Главная
Последний гвоздь
Не прошло и полгода после решения КСУ относительно К-реформы, как Президент направил в Верховную раду законопроект, предусматривающий внесение ряда правок в закон о Кабинете министров. Правок, необходимых для урегулирования балансов внутри системы власти в стране. Маркированный, как неотложный, документ запланирован к рассмотрению в ВР уже наследующей неделе. При том, что профильный комитет (если верить официальному сайту парламента) его до сих пор не рассмотрел.
Замыкая круг
Теоретически, обновление закона о Кабинете министров должно выровнять «перекосы», образовавшиеся в системе власти после отмены Конституции образца 2004-го. В том числе, окончательно закрепить переход от парламентско-президентской к президентско-парламентской форме правления. Практически же получается усиление полномочий Президента. Чрезмерное, даже как для президентско-парламентской республики.
Ведь, парламент уже умножен на ноль – Конституционным судом; теперь на ноль множится еще и правительство, точнее – лично Премьер-министр. Зато дополнительные возможности получают губернаторы – верные бойцы президентского полка (которых на должности тоже гарант назначает). В том, что по факту утверждения законопроекта №8056 случиться именно так, а не иначе, сомневаться не приходиться – практически полностью ручная Рада серьезных изменений в него вносить не рискнет. А возмущения оппозиции на исход дела не повлияют.
Особо примечательным новеллам стоит уделить особое внимание.
Итак:
А) правительственные органы и комитеты ликвидируются как класс. Создавать их Премьер более не в праве. «Прем'єр-міністр України вносить на розгляд Кабінету Міністрів України пропозиції щодо утворення урядових комітетів та їх посадового складу» - п.3, ч.1, ст.42, из тела закона изымается. Равно как п.5 и 6 ст.21 – позволявшие министрам формировать, на свое усмотрение, нужные правительственные органы.
Новые центральные органы исполнительной власти сможет создавать только Президент.
Кроме того, глава государства получает возможность включать членов КМУ и других руководителей госорганов в состав консультативных, совещательных, других вспомогательных органов – внимание!- без согласования с Премьером. Конструкция «Члени Кабінету Міністрів України, керівники інших органів виконавчої влади за погодженням із Прем'єр-міністром України можуть включатися до складу консультативних, дорадчих та інших допоміжних органів і служб, що утворюються Президентом України для здійснення своїх повноважень, та брати участь у роботі таких органів і служб на громадських засадах» лишается формулировки «за погодженням із Прем'єр-міністром»
Б) для увольнения неугодных министров Президенту боле не понадобится согласие Премьера. Соответствующая норма обеспечивается отменой 2-й части 1-й статьи 18 Закона о КМУ;
В) любопытна и норма, кажущаяся, на первый взгляд, сугубо технической. Именно – замена Министра Кабинета министров руководителем Секретариата КМУ.
Собственно, должность Министра КМУ уже ликвидирована. Службы и кадры, подчиненные ранее Толстоухову, реорганизованы и переформатированы.
И назначен вряд ли будет. Поскольку с Сергеем Владимировичем Левочкиным у него давний конфликт. А идейным вдохновителем данной новеллы является ни кто иной, как Левочкин. Грезящий о создании в ближайшем будущем единого – для АП и КМУ – секретариата. Разумеется, с собой во главе.
Г) сообразно документу, председатели облгосадминистраций получают полномочия по участию в назначении не только руководителей территориальных органов министерств (иных центральных органов), но и руководителей предприятий, учреждений и организаций, принадлежащих к сфере управления министерств и центральных органов. Проще говоря – большинства стратегических объектов, находящихся на территории области.
Д) самое смешное – Кабмин даже не сможет сам за себя постоять в КСУ. Абзац (из перечня полномочий КМУ): «приймає рішення щодо забезпечення представництва інтересів Кабінету Міністрів України під час розгляду справ у Конституційному Суді України» рекомендовано изъять.
Бонусы Банковой
Что с того? Все просто. Во-первых, Азаров в премьерском кресле не вечен. А Виктор Федорович искренне рассчитывает на второй срок. Потому – должен иметь уверенность в абсолютной подконтрольности Кабмина Банковой. Такой, чтоб даже если Премьер – по каким-то причинам – вздумает бунтовать, рядовым членам КМУ (связанным по рукам и ногам) неповадно б было брать с него пример.
(с исключением п.2, ст.18 в первой части закона, Премьер утрачивает право подавать Президенту представления на увольнение министров).
Проще говоря, Президент полностью подчиняет себе исполнительную власть. Полностью! И хотя прямого указания на это вы нигде не встретите, на практике получается именно так.
Во-вторых. Кроме того гарант полностью (!) замыкает на себя губернаторскую вертикаль. Президент не просто усаживает губернаторов в кресла – может наделять (за те или иные заслуги) дополнительными должностями и возможностями. Вводить, как было сказано, в состав разных Комиссий при Президенте, набсоветов и прочих специфических тусовок. Равно как – выводить.
Кроме того - устанавливать тотальный контроль (и пусть только профильный министр попробует возмутиться!) за стратегическими предприятиями, участвуя в выборе их руководителей. К тому же, главы ОГА смогут участвовать в заседаниях правительства, на которых рассматриваются все связанные вопросы. Причем не просто участвовать – с правом внесения предложений и дачи пояснений.
Вот – ст.23, п.3 (предлагаемая редакция): ". На засідання Кабінету Міністрів України, на якому розглядається питання щодо призначення керівника територіального органу міністерства, іншого центрального органу виконавчої влади, призначення керівника підприємства, установи, організації, запрошується відповідний голова обласної державної адміністрації, йому надається можливість вносити пропозиції з обговорюваного питання, робити застереження, давати пояснення".
Грубо говоря, речь, как понимаете, не только о кэше, но и об админресурсе.
Признаться, когда, пару месяцев тому, один, близко знающий и – главное – понимающий Виктора Федоровича человек, сказал: основное для него – губернаторы и силовики, во вторую очередь – парламент, а Кабмин – вовсе вспомогательный, начала спорить. Теперь снимаю шляпу: зря.
