Главная
Украина запаслась от финансового кризиса презервативами
Пока весь мир пытается справиться с паникой на фондовых и товарных рынках, украинское правительство с завидной энергией борется с импортными презервативами и сосками. Результат этой «борьбы» показал, что отечественный Кабинет Министров имеет громадный интеллектуальный и кадровый потенциал поборот не только импорт медпрепаратов, но и начинающуюся новую волну потрясений в мировой экономике.
Происходящее в мире не окажет негативного влияния на экономику Украины и курс нацвалюты. Потому, что нового кризиса не будет. А если все-таки что-то случиться – Украина к нему готова в разы лучше, чем в 2008-м. Такие посылы сегодня звучат как с Администрации Президента, так и с Кабинета Министров.
Правда, вот причины, по которым новый мировой кризис не «доплывет» до Украины, звучат сегодня те же, что их называла Юлия Тимошенко в 2008-м году. Хотя Николай Азаров еще не дошел до высказываний, что украинская экономика не интегрирована в мировое пространство (как рассказывала три года назад Юлия Владимировна), но также старается не замечать происходящее в США, Европе и Азии.
Кроме того, как во времена правительства Тимошенко, сегодня тоже «защита» Украины строиться на якобы превосходных показателях золотовалютных запасов НБУ и прекрасные показатели платежного баланса страны. При этом, например, в том же Нацбанке пытаются не вспоминать, что осенью 2008-го года золотовалютные запасы тоже были на рекордно высоком уровне. А через пару месяцев гривня обесценилась на 60%. К тому же, правительство рассказывает и дальше, что снижение рейтингов США Украину не коснется, забывая о том, что значительная часть тех же валютных запасов конвертирована в гособлигации Штатов.
Кстати, ситуация с платежным балансом тоже выглядит не так красиво, как хотелось бы. Например, сальдо по финансовому счету платежного баланса в июне показало дефицит в размере 188 млн. долларов против профицита $811 млн. А сейчас отток капитала из страны только увеличивается. Кстати, за первое полугодие-2011 профицит платежного баланса составил $1,788 млрд, что в 2,5 раза меньше, чем за январь-июнь-2010 $ 4,427 млрд.). И пока не заметно, чтобы иностранные инвесторы МВФ спешили «вложиться» в Украину.
Пока украинский премьер более склонен рассуждать о судьбе российского рубля, чем о ценах на отечественный металл или пшеницу. Но пессимистичные настроения на рынках уже оказывают негативное влияние на сырье. А ведь в НБУ были большие надежды на новый урожай, который должен был помочь курсу гривны. Кстати, из-за «модерновых» положений Налогового кодекса вывоз зерна из Украины в июле-августе сократился вдвое.
Правда, к борьбе с кризисом теперь подключился и Президент. По словам первого замглавы Администрации Ирины Акимовой, глава государства поручил Кабмину и Нацбанку внимательнее мониторить внешние рынки, сократить долларизацию экономики и подумать над замещением импорта.
Собственно, последний пункт домашнего задание правительство Николая Азарова выполнило досрочно, вогнав на неделю в панику молодых мам и молодежь. Речь идет о постановлении правительства об установлении налога на добавленную стоимость на презервативы, памперсы и соски. Эти товары сразу резко подорожали и теперь контролем за их ценообразованием почему-то занимается Налоговая, ежедневно устраивая различные встречи с бизнесом и журналистами. И хотя Кабмин свое постановление отменил, цены назад так и не вернулись.
Поэтому, когда страна увидела, как Николай Янович и его подчиненные успешно «победили» заграничные презервативы, украинцы потянулись в обменники. Уже в четверг корреспондент «Комментариев» заметил повышенную активность населения, которое пыталось обменять гривну (а после призыва Акимовой не «сбрасывать валюту» и евро с долларом) на швейцарские франки и фунты. Логически рассудив, что если Кабмин не может справиться с презервативами, то можно только догадываться о результатах борьбы правительства с мировым кризисом.
- Информация о материале
Системное противодействие пыткам и жестокому обращению: каков объем работ в Украине?
Пять лет тому назад, 21 июля 2006 года государство Украина ратифицировало Факультативный протокол к Конвенции ООН против пыток и иных жестових, нечеловеческих или унижающих достоинство видов обращения и наказания (ОРСАТ). Этот день должен был стать началом создания национального превентивного механизма (НПМ) – независимого органа, направленного на мониторинг мест несвободы и противодействие пыткам и жестокому обращению. Должен был, но к сожалению не стал. Как это часто бывает, дальше декларации о намерениях, государство не пошло. И хотя дискуссии о необходимости создания такого органа, его модели велись специалистами на достаточно высоком уровне, спустя все сроки отведенные, на создание НПМ, нашу страну посетили представители подкомитета ООН по вопросам предупреждения пыток и констатировали невыполнение Украиной взятых на себя обязательств.
