История с уплатой страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование физическими лицами – субъектами предпринимательской деятельности, избравшими особый способ налогообложения, так и не достигла своего хэппи энда, по крайней мере, для последних.
Попытка предыдущего Премьер-министра обязать субъектов предпринимательской деятельности, избравших особый способ налогообложения, доплатить указанные выше взносы, более того размера, который отчисляется из единого (фиксированного) налога, через постановления Кабинета Министров Украины, была неудачной.
Причин тому было несколько. Прежде всего, как говорится, потому, что «подошли не с той стороны». Постановление от 14 апреля 2009 года № 366 «Об уплате взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование физическими лицами – субъектами предпринимательской деятельности, избравшими особый способ налогообложения» было принято с превышением Кабинетом Министров Украины своих полномочий, а сами положения Постановления противоречили ряду норм, в частности, Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», Указа Президента Украины № 727/98 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства».
Во-вторых, повлияли политические изменения в стране. Как следствие, Кабинет Министров Украины в новом составе отменил указанное Постановление своим Постановлением от 24 марта 2010 года № 278 «О внесении изменений, отмене и признании утратившими силу некоторых актов Кабинета Министров Украины».
Но радость заинтересованных предпринимателей была не долгой. Приняв во внимание опыт предшественников, новый Кабинет Министров Украины подошел к решению данного вопроса более подготовленным. Так появился проект Закона Украины «О внесении изменений в законы Украины «О Государственном бюджете Украины на 2010 год» и «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», который 8 июля 2010 года был принят под № 2461-VI, а впоследствии и подписан Президентом Украины.
Данным Законом в Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» были внесены изменения, согласно которым физические лица – субъекты предпринимательской деятельности, избравшие особый способ налогообложения (фиксированный налог, единый налог), и члены семей указанных лиц, принимающих участие в осуществлении ними предпринимательской деятельности, на период действия законодательных актов по вопросам особого способа налогообложения, все же, обязаны уплачивать страховые взносы в порядке, определенном настоящим Законом.
При этом сумма страхового взноса устанавливается указанными лицами самостоятельно для себя и членов их семей, участвующих в осуществлении такими лицами предпринимательской деятельности и не находятся с ними в трудовых отношениях. При этом сумма страхового взноса с учетом части фиксированного или единого налога, которая перечислена в Пенсионный фонд Украины, должна составлять не менее минимального размера страхового взноса за каждое лицо и не больше размера страхового взноса, исчисленного от максимальной величины фактических расходов на оплату труда наемных работников, денежного обеспечения военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, налогооблагаемого дохода (прибыли), общего налогооблагаемого дохода, с которого уплачиваются страховые взносы.
Данный Закон вступил в силу со дня его опубликования, то есть с 17 июля 2010 года.
Оглядываясь назад, когда предыдущая попытка не была удачной, и частным предпринимателям удалось добиться правды, в том числе, через обжалование в суде незаконного постановления Кабинета Министров Украины, может возникнуть надежда, что и на этот раз всё может оказаться ложной тревогой. Но следует учитывать, что на этот раз уже не те обстоятельства и другая ситуация. Теперь избежать уплаты сбора в Пенсионный фонд упрощенцам, скорее всего, не удастся и размер минимальной доплаты, в зависимости от ставки налога, будет колебаться от 210 грн. до 287 грн., а для плательщиков фиксированного налога – от 284 до 283 грн.
Если страхователи несвоевременно или не в полном объеме уплатят страховые взносы, к ним будут применяться финансовые санкции, предусмотренные Законом. Суммы же страховых взносов своевременно не начисленных и/или не уплаченных страхователями в сроки, определенные статьей 20 Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», в том числе исчисленные территориальными органами Пенсионного фонда в случаях, предусмотренных той же статьей, считаются просроченной задолженностью по уплате страховых взносов (недоимка) и взимаются с начислением пени и применением финансовых санкций.
В течение десяти рабочих дней со дня получения требования об уплате недоимки страхователь обязан уплатить суммы недоимки и суммы финансовых санкций, размер которых устанавливается Законом. Тем же Законом предусмотрена возможность согласования недоимки либо обжалования требования, но если начисление имеет под собой законные основания, то такое обжалование лишь отсрочит уплату.
Конечно, возникает вопрос, возможно ли избежать уплаты этого сбора, но, к сожалению, легальных способов в настоящее время не усматривается, а занижение (сокрытие) доходов может привести к привлечению к ответственности и применению соответствующих санкций. Да и само занижение доходов не очень спасает, ведь до минимального размера надо будет доплачивать в любом случае.
Напоследок, хочется отметить, что в этот раз совсем без ошибок тоже не обошлось. Принимая Закон от 8 июля 2010 года № 2461-VI, в части внесения изменений в Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», были нарушены требования ст. 1 Закона Украины «О системе налогообложения». Этой статьей предусмотрено, что поправки в данный закон, другие законы Украины о налогообложении относительно предоставления льгот, изменения налогов, сборов (обязательных платежей), механизма их уплаты вносятся в этот закон, другие законы Украины о налогообложении не позднее, чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного года и вступают в силу с начала нового бюджетного года. Как отмечалось выше, закон № 2461- VI, оказывающий влияние на частных предпринимателей и облегчающий их карманы, вступил в силу со дня опубликования, т.е. с 17 июля 2010 года. Очевидным является нарушение норм Закона «О системе налогообложения».
К сожалению, исправить данную ситуацию у рядового гражданина – субъекта предпринимательской деятельности, в частности, путем обжалования положений Закона в суд, не будет процессуальной возможности. В данном случае усматривается коллизия норм права.
Как вариант, при обжаловании в судебном порядке требования по уплате недоимки, возникшей за 2010 год, можно апеллировать к нормам Закона Украины «О системе налогообложения» и ссылаться на то, что в соответствии с предписаниями данного закона, Закон «О внесении изменений в законы Украины «О Государственный бюджет Украины на 2010 год» и «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», в части общеобязательного пенсионного страхования, должен вступить в силу с начала нового бюджетного года, а, следовательно, отсутствуют основания для начисления и взыскания недоимки, финансовых санкций. Но практика суда нередко зависит от политики государства в целом, поэтому делать какие-либо выводы в данном случае рано.