Главная
Медицинская реформа: эксперимент с запланированным провалом?
Наконец-то это произошло. Правительство подкрепило свое многократно анонсированное желание провести реформу здравоохранения законопроектом «Об эксперименте в Днепропетровской, Донецкой, Винницкой областях и городе Киеве» (р. №8603). Намерения серьезные, если принять во внимание, что система управления здравоохранением практически не менялась за годы независимости. В течение трех лет планируют превратить коммунальные бюджетные учреждения в отрасли медицины в неприбыльные предприятия.
Планируется также развести виды предоставления медицинских услуг по уровню сложности на первичное (амбулаторно-поликлиническое), вторичное и третичное здравоохранение. (Правда, такой шаг фактически был сделан еще десять лет назад с принятием Бюджетного кодекса, разделившего эти виды по уровням бюджетов, но уже последние изменения в него в 2010-м первичную и вторичную помощи объединили.)
Еще одна особенность законопроекта — от страховой медицины мы отказываемся, отдавая преимущество административному регулированию. В конце концов, это не трагедия — в Великобритании тоже бюджетная медицина.
Новинкой стало долгожданное определение в законодательном порядке одного из самых важных параметров стандарта услуги: время прибытия бригады скорой помощи к пациенту — 20 мин. Это время вписывается в норматив обеспечения помощи в критический для жизни срок и соизмерим с нормативами, применяемыми в Европе. (Например, в Германии такой норматив — 12 мин., но для 95% случаев, что является более измеряемым параметром.)
Вообще, что касается сугубо медицинских параметров реформы, то разработчики проявили довольно неплохой уровень квалификации. Однако к организации системы управления отраслью есть большие предостережения. Очень трудно удержаться от соблазна поискать сокровенные замыслы в планах реформаторов — слишком много признаков того, что именно в этой части законопроект конъюнктурный и лоббистский.
Предложенный проектом закона эксперимент предусматривает, что первичная медпомощь будет предоставляться на уровне района и города областного значения, вторичная — на уровне госпитального округа, а третичная — на уровне областного бюджета. Как видим, появление новеллы «госпитальный округ» является основной интригой законопроекта. Поэтому удивительно, что законопроектом не очерчены параметры такого округа, ведь это создает неограниченные возможности для кулуарных договоренностей уже на этапе эксперимента. Не определены не только пространственные или количественные показатели для формирования госпитального округа — в законопроекте не описано, какое юридическое содержание вкладывается в это понятие. Правда, указано, что такие параметры будут определены отдельным актом МЗ, однако в регионах начальники райотделов здравоохранения сразу смекнули: речь идет о сокращении.
Ведь большую часть средств, связанных со вторичной медпомощью, от районов забирают на областной уровень. Однако, если предположить, что организационные функции перейдут на такой виртуальный уровень, как госпитальный, то именно сейчас время побегать, чтобы границы госпитального округа совпадали с районным или по крайней мере центр размещался в «родном» районе. Тогда есть шанс сохранить или даже усилить свое влияние, возглавив одновременно и районный отдел здравоохранения, и управление госпитального округа — с целью экономии средств. И борьба за выживание в рамках эксперимента уже началась.
Так, если сначала в Днепропетровской области предполагалось образовать 12 округов, то теперь их количество выросло до 20, в Донецкой предлагают образовать 33 таких округа, а в Винницкой области вообще решили никого не обижать — количество округов совпадает с количеством районов. (Киев во внимание не берем — это единая административно-территориальная единица, и перераспределение ресурсов, полномочий и средств находится в компетенции единого органа управления.) А вот в регионах будут задеты интересы разных уровней и органов власти. Кого точно не пожалеют — так это города областного значения. Создается впечатление, что вся катавасия с округами затеяна для реализации давно выпестованной цели минздравовского руководства: ликвидировать организационную независимость органов здравоохранения в городах областного значения. По крайней мере забрать больницы, съедающие львиную долю бюджета здравоохранения. Кабмин тоже не против — местное самоуправление нынешней власти как кость в горле: никак не хочет строиться по вертикали, как в незабываемые компартийные времена. А здесь такой повод — проведение реформы в одной из наиболее коррумпированных отраслей.
Идем дальше. Реформа предлагается как эксперимент, территориально локализованный. Причем, в соответствии с проектом, «органы исполнительной власти и органы местного самоуправления пилотных регионов согласно полномочиям, определенным законом, могут устанавливать перечень административно-территориальных единиц, которые являются участниками пилотного проекта». То есть допускаются разрывы в едином медицинском пространстве. Оправданием проведения социально-административных экспериментов могла бы стать необходимость отработки некоторых элементов реформы перед их повсеместным введением. Но при этом требуется четко формулировать индикаторы успеха, причем до проведения эксперимента и в самом законе, а не в подзаконном акте Министерства здравоохранения, который еще должен когда-то появиться.
Авторы законопроекта должны бы понимать, что риски краха попытки реформы в случае ее локализации на определенной территории чрезвычайно высоки — она задевает слишком много интересов влиятельных людей в медицинском и фармацевтическом бизнесе. И результаты, даже положительные, могут проявиться не скоро, в отличие от рецессии, которая неизбежно наступает сразу по исчерпании пыла энтузиастов. Зато криков на темы «режут по-живому», «закрывают больницы», «уничтожают последние завоевания советского времени», «освобождают специалистов», «к больнице добираться значительно дальше» и т.п. надо ожидать сразу, как только главные врачи районных больниц увидят, что ряд отделений действительно закроются как неэффективные, что некоторые больницы будут перепрофилированы в хосписы, амбулатории, что должности руководителей соответствующих управлений здравоохранения в районах и главных врачей больниц наконец разделят. Такие болезненные изменения можно успешно провести только при тотальном введении их по всей Украине. Но МЗ хочется поэкспериментировать, — если что, неудачи спишут на регионы. Интерес регионального руководства тоже понятен — эксперимент будет нуждаться в предоставлении преференций, прежде всего бюджетных, что уже само по себе является поводом для них «поиграть в реформу».
Довольно сомнительным является принцип добровольности перехода бюджетных учреждений в некоммерческие предприятия. Стимулов для такой добровольности в законопроекте нет. Как и кнута. Но пациенты могут заподозрить неладное уже в попытке утверждения МЗ «порядка выбора и смены пациентом врача общей практики». Хотя, в соответствии с Конституцией, ограничение действий граждан должно определяться законом, а не подзаконным актом. Правда, в дальнейшем формулировки становятся более четкими: по поводу специализированных больниц речь идет о «порядке направления пациентов в заведения охраны», что действительно является компетенцией отраслевого министерства. Создается впечатление, что разные части законопроекта писали разные подразделения МЗ, не согласовывая между собой позиций.
Практически не описаны методы контроля и мониторинга. В системе страховой медицины главную роль контроля качества предоставления медицинских услуг играют страховые компании. В административной системе с этой целью создается инспекция госпиталей, подчиненная непосредственно центру. В соответствии с законопроектом, областное управление здравоохранения остается главным органом, который делит деньги, осуществляет организационно-распорядительные функции и сам себя контролирует.
И уже совсем плохо у разработчиков с пониманием финансовых механизмов обеспечения здравоохранения. Скорее всего, законопроект (в стиле нынешнего премьера) просто продавили через Кабмин без основательного анализа профильными министерствами и секретариатом Кабмина. (Минрегионстрой во внимание не берем — пространственное планирование и развитие местного самоуправления после утверждения положения о нем перестало быть его приоритетом.) Но как пропустил Минфин предоставление права МЗ утверждать методику распределения расходов между заведениями здравоохранения и видами медпомощи?! Более того, Кабмин оставляет за собой право в ручном режиме «менять размежевание расходов на здравоохранение между местными бюджетами пилотных регионов», что является прерогативой исключительно законодательного органа.
