5 марта в парламенте был зарегистрирован законопроект №2319 о внесении изменений в Закон «О бесплатной правовой помощи» относительно определения статуса юридических клиник как субъектов предоставления бесплатной первичной правовой помощи. Известный факт, что двумя основными проблемами бесплатной правовой помощи в Украине являются сомнительное качество предоставленных услуг и недостаточное финансирование. Указанный законопроект предлагает внести юридические клиники в перечень субъектов оказания бесплатной правовой помощи, предусмотренный Законом «О бесплатной правовой помощи» (далее – Закон о БПП), и таким образом заложить законодательный фундамент для оказания студентами-юристами таких услуг.
По поводу финансирования все ясно: студенты являются не то что дешевой, а совершенно бесплатной рабочей силой в этом плане. Об этом свидетельствует и пояснительная записка к законопроекту, в которой указано, что принятие законопроекта никак не повлияет на расходную и доходную части государственного или местных бюджетов. А вот по поводу уровня качества предоставленной студентами правовой помощи остаются сомнения. Напомним, что среди принципов государственной политики в сфере предоставления юридической помощи, зафиксированных в ст. 5 Закона о БПП, значатся не только доступность, но и обеспечение качества юридической помощи.
Как сейчас работают юридические клиники
Юридическая клиника является структурным подразделением юридического факультета, в рамках которого студенты-юристы под руководством преподавателей получают практическую подготовку путем предоставления бесплатной юридической помощи и осуществления правового просвещения населения.
Единственной нормативно-правовой основой для функционирования юридических клиник в Украине является Типовое положения о юридической клинике высшего учебного заведения Украины, утвержденное приказом Министерства образования и науки Украины №592 от 03.08.2006. Кстати, в соответствии с указанным приказом, юридические клиники должны функционировать во всех учебных заведениях III–IV уровней аккредитации, которые осуществляют подготовку специалистов по направлению «Право», независимо от формы собственности и подчинения.
Как правило, на основании указанного Типового положения вузами разрабатываются и утверждаются собственные положения – например, «Положение о юридической клинике Национального университета «Одесская юридическая академия», «Положение о юридической клинике юридического факультета Киевского национального университета им. Т. Шевченко» и т. п. Эти положения и другие внутренние акты юридических клиник и являются основным руководством в их деятельности.
Основной вид деятельности юридической клиники – предоставление бесплатных юридических консультаций гражданам из социально уязвимых слоев населения. Но бывают и другие случаи. Несмотря на то, что представительство в суде находится за чертой компетенции юрклиник, иногда обратившиеся за консультацией дают старательным студентам полномочия представлять дело в суде, правда, за пределами юрклиники. Ведь Гражданский процессуальный кодекс Украины гласит, что представителем в суде может быть адвокат или иное лицо, достигшее 18 лет, имеющее гражданскую процессуальную дееспособность и надлежащим образом удостоверенные полномочия на осуществление представительства в суде. Т. е. требования к образованию возможного представителя не выдвигаются. Таким образом, некоторые студенты еще до окончания высшего юридического образования получают опыт ведения дел в суде. Впрочем, они могут скоро утратить такую возможность в связи с внедрением адвокатской монополии (см. №10 (278) от 16 марта 2015 г.).
Азы бесплатной правовой помощи
Напомним, что бесплатная правовая помощь в соответствии с Законом о БПП – это правовая помощь, гарантированная государством, которая полностью или частично предоставляется за счет средств Государственного бюджета Украины, местных бюджетов и других источников. Бесплатная юридическая помощь делится на первичную и вторичную.
Первичная заключается в консультировании лица о его правах и свободах, порядке их реализации, восстановления в случае их нарушения и порядке обжалования решений, действий или бездеятельности органов государственной власти, местного самоуправления, должностных и служебных лиц. Субъектами предоставления первичной правовой помощи являются органы исполнительной власти и местного самоуправления; физические и юридические лица частного права; специализированные учреждения. Бесплатная первичная правовая помощь включает такие виды правовых услуг, как предоставление правовой информации, консультаций и разъяснений по правовым вопросам, составление заявлений, жалоб и других документов правового характера (кроме процессуальных), оказание помощи в обеспечении доступа лица к вторичной правовой помощи и медиации.
