Главная
Как не купить отобранную в Донбассе машину
Пресс-служба управления ГАИ МВД Украины сообщает, что количество незаконных завладений транспортом в стране стремительно растет. Если в целом в Украине количество угонов повысилось за последнее время в три раза, то в Донбассе этот показатель вырос пятикратно. Самыми проблемными регионами стали Донецкая и Луганская области, где за девять месяцев зарегистрировано 1 800 и 1 500 угонов соответственно.
Статистика демонстрирует вопиющую ситуацию.
На любом сайте по автопродажам можно увидеть, как люди открыто перепродают угнанные автомобили по низким ценам, отмечают в ГАИ. В ведомстве советуют быть чрезвычайно бдительным.
Насторожить покупателя должна низкая цена. Не может машина 2012 года выпуска стоить 2 тыс долл. Далее - следует тщательно проверять документы.
При продаже автомобиля продавец обязан иметь удостоверение личности, идентификационный номер плательщика налогов, свидетельство о государственной регистрации транспортного средства и справку из банковского учреждения о погашении займа, если автомобиль был куплен в кредит.
Также продавец должен иметь выписку из государственного реестра обременений движимого имущества, которую получают у нотариуса по паспорту и техпаспорту. Стоимость услуги нотариуса колеблется от 100 грн до 200 грн.
Проверить историю автомобиля можно путем направления официального запроса в ГАИ. Она должна предоставить ведомости о том, что автомобиль не числится в угоне или не является объектом какого-либо уголовного преступления. Ни в коем случае нельзя покупать подозрительно дешевые машины по доверенности.
Есть несколько рисков. Самый весомый - генеральная доверенность может быть отменена продавцом в одностороннем порядке без уведомления об этом доверенного лица. Деньги, которые покупатель - доверенное лицо - передал продавцу, вернуть крайне сложно, как и доказать сам факт передачи денег.
Кроме того, машина может числиться в угоне либо быть под арестом, и путь счастливого обладателя дешевого авто закончится у ближайшего поста ГАИ. Люди, любящие рисковать и готовые купить дешевую машину с донецкими или луганскими номерами, должны понимать: они могут потерять и машину, и деньги.
В случае наложения на авто ареста оно отправится на штрафную площадку до снятия ареста. Если же автомобиль находится в базе угнанных, против водителя может быть открыто уголовное производство по статье "угон транспортного средства" со всеми вытекающими последствиями.
Жителям оккупированных территорий, у которых боевики отобрали автомобиль, нужно срочно вызывать милицию и заявлять об угоне. В таком случае как только угнанную машину попытаются ввезти на контролируемую Украиной территорию, она будет немедленно остановлена и отправлена на штрафную площадку.
Если машина цела, скорее всего, ее захотят продать по более высокой цене.
Соответственно, продавцы будут делать все возможное для создания видимости законности сделки. Основной совет: требуйте от продавца официального снятия машины с учета в ГАИ (красные номера). После этого автомобиль является юридически чистым и готовым к оформлению на нового собственника.
- Информация о материале
«Я семь дней провела в камере смертников»
Тысячи людей на территориях, находящихся под контролем "ДНР" и "ЛНР", были арестованы и брошены в тюрьмы и лагеря (один из таких лагерей находится в Донецке в бывшем арт-центре "Изоляция"). Арестовывают по доносам, за малейшую провинность, с поводом и без повода. Как во времена сталинского террора, часто задерживают самих же ополченцев, сторонников ДНР, заподозренныхв нелояльности или шпионаже. Но хуже всего приходится патриотам Украины. В передачах Радио Свобода свои истории рассказывали Ирина Довгань, которую привязали в Донецке к позорному столбу, художник Сергей Захаров, которого жестоко избивали за то, что он нарисовал карикатуру на Гиркина-Стрелкова, социальный работник Виктория Бутенко, на глазах которой пытали сына.
Частный предприниматель Светлана Матушко, арестованная по ложному доносу, 7 дней провела в камере смертников в подвале бывшего здания СБУ на улице Щорса. Сейчас она смогла выбраться в Киев и участвует в работе Комитета по делам переселенцев. Вот ее рассказ:
– Я коренная дончанка. С самого начала была на стороне Майдана, была на Майдане два раза, всячески поддерживала. В Донецке ходила на митинги, рассказывала всем своим знакомым, объясняла, что происходит. В Украине сильна была власть Януковича и его семьи, от этого страдали буквально все, коррупция касалась каждого человека, но они этого не понимали. Им казалось, что это "стабильность", они получали пенсии, получали зарплаты. Голосовали за Януковича, потому что хоть и бандит, но свой, а не чужой – как-то так рассуждали люди. Я старалась все объяснять знакомым и родственникам.
– В Донбассе многие поссорились с родственниками из-за политических разногласий. В вашей семье тоже были такие расколы?
– Моей семьи это тоже коснулось. Моя мама ходила на так называемые выборы в так называемой ДНР 2 ноября.Я пыталась ей объяснить: "Мама, ты сейчас голосовала за человека, который хотел убить твоего ребенка". Она этого не понимает. Она говорит: "Я голосовала за мир". –"А за кого ты голосовала?". Она говорит: "За Захарченко". – "А кто это такой?". –"Я не знаю, военный какой-то, с крестами, очень хорошо поет с Кобзоном". – "Мама, а программа какая-то, что-то он обещает вам?". Не интересует ихэто, только чтобы против "киевской хунты", они так говорят.
– Светлана, как вы попалив тюрьму?
– Человек, который за мной ухаживал, написал донос на меня. Пришли люди, вооруженные автоматами, в камуфляже и арестовали меня на работе. Забрали всю технику, документацию. Два раза был обыск дома без всяких санкций, без понятых. Два раза был обыск на работе, то же самое. Посадили меня в подвал ДНР – это бывшее здание СБУ Украины в Донецке. Я семь дней просидела в камере смертников.
– Как вы узнали, что на вас написал донос близкий человек?
– Они сказали мне, что на меня написали донос, а когда объяснили, что мне предъявляют, я по этому обвинению догадалась, кто это сделал. Это не близкий мне человек – просто человек, который за мной ухаживал.
– А что было в этом доносе?
– Что я фотографирую дэнээровские блокпосты и передаю украинской армии.
– И это было враньем, конечно?
– Мы в каком веке с вами живем? Как можно фотографировать на обычный фотоаппарат блокпост и передавать украинской армии, если есть видеорегистраторы, если еще 30 лет назад фотографировали через отверстие в пуговице? Смысл?