В соответствии с проектом, средства между бюджетными учреждениями как вторичного, так и третичного уровней будет делить областной совет. Очевидна тенденция: если услуга предоставляется бесплатно для потребителя, наблюдается ее «переток» в сторону более дорогого уровня. Соответственно и средства в пределах единой корзины перетекают туда, где услуги более специализированы. До сих пор Минфин формулой расчетов трансфертов в местные бюджеты регулировал этот процесс, устанавливая определенные пропорции для первичного, вторичного и третичного уровней. В частности, вторичный и третичный уровни были разделены еще и по уровням бюджета. В экспериментальных регионах этого не будет, поэтому, если не установить в законе норму, которая будет предусматривать минимальные расходы для вторичного уровня медицины (госпитальных округов), средства постепенно перейдут в высокоспециализированные заведения, в частности областных больниц. В проекте таких ограничений, к сожалению, нет.
И последнее, что настораживает в финансовых принципах «пилота», — отсутствие в законопроекте прямых поручений правительства с конкретными сроками выполнения его положений. Например, нет поручения сделать распределительные балансы на случай, если больница и поликлиника находятся под одной крышей. Похоже, готовится ручное «распиливание» бюджетных средств, прежде всего для закупки высокостоимостной аппаратуры со всеми откатными приманками. Кстати, это подтверждается тем, что в заключительных положениях законопроекта предлагается вывести предоставление услуги по медицинскому обслуживанию населения в пилотных регионах из-под действия тендерного законодательства.
Но вернемся к наиболее интересному — госпитальным округам. Можно понять разработчиков: из-за отсутствия в стране адекватного уровня административно-территориального устройства (на который они и должны были бы передать компетенцию обеспечения лечения пациентов в стационарах больниц общего профиля) им приходится пользоваться виртуальным уровнем, названным «госпитальным округом». Но в этом кроется еще одна — главная — фишка закона. Ведь, как ни крути, создание госпитальных округов — это, в сущности, первый реальный шаг власти в сторону административно-территориальной реформы. Хотя Банковая и предпочитает об этом молчать. Специально или по незнанию — вопрос к идеологам власти.
Но если речь идет о реформе, а не ее имитации, то создавать округа нужно по всем правилам формирования эффективного административно-территориального устройства. Так сказать, на перспективу. Ведь, кроме здравоохранения, на этом уровне в нормальных европейских странах предполагается концентрировать и другие полномочия — управление школами-интернатами, профтехобразованием, наконец, переместить на него орган исполнительной власти общего назначения — районную государственную администрацию. В соответствии с принципом организации эффективного админтерустройства, предусматривающего совпадение уровней организации самоуправляющихся органов (им, по идее, должен стать госпитальный округ) и уровня государственного контроля над деятельностью этих органов.
Параметры же такого нового района должны соответствовать требованиям Европейской номенклатуры статистических единиц, которая предусматривает для этого уровня наименьшее количество жителей — 150 тысяч. Этот показатель берется как минимальный для организации медицинского страхового округа, где количество потенциальных пациентов должно быть достаточным, чтобы обеспечить полную загруженность материальных и кадровых ресурсов, необходимых для лечения основных нозологий. Если потенциальных пациентов меньше, то дорогая аппаратура не загружена, да и врачи бьют баклуши, теряя квалификацию. А вот верхняя граница такого округа определяется не столько количеством населения, сколько зоной притяжения к крупным лечебным центрам. Практически это означает, что подавляющее большинство пациентов, получающих специализированную медпомощь, живут в пределах госпитального округа, где указанную помощь получают. Реально это зона 30 —50 км от центра округа.
Поэтому некорректным кажется предложение разбить, например, город Днепропетровск на три госпитальных округа, исходя из того, что на их территориях размещены городские больницы. Количество больниц в округе может быть значительным, ведь речь идет об управлении сетью заведений здравоохранения, а не одним учреждением. Да и другое правило организации админтерустройства, вытекающее из принципа субсидиарности, заключается в том, что услуги высшего уровня специализации должны предоставляться высшим уровнем иерархии. В нашем же случае наоборот: первичная медицина, то есть поликлиники, амбулатории, находится в управлении городской власти, а вот вторичная (больницы) — в ведении округов, меньших, чем сам город, хотя и подчиненных области.
Если же руководствоваться принципами и правилами формирования эффективного административно-территориального устройства, то новых районов, в которые укладываются госпитальные округа, в Днепропетровской и Донецкой областях должно быть по пять, а Винницкая имеет только четыре полюса притяжения: они могут стать основой формирования новых районов (а не десятков округов, как уже посчитали на местах). Решения болезненные, но когда-нибудь их придется принимать.
К сожалению, законопроект также не дает ответа на ряд вопросов, волнующих общественность: например, чем будут ограничены врачебные поборы, как преодолеть заговор врача и фармацевта, как контролировать протоколы лечения и ряд других.
В общем, подтверждается тезис, что министерство само себя реформировать не может. Самому предложить закон, который существенным образом ограничивает твою свободу, формализует действия, уничтожает коррупционные цепочки во время закупок, равнозначно суициду.
Опыт соседних стран в успешной реализации реформ только подтверждает этот вывод. Так, в Словакии разработка комплекса нормативных актов в отрасли здравоохранения была поручена молодому экономисту Петеру Пажитни, который подошел к проблеме как к бизнес-плану — с четким анализом слабых и сильных сторон, угроз и возможностей, ресурсных ограничений. И создал систему, считающуюся теперь одной из лучших в Европе. При этом не имея медицинского образования.
И у нас есть талантливые инженеры, экономисты, медики, готовые вложить свои энергию, время и интеллект в преобразование Украины в модерное государство. Но, скорее всего, их время еще не наступило — продолжается агония постсоветской элиты, пропитанная демагогией и умением приспосабливаться к любым обстоятельствам. Имитация реформ — неотъемлемая составляющая этой мимикрии.
- Информация о материале
Полиция, жандармы, сердюки... Как еще переименуют милицию?
«Скажите, Владимир Владимирович, а как Вы относитесь к тому, что некоторые категории государственных служащих будут носить название ПУПС, ПИЗДЮН или ПИДР?» – примерно так на конференции партии «Единая Россия» студентка ехидно задала вопрос премьер-министру Российской Федерации Владимиру Путину. Оказалось, что ПУПС – это аббревиатура, означающая Полицейское управление патрульно-постовой службы, ПИЗДЮН – Полицейский инспектор защиты детства и юношества, а ПИДР – Патрульный инспектор дорожного регулирования. Вопросы студентки были связаны с переименованием российской милиции в полицию. Не упражнялся на российских Интернет-форумах на эту тему только ленивый:
– Сыночек, у меня кошелек украли.
– А где? – спрашивает ее дежурный полицейский.
– На железнодорожной станции.
– Ну, тогда идите, бабушка, в ЖОПу.
– Куда? – офигевает бабка.
– В железнодорожный отдел полиции. А вы в ПОПу пришли – поселковый отдел полиции.
Путин удивлен был не меньше этой бабульки, но все же попытался выкрутиться: «Я первый раз слышу такие аббревиатуры... Нет, я знаю, что такие слова есть... Но то, что так называются правоохранительные подразделения... Непривычно... Но самое главное – общество оценит по результату».
Что касается подобных сокращений, то их постарались сделать другими, не столь неприлично звучащими. Говорить о результате еще рано – слишком мало времени прошло.
Тем не менее, в Украине наперегонки ринулись придумывать новые названия украинским милиционерам, уже именуемым на активно изобретаемом телеканалами державном новоязе «милициянтами».
Чтоб не так, как у москалей, даже звучал вариант «сердюки» – в свое время наемная личная гвардия казацких гетманов, в функции которых входила охрана их резиденций, складов и артиллерии, а также карательные функции при подавлении народных выступлений. Впрочем, к казакам они отношение имели весьма опосредованное – при Мазепе сердюцкие полки были укомплектованы исключительно поляками, сербами и молдаванами и были ненавидимыми как самими казаками, так и населением. В случае переименования милиционеров в сердюков их народное название явно стало бы весьма созвучным аббревиатуре должности «детского полицейского», которая так удивила Владимира Путина. Да сама эта структура как бы стала называться – сердючия или сердючка?
Министр внутренних дел Украины Анатолий Могилев в качестве реакции на такие ономастические упражнения тогда заявил, что не считает необходимым по примеру России переименовывать милицию в полицию: «Название милиция или полиция – это не актуальный вопрос, это вопрос тысяча пятнадцатый».
