КонтрафактСловосочетание «контрафактная продукция» в первую очередь ассоциируется с телевизионными кадрами, на которых по сваленным в кучу компакт-дискам и кассетам ездит трактор. Но это, как раз, самое безобидное – деньги теряет не столько потребитель, сколько авторы произведений и программ, записанных на тех самых дисках. А вот подделки, скажем, стройматериалов или инструментов запросто могут привести к авариям, катастрофам, человеческим жертвам. Но поскольку прибыль фальсификаторов достигает пятисот (!) процентов и может быть сравнима лишь с доходами от наркобизнеса или торговли оружием, понятно, что такой «бизнес» нынче процветает. Производители и эксперты единодушны в оценках – объемы продажи фальсификатов растут. Как считает генеральный директор компании «Хенкель Баутехник (Украина)» Владимир Соха, фальсификат и имитации – это сегодня в среднем 2-3% всего объема реализуемой в Украине продукции. Несколько другого мнения придерживается Сергей Лебедь, замначальника управления борьбы с правонарушениями в сфере интеллектуальной собственности и высоких технологий МВД, полагающий, что уровень фальсификации значительно выше. Косвенным подтверждением этому служит статистика МВД: ежегодно фиксируется приблизительно 300—400 преступлений, при этом динамика роста составляет 10-20%, а число правонарушений, за которые предусмотрена административная ответственность, в год составляет около 3000. При этом следует учесть, что далеко не все пострадавшие знают о том, что они пострадали, а те, кто осведомлен, не всегда обращаются в правоохранительные органы, предпочитая решать проблему другими способами.

Зачастую нелегальных изготовителей фальсификата называют «гаражниками», так как производственными (равно как и административными, складскими и пр.) помещениями для них в большинстве случаев служат гаражи для легковых автомобилей. Однако в последнее время фальсификация приобретает более индустриальный вид. По словам Сергея Лебедя, производство «липы» размещают также и на промышленных предприятиях, арендуя для этого целые цеха. «Ареалом обитания» фальсификаторов, убежден коммерческий директор компании «Химрезерв» Игорь Болдырев, являются Днепропетровская и Харьковская области. Причем, контрафактная продукция, как и «большая» экономика, имеет свою импортную и экспортную составляющие. В основном, по данным МВД, импортный фальсификат поступает из России, Польши, Турции, Китая, Молдовы, а нашу «липу» экспортируют, как правило, в Россию как под известными российскими, так и украинскими торговыми марками.

 

Справка

Контрафактная продукция — материалы и изделия, выпущенные с неправомочным использованием товарных фирменных знаков (упаковка, логотип) в целях введения потребителей в заблуждение. Иными словами, это подделка известного продукта или же торговой марки. 

Имитации отличаются от контрафактной продукции тем, что в этом случае используются устойчивые ассоциации потребителей, связанные с какой-либо известной торговой маркой: меняется одна из букв в написании торговой марки, или же придается внешнее сходство с дизайном логотипа, либо и то, и другое.

 

Понятно, что подделываются только наиболее известные, «раскрученные» торговые марки и товары. По словам Сергея Лебедя, маркетинг у фальсификаторов поставлен на таком высоком уровне, что ему могут позавидовать некоторые легальные производители. Неходовые продукты не подделывают. Производители «липы» тиражируют только хорошо известные бренды. Хоть сверяй с результатами конкурса «Золотые торговые марки Украины»!

Ярким примером такой ситуации может стать продукция, продаваемая торгово-промышленной компанией «КТ». На официальном сайте компании написано, что она 6 лет является официальным представителем ОАО «Лужский абразивный завод», о чем свидетельствуют сертификаты и дипломы. А мне на глаза попались несколько писем, в которых покупатели абразивных кругов жаловались на низкое качество этой продукции, а также на то, что при интенсивной работе диски попросту разлетались на части. Казалось бы, быть такого не может – ЧП «КТ» неустанно предупреждает своих потребителей об опасности подделок и контрафактной продукции. Но если присмотреться, можно заметить, что стоимость этих самых абразивных кругов заметно ниже, чем указанная на сайте компании-производителя. А это уже вызывает серьезные сомнения в том, что продаваемая продукция – настоящая, не подделка. А к заводской цене ведь еще добавить таможенную пошлину, стоимость перевозки, хранения, зарплату сотрудников ЧП «КТ»...

