Дефицит госбюджета уже перевалил за 40 млрд грн. и даже по достаточно умеренным прогнозам НБУ по итогам года превысит 68 млрд. Незамеченным это не останется, бюджетные организации уже ощущают недостаток финансирования, а непростые переговоры с МВФ, перед которым Украина взяла обязательство удержать бюджетную недоимку в рамках 63 млрд, усложняются. Из-за затяжек с формированием коалиции и нового правительства, появление которых в Вашингтоне поставили условием продолжения переговоров о выделении новых траншей, Киеву уже вряд ли стоит рассчитывать на получение международной финансовой помощи раньше февраля 2015-го. Тем временем деньги в госказне, судя по динамике ее поступлений, закончатся уже к 15 декабря года нынешнего. И так как внешние рынки заимствований для украинского суверена сейчас по понятным причинам закрыты, единственным выходом может оказаться новая эмиссия гривни, неизбежно усугубляющая ее девальвацию.
Тем более что сделать это куда проще, чем сбалансировать расходную и доходную части госбюджета. И главное — печатать деньги можно пытаться «втихую», а вот сокращение госрасходов требует громких и непопулярных решений. Причем непопулярных вовсе не среди широких слоев населения, а среди достаточно узкого круга партийных спонсоров и отраслевых лоббистов. По сути, за исключением замороженных зарплат и социальных выплат, а также растущих коммунальных тарифов, по прошествии девяти месяцев из обещанного правительством реально сделано очень мало: страна так и не дождалась имплементации каких-то системных решений в противовес разрастающемуся в экономике кризису.
И хотя экономика в глубочайшей депрессии, а система госфинансов — в глухом тупике, ответ на вопрос, смогут ли завтрашние коалицианты сделать правильные выводы из нынешней ситуации, во многом ими же спровоцированной, и учесть сделанные ошибки при планировании госбюджета следующего года, к сожалению, очевиден.
Бюджет многострадальный
После существенного сентябрьского сокращения (на 8,6% по сравнению с прошлогодним аналогом) в октябре госказна все-таки нарастила доходы, доведя годовой темп их роста до 6,2% (что все равно почти вдвое меньше запланированного правительством темпа в 11%). По оценкам Госказначейства, по итогам октября годовой план по наполнению бюджета был выполнен всего на 70%. Несмотря на почти 100-процентную девальвацию и уже галопирующую инфляцию, доходы госказны растут вдвое медленнее, чем предполагали его составители (и здесь необходимо «передать привет» нашим «доблестным» таможенникам, но это — тема отдельного разговора). Так что, по прогнозам большинства экспертов, бюджетный дефицит к концу 2014-го как минимум на 20–30 млрд грн превысит согласованный с МВФ показатель (63 млрд грн). И это не считая дефицита НАК «Нафтогаз Украины» и Пенсионного фонда. Введение новых налогов, в частности на депозиты, и повышение ставок за пользование недрами не оправдали ожиданий. Запланированные 17 млрд грн доходов от приватизации в реальности оказались 0,06 млрд.
«Денег не хватает по объективным причинам. Во-первых, у нас выработалась определенная привычка жить с дефицитным бюджетом, и никто не воспринимает это как катастрофу. Во-вторых, даже обязательства, взятые Украиной перед МВФ, по удержанию дефицита госбюджета не являются стимулом для властей. Ведь есть опыт сотрудничества фонда с теми же Грецией и Испанией, которые аналогичные обязательства нарушали, но на их кредитовании это никоим образом не отразилось», — рассказал ZN.UA Виталий Шапран, главный финансовый аналитик РА «Эксперт-рейтинг».
«Уровень бюджетного дефицита рассчитывался, если вспомним, при условии окончания боевых действий в конце лета. Этого не произошло, и только этот фактор будет способствовать увеличению бреши в бюджете, — поделился соображениями с ZN.UA Александр Жолудь, старший аналитик Международного центра перспективных исследований. — Конечно, МВФ может пойти на уступки и отнестись с пониманием к тому, что Украина не выполнила взятые на себя обязательства. Но в будущем году фонд однозначно будет требовать резкого сокращения государственных расходов. В нынешней ситуации это необходимость, без которой экономика страны не сможет функционировать».
