Держатель карты должен знать: банк обязан возместить ему средства, если списание со счета не было инициировано клиентом. Правда, процедура восстановления средств может быть длительной и в ряде случаев с судебными разбирательствами. Чтобы обезопасить себя от возможных неприятностей, надо не только подписывать, но и читать договор на обслуживание карты и ознакомиться с памяткой клиенту (экземпляр выдается на руки держателю карты).
А в договоре (под которым вы ставите подпись, соответственно, в суде оспорить его вы уже не сможете), в частности, записано, что нельзя разглашать ПИН-код третьим лицам, что необходимо в установленный срок уведомлять банк об изменении реквизитов ваших документов, о смене места жительства и контактных телефонов и т.п.
Самые неприятные нештатные ситуации с картой конечно же связаны с ее утерей или с прямым мошенничеством. С них и начнем.
Ситуация первая.
Карта утеряна (украдена).
При обнаружении пропажи карты надо немедленно сообщить в банк-эмитент, чтобы тот заблокировал счет. Это первое и самое главное действие. Если банк выяснит, что мошенническое списание с вашей карты произошло после того, как вы обнаружили ее утерю, но до того, как вы сообщили об этом банку, деньги вам не возместят. Это важный момент. Иногда счет идет на минуты. И здесь как никогда важна четкость работы "горячей линии" банка. Когда автор данной статьи под видом пострадавшего клиента пробовал дозвониться до службы поддержки пользователей карт одного из банков, для соединения с "первым освободившимся оператором" ему потребовалось почти 20 минут, в течение которых была прослушана полная информация о новых услугах банка и пара классических музыкальных произведений.
Ситуация вторая.
Карта у вас, но деньги с нее списаны без вашего ведома.
У этой ситуации есть множество вариаций. Например, операция была осуществлена в одном месте, а вы в это время находились в другом (чистое мошенничество). Или, скажем, средства для оплаты одной и той же покупки были списаны дважды (тут возможно не только мошенничество, но и какой-нибудь технический сбой). Либо кассир, замешкавшись, отрапортовал, что операция по карте не удалась, а на самом деле транзакция все же проведена. И так далее.
Во всех этих случаях необходимо написать заявление в банк-эмитент, то есть банк, выдавший карту (срок, в течение которого можно оспорить неправомерное списание с карточного счета, надо уточнять в "своем" банке).
После получения заявления банк-эмитент и банк-эквайер начнут разбираться, по чьей вине произошло несанкционированное списание (либо попытаются переложить вину на торговую точку и обратят на нее взыскание после возмещения вам убытков). Кроме того, буду выяснять также, не является ли сам пострадавший клиент мошенником или его сообщником.
От потерпевшего банки могут требовать пакет дополнительных документов. Например, при выявлении транзакции по карте где-нибудь в Индонезии (в то время как держатель карты не покидал пределов своей страны) такими дополнительными документами будут копия загранпаспорта и справка с места работы о том, что сотрудник не находился в отпуске.
Если банки сами не смогут разобраться, кто виноват, в дело вступает платежная система (Visa, MasterCard или другая). Банк, посчитавший себя пострадавшей стороной, обращается в платежную систему с просьбой списать необходимую сумму денег с якобы виновного банка. Эта сумма списывается без разбирательств. Если банк, со счета которого была списана указанная сумма, не согласен, он опротестовывает списание. И тогда платежная система проводит арбитраж и определяет банк-"виновник". Здесь возможны нюансы.
Виновной, по правилам переноса ответственности, будет та сторона, которая не перешла на чиповые технологии (подробнее об этом мы писали в прошлом году). Однако, поскольку российские банки в основном еще не используют чип, виновность будет определяться платежной системой по другим параметрам. В общем и целом, процесс возврата незаконно списанных денег может занимать от нескольких дней (если случай очевиден) до трех и более месяцев. При этом вам и вовсе могут отказать в возврате средств (например, достаточно сложно оспорить банкоматные транзакции, особенно в пределах одного города). А вот если выяснится, что клиент умышленно пытается обмануть банк, это повлечет уголовную ответственность для него.
Ситуация третья.
Вы пытаетесь оспорить операцию покупки по карте, проведенную через Интернет или по телефону.
