технология эффективная. «На прошлых выборах много говорили о такой схеме: фотографируешь свой бюллетень на мобильный телефон, чтобы продемонстрировать, что проголосовал за нужного кандидата, приносишь в штаб и получаешь деньги, — говорит Черненко. — Но на самом деле, подкуп работает и без мобильных телефонов. Практика последних 5—6 лет показывает, что 80—90% людей, если уж взяли деньги, то голосуют за «нужного» кандидата: сельские жители — так точно. К тому же в селах иногда договариваются с главой сельсовета: он получает на руки половину оговоренной суммы, обеспечивает необходимый результат, и получает вторую часть суммы. И имеет с этого определенный процент. Но суммы в 300—500 гривен, которые сейчас называются, мне кажутся заоблачными. На киевских выборах давали максимум 200 гривен, но это казалось аукционом невиданной щедрости, а в кризис, думаю, будут давать меньше».
Напротив, политолог Виктор Небоженко считает, что цены будут доходить до 100 долларов за голос, но значительная часть этой суммы осядет в карманах посредников — порядка 30—50%. «Покупать голоса будут кандидаты, у которых избирательный фонд больше 100 млн долларов: это около 10 человек», — говорит Небоженко. По его словам, голоса скупают в узких локальных группах — в одном доме, цеху и так далее. «Никто к вам просто так в очереди не подойдет и не предложит деньги», — продолжает политолог.
Кроме того, золотое дно для фальсификаций — это больницы, где никто особо не думает о выборах, хождение с урной по домам и нововведение нынешней кампании — возможность править списки прямо в день голосования. «В итоге туда можно будет внести кого угодно», — говорит Небоженко.
ПРОГОЛОСУЮТ ЗА ТОГО ПАРНЯ. «Еще один метод — голосовать вместо человека, — говорит Виктор Небоженко. — Именно для этого все партии «коллекционируют» данные избирателей. Голосуют, естественно, за тех, которые на выборы не ходят. Еще до выборов агитаторы ходят по домам и спрашивают людей, придут ли они голосовать и за кого. И уже тогда можно прикинуть, сколько голосов кандидат сможет себе дорисовать. А в день выборов после двух часов агитаторы вновь идут по домам и снова спрашивают, кто придет. И уже к 16.00 очевидно, кого не будет. Ближе к 20.00 кто-то проголосует вместо них. Но, конечно, для этого нужна полностью лояльная к одному кандидату комиссия. Теоретически, сами кандидаты определяют членов комиссий, которые их представляют, но нереально найти 60 тысяч идейных и честных. Членов можно тоже купить».
- Информация о материале
ИМПОТЕНТЫ
Партии перевалившие 4 % ый барьер (плюс мажоритары - где и когда были)
1998 год
| Коммунистическая партия Украины | 121 |
| Народный Рух Украины | 46 |
| Избирательный блок Социалистической партии Украины и Селянской партии Украины «За правду, за народ, за Украину!» | 34 |
| Партия Зеленых Украины | 19 |
| Народно демократическая партия | 28 |
| Всеукраинское объединение «Громада» | 24 |
| Прогрессивная социалистическая партия Украины | 16 |
| Социал демократическая партия Украины (объединенная) | 17 |
2002 год
| Блок Виктора Ющенко «Наша Украина» | 112 |
| Коммунистическая партия Украины | 65 |
| Блок партий «За Единую Украину» | 101 |
| Блок Юлии Тимошенко | 22 |
| Социалистическая партия Украины | 23 |
| Социал-демократическая партия Украины (объединённая) | 24 |
2006 год
| Партия регионов | 186 |
| Блок Юлии Тимошенко | 129 |
| Народный Союз «Наша Украина» | 81 |
| Социалистическая партия Украины | 33 |
| Коммунистическая партия Украины | 21 |
2007 год
| Партия регионов | 175 |
| Блок Юлии Тимошенко | 156 |
| Блок «Наша Украина — Народная Самооборона» | 72 |
| Коммунистическая партия Украины | 27 |
| «Блок Литвина» | 20 |
Не судите строго за точность - неточность анализа, кол-во мест и прочее, глубину структурных изменений в многообразии вечно перетекающих названий и блоков - по сути
ИТОГО В ГОДАХ У ВЛАСТИ
| Коммунистическая партия Украины | 11 лет |
| Национальные демократы всех мастей | 11 лет |
| Партия Регионов с переливами | 7 лет |
| Социалисты и примкнувшие | 8 лет |
| Вечная НДП в разных ликах | 10 лет |
| Блок Юлии Тимошенко начиная с "Громады" | 11 лет |
| Социал демократическая партия Украины (объединенная) | 8 лет |
Они все виноваты - виноваты в вымирании нации, в разграблении государства, в наводнениях, эпидемиях в беспризорности детей и стариков, в бездействии.
И мы все виноваты - виноваты в том что продолжаем с упорством индейца наступать и наступать на швабру.
Украина это страна в которой социально-политические импотенты выбирают политических кастратов.
Голосуй не голосуй все равно получишь....
Доброго всем дня...
- Информация о материале
Страница 2051 из 2102