Да и само по себе получение денег МВФ не должно являться для правительства самоцелью, позволяющей «залатать» бюджетные дыры и перекрыть потерю резервов, спровоцированную, главным образом, непокрытой эмиссией гривни. И даже открывающиеся вслед за МВФ другие источники финансирования тоже могут рассматриваться только как временные решения, которые усугубляют долгосрочные риски. В ожидании 550 млн долл. от ЕБРР, 680 млн долл. от Европейского инвестиционного банка, 300 млн долл. от ЕС и 2,7 млрд долл. от МВФ правительство до последнего будет тянуть с поиском других путей стабилизации госбюджета, лишь номинально выполняя требования международных организаций.
Госдолг тем временем уже достиг 64% ВВП, это свыше 50 тыс. грн на одного трудоспособного украинца. По данным Минфина на 1 октября с.г., совокупный украинский внешний долг уже перевалил за 41 млрд долл. По оценкам экономиста Алексея Молдована, только его обслуживание, с учетом нынешних темпов девальвации, потребует от Украины четверти ее госбюджета. С одной стороны, в условиях, когда инвесторы страну покинули и львиная доля капиталов правдами и неправдами была выведена из страны, кредиты МВФ — единственное, что позволило стране не обанкротиться. С другой — рост долговых обязательств создает давление на госфинансы и требует дополнительных источников их пополнения в бюджете 2015 г., проекта которого все еще нет. Как и изменений в Налоговый и Бюджетный кодексы, на которых он должен основываться.
Бюджет разорванный
Предпринятые на сегодняшний день ситуативные и половинчатые меры по выходу из кризиса только усугубляют его. Вместо рационального сокращения расходов, борьбы с коррупцией и дерегуляции бизнеса правительство идет путем своих предшественников. Например, привлекая 16,6 млрд грн за счет госзаймов и игнорируя тот факт, что за последние несколько месяцев, по оценкам НПО «Ціна держави», НБУ уже «напечатал» свыше 90 млрд грн, и каждый следующий миллиард непокрытой эмиссии подталкивает национальную валюту к пропасти. Или выпуская ОВГЗ в счет переплаты по налогу на прибыль предприятий, в объеме 9,7 млрд грн. В то время как государству необходимо уменьшить фискальное давление на бизнес и дать ему возможность работать, странная и спорная практика переплат по налогам не просто не отменяется, но еще и усугубляется долговыми бумагами.
Неоднозначным решением стала и так называемая экономическая блокада территорий, которые находятся во власти сепаратистов. Напомним, постановление правительства №595, логично дополненное соответствующим решением СНБО, фактически обязывает органы управления всех уровней переместиться на территории, подконтрольные украинским властям. То же касается и граждан, получающих какие-либо социальные выплаты от государства. Украина лишила «народные республики» всех бюджетных выплат, включая дотации, пенсии и зарплаты. В течение месяца НБУ прекратит обслуживание всех банковских счетов на территориях, захваченных сепаратистами. Согласно утвержденному списку речь идет о 23 городах областного значения, девяти районах целиком и одном — частично.
Государственные и местные органы самоуправления, конечно, переедут (некоторые уже это сделали), и как только это произойдет, все полагающиеся выплаты они получат. Тут государственные расходы не сократились, а наоборот, увеличились, так как переезд даже одного человека требует трат, а переезд организаций и подавно. «Чистая» экономия возможна только на финансировании угольной индустрии и выплатах пенсий, но на первом и так экономили с апреля, а принимая решение экономить на втором, необходимо учитывать то немаловажное обстоятельство, что, не получая пенсий, старики останутся без средств к существованию. К тому же именно для пенсионеров переезд в другой регион наиболее сложен и сопряжен с трудностями.