Тем не менее, не так давно председатель профсоюза аттестованных сотрудников милиции Анатолий Онищук заявлял о намерении зарегистрировать в Верховной Раде законопроект о переходе милиции на стандарты европейской полиции.
«После переименовывания мы пойдем от рабоче-крестьянского названия «милиция» и негатива, который с ней связан», – сказал тогда он.
Видимо, Онищук полагает, что «полицаи», как сразу же начнут обзывать правоохранителей вместо ставших уже героическими благодаря сериалу «Улицы разбитых фонарей» ментов, будет звучать исключительно позитивно – «ахтунг, ахтунг, партизанен, херр полицай!». Да и звучание немецкого «господин», как известно, имеет у нас совершенно другой смысл. Не особо приличный. Хотя тем нашим, к сожалению, согражданам, которые 9 мая срывали красные знамена победы над фашизмом, и то и другое, возможно, будет звучать как бальзам на рану.
Не изменит того, как будут в таком случае называть в народе правоохранителей, и то, что, как предлагает Онищук, органы правопорядка будут переведены от карательных функций к социальным.
«Полицейские должны будут помогать людям, даже если человек просто обратился за советом, как выйти из той или иной жизненной ситуации. Да, при задержании полицейский должен будет очень четко разъяснить человеку, за что именно его задержали, и его права: на звонок и адвоката, хранить молчание. В законопроекте прописаны даже такие нюансы, как то, что, остановив водителя, полицейский не должен занимать у него много времени», – отметил он.
А еще… Внимание! Онищук предлагает повысить зарплату, но при этом сразу же оговаривается: «Правда, по тысяче долларов, как в других странах, платить пока не готовы».
Кроме этого, чтобы сделать работу полиции более качественной, профсоюз предлагает уменьшить нагрузку на участковых: сейчас один обслуживает около 10 сел, но планируется, что нормой станет не более 3 тысяч подопечных. Вот только невдомек ему, что и сейчас по всем нормативам участковый должен обслуживать как раз 3 тысячи населения. Просто нагрузка у него за троих, а зарплата почему-то за одного. Не так давно я общался с участковым в звании старшего лейтенанта. В последнюю зарплату он получил 1200 гривен…
Конкуренцию профсоюзному милицейскому лидеру решил составить народный депутат Василий Грицак. О милицейской жизни он знает немало. До целого генерал-лейтенанта дослужился. Так вот, Грицак предлагает милицию переименовать в полицию. Это мы уже слышали. А кроме этого патрульные функции возложить на жандармов. Тоже крайне «позитивное» название. В отличие от жандармов французских – помеси патрульно-постовой службы и внутренних войск – в Российской империи в такой ипостаси они не прижились, зато широко известен Отдельный корпус жандармов, исполнявший функции политической полиции. Помните, «и вы, мундиры голубые, и ты, им преданный народ»? Это о них.
А вот ассоциировать слово полицейский с полицаем времен Великой Отечественной, по его мнению, не стоит. Ведь это были «гражданские люди, служившие фашистам» и «отождествлять их с полицией независимой Украины почти через 70 лет после этих событий выглядит странно». Может быть, стоит в законопроект «О полиции», о котором он упоминает, отдельным пунктом добавить положение о недопустимости подобной ассоциации? Мало ли что, вдруг кто несознательный среди народа попадется?
Как и Онищук, не забывает Грицак и о «простых индейцах»: «Наш милиционер бесправен, гоним и нищ, но при этом он за все отвечает, сие надо менять. Сейчас все детали закона прорабатываются, в том числе предусмотрена и достойная зарплата стражам порядка».
Достойной зарплатой, по его мнению, для рядовых жандармов и полицейских сумма, эквивалентная 500 «укуренным американским енотам». Надо полагать, этого будет достаточно, чтобы у них отпала охота совершать коррупционные действия. Или нет? Для сравнения: у российских «полицаев» нижний порог денежного довольствия лейтенанта назначен в 33 тысячи рублей, что составляет более 9 тысяч гривен. Если уж заниматься реформаторским плагиатом, то в полном объеме!
А на самом деле реформируют милицию все годы независимости Украины. Как только новый министр внутренних дел появляется, так сразу и реформируют. Вот только ни самим милиционерам, ни населению, которое они призваны защищать от преступных посягательств, лучше от этого не становится. Да и как и кому станет лучше, если изменения касались прежде всего названий?! Была криминальная милиция по делам несовершеннолетних – стала криминальная милиция по делам детей. Был, к примеру, Приморский РОВД УВД Одесской области – стал Приморский РО ОГУ УМВД Украины в Одесской области, а количество личного состава рассчитывается не из состояния оперативной обстановки и нагрузки на сотрудников, а из сумм, которые на денежное содержание выделяются.
Кроме этого государством выделяется еще и по пять граммов бензина на один служебный автомобиль в день. Кто, кстати, вспомнит, сколько раз уже менялся внешний вид служебных номеров? Может быть, прежде, чем кричать о реформировании милиции, стоит навести порядок в том, что уже есть, вернее, в том, что еще от нее осталось? А осталось немного, в том числе и действительно высокопрофессиональных кадров. И, прежде всего, обеспечить достаточное финансирование именно борьбы с преступностью, а не выбрасывать деньги на переименования и связанные с ним гешефты по распилу бабла на пошиве новой формы (старая-то далеко не у всех оперативников есть), замене названий, удостоверений, вывесок, печатей и прочего. Впрочем, как для милиции, так и для армии, а равно для здравоохранения и образования, Украина уже давно перестала быть нэнькой. А, как известно, именно эти категории являются основным критерием оценки состоятельности государства.
- Информация о материале
Невыносимая реальность, или Три опыта о борьбе
«Україна-мати кличе нас повстати!» начертано кривыми буквами на стене одного из домов в моем районе. Неизвестному настенному писальщику вторит редактор криворожской газеты «Промінь Просвіти» Сергей Зинченко: «У нас, українців (а не тих, які тільки називають себе такими), девіз такий, як і майже сто років тому: «Воля України або смерть!». Ряд СМИ предрекает «очередной скандал с участием украинских радикал-националистов в Полтаве по случаю восстановления памятника коменданту гарнизона Полтавской крепости генерал-майору Алексею Келину, возглавлявшему оборону от шведской армии Карла XII в 1709 г.
Таких примеров за часок-другой можно без труда насобирать полное лукошко. Но все они, как прыщи на юношеском лице, говорят о глубинных процессах в обществе, где окончательно оформился этнокультурный раскол. Раскол этот направляем частью общества, считающей себя носителями национальной идеи. Именно из нее выделилась «патриотическая журналистика» (что, в сущности, нонсенс), «украинские писатели», радикальные общественные организации, политические партии и неоформленная масса, представленная в Интернете.
Эта часть общества оперирует такими понятиями, как «борьба», «угнетение», «постколониализм» и т. п., именно с их помощью оправдывая свою текущую жизнь, названную борьбой. Естественно, с проекцией незатейливой, но стройной идеологии на государство и все, что в нем происходит. А заодно и на большинство, которое этой идеологии не приемлет.
Любопытное (и наилучшим образом показывающее суть вопроса) суждение высказал недавно в эфире львовского телеканала руководитель Западной аналитической группы Орест Друль – об «автономизации Галичины». Суть идеи – в противопоставлении «двух миров». По мнению Друля, галичане существенным образом отличаются от жителей «остальной страны», и основа этого отличия лежит в цивилизационном делении Европа - Азия.
«Базовое отличие заключается в том, что является приматом: примат коллективного над личным – или примат человеческого, который признает каждого человека ценностью. В Галичине доминирует эта вторая христианская основа, лежащая в основе всей европейской цивилизации. Другое дело, что за время пребывания Галичины в составе Украины, которая исповедует азиатский примат коллективного, происходит выхолащивание галицких ценностей», – подчеркнул эксперт.
«Автономизация» же необходима для того, чтобы галицкие правила и традиции «не растворялись в той вертикальной системе, которая доминирует во всей стране». «Из-за подчиненности Галичины украинской конструкции наши нормы сосуществования и мышления являются неэффективными, что, в результате, выливается в конкретный экономический проигрыш», – уверен Друль.
