Продолжаем вспоминать историю украинских бизнес-групп, которые еще несколько лет назад диктовали экономическую политику молодой страны.

Франчуки поставили на «семейный бизнес», но прогадали

Крымская группа «ТЭР-Холдинг» известна своими интересами в первую очередь энергетической сфере. Стремление развиваться в этом направлении было обусловлено в том числе тем, что в конце 90-х топливно-энергетический комплекс был одним из неисчерпаемых источников быстрого накопления капитала.

 Расцвет деятельности этой бизнес-группы пришелся на конец 90-х годов прошлого тысячелетия, когда крымский бизнесмен Анатолий Франчук был премьер-министром автономии. Эта влиятельная должность вывела его сына Игоря в «высший свет», венцом которого стало его решение связать свою жизнь узами брака с дочерь второго Президента Украины Леонида Кучмы – Еленой. Родственные отношения с авторитетным семейством позволили Франчукам буквально ворваться в отечественную бизнес-элиту. В начале 2000-х годов Игорь Анатольевич возглавил «дочку» НАК «Нафтогаз Украины» - «Черноморнафтогаз», после чего группа «ТЭР-Холдинг» начала расти как на дрожжах. Наиболее показательным примером тому стал тот факт, что в 2001 г. под полным оперативным контролем Франчуков оказался оператор распределительных газовых сетей АРК - ОАО «Крымгаз». Это стало возможным благодаря тому, что «Черноморнафтогаз» (принадлежит 15,4% акций «Крымгаза»), и близкие к Франчукам компании ООО «ТД «Витамины» и ООО «Атлантик Каспиан Ресорсес», совместно владеющие порядка 35% акций ОАО, де-факто консолидировали контрольный пакет «Крымгаза».

В дальнейшем группа «ТЭР Холдинг» приросла компаниями ООО «Крымтеплоэлектроцентраль», ООО «Фирма «Сакрамед», ООО «Интер-ТЭР ЛТД», «Объединенным коммерческим банком», ОАО «Крымнефтепродукт» и т.д. Но в 2006 г. в жизни Франчуков началась черная полоса. Тогдашние кураторы энергетической сферы Украины сместили Франчука-младшего с должности главы «Черноморнафтогаза», водрузив на нее нынешнего губернатора Киевской области Анатолия Присяжнюка. К тому времени Игорь Франчук уже был разведен с дочерью Кучмы, да и сам Леонид Данилович стал Президентом с приставкой «экс». Собственно говоря, именно после потери оперативного контроля над «Черноморнафтогазом», группа «ТЭР-Холдинг» начала терять контроль над основными своими активами так же быстро, как и обрастала ими. Одним из первых из ее состава вышел «Крымгаз», в котором Анатолий Франчук лишился поста главы наблюдательного совета. А чуть позже крымские бизнесмены утратили контроль и над активами ГП «Крымские генерирующие системы», которые арендовала родственная им «Крымтеплоэлектроцентраль».

В 2009 г. Игорь Франчук официально заявил о том, что значительную часть своего бизнеса он распродал. Правда, эта ярмарка вовсе не означала, что крымский бизнесмен оставил надежды вернуться в большой бизнес. Одна из таких попыток была предпринята совсем недавно – летом прошлого года Франчук-младший стал внештатным советником первого вице-премьер-министра Андрея Клюева. Примерно тогда же на нефтегазодобычном рынке начали активно курсировать слухи о возможном возвращении Франчука в «Черноморнафтогаз». Но по сегодняшний день эта информация так и не нашла практического подтверждения, поэтому можно считать, что попытка основателей одной из некогда крупнейших крымских бизнес-групп вернуться в предпринимательскую элиту провалилась.

Что же касается группы «ТЭР Холдинг», то в последнее время она представляет собой скромную структуру, курирующую небольшой сельскохозяйственный бизнес (через ООО «Крымплемнандрас» и ООО «Земельная техника»), а также ряд объектов недвижимости (через компании ООО «Лиласте», ООО «Энтеко» и ООО «Левада комплекс»). Сохранить причастность к энергетическому сектору Франчукам удалось лишь через институт «Шельф» (проектирует нефтегазовые установки), в котором Игорь Франчук по его же признанию, является миноритарным учредителем.