– Как вы думаете, зачем он написал на вас донос? Мстил за то, что вы его отвергли?
– Я не могу сказать. Я спрашивала у человека, который меня допрашивал: "Я знаю, кто это сделал. Вы что, его наградили каким-то орденом, денежную премию, поощрение какое-то дали? Почему он это сделал?". Человек, который меня допрашивал, сказал: "Понимаете, сейчас у людей на фоне этой смуты всплывает все самое низшее".
– То есть люди, которые вас допрашивали, понимали, что обвинение абсурдное?
– Да.
– Тем не менее, посадили вас в камеру смертников?
– Да. У меня нашли дома при обыске украинскую символику, украинские флаги. Я среди своего окружения не скрывала свою позицию. Понимаете, чего они добиваются: они хотят максимально запугать населениев Донецке, которое лояльно относится к Украине, для того чтобы они сами уезжали. И заселить эти территории людьми, которые лояльно относятся к России. Думаю, что цель такая.
– Кто с вами был в подвалеи как к вам и к другим заключенным относились?
–Меня не били, относились более-менее лояльно. Сидели бывшие сотрудники СБУ и милиции, люди, которые торговали наркотиками, их тоже сажали в общие камеры. Бросили в камеру парня с девушкой, его фамилию нашли в списках партии "Молодая Батькивщина", забрали его с женой. Он неделю сидел со связанными руками, в наручниках. Со мной сидела девочка-снайпер из ополченцев, ей 21 год, она беременная была. Тренерпокаратесидел по доносубывшего ученика. Он в свое время, на президентских выборах, поддерживал Тимошенко. Донецкие бизнесмены сидели. После 20 дней подвала были готовы подарить террористам все свое движимое и недвижимое имущество. Одного выпустили, а о судьбе второго так ничего неизвестно до сих пор. Парень-волонтер из города Смела Черкасской области приехал в Донецк к друзьям, с которыми познакомился в соцсетях, для того чтобы выяснить, почему дончане голосуют на референдумах и не хотят жить в Украине. Наивный мальчишка приехал со своим дневником, который начал вести еще на Майдане, и фотоаппаратом, в котором были снимкисобытий в Киеве. Другой парень–студент Донецкого национального университета "с активной жизненной позицией" попал в подвал за то, что задал неудобный вопрос Губаревупо поводу того, как они собираются платить пенсии и зарплаты бюджетникам? И как собираются встречать отопительный сезон, если еще не начата к нему подготовка? После окончания пресс-конференции его арестовали. Ребята, с которыми я сидела, рассказали, что после моего освобождения к ним посадили двух женщин. На одну соседи донос написали, что ее муж служит в Нацгвардии Украины, а вторую подозревали, что она снайпер. Их пытали и избивали так, что они сошли с ума. Парень, который мне это рассказывал, сам провел неделю в одиночной камере (это такое помещение размером один метр на полтора и на бетонном полу окровавленная тряпка) без еды, воды и со связанными руками. Так вот он хотел попроситься в одиночную камеру обратно, потому что не мог выдерживать этих рыданий, воя и истерик. Замечу, что это говорил офицер, которого два раза возили на расстрел и пытали так, что спустя уже три месяца он до сих пор проходит курс реабилитации. С поломанными ребрами, с гематомами по всему телу, но я от него не услышала даже стона. Многие, не выдерживая пыток, просят, чтобы их расстреляли сразу и не издевались. Знаете, что меня поразило больше всего, после того, как меня освободили? Наблокпосту возле здания СБУ стоят родственники пропавших и ждут человека со списком, чтобы узнать, здесь ли близкие. А в метре от них стоят две машины ОБСЕ. И в это же самое времяв подвалах кого-то пытают. У меня вопрос к представителям миссии: если вы вхожи в здание бывшего СБУ, где ваши глаза и уши? Что это за представители такие, которые не информируют мировую общественность о реальных событиях, которые сейчас происходят в Донбассе? Не видят танки, бронетехнику, "Грады", которые разъезжают по городу колоннами, не видят вооруженных людей в супермаркетах? Не видят, кто и из какого оружия обстреливает мирные кварталы, в результате чего погибают люди и разрушается инфраструктура города? А сюжет в новостях о том, что наш президент дает в пользование слепоглухонемым представителяммиссии ОБСЕ бронированную технику, которая сейчас нужна больше ребятам на войне, у меня вызвал, мягко говоря, недоумение.
–Вы говорили о девушке-снайпере. Почему ее схватили, если она работала на ДНР?
–Она позвонила своей приятельнице в Донецкую областную администрацию и сказала, что якобы украинцы собираются"брать" администрацию. Эта ее знакомая пошла и написала на нее донос. Ее обвинили в том, что у нее связь с украинской стороной. Со мной в камере сидел парень, ему 28 лет, он в прошлом ополченец. Ребята уходят из ополчения, "закапывают" свое оружие, закапывают форму и уезжают. Многие уезжают в Украину, где-то теряются, другие уезжают в Россию. Так вот его арестовали, увезлина расстрел. Как он мне рассказывал, в расстрельной команде совсем молодые парни, расстреливают где-то на заводе. Человека, которого с ним увезли на расстрел, расстреляли сразу, а к нему подошли и ударили ножом в левое плечо. Он потерял сознание, упал. Потом сделали контрольный выстрел в голову, но пуля только задела голову, поскольку в цеху темно. Он полчаса пролежал в донецкомморге, забитом трупами. Подождал, пока все утихнет, вышел. Санитары вызвали скорую помощь, он все рассказал врачам. Врачи доставили его в одну из больниц Донецка, сделали операцию, так он остался жив. Когда я уходила из камеры, где мы вместе сидели, я оставляла всем свой номер телефона, он позвонил мне, и я его забрала из больницы. Сейчас он уехал в свой родной город, ищет себе работу, оформляет группу инвалидности, ходит по больницам.Вот такая история, и этих историй много.
–Как и почему вас отпустили?
