Пока не запущена Тендерная палата, а закон о госзакупках «отлеживается» на доработке, госорганы и частные фирмы нашли таки короткий путь друг к другу – через договор о рекламе, условия которого широкой публике не оглашаются. Расследуя тему о том, зачем ГАИ понадобилась реклама, «ФинЗах» пришел к выводу о крайней прозорливости работников госавтоинспекции и новом рекламном тренде в Украине.
Реклама по бартеру?
Об автомобильных спутниковых противоугонных системах нынче не слышал, возможно, лишь совершенно равнодушный к машинам человек. И, пожалуй, лишь слишком занятой «на своем ходу» не обратил внимания на таблички, которые украшают задние стекла некоторых авто ГАИ: «Benish GPS Ukraine – спутниковые противоугонные системы».
Выходит, в Украине можно рекламировать товар с помощью госструктур. Но как возможно сотрудничество приватных компаний и государственной структуры без соответствующего урегулированного законодательства, задались мы вопросом?
Автомобилей со значком Госавтоинспекции Украины немного: наклейками с рекламой спутниковых противоугонных систем Benish GPS Ukraine отмечены лишь ВАЗы. На новых машинах гаишников – иномарках – подобных и вообще коммерческих надписей не найти, пытались убедить «ФинЗах» в Департаменте ГАИ МВД Украины.
По словам патрульных, которых удалось разговорить на N-ом километре Одесской трассы, раньше, условно говоря, «реклама» Benish GPS Ukraine была на всех машинах автоинспекции. Это «раньше», по их словам, «было года три назад».
По наблюдениям автора, дерзкая коммерческая надпись так и осталась красоваться на многих авто госавтоинспекции, в том числе и на тех, что патрулируют, в частности, пути к Секретариату Президента, Верховной Раде и вплоть до обратного направления – так сказать, путях «к домам избранных» – Конча-Заспе, Пуще-Водице и т.д.
«Эти таблички настолько плотно крепились к стеклу, что отодрать их можно только с задним стеклом машины. Так что на «старых» машинах они остались», - отметили «ФинЗах» замначальника Управления ГАИ в Киеве Александр Подшморг.
Но пояснить, на каких именно основаниях таблички рекламного характера висят на машинах стражей порядка, замначальника Управления ГАИ в Киеве не смог. Сказав лишь, что с помощью спутниковых противоугонных систем Benish GPS Ukraine в Департаменте ГАИ могут отслеживать перемещение служебных машин, а все детали может пояснить пресс-служба. Правда, оговорился, что «эти системы очень дорогие».
По словам представителя пресс-службы ГАИ г. Киева Николая Шинкаря, «такие машины ездят и в регионах у нас». Но дальше этого утверждения представитель силовиков распространяться не стал: «Большего сказать об этом не могу».
Патрульные же возле моста Патона (которые были в авто с табличкой Benish GPS Ukraine) заявили, что фирма работает с ГАИ на основании договора: «Фирма подписала с ГАИ договор и предоставила свои услуги. Если вы хотите так сотрудничать, идете к начальнику ГАИ – Анатолию Михайловичу Сиренко – и если что-то ГАИ надо, то подписываете контракт».
Вот мы и задумались: а что же ГАИ, собственно, надо от спутниковых систем?
«Мы сотрудничаем с ГАИ по официальному договору. Это именно сотрудничество, а не наружная реклама: на машинах ГАИ размещен наш логотип, а на наших автомобилях – логотип Государственной автоинспекции», - прокомментировала корреспонденту «ФинЗах» в Benish GPS Ukraine. Получается некий обмен рекламой – «по бартеру», так сказать.
Однако в указанной компании стали уверять нас в обратном. «Договор называется «Об обязательном и немедленном реагировании», – поясняет условия сотрудничества с госструктурой начальник отдела маркетинга и рекламы Benish GPS Ukraine Елизавета Кубасова. - В документе предусмотрено, что ГАИ Киева и Украины обязано реагировать на все внештатные ситуации, которые происходят с автомобилем и автовладельцем: от разбойного нападения до угона, повреждения автомобиля».
По ее словам, ни о какой финансовой подоплеке сделки речи не идет и, соответственно, на этот договор не распространяется действие норм положения о госзакупках в Украине.
При этом специалисты фирмы не уточняют, как именно – позитивно или негативно – повлияло это сотрудничество на уровень продаж спутниковых противоугонных систем. Статистики по продажам, которая бы базировалась на эффекте от таких информационных табличек, компания не ведет.
«Если ГАИ идет на такую меру, как публикация коммерческой информации, значит, этому ведомству нужны деньги, - считает руководитель PR-агентства FRESH PR Орест Вачков, анализируя общий результат такого PR-хода. - И госструктура пытается эти деньги заработать любой ценой. Такой напрашивается вывод».
Альтруисты: все ради блага человека!
