Утверждение о том, что арест Юлии Тимошенко – поворотный пункт президентства Виктора Януковича, страдает некоторым преувеличением. От того, надеты или нет наручники на руках у газовой принцессы, в жизни обычного менеджера, водителя или домохозяйки ничего не изменится.
Однако Украина как государство в целом, и ее глава, в частности, в ближайшее время получат ответ на вопрос: «Как жить дальше?» Дальше мы будем жить с Тимошенко, пребывающей за решеткой. Тактические выигрыши этого хода для Януковича очевидны, стратегические потери – тем более.
Янукович решился
За полтора года правления четвертого президента Украины власть натворила много судьбоносного и революционного. Такими эпитетами награждались и Харьковские соглашения, и Налоговый майдан, и местные выборы, и арест Юрия Луценко, и само возбуждение уголовного дела против Тимошенко. Теперь поворотной точкой в развитии страны именуют ее арест. Однако, на самом деле, из этого перечня лишь Налоговый майдан может считаться действительно значимым событием, повлиявшим на манеру действий власти в отношении народа. Все прочие события - из мира закулисной политики, к гражданам отношения не имеющей. То же можно сказать и по поводу ареста Тимошенко.
То, что арест произойдет, было ясно еще в конце прошлого года. То, что 5 августа ЮВТ отправили в СИЗО отнюдь не внезапно, тоже понятно. Януковичу надоело терпеть тот формат суда, который был навязан власти самой Тимошенко. Он рискнул, потому что иначе поступить не мог. Тимошенко должна сидеть, и дата ареста в этом плане не важна. Чтобы узнать последствия какого-либо спорного действия, его нужно совершить. Янукович совершил то, что от него давно ждали - одни с радостью, другие со страхом, третьи со злорадством, четвертые с саркастической усмешкой. Он сделал свой выбор. Что будет дальше?
Последствие первое. Усиление «ястребов» в президентском окружении
Это утверждении на данный момент можно считать безусловно верным. Именно «ястребы» лоббировали максимально жесткий стиль управления Януковича и его отношения ко всем проявлениям нелояльности, будь то поведение лидеров оппозиции или народные выступления. «Ястребы» ныне очевидно доминируют в доступе к Януковичу, они формируют для него видение ситуации и повестку дня. В условиях, когда президент всевластен, и его полномочия сродни монархическим, схватка группировок вокруг верховного лица становится главным методом принятия решений в стране. Янукович до недавнего времени демонстрировал неплохие способности арбитра в отношении как «ястребов», так и «голубей» – условной группировки, старающейся соблюдать необходимые правила приличия при принятии значимых решений, и ратующей за максимальное усиление хотя бы фасадной демократии. Теперь он однозначно занял сторону «ястребов». Но кто они такие?
Санкции Европы могут быть применены в отношении непосредственных виновников приговора Тимошенко – судьи, гособвинителя…
К сторонникам жесткой линии причисляют главу администрации президента Сергея Левочкина, главу СБУ Валерия Хорошковского, министра топлива и энергетики Юрия Бойко. За ними маячит тень Дмитрия Фирташа. То есть, налицо – перечень тех, кого уже полтора года причисляют к «русской группе» в окружении гаранта. Их конечная цель, согласно главной конспирологической версии – любыми методами отвратить Януковича от курса на Европу, и не оставить ему иного выбора, как союз с Россией во всех возможных формах. Однако «русское лобби» нельзя однозначно отождествлять с «ястребами». Оно не столь едино, и, помимо этой группы товарищей, к числу проводников жесткой линии можно причислить и представителей иных группировок вокруг Януковича.
Безусловным сторонником жесткости в госуправления является премьер Николай Азаров. Его допрос, который фактически вела Юлия Тимошенко, стал последней каплей для принятия решения об ее аресте. Не меньшими сторонниками жесткой линии можно считать и т.н. «семью» президента, куратором которой считают известного Юрия Иванющенко. Однако интерес этой группы «ястребов» - иной. Им выгоден как раз не крен в сторону России, а максимальное замирение страны, зависание ее в состоянии «ни войны, ни мира» - то есть модели управления, в которой все завязано на решения одного лица, а спорные вопросы выводятся на поверхность лишь при четком просчете последствий лично для «Лидера». Как раз в эту группу - более, чем в «русскую», входит ныне Сергей Левочкин.