Плачков-Продан: энергетический тандем провинциалов в Киеве

Столпом развития энергетического союза «Иван Плачков–Юрий Продан» стала столичная энергокомпания «Киевэнерго». Но по иронии судьбы именно после потери оперативного контроля над этой энергокомпанией начался процесс разрушения империи этих предпринимателей.

 

Иван Плачков и Юрий Продан являются выходцами из компании «Киевэнерго», но сделать эту вотчину опорой в собственном бизнесе они смогли лишь в 2005 г., когда Плачков возглавил Министерство топлива и энергетики. По данным «Комментариев», назначение на эту должность Ивана Васильевича пролоббировал лично Виктор Ющенко. Но при этом тогдашний Президент четко обозначил, что в этом кресле Плачков будет курировать исключительно электроэнергетику, параллельно отдав газовую сферу в руки близкого к Петру Ющенко Алексея Ивченко. Возможно, именно такое ограничение полномочий и заставило Ивана Плачкова выстраивать собственную бизнес-группу исключительно в «электрической» сфере. Первым делом для этого он назначил своим заместителем Юрия Продана, которому доверил кураторство над всем государственным энергопоставляющим и энергогенерирующим сектором страны. Эти полномочия Продан получил в середине 2005 г., став президентом НАК «Энергетическая компания Украины», которой тогда подчинялись 20 облэнерго, а также десяток тепловых и гидравлических компаний.

Получать первые дивиденды от управления этими предприятиями группа Плачкова-Продана начала уже в 2006 г., когда основанное их супругами Светланой Плачковой и Еленой Березовской ООО «Юридическая фирма «Арка» стало активно предоставлять аудиторские, консалтинговые и юридические услуги государственным энергокомпаниям. Благодаря этому доходы этой юрфирмы буквально за год увеличились в 2,5 раза – до 6 млн. грн.

Но куда более серьезные средства группа «Киевэнерго» начала зарабатывать чуть позже, когда Юрий Продан способствовал назначению своего брата Петра Продана заместителем главы госкомпании «Укргидроэнерго», что позволило взять под контроль распределение многомиллионных средств, предназначенных для строительства Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Параллельно Продан активно боролся с долгами в энергетике. Решалась эта задача путем последовательных расчетов по цепочке потребитель электроэнергии – облэнерго – генерация. При этом иногда в этих схемах участвовали близкие к группе Продан-Плачков компании-посредники.

Когда в середине 2006 г. премьер-министром стал Виктор Янукович, лидеры группы «Киевэнерго» перестали играть серьезную роль в украинской энергетике. Но восстановить свои позиции они смогли уже спустя два года, когда в кресло главы Кабмина вернулась Юлия Тимошенко, назначившая главой Минтопэнерго Продана. Интересно, что Юлия Владимировна сделала выбор в пользу Юрия Васильевича потому что была хорошо осведомлена о его исполнительности. Убедиться в этом на практике премьер могла еще в конце 90-х годов, когда Продан на посту директора ГП «Энергорынок» подхватил ее лозунг о борьбе с бартером при расчетах за электроэнергию.

Когда в прошлом году Тимошенко проиграла выборы, стало очевидно, что Продан потеряет свою должность, но даже после того как этот прогноз сбылся, Юрий Васильевич не вошел в число «политических заключенных». Источники «Комментариев» утверждают, что и на этот раз бизнес-партнеру Ивана Плачкова удалось выйти «сухим из воды» благодаря умению договариваться. «Юрий Васильевич и сейчас может прийти в Министерство энергетики и решить интересующий его вопрос», - сообщил «Комментариям» один из его бывших подчиненных Продана. Другое дело, что после потери административного ресурса, тандем «Иван Плачков-Юрий Продан» фактически распался, а вместе с ним разрушилась и группа «Киевэнерго», ярким подтверждением чему стал переход одноименной компании под контроль структур Рината Ахметова.

«Великолепная семерка»  не пережила оранжевую революцию

Созданная в 90-х бизнес-группа «Славутич» динамично развивалась за счет чиновнических связей ее основателей - Григория и Игоря Суркисов. Но именно ставка братьев на административный ресурс в итоге и стала основной причиной развала их империи.