Европа: парламент перебрал полномочий
Первичные изменения, необходимые для функционирования исполнительной власти были внесены в закон о Кабинете министров вскоре, после вердикта КСУ относительно пресловутого закона №2222. Вот, что тогда по этому поводу сказала Венецианская комиссия: «…Закон о Кабинете Министров вступил в силу 7-го октября 2010, через 6 дней после решения Конституционного Суда, очевидно с нарушением всех этапов процедуры. А это, похоже, указывает на то, что закон был подготовлен заранее».
Это – пункт 62 из всех 77, содержащихся в тексте Резолюции по Украине.
Что значит «похоже, указывает на то, что закон был подготовлен заранее?». Если по-русски: Банковой заранее было известно о том, какое решение примет КСУ. Следовательно – чтоб не терять время – Минюст подготовил соответствующие правки к закону.
Правки, предлагаемы ныне, это уже «наведение лоска», устранение огрехов (с учетом специфики административной реформы). Или – еще большее закручивание гаек. Граничащее, по правде говоря, с авторитаризмом.
Кстати, о Венецианской комиссии. Вышеприведенный документ был принят на последней ее сессии, 17-18 декабря. В Украине он почему-то не вызвал особого ажиотажа. Даже не был широко растиражирован. В чем, по логике, заинтересована оппозиция. Почему ее лидеры упустили столь приятный для себя информационный повод – вопрос риторический. А ответ простой. Скорее всего, по безалаберности.
Да, предписания Венецианской комиссии необязательны к выполнению. Просто – рекомендации. Однако, стране, нацеленной на евроинтграцию; прилагающей усилия для синхронизации отечественного законодательства с европейским, к ним лучше прислушиваться.
Не прошло, однако, и двух месяцев, как большую часть этих предписаний Украина нарушила. Яркий пример – дата проведения очередных парламентских выборов. В Венеции прозрачно (насколько вообще это могут делать европейские юристы) намекнули: правильная дата – весна 2011-го. Судите сами:
«45. И Президент, и Парламент были избраны в соответствии с положениями Конституции редакции 2004-го года: Парламент в сентябре 2007 года сроком на пять лет, и Президент в январе 2010 сроком на пять лет. В соответствии с Конституцией редакции 1996-го года, которая снова вошла в силу после решения Конституционного Суда, продолжительность депутатского мандата четыре года, что означает, что следующие парламентские выборы должны быть проведены весной 2011, а именно в последнее воскресенье марта четвертого года депутатского мандата (статья 77 Конституции). С другой стороны, согласно редакции 2004-го года Конституции, очередные выборы в Верховную Раду должны состоятся в последнее воскресенье последнего месяца пятого года депутатского мандата (статья 77 Конституции), то есть в сентябре 2012 года.
46. Именно эта ситуация стала источником двух последних конституционных запросов.
47. В начале октября парламентское большинство направило законопроект о внесении изменений к Конституции - продления срока работы нынешнего Парламента и органов местной власти на год (увеличив его с четырех до пяти лет). Такое действие Парламента может быть интерпретировано как фактическое признание того факта, что при сложившихся сегодня обстоятельствах, продолжительность полномочий депутатов Парламента составляет четыре года.»
На момент создания данного документа, не существовало еще ни решения КСУ о возможности продления срока полномочий, ни позитивного подтверждения этого решения парламентом.
Венецианская комиссия, однако, писала (во избежание кривотолков, Lb.ua осуществил собственный перевод документа. Оригинальная версия)
«50. В рамки полномочий Венецианской Комиссии не входит прогнозирование, каким будет решение Конституционного Суда по этому делу. Однако, Венецианская Комиссия хотела бы подчеркнуть, насколько важным является установление правовой ясности, преодоление конституционного кризиса и создания в стране легитимной базы для функционирования органов власти.
51. Сама Конституция точно не указывает, кто имеет полномочия определить дату выборов в Парламент. Верховная Рада назначает дату выборов Президента и местных органов власти, но не депутатов Парламента. Конституционный Суд является единственным органом, полномочным официально интерпретировать Конституцию. В прошлом году, в Конституционный Суд поступил запрос предоставить пояснение своего собственного решения относительно конституционного запроса Президента Ющенко о дате проведения президентских выборов. В своем ответе Суд пояснил, что при установлении даты проведения президентских выборов руководствовался нормами Конституции, которая действовала в момент принятия решения. Статья 17.1 Закона о Выборах Президента и постановление Верховной Рады, регулирующие проведение очередных выборов Президента Украины дословно повторяют положения Конституции редакции 1996-го года. Конституционный Суд признал оба законодательных акта как не соответствующими Статье 103.5 действующей Конституции редакции 2004 года.
52. Венецианская Комиссия хочет напомнить о важности роли конституционных судов в развитии демократии, соблюдения принципа верховенства права и защиты прав человека. Конституционные суды - это государственные учреждения, которое могут путем интерпретации положений Конституции предотвратить злоупотребления со стороны органов власти, в любой момент предоставляя наиболее точное пояснение конституционных норм».
Последний пассаж, очевидно, предназначался для некого демократического государства, в котором самые видные члены КСУ (с руководством включительно) не являются земляками Президента. И в резолюцию по Украине данный фрагмент попал совершенно случайно.
Венецианская комиссия: «Эти изменения ведут к уменьшению роли Парламента и усилению президентского контроля над действиями Правительства»
Особое внимание Венецианская комиссия уделила закону о Кабинете министров. Далее – без купюр:
«57. Закон о Кабинете Министров Украины имеет огромное значение для функционирования исполнительной ветви власти в Украине. Поэтому особо важно, чтобы его положения были в полном соответствии с нормами действующей Конституции. Венецианская Комиссия не имела возможности детально проанализировать этот законодательный акт. Однако, мы бы хотели отметить, что обеспокоены некоторыми его положениями. Назовем три.
58. Во-первых, согласно статье 25.2 Кабинет Министров обязан обеспечить имплементацию указов Президентов, а также президентских поручений (доручень). Ряд лиц, с которыми Комиссия имела встречи в ноябре в рамках ее визита в Киев, сообщили нам, что на практике такие поручения (доручення) даются как всему Кабинету, так и отдельно входящим в его состав министрам. Однако эта право президента не закреплено статьей 116 Конституции 1996-го года. 59.