Говоря вскользь, это та же самая федерализация, при всяком упоминании которой так нервничали ура-патриотически настроенные читатели. Сухая, корректно поданная выжимка из множества эмоциональных и оскорбительных высказываний о «постколониализме», «манкуртах» и противопоставлении «настоящих украинцев» «ненастоящим».
Опыт первый, психоаналитический
Постколониальные исследования – тема популярная во всем мире, некогда делившемся на метрополии и колонии. И давно уже отмечено, что часто бедой этих исследований бывает перевод собственно проблем постколониализма в право «колонизированных меньшинств» описывать собственный опыт «жертвы».
Украинские исследователи и ораторы – типичный пример подобного подхода. Одним из итогов их планомерной работы стало то, что само слово «украинские» теперь имеет двойной смысл. Например, украинским гражданам, не соответствующим некому набору признаков, отказывается в праве быть украинскими по сути, что идеологически вытесняет миллионы людей в иную плоскость, некого мифического «азиатского примата».
Украинец, но не «украинец», и уже непонятно, кто имеется в виду в результатах социологических опросов. Украинский журналист, но не «украинский журналист». Украинский государственный деятель, действующий в рамках украинских законов, но «антиукраинский» с «антиукраинскими законами», «антиукраинской Конституцией» и «антиукраинскими взглядами на державу».
Опираясь на «опыт жертвы», «украинцы» (обозначим это слово кавычками во избежание путаницы) противопоставляют себя собственному государству. Оно возникло в соответствии с их желаниями, но без их участия и какого-либо влияния на процессы возникновения, становления и развития, и потому вызывает острое раздражение.
Очевидно, что этот парадокс имеет чисто психологические корни. Политико-экономическая борьба в исторической ретроспективе принимает форму псевдопсихологической драмы субъекта, неспособного признать и осмыслить свою внутреннюю травму.
Невыносимая правда жизни заключается в том, что беспокоящие «украинцев» события происходили и происходят вне связи с их внутренним миром. Другие ведут с танцев домой красивых девушек мимо стоящих кучкой в стороне обделенных, обиженно плюхающих семки себе под ноги.
Неудачный пример? Можно так: вы стоите на разделительной полосе скоростного шоссе (построенного без вашего личного согласия), а мимо вас проносятся автомобили с закрытыми окнами. И останавливаться, чтобы вас пропустить, никто не собирается.
Шоссе – важная транспортная артерия. И пропускать вас, согласно правилам и разметке, никто не обязан. Выходов тут несколько: перейти шоссе по переходу; купить автомобиль и ездить самому; стоять и ненавидеть, отдавая дань памяти сбитым в прошлые годы; добиваться, чтобы по первому вашему желанию поток машин останавливался.
Вот оно, травматическое столкновение с невыносимым Реальным, необходимость делать выбор, который может быть и верен по сути, но противоречит личным убеждениям стоящего посреди дороги.
Неумеренное рвение радикалов, таким образом, является защитой от необходимости собственной идентификации в Реальном. Отрицая пешеходные переходы, созданные «чужой злой волей», человек с «опытом жертвы» в итоге создает своеобразный навязчивый ритуал, скрытая логика которого такова: давайте как можно больше говорить о том, чего мы хотели, но не сделали, и тогда на самом деле что-нибудь изменится.
Опыт второй, исторический
Как утверждает словенский философ Славой Жижек, мы живем в постмодернистскую эпоху, когда притязания на истину как таковые отвергаются, и в обществе не осталось моральных авторитетов. Совсем. Сам вопрос «Действительно ли это истинно?» по поводу любого утверждения тут же заменяется вопросом «Под влиянием каких обстоятельств сделано это утверждение?». «Автор – москальский наймит». Или – «галицкий рагуль». Вместо универсальной истины мы получаем множество точек зрения, вертящихся в бесконечном водовороте.
Чаще эти точки зрения строятся опять вокруг «опыта жертвы». Основным признается право описывать опыт страдания и унижения, не отвлекаясь на такие «несущественные» вещи, как суть явлений и их последствия. Истина в таких условиях по определению не может быть «выговорена» спорящими сторонами. Какую истину можно выговорить, обсуждая изданные в Украине воспоминания немецкой фрау о том, как в 1945 году ее изнасиловал советский солдат с переводом всего этого на «украинскую ситуацию»?
Подобные вещи, с одной стороны, представляются частью большого проекта. Этот проект специально направлен на планомерное создание конфликтов, невозможность построения единой политической нации, способной к созиданию.
Конечно, с точки зрения психоанализа, существуют вещи, которые нужно совершить, чтобы узнать, что они излишни. Совершать неверные ходы, пока не найдется подходящая формула. Но есть важное условие: при наличии авторитета, направляющего это хождение. Для больного – доктор. Для общества – моральный лидер.
Полагать, что какое-либо массовое движение, направленное хоть на созидание, хоть на разрушение, может возникнуть исключительно на основе народной мудрости или споров в Интернете – бессмысленно. Никакой воли у народа нет. Он не способен «проснуться» и осуществить свою «историческую миссию», как это видят политические романтики.
При этом такие замечательные люди, как Орест Друль, упираются в рамки некоего «ценностного конфликта», просто констатируя глобальные, мировые капиталистические координаты. Они есть, и все, без всяких выводов.
Деление на «два мира» – это проекция непрекращающихся рассуждений о «постколониализме», в рамках которых «украинцы» смотрят на Советский Союз, как на империю русских, сутью которой являлось подавление «различий» и именно это якобы мешает жить Украине сегодня. Вхождение же украинских земель в состав Австро-Венгрии, Польши или Румынии сегодня считается не колониальным опытом, но исключительно опытом «принадлежности к европейской цивилизации». А собирание украинских земель в одно государство – ошибкой.
«Нам изначально не дали создать свой государственный проект» – в этом выводе, помимо общей ложности суждения о том, что кто-то обязан был что-то нам дать, есть еще один существенный недостаток. В классическом понимании колониализма, метрополии оправдывали свое правление прогрессивной и модернизирующей ролью в колонизируемых обществах. Как следствие, усилия империй порождали националистические элиты, которые обращали навязываемое знание против колонизаторов, будучи носителями «духовного превосходства».
Разве не в этой логике преподносятся нам воины УПА и даже украинские эсэсовцы, давшие присягу на верность Гитлеру и Великой Германии? И противопоставляются украинцам в Красной армии? «Они боролись за Украину» и не были «пушечным мясом империи». Разве не в этой логике живут нынешние лидеры национал-патриотов, избравшие целью своей жизни сражение за независимость независимого государства?
И да, эта логика верна! Но только лишь применительно к Австро-Венгрии, Польше и Румынии.
«В колониальных обществах царство политического находилось под чужеродным контролем, а колонизируемые вытеснялись из него в силу колониального распределения ролей», – пишет некто Лора Адамс в статье «Применима ли постколониальная теория к Центральной Евразии?». И тут же замечает, что Советский Союз был похож на империю в том плане, что осуществлял политическое доминирование над географически обширной территорией и навязывал иерархическую структуру управления с центром в Москве.
Но это государство не походило на европейские империи (ту же Австро-Венгрию) в главном: оно было нацелено на модернизацию и политическую мобилизацию периферии. Национальные элиты в СССР не возникали вследствие сопротивления колонизатору, они создавались и развивались сознательно, в том числе через предоставление серьезных преференций перед якобы «титульной нацией» русских. Этого никогда не было в Польше. Или Румынии, где подобное невозможно представить даже сегодня.
Более того, на заре становления советского государства местные национальные элиты активно и сознательно участвовали в его создании и имели в нем те же права и возможности, что и представители «колонизаторов». Представители «колонизованных народов» могли добиться любых постов. Достаточно сказать, что во главе СССР находились два выходца из Украины – Хрущев и Брежнев, а также сын украинских переселенцев - Константин Черненко. Среди выдающихся ученых, министров и полководцев украинцев была добрая половина.