К числу «ястребов» можно отнести и большую группу перебежчиков от Тимошенко, которые теперь боятся ее возможной мести, и вынуждены поддерживать максимально жесткие меры в отношении своей былой патронессы. Так что «ястребы» в окружении президента – не единая группировка. Потому факт их усиления не отвечает на вопрос о дальнейшем курсе страны. Для этого нужно разобраться в реакции внешних факторов на арест лидера украинской оппозиции.
Последствие второе. Запад подвешивает Украину на крючок Тимошенко
Реакция западных держав и организаций на арест Тимошенко является довольно жесткой. Однако ее можно было предвидеть. К тому же, факт такой реакции пока не означает серьезных последствий для власти. Санкции, если они будут – дело не одного дня, и еще неизвестно, какими будут эти санкции. Если это будет список неких лишенных права въезда на Запад персон, то вряд ли в этом списке будет сам Янукович – Запад понимает, что персонально отторгая украинского президента, он наносит ему столь глубокую обиду, после которой украинскому гаранту точно остается только бежать в Таможенный союз. Санкции могут применить в отношении непосредственных виновников приговора – судьи Киреева, гособвинителя Фроловой, а заодно еще и министра внутренних дел на пару с министром юстиции. Санкций против крупных чиновников, тем более входящих в «русскую группу», а также против украинских капиталистов и их активов не будет. Формально нет никаких поводов обвинять их в чем-либо. То есть, даже введя такие санкции, Запад соблюдет необходимый политес – и все.
Арест Тимошенко лишает украинскую оппозицию главного харизматичного лидера
Иное дело – регулярно «тыкать» украинскому президенту и его подчиненным делом Тимошенко в процессе переговоров о зоне свободной торговли, о безвизовом режиме и о новом транше МВФ. Европа, похоже, решила, что зашла слишком далеко в авансах для Украины, и теперь ищет повод свернуть свои инициативы, не захлопнув Украине дверь в Европу совсем. Так что не исключено, что арест Тимошенко на самом деле воспримут в Брюсселе как долгожданный повод. Переговоры о ЗСТ и безвизовом режиме затянутся (но не прекратятся). Транша МВФ Украина также может не увидеть: в придачу к несоблюдению требований о повышении цены на газ для населения теперь будет еще и козырь о политических репрессиях. Впрочем, прожить без транша Украина может, что и доказывает ныне. Азарову это даже выгодно - тем самым он выигрывает идеологическую битву с Сергеем Тигипко, который утверждает, что без МВФ нам никуда не деться.
Запад, безусловно, примет дело Тимошенко к рассмотрению в Европейском суде и впоследствии будет давить на Януковича решениями по этому делу. А Янукович будет торговать судьбой Тимошенко в обмен на различные преференции.
Последствие третье. Россия усилит давление на Януковича
Арест Тимошенко – удар по Путину. Российский МИД 5 августа отреагировал стремительно – разослал комментарий, в котором утверждалось: соглашения 2009 года заключались с согласия двух президентов. Тем самым на арену выводятся Медведев и Ющенко. Кто же инициатор этого демарша России?
Если инициатор – Медведев, тогда ситуация такова: он этим сообщением показывает, что Путин был всего лишь его исполнителем, а с украинской стороны главным ответственным за соглашения делают Ющенко, который уже готовится давать в суде показания против Тимошенко. Как раз накануне его допроса Тимошенко и посадили.
Но Ющенко, как известно, утверждает, что согласия не давал. Следовательно, «московская телеграмма» «зависает», и версия о Тимошенко-исполнительнице не согласуется с версией о Путине-исполнителе. Да еще и Медведев становится соучастником незаконного газового дела.