По большому счету эта ситуация – всего лишь вариация вышеприведенной. Но ее особенность состоит в том, что оспорить операции через Интернет и по телефону довольно сложно. Одни банки вообще блокируют интернет-транзакции (то есть просто не проводят авторизацию по Интернету), другие авторизацию осуществляют, но прописывают в своих правилах, что не отвечают за мошеннические операции в Сети и при оплате покупок по телефону.
Выше мы обсудили, если можно так сказать, "общие" ситуации. Теперь подробнее поговорим о "нештатных" ситуациях, связанных с банкоматами.
Ситуация четвертая.
Банкомат "съел" карточку.
Это может произойти из-за трехкратного ввода неправильного ПИН-кода, сбоя в работе банкомата, истечения лимита времени, отведенного для того, чтобы забрать карту, и по другим причинам.
Найдите на банкомате телефон банка (филиала), который отвечает за его сервисную поддержку, и позвоните туда, желательно не отходя от банкомата (будьте готовы сообщить адрес, где находится банкомат).
Также целесообразно позвонить и в свой банк-эмитент (если карту "съел" банкомат чужого банка), чтобы вашу карту заблокировали.
Если телефоны на банкомате плохо читаются (например, в темное время суток) или вы не можете определить, каким банком обслуживается банкомат, звоните в call-центр клиентской поддержки своего банка. Телефоны своего банка/филиала и call-центра лучше записать и носить с собой (они обычно приводятся на карте, но если банкомат карту "съел", узнать их будет невозможно).
После того как вы сообщите банку о проблеме с банкоматом, через несколько дней карту вам вернут. Для ее получения, возможно, придется написать заявление. Деньги, которые вы хотели бы снять с карты, можно получить в отделении банка, но для этого нужно знать ее номер и иметь при себе документ, удостоверяющий личность.
Причем блокировка самой карты не является препятствием для снятия денег.
Если карта "съедена" за границей, звоните в сервисный центр своего банка-эмитента (как уже было отмечено выше, запишите и всегда имейте при себе необходимые телефоны). После вашего звонка сервисный центр направит факс в иностранный банк с просьбой вернуть карточку ее держателю. Либо вы можете обратиться непосредственно в иностранный банк, если уровень владения иностранным языком позволит объяснить ситуацию. В любом случае карту вам вернут не сразу, поэтому целесообразно ее также заблокировать.
Если вы не помните телефонный номер "своего" банка, можно связаться с международным сервисным центром платежной системы: в Visa это Global Customer Assistance Service (GCAS), в MasterCard – MasterCard Global Service (MCGS). Их номер можно узнать в любом банке (для каждой страны свой номер GCAS и MCGS, а владельцы карт категории Gold и выше вместе с эмитированной картой получают и специальные номера телефонов GCAS и MCGS, по которым надо звонить при необходимости, причем для таких клиентов на линии обязан быть русскоговорящий оператор). Оператор сервисного центра свяжется с вашим банком, и банк заблокирует карту.
Если деньги за границей нужны срочно, практически все крупные банки имеют в пакете карточных опций такую услугу, как экстренная выдача наличных за рубежом. Но это удовольствие недешевое.
Ситуация пятая.
Банкомат "выплевывает" карту и не принимает ее к обслуживанию.
Так бывает, если ваша карта принадлежит той платежной системе, которую не обслуживает этот банкомат (например, локальная пенсионная карта какого-либо банка не обслуживается банкоматами других банков). Почитайте надписи на банкомате – там есть логотипы всех систем, которые он обслуживает. Если не найдете "своей", отправляйтесь к другому банкомату. Если с платежной системой все в порядке, а банкомат все равно не принимает карту, попробуйте в другом аппарате. Если же и другой банкомат не принял карту, она, скорее всего, повреждена, и банкомат ее "не видит". Тогда придется карту перевыпускать.
Кстати, магнитную полосу на пластиковой карте может повредить электромагнитное поле. Поэтому не рекомендуется держать карты вблизи источников излучения – автосигнализаций. мобильных телефонов, компьютеров, телевизоров и т.п.
Работе банкоматов могут помешать и сильные морозы – при температуре ниже 35С градусов функционирование банкомата может нарушиться.
Ситуация шестая.