Модное среди «украинцев» слово «манкурт», взятое из романа Чингиза Айтматова «И дольше века длится день», означает несчастного пленника, превращенного врагами в не помнящего, кто он и откуда. А украинцы, выбравшие для себя определенную модель общественного развития и создававшие «империю», действовали совершенно сознательно. Всегда помня, кто они и откуда. Ярчайший пример – фильм Леонида Быкова «В бой идут одни старики», где ярко подчеркнуто именно украинское начало, украинская национальная составляющая в общем деле. И даже украинское лидерство, поскольку капитан Титаренко – лидер бесспорный.
Вспоминая об «азиатском примате», следует также отметить, что для славян всегда был основным именно общинный тип существования, основанный на принципе «я помогу соседу сегодня, завтра он поможет мне». В Украине это действовало, начиная от запорожского коша и заканчивая многоэтажкой 80-х, где все всех знали, и трудовыми коллективами. В общине нельзя жить, пренебрегая интересами других. Отсюда разумное самоограничение и гораздо более эффективное становление и развитие личности.
А взаимодействие людей в общине всегда строится вокруг общего дела. То есть каждый член общины считает его важным для себя лично и для всех в целом. Это не работа «на дядю» и даже не абстрактно «на государство», это именно работа на себя и при этом одновременно на всех, принимающих участие в ней.
Этого, возможно, не знали предки нынешних галичан, живших на правах рабочей скотины у польских хозяев. Но гораздо важнее то, что сегодня они лишены возможности противопоставлять свое «духовное превосходство» в рамках формальной логики, уместной для «европейского прошлого». Поэтому противопоставляют его «азиатскому примату», который, по сути, и есть Общее Дело, хорошо знакомое украинцам.
Побывав недавно в Грузии, я впервые во всей полноте ощутил аллегоричность притчи о Вавилонской башне, часто понимаемую прямолинейно, как рассказ о человеческой гордыне и тщеславии. Вместе мы могли построить все: хоть башню до неба, хоть космические корабли. Могли втоптать в грязь любого врага, что и было доказано практически. Но поскольку планы на этот мир есть и у других, все было сделано по проверенной технологии.
Когда люди перестают понимать друг друга, они не могут продолжать строительство города и башни. Они рассеялись по всей земле. Их судьбу решают другие, аккуратно заставляя думать, что на самом деле теперь каждый стал бесконечно свободен.
«От Риги до Алма-Аты постколониальные устремления фиксировались не на уходящих русских хозяевах, а на блистающем евро-американском чудище MTV-и-Кока-Колы, которое их ниспровергло», – пишет еще некто Чиони Мур в статье «Является ли постколониальное прошлое постсоветским прошлым?». И констатирует, что, пытаясь отыскать «аутентично местную критику, мы с равной вероятностью не обнаружим здесь ни разоблачения советских форм «политического знания», ни критического анализа современных режимов, который основывался бы на глобальном дискурсе демократизации, прав человека и свободного рынка».
Другими словами, претендуя на истину в последней инстанции, «украинец» не способен объективно оценить мир вокруг себя. Империя виновата в том, что к нам не пришли современность и прогресс, но не мы сами. Поэтому за 20 лет независимости Украина не смогла подняться даже до советского уровня развития, и к текущему моменту главной идеей «украинцев» все так же остается не выживание их страны в глобальном мире, а «борьба за независимость» в понимании XIX века. Между тем борьба должна быть направлена на то, чтобы выжить в глобальном мире и стать независимыми экономически и технологически.
Опыт третий, глобальный
Можно смело обвинять автора в том, что ему «цього ніколи не зрозуміти». Так оно и есть. Более того, автор убежден, что этого «ніколи не зрозуміти» вообще никому до тех пор, пока в «борьбе» не будут показаны две важные вещи. Первую мы упомянули – это проект организации хозяйственной жизни народа в условиях глобального мира. Собственного решения главного вопроса современности: где брать деньги и ресурсы.
Вторая вещь не менее, а может, и более важна. Это мечта. Добиваться, чтобы я мечтал о превращении всего вокруг в «украинское» или с радостной улыбкой на лице пошел сносить братские могилы, согласитесь, бессмысленно. Никакой психически здоровый и цельный в своих взглядах человек не станет менять свое поведение и принципы просто потому, что кому-то этого вдруг захотелось. Машины с закрытыми окнами и дальше будут лететь мимо стоящих на разделительной полосе скоростного шоссе людей.
В мире, где было две сверхдержавы, движущей силой было именно то, чего недостает «украинской борьбе». В Советском Союзе с первых дней его существования были мечты о равенстве и братстве, о том, что земля (главный ресурс) наконец-то будет принадлежать крестьянам. Ведь «украинские государственные проекты» так и не смогли решить этого наиглавнейшего для украинцев вопроса. И потому были обречены изначально.
1920-е и 30-е годы – это мечты о небе, это невиданный размах планерного и парашютного спорта, авиации, рекордных полетов в стратосфере, первых в мире Воздушно-десантных войск. Все мальчишки в стране мечтали стать летчиками. Великая Отечественная война, главное испытание советского проекта, не закончилась бы Победой без мечты о ней миллионов людей. Это аксиома, и именно поэтому попытки отрицать День Победы выглядят столь убого.
После войны пафос коллективного труда во имя общей цели – совместного возрождения страны – позволил всего за десять лет поднять из руин государство и запустить экономику. Без внешней помощи, заметьте. Через 12 лет после войны СССР отправил в космос первый искусственный спутник земли. Через 16 лет после войны у нас был первый в мире космонавт.
Это были мечты о покорении пространства и времени, о новых прорывах в науке, это были стройки века и грандиозные проекты по разработке новых месторождений. Как точно заметил Дмитрий Выдрин, по книгам которого я начинал изучать политологию, страны, где празднуют покорение космоса и празднуют красиво, имеют шанс, а страна, где празднуют пятидесятилетие создания национального сорта копченой колбасы, шансов не имеет.
Коммунизм, может быть, смешное слово. Теперь. В рамках того времени это была мечта, причем хотя бы теоретически достижимая и предполагавшая, что у всех будет все. С другой стороны, была американская мечта: что каждый может стать хозяином своей судьбы и частной собственности, индивидуальным трудом достичь большого богатства, стать одним из тех, кто имеет власть над другими.
Но эта история закончилась и началась другая.
Украина – независимое государство в мире, где есть только одна империя, решающая, как жить остальным, ряд сильных государств, от которых мы зависим, и корпорации, стоящие над государствами. В мире, где есть информационные сети и новости распространяются мгновенно. В мире, где есть борьба за владение ресурсами, в мире, где нехватка энергии, питьевой воды, плодородной земли. И где нет мечты.
Что мы можем противопоставить всему этому? Мечту купить новую тачку или бежать из безжизненной провинции в столицу? Что нового было изобретено за последние двадцать лет? Какие невероятные прорывы к новым знаниям? Какие фильмы и книги потрясли миллионы? Что такого мы никогда не имели раньше, а теперь имеем? Фактически у нас есть только повторение прошлого и иллюзия потребления, основанная на пестроте упаковок. А также полная беззащитность от внешнего влияния.
Классическая теория физики говорит, что любая система может совершить работу, если она обладает избытком какого-либо вида энергии, будь то потенциальной, кинетической, электростатической, тепловой, химической и т.д. Применяя это к государству, можно сказать, что отсутствие готовности к работе говорит об отсутствии внутри него энергии.
Человеческой, конечно. Нет в людях мечты, огня, интереса к будущему. А значит, нужно приготовиться либо к порабощению, либо к угасанию и исчезновению. Столь обсуждаемое ныне советское государство не смогло бы возникнуть и успешно существовать без наличия целенаправленной доброй воли большинства людей. Это, если вдуматься тщательнее, неоспоримо. Рабы не воюют за своих хозяев. Это хорошо понимали древние норманны и потому крутили весла непобедимых драккаров самостоятельно.
Украинское государство сможет выжить и заставить уважать себя только в двух случаях. Первый – лидеры общественного мнения сознательно откажутся от проекций в пользу реального, оглядятся по сторонам и станут говорить не о прошлом, а о деньгах и об их справедливом распределении. Ведь это касается абсолютно всех. А когда появится единое мнение – появится и общая мечта.
Второй – нас всех заставят сделать это силой чьей-то воли.