В то же время, полемика вокруг необходимости и формы Национального превентивного механизма продолжается, и ключевые вопросы все еще не имеют однозначного ответа и возникают практически на каждой рабочей встрече, посвященной реализации Факультативного протокола в Украине. Одним из традиционных является вопрос: «По каким признакам можно определить, что учреждение подлежит независимому мониторингу?». Иными словами - что может являться тем критерием, который позволит отделить людей, действительно пребывающих в ситуации несвободы от тех, кто может распоряжаться собой в полной мере.
Ответ на этот вопрос, на первый взгляд прост – мониторингу подлежат все места, где люди пребывают под стражей. К таким местам в Украине традиционно относят – это учреждения ГПтС Украины (Государственной пенитенциарной службы Украины); изоляторы временного содержания и приемники – распределители МВД Украины (Министерства внутренних дел); изоляторы СБУ (Службы безопасности Украины). Более придирчивый взгляд может отнести к таким местам различные учреждения, где под стражей содержатся нелегальные мигранты, а также соискатели статуса беженца или искателя убежища (такие учреждения находятся в ведении ГМС (Государственной миграционной службы) и ГПСУ (Государственной пограничной службы Украины)). Действительно, люди находятся там против их воли, под стражей; их быт, режим и связь с внешним миром регламентированы – это хорошие, четкие критерии, по которым месту можно присвоить категорию «несвободное». То, что такие места являются объектом для независимого мониторинга не подлежит обсуждению.
Однако, является ли приведенный выше список исчерпывающим? Ответ на этот вопрос не является столь очевидным, как это могло бы показаться. Так, на протяжении 2010 - 2011 годов украинское общество стало свидетелем неприятных открытий, связанных с тем, насколько тяжелая порой ситуация имеет место в интернатах для детей – инвалидов, гериатрических и психоневрологических интернатах. Расследования журналистов и общественных активистов показали, что имеют место факты незаконного насилия и ненадлежащего обращения, принуждения к труду, неоказания медицинской помощи и даже захоронений без освидетельствования . И это при том, что такие учреждения подлежат постоянному мониторингу со стороны целого ряда государственных институтов, в том числе и прокуратуры.
Таким образом то, что человек находится «под стражей», хотя и является важным критерием для отбора места посещения, однако не может быть признанно единственным. Учреждения, которые не предполагают стражи как таковой, также могут быть признаны местами несвободы, потому что в них могут быть нарушены те или иные права людей, которые там содержатся.
Сам Факультативный протокол не дает четкого перечня мест, которые подлежат независимым посещениям и ограничивается словосочетанием «места содержания под стражей». В то же время, и авторы протокола и Ассоциация по противодействию пыткам придерживаются весьма широкого толкования понятия «под стражей», намеренно не ограничивая перечень этих мест. Таким образом, список мест, подлежащих посещению, всегда остается открытым, с учетом поступающей информации и развивающегося общества. Неизменными остаются самые общие критерии «под юрисдикцией и контролем государства» и «по распоряжению государственного органа или по его указанию, либо с его ведома или молчаливого согласия». Кроме того, специальный пункт ст. 4 Протокола предполагает охват мест, где «могут содержаться лица, лишенные свободы». Таким образом, Факультативный протокол расширяет мандат превентивного механизма до посещения любого места, где потенциально могут содержаться люди, лишенные свободы покинуть его. Следует отметить, что в свое время, при составлении текста Протокола имела место дискуссия, в ходе которой обсуждалась целесообразность внесения в перечень также «неофициальных мест содержания под стражей, где могут иметь место факты пыток или других видов ненадлежащего обращения». Часть рабочей группы выступала против внесения таких мест, полагая, что это узаконит их существование. Однако большинством было принято решение о том, чтобы включить и такие места тоже .
Таким образом, следуя духу Факультативного протокола, в качестве первого критерия для определения места несвободы в Украине можно предложить любое место «вынужденного пребывания, в котором содержатся, либо потенциально могут содержаться люди».
Кроме того, мы разделяем мнение экспертов ООН и АПП (Ассоциация против пыток), которые считают, что посещениям подлежат также строящиеся объекты, где люди могут содержаться в будущем. Это позволит оценивать условия на этапе строительства и составлять рекомендации, которые намного проще учесть, чем в уже функционирующих местах несвободы. Так, например, ознакомительный визит в строящийся при Мукачевском погранотряде Пункт временного содержания (ПВС) показал, что окна в комнатах, где в дальнейшем предполагается содержать нелегальных мигрантов, слишком малы, чтобы обеспечивать приемлемое освещение.
Отметим, что в этом случае Факультативный протокол не делает разницу между местом содержания, которое принадлежит непосредственно государству и частным. С этим непосредственно связан второй критерий, который определяет место несвободы как то, куда помещают и где содержат «по распоряжению государственного органа, по его указанию, либо с его ведома или молчаливого согласия».