Во-вторых, указы Президента, изданные в рамках президентских полномочий, должны быть "согласованы" с Премьером и профильными министрами и подписаны ими в пятидневный срок. (статья 25.3). В этом отношении Комиссия отмечает, что требование перекрестного подписания позволяет ограничить полномочия Президента в определенных сферах, а также предотвращает возможность проведения Президентом своего личного политического курса. Очевидно, что это требование ссылается на установленный Конституцией механизм перекрестного подписания (статья 106.2), однако, сама формулировка положения и короткие сроки ставят под сомнение возможность его применения на практике. Кроме того, в Законе о Кабинете Министров ничего не говорится о правовых последствиях отказа Премьер-Министра или профильных министров подписать изданный главой государства указ.
60. Предыдущее замечание имеет особое значение в свете того, что к Комиссии обратились ряд представителей как власти, так и оппозиции, утверждая, что на практике такой механизм перекрестного подписания, если и примеряется, то крайне редко.Таким образом, Комиссия настойчиво рекомендует эффективно использовать на практике этот важный принцип.
61. В-третьих, статья 42.1 также закрепляет за Президентом право назначать заместителей министров с подачи Премьер-Министра. Опять таки, эта новелла, похоже, выходит за рамки Конституции 1996-го года.
62. Эти изменения без сомнения ведут к уменьшению роли Парламента и усилению президентского контроля над действиями Правительства. Кроме того, новый закон о Кабинете Министров, а также и весь процесс гармонизации законодательства для приведения его в соответствие с Конституцией 1996-го года вызывает волну жесткой критики со стороны различных политических игроков страны. Во время визита Комиссии в Киев, мы встретились с рядом лиц, который выступают против ускоренного подхода к принятию и имплементации законодательной реформы, который, похоже, привел к ряду нарушений законодательных процедур….»
После троеточия – уже цитировавшийся нами отрывок насчет оперативности появления «подрихтованной» версии закона.
Далее, впрочем, не менее интересно.
«63. Не имев возможности ознакомиться з Правилами Процедуры и не обладая детальной информацией о процедуре принятия законов в Парламенте, Венецианская Комиссия не может комментировать относительно этого вопроса. Однако, мы подчеркиваем, что Конституция редакции 2004-го года была аннулирована именно по причине несоблюдения требований процедуры внесения в нее изменений. Принятие законодательных норм с тем, чтобы они соответствовали ныне действующей Конституции, не должно происходить в нарушение демократических процедур и нормального конституционного процесса. Hеобходимо помнить о том, что все законы, принятые в нарушение процедурных требований, могут быть в любой момент оспорены в Конституционном Суде. Такая ситуация создает правовую неясность и не соответствует европейским стандартам, в том числе принципу верховенства права».
«Возникает вопрос легитимности настоящих органов власти»
Самые «вкусные» фрагменты, как и положено, в двух последних частях Резолюции.
«Дальнейшие шаги, которые необходимо принять для приведения нового конституционного порядка в соответствие с европейскими нормами и стандартами» называется раздел С.
«64. Основной проблемой Украины в течении уже более десятилетия является ненадлежащее функционирование органов государственной власти, отсутствие системы проверок и противовесов, особенно относительно полномочий президента, постоянное противостояние между между органами государственной власти и громкие дебаты вокруг Конституции. Учитывая сегодняшние политические реалии, усиление власти Президента может стать препятствием на пути строительства полноценных демократических структур и может в конечном результате привести к возникновению авторитарной системы, как отмечалось в Заключении Комиссии о законопроекте Конституции от 11 марта 1996-го года.»
Не отчаиваясь, Европа просит Украину провести полноценную – с привлечением актива гражданского общества – конституционную реформу.
«65. Таким образом, настоящая конституционная ситуация и решения Суда от 30-го сентября не должны быть использованы в качестве аргументов против проведения всеобъемлющей конституционной реформы, к которой, помимо прочего, призывает Парламентская Ассамблея Совета Европы и Европейский Союз. Очевидно, что настоящая конституционная система, основанная на решении Конституционного Суда, не является целиком легитимной. Только лишь конституционная процедура для внесения изменений в Конституцию, осуществляемая Верховной Радой, может обеспечить ее полную легитимность.»
Запомните этот фрагмент.
66. По мнению Венецианской Комиссии, всеобъемлющая конституционная реформа в Украине должна усилить стабильность, укрепить независимость и повысить эффективность органов государственной власти путем четкого разделения объема полномочий и внедрения системы проверок и противовесов. Реформа также должна ввести в силу дополнительные механизмы и процедуры парламентского контроля над деятельностью и намерениями исполнительной власти.
67. Кроме того, настоящая конституционная реформа жизненно необходима для обеспечения соответствия пакета новых законов, принимаемого сегодня в рамках гармонизации законодательства, европейским стандартам и ценностям. Это в первую очередь касается, судебной реформы. Недавнее Заключения Венецианской Комиссии определило ряд проблемных положений Конституции, которые создают препятствие проведению полноценной конституционной реформы. Более того, изменения в Конституцию должны содействовать незамедлительному проведению реформы системы местного управления. И последнее - возвращение в Конституции редакции 2004-го года сделало бы проведения реформы Прокуратуры (обязательство, которое взяла на себя Украины перед Советом Европы) более легким, однако и в сложившейся ситуации эта цель может быть достигнута путем дальнейшего внесения ряда изменений.
68. Безусловно, переходные положения Конституции редакции 1996-го года не могут быть использованы как юридическая база для поддержания существующей системы, которая должна была быть изменена в соответствии с основными положениями Конституции. Это несомненно касается как Прокуратуры, так и уголовно-процессуальной системы в целом.
Наконец, «Выводы».
«69. Последние страницы конституционной истории Украины были сопряжены с постоянными испытаниями и попытками найти разумный баланс между институтами Президента, Кабинета Министров и Парламента. Скоро стало очевидным, что текст Конституции 1996-го года, принимая во внимание реалии Украины, не дал возможности установить эффективную систему проверок и противовесов и возник риск становления в стране авторитарной президентской системы. Поэтому еще в 2003 году Венецианская Комиссия поддержала попытки проведения конституционной реформы. Эти попытки и привели к появлению и внесению в Конституцию Украины поправок 2004 года. Трансформации, произошедшие благодаря этим поправкам, в целом были приняты позитивно, однако процесс изменений не был ни полноценным, ни четко продуманным. Таким образом, внесения поправок привело к усилению политических трений, особенно между Президентом и Кабинетом Министров.