–Вы знаете, это и сейчас для меня–загадка. Я до сих пор не могу этого понять. Мне постоянно говорили, что яне скоро вернусь, и в подвале, где мы сидели, люди, которые меня окружали, сказали, что с такой позицией, как у меня, мне отсюда выхода нет. Первый человек, который меня допрашивал, сказал, что он был в составе "Беркута" на Майдане. У меня забрали фотоаппарат, там были фотографиис Майдана. Когда он увидел, что я была на Майдане, он кричал, что меня только за это расстрелять надо, что я якобы бросала "коктейли Молотова". Потом через два дня допрашивал меня ужедругой. На допросах обсуждали политику, экономику, что они собираются делать. Я спрашивала, откуда будет финансирование, как они собираются платить пенсии, социальные выплаты, говорила, что не поступают деньги в бюджет, что уезжает бизнес из Донецка. Такие темы мы с ними обсуждали. Постоянно, когда меня вызывали, я думала, что всё уже–на расстрел. На четвертый день он мне сказал, что меня расстреливать не будут. Сказал, что у них тройка заседает, которая решает, что с человеком делать.У меня только от одних позывных"Мясник", "Абвер", "Удав" кровь в жилах стынет. Потом через какое-то время он мне сказал, что не будут меня вызывать на эту тройку, что решат все без меня. Вот так в понедельник меня выпустили.
–Среди тех людей, которые вас арестовали и допрашивали, были россияне?
–Человек, который меня последний допрашивал, предъявил мне свой паспорт, сказал, что он из Мариуполя. Остальные не представлялись, но по разговору понятно было, что это россияне, потому что у нас на Украине так не говорят.
– Как теперь живут в Донецке богатые люди, которые поддерживали сначала Януковича, а потом финансировали ДНР? Продолжают ли поддерживать сепаратизм, и что случилось с их бизнесом и недвижимостью?
– Богатые дончане никогда не поддерживали Януковича, потому что при нем "давили" бизнес. Януковича поддерживали бандиты, которые когда-то "отжали" бизнес у кого-то, а потом возомнили себя бизнесменами. Об их судьбе сейчас я, к счастью, ничего не знаю. После марафона в Киеве 2 ноября я познакомилась с нашими бизнесменами, которые выехали из Донецка после приезда в город Стрелкова. Вот они и организовались в Комитет по делам вынужденных переселенцев. "До противного порядочные люди", как сказал один из них. Донецкая бизнес-элита никогда не поддерживала Януковича. Когда мой дядя был представителем Тимошенко на выборах в Донецкой области, к нему обращались бизнесмены и всячески помогали, чтобы Янукович не победил. Понимали, что и леди с косой не идеал, но кто угодно, только не "батя", как его называет Людмила Янукович.Кто-то из богатых дончан, которые никогда не поддерживали Януковича, успел вывезти производство, кто-то остался и платит сейчас налоги и ДНР, и Украине в надежде, что через месяц-другой все закончится.
– Вы упомянули Людмилу Янукович. Что с ней, она осталась в Донецке?
–Бывшая первая леди страны свободно приезжала за покупками в супермаркет "Ашан" с одним охранником, который выполнял скорее роль носильщика, и так "по-простому" общалась с людьми и сотрудниками маркета. Но когда "батя" сбежал в Ростов, исчезла и она.
– Светлана, вы только что вернулись из санатория под Киевом,где живут переселенцы из Донецка. Какие там условия?
– Двухместные номера превратились в пятиместные. Нет места для шкафов, тумбочек и столов.В коридорах стоит крик детишек, которыми никто не занимается. Познакомилась с молодой женщиной из Симферополя, она врач-патологоанатом. Работает на двух работах. Детишек воспитывает сама. Девочке года три, мальчику около пяти. Так она уснула за столом на кухне, при этом на тесной кухне кто-то готовил ужин, кто-то уже ел и громко работал телевизор. Зовут эту женщину Мария. Беркутовцы на Майдане перебили ей переносицу, и только сейчас она сделала себе пластическую операцию. Операция дорогая, пришлось покинуть квартиру, которую снимала, так как платить нечем, и благодаря помощи какого-то депутата она попала в санаторий. Пришла к нему в кабинет и рассказала ему, на каком диване у него в кабинете будут спать. Через три дня он решил ей вопрос с жильем. Какая температура там будет при минус двадцати, спрогнозировать трудно. Детишки бесконечно болеют. На Марию оставляет сейчас своего ребенка еще один одинокий папа из Луганской области, который работает в итальянском ресторане в Киеве и поздно возвращается. Меня пригласили в комнату, где живут мужчины. Кто-то лежит и отдыхает после работы, глядя просто в потолок, кто-то читает. На лицах печать обреченности.
–Как вы думаете, долго продержится ДНР?
–Я думаю, нет.
–Рухнет из-за внутренних причин, экономических проблемили украинская армия перейдет в наступление?
–Я думаю, что Украине надо освободить свою территорию от террористов. Это в чистом виде терроризм. 1937 год, когда человека по доносу забирают. Людей надо освобождать, потому что много патриотов запугано, многие уезжают. Самая настоящая партизанщина, люди просто боятся выходить на улицу, прячутся, борются, как могут.
–Но военное решение приведет к большим жертвам среди мирного населения…
–Я не знаю, как правильно надо поступать, но нельзя бросать людей, которые там остались. Когда из Славянска вышел Гиркин-Стрелков и пришел в Донецк–это была такая ошибка! До сих пор дончане понять не могут, как могли его выпустить и впустить в Донецк. Что сейчас делать–не знаю. Мне кажется, надо каким-то образом закрыть границу с Россией и изолировать их, чтобы не было поставок оружия и живой силы из России. Но людей надо освобождать. Я думаю, Украина должна это сделать.
- Информация о материале
На ком срывают злость украинцы
Обстоятельства, в которых мы живем, кажется, способствуют накоплению в людях злости, которую они должны на ком-то срывать. Например, на женщинах (женах), стариках, детях. Эксперты, с которыми мы общались на эту тему, не склонны выводить подобный тренд, однако не отрицают наличия проблемы. Более того, они считают, что психотравмы, полученные обществом в 2014 году, проявятся через несколько лет.
«Мы зафиксировали не более десятка обращений, когда споры, вызванные политическими разногласиями в семье, заканчивались побоями», — рассказала Лиза Рай, директор по связям с общественностью Украинского правозащитного центра «Ла Страда». Фактом является то, что политическое противостояние может стать причиной развода. «Я наблюдала случаи, когда пары, не один год прожившие вместе, вдруг понимают, что больше не могут находиться под одной крышей из-за различий в политических взглядах», — рассказала практикующий психолог Алина Котенко.