Таким образом, зона внимания национального превентивного механизма представляет собой некое поле ограниченное двумя осями - «вынужденное пребывание» и «по решению или с ведома государственного органа». Все учреждения, которые оказываются в этом поле, подлежат независимому мониторингу, вне зависимости от того, насколько строг их режим, а также насколько добровольно туда попадают (или могут попасть) люди, и как долго они там пребывают. А это означает, что в зоне внимание превентивного механизма неизбежно оказываются такие, казалось бы, безобидные места как дома ребенка, реабилитационные учреждения для инвалидов. Никто не утверждает, что там нарушают права человека или отсутствуют человеческие условия. Вопрос в ином – права могут быть нарушены, а люди, которые там содержатся не могут уйти оттуда (по причине режима или потому, что просто не могут ходить).
Определившись с критериями, можно приступить к формированию некоего списка мест, подлежащих посещению национального превентивного механизма. Расширение критериев обязательным образом влечет за собой расширение списка, и соответственно объема работы. С этой целью и при поддержке МФ «Відродження» нами была проведена инвентаризация мест, подпадающих под критерий «места несвободы», и соответственно подлежащих мониторингу. Опираясь на предложенные нами критерии, мы выделили следующие учреждения, принадлежащие различным Министерствам:
1. Министерство образования, науки, молодежи и спорта (детские дома, школы – интернаты, общеобразовательные школы социальной реабилитации, профессиональные училища социальной реабилитации) – 814 учреждения;
2. Министерство охраны здоровья (дома ребенка, психиатрические, психоневрологические больницы) – 134 учреждения;
3. Министерство социальной политики (центры профессиональной реабилитации инвалидов, центры социальной реабилитации детей-инвалидов, реабилитационные учреждения для инвалидов и детей-инвалидов с умственной отсталостью, реабилитационные учреждения для постоянного пребывания инвалидов с умственной отсталостью, детские дома - интернаты, дома- интернаты для пожилых и инвалидов, психоневрологические интернаты) – 525 учреждений;
4. Министерство внутренних дел (изоляторы временного содержания, приемники-распределители, отделы и управления всех уровней, палаты в медицинских учреждениях) – 895 учреждений, а такжке специальные автомобили для конвоирования;
5. Министерство обороны (гаупвахты, дисциплинарные батальоны, специальные палаты) – 10 учреждений;
6. Служба безопасности Украины (изолятор в г. Киеве);
7. Государственная пограничная служба Украины (пункты временного содержания, спецпомещения) – 81 учреждение;
8. Государственная миграционная служба (пункты временного размещения беженцев, пункты временного пребывания иностранцев и особ без гражданства) – 4 учреждения;
9. Государственная пенитициарная служба Украины (учреждения по исполненияю наказаний всех уровней безопастности) – 184 учреждения, а также специальные автомобили конвоирования и специальные вагоны.
Проведенная инвентаризация показывает, что превентивный механизм в Украине ожидает большой объем работы. Это связано со значительным количеством мест, подлежащих мониторингу (порядка 2 600), и соответственно огромном количестве лиц, содержащихся в них (не менее 700 000 человек в год). Следует отметить, что мы намеренно включили в список объектов мониторинга все отделы и управления Министерства внутренних дел, которые, как показывает опыт, ежедневно становятся местом несвободы для тысяч людей. Кроме того, уже сегодня понятно, что список может быть существенно расширен за счет комнат участковых, пунктов охраны общественного порядка (МВД), а также военных частей (Министерство обороны).
Дополнительной нагрузкой для национального превентивного механизма следует учитывать существенные различия в целях и процедурах помещения, нормах проживания и стандартах обращения, связанных с тем, что каждое место несвободы ориентировано на свой, особый контингент. Это означает, что невозможно будет разработать единый, универсальный алгоритм посещения. В любом случае, один из ключевых вопросов, который стоит на повестке дня при создании национального превентивного механизма – ресурсы, которыми он будет располагать (как человеческие, так и материальные).
- Информация о материале
Спасибо жителям Донбасса… или хозяину Дома футбола?
Позапрошлое воскресенье надолго запомнится украинской футбольной общественности. Традиционно для внутреннего чемпионата в центре всеобщего внимания оказалось киевское «Динамо». И, опять же – традиционно, непосредственно к футболу это внимание не относилось. Столичный клуб скоро таки станет чемпионом – правда, не по спортивным достижениям, а по скандалам вне футбольного поля.
На этот раз отличились киевские болельщики «Динамо». Недавнего избиения стюарда на столичном стадионе динамовцам показалось мало. И они пошли на откровенный рецидив – причем вопиющей наглости. Опять же на своей домашней арене во время игры со львовскими «Карпатами» в секторе, известном, как «сектор ультрасов», они скандировали циничные и брутальные оскорбления с прозрачным намеком на высшее руководство страны – Президента Украины Виктора Януковича. В Интернете можно легко найти сотни видеофайлов, запечатлевших это дикое бесчинство. Поэтому не будем уподобляться и повторять то, что централизованно кричали и демонстрировали на каким-то образом пронесенных на стадион оскорбительных баннерах динамовские ультрасы. Суть, по большому счету, не в этом. А в причинно-следственных и «подследственных» связях.