Все прочее ведет только к исчезновению. Если кто-то до сих пор не знает – нашу нефть и газ добывают частные лица. На нашу территорию открыто претендуют соседи. Наша земля легко может стать не нашей.
Стояние на разделительной полосе не имеет смысла.
- Информация о материале
Светлой памяти Конституции посвящается
Уважаемый консилиум профессионалов Дурдома. Есть предложение провести консилиум в связи с приближением 28 июня, «Дня Конституции» в несколько необычной форме. Форме виртуального экзамена. По правоведению. Если еще конкретнее, то по знанию студентами Конституции. Взаимоотношения «Студента» и «Профессора» вообще могут быть выделены в отдельный раздел психиатрии как часть системы взаимоотношений врача и больного, начальника и подчиненного, контролера и пассажира.
За основу возьмем бородатый анекдот:
Профессор спрашивает нерадивого студента:
- Что такое экзамен?
- Это беседа двух умных людей.
- А если один из них идиот?
- То второй не получает стипендию.
Давайте оценим, насколько наш виртуальный студент достоин получать стипендию..
Итак, приступим. Объем материала, который должен был быть освоен нашим студентом, умещается в небольшой брошюре, которую можно прочитать за несколько часов. На подготовку к экзамену давалось почти 15 лет, с 28 июня 1996 г.
Экзамен будет принимать виртуальный Проффесор. (все оценки и комментарии виртуального «проффесора» являются вымышленными и все совпадения с настоящим Проффесором являются случайными).
№ билета и номер статьи Конституции совпадают.
Билет №3
Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью.
Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства.
Студент: Одна из самых главных статей конституции. Если соблюдать эти принципы, то Украина была бы по-настоящему полноправным Европейским государством. Но мне, почему то кажется, она пока не работает.
Проффесор: Здесь идет речь о «Человеке», Вы, уважаемый, не понимаете кто такой «Человек»! Если из сознательного населения страны вычесть отдельные категории, то и останутся те люди, о которых мы говорили в лозунге, с которым наша сила пришла к победе: «Украина для людей». Для них эта статья действует, это не вызывает ни у кого сомнений. Отдельные категории это: «козлы», «геноциды», «дебилы» и прочие. Оценка – «неудовлетворительно». За незнание современной социологии.
Примечание: (Определения основных понятий из «Краткого курса истории Партии Окраин» найденные в анналах интернета ):
- «Козлы которые мешают нам жить». Склонные к компромиссу, но твёрдо придерживающихся своих принципов жители Центральной Украины, на тот момент когда я выделил эту категорию (2004 г.) поголовно «оранжевые», теперь и всех остальных цветов, кроме голубого.
- «геноциды» (2010 г.) - свято чтящее Уголовный кодекс, и тем более родную историю население Западной Украины. «Здесь собрались лучшие геноциды страны» (2010 г.).
- «дебилы» (2010 г.) - посетители митингов с моим участием на платной или принудительной основе. «Почему эти дебилы не расходятся?», - из моей речи, как кандидата в президенты в городке Васильков, (ну забыл о работающем микрофоне, с кем ни бывает).
Билет №5
Украина является республикой.
Право определять и изменять конституционный строй в Украине принадлежит исключительно народу и не может быть узурпировано государством, его органами или должностными лицами.
Никто не может узурпировать государственную власть.
Студент: Если одна партия выдвигает президента, формирует правительство, большинство в Верховной раде, формирует судебную власть, назначает прокуратуру, владеет большинством СМИ, набрав 34,14% от проголосовавших на выборах, а на самом деле менее 22% от числа избирателей это, возможно, и есть узурпация.
Проффесор: Вы не правы. Мы набрали голосов больше других партий, а победитель, как у нас принято, получает ВСЕ. Проигравшим мы предоставляем выбор: или с нами или против нас. Кто с нами, тот может рассчитывать на наше понимание и какое то вознаграждение, кто против - должен смирится. Таким образом, это не узурпация, а компенсация потерь 2004 г. Оценка за ответ – неудовлетворительно.
Билет №13
Земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и иные природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украины, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны являются объектами права собственности Украинского народа. От имени Украинского народа права собственника осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах, определенных настоящей Конституцией.
Студент: Это что же получается? Жители страны, граждане, наверное, имеют право получать газ, уголь воду по цене добычи, а не по рыночной цене?
Проффесор: Конечно нет. Вы не правы. Цена на природные ресурсы Украины для граждан Украины должна быть рыночной и определятся, например, для газа, по цене российского газа в зависимости от цены нефти на биржах в Нью-Йорке или Лондоне. Вы же не будете возражать, а вдруг гражданин перепродаст этот газ другому гражданину, не заплатив налоги и пошлины? А вдруг этот газ попадет за рубежи государства? А вот органы государственной власти, действуя от Вашего имени, соответственно имеют полное право продать Ваш газ кому бы то ни было по любой выгодно им цене, а Вам взамен предоставить российский по рыночной. Оценка за ответ – неудовлетворительно.
Билет №22
Права и свободы человека и гражданина, закрепленные настоящей Конституцией, не являются исчерпывающими.
Конституционные права и свободы гарантируются и не могут быть упразднены.
При принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод.
Студент: Я так понимаю, государство не имеет право изменить условия с которыми я согласился ранее, например, размер платы за обучение в ВУЗе по контракту в течение всего срока обучения, трудовой стаж и возраст выхода на пенсию после первого трудоустройства, права на бесплатное медицинское обслуживание и многое другое.
Проффесор: Вы не правы. Вы забыли о моих международных обязательствах, экономической и политической целесообразности, инфляции, наконец. Да и не могут все иметь одни и те же права, ведь те, кого вы избрали, по существу являются избранниками, следовательно, имеют ваши права. Таким образом, отдав нам свои права, вы их лишились. Я не удовлетворен Вашим пониманием этого вопроса.
Билет №24
Граждане имеют равные конституционные права и свободы и равны перед законом.
Не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и иных убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, по языковым или иным признакам.
Равенство прав женщины и мужчины обеспечивается: предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей в общественно-политической и культурной деятельности, в получении образования и профессиональной подготовке, в труде и вознаграждении за него; специальными мерами по охране труда и здоровья женщин, установлением пенсионных льгот, созданием условий, дающих женщинам возможность сочетать работу с материнством; правовой защитой, материальной и моральной поддержкой материнства и детства, включая предоставление оплачиваемых отпусков и иных льгот беременным женщинам и матерям.
Студент: Здесь прямо сказано о том, что женщины должны выходить на пенсию раньше мужчин. Правда, не сказано на сколько конкретно…
Проффесор: Извините, вынужден Вас перебить. По-вашему, получается, если женщины живут дольше мужчин, а в нашей стране эта разница почти целых 12 лет, они должны раньше идти на пенсию?! Но ведь это несправедливо. Ну и что, что она рожала и воспитывала детей? С них достаточно того, что им иногда место в трамвае уступают. Давайте считать это льготой. Я и моя команда проффесионалов в этом уверены на все 100%. Вы не правы. Ответом не удовлетворен.
Билет №46
Граждане имеют право на социальную защиту, включающее право на обеспечение их в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы по независящим от них обстоятельствам, а также в старости и в иных случаях, предусмотренных законом.
Это право гарантируется общеобязательным государственным социальным страхованием за счет страховых взносов граждан, предприятий, учреждений и организаций, а также бюджетных и иных источников социального обеспечения; созданием сети государственных, коммунальных, частных учреждений для ухода за нетрудоспособными.
Пенсии, иные виды социальных выплат и пособий, являющиеся основным источником существования, должны обеспечивать уровень жизни не ниже прожиточного минимума, установленного законом.
Студент: Я думаю, что пенсии, пособия по безработице, инвалидности и другие выплаты должны обеспечивать уровень жизни, позволяющий не терять здоровье, нормально питаться, позволять оплачивать жилье, минимальные культурные потребности…
Проффесор: Опять вынужден перебивать. А бюджет? А Вы о государстве думаете? Его, бюджета, на всех не хватает. В первую очередь нельзя снижать уровень жизни тех, кто думает о вас. Оставшиеся после этого в бюджете деньги делятся на оставшихся из вас. Если Вам кажется, что на эти деньги жить нельзя – берите лопату и копайте. Не помню кто, но, наверное, очень мудрый человек придумал лозунг: "Труд делает человека свободным". Напомните, где я его видел? Неудовлетворительно за недопонимание.