По наблюдениям специалистов, большинству граждан удается худо-бедно справляться с травмирующим опытом. В то же время растет число тех, кто сделать этого не сумел. «Люди взвинчены, они стали вспыльчивее и агрессивнее. Отрываются по мелочам на тех, кто слабее — на детях, подчиненных, в транспорте», — говорит Алина Котенко. К счастью, к масштабному всплеску домашнего насилия это пока не привело. Как сообщили в Министерстве внутренних дел Украины, за шесть месяцев 2014 года в милицию поступило меньше заявлений о фактах бытового насилия, чем за весь 2013 год, — 65 тыс. против 160 тыс. Однако не стоит обольщаться этими показателями. Понятно, что если в отдельных регионах страны люди страдают от бандитизма, они вряд ли будут обращаться в милицию по поводу бытового насилия. Чуть более чувствительна статистика соцработников. «По данным Минсоцполитики, за девять месяцев этого года в их службы поступило 96 тыс. обращений, тогда как за весь 2013 год — 93 тыс. Это может говорить о том, что выросло число бытовых конфликтов, по поводу которых украинцы посчитали нужным обратиться к соцработникам. Однако данные нашей горячей линии свидетельствуют, что в целом ситуация с домашним насилием в стране остается стабильной», — говорит Лиза Рай. «Рукоприкладство в отношении домочадцев или психологическое третирование — это вопрос бытовой культуры человека. От внешних факторов это не зависит. Под влиянием стресса сплоченные и дружные семьи становятся еще сплоченнее и дружнее. А семьи, где принято изводить друг друга, будут страдать еще больше», — объясняет Светлана Бажерина, директор Центра психологической помощи Киевского городского центра социальных служб для семьи, детей и молодежи.
Однако, как отмечают психологи, эхо нынешних событий отзовется чуть позже. «Самое трудное впереди. Дело не только в том, что многие украинские семьи потеряли и продолжают терять близких в АТО. Тысячи солдат вернутся домой не теми людьми, которыми их запомнили родные. На адаптацию к мирной жизни, как правило, уходит от двух до четырех лет. Это будет трудное время для семьи. Кроме того, как показало исследование белорусских специалистов в отношении воинов-афганцев, справиться с этим процессом самостоятельно в состоянии лишь 40%. Остальные нуждаются в профессиональной помощи», — говорит Алина Котенко. Начинать заботиться о комплексной психологической поддержке призванных в армию военных и добровольцев, а также их семей нужно уже сейчас. Но государство с этим медлит.
Больше всего опасений вызывают у психологов дети. «Неважно, пришла война непосредственно в дом или ребенок попал под горячую руку родителям, обозленным на жизнь или напуганным неизвестностью. Если такие эпизоды не прорабатывать, дети вырастут травмированными родителями. А у таких пап и мам не бывает счастливых детей. То есть последствия мы будем ощущать еще два-три поколения. Мы только начали выходить из поколенческой цепочки, начатой военными конфликтами ХХ века. Теперь начинаем новый виток», — вздыхает Алина Котенко.
- Информация о материале
У бюджетного провала
Дефицит госбюджета уже перевалил за 40 млрд грн. и даже по достаточно умеренным прогнозам НБУ по итогам года превысит 68 млрд. Незамеченным это не останется, бюджетные организации уже ощущают недостаток финансирования, а непростые переговоры с МВФ, перед которым Украина взяла обязательство удержать бюджетную недоимку в рамках 63 млрд, усложняются. Из-за затяжек с формированием коалиции и нового правительства, появление которых в Вашингтоне поставили условием продолжения переговоров о выделении новых траншей, Киеву уже вряд ли стоит рассчитывать на получение международной финансовой помощи раньше февраля 2015-го. Тем временем деньги в госказне, судя по динамике ее поступлений, закончатся уже к 15 декабря года нынешнего. И так как внешние рынки заимствований для украинского суверена сейчас по понятным причинам закрыты, единственным выходом может оказаться новая эмиссия гривни, неизбежно усугубляющая ее девальвацию.
Тем более что сделать это куда проще, чем сбалансировать расходную и доходную части госбюджета. И главное — печатать деньги можно пытаться «втихую», а вот сокращение госрасходов требует громких и непопулярных решений. Причем непопулярных вовсе не среди широких слоев населения, а среди достаточно узкого круга партийных спонсоров и отраслевых лоббистов. По сути, за исключением замороженных зарплат и социальных выплат, а также растущих коммунальных тарифов, по прошествии девяти месяцев из обещанного правительством реально сделано очень мало: страна так и не дождалась имплементации каких-то системных решений в противовес разрастающемуся в экономике кризису.
И хотя экономика в глубочайшей депрессии, а система госфинансов — в глухом тупике, ответ на вопрос, смогут ли завтрашние коалицианты сделать правильные выводы из нынешней ситуации, во многом ими же спровоцированной, и учесть сделанные ошибки при планировании госбюджета следующего года, к сожалению, очевиден.
Бюджет многострадальный
После существенного сентябрьского сокращения (на 8,6% по сравнению с прошлогодним аналогом) в октябре госказна все-таки нарастила доходы, доведя годовой темп их роста до 6,2% (что все равно почти вдвое меньше запланированного правительством темпа в 11%). По оценкам Госказначейства, по итогам октября годовой план по наполнению бюджета был выполнен всего на 70%. Несмотря на почти 100-процентную девальвацию и уже галопирующую инфляцию, доходы госказны растут вдвое медленнее, чем предполагали его составители (и здесь необходимо «передать привет» нашим «доблестным» таможенникам, но это — тема отдельного разговора). Так что, по прогнозам большинства экспертов, бюджетный дефицит к концу 2014-го как минимум на 20–30 млрд грн превысит согласованный с МВФ показатель (63 млрд грн). И это не считая дефицита НАК «Нафтогаз Украины» и Пенсионного фонда. Введение новых налогов, в частности на депозиты, и повышение ставок за пользование недрами не оправдали ожиданий. Запланированные 17 млрд грн доходов от приватизации в реальности оказались 0,06 млрд.
«Денег не хватает по объективным причинам. Во-первых, у нас выработалась определенная привычка жить с дефицитным бюджетом, и никто не воспринимает это как катастрофу. Во-вторых, даже обязательства, взятые Украиной перед МВФ, по удержанию дефицита госбюджета не являются стимулом для властей. Ведь есть опыт сотрудничества фонда с теми же Грецией и Испанией, которые аналогичные обязательства нарушали, но на их кредитовании это никоим образом не отразилось», — рассказал ZN.UA Виталий Шапран, главный финансовый аналитик РА «Эксперт-рейтинг».