70. Возвращение к редакции Конституции 1996-го года решением Конституционного Суда Украины вызывает вопрос легитимности предыдущих действий органов государственной власти, поскольку на протяжении нескольких лет они работали в соответствии с положениями Конституции, позже оглашенными неконституционными. Также возникает вопрос легитимности настоящих органов власти, поскольку и Президент, и Парламент были избраны на основе правил, которые не имеют юридической силы на сегодняшний день. Президент Украины, в соответствии с этим решением Суда, имеет гораздо больший объем полномочий, нежели тот, которым его наделили избиратели в день выборов. Работа ключевых государственных органов теперь имеет в основании правила, установленные судом, а не Верховной Радой - демократическим и легитимным законодательным органом».
Плюс – цитата из пункта №65, получаем форменный приговор украинской демократии. Что это значит? Значит, что в стране, посредством искусных манипуляций, был незаконно сменен конституционный строй. И что Европа сие свидетельствует. Поскольку – с точки зрения европейского права – руководитель государства может урезать свои, на выборах полученные полномочия, без проведения плебисцита. Но вот добавить себе полномочий – нет.
Итак, если конституционный строй был сменен, любой, кто попытается его восстановить – с точки зрения европейского права – будет, простите за тавтологию, прав. Как восстановить? Сие вопрос философский. Однозначно одно: со свержением правящего класса и удержанием власти вплоть до проведения демократических выборов.
Подробности следует уточнять в Европе.
«71.Вопросы касательно сроков полномочий органов власти и сроков выборов сложны и неоднозначны, и любое решение по этим вопросам должно быть основано на веских аргументах для того, чтобы быть позитивно принятым в обществе. Что касается официальной интерпретации положений Конституции относительно даты следующих парламентских выборов, Венецианская Комиссия считает, что Конституционный Суд Украины имеет достаточно полномочий принять решение по этому вопросу.
72. Комиссия также считает, что особенно важным является соблюдение со стороны украинских властей принципа верховенства права и исполнения всех требований к процедуре принятия и пересмотра национального законодательства для имплементации Конституции, в том числе путем привлечения к процессу всех оппозиционных партий. Новые законы не должны расширять объем полномочий государственных органов за рамки того объема, который предусматривается положениями Конституции 1996-го года, что имело место при недавнем принятии Закона о Кабинете Министров».
Почитав это, Банковая породила еще менее демократичный закон о Кабинете министров. И внесла его в парламент от имени Президента.
- Информация о материале
Удивительная штука
В воскресенье я встретил Вадима. На его лбу залегла интеллектуальная морщинка. Он держался за огромный портфель, в который вошел бы телевизор.
- Отдыхаешь? - неуверенно спросил я.
- Пишу.
- Чего пишешь?
- Ее.
- Молодец. Кого ее?
- Диссертацию.
Вадим предложил пройтись с ним в Публичную библиотеку. Делать все равно было нечего, и я согласился.
Когда мы вошли в зал, я торжественно притих, как в церкви. Огромное помещение было плотно уставлено столами, за которыми поникли молодые люди. Мы еле отыскали свободные места.
- Они углубляют знания? - шепотом спросил я Вадима.
- Как бы не так! Пишут диссертации.
По залу перепархивал легкий шелест. Поблескивали очки. Поскрипывали авторучки. Почесывались затылки.
Работница библиотеки открыла форточки. Свежий ветер приятно побежал по ногам.
- Вон та девица пишет о романтике, - показал Вадим на соседний стол.
Девица сморщилась, зябко шевельнула плечами и пошла в коридор к паровому отоплению.
- А этот ничего не пишет, - нашел я парня, который разгадывал кроссворд.
- Как бы не так! У него тема насчет истории шарад и лабиринтов.
Вадим разложил туго набитые папки. Интеллектуальная морщинка обозначилась резче.
- А у тебя какая тема? - спросил я.
- История водопровода и канализации; начал с водопровода, еще сработанного рабами Рима.
- И про санузлы? - удивился я.
- Есть одна глава, но она увязана с кибернетикой, - значительно ответил Вадим.
В эту ночь я ворочался. В меня заползало беспокойство, едкое, как изжога. Чувство, что я чего-то упускаю, в то время, как другие не упускают, заставило мою мысль метаться под черепом. На четвертый день она успокоилась - выход был найден. Даже была найдена тема. Даже набросан план: История велосипедов (Диссертация).
1. Классики о велосипеде.
2. Конек-Горбунок - художественное воплощение мечты народа о велосипеде.
3. Трехколесный велосипед (детский).
4. Одноколесный велосипед (цирковой).
5. Почему нет четырехколесного велосипеда?
6. Почему в дамском велосипеде нет мужской рамы? (Детям не читать).
7. Велосипед и космос.
8. Как научиться кататься на велике?
Я бросился к Вадиму. Он пробежал план.
- А ты в этом вопросе башковитый рецидивист. Мой совет: кандидатский сдашь, когда напишешь диссертацию. Самый проверенный способ.
- А тему-то надо согласовать?
- Ты попиши, пособирай, поосмотрись, а потом будешь согласовывать. Темы любые подходят: нет практической ценности - есть теоретическая. Между прочим, сегодня видел, как один чудак на велосипеде двух девиц повез: одну на раме, другую на багажнике.
Я записал.
С этого момента жизнь моя изменилась. Я купил великолепную папку, килограммов на тридцать чистой бумаги и каждый вечер усаживался в Публичке рядом с Вадимом. Чем больше я писал, тем больше появлялось материала: он обладал свойством цепляться за все, что находилось поблизости. От велосипеда я как-то перешел к колесу, от колеса - к спице, от спицы - к вязанью, от вязанья - к положению женщины в Древнем Вавилоне. Диссертация, как пылесос, засасывала все, что полегче. Я не был уверен, что не вмещу всю цивилизацию. За вечер пачка книг перерабатывалась мною в страниц пятьдесят диссертации. Папка стремительно набухала и обещала быть тем горшочком из сказки, который, начав варить манную кашу, уже не мог остановиться.
- Будешь защищать диссертацию докторскую, - утешил Вадим.
На улице я не мог пропустить ни одного велосипеда, и меня стали принимать за работника ГАИ. Именно на улице зародилась глава "Что такое ниппель".
Изменилась и моя внешность. Лоб что-то пересекло. Я перестал говорить глупости вслух и начал пить боржоми. Мой взгляд так крепко вцеплялся в переносицу собеседника, что у того к ней сбегались глаза. Я научился слегка приволакивать правую ногу, что придало моей личности некоторую индивидуальность.