Билет №62
Лицо считается невиновным в совершении преступления и не может быть подвергнуто уголовному наказанию, пока его вина не будет доказана в законном порядке и установлена обвинительным приговором суда.
Никто не обязан доказывать свою невиновность в совершении преступления.
Обвинение не может основываться на доказательствах, полученных незаконным путем, а также на предположениях. Все сомнения относительно доказанности вины лица истолковываются в его пользу.
Студент: Это так называемый принцип «Презумпция невиновности». Принцип «Презумпция невиновности» закреплен в Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948, а также в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966.
Проффесор: Вы не учитываете понятие «вертикаль власти». Причем, даже круче, «общую вертикаль всех властей». Судебной, законодательной, исполнительной, СМИ. Кто на вершине вертикали? Правильно. Если Я сказал «Пусть докажет свою невиновность в суде», значит пусть докажет. Гарант сказал – гарант сделал. Вынужден предложить Вам получше подготовится, подумать и прийти вновь.
Билет №84
Заседания Верховной Рады Украины проводятся открыто. Закрытое заседание проводится по решению большинства от конституционного состава Верховной Рады Украины.
Голосование на заседаниях Верховной Рады Украины осуществляется народным депутатом Украины лично.
Студент: Я думаю, здесь может быть самый короткий ответ «лично это лично». Если позволите, приведу цитату из решения официального толкователя Конституции – Конституционного суда: решение 11-рп/1998 (оно, кстати, действующее):
- Положення частини третьої статті 84 Конституції України щодо здійснення народним депутатом України голосування на засіданнях Верховної Ради України означає його безпосереднє волевиявлення незалежно від способу голосування, тобто народний депутат України не має права голосувати за інших народних депутатів України на засіданнях Верховної Ради України.
- Порушення встановленої Конституцією України процедури ухвалення законів та інших правових актів Верховною Радою України є підставою для визнання їх неконституційними (частина перша статті 152 Конституції України).
Проффесор: Чтобы понять всю вашу неправоту постарайтесь понять принцип «Человек живёт, чтобы трудиться? Или человек трудится, чтобы жить?» Вы избрали депутатов. Они трудятся для чего? Чтобы жить. Какую продукцию выпускают депутаты? Законы. Мы не можем останавливать выпуск продукции из-за того, что какой-то депутат не пришел на работу. Даже если причина невыхода уважительная. Они занимаются «покращенням свого життя вже сьогодні», а это выполнение нашей партийной программы. Непринятие законов вовремя может замедлить «покращення мого життя вже сьогодні». Мы можем это допустить? Ответ однозначен – нет. Поэтому, даже если в зале будет только Чечетов, мы будем работать – принимать нужные нам законы. А насчет легитимности принятых решений, это вопрос спорный только для Вас. Посмотрите наше ежедневное телешоу на всех каналах «Украину имеют таланты». Недаром оно имеет такую аудиторию. Посмотрите и приходите пересдавать. Неудовлетворительно.
Билет №17. Пункт 7
На территории Украины не допускается размещение иностранных военных баз.
Пункт 14. Переходных положений. Использование существующих военных баз на территории Украины для временного пребывания иностранных воинских формирований возможно на условиях аренды в порядке, определенном международными договорами Украины, ратифицированными Верховной Радой Украины.
Студент: Пребывание флота Российской федерации в Крыму должно быть ограничено во времени. Законы о времени пребывания на территории Украины существующих военных базах должны приниматься конституционным большинством или Референдумом. Мое мнение: политики могут подписывать договора на срок не более времени жизни своей политической силы, т.е. до следующих выборов.
Проффесор: Это только Ваше мнение. Мы пришли всерьез и надолго. Ресурсов у государства на наш век должно хватить. Не буде хватать – есть соседи на Востоке, МВФ. Мы чувствуем их поддержку. Что будет после нас – нам виднее. Но это пока секретная инфомация.
Билет №129
Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону.
Судопроизводство осуществляется судьей единолично, коллегией судей или судом присяжных.
Студент: Получается, гражданин имеет право выбора, каким судом быть судимым: судьей единолично, коллегией судей или судом присяжных.
Проффесор: Опять это только Ваше мнение. Но вы не правы. Если у нас нет закона о суде присяжных, то на нет и суда (присяжных) нет. Я вообще это понимаю так: судья единолично должен решить, каким судом вас судить – единолично или коллег пригласить. У меня в администрации нормальные коллеги, всегда могут и проект приговора предложить, а независимость судьи заключается в том, принять этот совет или попробовать и рискнуть не принять.
Вы видите, я не могу поставить Вам оценку выше чем «неудовлетворительно» по всем билетам. Идите и учитесь дальше, приходите пересдавать в 2012 г. Хотя могу предложить выход. Вступайте в «Молодые Регионы». Им я могу гарантировать стипендии, дисконты в магазинах, а также бесплатную выпивку и противозачаточные средства. Будете развиваться вместе с нами и пересдача не понадобится. «Разом нас багато, нас не подолати».
Экзамен можно вести долго, билетов еще много, я и так взял самые характерные. Думаю, мои коллеги, пора подвести хоть какие-то итоги.
Следуя логике анекдота с которого мы начали, наверняка студент остался без стипендии. Хотя при таком понимании Основного Закона с его стороны можно и в Дурдом попасть. Приходит на ум фраза из фильма Григория Никулина «Антонина обернулась»: «Чем отличается пациент психиатрической клиники от врача – У одного из них ключ» (дословность не гарантирована, но смысл сохранен). Будет и дальше у Проффесора ключ от палаты или забрать его и отдать студенту вот в чем в данном случае вопрос, уважаемые коллеги. Почти Гамлетовский. Пока же, к общему ужасу «Студент» и «Проффесор» скорее реалистичны, чем виртуальны, в отличие от Дурдома.
С наступающим праздником Вас, уважаемые коллеги.
- Информация о материале
Блатная региональная
Крутись-вертись напёрсточек,
Любимый мой напёрсточек –
До жил, до самых косточек
Мы лоха обдерём -
Почистим вам карманчики -
У девочек и мальчиков,
У дурачков-болванчиков
Под носом белым днём -
Помашем красной тряпочкой -
Совковой красной тряпочкой,
Нам тряпочка до лампочки -
Хоть ж.пу ей утрём -
Пока вы с ней бодаетесь,
На красный флаг кидаетесь,
Собою наслаждаетесь -
Мы бабки умыкнём -
С бюджетом объегорим вас,
На пенсиях наколем вас,
С налогами опустим вас
И «Телеком» урвём,
Затеем суд над Юлькою –
Потешим лохов мулькою,
А с Путиным за пулькою
Трубу на газ махнём –
И потекут долларчики
В оффшоры олигарчикам -
Мошну региональчикам
До верха мы набьём.
Лох флагом возмущается,
В суде за Юльку чалится,
Про мову сперечается -
А мы лавэ метём -
Напёрсточек вращается,
Дурак с баблом прощается,
Братва обогащается -
И всё идёт путём!
- Информация о материале
Зіграти в кошик
Предложенный правительством набор потребительской корзины оказался хуже пайка немецких военнопленных во Вторую мировую войну. По расчетам чиновников, человеку должно хватить 106 граммов хлеба, 5 граммов сала и 25 граммов колбасы, полтора стакана молока и 250 граммов картофеля в день, пара носков и колготок в год, одна пара белья на 5 лет.
…Вместе с тем, в продуктовом минимуме украинцев есть пол-яйца в день и молоко, чем немцев обделили. Также население должно получать, по мнению властей, на 35 граммов больше сладостей, чем немцы в дни войны. Хотя в пайке пленных, в отличие от общеукраинской корзины, присутствовали еще и мука, томат-пюре, а в лучшие времена и горох, фасоль, сухофрукты и кофе.