По данным управления Пенсионного фонда в Донецкой области, из 4,3 млн жителей региона 1,1 млн работающих и 1,3 млн пенсионеров. При этом средняя пенсия в области за счет большого количества шахтеров и металлургов выше, чем в целом по Украине (1829 грн против 1670 грн). На сегодняшний день свои пенсионные выплаты на территориях, подконтрольных украинскому правительству, перерегистрировали только 300 тыс. донецких пенсионеров, еще миллион этого не сделали и наверняка уже не сделают. Во что в итоге выльется подобная экономия — большой вопрос, так как этот шаг будет иметь далеко не только экономические последствия…
Заявления о том, что Донбасс не платит налоги, также преувеличены. По информации департамента финансов Донецкой облгосадминистрации, за январь—сентябрь этого года в общий фонд местных бюджетов (с учетом трансфертов из госбюджета) поступило 12,4 млрд грн. При этом поступления собственных и закрепленных налогов и сборов в общий фонд сводного бюджета области составили 6,7 млрд грн. Действительно, если сравнивать с прошлым годом, то поступления сократились на миллиард, но ведь не исчезли. Большинство крупных предприятий даже на территории, оказавшейся под экономической блокадой, продолжают работу. В их числе как минимум пять крупнейших шахт ДТЭК, предприятия группы «Норд», компания «Геркулес», фабрика АВК, другие крупные предприятия пищевой промышленности. Один только оккупированный сепаратистами Донецк за десять месяцев этого года выполнил доходную часть бюджета на 89% — это свыше 4,2 млрд грн. Экономическая блокада элементарно лишит предприятия, которые до недавнего времени как-то умудрялись работать и платить налоги, возможности это делать. Более того, предложенные ранее правительством изменения в Налоговый кодекс предполагают, что налоги будут оплачиваться предприятиями не по месту регистрации, а по месту деятельности. Что окончательно отсекает все налоговые поступления от компаний, зарегистрированных на территориях, подконтрольных властям, но работающих в зоне экономической блокады.
Очевидные плюсы в принятом решении — это возможность лучше контролировать статьи госрасходов и невозможность для сепаратистов эти расходы использовать для своей деятельности. Но вопрос цены, причем выраженной не только в гривнях, остается открытым.
Бюджет обреченный?
«Основным макроэкономическим риском для невыполнения госбюджета на 2014 г., степень воздействия которого не была оценена должным образом с самого начала, стала именно война на Востоке Украины, — считает Андрей Забловский, главный эксперт Совета предпринимателей при КМУ. — Все другие факторы, как, например, почти 100-процентная девальвация гривни, дефицит поставок природного газа, падение объема промышленного производства на 9,4% за январь—октябрь 2014-го, падение уровня налоговых поступлений, сокращение объема прямых иностранных инвестиций в страну (на 4,7 млрд долл. за период с января по сентябрь 2014 г.), отток капитала, падение объемов внешней торговли с РФ и странами Таможенного союза (почти на треть), стали в той или иной степени прямым следствием военного конфликта на Донбассе».
«Если бюджетный кризис продолжится, и не будут предприняты меры по сокращению дефицита госфинансов, Украина фактически потеряет свой экономический суверенитет. Мы уже остались без инвесторов, капитал продолжит сокращаться, а население — беднеть. При этом так просто «откреститься» от Востока не получится: предприятия Западной и Центральной Украины очень зависимы от импортной составляющей своих производств, и сейчас как никогда их будущее зависит от работы экспортеров», — объясняет экономист Алексей Молдован.
Логичным решением проблемы с выполнением госбюджета стало бы сокращение государственных расходов, которые к концу 2014 г. могут превысить 50% ВВП. Но власть, регулярно призывающая граждан затянуть пояса, сама не торопится следовать своим же советам. «Начинать экономию необходимо с сокращения госаппарата. Это первоочередная задача. В Украине огромное количество чиновников, годами создавались разнообразные комиссии, агентства, комитеты, роль и смысл функционирования которых не понятны не только обывателям, но и экспертной среде. Очень многие наши институты дублируют функции, что в результате только удваивает государственные траты. Разговоры о сокращении чиновников ведутся постоянно, результатов пока нет», — считает Александр Жолудь.