Становление Григория Суркиса в роли крупного украинского бизнесмена началось еще во времена СССР, когда он был начальником управления комплектации киевского горисполкома. На этой должности Григорий Рахмильевич распоряжался невероятным дефицитом того времени - облицовочной плиткой, линолеумом, паркетом и сантехникой. Поставки этих строительных материалов в Украину зачастую осуществлялись из стран бывшего соцлагера, которые патронировались тогдашним председателем столичного горисполкома Валентином Згурским. На этой почве между Згурским и Суркисом-старшим завязались дружеские отношения, которые по признанию последнего, привели к тому, что в 1991 г. ему даже удалось попасть на прием к первому лицу СССР - Михаилу Горбачеву. «Эта встреча состоялась при помощи Згурского. Тогда я подарил Михаилу Сергеевичу картину в честь полученной им Нобелевской премии. Мне это было нужно для рекламы своего бизнес-проекта», - откровенно сказал в одном из своих интервью Григорий Суркис.

Развал Союза лишь укрепил взаимоотношения по линии Суркис-Згурский. А уже в начале 90-х годов этот тандем стал называться «великолепной семеркой», поскольку прирос новыми участниками - Игорем Суркисом, Богданом Губским, Юрием Карпенко, Юрием Ляхом и Виктором Медведчуком. Координационным центром этой бизнес-группы стал созданный в 1992 г. многопрофильный концерн АО «Национальный инвестиционный фонд «Омета XXI век», у которого было четыре основных подразделения - «Омета-траст», «Омета-инвест», «Омета-инстер» и «Омета-прайвит».

Одним из наиболее прибыльных направлений бизнеса этой группы была торговля нефтепродуктами. Причем зарабатывать в этой сфере «великолепная семерка» стала сразу на нескольких этапах: при импорте нефти в Украину; при переработке этого сырья на тогда еще государственных НПЗ; и при оптовой реализации товара. «Наши структуры, начиная с 1991-92 гг., брали кредиты в иностранных банках под закупку нефти, которую перерабатывали в течение 4-5 лет в Украине. Зарабатывали на ценах на нефтепродукты и тем самым получали сумасшедшие прибыли. Мы покрывали 10-12% рынка нефтепродуктов», - делился в одном из интервью в 2002 г. секретом успеха Виктор Медведчук.

Дальнейшее развитие событий показало, что нефтетрейдерские операции – это лишь часть айсберга доходов «великолепной семерки». Показательный пример: в середине 90-х годов основатели концерна «Омета XXI век» создали новый управляющий центр - ЗАО «Промышленно-финансовый концерн «Славутич», который уже стал работать не только на рынке энергоносителей и нефтепереработки, а и вошел в число активных торговцев пищевыми продуктами и металлом. Пик развития бизнес-империи Григория Суркиса и его партнеров пришелся на начало 2000-х годов, когда Виктор Медведчук возглавил администрацию Президента Украины Леонида Кучмы. Лучше других о безграничности административного ресурса основателей «Славутича» того времени знает Константин Григоришин. Этот бизнесмен в разгар ссоры с братьями Суркисами был пойман с поличным (наркотиками и огнестрельным оружием) и пока он отбивался от этих обвинений, в пользу «великолепной семерки» перешла значительная часть «григоришинского» бизнеса – акции облэнерго, металлургических и машиностроительных заводов.

Шанс восстановить статус-кво Константин Григоришин получил в начале 2005 г., когда на смену Леониду Кучме пришел «оранжевый» Виктор Ющенко. Но как стало известно впоследствии, президентская кадровая ротация не столько ослабила позиции Григория Суркиса и его бизнес-партнеров, столько стала началом краха концерна «Славутич». По данным «Комментариев», для того чтобы не растерять контроль над предприятиями таким же способом, как они приобретались, братья Суркисы попросту продали значительную часть своего бизнеса (прежде всего  - в бумажном и нефтяном секторах) Игорю Коломойскому. Венцом развала империи «великолепной семерки» стало написанное в  2006 г. Виктором Медведчуком заявление об отставке с поста председателя некогда влиятельнейшей партии СДПУ(о).

Что же касается Григория Суркиса, то он посвятил себя футболу и проведению Евро-2012 в Украине. С 2000 года он является главой Федерации футбола Украины. Правда, этой должности Григорий Рахмильевич вполне может лишиться уже в следующем году, когда карт-бланш от УЕФА получат его давние оппоненты Ринат Ахметов и Александр Ярославский.