Наверное, и одевали их не хуже, чем украинцев сегодня, потому что, скажем, мужские зимние ботинки по потребительской корзине можно приобрести раз в 12 лет. На 8 лет нашему человеку должно хватить одного пальто.
* * *
Час тягнувся, як бубль-гум, і до сніданку було ще довгих двадцять хвилин. У Хазарова вже почало смоктати від голоду, і він, ніби-то випадково, зайшов на кухню. Там насуплено поралася його газдиня. По тому, як енергійно вона грюкала кухонними предметами, відчувалася ступінь її роздратування.
…А це просто вчора до них несподівано на гостини завітало подружжя Ядуковшиків, і Хазарови змушені були незаплановано накрити стола. За один вечір було витрачено 1375 грамів картоплі, 450 гр. молока, 316 гр хліба, і головне - 150 гр сала, себто - місячну норму.
І сьогодні пані Хазарова була в розпачі. Чим кормити чоловіка? Та й самій вже їсти хочеться... Господи, що ж це за життя таке?
...Раз на місяць чоловік приносив додому кошик з провізією і віддавав своїй газдині. А тій вже – крутись, як сама знаєш. Ковбасу, всі 25 грамів, вона щоденно нарізала тоненькими, буквально міліметровими скибочками. Нарізана ковбаса вся йшла на бутерброди на роботу. Все ж Хазаров займав високу посаду, і бутерброди з салом на обід сприймались би підлеглими, як певною мірою, не відповідаючі його статусу. В маленьку пляшечку від кока-коли пані Хазарова налила молока і також поставили його в кошик. Потім подумала, і поклала ще одну варену картоплину, зваживши її перед цим. Електронні терези показали 75 гр. Пані Хазарова сумно похитала головою, послинила хімічний олівець і записала ці цифри собі в маленького блокнотика, в графу – „картошка”.
Почувши кроки, пані Хазарова зиркнула на чоловіка через плече і звернула увагу, що той сьогодні вже тримається досить впевнено. А ще позавчора...
Позавчора, коли він пізно ввечері прийшов додому, то ледве пересував ноги, розчепіривши їх ширше отої самої ширини його сутулих плеч.
- Господи, що трапилося? Що з тобою? Тобі зле? Сідай, сідай... – перелякано заметушилася пані Хазарова.
- Та... – ніяково відповів Хазаров – Латка... Не дуже... Міцна, але – не дуже... Ну, той... Як сидиш, то ще – нічого. А як ходиш, то натирає...
Пані Хазарова у відчаї сплеснула долонями і побігла до аптечки за дитячою присипкою.
- А я тобі, дурню, казала: не треба на споднє ставити латку від джинсів, а ти – міцна буде, як холєра! Ще й суровими нитками пришив – не відірве! Ну, скажи мені – хто там буде що відривати? Поставили б латку від моїх старих зимових колгот, там хоч м’якеньке...
- Та я вже запарився ці латки ставити! Та й нові труси вже скоро дадуть – пів-року всього залишилось. То я вже й подумав, що від джинсів тієї латки на пів-року хватить точно. А так, від колгот – знову через місяць латай...
- Так хто ж тебе примушує самому собі споднє латати? Хіба ж так можна? - все сам! І реформи сам, і споднє... А, до речі, що з панчохами? Також залатав? – пані Хазарова глянула вниз і задрала одну штанину догори. – Матінко Божа, що це?
- Та я вчора так ото подумав, подумав... і порізав ці панчохи к чортям собачим, та й зробив собі такі от манішки – все рівно ніхто там не бачить, що в тих черевиках. Штрипси знизу попришивав, аби ті манішки не вилазили з черевика, і - нормальок.
- А-а, ясно. – Хазарова схвально закивала головою і відпустила штанину. Та чорним саваном сховала фарфоровий відблиск біло-синюшної ноги Хазарова. – Ну, це не сама дурна твоя ідея. Але манішки – то таке. А от що будемо робити з зимовими мештами? До наступних - ще два роки, а ці вже геть розвалилися. Знову будеш з мокрими ногами ходити?
- Мда... З обувкою – дійсно катастрофа. Якби ж вони, паразіти, робили ще оту обувь з справжньої шкіри, то може вона б дванадцять років й протрималася б. А так же додумались, економісти хренові - шиють зимові мешти з ніжної кожи молодого дермантіна! От і ходи, як хочеш...
- О, Господи! – пані Хазарова перехрестилася на образи. – Коли ж це закінчиться? Коли ми труси хоч раз на рік будемо получати, а не на п’ять років?
- Терпи! – в голосі Хазарова з`явилися філософські інтонації завзятого стоїка – Реформи тільки починаються... Справжні труднощі ще попереду... Зате ось наступні покоління!..
Хазаров говорив, енергійно жестикулюючи. Він вдивлявся холерично-палаючими очима в майбутнє, в ту прекрасну країну, яка обов’язково розквітне після його реформ. В тій фантастичній країні всі носили не залатані труси, могли з`їсти по цілому курячому яйцю в день, ще й випити пів-літра молока. В день! Кожний!!!..
Хазаров говорив... говорив... говорив... Його відомий на всю країну м`який баритональний дискант переконливо заповнював собою весь простір пустої квартири. Так колись, сповнений нестримного оптимізму, звучав з радіоточки урочистий голос Левітана, запевняючи хазяїв квартири, яких в цей час запрошували з речами на вихід, що вже їхні внуки, якщо виживуть, то таки заживуть мармеладним життям...
Хазаров говорив... говорив... говорив...
А в цей час в куточку тихенько плакала голодна пані Хазарова.
...Вона не усвідомила, коли Хазаров пішов на роботу.
Постійна відсутність самого необхідного, латання годинами багаторічної білизни, яка розповзалася прямо в руках, загрубило її інтелігентну колись душу. І сьогодні єдине, чого вона хотіла - не думати кожний день про те, як їй урізноманітнити меню, маючи 106 гр хліба і 5 гр сала на день.
Пані Хазарова не тямила в економіці, як її чоловік. Але вона не могла своїм домогосподарським розумом збагнути: як це так виходить, що їхній знайомий, Ринат, який живе в одній з ними країні, збільшує свої статки просто мільярдами, а її чоловік каже, що в державі грошей немає і планує одні труси на п’ять років...
Вийшовши з стану заціпеніння, вона обвела очима пусту кухню. На підвіконні сидів горобець. Його хитало від голоду. Щоб не впасти з підвіконня вниз, він обперся крильцями на склопакет і очима, холодними, як скло, дивився на стіл. Пані Хазарова перевела туди погляд і побачила те, що так гіпнотично приваблювало погляд маленького горобчика. На фанерній дошці, що лежала поруч електронних терезів BOSCH, залишилися крихти хліба. Пані Хазарова заперечливо похитала головою, акуратно згорнула дорогоцінні крихти собі в долоню і відправила до рота.
Горобчик уважно відслідкував останній шлях крихіток хліба і тяжко зітхнув. Останні сили стрімко покидали його. Він ще якусь мить вперто чіплявся за життя, але несподівано одна лапка конвульсивно підігнулася і горобчик втратив рівновагу.
Пані Хазарова не бачила, як безсиле тільце горобчика впало на асфальт. Коли вона підійшла до вікна, той вже заклякло лежав на спині з закритими очима. Якась худа кішка з рельєфними ребрами з останніх сил пребирала лапами в його сторону...
Тим часом хліб трохи підживив її.
Так, - вирішила пані Хазарова – нема чого скіглити! Треба діяти, бо так до кінця реформ можна і не дожити. На очі їй впала пуста пластикова пляшка від мінералки. Якісна німецька сталь кухонного ножа легко розтяла ту пляшку навпіл. Верхня частина полетіла в відро для сміття з нержа. А нижня...
О, пані Хазарова вже барвисто фантазувала, як вона займе своє місце біля таких самих бабусь в підземному переході, а добрі кияни і гості міста, чиї серця ще не закам’яніли від економічних реформ уряду пана Хазарова, будуть з лагідним сумом в очах і співчуваючими посмішками кидати їй монетки, відкарбовані Нацбанком України...
ЇЇ очі заволокло мрійливою поволокою...
Вона мріяла про нові колготи.
- Информация о материале
Страница 1767 из 2102