«Уровень бюджетного дефицита рассчитывался, если вспомним, при условии окончания боевых действий в конце лета. Этого не произошло, и только этот фактор будет способствовать увеличению бреши в бюджете, — поделился соображениями с ZN.UA Александр Жолудь, старший аналитик Международного центра перспективных исследований. — Конечно, МВФ может пойти на уступки и отнестись с пониманием к тому, что Украина не выполнила взятые на себя обязательства. Но в будущем году фонд однозначно будет требовать резкого сокращения государственных расходов. В нынешней ситуации это необходимость, без которой экономика страны не сможет функционировать».
Да и само по себе получение денег МВФ не должно являться для правительства самоцелью, позволяющей «залатать» бюджетные дыры и перекрыть потерю резервов, спровоцированную, главным образом, непокрытой эмиссией гривни. И даже открывающиеся вслед за МВФ другие источники финансирования тоже могут рассматриваться только как временные решения, которые усугубляют долгосрочные риски. В ожидании 550 млн долл. от ЕБРР, 680 млн долл. от Европейского инвестиционного банка, 300 млн долл. от ЕС и 2,7 млрд долл. от МВФ правительство до последнего будет тянуть с поиском других путей стабилизации госбюджета, лишь номинально выполняя требования международных организаций.
Госдолг тем временем уже достиг 64% ВВП, это свыше 50 тыс. грн на одного трудоспособного украинца. По данным Минфина на 1 октября с.г., совокупный украинский внешний долг уже перевалил за 41 млрд долл. По оценкам экономиста Алексея Молдована, только его обслуживание, с учетом нынешних темпов девальвации, потребует от Украины четверти ее госбюджета. С одной стороны, в условиях, когда инвесторы страну покинули и львиная доля капиталов правдами и неправдами была выведена из страны, кредиты МВФ — единственное, что позволило стране не обанкротиться. С другой — рост долговых обязательств создает давление на госфинансы и требует дополнительных источников их пополнения в бюджете 2015 г., проекта которого все еще нет. Как и изменений в Налоговый и Бюджетный кодексы, на которых он должен основываться.
Бюджет разорванный
Предпринятые на сегодняшний день ситуативные и половинчатые меры по выходу из кризиса только усугубляют его. Вместо рационального сокращения расходов, борьбы с коррупцией и дерегуляции бизнеса правительство идет путем своих предшественников. Например, привлекая 16,6 млрд грн за счет госзаймов и игнорируя тот факт, что за последние несколько месяцев, по оценкам НПО «Ціна держави», НБУ уже «напечатал» свыше 90 млрд грн, и каждый следующий миллиард непокрытой эмиссии подталкивает национальную валюту к пропасти. Или выпуская ОВГЗ в счет переплаты по налогу на прибыль предприятий, в объеме 9,7 млрд грн. В то время как государству необходимо уменьшить фискальное давление на бизнес и дать ему возможность работать, странная и спорная практика переплат по налогам не просто не отменяется, но еще и усугубляется долговыми бумагами.
Неоднозначным решением стала и так называемая экономическая блокада территорий, которые находятся во власти сепаратистов. Напомним, постановление правительства №595, логично дополненное соответствующим решением СНБО, фактически обязывает органы управления всех уровней переместиться на территории, подконтрольные украинским властям. То же касается и граждан, получающих какие-либо социальные выплаты от государства. Украина лишила «народные республики» всех бюджетных выплат, включая дотации, пенсии и зарплаты. В течение месяца НБУ прекратит обслуживание всех банковских счетов на территориях, захваченных сепаратистами. Согласно утвержденному списку речь идет о 23 городах областного значения, девяти районах целиком и одном — частично.
Государственные и местные органы самоуправления, конечно, переедут (некоторые уже это сделали), и как только это произойдет, все полагающиеся выплаты они получат. Тут государственные расходы не сократились, а наоборот, увеличились, так как переезд даже одного человека требует трат, а переезд организаций и подавно. «Чистая» экономия возможна только на финансировании угольной индустрии и выплатах пенсий, но на первом и так экономили с апреля, а принимая решение экономить на втором, необходимо учитывать то немаловажное обстоятельство, что, не получая пенсий, старики останутся без средств к существованию. К тому же именно для пенсионеров переезд в другой регион наиболее сложен и сопряжен с трудностями.
По данным управления Пенсионного фонда в Донецкой области, из 4,3 млн жителей региона 1,1 млн работающих и 1,3 млн пенсионеров. При этом средняя пенсия в области за счет большого количества шахтеров и металлургов выше, чем в целом по Украине (1829 грн против 1670 грн). На сегодняшний день свои пенсионные выплаты на территориях, подконтрольных украинскому правительству, перерегистрировали только 300 тыс. донецких пенсионеров, еще миллион этого не сделали и наверняка уже не сделают. Во что в итоге выльется подобная экономия — большой вопрос, так как этот шаг будет иметь далеко не только экономические последствия…
Заявления о том, что Донбасс не платит налоги, также преувеличены. По информации департамента финансов Донецкой облгосадминистрации, за январь—сентябрь этого года в общий фонд местных бюджетов (с учетом трансфертов из госбюджета) поступило 12,4 млрд грн. При этом поступления собственных и закрепленных налогов и сборов в общий фонд сводного бюджета области составили 6,7 млрд грн. Действительно, если сравнивать с прошлым годом, то поступления сократились на миллиард, но ведь не исчезли. Большинство крупных предприятий даже на территории, оказавшейся под экономической блокадой, продолжают работу. В их числе как минимум пять крупнейших шахт ДТЭК, предприятия группы «Норд», компания «Геркулес», фабрика АВК, другие крупные предприятия пищевой промышленности. Один только оккупированный сепаратистами Донецк за десять месяцев этого года выполнил доходную часть бюджета на 89% — это свыше 4,2 млрд грн. Экономическая блокада элементарно лишит предприятия, которые до недавнего времени как-то умудрялись работать и платить налоги, возможности это делать. Более того, предложенные ранее правительством изменения в Налоговый кодекс предполагают, что налоги будут оплачиваться предприятиями не по месту регистрации, а по месту деятельности. Что окончательно отсекает все налоговые поступления от компаний, зарегистрированных на территориях, подконтрольных властям, но работающих в зоне экономической блокады.
Очевидные плюсы в принятом решении — это возможность лучше контролировать статьи госрасходов и невозможность для сепаратистов эти расходы использовать для своей деятельности. Но вопрос цены, причем выраженной не только в гривнях, остается открытым.
Бюджет обреченный?