Однако в Benish GPS Ukraine считают иначе. За счет такой формы совместной работы «мы укрепили имидж своей компании и имидж Госавтоинспекции. До этого, думаю, украинцам трудно было представить, что государственная структура может идти навстречу бизнесу. Во-вторых, мы, как представители частной компании, вышли на государственный уровень. Это также говорит о том, что «можлива співпраця». В-третьих, это сотрудничество помогло улучшить качество реагирования на внештатные ситуации, связанные с ГАИ», - заверяет начальник отдела маркетинга и рекламы Benish GPS Ukraine и добавляет: «наше сотрудничество главным образом направлено на улучшение качества жизни людей – в частности, это их безопасность за рулем и сохранность самого авто».
Возможно, детали сделки мог бы уточнить самый главный руководитель Госавтоинспекции в Киеве – Анатолий Сиренко. Но на прием к нему попасть не удалось: охрана сказала, что «у Сиренко приема нет».
Хотя его комментарий мог бы прояснить бы и механизм взаимодействия частной структуры с силовой (с тендером/без тендера, какие были сделаны исключения для компании), и стоимость взаимных услуг, и законность такого тандема, и выгоду, которую получает сама Госавтоинспекция.
О законности подобных сделок в Украине юристы не пришли к единому мнению, однако сошлись они в одном: размещать рекламного рода информацию на транспорте, который на балансе государственной структуры, можно. Если там нет прямого призыва к действию потенциального покупателя.
«Смотря, что называть рекламой, - говорит эксперт компании «ЮСТ-Украина» Алексей Рогачев. – Согласно закону Украины «О рекламе», если в табличке есть призыв что-либо покупать или продавать вкупе с информацией о фирме, тогда это – реклама. Если же просто название и номер телефона, рекламой это не считается. Поэтому, кстати, на дорожных знаках мы видим в городе множество названий приватных фирм. Видимо, эти знаки (указатели) они устанавливали за свои деньги. Но это – законно, там нет предложения о покупке или продаже. С точки зрения соблюдения норм – все чисто».
Вачков считает, что цель таким образом размещенной информации о себе фирма выбрала правильно: «Табличка, размещенная на заднем стекле автомобилей ГАИ, очевидно, преследуют две цели: переносить «ядро» репутации автоинспекции на деятельность фирмы по определенной территории и информировать о существовании одного конкретного продавца противоугонных средств.
«Конечно, табличка находит своего потребителя, ведь машины патрулируют улицы каждый день. Фирма, несомненно, может рассчитывать на повышение уровня продаж», - говорит специалист.
Но репутация компании, которая выбирает себе в партнеры Госавтоинспекцию, может пострадать, добавляет он. «Рекомендация госструктуры может быть особо весомой в выборе «противоугонок» водителем. И если учесть все детали, увидим, что влияние репутации украинской Госавтоинспекции на репутацию фирмы, которая размещает информацию на авто ГАИ, может быть даже негативным, - предполагает и руководитель FRESH PR. – Если в Украине существуют водители, которые воспринимают ГАИ, как взяточников, то для них размещенная информация будет носить не иной смысл, как очередной неофициальный – коммерческий - ход. Следовательно, фирма, которая использует непрямые услуги ГАИ, может быть не совсем надежной и даже честной, по мнению таких водителей. Каков процент таковых среди всех – можно только догадываться, социсследований на этот счет нет».
Однако в бизнесе по продаже спутниковых противоугонных систем, говорят специалисты, может сыграть свою роль момент, а не долгосрочная позитивная репутация: «Если бы ГАИ информировала об идеальных средствах охраны, не указывая брендов и телефонов, это было бы полбеды, - говорит Вачков. – Да, бизнес по продаже спутниковых противоугонных систем – скорее, краткосрочный и хрупкий. Потому что каждую систему можно взломать, а эта возможность для вора вызовет споры о ее качестве. В интернете, на форумах фрикеров (электронных взломщиков) не трудно найти информацию о том, как легко заглушить сигнал автомобильной GPS-«противоугонки». Это обстоятельство не оставляет ни малейших шансов на спасение имиджа автомобильной инспекции, который так важен для спокойствия граждан».
Комментатор сослался на уже почти забытый эпизод с «обязаловкой» по продаже светоотражающих красно-белых элементов: «Уже сейчас (по сути) реклама присутствует даже на дорожных указателях. В каком-то «лохматом» году, я припоминаю, ГАИ практически принуждало водителей покупать и наклеивать на свои авто светоотражающие красно-белые элементы. Это было закреплено даже какой-то властной госструктурой, решением Кабмина. Когда некоторые водители массово закупили эти наклейки, постановление было отменено.
И пуговицы тоже можно!
«Но пока я вижу, что это может стать тенденцией: довольно своеобразное сотрудничество коммерческих, творческих людей и ГАИ,- говорит г-н Вачков.- В Львове, например, наряду с треугольными дорожными знаками, которые сообщают о видеонаблюдении за транспортом некоторые творческие люди ставят такие же знаки, но для рекламы своей деятельности. Например, треугольный знак с рисунком фотокамеры и подпись «Галерея Василя Пилипьюка»… Если не знать, кто такой Пилипюк или не знать о видеонаблюдении со стороны ГАИ, последнее можно принять за шутку. И если сегодня мы видим информацию о продукте, который можно купить на автомобилях ГАИ, то где гарантия, что завтра мы не увидим рекламы, например, на пуговицах милицейской формы?».
