Государственная регистрационная служба Украины является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом министров Украины через министра юстиции. Для украинцев это относительно новый орган, к деятельности которого многие еще не привыкли, а некоторые даже не знают о его существовании. Тем не менее, Укргосреестр заменил собой бюро технической инвентаризации. В зону его ответственности входят вопросы реализации государственной политики в сфере госрегистрации актов гражданского состояния, имущественных прав на недвижимое имущество, юридических лиц и физических лиц-предпринимателей, регистрации (легализации) объединений граждан и других общественных формирований, уставов фондов общеобязательного государственного социального страхования (если их регистрация предусмотрена законами), уставов территориальной общины Киева, печатных СМИ и информационных агентств как субъектов информационной деятельности.

Вновь созданная служба быстро развивается и все больше совершенствует свою работу. В Украине, которой по наследству от СССР досталась сложная бюрократическая система, сегодня успешно внедряются европейские стандарты облегченных и доступных процедур государственной регистрации. Результаты этой работы уже видны. В течение 2013 г. Украина по регистрации прав собственности на 61 пункт улучшила свои позиции в рейтинге Doing Business. Об этом 30 января в ходе пресс-конференции сообщил председатель Государственной регистрационной службы Украины Дмитрий Ворона. Он подвел итоги работы Укргосреестра за 2013 г. и рассказал о постоянном процессе усовершенствования регистрационных процедур с привлечением новейших технологий.

Удобно, просто, быстро

Государственная регистрационная служба Украины – это, прежде всего, сервисная служба, основной задачей которой является создание благоприятных условий для получения потребителями административных услуг. На сегодня она успешно работает по всем 4 направлениям своей деятельности.

Наиболее востребованной является регистрация имущественных прав на недвижимое имущество. В этом направлении за 2013 г. проведено 4,8 млн регистрационных действий. Такие показатели были достигнуты в т. ч. благодаря предоставлению права регистрировать недвижимость нотариусам, которые осуществили в прошлом году 40%, а в столице – 60% регистрационных действий. Используя этот положительный опыт, Государственная регистрационная служба планирует передать нотариусам и право регистрации новообразованных юридических лиц и ФОП. Соответствующий законопроект еще с прошлого года находится в парламенте. Услуги нотариусов обходятся украинцам в кругленькую сумму, зато благодаря такому порядку срок регистрации недвижимости сократился с 60 дней до 4 часов. Нотариусу необходимо предоставить минимальный пакет документов – все остальное он сделает сам.

Кроме того, одним из достижений является отмена двойной регистрации – теперь гражданину не нужно отдельно регистрировать сделку и право на собственность. И самое главное – уже сформированы единые тарифы и стандарты предоставления услуг по всей территории Украины, введен жесткий контроль за работой государственных регистраторов, создана единая управленческая вертикаль.

В перспективах на текущий год, по словам Д. Вороны – новые правила регистрации недвижимости в Украине, которые вступят в силу с 12 февраля. В частности, будет усовершенствован порядок регистрации инвестиционной недвижимости, что должно способствовать привлечению инвестиций в жилищное строительство. Раньше каждый гражданин, который инвестировал в многоквартирный жилой дом (проще говоря, покупал себе квартиру), должен был для регистрации этой квартиры принести полный пакет документов на весь дом. Это было очень неудобно, и с 12 февраля с. г. застройщики сами будут приносить пакет документов на весь дом, а каждый покупатель – лишь на свою квартиру.

Многие украинцы, обратившиеся в Укргосреестр в начале его деятельности, были расстроены наличием огромных очередей. Люди записывались на прием с раннего утра, и потратив весь день, могли не получить услугу. Сегодня эта ситуация исправлена благодаря внедрению электронных систем управления очередью. На данный момент они установлены уже в 40 отделениях госрегистраторов, а еще 120 таких систем закуплено для установки в этом году. Данная техника оснащена веб-камерами, это позволит гражданам на официальном сайте Укргосреестра в режиме реального времени увидеть, есть ли очередь в конкретном отделении.

Интернет-услуги

В ближайших планах Государственной регистрационной службы – расширение электронных сервисов. Уже сегодня украинцы могут, не выходя из дома, зарегистрировать бизнес, получить онлайн-консультации по телефону или скайп-связи, записаться на прием и пр. А в этом году планируется внедрить также предоставление выписок из всех реестров в электронном виде с помощью электронно-цифровой подписи. По словам г-на Вороны, целью Укргосреестра является возможность предоставления гражданам Украины с помощью интернета 90% услуг.

С 1 января 2014 г. процедура государственной регистрации прав становится проще и удобнее для владельцев и пользователей недвижимого имущества. В упрощенном виде она состоит их 3 шагов:

представление заявителем документов для государственной регистрации прав и получение карточки приема такого заявления;

проведение госрегистрации прав (при отсутствии оснований для отказа в ее проведении или прекращении, приостановления рассмотрения соответствующего заявления);

получение документов о государственной регистрации прав заявителем.

Право собственности и другие имущественные права на недвижимое имущество регистрируются в регистрационной службе по месту нахождения такого имущества. Обременения прав на недвижимое имущество регистрируются в любой регистрационной службе.

В случае государственной регистрации права собственности на вновь созданный земельный участок после госрегистрации земельного участка в органах земельных ресурсов владелец может подать документы в регистрационную службу для проведения госрегистрации права собственности самостоятельно или через государственного кадастрового регистратора, который проводил регистрацию такого земельного участка.

Укргосреестр подготовил проект Закона №2049а об усовершенствовании регулирования отношений в сфере регистрации прав на объекты недвижимого имущества, который уже принят Верховной Радой в первом чтении. Этим законопроектом урегулирована передача архивов БТИ в Укргосреестр, что даст возможность начать их оцифровку и развивать электронный реестр имущественных прав на недвижимое имущество.

Комментарий

Дмитрий Ворона, председатель Государственной регистрационной службы Украины

– Для нас минувший год был очень значимым, можно сказать, он стал годом испытаний. И мы действительно смогли доказать, что Укргосреестр может и умеет работать в нормальном режиме и способен выходить из очень сложных ситуаций. Государственная регистрационная служба Украины планирует унифицировать услуги всех государственных регистраторов. Множественные отдельные организации, занимающиеся сегодня регистрацией в отдельных сферах (недвижимость, бизнес, акты гражданского состояния и т. д.) будут ликвидированы. Будет одна унифицированная профессия – государственный регистратор. И это будут люди, которые смогут на определенной территории оказывать услуги по всем направлениям. Среди ближайших перспектив также – передача нотариусам функций государственной регистрации бизнеса (уже подготовлен соответствующий законопроект), а также упрощение процедуры прекращения предпринимательской деятельности физических лиц-предпринимателей. Кроме того, одна из важнейших задач – создание единого реестра на базе Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц-предпринимателей, Единого лицензионного реестра и Реестра документов разрешительного характера.