Убийство в Донецкой области офицера СБУ, случившееся в ходе малопонятного конфликта за три фуры с контрабандой, снова подняло вопрос о масштабах этой самой контрабанды на границах оккупированных территорий.
Как всегда после подобных случаев силовикам приказано было продемонстрировать рвение, и уже на следующий день, например, пограничники отрапортовали о задержании в целом двух десятков транспортных средств с «незаконными» грузами, предназначенными для сепаратистских территорий.
Между тем, одни лишь запретительные меры вряд ли предотвратили бы потоки контрабанды, даже если бы все те, кто должен с ней бороться, были кристально честны и неподкупны. Цензор.НЕТ попытался выяснить не только технологии контрабандистов, но и то, какими правилами регулируется законный оборот товаров между «Большой Украиной» и временно оккупированными территориями (включая Крым). И что вынуждает бизнесменов идти в обход этих правил.
Нефтепродукт в обмен на продовольствие
Поставки товаров на захваченный Россией полуостров в целом регулируются законом «О создании свободной экономической зоны «Крым» от августа 2014 года. Согласно этому акту, товары из Крыма ввозятся на остальную территорию Украины по правилам импорта, а товары, вывозимые в Крым, соответственно, подлежат всем процедурам экспортного регулирования.
После принятия закона к пограничникам, охранявшим перешеек почти с момента аннексии полуострова, добавились таможенники, и Украина приобрела три новых таможенных пункта пропуска (Чонгар, Армянск и Чаплинка). Нехватки в желающих торговать с Крымом нет, что на таможне регулярно приводит к серьезным пробкам. «Возле Чонгара была очередь из фур километров в пятнадцать», - рассказал экс-депутат Севастопольского горсовета Василий Зеленчук, побывавший на этом пункте пропуска в середине марта. По его словам, случаются тянучки и в обратном направлении, но заметно менее масштабные.
В основном в Крым везут украинские продукты питания. «Украинская «молочка» и мясопродукты и вкуснее, и дешевле российских. Крым ест украинское», - уверяет Зеленчук. «Идет (на полуостров. - Авт.) практически все, но в основном - продукты», - согласен гендиректор Черноморской телерадиокомпании Александр Янковский. По его оценке, второй по объему группой товаров, востребованных в Крыму, являются украинские стройматериалы. «До конца 2014 года по железной дороге в Крым также активно поставлялся песок, который активно использовался в строительстве защитных сооружений для российской армии», - подчеркивает он.
Сегодня, по данным Янковского, несмотря на пробки, в целом через все три пункта пропуска проходит порядка 200 фур в сутки. «Ускорение процедуры» - самый популярный повод для получения взятки. Даже при коррупционной нагрузке на расходы возить продукты в Крым выгодно, особенно если ты - крупный поставщик и имеешь налаженные контакты с руководством Таможенной службы, утверждают эксперты.
В обратном направлении товаропоток значительно меньше. Это, в частности, некоторые виды зерновых, а также - горючее. Литр дизтоплива, например, в среднем в Крыму стоит на 10 грн меньше, чем на материке. Поэтому, по словам Василия Зеленчука, дизтопливо нередко завозят контрабандой: фуру оборудуют якобы запасными баками, которые заправляются в Крыму, а затем их содержимое с дисконтом продается в Украине (или сохраняется для собственных нужд). На одной такой «ходке», уверяет наш собеседник, можно «наварить» (или сэкономить) до 10 тыс. грн.
Интересно, что на материке можно встретить и пищевые товары традиционно крымских производителей, в первую очередь, вина и коньяки. Правда, формально эти продукты поступают не с полуострова. Если внимательно прочесть этикетки, можно заметить, что возле даты выпуска стоит код, который, как разъясняет та же этикетка, и указывает на место производства. Один код, например - Судак или Феодосия, а другой - Херсонская или Днепропетровская область. Как правило, в супермаркетах Киева вы наткнетесь на продукцию именно с этим, вторым кодом. В то же время сколько из этой продукции действительно произведено на материке, а сколько завезено контрабандой, знают только менеджеры соответствующих предприятий. И, вероятно, таможня.
С рэкетирами проще, чем с государством
Товарооборот с «ДНР» и «ЛНР» - во многом другая история. Официально он, как и перемещения физических лиц, регулируется утвержденным лишь в январе «Временным порядком« (в недавно одобренных Верховной Радой законодательных актах об особом статусе сепаратистских территорий ни слова на эту тему нет). Согласно этому порядку, пограничники и СБУ, а также другие силовые структуры, имеют массу поводов для задержания фактически любого груза, пересекающего линию фронта «туда» либо «обратно».
При этом только чтобы попасть в список хозяйствующих субъектов, которым позволено ввозить-вывозить товары в зоне АТО, надо сначала пройти отдельную проверку в Государственной фискальной службе, а потом ждать разрешения. Проверка должна проводиться не более пяти дней, на получение разрешения предусмотрено от трех (для гуманитарной помощи) до тридцати дней. Но в реальности сроки часто не выдерживаются, что создает почву для всяческих злоупотреблений.
