В Украине коррупция процветает на всех уровнях, но особенно страшна для украинской экономики коррупция высокопоставленных лиц. Тем не менее, создается впечатление, что как раз со взяточниками «высокого полета» борются меньше всего.

Взгляд Президента на механизмы борьбы с указанным видом коррупции отображен в законопроекте «О системе специально уполномоченных субъектов в сфере противодействия коррупции» №5085 от 16.09.2014, инициатором которого выступил сам Петр Порошенко. 14 октября 2014 г. этот законопроект был, наконец, принят в целом 278 голосами парламентариев.

В основном закон направлен на реформу органов, которые противодействуют коррупции. Существующая система таких органов включает ряд подразделений в различных правоохранительных органах – внутренних дел, СБУ и прокуратуре. В их работе существует ряд проблем. Во-первых, они дублируют друг друга, а во-вторых, не имеют достаточно полномочий. Поэтому самой важной новеллой законопроекта №5085 является создание нового государственного органа по борьбе с коррупцией – Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБ), который будет противодействовать нечистым на руку чиновниками, но не «мелким», а высокопоставленным.

Подследственность дел

Важно определить, какие именно дела будут подследственны Национальному бюро. Как уже говорилось, НАБ должно сосредоточить свое внимание на уголовных коррупционных правонарушениях, совершенных высшими должностными лицами, и коррупционных правонарушениях, наносящих особенно большой вред защищенным законом интересам. Из этого тезиса и вытекает подследственность Нацбюро.

Перечень «высших должностных лиц» будет определен изменениями в Уголовный процессуальный кодекс, и в него войдут, в частности, народные депутаты Украины, премьер-министр, члены Кабинета министров Украины, первые заместители и заместители министров, председатель Нацбанка и т. д.

Перечень коррупционных правонарушений, представляющих особую общественную опасность, также определен в предлагаемых изменениях в УПК Украины. Это, например, присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением (ст. 191 УК), если размер предмета преступления или нанесенного им ущерба равен или выше суммы, которая в 500 и более раз превышает минимальную заработную плату, установленную на соответствующий год. Стоит отметить, что НАБ не будут подследственны дела об административных правонарушениях.

Расследование коррупционных преступлений, совершенных самими работниками Национального антикоррупционного бюро, будет проводить Государственное бюро расследований (которое должно быть создано), а до его создания – следователи органов прокуратуры.

Система Национального бюро

Систему Национального бюро будут составлять центральный аппарат и 7 территориальных (межрегиональных) управлений. Предусмотрена предельная численность работников бюро – 700 человек, из которых не более 200 человек начальствующего состава. К работникам бюро будут принадлежать лица начальствующего состава, госслужащие и работники, нанятые по трудовым договорам. Стоит отметить, что назначение на должности в НАБ будет осуществляться исключительно по результатам открытого конкурса.

В структуру бюро будут входить: информационно-аналитические, оперативно-розыскные и оперативно-технические, следственные подразделения, подразделения, осуществляющие выявление имущества, которое может быть предметом конфискации, подразделения быстрого реагирования, обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства, представительства интересов в иностранных органах, экспертные, финансовые, кадровые отделы и др.

Директор национального бюро

Директор бюро будет назначаться на основании конкурсного отбора, проведенного конкурсной комиссией, которая будет состоять из 9 лиц – по 3 лица от Президента Украины, Кабмина и Верховной Рады. Президент будет назначать директора бюро сроком на 7 лет без права назначения на второй срок подряд.

Предусмотрен и исключительный перечень оснований для досрочного прекращения полномочий директора НАБ: в связи с окончанием срока полномочий или смертью. Есть и точный перечень оснований для увольнения директора с должности: по собственному желанию; в связи с достижением 65-летнего возраста, в связи с назначением или избранием на другую должность (с его согласия); по состоянию здоровья; в связи привлечением к ответственности за административное коррупционное правонарушение или вступлением в законную силу обвинительного приговора суда в отношении него; в связи вступлением в законную силу решения суда о признании его недееспособным или ограниченно дееспособным, без вести отсутствующим или объявлением его умершим; с прекращением им гражданства Украины или выездом на постоянное проживание за пределы Украины; за несоответствие ограничениям относительно совместительства и совмещения с другими видами деятельности. Такие положения Закона направлены на нивелирование возможности незаконного влияния или давления на НАБ и его руководителя.

