Попытка навести на этом рынке порядок рискует подтвердить догадки экспертов о том, что «здоровые» продукты питания, количество которых в отечественных магазинах с каждым днем растет и за которые потребитель платит двойную цену, могут оказаться банальным фальсификатом.
Правила поведения за столом
Государство таки признало право украинцев на «чистую еду». В конце апреля Верховная Рада приняла закон «Об органическом земледелии», который вступает в силу с 1 января 2012 г и, по сути, легализирует само понятие органической аграрной продукции в нашей стране. Хотя полки отечественных супермаркетов пестрят товаром с пометкой «био», производство и продажа такой продукции до сегодняшнего дня регулировались лишь общими для всех пищевых продуктов нормами.
Поставщики, позиционирующие свой товар как «зеленый» утверждают, что ориентировались на европейское законодательство. Но, понятно, что его выполнение не было для компаний обязательным, а нарушение «зеленых» норм никак не каралось. Как следствие, по словам председателя правления Федерации органического движения Украины Евгения Милованова, в последнее время появилось достаточно много фальсифицированного товара, который маркируется как «био», но таковым не является. Тем не менее покупателю предлагается платить за него по двойной цене. Г-н Милованов рассчитывает, что новый закон заложит основы борьбы с фальсификатом, что поможет, если и не победить его, то, по крайней мере, снизить темпы роста количества такой продукции на магазинных полках.
В недавно принятом документе прописано, что органической может называться лишь еда, выращенная и переработанная без использования химически синтезированных веществ (удобрений, средств защиты растений, кормов с пищевыми добавками для животных и пр.), ГМО и их производных. «Зеленой» маркировкой производитель имеет право снабжать товар, изготовленный из органического сырья и без добавления консервантов, различных разрыхлителей, ароматизаторов, «идентичных натуральным» и прочих «Е», которыми пестрят этикетки обычной еды.
Чтобы подтвердить органический статус продуктов питания, компания будет обязана пройти процедуру сертификации всего производственного цикла. Систему сертификации планируется создать на базе научных подразделений Украинской академии аграрных наук агроэкологического направления. Эти же службы будут в дальнейшем инспектировать хозяйства и предприятия, получившие сертификаты. Уличенные в нарушениях этих требований производители рискуют потерять сертификат и вылететь из реестра операторов органического производства. Материальные меры воздействия на нарушителей, в частности, систему штрафов, должно разработать в подзаконном акте правительство.
Денег не дадут
Отдельным пунктом государство заявило, что отводит органическому производству роль флагмана аграрного рынка, что означает способствование инвестициям в этот сегмент. Вместе с тем, пункт о том, что селянам, выращивающим «чистую» продукцию, будут помогать бюджетными деньгами, который фигурировал в проекте закона, из финальной версии исчез. Это поставило крест на надеждах бизнесменов-органиков на щедрые государственные дотации, аналогичные тем, что получают их коллеги за рубежом.
По словам Евгения Милованова, европейские аграрии получают субсидии из расчета от нескольких десятков до нескольких сотен евро на каждый гектар «органических» угодий. Руководитель проекта «Агроогляд: овощи и фрукты» Андрей Ярмак рассказывает, что в ЕС производителям биоеды доплачивают так много, что продукты зачастую стоят дешевле, чем обычная еда. У нас, судя по всему, подобное станет возможным еще не скоро. Тем не менее, производство органической продукции и без щедрых государственных дотаций становится все более привлекательным для потенциальных инвесторов, ведь рентабельность в этом бизнесе может превышать 60-100%.
Доходная зелень
По данным Евгения Милованова, в Украине под органическим земледелием занято порядка 270 тыс. га сельскохозяйственных угодий. Для сравнения: в Европе биополей – свыше 5 млн га, Латинской Америке – 4,7 млн га, Австралии – 10,6 млн га. Ставку на «зеленую» продукцию у нас делает свыше 140 хозяйств. Имеющие прописку в центральных и южных регионах страны предпочитают выращивать биозерновые и масличные, которые преимущественно идут на экспорт в ту же Европу. Фермеры из западных областей специализируются на овощах и фруктах и продуктах их переработки и поставляют свой товар, преимущественно, на внутренний рынок.
Евгений Милованов оценивает внутреннее потребление «зеленой» еды в 2010 г. на уровне 2,4 млн евро. Причем, по его словам, ежегодно этот показатель, несмотря на кризис, удваивается (в 2008 г – 600 тыс., в 2009 – 1,2 млн евро). Росту спроса способствует ухудшение качества «обычных» продуктов питания и желание украинцев питаться максимально здоровой едой.
Эксперты счтают, что в дальнейшем эти показатели могли бы расти еще стремительнее, если бы не несколько «но». Генеральный директор компании «Украгрофин» (дистрибутор органической ТМ «Пан Эко») Андрей Коняшин говорит, что пока украинские «органики» могут производить лишь ограниченное количество продукции. К примеру, под их торговой маркой выпускаются соки, сиропы, варенье, сухофрукты, колбасы и мясные изделия. Попытки расширить ассортимент связаны с проблемой поиска поставщиков сырья, ведь оно должно быть сертифицированным как органическое, а хозяйств, успешно прошедших все этапы органической инспекции и сертификации, в Украине пока не так много. Кроме того, на поставщиков «зеленой» еды распространяются те же правила входа в торговые сети, что и на всех остальных. Но, если для производителей «обычных» продуктов стоимость входного билета на торговую полку отбивается за счет высоких продаж, то органики на массовость пока не рассчитывают.
Перечисленные нюансы отражаются на ценах: если во всем мире экологичная еда дороже обычной всего на 20-30%, а в некоторых странах за счет государственных дотаций позиционируется в той же, а то и более низкой ценовых категориях, то у нас «зеленая» наценка достигает 100%. Понятно, что это автоматически сужает круг потенциальных потребителей. Если учесть, что все чаще по двойной цене украинцам предлагают поддельную «зелень», мода на органическую еду может умереть в зародыше, ведь потребитель попросту перестанет доверять заветной наклейке «био».