«Основным макроэкономическим риском для невыполнения госбюджета на 2014 г., степень воздействия которого не была оценена должным образом с самого начала, стала именно война на Востоке Украины, — считает Андрей Забловский, главный эксперт Совета предпринимателей при КМУ. — Все другие факторы, как, например, почти 100-процентная девальвация гривни, дефицит поставок природного газа, падение объема промышленного производства на 9,4% за январь—октябрь 2014-го, падение уровня налоговых поступлений, сокращение объема прямых иностранных инвестиций в страну (на 4,7 млрд долл. за период с января по сентябрь 2014 г.), отток капитала, падение объемов внешней торговли с РФ и странами Таможенного союза (почти на треть), стали в той или иной степени прямым следствием военного конфликта на Донбассе».
«Если бюджетный кризис продолжится, и не будут предприняты меры по сокращению дефицита госфинансов, Украина фактически потеряет свой экономический суверенитет. Мы уже остались без инвесторов, капитал продолжит сокращаться, а население — беднеть. При этом так просто «откреститься» от Востока не получится: предприятия Западной и Центральной Украины очень зависимы от импортной составляющей своих производств, и сейчас как никогда их будущее зависит от работы экспортеров», — объясняет экономист Алексей Молдован.
Логичным решением проблемы с выполнением госбюджета стало бы сокращение государственных расходов, которые к концу 2014 г. могут превысить 50% ВВП. Но власть, регулярно призывающая граждан затянуть пояса, сама не торопится следовать своим же советам. «Начинать экономию необходимо с сокращения госаппарата. Это первоочередная задача. В Украине огромное количество чиновников, годами создавались разнообразные комиссии, агентства, комитеты, роль и смысл функционирования которых не понятны не только обывателям, но и экспертной среде. Очень многие наши институты дублируют функции, что в результате только удваивает государственные траты. Разговоры о сокращении чиновников ведутся постоянно, результатов пока нет», — считает Александр Жолудь.
Исследователи рабочей группы VoxUkraine ради снижения финансирования госаппарата предлагают сократить 20(!) министерств и ведомств. Параллельно создав подробную и прозрачную систему предоставления данных о бюджетных расходах основных его распорядителей, а также систему госзакупок, которая позволяла бы анализировать их целесообразность не после, а до проведения торгов. Предложения радикальные, но если посмотреть на то, как сокращалась численность чиновников в этом году, убеждаешься, что только радикальные методы будут эффективны. Судите сами, на начало октября в Минэкологии сократили аж шесть человек, в Минэкономики, аппарат которого превышает 1200 сотрудников, — девять, а в МИД на пути реформ и вовсе увеличили численность служащих. Без тени смущения Министерство семьи, молодежи и спорта, реально сократив сотрудников, не сократило фонд оплаты труда и повысило зарплаты тем работникам, которые остались в ведомстве, — вот такая экономия госсредств. Если не начать кардинальные изменения и продолжать такие «реформы» и дальше, госбюджет 2015 г. повторит судьбу своего предшественника.
Одним из главных испытаний для бюджета будущего года станут социальные выплаты. «Для того чтобы их проиндексировать с учетом нынешней инфляции, потребуется дополнительно 20–30 млрд грн. Скорее всего, выплаты повышаться не будут, и первыми, по кому сильно ударит нынешний кризис, станут именно незащищенные слои населения», — считает Алексей Молдован.
И, пожалуй, определяющей должна быть трезвая оценка текущего положения в стране. К сожалению, все без исключения ведомства грешат «приукрашиванием» правды, желанием представить ситуацию в лучшем, чем есть на самом деле, свете. Чего только стоят заявления главы НБУ о том, что в бюджет будущего года будет заложен курс в 13 грн за доллар. По сути, бюджетный дефицит — это неумение планировать, помноженное на отсутствие резервов. «Бюджет на 2015 г. должен в первую очередь исходить из того, что ситуация на Востоке будет иметь признаки перманентного конфликта, из адекватного курса гривни (минимум на уровне 14–15 грн), падения реального ВВП на 2–3%, несоблюдения валютной выручки от торговли с РФ и странами Таможенного союза на уровне 5 млрд долл., продолжения сокращения объема прямых иностранных инвестиций в 2–3 млрд долл., падения объема промышленного производства на 4–5%, неполучения запланированных (1–1,5 млрд долл.) финансовых ресурсов от приватизации в следующем году и других негативных явлений», — уверен Андрей Заблоцкий.
По мнению Алексея Молдована, концентрироваться нужно все-таки на поиске дополнительных источников доходов, так как в исполнении украинских чиновников сокращение расходов почему-то всегда бьет только по бедным украинцам. Но и дополнительную прибыль экономист советует искать не там, где это обычно делают фискальные службы. «Мировой опыт показывает, что в условиях стагнации дерегуляция необходима как воздух. На бизнес нельзя давить, напротив, ему нужно дать свободу, возможность работать и развиваться. Повышение налогов в наименьшей степени должно касаться мелких и средних предпринимателей. Любое коррупционное давление должно немедленно пресекаться. Существует масса исследований, подтверждающих эти утверждения, и масса стратегий выхода из аналогичных кризисных ситуаций, основанных на многолетнем международном опыте. И непонятно, по каким причинам власть не использует эти наработки при принятии решений», — говорит эксперт.
Впрочем, ответ очевиден — это радикальность и непопулярность необходимых реформ. И для того чтобы 2015 г. не был экономически провальным, за девять месяцев нахождения «камикадзе» во власти большинство из них УЖЕ нужно было начать реализовывать. И дело, видимо, далеко не всегда в банальном разгильдяйстве и нежелании работать — слишком часто могли быть затронуты интересы близких к нынешней власти лоббистов и бизнесменов. «Благо», война — отличный предлог для оправдания любых неудач. Но именно война, оказавшись для отдельных персон во власти и рядом с ней «родной матерью», если так и не начнут предприниматься реальные меры в противовес, таки окончательно утащит в пропасть экономику Украины. Наряду с псевдодерегуляцией, квазиснижением фискального давления и лжесокращением госслужащих. Неужели этого таки придется дождаться?
- Информация о материале
Донбасс уже никого не накормит
Боевые действия, разрушенная инфраструктура, массовое «отжатие» боевиками собственности граждан привели к практически полной остановке производства на крупных предприятиях. Енакиевский металлургический завод, ДМЗ, Ясиновский коксохим, Алчевский меткомбинат, Алчевский коксохим, горловский Стирол, подавляющее большинство шахт — отановлены. А это градообразующие предприятия, налоговые отчисления которых формировали львиную долю бюджетных доходов.