С точки зрения гражданского права, выходка болельщиков «Динамо» может квалифицироваться только как оскорбление символа государственности. Штука крайне неприятная, и, думается, соответствующим органам надо было бы внимательно отсмотреть видеоматериалы, выявить проплаченных заводил и дать надлежащую правовую оценку их действиям. Но есть еще и закон футбольный. И вот здесь ультрасам не отвертеться. Ведь их действия попадают под футбольное хулиганство со всеми вытекающими для киевского клуба и его болельщиков последствиями. Правда, некоторые виды санкций, как то игра при пустых трибунах, для фанатов столичного клуба, скорее, не наказание, а, наоборот, награда. С учетом качества игры, которую в последнее время показывает «Динамо», такая кара позволит им поберечь нервы.
Но главный вопрос в другом. Многим хочется знать – откуда же растут ноги, и что (или кто) сподвигло болельщиков на такую выходку. Не секрет, что наиболее ярых фанатов всегда прикармливают сами футбольные клубы. Столичные ультрасы, как известно, не только не являются исключением, но в целом впереди планеты всей. То есть вполне очевидным представляется тот факт, что болельщиков «науськивало» руководство «Динамо» в лице братьев Суркисов – владельца (президента ФФУ по совместительству) и президента клуба. Которое, как минимум, закрыло глаза на пронесенные в фанатский сектор недозволенные баннеры. Что согласитесь, не может быть квалифицировано иначе, чем преступная халатность.
Интересно было бы узнать, зачем все это было организовано и в чем, собственно говоря, причина этой детсадовской выходки (детсадовской по форме, но вовсе не по последствиям, которые она может за собой повлечь). Версий много. Возможно, эта такая «хитрая» месть донецкому «Шахтеру» за нарушенную гегемонию «Динамо» в украинском футболе и более высокое профессиональное мастерство. Или таким незамысловатым образом, господа Суркисы выражают свое недовольство, что у власти не близкая по духу бывшей СДПУ (О) Юлия Тимошенко, а Партия Регионов. И, наконец, не исключено, что получив иммунитет до Евро-2012, Григорий Михайлович решил, что ему теперь все дозволено и добрые чиновники из УЕФА аки Чип и Дейл прибегут на помощь в любом случае.
Но владелец «Динамо» ошибается. Конечно, Виктор Янукович вряд ли опустится до прямой реакции на проплаченные выходки динамовских псевдофанатов. Но УЕФА с его жесткой политикой в отношении футбольных хулиганов и фашиствующих элементов явно не спустить дело на тормозах. Весело будет смотреть на то, как господа Кочетов и Решко будут снимать очки с «Динамо» за политические игрища на стадионе. Особенно, если учесть, что единственная надежда Суркисов при такой игре, которую демонстрируют сейчас динамовцы (а матчи с «Рубином» открыли глаза даже самым преданным болельщикам) – на админресурс для расправы над опасными соперниками. Пример показательного «процесса» над «Карпатами» и «Металлистом» в связи с якобы имевшим место «договорняком» – наглядное тому свидетельство.
Так что ждем выводов и оценок, которые сделает как футбольный закон, так и футбольная общественность. Хочется верить, что они будут максимально жесткими, несмотря на все заслуги и запылившиеся уже золотые медали некогда титулованного «Динамо». Потому что не может быть государства без уважения к символу государственности. И не должно быть футбола, который из спорта превратился в орудие политической борьбы.
- Информация о материале
Братство без суда
Как и следовало ожидать, встреча президентов России и Украины, прошедшая вчера в Сочи, завершилась без каких-либо реальных результатов. Дмитрий Медведев и Виктор Янукович смогли лишь договориться относительно необходимости достижения взаимопонимания к очередному заседанию Межгосударственной комиссии, намеченному на осень. Причем до сих пор неясно, когда именно это заседание состоится и какие именно вопросы будут на нем освещаться. Учитывая то, что Дмитрий Медведев ухитрился буквально за несколько дней переиграть ситуацию с собственным приездом в Севастополь - и в результате Виктору Януковичу пришлось лететь в Сочи - то и с заседанием межгосударственной комиссии может быть немало неожиданностей. Ведь украинская сторона не сможет отказаться от обсуждения вопроса о цене российского газа, а российская явно не собирается дискутировать на эту тему.
Перед приездом в Сочи Виктор Янукович предлагал российской стороне обсудить вопрос о цене на газ «без суда». Но это - украинская парадигма подхода к вопросу. Поскольку судиться по газу Россия и Украина будут не в Печерском суде, в Москве вряд ли беспокоятся из-за угроз украинского руководства.
Президенты России и Украины ни о чем не могли договориться в принципе. Это вторая их встреча в этом году. Можно сказать - уже вторая, а можно - только вторая, если вспомнить, как часто руководители двух государств встречались после прихода Виктора Януковича к власти. Правда, тогда частоту этих встреч объясняли накопившимися проблемами. Но утверждать, что все проблемы решены, не осмеливаются даже сами Янукович и Медведев: перед началом их встречи в Сочи российский президент сказал, что проблем хватает, а украинский присоединился к этому мнению.