«Новые правила все дико усложнили, выросли километровые очереди из фур в обе стороны. По товарам, конечно, ощущается дефицит. Кто-то частично переводит закупку на Россию», - сказал Цензор.НЕТ донецкий активист и блогер Энрике Менендес. По его словам, в результате продукты и товары периодически исчезают с полок магазинов тех или иных торговых сетей.
Сами эти сети, между тем, по мере разгорания конфликта перерегистрировались на подконтрольных Киеву территориях. «Многие сменили юридические адреса из Донецка на подконтрольные города - Краматорск, Мариуполь, иногда Харьков», - указывает донецкий журналист и активист Евгений Шибалов. При этом, по его словам, на оккупированных территориях продолжают функционировать супермаркеты крупных сетей «Караван», «Ашан», «Амстор», «Эпицентр». О поставках товаров они договариваются «неформально» как с боевиками, так и с украинской стороной.
Тем более, что наличие всех официальных документов не гарантирует защиты от вымогательства непосредственно в зоне конфликта не только со стороны сепаратистов, но и со стороны отдельных военнослужащих и добровольческих батальонов. Печальное свидетельство чему - упомянутое в начале этого материала убийство сотрудника спецслужб.
«Фактически это рэкет, им занимается множество группировок, одни из них относятся к реально существующим формированиям, тем же батальонам, другие лишь прикрываются «корочками». За сферы влияния, то есть участки, на которых можно собирать дань с перевозок, случаются перестрелки… Это - один из трех видов преступного бизнеса в зоне АТО, наряду с похищениями людей ради выкупа и захватом угольных шахт с дальнейшей контрабандой добытого угля на мирные территории», - рассказал Цензор.НЕТ один из проукраински настроенных общественных активистов Лисичанска (город на неоккупированной территории Донбасса).
Отдельная тема - нехватка лекарств. Этой зимой волонтеры несколько раз сообщали о смертях в зоне АТО мирных жителей не из-за обстрелов, а из-за болезней и их осложнений, которые в мирных условиях излечиваются вполне доступными лекарствами. Но тут этих лекарств не оказалось. «Да, наша компания, например, медикаменты в Донецк и Луганск не завозит. Потому что кто поедет туда, откуда можно не вернуться?» - сказал по этому поводу директор одной из столичных аптек.
До войны на Донбассе функционировали два крупных фармацевтических предприятия: Луганский химико-фармацевтический завод и завод на базе концерна «Стирол» в Горловке. Второе сейчас полуразрушено. Луганский завод тоже простаивает: лишь 11 марта «правительство ЛНР» заявило о намерении запустить его снова.
Полумеры - наше все?
Что касается поставок с сепаратистских территорий в остальную Украину, то в первую очередь вспоминается уголь. Формально разрешения на это дает Минэнерго, но фактически, как уже было сказано выше, большинство «поставок» происходит контрабандой под контролем вооруженных людей. Это обычно достаточно мелкие партии, и обобщить их объем практически невозможно.
В то же время в столичных магазинах можно встретить и продуктовые товары из Донецка и Луганска - такие, как конфеты «Супер-Контик» или сорта пива производства группы «Сармат». Производители сладостей, правда, утверждают, что их производственные мощности находятся на подконтрольной Киеву территории (а именно, в г. Константиновке). Что же до других, то здесь снова вступают в ход «неформальные договоренности» - с торговыми сетями. При этом еще в конце сентября Госветфитослужба запретила поставки пищевых продуктов из захваченных сепаратистами территорий, поскольку вынуждена была эвакуировать оттуда свои управления.
Подытоживая, приходится признать, что «ограничительные полумеры» в сфере торговли с мятежными территориями не только приносят убытки бюджету - это логично и предсказуемо - но и, увы, стимулируют коррупцию вплоть до вооруженного рэкета. Интересно, что если опрошенные крымчане, выехавшие с аннексированных территорий, склоняются к ужесточению заградительных мер в отношении поставок товаров своей малой родине, то жители Донбасса (как «эмигранты», так и оставшиеся), наоборот, дружно выступают за отмену ограничений торговли с непризнанными республиками. В обоих случаях, впрочем, существующее положение не удовлетворяет никого.
Правда, надеяться на перемены в ближайшем будущем вряд ли стоит. Как сообщил министр соцполитики Павел Розенко, чье ведомство согласовывает большинство поставок в «ДНР» и «ЛНР» (в частности, гуманитарных), никаких планов по изменению существующего порядка пока не разрабатывается. Очевидно, такие изменения возможны лишь с согласия силовиков и налоговиков. А подобные органы по природе своей не склонны отменять ограничения, усиливающие их власть. Разве что под давлением высшей политической воли.