Контроль за деятельностью НАБ

Контролю за деятельностью Национального бюро, а также за его сотрудниками уделено особое внимание. Остановимся на главных аспектах.

Директор Национального бюро должен ежегодно подавать письменный отчет Президенту, ВР и КМУ о деятельности бюро. В Законе предусмотрен минимальный перечень информации, которую НАБ должно предоставить – например, о количестве лиц, в отношении которых вступили в законную силу обвинительные приговоры суда о совершении ими уголовных преступлений, отнесенных законом к подследственности бюро.

Отчет НАБ будет предоставляться в Совет общественного контроля при бюро, который будет рассматривать его и давать соответствующее заключение в течение 2 недель со дня подачи. Оба документа имеют публичный характер и должны быть обнародованы. Совет общественного контроля предусмотрен Законом с целью обеспечения прозрачности и гражданского контроля.Он будет сформирован в составе 15 человек на основании результатов открытого конкурса.

Кроме того, с целью предупреждения и выявления правонарушений в деятельности работников НАБ в его составе будут действовать подразделения внутреннего контроля, которые будут находиться в прямом подчинении директору бюро. Предусмотрен и обязательный мониторинг образа жизни работников Нацбюро.

Кто будет работать в НАБ

Для эффективной работы Национального бюро предусмотрена специализация прокуроров именно по коррупционным делам. Авторы Закона побеспокоились о том, чтобы в НАБ попали только высокопрофессиональные и некоррумпированные сотрудники, поэтому возможность автоматического перевода работников существующих правоохранительных органов исключается, и вводится обязательный конкурсный отбор на должности в Нацбюро. Также установлен запрет на принятие на службу в НАБ лиц, которые в течение последних 5 лет работали (проходили службу) в специально уполномоченных подразделениях по борьбе с коррупцией в органах прокуратуры, МВД, налоговой милиции, СБУ, Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины и таможенных органах.

Учитывая, что одна из проблем органов по борьбе с коррупцией в сегодняшних условиях – отсутствие их эффективного взаимодействия и дублирование функций, особое внимание к решению этой проблемы можно признать безусловно позитивным.

На какие деньги будет создано бюро

Внедрение предусмотренных Законом механизмов является условием предоставления Украине помощи в рамках Соглашения о финансировании контракта на проведение мероприятий по государственному развитию между правительством Украины и Европейской комиссией. В связи с этим предполагается получить средства на внедрение новшеств Закона из этой помощи. А вот на создание и функционирование Национального бюро предполагается брать средства из Государственного бюджета Украины.

***

Коррупция начинается с пакета «провизии» декану (кофе, коньяк, конфеты), с 50 грн. врачу, со сбора денег «на ремонт класса». Хотя даже еще раньше – с сознания тех людей, которые несут эти «презенты» в разные институции, тем самым начиная «пищевую цепочку» коррупции от пресловутой шоколадки до взятки в сумме с несколькими нулями. Ясно, что бороться с коррупцией надо на любом уровне. Но в целом мелкое взяточничество (с которым в нашей стране активно борются) не так страшно, как коррупционеры «высокого полета», наносящие государству ущерб в суммах, исчисляющихся миллиардами. Этим и объясняется актуальность рассмотренного в статье Закона.

Несмотря на то, что эффективность работы Национального бюро можно оценить, только «заглянув в будущее», прогноз светлый – принятие Закона станет основой для действенной борьбы с коррупционными правонарушениями, совершенными высшими публичными должностными лицами.

Преимущества нового органа по борьбе с коррупцией:

- гарантии независимости от политического и иного незаконного воздействия: - структурная и операционная автономия, особенный порядок как назначения, так и увольнения руководителя и т. д.;

- подотчетность органа: регулярные отчеты, контроль со стороны общественности;

высокий уровень профессиональности: конкурсный отбор работников, их обучение и т. д.;

- достаточные полномочия для эффективной работы;

- узкая специализация, что позволяет сосредоточить усилия и ресурсы на борьбе с высокопоставленной коррупцией и коррупцией, которая наносит особенно большой вред.

Основные функции Национального бюро:

- досудебное расследование отнесенных к его подследственности уголовных правонарушений;

- проведение оперативно-розыскных мероприятий.