Но не исключено, что ситуацию подадут следующим образом: мол, Тимошенко обманула Путина (у которого была санкция от Медведева), сообщив, что Ющенко одобрил директивы. То есть, все вину возложат на Тимошенко, а Путин формально прикроется согласием Медведева.
Это будет означать, что Тимошенко сдали и Медведев, и Путин.
Образ «Юли-мученицы» всегда будет находиться в головах недовольных режимом – а их число ширится
Если ж инициатор московского сообщения – исключительно Путин, это означает, что он готов защищать не столько Тимошенко, сколько ее контракты, и всерьез опасается последующих неадекватных действий украинской стороны. Неадекватных, конечно, с точки зрения «Газпрома» - к примеру, подачи в Стокгольмский арбитраж иска о разрыве контрактов. Медведеву же осуждение Тимошенко на руку - он с ней денег не делал, и готов писать новые контракты с чистого листа.
Но если Путин снова приходит к власти, что очень вероятно, нам всем предстоят весьма тяжелые времена. Новая газовая война коснется каждого. Правда, начинать ее Путин сможет только под новый 2013 год. Этой зимой история 2009 года вряд ли повторится. Хотя нельзя исключать, что в условиях предвыборной кампании «воспитание» Украины может начаться «уже сегодня».
Пожалуй, их всех последствий дела Тимошенко «вопрос Путина» остается самым непрочитанным – и становится стратегическим для будущего Украины. Посадка Тимошенко в этом плане действительно может быть определяющим катализатором для будущего геоэкономического выбора Украины.
Последствие четвертое. Оппозиция ослабляется тактически, и усиливается стратегически
Арест Тимошенко лишает украинскую оппозицию главного харизматичного лидера. Это позволят спокойнее вздохнуть всем прочим оппозиционерам «его величества», толкающимся на узком поле маневра, оставленного властью. Оппозиция заинтересована в аресте Тимошенко, дабы она не мешала им на выборах, и в то же время будет использовать ее страдания в тюрьме как лозунг в борьбе с «репрессивным режимом». Тимошенко будет оставаться благодатной темой для ток-шоу и пиара политиков все последующие годы, и особенно во время выборов.
«Батькивщина» в этих условиях может набрать несколько больше голосов на парламентских выборах 2012 года, но к президентским 2015-го ей будет некого выставить, и эта политсила, продержавшись одну каденцию парламента, исчезнет, трансформируясь в нечто новое. Все будет зависеть от того, как долго будет сидеть Тимошенко.
В 2012 году Янукович может получить достаточно лояльный парламент, однако оппозиция в нем будет более целеустремленной и настроенной на борьбу с ПР в принципе. Одновременно будет объявлен кастинг на лучшего спарринг-партнера для Януковича в 2015-м. Тягнибок может им и не стать. Чем хуже будет ситуация в стране, и в особенности внешние отношения Украины с Западом и Россией, тем быстрее недовольные олигархические группы начнут искать нового кандидата на место Тимошенко. И его могут найти уже к 2015-му. И точно найдут позднее.
Последствие пятое. Народ безмолвствует и ждет
Обывателю важнее его собственное маленькое благополучие. Никаких особых акций в защиту Тимошенко не будет. Однако образ «Юли-мученицы» всегда будет находиться в голове всех недовольных режимом – а их число ширится. Важно не то, что Тимошенко будет сидеть, а то, что свято место пусто быть не может. В пределах 10 лет появится новый лидер оппозиции (либо несколько таких лидеров), которые изменят политический ландшафт страны.
Правление Януковича изначально не было, не является и не будет безоблачным. Временно сплотив свой базовый электорат жесткой мерой в отношении Тимошенко, он, тем не менее, уже скоро растратит плоды это победы – ведь уже через несколько лет Юля в тюрьме станет таким же привычным символом, как Ходорковский, а население будет идти за иными лидерами. Сейчас невозможно предсказать, кто может выбить из-под ПР почву на юго-востоке - а это ныне самый важный вопрос внутриполитического будущего Украины. Но одно можно утверждать уверенно – такой лидер будет. И им может стать… даже «посидевшая и подумавшая» Тимошенко. Потому что лучшей жизни с этой властью нам не видать.