Бесплатная вторичная правовая помощь включает следующие правовые услуги: защита от обвинения; осуществление представительства интересов лиц, имеющих право на бесплатную вторичную правовую помощь, в судах, других государственных органах, органах местного самоуправления, перед другими лицами; составление документов процессуального характера. Такую помощь предоставляют адвокаты, включенные в Реестр адвокатов, предоставляющих бесплатную вторичную правовую помощь, и центры по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи.
Что предлагает законодатель
Законопроект предлагает дополнить Закон о БПП термином «юридическая клиника» и включить такие клиники в перечень субъектов предоставления бесплатной первичной правовой помощи, определенный ст. 9. Интересно, что в РФ, в соответствии с Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (№324-ФЗ от 21.11.2011), юридические клиники также являются субъектами негосударственной системы бесплатной юридической помощи.
Кроме того, Закон о БПП предлагается дополнить ст. 12-1, посвященной порядку предоставления бесплатной первичной правовой помощи юридическими клиниками. Определен в законопроекте и статус юридических клиник – они не будут являться юридическими лицами, но могут иметь собственные бланки и печать со своим наименованием. Их финансирование будет осуществляться за счет средств высших учебных заведений, при которых они созданы, средств, полученных из Государственного бюджета Украины, местных бюджетов, других источников, не запрещенных действующим законодательством. Как и сейчас, порядок их деятельности будет устанавливаться соответствующими положениями о юридических клиниках, утвержденными вузами, а также другими внутренними актами.
В полномочия юридических клиник будут входить все виды правовых услуг, включенные в бесплатную первичную правовую помощь:
- предоставление правовой информации;
- предоставление консультаций и разъяснений по правовым вопросам;
- составление заявлений, жалоб и других документов правового характера (кроме документов процессуального характера);
- оказание помощи в обеспечении доступа лица к вторичной правовой помощи и медиации.
Указанные услуги будут предоставляться студентами-консультантами, которые получают высшее юридическое образование, под контролем преподавателей-кураторов. Личный прием лиц, нуждающихся в бесплатной первичной правовой помощи, будет проводиться в юрклинике в установленные часы и дни. График приема лиц и другая информация об условиях предоставления бесплатной первичной правовой помощи должны быть доведены до сведения граждан.
Вне полномочий юридической клиники остается предоставление вторичной правовой помощи. Если во время личного приема в клинике будет установлено, что лицо нуждается в бесплатной вторичной правовой помощи, ему должны разъяснить порядок обращения за бесплатной вторичной правовой помощью к субъектам ее предоставления.
Срок предоставления юридической клиникой первичной правовой помощи законопроект устанавливает в пределах 30 дней со дня обращения лица. При этом юридическая клиника сможет отказывать в предоставлении бесплатной юридической помощи. Такое решение она может принять в случае наличия обстоятельств, при которых лицу невозможно предоставить бесплатную первичную правовую помощь в юридической клинике – например, из-за поведения обратившегося лица, злоупотребления им своими правами, наличия конфликта интересов и пр. Копия этого решения с одновременным разъяснением порядка обращения за бесплатной первичной правовой помощью к другим субъектам ее предоставления выдается (направляется) обратившемуся лицу. И такой отказ может быть обжалован руководителю вуза или в суд в установленном законом порядке. Традиционно право на такое обжалование и его порядок должны быть разъяснены лицу во время его обращения в юридическую клинику.
Вопрос качества
Хочется отметить, что в законопроекте не предусмотрены требования к успеваемости студентов, которые будут осуществлять юридическое консультирование. Проигнорировано и требование к курсу обучения таких студентов, хотя известно, что на первом курсе еще не преподают важные дисциплины юридической специальности, а только общие. А вот в соответствии с Типовым положением, прием студентов в юридическую клинику осуществляется на основе конкурсного отбора (хотя, судя по всему, особенного ажиотажа не наблюдается).
Юридическое консультирование студентами, согласно законопроекту, должно осуществляться под контролем преподавателей-кураторов, ответственных за прохождение практического обучения, проведение практики таких студентов в юридической клинике, а также предоставление ими качественной правовой помощи. Но заинтересованность и компетенция самих кураторов, которые часто бывают больше теоретиками, чем практиками, тоже остается под вопросом.
Кроме того, за юридической клиникой всегда остается возможность перенаправить лицо к другим субъектам предоставления бесплатной первичной правовой помощи или для получения бесплатной вторичной правовой помощи.
