28 января депутаты Верховной Рады поддержали в целом законопроект №4030 «О внесении изменений в Закон Украины «О бесплатной правовой помощи» относительно отсрочки вступления в силу положений п. 6 гл. VI «Заключительные и переходные положения» (ныне – Закон №733-VII). Согласно этому пункту, предоставление бесплатной вторичной правовой помощи малообеспеченным лицам, детям-сиротам и детям, лишенным родительской опеки, беженцам, ветеранам войны, лицам, полностью или частично утратившим дееспособность, нуждающимся в психиатрической помощи, а также реабилитированным в соответствии с законодательством Украины, должно было бы обеспечиваться с 1 января 2014 г. Именно с этого момента указанные категории лиц могли бы бесплатно рассчитывать на:

защиту от обвинения;

представительство своих интересов в судах, иных государственных органах, органах местного самоуправления, перед иными лицами;

составление документов процессуального характера.

Необходимость отсрочки предоставления бесплатной правовой помощи перечисленным категориям граждан до 1 января 2015 г. объясняется авторами законопроекта №4030 отсутствием в 2013 г. финансирования расходов на развитие институциональной и материально-технической составляющих системы бесплатной правовой помощи, а также сокращением расходов на оплату деятельности адвокатов, оказывающих бесплатную вторичную правовую помощь. Учитывая это, парламентарии приходят к заключению, что на сегодняшний день реализация положений Закона №3460-VI, по сути, не обеспечена надлежащими гарантиями финансирования со стороны государства.

Необоснованно, но необходимо

Невзирая на приведенные аргументы, отсрочка предоставления бесплатной правовой помощи была воспринята неоднозначно. Еще в минувшем году, давая заключение на тот же законопроект, проходивший под №3792, сотрудники Главного научно-экспертного управления ВР обратили внимание на то, что предполагалось отстрочить до 1 января 2015 г. вступление в силу именно тех положений Закона №3460-VI, которые предусматривают предоставление бесплатной вторичной правовой помощи социально незащищенным слоям населения, требующим повышенного внимания со стороны государства. По этому поводу в заключении указано, что Закон №3460-VI, к которому инициируются изменения, как свидетельствует практика его применения, имеет недостатки, связанные не только с нехваткой государственных средств на финансирование института бесплатной правовой помощи (в т. ч. вторичной), но и с наличием ряда необоснованных положений. В связи с этим существует насущная необходимость комплексного совершенствования законодательства в этой сфере. Поэтому внесение в Закон №3460-VI фрагментарных изменений в целом не поддерживается. Однако, поскольку в данном случае речь идет о внесении изменений, без которых в ближайшее время может возникнуть ситуация тотального неисполнения положений Закона №3460-VI, их принятие следует признать оправданным.

Мнение ГНЭУ было поддержано Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам верховенства права и правосудия, а также Министерством юстиции.

Не горит?

Следует указать, что практика оказания бесплатной правовой помощи в Украине является далеко не новаторской. Обязанность государства по обеспечению необходимого финансирования для юридической помощи неимущим и социально незащищенным лицам закреплена в Основных положениях о роли адвокатов, принятых VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступлений.

Хотя речь в этом документе идет преимущественно об уголовных преступлениях, правительства государств заботятся и об участниках гражданского процесса. Так, о защите граждан в гражданском процессе беспокоится правительство Великобритании. Средства, выделяемые на такую защиту, распределяются между Citizens’ Advice Bureau (бюро по консультации) и Legal aid (адвокатами).

Среди стран СНГ помощь как в уголовных, так и в гражданских и административных делах отдельным категориям граждан за счет государства предоставляется в Казахстане, России, Беларуси, Молдове, Таджикистане, Литве, Латвии, Грузии. В этих странах создан отдельный орган, который осуществляет управление предоставлением бесплатной правовой помощи. Законодательство всех этих стран определяет, что финансирование бесплатной правовой помощи осуществляется из государственного бюджета, однако с этой целью могут использоваться и разрешенные законодательством другие средства.

Комментарии

Руслан Арсирий, член Совета судей Украины, член Совета судей административных судов

– Пока в Совете судей административных судов вопрос оказания бесплатной вторичной правовой помощи не обсуждался. Для того, чтобы сделать выводы, необходимо провести исследования, выяснить, сколько людей обращаются с подобными ходатайствами и обращаются ли вообще. Если говорить об Окружном административном суде Киева, то насколько я знаю, подобных обращений в суд не поступало. Хотя сам факт предоставления такой помощи быть должен, я не считаю, что сейчас назрела критическая необходимость вводить в действие подобные законодательные нормы. В данный момент в Окружном административном суде Киева гораздо большей проблемой является, например, вопрос о финансовом обеспечении предоставления переводчиков для иностранных граждан, поскольку переводчики не желают работать бесплатно.

Сергей Пойда, председатель Дарницкого районного суда Киева

– Безусловно, от внедрения правовой помощи по гражданским делам и делам об административных правонарушениях выиграли бы все стороны процесса. Я имею в виду как фигурантов судопроизводства, так и собственно суд, поскольку дело, участники которого общаются на одном – юридическом – языке может быть рассмотрено в более сжатые сроки.

Очевидно, что оказание бесплатной вторичной правовой помощи положительно скажется не только на сроках, но и, например, на качестве процессуальных документов, с которыми обращаются стороны в суд. Тем не менее, отсрочка предоставления бесплатной вторичной правовой помощи не играет принципиальной роли в вопросе качества отправления правосудия. Безусловно, положительных моментов это не добавит, но и не остановит осуществление правосудия судами Украины.

Словарь юриста

Бесплатная вторичная правовая помощь – вид государственной гарантии, заключающейся в создании равных возможностей для доступа лиц к правосудию. Включает в себя защиту от обвинения, представительство интересов лиц, имеющих право на бесплатную вторичную правовую помощь, а также составление процессуальных документов (ст. 13 Закона Украина №3460-VI «О бесплатной правовой помощи»)

Справка

В период с 1 января по 31 декабря 2013 г. включительно центрами по оказанию бесплатной

вторичной правовой помощи выдано 76406 поручений адвокатам, в т. ч.:

22345 – для предоставления бесплатной вторичной правовой помощи лицам, задержанным по подозрению в совершении преступления;

41877 – для осуществления защиты по назначению;

10009 – для предоставления бесплатной вторичной правовой помощи лицам, к которым применено административное задержание;

2175 – для участия в проведении отдельных процессуальных действий.

Доля отказов от адвоката лицами, задержанными по подозрению в совершении преступления, за указанный период составляет 6,9%.

Всего центрами обработано 44035 процессуальных документов, в т. ч. 27808

постановлений следователей, 15361 определений судов, 572 постановления следственного судьи, 315 постановлений прокурора о назначении адвоката.

За указанный период времени на единый телефонный номер системы предоставления бесплатной правовой помощи поступило 79950 входящих звонков.