К одному моему знакомому, его зовут Андрей, подошел на улице человек, показал увесистое обручальное кольцо, которое было на его пальце и предложил его купить. Он говорил, что жена его лежит в больнице и ему очень нужны деньги. За кольцо он просил всего 150 гривен и даже хотел записать телефон Андрея, чтобы потом встретиться и выкупить кольцо обратно. Сторговались за 80 гривен. Каково же было удивление моего знакомого, когда выяснилось, что кольцо - подделка. Ведь там стояла проба! Еще неделю Андрей ждал, что ему позвонят. Но никто не собирался выкупать поддельное кольцо.
К ювелирам часто приходят люди с просьбой определить, из чего сделано их кольцо или серьги.
Ответом чаще всего становится - это подделка.
Откуда берутся подделки?
Подделками с вами могут рассчитаться мошенники за оказанные услуги. Подделку могут оставить в качестве залога.
Например: водителя такси останавливает прохожий, изрядно выпивший, и просит подвезти в отдаленную точку города. По прибытию выясняется, что у пассажира нет денег, и тот, дабы найти "выход" из сложившейся ситуации, пассажир предлагает купить у него его массивный перстень, опять же обещая выкупить его обратно. Мошенники рассчитывают, что вы подумаете так: 70-100 гривен деньги небольшие, в крайнем случае,если перстень окажется не золотым, будет не очень жалко.
Еще типичная ситуация: на улице, немного шатаясь, к вам подходит "личность, злоупотребляющая спиртным" - персонаж весьма узнаваемой наружности с изрядным перегаром и предлагает купить у него золотые украшения. Не сомневайтесь - и наружность и походка и все остальное - элементы тщательно продуманного мошенничества, в котором вам отведена роль жертвы.
Вам будут рассказаны "правдивые" истории о происхождении этих украшений. Вам будет понятен и "логичный" мотив низкой цены, например 120 гривен - вынес последнее из дома, и теперь продает даже обручальное кольцо. Вы еще поторгуетесь с ним и с удовольствием купите всего за 50 - 60 гривен обточенный на токарном станке кусочек латуни или бронзы!
А как же проба - спросите вы?
Я отвечу: то, что вы назовёте "пробой", на поверку часто оказывается лишь её жалким подобием. Такую "пробу" вам могут "умельцы" поставить даже на железные плоскогубцы. Но о пробе чуть позже, а для начала развеем мифы.
Мифы
Миф №1: "Незолото" разъедается (темнеет) от азотной (соляной, серной либо какой то еще кислоты).
И да и нет. Данный миф появился, когда человек, принеся сдавать своё золото на обмен, заказ или в ломбард, увидел как приёмщик "мазал кольцо какой то кислотой". Препарат, которым пользуются при определении золота 585 и 750 пробы, называется "тетрахлорзолотая кислота" или попросту "хлорное золото" - достаточно дорогое золотосодержащее вещество. Работа с ним требует серьезного навыка.
Миф №2: Если бросить золотое кольцо на стол - оно как то по особенному звенит. Вероятно этот способ хорошо подошел бы людям с развитым музыкальным слухом, и они с успехом могли бы им пользоваться, пройдя какие то специальные "золото-музыкальные" курсы. Правда для этого потребовалось бы, вероятно, ввести какой-либо стандарт: например обручальные кольца должны звучать как рэ, мужские перстни - какси-бемоль. И заодно провести специальный курс нотной грамоты для работников пробирной службы.
А если серьезно, звон, который мы слышим при ударе, обусловлен рядом параметров, таких как твердость материала, его упругость и форма изделия. Одно и то же золотое кольцо может издавать один звук, если его отжечь огнем - другой, и третий, если его немного деформировать, например, увеличить размер или просто согнуть.
Миф №3: "Старое" золото - хорошее, новое - совсем не то. Этот миф образовался с появлением на рынке дешевых турецких украшений, заполонившими рынок с открытием границ. Суть "некачественности" турецкого золота на самом деле сводится к тому, что изделия из него быстро ломаются, но связано это не с качеством самого золота, а в первую очередь с тем, что большинство из них тонкие и пустотелые, поэтому и непрочные.
Как это относится к теме подделок? Прямо - на большей части подделок именно те клейма, которые которые ставились на украшениях советского периода (на пробе там стоит звездочка).
Существует еще много народных способов определить золото: на зуб, на волос, на вкус, на нюх и т.п - не стоит относиться к ним всерьёз. Если и есть рациональное зерно в некоторых из них, то использовать это зерно сможет только специалист, которому все эти способы и так ни к чему.
Что такое подделка?