Банкомат не выдал деньги или выдал меньше, при этом в чеке напечатана затребованная сумма
Такое случается, но редко. Порядок действий здесь следующий: сохраните выданный банкоматом чек, зафиксируйте все обстоятельства произошедшего (в том числе и купюры какого номинала были выданы, их номера) и постарайтесь найти свидетелей, которые могут подтвердить факт невыдачи вам всей суммы. Перепишите их координаты (Ф.И.О., номер телефона и желательно адрес), чтобы в процессе внутреннего расследования сотрудники банка могли их опросить. После этого сразу же звоните в свой банк-эмитент (а не в банк, обслуживающий банкомат, если вы снимали деньги в чужом банкомате) и сообщите о происшествии. Далее идите в ближайшее отделение сообщите о происшествии. Далее идите в ближайшее отделение банка и пишите заявление о факте выдачи вам неполной суммы запрошенных денежных средств и с просьбой вернуть недополученную сумму.
Заявление надо написать в двух экземплярах, один передается в банк, а второй остается у вас, причем проследите, чтобы на вашем экземпляре сотрудник банка сделал отметку о получении заявления. Если вы не имеете возможности отнести заявление в банк, нужно отправить его по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Далее банк должен будет провести внутреннее расследование (инициировать проведение расследования в банке, обслуживающем банкомат, если вы снимали средства в банкомате "чужого" банка), проверить банкомат на наличие излишков денежных средств, наличие сбоев в программном обеспечении, опросить очевидцев и т.д.
По итогам расследования (оно может занимать от 15 до 90 дней, в зависимости от банка и от ситуации) вам будет письменно сообщено о результатах проверки и принятом решении – согласии или отказе вернуть указанную вами в заявлении сумму.
Ситуация седьмая.
Вы не успели забрать деньги, и банкомат "втянул" их обратно.
Такое происходит, если вы замешкались и не взяли деньги в течение 30-60 секунд. Порядок действий в целом аналогичен описанному выше: сохранить чек, переписать свидетелей, обратиться в банк с заявлением. После проверки излишка в банкомате вам вернут деньги.
Ситуация восьмая.
За границей банкомат требует ввести шестизначный ПИН-код
В ряде стран это возможно. В таком случае просто дополните свой ПИН двумя нулями (то есть вместо, например, 1234 наберите 123400).
А в договоре (под которым вы ставите подпись, соответственно, в суде оспорить его вы уже не сможете), в частности, записано, что нельзя разглашать ПИН-код третьим лицам, что необходимо в установленный срок уведомлять банк об изменении реквизитов ваших документов, о смене места жительства и контактных телефонов и т.п.
Самые неприятные нештатные ситуации с картой конечно же связаны с ее утерей или с прямым мошенничеством. С них и начнем.
Ситуация первая.
Карта утеряна (украдена).
При обнаружении пропажи карты надо немедленно сообщить в банк-эмитент, чтобы тот заблокировал счет. Это первое и самое главное действие. Если банк выяснит, что мошенническое списание с вашей карты произошло после того, как вы обнаружили ее утерю, но до того, как вы сообщили об этом банку, деньги вам не возместят. Это важный момент. Иногда счет идет на минуты. И здесь как никогда важна четкость работы "горячей линии" банка. Когда автор данной статьи под видом пострадавшего клиента пробовал дозвониться до службы поддержки пользователей карт одного из банков, для соединения с "первым освободившимся оператором" ему потребовалось почти 20 минут, в течение которых была прослушана полная информация о новых услугах банка и пара классических музыкальных произведений.
Ситуация вторая.
Карта у вас, но деньги с нее списаны без вашего ведома.
У этой ситуации есть множество вариаций. Например, операция была осуществлена в одном месте, а вы в это время находились в другом (чистое мошенничество). Или, скажем, средства для оплаты одной и той же покупки были списаны дважды (тут возможно не только мошенничество, но и какой-нибудь технический сбой). Либо кассир, замешкавшись, отрапортовал, что операция по карте не удалась, а на самом деле транзакция все же проведена. И так далее.
Во всех этих случаях необходимо написать заявление в банк-эмитент, то есть банк, выдавший карту (срок, в течение которого можно оспорить неправомерное списание с карточного счета, надо уточнять в "своем" банке).