Исследователи рабочей группы VoxUkraine ради снижения финансирования госаппарата предлагают сократить 20(!) министерств и ведомств. Параллельно создав подробную и прозрачную систему предоставления данных о бюджетных расходах основных его распорядителей, а также систему госзакупок, которая позволяла бы анализировать их целесообразность не после, а до проведения торгов. Предложения радикальные, но если посмотреть на то, как сокращалась численность чиновников в этом году, убеждаешься, что только радикальные методы будут эффективны. Судите сами, на начало октября в Минэкологии сократили аж шесть человек, в Минэкономики, аппарат которого превышает 1200 сотрудников, — девять, а в МИД на пути реформ и вовсе увеличили численность служащих. Без тени смущения Министерство семьи, молодежи и спорта, реально сократив сотрудников, не сократило фонд оплаты труда и повысило зарплаты тем работникам, которые остались в ведомстве, — вот такая экономия госсредств. Если не начать кардинальные изменения и продолжать такие «реформы» и дальше, госбюджет 2015 г. повторит судьбу своего предшественника.
Одним из главных испытаний для бюджета будущего года станут социальные выплаты. «Для того чтобы их проиндексировать с учетом нынешней инфляции, потребуется дополнительно 20–30 млрд грн. Скорее всего, выплаты повышаться не будут, и первыми, по кому сильно ударит нынешний кризис, станут именно незащищенные слои населения», — считает Алексей Молдован.
И, пожалуй, определяющей должна быть трезвая оценка текущего положения в стране. К сожалению, все без исключения ведомства грешат «приукрашиванием» правды, желанием представить ситуацию в лучшем, чем есть на самом деле, свете. Чего только стоят заявления главы НБУ о том, что в бюджет будущего года будет заложен курс в 13 грн за доллар. По сути, бюджетный дефицит — это неумение планировать, помноженное на отсутствие резервов. «Бюджет на 2015 г. должен в первую очередь исходить из того, что ситуация на Востоке будет иметь признаки перманентного конфликта, из адекватного курса гривни (минимум на уровне 14–15 грн), падения реального ВВП на 2–3%, несоблюдения валютной выручки от торговли с РФ и странами Таможенного союза на уровне 5 млрд долл., продолжения сокращения объема прямых иностранных инвестиций в 2–3 млрд долл., падения объема промышленного производства на 4–5%, неполучения запланированных (1–1,5 млрд долл.) финансовых ресурсов от приватизации в следующем году и других негативных явлений», — уверен Андрей Заблоцкий.
По мнению Алексея Молдована, концентрироваться нужно все-таки на поиске дополнительных источников доходов, так как в исполнении украинских чиновников сокращение расходов почему-то всегда бьет только по бедным украинцам. Но и дополнительную прибыль экономист советует искать не там, где это обычно делают фискальные службы. «Мировой опыт показывает, что в условиях стагнации дерегуляция необходима как воздух. На бизнес нельзя давить, напротив, ему нужно дать свободу, возможность работать и развиваться. Повышение налогов в наименьшей степени должно касаться мелких и средних предпринимателей. Любое коррупционное давление должно немедленно пресекаться. Существует масса исследований, подтверждающих эти утверждения, и масса стратегий выхода из аналогичных кризисных ситуаций, основанных на многолетнем международном опыте. И непонятно, по каким причинам власть не использует эти наработки при принятии решений», — говорит эксперт.
Впрочем, ответ очевиден — это радикальность и непопулярность необходимых реформ. И для того чтобы 2015 г. не был экономически провальным, за девять месяцев нахождения «камикадзе» во власти большинство из них УЖЕ нужно было начать реализовывать. И дело, видимо, далеко не всегда в банальном разгильдяйстве и нежелании работать — слишком часто могли быть затронуты интересы близких к нынешней власти лоббистов и бизнесменов. «Благо», война — отличный предлог для оправдания любых неудач. Но именно война, оказавшись для отдельных персон во власти и рядом с ней «родной матерью», если так и не начнут предприниматься реальные меры в противовес, таки окончательно утащит в пропасть экономику Украины. Наряду с псевдодерегуляцией, квазиснижением фискального давления и лжесокращением госслужащих. Неужели этого таки придется дождаться?