Однажды я вышел из Публички последним, - никак не мог уложить папку. Носить ее становилось все труднее. От тяжести слипались пальцы так, что не сразу разлипались. Хотелось взвалить папку на плечо. Только ее духовная ценность останавливала меня от подобного переноса тяжестей.
Я шел пустынным переулком. Прохожих уже не было. Редкие фонари проецировали папку на стены домов в виде здорового сундука. Не знаю почему, но около газона я замедлил шаг. Видимо, обдумывал новую главу - "Как заклеить покрышку".
Вдруг из-за угла метнулась тень, и тут же я уперся в крупноблочную грудь. У моего подбородка что-то блеснуло, и на горло легла острая металлическая точка.
- Гони гроши! - хрипнула грудь.
- Сколько? - судорожно проглотил я кусок пустоты и попытался рассмотреть лицо бандита. Оно состояло из банальной челюсти и надвинутой шляпы.
- Чего в котомке? - ткнул он ножом в палку.
Я взял диссертацию в обе руки, привстал на цыпочки, быстро поднял над головой и что есть силы хлопнул ею по шляпе, как по скопищу мух. Шляпа упала на асфальт. Бандит ласково улыбнулся и без единого замечания рухнул в цветы.
Я испуганно осмотрелся. Из-за угла выскочили еще двое и бросились ко мне. Я приготовил диссертацию...
- Где он? - спросил один.
- Кто? - поинтересовался я.
- Васька Прыщ, - сказал другой. - Мы из уголовного розыска - вторую неделю его ловим.
- Ах, Васька! - И я показал на цветы.
Они удивленно полезли в маргаритки.
- Контужен, - установил один. - Чем вы так его?
Я показал папку, посреди которой была круглая вмятина формы Васькиной головы.
- Со свинцом? - почтительно спросил второй.
- Нет, но диссертация железная, - ответил я.
На второй день меня вызвали. Начальник уголовного розыска наградил меня ценным подарком, пожал руку и попросил передать папку в музей криминалистики. Я согласился. Им такой экспонат больше не попадется, а мне написать диссертацию, что выпить кружку пива. У меня уже забродила новая тема: "Стрижка и брижка на Древней Руси".
Все-таки удивительная штука - диссертация. Я вот ее не дописал, а пользу обществу уже принес. А если бы дописал?
- Информация о материале
Изучайте законы!
Если ты их знаешь, то ни один преступник тебя не тронет. Ведь обворовывают кого? Кто кодекс от кактуса не отличает. Убивают-то каких? Которые статью со статуей путают. Женщин опять-таки тех, которые юриспруденцию от полотенца не отличат. Сейчас докажу.
Возвращался я как-то в час ночи, потому что у приятеля играю в бридж. Сейчас в бридж играть культурно. Некоторые, конечно, собак держат, кто фоксов, кто мопсов, а я вот играю в бридж.
В час ночи сумерки уже сгущаются в темноту. А у нас под аркой и того темнее, потому что хулиганы лампочки бьют из принципа. Я пошел, выставив вперед руку. Сначала не было ничего, как в космосе - одна темнота. Затем я почувствовал слабый запах "Пшеничной". Запах все усиливался и я понял, что приближаюсь к источнику.
- Куда на человека прешь? - спросил откуда-то сверху источник и я понял, что он выше меня на голову.
- Извините, - вежливо сказал я.
- Извинениями не отделаешься, - буркнул он и уперся мне в живот крупным металлическим предметом. По-моему, это была палица.
- Гражданин, не безобразьте... металлом.
- Спокойно, ограбление!
Я не очень испугался, потому что самое страшное для меня было еще впереди - встреча с женой. Но металл начал давить и я почувствовал, что он довольно-таки острый. Значит, это была не палица, а пика. Я тоскливо оглянулся и, видимо, послал из подворотни сильный пучок телепатических волн, потому что человек пять мужчин остановились у арки и стали беседовать. По долетавшим словам было ясно, что они идут с бриджа - теперь это культурно.
- Сейчас крикну, - сообщил я грабителю.
- Ну и дурак, - усмехнулся он, что даже пика вздрогнула.
- Почему это дурак? - обиделся я. - Ты если грабитель, то грабь, а человека не оскорбляй!
- Ну кричи, кричи, посмотрим, умный ты или какой, - и он со злостью убрал свою пику, видимо, под пальто. - Кричи, идиот!
Его уверенность в моем идиотизме меня насторожила. Дело в том, что жена тоже иногда называет меня идиотом. А когда уже двое...
- Закричу и тебя заберут, - уточнил я.
- Так и тебя заберут.
- Меня-то зачем?
- Сначала накарякаешь заявление в милицию, а потом будешь писать объяснение в уголовку что и как. Часов в пять домой притопаешь.
- Подумаешь, - неуверенно возразил я.
- Через несколько дней тебя вызовут к следователю на допрос - опять все расскажешь, а он запишет. Полдня и проторчишь.
- И все? - уже заинтересовался я.
- Сразу видать, что лох ты не судимый. Да это только начало! Через недельку пригласит тебя следователь повесткой на опознание - будешь мою рожу среди трех подобных опознавать. Поскольку ты ее сейчас не видишь, то ничего не опознаешь. Тогда вызовут тебя повесточкой на очную ставку лично со мной. Я все буду отрицать, обругаю тебя почем зря, поэтому следователь запросит твою характеристику с работы...
- Зачем же мою характеристику? - удивился я.
- А чтобы подтвердить, что ты человек честный и мне нахалку не шьешь. Своему начальнику уж ты сам объяснишь, кто кого из нас ограбил. Потом следователь вызовет тебя что-нибудь уточнить. В конце следствия обязательно вызовет знакомиться с делом. Потом вызовут тебя в суд, но его отложат кто-нибудь да не явится. Опять вызовут и еще раз отложат, потому что я заболею гриппом. Вызовут в третий раз и прохиляешь ты по коридорам да по залам весь день. А потом...
- Стой! - не выдержал я. - Откуда ты все это знаешь?
- Откуда... - обиделся он. Слава богу, три раза судим. А потом...
- Чего ты хочешь?
- Наличность.
