В прошлом году ученые из Днепропетровска, социолог Людмила Чернова и психолог Любовь Полехина, провели исследование. На вопрос «Делаете ли вы запасы?» 46% респондентов ответили: «Да, на месяц-два», 46% сказали: «Нет», 6% недоумевали: «А зачем?» и только 1% признали: «Да, хватит на год».

Не накопить утиль

Специалисты по выживанию выводят нехитрую формулу накопления. А именно — сформировать годовой резерв продуктов в городской квартире без создания неудобств для семьи и подозрений в шизофрении невозможно. Оптимальный запас скоропортящейся провизии — две недели, бакалеи — месяц.

Если становится понятно, что тревожные прогнозы могут сбыться с высокой долей вероятности, можно постепенно наращивать свой продуктовый резерв на два-три месяца, только лишь взяв за правило покупать одну дополнительную упаковку (гречки, муки, макарон, сахара, соли etc.) к необходимому месячному провианту.

Хранить запасы свыше этих сроков бессмысленно. Просроченными продуктами можно нанести серьезный вред здоровью, особенно учитывая манеру некоторых продавцов указывать не всегда верные сроки годности на упаковке.

Метод накопления не терпит суеты и паники. Продуктовая истерика украинцев в конце февраля этого года не привела к созданию запаса пищевой прочности, а лишь увеличила и без того феноменальные прибыли продмагов.

И в ситуации, в которой оказалась Украина, прогнозировать абсолютно все потенциальные неприятности, мягко говоря, сложно. Следовательно, необходимо максимально диверсифицировать все имеющиеся в наличии ресурсы.

Прежде всего нужно озаботиться наличием денег либо их эквивалентного заменителя.

Баш на баш

Эксперты рекомендуют иметь на черный день запас дензнаков, которого будет достаточно для покупки полугодового запаса продуктов на семью из расчета цены на товар, примерно в пять раз превышающей его текущую стоимость.

Поскольку национальная валюта оказалась крайне ненадежным активом, понятно желание украинцев хранить накопления в иностранных деньгах. Тем не менее и здесь паника сыграла с людьми злую шутку. Жизнь в условиях плохо прогнозируемых экономик, по идее, должна стимулировать граждан к формированию инвестиционного мышления.

Не нужно бросаться скупать доллары, когда валютный курс меняется ежечасно. Потери украинцев, покупавших месяц назад доллар по 40 грн., еще предстоит подсчитать.

И, собственно, уже в феврале (впервые с июня 2014 года) население продало валюты больше, чем приобрело.

Так, по данным НБУ, превышение предложения над спросом на наличную валюту у населения в феврале 2015 года составило $126 миллионов. Люди принесли в банки $194,3 млн., а купили $67,9 млн.

(Для сравнения: в феврале 2014 года украинцы купили $782,3 млн.)

Впрочем, судя по тому, что граждане сняли с депозитов в прошлом году 126 млрд. грн., а только с начала 2015-го — 18 млрд. грн., деньги у них еще есть. Поэтому те, кто ожидает худших сценариев, постепенно накапливают и ресурсы для потенциального обмена.

Например, еще в прошлом году украинцы начали скупать ювелирные изделия. Так, в ноябре 2014 года на эти цели потрачено в полтора раза больше денег, чем в аналогичном периоде 2013-го. Неплохим активом в бартерной цепочке могут стать стройматериалы. Даже несмотря на значительный рост цен, только за первый квартал прошлого года продажи строительных магазинов выросли на 80% в денежном выражении. К примеру, за весь 2013 год отечественный рынок товаров для дома и ремонта вырос лишь на 4,7%.

Симптоматичны и показатели рынка электроники. Так, по данным компании GfK Ukraine, в последнем квартале прошлого года по сравнению с аналогичным периодом 2013-го выросли сегменты телекоммуникаций (на 2,6%), бытовой электроники (8,2%), малой (15,6%) и крупной бытовой техники (17%). Тогда как сократились продажи достаточно узкоспециальных товаров: IT-техники (-16,7%), фототехники (-37%) и офисного оборудования (-12%).

Не выйдет из рецессии рынок недвижимости, хотя даже в самом дорогом его сегменте — столичного жилья — наблюдается падение цен на вторичке почти на 40%. Видимо, квартиры в условиях предвоенных ожиданий не выглядят надежным и нерушимым объектом для вложений. Да и ставки налога на недвижимость могут измениться в любой момент — доказано Кабмином.

Порог скупости

Впрочем, накопление запасов не может быть бесконечным. Достаточно покупать по $100–200 ежемесячно и приобретать в магазинах немного больше необходимых продуктов длительного хранения. И, конечно, не забывать экономить.

Сегодня украинцы вынуждены не только урезать практически все текущие статьи расходов, но и формировать абсолютно новые модели планирования личного бюджета.

Основными методами экономии являются отказ от того, без чего можно обойтись (отдых и развлечения), и минимизация расходов на то, без чего обойтись нельзя. Например, приходится отдавать предпочтение акционным продуктам, ловить утренние скидки и вечерние уценки, искать аналоги подешевле и не брезговать товарами, бывшими в употреблении. Экономия продуктов питания происходит как за счет отказа от мяса, рыбы, кондитерских изделий, смещения рациона в сторону круп, макарон, молока, так и за счет перехода от дорогих брендов к дешевым.

Психологи предупреждают: тотальная экономия может стать одной из причин неврозов. И для того, чтобы не чувствовать себя скупердяем, специалисты рекомендуют позиционировать такой подход как экономический образ мышления. Скупой относится плохо ко всем, но хуже всего — к самому себе, он не столько накапливает и сохраняет, сколько бесчестит и унижает себя. В отличие от скупости как черты характера экономический образ мышления есть интеллектуальный инструмент, помогающий приходить к правильным заключениям и ориентациям в области рыночной экономики.