Подделка - это то изделие, на котором стоит изображение, имитирующее пробу - оттиск пробирного клейма. Мы не рассматриваем здесь юридические аспекты подделок, мы говорим лишь о том, что если клейма нет, то речь здесь о подделке не идет.
Как не купить подделку?
Первое: не покупайте золото у незнакомых.
Второе: не покупайте золото у знакомых.
Третье: не доверяйте себе и собственным знаниям о том, как отличить "незолото".
Четвертое: покупайте золотые украшения только в магазинах и всегда сохраняйте кассовый чек.
И пятое: на золоте обязательно должна быть проба.
Если вы все таки решили нарушить одно из перечисленных правил, удостоверьтесь, что вы не купили подделку.
Если украшение было изготовлено официально, и оно не подвергалось ремонту (например уменьшение кольца путем вырезки, при котором проба могла быть попросту вырезана или запаяна) то на нем должна быть проба.
Если на золоте нет пробы, это должно вас заставить усомниться в его подлинности. Лучше не покупать такие украшения, не проверив их предварительно у ювелира, в ломбарде или в пробирной службе.
Не покупайте золото с рук или на рынке, вас наверняка обманут.
Откуда берутся подделки золотых украшений? Оттуда же, откуда и мошенничества всех остальных мастей - от желания быстро обогатиться за ваш счет.
И не думайте, что вы то уж наверняка отличите золото от подделки, зная парочку "надежных" способов.
Не надейтесь. Даже опытный ювелир иногда не может определить золото без специального реактива. И даже реактив не может дать 100% гарантии. Проверка реактивом говорит о том, что поверхность изделия действительно из золота. А что там внутри... В последнее время подделки стали делать из сплавов, цвет которых не отличается от стандартного золотого сплава 585 пробы.
Если раньше ювелир, полагаясь на свой опыт, мог определить подделку, видя, каким способом она изготовлена, то теперь мошенники стали применять те же технологии, которые применяются ювелирами при изготовлении тех или иных видов украшений, использовать новые сплавы.
Единственное, что продолжает "хромать" в подделках - это проба. Что такое проба? Проба - это отпечаток специального штампа - пробирного клейма. Раньше клейма изготавливались граверами вручную под микроскопом специальными инструментами - штихелями. Они имели несколько критериев, по которым специалист мог без труда различить их подлинность. Сейчас клейма изготавливаются на специальном высокотехнологичном оборудовании, без которого невозможно изготовить качественное пробирное клеймо. Поэтому среди подделок весьма трудно встретить изделия с приличным отпечатком клейма.
Лазерное клеймение. Несколько лет назад в Украине появились установки, позволяющие наносить пробы с помощью лазера. Пробы нанесенные установкой лазерного гравирования можно подделать только на такой установке. Установка стоит порядка 50 - 60 тысяч долларов. Учитывая то, что подделка клейм должна иметь экономическое обоснование и то, что в Украине нет такого массового распространения подделок, вероятность встретить поддельное золотое украшение с лазерным клеймом практически равна нулю. Именно поэтому мы рекомендуем в определении подлинности золота (хотя бы на первом этапе) полагаться на отпечаток пробирного клейма.
Что говорит о подделке пробирного клейма (пробы)?
Чтобы рассмотреть клеймо вам понадобится хорошая лупа. Часто украшения загрязняются при ношении, и в углубление клейма попадает грязь. Её нужно предварительно вымыть, не используя острых предметов (они могут повредить нежный рельеф клейма). Вымыть можно так, как описано здесь.
Поддельное клеймо, как правило, напоминает настоящее лишь по внешней форме
Первое, на что надо обратить внимание - насколько ровно стоит проба. Пробирное клеймо должно стоять параллельно той детали украшения, на которой оно установлено. Если клеймо стоит криво - это первый сигнал к тому, что у вас в руках подделка (но еще не факт). Криво установленная проба - это не нарушение, но как показывает практика, на настоящих изделиях встречается исключительно редко. Это правило не относится к отпечатку клейма изготовителя - именника.
Второе: содержимое отпечатка пробы - даже если вы видите пробу первый раз в жизни, и вам показалось, что цифры "немного кривые" - не сомневайтесь, перед вами подделка. Это правило опять же не касается именников - многие именники изготавливаются мастерами-ювелирами вручную, и тут не может идти речь о ровности. Главное требование, предъявляемое пробирной службой к именникам - приблизительное соблюдение форм и размеров.
Как не купить подделку в магазине?