Двоечники могут быть наказаны
Стоит отметить, что в законопроекте предусмотрена ответственность студентов-консультантов и их кураторов за предоставление неграмотных юридических консультаций. Так, действия и бездеятельность лиц, которые предоставляют в юридической клинике бесплатную первичную правовую помощь и нарушают порядок или сроки рассмотрения обращений, предоставляют некачественную правовую помощь, могут быть обжалованы лицом, обратившимся за такой помощью, руководителю юридической клиники, высшего учебного заведения или в суд в установленном законом порядке. Право на такое обжалование и его порядок должны быть разъяснены лицу во время его обращения в юридическую клинику.
* * *
С одной стороны, первичная правовая помощь, в отличие от вторичной, не включает вопросов «жизни и смерти», ведь это всего лишь, например, составление заявления или жалобы. С другой стороны, неквалифицированная консультация тоже имеет свои последствия – как минимум, ведет к потере времени.
Юридические клиники функционируют и без принятия законопроекта и предоставляют бесплатную правовую помощь без прямой законодательной предпосылки. И несмотря на то, что с принятием законопроекта ничего существенно не изменится, лучше, чтобы деятельность юридических клиник по оказанию бесплатной правовой помощи приобрела законодательное основание. Особенно в контексте ответственности лиц, предоставляющих неграмотную правовую помощь. Ведь в нынешней реальности лица, нуждающиеся в такой помощи, чаще всего обращаются в юридические клиники на свой страх и риск, больше от безысходности.
Мнение студентов
Студенты-консультанты юридической клиники М. Чонка, Р. Мурга
«Работа в юридической клинике, безусловно, полезна для студентов в аспекте укрепления теоретических знаний практикой. К такой работе должны привлекаться студенты старших курсов (не раньше 3-го), которые уже обладают определенным багажом знаний.
Правовая помощь в клинике предоставляется в форме консультаций, советов или рекомендаций по волнующему вопросу. Студенты предлагают возможные варианты решения проблемы, и в результате человек лучше видит перспективы своих действий в дальнейшем. Несмотря на то, что мы практически не несем ответственности за последствия наших консультаций, по всем спорным моментам мы все же обращаемся к преподавателям, большинство из которых, кроме преподавательской работы, занимаются и разнообразными видами юридической практики. Ведь для нас, как и во врачебной практике, главное – не навредить.
Существует проблема недоверия граждан к качеству работы юридической клиники. Бытует мнение, что бесплатное не может быть качественным. Это не совсем правда, ведь качество оказанных услуг зависит от человеческого фактора, в данном случае энтузиазма самих студентов. Как показывает практика, чаще всего такого энтузиазма хватает, ведь большинство обратившихся в юридическую клинику остались довольны.
Хочется отметить, что чаще всего к нам обращаются люди пенсионного возраста или малоимущие. В последнее время часто обращаются переселенцы из зоны АТО, в основном по социальным вопросам. Таким образом, юридическая клиника помогает людям, у которых нет средств, чтобы обратиться к платным адвокатам.
Мнение руководителя юридической клиники
«Я считаю, что работа в юридической клинике для студентов-юристов необходима, потому что знания, получаемые в вузе, теоретизированы и отделены от практики. Студенты получают реальную возможность ощутить себя важными для общества, получить практические навыки, отработать полученные знания. Юридические консультации осуществляются студентами юридического факультета старших (III–V) курсов, но если есть желание, студенты II курса также имеют возможность пройти практику и получить определенный опыт. Так называемых двоечников не только можно, но и нужно допускать к работе в юридической клинике, потому что теория им может быть неинтересна, а вот на практике они многому научатся. Тем более, что консультации осуществляются под постоянным контролем преподавателей, которые в большинстве своем являются практикующими юристами.
Консультирование осуществляется по следующим категориям дел: договорные споры; споры о праве собственности; жилищные споры; трудовые споры; семейные споры; наследственные споры; земельные споры; прочие неисковые споры. В нашу клинику обращается много людей, в основном из социально незащищенных слоев населения. Юридическая помощь оказывается большинству обратившихся, отказ в консультировании возможен только ввиду бессмысленности вопроса либо его связанности с предпринимательскими отношениями. В основном обратившиеся остаются довольны, что подтверждают оставленные отзывы.
Обращение в юридическую клинику, безусловно, не потеря времени, ведь студенты более тщательно подходят к подготовке ответов. Ошибки не может быть еще и потому, что все консультации населения проходят под контролем преподавателя, и каждая ситуация обсуждается с ним».