Невозможность вывезти готовую продукцию и завезти сырье не позволяет поддерживать технологические процессы. Например, все попытки металлургов запустить печи срывались из-за сбоев поставок по железной дороге железорудных окатышей из Центральной Украины и кокса. Организовать поставки автотранспортом в условиях войны чреваты огромными рисками, да и не рентабельно все это.
Рабочие многих остановившихся гигантов Донбасса еще получают зарплату или какую-то ее часть, но уже всем понятно, что это ненадолго. Ну не могут собственники выплачивать заработную плату бесконечно. Если и была какая-то надежда на урегулирование ситуации летом-осенью, то сейчас уже ясно маячит на горизонте тотальное сокращение персонала и консервация мощностей.
Печальная судьба ждет угольную отрасль. Рынок сбыта угля не доступен, отсутствие дотаций из бюджета уже в очень скором времени сделает невозможным изыскание ресурсов даже на текущий ремонт и обслуживание оборудования, не говоря уже о капитальном обновлении.
Особо стоит вопрос «налогообложения» на оккупированных территориях. Главари террористов всерьез взялись за сбор дани с бизнеса и работающего населения. Распределены «ставки» и «проценты». При этом если в случае торговли на рынках в какой бюджет платить — почти не имеет никакого значения, то среднему бизнесу уплата дани — непосильная ноша. Как правило, средний бизнес ориентируется на всеукраинский рынок сбыта, а работать на нем без уплаты обязательных отчислений в украинский бюджет невозможно. В итоге получается перспектива двойного налогообложения, что приведет к потере конкурентоспособности. В этих условиях предприниматели покидают оккупированную зону, вывозят оборудование, если это возможно технологически. Самые популярные направления бегства — Киев, Запорожье и Днепропетровск. Кто не может вырваться — вынужден смириться с разрывом экономических связей и остановить производство, или перекладывать бремя уплаты дани на персонал, сокращая оплату труда. Тем более что для наемных работников тут и другого выбора нет: хочешь — работай, не хочешь — прощай.
Кроме всего прочего, на оккупированных территориях гораздо выше издержки производства. Например, цены на горюче-смазочные материалы в Донецке и Луганске как минимум на 10% выше, чем на территории всей остальной Украины. Даже несмотря на то, что поток контрабандного топлива идет с территории России, и никакие пошлины и акцизы не взимаются. Судя по тому, что пенсии и зарплаты не выплачиваются, вся маржа на бензине и дизтопливе явно оседает в карманах новой «элиты» «ДНР» и «ЛНР». Да что и говорить, наценки за риск присутствуют в стоимости всех товаров, ведь риск «национализации» транспорта и груза, товара в рознице, «отжима» выручки должны оплачиваться.
Вообще, транспорт — отдельная тема. Не местные номера могут вполне реально послужить основанием для «отжима» транспорта. Спецпропуска, блокпосты, проверки, объезды, перестрелки и междоусобные разборки местных террористов — все это явно не привлекает частных перевозчиков, а для рискнувших — повод «наценить».
На экономике оккупированных территорий уже ощутимо сказывается отсутствие в «ДНР» и «ЛНР» пенсий и огромные долги по зарплатам. «Заначки» у населения подходят к концу, и платежеспособный спрос рискует исчезнуть совсем.
В «зоне» уже давно исчезли магазины бытовой техники, автосалоны, закрыты банки и многие розничные торговые сети, такие как продуктовые супермаркеты АТБ, Varus, сетевые магазины одежды и прочие. И перспектив возвращения нет.
Как это обычно бывает в условиях войны и дефицита валюты, Донбасс ожидает появление бартерных схем и «натурализация» хозяйства. О тотальном обнищании и безработице уже и говорить не приходится. Ведь при этом всем только полный идиот может ожидать инвестиций или финансирования извне. Даже из России.
Начался и усугубляется кризис неплатежей за коммунальные услуги. Коммунальное хозяйство стоит на пороге катастрофы, особенно учитывая огромные затраты на ремонт разрушенной войной коммунальной инфраструктуры и предстоящую зиму.
Печально, что население Донбасса так легко поверило обещаниям «молочных рек и кисельных берегов» путинских проходимцев. Печально и то, что местная элита, так называемые «отцы региона», так легко «развелись» на прокремлевской риторике о федерализации.
Как бы там ни было, война — это еще не последняя беда, которая настигла Донбасс.
- Информация о материале
К зоне АТО применят крымский сценарий?
Правительство приступило к поиску нового формата экономических отношений с территориями в зоне проведения антитеррористической операции.
По информации источников ЭП, написание нового законопроекта на эту тему уже стартовало, однако сопровождается множеством сложностей.
«Речь идет о новом документе об особенностях управления захваченными Россией территориями.
Межведомственная рабочая группа при Кабмине уже начала работать над ним», - сообщил ЭП источник в аппарате правительства.
По его словам, одна его часть будет посвящена освобожденным территориям, вторая - оккупированным. В Кабмине обсуждается и другая версия: распространить действие закона об оккупированных территориях, который пока касается только Крыма, и на восточные регионы.
Подготовка нормативно-правового поля затягивается по двум причинам.
Во-первых, на уровне чиновников нет четкого понимания, как это сделать технически. Ситуация на востоке меняется ежедневно. Количество населенных пунктов, контролируемых боевиками и украинскими военными, меняется.
В связи с этим выписать эффективный механизм политических и экономических отношений с регионами в зоне АТО довольно проблематично.
Во-вторых, на подготовку законодательной базы влияют политические расклады в правительстве. Арсений Яценюк более принципиален и категоричен. Премьер исключает возможность переговоров с руководством «ДНР» и «ЛНР». Недавно он отказался финансировать из госбюджета оккупированные территории.
«По территориям, которые контролируют российские террористы, дотации составляют 19,6 млрд грн в Донецкой области и 14,6 млрд грн - в Луганской области. Однако правительство не будет финансировать самозванцев и террористов», - сказал Яценюк.
Премьер также уточнил, что все пенсии и социальные выплаты начисляются для каждого человека. «Уберутся прочь с территории Донецка и Луганска российские террористы, мы вернем контроль над территориями и выплатим каждому ту социальную льготу, которую человек заслуживает», - сказал глава правительства.
В свою очередь позиция Петра Порошенко сводится к сплошным маневрам. Президент заявил, что действующий закон об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей необходимо отменить и принять новый закон.
«Мы готовы четко очертить территорию, где будет действовать специальный режим местного управления. Более того, мы готовы обеспечить специальный режим СЭЗ, где субъекты хозяйствования, которые зарегистрированы на этих территориях, будут иметь специальный режим экономических отношений с ЕС и специальный режим экономических отношений с Россией», - добавил Порошенко.
