Хотя потерям от мошенничества подвержены владельцы карт любого банка, ПриватБанк объективно занимает здесь особое место. Во-первых, потому что активные карты этого учреждения в обращении составляют более половины от всего «пластика» на рынке – 51,5% или 19 миллионов карт. Во-вторых, потому, что банк предлагает ряд оригинальных услуг, которые с одной стороны, дают владельцу карты ряд преимуществ (например, возможность снять деньги в банкомате без карты), а с другой – по неосторожности картодержателей становятся удобной «лазейкой» для мошенников.

На живца

Прежде чем применить свои уловки, мошенникам сначала нужно усыпить бдительность будущего пострадавшего. И зачастую им удается это сделать, предложив жертве совершить определенные действия для достижения на первый взгляд нужного результата. Чаще всего встречаются такие ситуации:

Самая распространенная «наживка» – звонок по объявлению. Мошенники звонят человеку, разместившему объявление о продаже чего-либо на одном из популярных сайтов и сперва представляются покупателем. Правда, немного странно: такой покупатель почти никогда не торгуется и не признает других способов оплаты, кроме перевода на карту ПриватБанка. Продавцов это зачастую настораживает, но ненадолго. Желание продать товар как можно скорее, да еще и по выгодной цене, перевешивает. Через некоторое время жертве перезванивает уже второй из мошенников и представляется сотрудником банка. Якобы с переводом возникли какие-то проблемы и нужно уточнить данные получателя. Цель всей аферы – узнать персональную информацию картодержателя, необходимую для перевода или снятия денег с его карты одним из нескольких способов (о которых речь пойдет дальше).

Второй способ «подкатить» к будущей жертве еще проще первого – владельцу карты сразу звонят якобы из банка, сообщая о «поступившем» на его имя переводе. Если человек не ждет никаких переводов, то конечно может засомневаться. Но если нет, то таким способом можно «зацепить» даже того картодержателя, который ничего не продает. Особенно часто на такую уловку попадаются владельцы социальных карт – пенсионеры, молодые мамы.

Еще одна распространенная уловка мошенников рассчитана на владельцев кредитных карт. Представившись сотрудником банка, мошенник предлагает по телефону увеличить кредитный лимит на карте. И якобы для этого – опять-таки выспрашивает личные данные картодержателя.

Следующий способ нередко совмещается с одним из уже названных, но может использоваться и самостоятельно. Липовый «сотрудник банка» сообщает владельцу карты, что ему нужно заменить пин-код, и для этого просит назвать данные карты.

Встречаются и более оригинальные способы. Например, в «прицел» мошенников могут попадать люди, которые ищут работу (в частности, удаленную) через соответствующие сайты. После звонка «менеджера» с потенциальной жертвой связывается «бухгалтер», который выспрашивает данные карты якобы для зачисления зарплаты, оформления топливной карты и тому подобное.

Когда владелец карты уже достаточно вовлечен в «историю», рассказанную мошенниками, они переходят к техническому исполнению похищения денег. И хотя фантазия мошенников в этом отношении кажется безграничной, есть «стандартные» способы, которые встречаются чаще всего.

Способ первый: «Скажите код из СМС»

ПриватБанк дает возможность снять наличные в банкомате без присутствия карты. Соответствующая услуга называется «Экстренные деньги». Чтобы ею воспользоваться, картодержатель должен позвонить в банк и пройти идентификацию – назвать номер и срок действия карты, паспортные данные. Чаще всего именно эту информацию мошенники стараются узнать на первом этапе под одним из вышеизложенных предлогов.

После этого нужно сообщить банковскому сотруднику сумму, которую вы хотите снять, и вести в банкомате восьмизначный код. Этот код поступает в виде СМС на номер мобильного телефона, прикрепленный к вашей карте. То есть мошенники как правило не могут получить код напрямую, поскольку он приходит владельцу карты.

Парадокс состоит в том, что чаще всего владелец карты сам сообщает код злоумышленникам. Несмотря на то, что в СМС содержится предупреждение о недопустимости его разглашения. «Сказал, сейчас придет СМС-ка, назовите код, не кладя трубку. Приходит СМС-ка, я естественно читаю только код, текст не читаю», - поясняет свои действия один из участников интернет-форума, потерявший таким образом круглую сумму.

Зачастую необходимость назвать код мошенники объясняют тем, что деньги якобы перечисляются «с корпоративного счета», «с депозита» или еще каким-либо «нестандартным» способом. На самом деле, ни в одном из этих случаев никакая идентификация получателя – в частности, через разглашение секретных кодов – не требуется.

Еще более удивительно выглядит тот факт, что многие жертвы называют мошенникам код несколько раз подряд. Дело в том, что за один раз с помощью услуги «Экстренные деньги» нельзя снять больше 2000 гривен. Но настойчивость мошенников и доверчивость пострадавших, называющих мошенникам один код за другим, из-за того, что предыдущий якобы не сработал, иногда приводят к потерям десятков тысяч гривен.

Продолжение следует