После получения заявления банк-эмитент и банк-эквайер начнут разбираться, по чьей вине произошло несанкционированное списание (либо попытаются переложить вину на торговую точку и обратят на нее взыскание после возмещения вам убытков). Кроме того, буду выяснять также, не является ли сам пострадавший клиент мошенником или его сообщником.
От потерпевшего банки могут требовать пакет дополнительных документов. Например, при выявлении транзакции по карте где-нибудь в Индонезии (в то время как держатель карты не покидал пределов своей страны) такими дополнительными документами будут копия загранпаспорта и справка с места работы о том, что сотрудник не находился в отпуске.
Если банки сами не смогут разобраться, кто виноват, в дело вступает платежная система (Visa, MasterCard или другая). Банк, посчитавший себя пострадавшей стороной, обращается в платежную систему с просьбой списать необходимую сумму денег с якобы виновного банка. Эта сумма списывается без разбирательств. Если банк, со счета которого была списана указанная сумма, не согласен, он опротестовывает списание. И тогда платежная система проводит арбитраж и определяет банк-"виновник". Здесь возможны нюансы.
Виновной, по правилам переноса ответственности, будет та сторона, которая не перешла на чиповые технологии (подробнее об этом мы писали в прошлом году). Однако, поскольку российские банки в основном еще не используют чип, виновность будет определяться платежной системой по другим параметрам. В общем и целом, процесс возврата незаконно списанных денег может занимать от нескольких дней (если случай очевиден) до трех и более месяцев. При этом вам и вовсе могут отказать в возврате средств (например, достаточно сложно оспорить банкоматные транзакции, особенно в пределах одного города). А вот если выяснится, что клиент умышленно пытается обмануть банк, это повлечет уголовную ответственность для него.
Ситуация третья.
Вы пытаетесь оспорить операцию покупки по карте, проведенную через Интернет или по телефону.
По большому счету эта ситуация – всего лишь вариация вышеприведенной. Но ее особенность состоит в том, что оспорить операции через Интернет и по телефону довольно сложно. Одни банки вообще блокируют интернет-транзакции (то есть просто не проводят авторизацию по Интернету), другие авторизацию осуществляют, но прописывают в своих правилах, что не отвечают за мошеннические операции в Сети и при оплате покупок по телефону.
Выше мы обсудили, если можно так сказать, "общие" ситуации. Теперь подробнее поговорим о "нештатных" ситуациях, связанных с банкоматами.
Ситуация четвертая.
Банкомат "съел" карточку.
Это может произойти из-за трехкратного ввода неправильного ПИН-кода, сбоя в работе банкомата, истечения лимита времени, отведенного для того, чтобы забрать карту, и по другим причинам.
Найдите на банкомате телефон банка (филиала), который отвечает за его сервисную поддержку, и позвоните туда, желательно не отходя от банкомата (будьте готовы сообщить адрес, где находится банкомат).
Также целесообразно позвонить и в свой банк-эмитент (если карту "съел" банкомат чужого банка), чтобы вашу карту заблокировали.
Если телефоны на банкомате плохо читаются (например, в темное время суток) или вы не можете определить, каким банком обслуживается банкомат, звоните в call-центр клиентской поддержки своего банка. Телефоны своего банка/филиала и call-центра лучше записать и носить с собой (они обычно приводятся на карте, но если банкомат карту "съел", узнать их будет невозможно).
После того как вы сообщите банку о проблеме с банкоматом, через несколько дней карту вам вернут. Для ее получения, возможно, придется написать заявление. Деньги, которые вы хотели бы снять с карты, можно получить в отделении банка, но для этого нужно знать ее номер и иметь при себе документ, удостоверяющий личность.
Причем блокировка самой карты не является препятствием для снятия денег.
Если карта "съедена" за границей, звоните в сервисный центр своего банка-эмитента (как уже было отмечено выше, запишите и всегда имейте при себе необходимые телефоны). После вашего звонка сервисный центр направит факс в иностранный банк с просьбой вернуть карточку ее держателю. Либо вы можете обратиться непосредственно в иностранный банк, если уровень владения иностранным языком позволит объяснить ситуацию. В любом случае карту вам вернут не сразу, поэтому целесообразно ее также заблокировать.