Изготовители фальсификата «ходят» сразу под двумя кодексами. В Административном кодексе статья 51-2 «Нарушение прав на объект права интеллектуальной собственности» гласит, что «…незаконное использование промышленного образца, знака для товаров и услуг карается штрафом от 10 до 200 необлагаемых минимумов доходов граждан», но, правда, с конфискацией оборудования, на котором изготовлена продукция, и материалов для ее изготовления. В Уголовном кодексе эти же деяния подпадают под три статьи – 176, 177 и 229, по которым самым суровым наказанием может быть «…штраф до двух тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан… или лишение свободы от двух до пяти лет» (для сравнения: в России 180-я статья Уголовного кодекса предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет либо штраф до 800 минимальных окладов). Есть еще несколько законов, в частности «О защите от недобросовестной конкуренции», «О защите прав потребителей», но толку от них...

Непосредственно борьбой с контрафактом ведают управление борьбы с правонарушениями в сфере интеллектуальной собственности и высоких технологий МВД, Антимонопольный комитет и Госкомитет технического регулирования и потребительской политики и их территориальные отделения. Например, в УВД крупных областей (Донецкая, Днепропетровская, Киевская, Харьковская) – отделы, а в небольших – группы. Вопрос только в их эффективности.

Мнения производителей о действенности государственной защиты разошлись. Так, Игорь Болдырев считает, что их эффективность обратно пропорциональна степени коррумпированности, то есть невелика. Подпольный рынок выгоден структурам, которые с ним борются, так как он же их и кормит – и в прямом, и переносном смысле. Диаметрально противоположного мнения придерживается Владимир Соха, считая, что в управлении борьбы с правонарушениями в сфере интеллектуальной собственности и высоких технологий работают серьезные профессионалы, хорошо знающие не только оперативно-розыскные вопросы, но и технологические аспекты.

До недавнего времени основными признаками для определения подлинности товара служили качество упаковки и цена. Фальсификаторы успешно ликвидировали оба индикатора. По признанию представителей компаний, пострадавших от подделок, в последние три—четыре года качество упаковки фальсифицированной продукции было достаточно высоким. В результате рядовой потребитель был не в состоянии отличить ее от оригинальной по внешнему виду, а порой в затруднении оказывались и эксперты. Выровнять цены, конечно же, потребовало значительно меньших усилий, и сегодня ценовой разрыв между оригинальной и контрафактной продукцией почти полностью ликвидирован. Таким образом, борьба с «липой» перешла на новый виток своего развития.

Нынче производители выделяют три вида средств борьбы с фальсификаторами: экономические, технические и информационные. На удивление единогласно все они отдают предпочтение экономическим методам. Прежде всего, многие компании осуществляют постоянный мониторинг рынка, регулярно проводят проверки, делая контрольные закупки своих товаров в магазинах разного типа. Но главным методом является построение и использование собственной дистрибьюторской сети. Вкупе с тщательным мониторингом и анализом рынка своя сеть дает почти стопроцентный результат.

К техническим мерам следует отнести изменение упаковки продукта, что значительно усложняет жизнь фальсификаторам, и применение голограмм. В отношении последних почти все визави высказались крайне негативно, мотивируя это тем, что в настоящее время в Украине достаточно возможности для производства любых голограмм. Их может приобрести, в том числе, и фальсификатор, поэтому голограмма в настоящее время — это уже не решение проблемы. Кроме того, стоимость голограммы существенно сказывается на цене готовой продукции.

Что же касается информационных средств борьбы, то здесь нужен комплекс мероприятий. В результате рейдов задерживаются отдельные продавцы, у них конфискуется товар, взимаются штрафы, некоторые дела при определенной настойчивости даже доводятся до суда. Но и относительно небольшие штрафы с конфискацией товара способны оказаться результативными: слухи о том, что произошло с одним торговцем, распространяются моментально. Поскольку контролирующие органы весьма многочисленны, и каждый из них при желании способен осложнить предпринимателю жизнь, возможно постоянное давление на рынок. В результате, если компания проявляла настойчивость, всем становится известно, что подделками определенных марок торговать опасно. Доля контрафактной продукции резко падает, поскольку производители «левака» переключаются на другие торговые марки. Еще в 2003 г. была ужесточена уголовная ответственность за подобные нарушения. И хотя Уголовным кодексом наказание предусмотрено минимальное, копеечное, и суды пока мало применяют эти законы, иметь в биографии судимость готовы далеко не все наши сограждане.