Просто это не те проблемы, которые они могут решить. Для Киева основным вопросом взаимоотношений с Москвой остается цена на газ. Для Москвы - отказ Украины от интеграции с Западом и присоединение к пресловутым интеграционным сообществам. Самое интересное, что даже такое присоединение не гарантирует Януковичу снижения цены. Напротив - опыт Лукашенко свидетельствует, что можно присоединяться к чему угодно - и пойти ко дну.
Снижение цены можно заработать - теоретически - если отдать Путину «Нафтогаз» с потрохами. Но к этому отчаянному шагу не готовы пока ни сам Янукович, ни окружающие его лоббисты из «РосУкрЭнерго». Усиление позиций этих лоббистов, как и следовало ожидать, не радует Москву. И еще больше не радует российское руководство процесс над Тимошенко как следствие усиления этих позиций.
То есть само судилище, организованное в Киеве, Москву вполне удовлетворяет, так как загоняет Януковича в ловушку и может поставить крест на его отношениях с Западом. Превращение Януковича в Лукашенко - это как раз то, что нужно. С таким Януковичем Москве будет куда проще договариваться. Но вот само содержание процесса... Пытаясь осудить Тимошенко именно за подписание газовых соглашений с Путиным, украинская власть открыла настоящий ящик Пандоры - в суде вынуждены обсуждать не только действия Тимошенко, но и российскую позицию, постоянно ставится под сомнение сама легитимность заключенных соглашений и руководители Украины, вместо того, чтобы вывести российских друзей из-под удара, постоянно подставляют их в суде и за его стенами. Стоит вспомнить хотя бы показания Азарова, в которых он счел возможным вспомнить о частной беседе с Путиным - а также ту самую судебную угрозу, которую смягчил перед своим полетом на Кавказ Янукович. Для российских руководителей все это и смешно, и противно одновременно. Смешно - потому что позиция украинских коллег ничем им не угрожает. Противно - потому что они не понимают, как это неоднократно клявшиеся им в верности люди, практически их марионетки, позволяют себе такое публичное поведение и выставляют их общего врага, Тимошенко, в роли главного российского союзника. А «регионалы» тогда какие союзники - не самые главные?
Еще одним важным обстоятельствам, мешающим сторонам достичь договоренностей как таковых, является неуверенность в протяженности полномочий партнера по переговорам. В Москве все меньше уверены в том, что Януковичу удастся удержаться у власти на весь срок президентских полномочий: каскад ошибок, с которых начал свое правление новый украинский президент, заставляет зарубежных партнеров относиться к нему как к временшику, любые решения которого могут быть пересмотрены преемником. И если во время подписания пресловутых договоренностей в Харькове Медведев был в пятилетке Януковича уверен, то сейчас в Москве такой уверенности больше нет.
В Киеве тоже не понимают, что будет в России в следующем году и с кем договариваться - именно поэтому не спешат действовать даже перед угрозой неминуемого повышения цены на газ. Если серьезно - атмосферу реального взаимопонимания в отношения между Россией и Украиной смогут создавать уже новые президенты этих стран. Это будет уже после Януковича.
- Информация о материале
Металлическая защита: почему спрос на золото растет
Парламентарии США поддержали повышение допустимого уровня госдолга на $2,4 трлн — до $16,7 трлн. Вроде как все самое страшное позади, однако американская валюта продолжает терять позиции.
«Индекс деловой активности в производственном секторе США (ISM Manufacturing. — ред.) оказался хуже ожиданий», — объясняет специалист департамента интернет-трейдинга Dragon Capital Дмитрий Михайлусенко. К тому же повышение лимита госдолга — это лишь временное решение проблемы. Если США и дальше будут выпускать гособлигации такими же темпами, рано или поздно страна вновь окажется на пороге дефолта. Международные инвесторы ищут защитные инструменты, которые позволят сохранить средства, пока мировой финансовый рынок лихорадит.
Для украинцев поиск «тихих гаваней» — тоже весьма актуальная задача. Отечественная экономика по-прежнему очень зависима от американской валюты, поэтому слабость доллара может рано или поздно отразиться на курсе гривни. По словам управляющего партнера финансовой компании Сapital Times Эрика Наймана, проблемы в США могут как обвалить курс нацвалюты до 10 UАН/USD, так и укрепить до 5 UАН/USD.
Золотые кирпичи
Традиционно для защиты сбережений инвесторы используют драгметаллы: золото, серебро, палладий и платину. Украинцы пока доверяют лишь золоту. По подсчетам банкиров, на операции с золотом приходится более 70% всех операций с банковскими металлами, на серебро — менее 30%. За шесть месяцев 2011 года спрос на желтый металл вырос почти в три раза по сравнению с аналогичным периодом 2010-го. Но в этом нет ничего удивительного: «В прошлом году золото подорожало на 30%, а в первом полугодии 2011-го — уже на 14% (в том числе на 8% в июле)», — объясняют в ОТП Банке. Наибольшим спросом у украинцев пользовались «кирпичики» весом от 1 до 20 г. Большие слитки в Украине мало кому по карману: за полукилограммовый придется выложить как минимум 200 тыс. грн.