В Украине купить в нормальном ювелирном магазине поддельное украшение практически нереально. По закону, на каждом ювелирном изделии, продаваемом на территории Украины, должно стоять Государственное пробирное клеймо. Поэтому, имея товарный и кассовый чек, удостоверившись в наличии пробы на изделии и наличии лицензии Минфина, можно быть спокойным - правда на вашей стороне. Благодарить за это можно жесткие законы, регулировавшие оборот драгоценных металлов и камней на территории стран бывшего СССР и работу современной украинской пробирной службы.
Иным образом дело обстоит в других странах, там подделку можно купить даже в магазине. Например из Италии везут массивные позолоченные украшения - там продавец может может просто "не понять" ваш русский или ломанный английский и "по доброте душевной" продатьвам вместо золотого браслета или цепихорошую латунную бижутерию да ещё в придачу приложит к неё сертификат, в котором будет написано: 18K GOLD. Но если прочитать внимательно, можно увидеть, что изделие лишь покрыто золотом 18 карат (750 проба). Здесь опять же нужно соблюдать правило - на украшении должна быть проба - мошенничество наказуемо во всех странах.
Также часто подделки везут из Индии, Турции, Китая.
Сплав золота с титаном
Отдельной строкой хочется отметить бижутерию, которая продается как "сплав золота с титаном" - под таким названием вам могут предложить украшения, чаще массивные цепи и браслеты, с цветов сплава издалека напоминающим золото 585 пробы - можете быть уверены, что золота в них нет совсем.
Ленинградское серебро
Еще одна массовая подделка под серебро - так называемое "ленинградское серебро". Под таким названием продаётся латунная посеребрённая бижутерия. Характерным отличием "ленинградского серебра" является оттиск, по форме напоминающий оттиск пробирного клейма (пробы). Текстовое наполнение клейма - невнятное или отсутствует вообще, вероятно именно это не позволяет классифицировать такие изделия как подделку. Однако продажа таких изделий как серебра всё равно является мошенничеством.
Однако, после очистки чернения, хорошо видно, что надпись не имеет ничего общего с пробой:
Распространенные названия сплавов, имитирующих сплавы золота.
алюминиевая бронза (ауфир, аурал, ауфор) -- сплав золотисто-желтого цвета, состоящий из 90 частей меди, 10 частей алюминия;
батбронза (bathbronze) - сплав бронзы с 6% олова, пригодный для позолоты и используемый, как правило, для литья художественно-промышленных изделий;
батметалл (bathmetall) - сплав, лигированный цинком, используется в Англии для производства столовой посуды;
бельгика (belgica) - сплав "под платину" из 74,5% железа, 16,6% хрома и 8,9 % никеля;
вермей (vermeil) - французское наименование позолоченного на огне серебра;
гамельтонметалл (hamiltonmetell) - сплав из 66,7% меди и 33,3% цинка золотисто-желтого цвета, хорошо подходит для золочения;
голдин (goldin) - сплав меди и алюминия, используемый в Германии для изготовления дешевых ювелирных изделий;
дюраметалл (durametall) - в Германии сплав меди, цинка и алюминия золотисто-бронзового цвета;
золото musiv - пластики сульфидного олова с золотым блеском, которые применяются для имитации золочения; не разъедаются серой и сероводородом и не чернеют;
мангеймское золото - сплав из 83,6% меди, 9,4% цинка и 7% олова, цветом под золото; изготовленные из этого сплава изделия к тому же обычно еще и позолочены;
мозаичное золото - сплав из 66% меди и 34% цинка с оттенком самородного золота;
накладное золото - золоченый материал, основу которого образуют сплав меди с золотым покрытием по меньшей мере 8 микрон; слой золота прокатан и приварен;
орайде (oreide), или "французское золото", - сплав золотого цвета из 80% меди, 15% цинка и 5% олова (или 86,13% меди, 13% цинка, 0,4% олова и 0,6% железа) для литья ювелирных изделий;
палакарт (palacart) - сплав, по цвету похожий на платину, из 75% палладия, 15% золота и 7% серебра;
пинчбек (pinchbeek), или английское золото, -- сплав меди и цинка (с 83-93% меди), созданный лондонским часовщиком Христофором Пинчбеком; применяется для изготовления общедоступных украшений, бижутерии, окладов;
платинор - сплав из 57% меди, 18% платины, 10% серебра, 9% никеля и 6 % цинка; красивый золотой цвет;
поликсен - так называют природную платину, смешанную с другими металлами;
симилор - сплав, похожий по окраске на золото, чаще позолоченный, и состоящий, как правило, из 83,7% меди, 9,3% цинка и 7% олова;
томпак - сплав меди и цинка различных составов (чаще 90% меди и 10% цинка) с красивым золотым цветом; содержание меди делает его устойчивым к коррозии;
электрон - сплав золота и серебра различных соединений (иногда до 39% серебра); многие античные монеты изготовлены из электрона.