Впрочем, в официальном перечне услуг ГАИ (где около 60 пунктов) услуги по размещению рекламы на «пуговицах милицейской формы» и табличек с коммерческой информации не прописаны. ГАИ, как известно, оформляет документы на авто, проверяет их, курирует процесс задержки и доставки нарушителей правил дорожного движения, но уж никак не отвечает за организацию размещения информации о коммерческой фирме.
Консультант по юридическим вопросам Анатолий Авраменко утверждает, что в Украине «не может быть объектом бартера имущество, отнесенное законодательством к основным фондам, которое принадлежит к государственной или коммунальной собственности, в случае, если вторая сторона договора мены (бартера) не является соответственно государственным или коммунальным предприятием». При этом важно понимать, что автомобили ГАИ относятся именно к основным фондам.
Получается, что бартерное сотрудничество с ГАИ по размещению логотипов, с одной стороны, дело выгодное (см. комментарий Benish GPS Ukraine): сотрудники ведомства контактирует именно с теми, кому нужны спутниковые противоугонные системы.
С другой же стороны, такое сотрудничество и бартерным прямо не назовешь, и к обычным хозяйственным сделкам не причислишь.
Таким образом, если репутации вашей фирмы не страшна репутация государственной дорожной автоинспекции, исход переговоров между частниками и ГАИ зависит только от негласных условий и заинтересованности сторон. А что не запрещено, то, как известно, разрешено. Потому, пользуйтесь! В частности, автомашинами ГАИ.
О хитростях рекламного дела в ГАИ
Начальник отдела маркетинга и рекламы Benish GPS Ukraine Елизавета Кубасова:
- Договор мы подписали от начала существования компании – еще семь лет назад. Он называется договор «Об обязательном и немедленном реагировании». В документе предусмотрено, что ГАИ Киева и Украины обязано реагировать на все внештатные ситуации, которые происходят с автомобилем и автовладельцем: от разбойного нападения до угона, повреждения автомобиля.
Система договора очень проста, а сотрудничество с ГАИ построено на основе работы с нашей системой. Так, в машине установлено оборудование, которое в случае повреждения автомобиля или даже в случае непредвиденной ситуации немедленно срабатывает.
У нас был случай, когда девушку, хозяйку «Бентли», просто выбросили из авто, ударив по голове. После зафиксированного в нашем диспетчерском центре сигнала (например, по нажатию «тревожной кнопки» в машине) о внештатной ситуации диспетчер перезванивает на телефон владельца авто, выясняя, все ли в порядке.
Если человек в течение какого-либо времени не поднимает трубку, либо находится вне зоны действия сети и не отвечает на звонок диспетчера, в течение 5-10 минут на это место прибывает ближайший патруль ГАИ – одна, две, три, четыре, пять машин. В зависимости от того, какая ситуация.
Статистика продаж и укрепления имиджа компании повышается с каждым годом. Но, размещая таблички с информацией о Benish GPS Ukraine, мы не ставили своей целью повышение уровня заработка и увеличения прибыли. Мы рассчитывали на то, чтобы донести до нашего потребителя, до автомобилиста эту информацию. Ведь на дворе XXI век и автомобили есть практически в каждой семье. В этом сотрудничестве с ГАИ мы пришли к синергии. Эффект отражается как в информации, которая размещена на машинах… это, я бы сказала, симбиоз взаимодействия компании Benish GPS Ukraine с ГАИ, и с каждым потребителем, каждым жителем Украины.
Во-первых, мы укрепили имидж своей компании и имидж Госавтоинспекции. До этого, думаю, украинцам трудно было представить, что государственная структура может идти навстречу частному бизнесу.
Во-вторых, мы, как представители частного бизнеса, вышли на государственный уровень. Это также говорит о том, что «можлива співпраця».
В-третьих, это сотрудничество помогло улучшить качество реагирования на внештатные ситуации, связанные с ГАИ.
У нас несколько проектов с ГАИ и эти таблички – это даже не проект по масштабам, а информация для автомобилистов, в которой дается гарантия: вы – под защитой.
Еще до этих табличек мы разместили видеокамеры на главных улицах Киева. В случае, если возникнет спор – это может быть и авария, это может быть и пробка, и внештатные ситуации на пешеходных переходах (например, воровство), то камеры позволяют вести и ночное наблюдение. Потому нельзя сказать, что у нас один совместный проект.
Но еще раз отмечу, что ни о какой финансовой подоплеке речь не идет. Для нас ГАИ – это надежный партнер, репутация которого позитивно влияет на репутацию Benish GPS Ukraine. И это пример того, что госорганы могут эффективно сотрудничать с бизнесом.