Чтобы удовлетворить растущий спрос, банкиры увеличивают количество точек, в которых осуществляются операции с наличным и безналичным золотом: в большинстве банков, как правило, купить слитки или открыть металлический счет можно лишь в центральных отделениях. Например, еще весной приобрести золотой слиток можно было лишь в головном офисе ОТП Банка, а теперь к ним добавилось еще два отделения.
Новых клиентов финучреждения привлекают растущими ставками по золотым депозитам. Сейчас, по данным Простобанк Консалтинга, средняя ставка по металлическим вкладам — 3,5–4%, хотя еще год назад вкладчик мог получить на 1–1,5 п. п. меньше. Например, самый щедрый — ПриватБанк — готов сегодня платить 6% годовых (вклад «Золотая гривня» сроком на год, минимальный вес слитка — 50 г).
Впрочем, привлекает украинцев отнюдь не доходность металлических вкладов. На самом деле средние ставки не компенсируют даже разницы между покупкой и продажей золота: несмотря на то что банкиры постепенно сужают спреды на покупкупродажу золота, потери при операциях с драгметаллом по-прежнему велики (порядка 5–7%). «Вкладчики начали рассматривать золото не как доходный и перспективный актив, а как актив с низким потенциалом снижения цены», — комментирует начальник отдела операций с банковскими металлами VAB Банка Владимир Пищаный. Сейчас золото уверенно закрепилось на отметке выше $1600 за тройскую унцию (27 июля стоимость драгметалла достигла рекордных $1631,20 за унцию, а 29 июля — $1637,5). И хотя в краткосрочной перспективе металл может подешеветь, потери инвесторов не будут существенными. Советник предправления Юнекс Банка Анатолий Тимофеев предполагает, что до конца 2011 года цены будут колебаться в пределах $1400–1700 за тройскую унцию. По мнению специалистов британского банка Standard Chartered Plc, цены на золото к 2014-му могут подняться до $2 тыс. за тройскую унцию, а к 2020-му — до $5 тыс.
А вот серебро, подорожавшее с начала года более чем на 30%, спросом у украинцев не пользуется. Такое поведение инвесторов вполне обосновано: спред на покупкупродажу серебра достигает 50%. Это делает вложение в металл даже на длительный период попросту убыточным. К тому же серебро является скорее техническим металлом, чем инвестиционным, и цена на него довольно изменчива: колебания курса в течение недели могут достигать 5–10%. Желающих вложиться в палладий или в платину в Украине практически нет.
Валютное разнообразие
Исторически так сложилось, что во времена неопределенности инвесторы для диверсификации вложений используют не только металлы, но и так называемые твердые валюты. Чаще всего предпочтение отдается британскому фунту стерлингов, бразильскому реалу, китайскому юаню, индийской рупии, японской иене, канадскому доллару и российскому рублю. Однако последние две валюты — сырьевые, то есть валюты стран, экспорт которых состоит в основном из сырья (драгоценные металлы, нефть, сельское хозяйство и т. д.). И твердыми их можно назвать лишь условно: рост цен на сырье ведет к росту стоимости валюты, а снижение спроса может спровоцировать девальвацию.
В мире наибольшей популярностью среди инвесторов пользуется швейцарский франк. За все время своего существования девальвация франка была зафиксирована только один раз — 27 сентября 1936 года. Великая депрессия обвалила франк на 30%. С тех пор стабильность курса обеспечивается огромными золотовалютными резервами местного центробанка. И несмотря на то что законодательная привязка курса к золоту была упразднена 1 мая 2000-го, валюта этой страны по-прежнему остается стабильной.
В Украине альтернативные валюты пока не пользуются большой популярностью. Во-первых, купить «экзотику» довольно проблематично: мало того, что их, как правило, продают только в центральных отделениях, так еще необходимую сумму нужно заказывать заранее. Во-вторых, хранить валюту под матрасом невыгодно, а разместить в банке не так-то и просто. Вклады в швейцарских франках, фунтах стерлингов и российских рублях можно открыть не более чем в 10 финучреждениях (среди них — Финансы и Кредит, Universal Bank, «Хрещатик», ВТБ Банк, ОТП Банк, Укрэксимбанк и др.), при этом их доходность не превышает 5% годовых. На самом деле привлекать экзотические валюты банкирам невыгодно: валютное кредитование населения де-факто запрещено, поэтому девать привлеченные средства некуда. Депозиты в фунтах, франках или рублях — скорее маркетинговый ход, чем эффективный финансовый инструмент. Банкиры шутят: желающие инвестировать в фунты или франки уже давно сделали это… непосредственно в Швейцарии или Великобритании.
- Информация о материале
Не знаешь, что делать — открой Конституцию!
Кант утверждал, что ни одно общество не может существовать без единодушного уважения к некоторым основополагающим понятиям, не подлежащим пересмотру. Такие понятия в украинском государстве закреплены в Основном Законе — Конституции. Власть никогда не ощущала к ним особого пиетета, демонстрируя откровенное стремление использовать их в качестве орудия удовлетворения постоянно меняющихся политических устремлений. Поскольку в общественном восприятии незыблемых понятий и норм уже нет, антиконституционные нормы и правила насаждают безнаказанно, облекая их в официальную форму законов. В случае необходимости их цементируют не подлежащими пересмотру решениями Конституционного суда Украины (КСУ). Режим «социального дарвинизма» стал господствующим, а право — «зоологическим».