Децентрализацию президент называет «ключевым элементом политического урегулирования ситуации в Донбассе».
Судя из обнародованногопроекта Коалиционного соглашения, в перспективе Киев намерен сформировать на этих территориях дополнительную инфраструктуру органов власти, реализовывать различные программы поддержки населения, влиять на формирование информационной политики.
Также проект соглашения предполагает судебные иски против Москвы в международные судебные инстанции на предмет покрытия убытков от оккупации.
Формирование нового правительства и подписание коалиционного соглашения может и ускорить процесс, и замедлить его. Все зависит от того, смогут ли президент и премьер договориться относительно решения «восточного вопроса». Затем документ должен еще пройти через парламент.
Поручения в никуда
На последнем заседании Кабмина Яценюк поручил вице-премьеру Владимиру Гройсману утвердить перечни объектов социальной инфраструктуры, которые надо восстанавливать на полностью контролируемых украинскими властями территориях, и вместе с Минэкономики начать их финансирование.
Для этого правительство выделило 300 млн грн. Часть средств пойдет на помощь тем, кто переехал из контролируемых террористами населенных пунктов.
Финансироваться будут первоочередные проекты и мероприятия - восстановление объектов социальной инфраструктуры, жилищного фонда и систем жизнеобеспечения, поврежденных или разрушенных войной.
Минфин должен выделить указанную сумму из резервного фонда госбюджета. Однако раньше появления внятного нормативно-правового поля рассчитывать на распределение этих средств не приходится.
В последнее время процесс его подготовки выглядел так: премьер раздавал поручения о необходимости урегулировать экономические отношения с проблемными территориями, но их никто не спешил выполнять. Месяц назад премьер раздал поручения, выполнить которые надо было в пятидневный срок.
Предполагалось, что все сработают оперативно, и в итоге появится новая законодательная база, решающая проблемы с финансированием переселенцев и количеством населенных пунктов в зоне АТО. Однако этого не произошло.
Согласно поручению, министру финансов Александру Шлапаку, министру юстиции Павлу Петренко, министру внутренних дел Арсену Авакову, министру экономического развития Валерию Пятницкому, замминистра регионального развития Вячеславу Негоде и главе СБУ Валентину Наливайченко поручалось написать проект закона о списке населенных пунктов в зоне АТО.
Пожалуй, это единственное, что было сделано, и то не с первого раза. В предпоследний день октября министры утвердили такой список, а спустя неделю - упразднили его. Кабмин вернулся к этому вопросу на очередном заседании.
Список утвердили, но в укороченном варианте. В отличие от первой редакции в нем уже нет ряда районов. Исключены Славянский, Первомайский, Александровский районы Донецкой области, города Рубежное, Северодонецк, Стаханов, Беловодский, Белокуракинский, Кременский районы Луганской области.
Второе поручение премьера касалось списка товаров, работ и услуг, необходимых для возобновления разрушенной инфраструктуры после окончания АТО.
Его выполнение зависело от совместной работы Петренко, Шлапака, Негоды, уполномоченного Антимонопольного комитета Николая Бараша, глав Донецкой и Луганской ОГА Александра Кихтенко и Геннадия Москаля. По данным источников, сейчас список согласовывают ведомства, он пока не сведен.
Еще одна неудачная идея - создание госагентства по вопросам восстановления Донбасса. Это предполагает постановление Кабмина об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти от 10 сентября.
За два месяца не были прописаны ни его полномочия, ни функции. 23 сентября руководителем агентства стал экс-глава Кировоградской ОГА Андрей Николаенко - бывший заместитель тогдашнего главы Донецкой ОГА Сергея Таруты.
Восстановлением Донбасса Николаенко занимался недолго. Через месяц он уволился по собственному желанию. Причина - требование закона о люстрации.
Крымская модель
В первую очередь нужна законодательная база, которая обеспечила бы управление оккупированными территориями.
«Речь о законодательном оформлении органов местного самоуправления и исполнительной власти. Даже на освобожденных территориях нет полностью укомплектованного депутатского корпуса, как и состава территориальных представительств центральных органов исполнительной власти», - говорит директор Центра анализа и разработки законодательства Александр Слобожан.
На этом фоне, по его словам, финансирование вторично. Сначала нужно обеспечить аппарат, который им будет распоряжаться и его контролировать. Это органы госказначейства, НБУ, Государственной фискальной службы.
Второе направление, требующее законодательного урегулирования, - социальные выплаты. Ответственность за их финансирование лежит на государстве. Необходимо обеспечить механизм получения этих средств гражданами.
Третий блок проблем, которые необходимо решить на уровне закона, касается органов местного самоуправления и финансирования бюджетной сферы.
«Тут наибольшая проблема. Расчет наличными здесь невозможен - все платежи должны проходить через госказначейство. В условиях, когда казначейские органы не работают, нужны инструкции или приказы Минфина, позволяющие проводить эти платежи через банки. Это сложно прописать», - отмечает эксперт.
По его словам, Украина не может не выделять средства на содержание этих регионов, в том числе по политическим причинам. Пока позиция Киева такова: это оккупированная территория, там живут украинцы, потребности которых необходимо обеспечивать. Впрочем, возможен и более жесткий сценарий.
По словам первого замминистра финансов Игоря Уманского сегодня отсутствует слишком много вводных, чтобы правильно выстроить концепцию отношений с территориями из зоны АТО.
«Нужно политическое решение: существующий статус отношений принимается как статус-кво, и мы отталкиваемся от него в дальнейших решениях или нет. К сожалению, однозначного политического видения пока не сформулировали ни президент, ни правительство, ни СНБО, ни парламент», - сказал он ЭП.
По словам замминистра, если этот статус-кво будет сохранен, то формула взаимоотношений окажется достаточно прагматичной.
«Эти регионы постоянно заявляли, что кормят всю страну. Хорошо, пускай попробуют теперь прокормить самих себя. Система взаимоотношений проста: режим свободной экономической зоны и самодостаточности бюджетного процесса для этих регионов. Хотели автономии - получите», - сказал Уманский.
Он уточнил, что этот сценарий возможен только в отношении подконтрольных боевикам территорий. С теми регионами, в которых граждане поддерживают украинскую власть, система взаимоотношений будет другая. Они, по словам чиновника, останутся на обеспечении государства.
- Информация о материале
Страница 905 из 2102