Если вы не помните телефонный номер "своего" банка, можно связаться с международным сервисным центром платежной системы: в Visa это Global Customer Assistance Service (GCAS), в MasterCard – MasterCard Global Service (MCGS). Их номер можно узнать в любом банке (для каждой страны свой номер GCAS и MCGS, а владельцы карт категории Gold и выше вместе с эмитированной картой получают и специальные номера телефонов GCAS и MCGS, по которым надо звонить при необходимости, причем для таких клиентов на линии обязан быть русскоговорящий оператор). Оператор сервисного центра свяжется с вашим банком, и банк заблокирует карту.
Если деньги за границей нужны срочно, практически все крупные банки имеют в пакете карточных опций такую услугу, как экстренная выдача наличных за рубежом. Но это удовольствие недешевое.
Ситуация пятая.
Банкомат "выплевывает" карту и не принимает ее к обслуживанию.
Так бывает, если ваша карта принадлежит той платежной системе, которую не обслуживает этот банкомат (например, локальная пенсионная карта какого-либо банка не обслуживается банкоматами других банков). Почитайте надписи на банкомате – там есть логотипы всех систем, которые он обслуживает. Если не найдете "своей", отправляйтесь к другому банкомату. Если с платежной системой все в порядке, а банкомат все равно не принимает карту, попробуйте в другом аппарате. Если же и другой банкомат не принял карту, она, скорее всего, повреждена, и банкомат ее "не видит". Тогда придется карту перевыпускать.
Кстати, магнитную полосу на пластиковой карте может повредить электромагнитное поле. Поэтому не рекомендуется держать карты вблизи источников излучения – автосигнализаций. мобильных телефонов, компьютеров, телевизоров и т.п.
Работе банкоматов могут помешать и сильные морозы – при температуре ниже 35С градусов функционирование банкомата может нарушиться.
Ситуация шестая.
Банкомат не выдал деньги или выдал меньше, при этом в чеке напечатана затребованная сумма
Такое случается, но редко. Порядок действий здесь следующий: сохраните выданный банкоматом чек, зафиксируйте все обстоятельства произошедшего (в том числе и купюры какого номинала были выданы, их номера) и постарайтесь найти свидетелей, которые могут подтвердить факт невыдачи вам всей суммы. Перепишите их координаты (Ф.И.О., номер телефона и желательно адрес), чтобы в процессе внутреннего расследования сотрудники банка могли их опросить. После этого сразу же звоните в свой банк-эмитент (а не в банк, обслуживающий банкомат, если вы снимали деньги в чужом банкомате) и сообщите о происшествии. Далее идите в ближайшее отделение сообщите о происшествии. Далее идите в ближайшее отделение банка и пишите заявление о факте выдачи вам неполной суммы запрошенных денежных средств и с просьбой вернуть недополученную сумму.
Заявление надо написать в двух экземплярах, один передается в банк, а второй остается у вас, причем проследите, чтобы на вашем экземпляре сотрудник банка сделал отметку о получении заявления. Если вы не имеете возможности отнести заявление в банк, нужно отправить его по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Далее банк должен будет провести внутреннее расследование (инициировать проведение расследования в банке, обслуживающем банкомат, если вы снимали средства в банкомате "чужого" банка), проверить банкомат на наличие излишков денежных средств, наличие сбоев в программном обеспечении, опросить очевидцев и т.д.
По итогам расследования (оно может занимать от 15 до 90 дней, в зависимости от банка и от ситуации) вам будет письменно сообщено о результатах проверки и принятом решении – согласии или отказе вернуть указанную вами в заявлении сумму.
Ситуация седьмая.
Вы не успели забрать деньги, и банкомат "втянул" их обратно.
Такое происходит, если вы замешкались и не взяли деньги в течение 30-60 секунд. Порядок действий в целом аналогичен описанному выше: сохранить чек, переписать свидетелей, обратиться в банк с заявлением. После проверки излишка в банкомате вам вернут деньги.
Ситуация восьмая.
За границей банкомат требует ввести шестизначный ПИН-код
В ряде стран это возможно. В таком случае просто дополните свой ПИН двумя нулями (то есть вместо, например, 1234 наберите 123400).