Простое разделение властей оказалось неспособным ограничить произвол, поскольку органами с различными государственными полномочиями овладели представители одной политической корпорации. Уравновешивать действия родственных властных группировок нет нужды, поскольку самочинная, без правил и узды, вертикаль власти «сильна как никогда». Но в этой «силе» кроется невосполнимая слабость. В действиях субъектов власти, демонстративно выходящих за пределы конституционно-правового поля, таится потенциал колоссальной силы беспорядка. Даже откровенные, но мыслящие адепты власти не смогут противодействовать ее превращению в неустойчивое и опасное для общества и государства орудие в руках движимых амбициями и алчностью ее обладателей. Ситуация с каждым днем только усугубляется.
Антиконституционное наделение президента суперпрезидентскими полномочиями (с постоянным их «пополнением» законами и решениями КСУ) представляет главную угрозу Конституции, всей системе конституционного управления государством. С приснопамятного прошлогоднего решения КСУ (которым он отменил Конституцию в редакции 2004 года), единственный орган конституционной юрисдикции продолжает не только абсолютно произвольно интерпретировать Основной Закон государства, но и «подправлять» его содержание и смысл без и вместо парламента. Вопреки собственным конституционным полномочиям, КСУ наделил президента дополнительными, отсутствующими в Конституции полномочиями. В решении от 21 июня с.г. (по делу о полномочиях государственных органов в сфере судоустройства) КСУ признал конституционными положения Закона «О судоустройстве и статусе судей», которыми установлены права президента «ликвидировать суды» и «осуществлять перевод судьи из одного суда в другой суд того же самого уровня и специализации».
В упомянутом решении немало странных пассажей, заслуживающих отдельного комментария, но обращу внимание исключительно на следующее. Ни правоведы, ни политики не обратили внимания на манифестацию Конституционным судом особого (эксклюзивного) принципа осуществления полномочий президентом (здесь и далее выделено автором)… В чем суть этого принципа? В изложении КСУ он состоит в следующем. Обосновывая вывод о конституционности наделения президента законом новыми полномочиями, Конституционный суд, в частности, утверждает: «Согласно конституционным принципам разделения власти и независимости судей президент Украины выполняет определенные функции, предусмотренные Конституцией Украины, которые реализуются через систему полномочий и (внимание! — В.М.) их составляющих, в том числе и дискретных».
Как именно, с точки зрения КСУ, соотносятся понятия «функции» и «полномочия», Конституционный суд не пояснил. Но я сейчас обращаю внимание на другое: КСУ признает за президентом не только собственно конституционные полномочия, но и «их составляющие». Что под этим понимает Конституционный суд, где находятся эти самые «составляющие», известно только ему. В числе «составляющих» полномочий президента оговорены и «дискретные» полномочия. КСУ не потрудился перечислить их, и остается предположить, что они исчерпывающе не определяемы. Почему?
Для начала следует пояснить, что понимают под дискретной (дискреционной) властью юридические словари? «Предоставление государственному органу или должностному лицу полномочий действовать по собственному усмотрению… В процессе осуществления дискретной власти возможны процедурно-процессуальные нарушения, выход за пределы закона, что нередко приводит к отказу от демократических принципов… Дискреционная власть характерна для тоталитарных политических режимов, ее следствием нередко является нарушение законности, прав и свобод человека… Дискреция содержит потенциал злоупотребления властью и служебным положением».
Таким образом, КСУ самочинно наделил президента потенциальными полномочиями действовать по собственному усмотрению при реализации своих «функций». Проблема лишь в том, что «собственное усмотрение» как в деятельности президента, так и в деятельности Конституционного суда сопровождается откровенным игнорированием правовой аксиомы. В соответствии с этой аксиомой, полномочия и главы государства, и КСУ устанавливаются исключительно Конституцией Украины. Следовательно, в очередной раз демонстративно игнорируется конституционный принцип верховенства Конституции в системе правовых актов, действующих в государстве. Признание «дискреции» «составной» частью полномочий президента открывает необозримые перспективы для «законного» превышения полномочий не только главой государства, но и другими субъектами власти. Дискреционная власть органично чувствует себя в условиях как тоталитаризма, так и авторитаризма. Более того, ее использование — эффективный инструмент установления таких режимов. Еще в 1788 году Джеймс Мэдисон, один из отцов-основателей США в «Федералисте» писал: «Сосредоточение всей власти — законодательной, исполнительной и судебной в одних руках, независимо от того, предоставлена она одному лицу или многим, по наследству, назначению или избранию, можно по праву определить словом «тирания».
Произошла энтропия конституционно-правового порядка путем управляемой и направляемой дезинтеграции конституционно-правового поля. Как видно, не стоит полагаться на КСУ в попытках отстоять конституционный строй. С одной стороны, Конституционный суд не только создает или освящает новые президентские полномочия, но и «дискретно» признает за президентом право действовать «по своему усмотрению». С другой — парламент «штампует» законы, в которых эти полномочия «узакониваются». На основе антиконституционных полномочий президент издает массу указов о назначениях на должности и освобождении с должностей.