- Так и говори, а не запугивай, - раздраженно сказал я и достал из кармана три бумажки. Он в темноте расщупал, что это десятки и спросил:
- Добровольно отдаешь?
- Добровольно-добровольно...
- А часы уж я не возьму и не предлагай, потому что понятливый ты человек, не идиот. Бывают ведь совсем по уши деревянные. Как-то познакомился в темном месте с дамой, а она кричать. Дали мне два года, отсидел один, вот и вышел. А ее с хорошей работы выгнали за аморальное поведение. Ну, прощевай, кентуха!
- До свидания, - ответил я. - Заходите еще!
Вот и говорю, что ограбить можно того, кто кастет от касторки не отличит.
- Информация о материале
Давоз
Лімузин рухався неквапливо, наче підпорядковуючись спокійно-розмірному ритму життя цього пасторального містечка. На задньому сидінні – джентльмен в хорошому костюмі. У нього суворий профіль бувалого бійця боїв без правил. Він мовчки і відсторонено поглядає на містечко крізь тоноване скло, укрите зовні дрібними краплями від розтанувших сніжинок і думає про те, наскільки складно і химерно переплелися проблеми європейської політики і його власна доля.
За вікном місцеві бюргери своєю ввічливою байдужістю дають зрозуміти, що він тут – лише гість.
Раптом його погляд оживає. На обличчі з'являються радісні емоції. Він тикає пальцем в скло:
- О, гля! Колян точно таку саму «беху» якось по п'яні разхерачив! У муку, в драбадан! А самому – хоч би хни! А був би тверьозий – точно кранти. А так він тільки хлібальник собі розквасив; але йому не звикати.
Ассистент виражає щире здивування удачливістю Коляна. Потім наважується перепитати.
- Пане Президент, текст при вас?
Джентльмен розслаблено плескає себе по нагрудній кишені піджака.
- Спакуха, все під контролем. Ми з Ганькой виступ відрепетували. Херня вапрос: виліз на трибуну, відбарабанив текст, і – в буфєт!
...Лімузин під'їжджає, плавно зупиняється. Охоронець натренованим рухом відкриває броньовані двері. Джентльмен виходить, озирається на натовп усміхнених папарацці. Він одягає й собі легку фотогенічну усмішку і махає їм рукою. Папарацці продовжують стояти незворушно, як статуї острова Пасхи. Вони чекають поважних персон.
Один молодий фотограф нахилився до бувалого метра з цигаркою в зубах і тихо запитав:
- Ху из ит?
- Енібоді – відповів той.
Журналістка в темних окулярах поруч розшила питання:
- То мі сед, зет ит из зи консельєрі оф Юкрейн мафія.
- Вау! Кен колл ин поліс?..
...У холі якісь серйозні люди з бокалами в руках перетинаються, відводять один одного в сторону і про щось стримано домовляються. Наш джентльмен також взяв собі бокал і одиноко тиняється, як неприкаяний.
Він перебирає в кишені пачку візиток з золотим тисненням, де вказана його козирна посада і насилу стримує в собі бажання роздати всім ці красиві прямокутнички.
Він пересувається від однієї групи джентльменів до іншої і раптом починає відчувати, що зсередини, неусвідомлено, підіймається глухе роздратування від їх ввічливих усмішок при його появі. «І чого це вони так свої харі кривлять? Я ж, бляха-муха, президент, такий самий, як і вони!»
І тут у нього з'являється майже фізичне відчуття, як його костюм під їх поглядами перетворюється на тюремний кліфт. Він кидає косяка на піджак, періодично крадькома мацає тканину, але це мерзенне відчуття не проходить. «Так, спакуха, все під контролем, я – президент, я - президент, я - президент, а не хрєн собачий!» - повторює він в думках мантру, наказану психологом; поступово берет себе в руки і заспокоюється. Але - до першої усмішки зі сторони.
...Простір перед трибуною поступово заповнюється. Люди розбирають поп-корн, кока-колу і займають вільні місця.
- Вот хеа вил бі?
- Консерт. Комік консерт.
- Вау! Енд веа ві тук поп-корн?...
«Леді`з енд джентльмен`з!..» - це єдине, що він зрозумів, коли оголосили його виступ. Ну, і прізвище, зрозуміло.
...Трибуна виявилася зовсім маленькою. Джентльмен впевненим рухом дістав складений вчетверо листок, розгорнув його і… загалом, це був не той листок. Це був дуже цінний папірець, на якому сірий кардинал схематично накидав систему відкатів по газу, але зараз воно було не в касу. Він безпорадно почав шарити очима по залу, але софіти сліпили очі і рятівні контури асистентів не вимальовувалися. У залі знову заплескали, підбадьорюючи актора. Положення було страхітливим, але піти з цієї трибуни він вже не міг. Залишалося одне – говорити. Джентльмен, за автобазівською звичкою, потикав у мікрофон пальцем. Почувши в динаміках очікуване – бум, бум, бум – задоволено кивнув. У залі знову зааплодували.
- Товариші! Я – президент України! – загрозливо-здивованою інтонацією вимовив президент. – І це - не пустий базар!
У залі засміялися і зааплодували сильніше. Пару чоловік підбадьорююче засвистіли. «Так, початок, ніби, нормалек, – позитивно оцінив ситуацію оратор. – Вигребемо, грєбьона мать!» З'явився кураж, і він вже в думках бачив себе в глянці і кольорі на перших сторінках товстих іноземних журналів.
…Джентльмен говорив кумедні речі з серйозним лицем: про іноземні інвестиції, про боротьбу з корупцією, про незалежний суд і вільну пресу. Публіка була в захваті як від тонкого гумору, так і від міміки актора. Дехто навіть порівнював його акторський талант з Жаном Габеном.
„увікни..., увікни..., - вікнить для себя Украину! – зажигав актор.
Для того, щоб "увікнути" Україну, я хочу сказати достатньо того щоб подивитись на її власними очами тоді, коли почнуть квітнути каштани в Києві. І в містах українських почнуть роздягатися жінки. Побачити таку красу - це чудово.”
…Наступного дня він, як і мріяв, прокинувся знаменитим.
- Информация о материале
Малява-16. Мультяшная
Ну шо, родимый вы наш, опять родимчик приключился? Га, Федорыч?
В смысле, говорю, нечиста сила на язык вскочила? От, бля, скажена!
И где достала, сука немытая? В Давосе, на украинском ланче!
И опять весь мир на сраки попадал! УП: «Янукович не смог выговорить лозунг промо-кампании, которая демонстрируется на мировых телеканалах – «Включи Украину», который по-украински звучит «Увімкни Україну».
«Цей слогАн – увікни… увікни… вікнить для себе Україну – це слогАн промо-кампанії нашої держави до Євро-2012»
Вот что я скажу, Федорыч: это диверсия! Кака ж-то падлюка специально такой слогАн захерачила, шоб ото ранить Президента прямо в голову, и чтоб наш проффесор, наш стабилизатор = реформатор = демократизатор в центре Европы, запутался в языке, аки в постромках от кальсон, и выглядел, как… прям не знаю… какой-то папуас, обеспокоенный Гондурасом.
Или даже Келдышем. Тем более, что, похоже, Виктор Федорыч, Келдыш таки вас конкретно обеспокоил, иначе б откуда этот чес, этот свербеж с голыми бабами перед мысленным взором?
«Политическая корректность еще не достигла Украины, но все равно было чудесно услышать о красоте украинских женщин», - отметила воспитанная ведущая ланча (УП).
Угу. Это ж хорошо, что вы не углублялись, Виктор Федорыч. А то аналогичный пацан какось спрашивает: «Как правильно пишется: «какаЕшь или какаИшь? – А зачем тебе? – Хочу девочке записку написать. – А что именно? – Какаяшь ты красивая!»
Не, главно дело, пока украинские женщины начнут раздеваться под каштанами – это еще тепла надо дождаться.
А тут какие-то вязаные шапки – типа Ассамблея «За права пожилых женщин» - митингуют под Администрацией: «Люда! Выйди в люди!», «Людмила – наша сила!», «Свободу Первой леди!»
Слышь, требуют освобождения леди из-под домашнего ареста мужа-тирана! «Витя! Покажі світові Люду!»
Между нами, Федорыч – вы сами-то когда ее в последний раз видели, супружницу-то законную? Уж не говоря ни о чем другом, га?
Хотя, как раз об этом и говоря. А то вот дед с бабкой решили как-то заняться сексом, впервые за многие годы. Дед тык, пык – а ничего не получается.
Бабка его утешает: «Да не переживай ты, старый, ничего страшного. Самое главное, что они снова увиделись!»
Но, с другой стороны, Федорыч, стране-то может показаться, что именно с ней, со страной, вы наладились регулярно справлять супружеский долг…
Впрочем, это ее, страны, проблема. Тем более, если б еще та любовь, которая зла… Это бы хоть что-то объясняло. А то так, «нас ебут, а мы крепчаем».
Ага. «Правительство приняло решение повысить пособие для выживших в реформе пенсионного обеспечения».
Не, Федорыч? Ну, надо же, а я уже губу раскатала. Ниче, ниче, пригодится губа-то раскатана – под гречку, за которой, по сообщению профильного Министерства, делегация(!) поедет в Китай(!) и 20 тыс. тонн раздобудет.
Угу. А по пенсионерам движение по сокращению поголовья продвигается, я гляжу, в хорошем темпе. Тигипок «общественно обсуждает» на видеомостах и докладывает, что «граждане осознают». Не, даже лягли и просют.
Ну, граждане прониклись всеми реформами сразу и с нетерпением ожидают премьеры. А как же! Автор идеи – Янукович. Режиссер-постановщик – Азаров. В главной роли – мачо Тигипок.
Фильм ужасов для украинского народа. «Зек – потрошитель» называется. Прикинь, Федорыч, какой будет аншлаг?
А Тигипок-то, Тигипок: «В Донецке порожняк не гонят, и мы не хотим». Ты глянь, как глубоко засосал! Идеологию, то есть.
Хотя это, как показывает текущее донецкое «кино», не всегда помогает.
Идет весь такой красавчег-пацан по городу, довольный, гордый, по сторонам смотрит и думает: «Да, это МОЙ город!»
Тут налетает толпа гопников, пиздит его и убегает. Красавчег встает, ковыляет дальше: «Да-а, МОЙ город… РАЙОН не мой…»
Вот оно как у крымского Гриценко случилось: без раздумий в исполнительные тушки записался, а шо оно ему помогло?
Теперь в посадке – как демонстрационный материал: вот, мол, кака натуральна борьба с коррупцией – не только бютовцев сажаем.
А тушку-то и не жалко, тушка – это пушечное мясо. Особенно, если у тушки есть, что забрать и переделить. Тем более, если тушка, под плотным макеевским десантом, покрывшим Крым, продолжает нахально думать «МОЙ».
И вся нынешняя крымская банда «регионалов», по отмашке из Центра, легко и беззвучно сдает дважды спикера Верховной Рады в кутузку, и некому хотя бы морально поддержать коллегу-депутата в зале суда перед решением о неадекватной мере пресечения.
Собственно, Федорыч, кому я об этом говорю? Помню я не одного видного бздуна, когда единопартийного Колесникова в кутузке держали: «Боря, ты где? А я на море…»
И что характерно: тогда «рыгиональное» бздение было при чужой власти, сегодня – при своей.
И можно только шалеть, чего поперли в суд бютовцы Сенченко с Велижанским и Мустафа Джемилев – поручаться за «регионала» Гриценко.
Абсолютно бесполезно и крайне небезопасно, а вот же ж поперли. Видимо, знают ответ на свой собственный вопрос: «Что способна сделать со страной сцементированная страхом пирамида власть имущих и власти алчущих, по страшному стечению обстоятельств называемая политической партией»
Ну, как говорит другой Анатолий Гриценко, глава парламентского комитета по нацбезопасности и обороне, по поводу нынешнего выборочного торжества закона: «Янукович запустил бумеранг, который очень больно ударит по этой властной команде, пока чувствующей себя абсолютно безнаказанно».
Бумеранг, Федорыч, это не одно из тех государств, названия которых вы первый раз услышали в связи с международными рейтингами ввиду нашего повсеместного «покращення».
А это така хитра фигня, которая летит в избранном направлении, но всякий раз возвертается – и часто хуярит по лбу в точке запуска.
Не, ну это удовольствие, как этот Гриценко вежливо и культурно вставил Инне Бэ. и Ганне Г. У Шустера. Спасибо мне, что я «вімкнула»!