Наконец, своими указами президент переводит многих судей из одного суда в другой, выходя за пределы очерченных Конституцией прерогатив главы государства. По неведению или по наущению, но президент в своих действиях уходит все дальше от выполнения своего основоположного полномочия — быть гарантом соблюдения Конституции (прежде всего, субъектами власти) быть гарантом прав и свобод человека и гражданина.
И президент Украины, и КСУ, как субъекты государственной власти, не освобождены от обязанности сообразовывать свои действия с требованиями Основного Закона. Никакое решение Конституционного суда не может быть выше Конституционных предписаний. В случае явно антиконституционного характера решений КСУ, указов президента, эти акты могут оцениваться и на предмет наличия в них признаков деяний, перечисленных в Уголовном кодексе. Статья 60 Конституции освобождает всех и каждого от обязанности выполнять явно преступные распоряжения и приказы. Нелишне напомнить и содержание второй части этой статьи: «Тот, кто отдал и тот, кто исполнил явно преступное распоряжение или приказ, подлежат привлечению к юридической ответственности».
Президент как может исполняет неподъемные полномочия, свалившиеся на него после известного решения КСУ. Он принял к исполнению и полномочия, которыми был наделен вследствие принятия парламентом антиконституционных законов, в частности — в сфере судоустройства. Одни дополнительные полномочия (в дополнение к тем, которыми он был наделен Конституцией в день принятия присяги) у президента появились вследствие решения КСУ как бы «не по его воле», но были приняты им к исполнению. Другие дополнительные полномочия, а именно полномочия «ликвидировать суды» и «осуществлять переводы судей из одного суда в другой», появились у президента после подписания им и опубликования соответствующего закона. Таким образом, президент (пускай даже сам того не ведая) имеет непосредственное отношение к наделению себя явно неконституционными полномочиями. В этих действиях, а также в издании указов о переводах судей на основании «освященного» им закона нетрудно заметить наличие признаков как превышения власти или служебных полномочий, так и признаков злоупотребления властью.
Исходя из изложенного выше, можно сделать вывод: судебный процесс над Юлией Тимошенко не может быть признан легитимным. Так как судья Родион Киреев был переведен из Березанского горсуда в Печерский райсуд Киева указом президента, явно выходящим за пределы его конституционных полномочий. Статус Киреева как судьи Печерского райсуда города Киева нелегитимен. Он не вправе отправлять правосудие в этом суде. Продолжение данного процесса под его председательством должно восприниматься как осуществление функций «чрезвычайным» или «особым судом», что (согласно 4 части 125 статьи Конституции) является недопустимым. Нелегитимность статуса судей, переведенных указами президента и в другие суды, очевидна.
Важнейшим конституционным инструментом защиты прав и свобод человека и гражданина, нарушенных в ходе судебных процессов, подобных печерскому, является часть 3 статьи 8 Конституции Украины, которая гласит: нормы Конституции Украины являются нормами прямого действия. Обращение в суд для защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина непосредственно на основании Конституции Украины гарантируется. Если украинская судебная и в целом властная система проигнорирует изложенное, то Европейский суд Конституцию украинского государства вряд ли не уважит.
И последнее. Оппозиция не выступила ни против четвертования Конституции Конституционным судом, ни против акта благодарности «агрессивно-послушному большинству» парламента, который изменил неизменяемые по природе «Переходные положения» Основного Закона. Все имеет цену, в том числе и «непротивление злу насилием». Сегодня оппозиция демонстрирует готовность «координировать действия». Это дает надежду на то, что закаленные в политических шоу оппозиционеры (при отсутствии новых лиц в украинской политике) найдут не только повод, но и мобилизационной фактор для консолидации усилий. Но пока все это — лишь рефлексии на конкретные раздражители.
Законодательный массив насыщается антиконституционными нормами. Судьи с нелегитимным статусом отправляют правосудие, КСУ с готовностью подтверждает их легитимность, а глава государства повсеместно реализует «запредельные» полномочия. У многих возникают вопросы: что делать? куда податься? кто в состоянии это остановить? Конституция — вот тот самый контрапункт, отправная «печка». Возьмите, коллеги-политики, Конституцию в руки и основательно изучите ее. Поверьте, найдете там много поучительного и полезного. Призовите граждан взять в руки Конституцию. Начните, хотя бы с четко сформулированных требований к президенту и парламенту — привести в соответствие с Конституцией все антиконституционные законы и указы президента. Потребуйте от субъектов формирования Конституционного суда пересмотра его состава. Кому-то такой труд может показаться неподъемным, но стоящий на месте никогда не осилит дороги.
Именно готовность защищать Основной Закон государства способна послужить пропуском в будущую украинскую политику. Защита прав и свобод граждан призвана стать знаменем объединения против беззакония.
- Информация о материале
Страница 1732 из 2102