Вообще Юля, выходящая на такие помосты, как на эшафот, где, с одной стороны, с тупым топором и кастрюлей говна стоит Инна, а, с другой, с бензопилой и хлороформом стоит Ганна – они олицетворяют два разных подхода к приговоренной жертве – так Юля могла бы уже вообще ничего не говорить.
Бэ и Гэ все сделают сами. Хорошие девочки. Но разные.
Гуляла как-то Инна Бэ по зоопарку. Вдруг из вольера вырвался давно не жравший крокодил и с тыла напал на Инну.
Но когда он ее увидел, то решил, что не такой уже он и голодный.
А когда присмотрелся получше, то понял, что не такой уж он и крокодил.
А Ганя – Ганя ваша, конечно, непомоечная. За пастью следит тщательнее. Поаккуратнее, похитрее. Не, ну не настолько, чтоб не понять, чего она на самом деле сотворяет, лизнув фаберже Арсеньке (и так – три раза его огорчила) – вы, мол, такой честный, такой «порядний», ваши руки «ничого не крали», вам ГПУ не грозит, вы прям не поц, а реальный пацан!
Ну, и как, тем более, народ воспримет где-то там формирующийся под началом Кролика «Союз неЮль»? Как сугубо оппозиционный, ясен хрен.
Но в целом Ганя имеет отличие от черноротой Бэ. По породе.
Да, Федорыч. Ну, Гриценко у Шустера этих баб-с уделал со старта. Потому как, что ты скажешь, чем покроешь его емкий монолог, которым он, между прочим, последовательно и прицельно лупит при каждой возможности: Межигорье и все приласканные «Лидером» высокие чиновники, чьи деяния документально подтверждены и расписаны в прессе – Стельмах, Черновецкий, Азаров, Клюев, Бойко, Ежель и т.д. и т.п.
Прикинь. Федорыч, а еще ж задавленный бизнес свого слова громко и окончательно не сказал. А ить есть, что сказать, ага.
«А меня недавно окружила банда преступников! – Ух, ты! И как же ты выкрутился? – Один подлетает: я ему – на! Второй подлетает: я ему – на! Третий подскакивает: я ему – на! – Ну, и чего дальше? - Все. Деньги кончились.»
И терпение кончится, гражданин Президент. Хотя вот не знаю… Читаю Юрасину маляву на УП и думаю: ебена мать, что еще должно произойти в стране, где фашиствующие неогэбисты устраивают психическую атаку на политзаключенных их родными детьми?
Что еще должно произойти, гражданин Президент, чтоб вы все почувствовали дыхание ада на своих бычьих загривках?
Юра Луценко, несмотря на все издевательства карателей, из-за решетки дает и силы, и надежду: «І плював я на їхні кримінальні справи. У мене ростуть два сини, яких вони вже бояться!»
Блин! Я начинаю всерьез гордиться, что где-то рядышком присутствовала при его политическом рождении.
Ой, Федорыч! И как вам книжка в подарок от Юли про доминиканского диктатора, который по причине незыблемой стабильности сильно плохо кончил? Не-не, в смысле кончился!
Главно дело, название завлекательное: «Нечестивец, или Праздник козла».
Прикинь, где эта Доминикана середины прошлого столетия, а где мы. И надо же, кака фауна похожая, какой вид неистребимый. Прям беда! Или общее горе?
Во! Федорыч! Вам рассказывали, чем горе от беды отличается?
«Ну, смотри, сынок. Если б наша бабушка поехала в город и там попала под трамвай, то это было бы горе. Да вот беда – она в город не ездит!»
Я вас умоляю, Виктор Федорыч! Не бегайте по путям, берегитесь трамвая!
- Информация о материале
«Давайте завтра положим гору дерьма…». Рейтинг неформатных фраз (январь-2011)
Предлагаем Вашему вниманию рейтинг «неформатных» фраз за январь 2011 года. Рейтинг основан на субъективном анализе рубрики «Фраза дня». Главными событиями минувшего месяца стали: решение Президента отменить указ о присвоении Бандере звания Героя Украины, вызванные этим протесты, «терроризм» и взрывы в Макеевке, а также продолжение политических репрессий. Итак…
Самая щедрая
«Потратим все, что будем иметь, а мы ничего не имеем», - Виктор Балога.
Самая антипутинская
«И Путин, и его хунта, и фанаты на Манежке – это не русские, Русью там и не пахнет. Это совки, склочные совки из коммуналки под названием СССР», - Валерия Новодворская.
Самая геральдическая
«Президент обнародовал герб своей семьи. Ты ба, какие бароны. И этот герб завершается большим кентавром со значком «Мерседеса» в зубах. Я хочу сказать, что вот так и страну строят, на таких ценностях и на таких традициях», - Юлия Тимошенко.
Самая поэтичная
«Я хочу, чтобы в саду человечества японская сакура и украинская вишня цвели рядом, наполняя красоту друг друга», - Виктор Янукович.
Самая тревожная
«В ближайшее время ожидаются погромы крымских татар. В последнее время возбудили много уголовных дел против десятков людей, они уже получили повестки. Им инкриминируют самовольный захват земли, а потому не сложно предположить, что скоро эту землю начнут отнимать», - Мустафа Джемилев.
Самая фантастическая
«Надо подумать, как обеспечить горожан коньками или крыльями, чтобы они могли скользить по обледенелым тротуарам, междомовым тропинкам или пролетать над ними», - Александр Мальцев.
Самая свирепая
«Наша бандеровская армия перейдет Днепр, перейдет Донецк, и выбросит эту синежопую банду, которая сегодня узурпировала власть, из Украины», - Юрий Михальчишин.
Самая натуралистичная
«Давайте завтра положим гору дерьма, и поставим табличку, что это продукт жизнедеятельности и собственность народного депутата», - Анатолий Могилев.
Самая мудрая
«Не верьте разным политтехнологам, которые нас убеждают, что выбирать можно только из двух персонажей. Я считаю, что голосовать нужно за свое сокровенное и наболевшее. Как? Человеком оставаться. Не принимать нечестных правил игры. Выключить телевизор. Критически – к пропаганде», - Юрий Шевчук.
Самая банальная
«Причиной для увольнения Пшонки может быть плохое настроение Януковича утром… или неудачно приготовленная для него яичница», - Анатолий Гриценко.
- Информация о материале
Страница 1860 из 2102
