Этой публикацией начинаем знакомить харьковчан с проектом бюджета на следующий год. Именно в этом документе — большинство ответов на все вопросы: «почему?» Почему поборы в школах? Почему не хватает мест в детских садах? Почему в больницах за все нужно платить? Почему скорую помощь нужно ждать часами? И еще сотни подобных «почему?»…
Харьков — город светофоров!
Ведь город, на самом деле — не бедный. И бюджет — далеко не скудный… Просто уходит все… правильно, туда куда кому-то очень нужно… Будем потихоньку разбираться: сколько, кому и как? Итак, есть такая замечательная городская программа – «Повышения безопасности дорожного движения в Харькове на 2013-2020 года». Казалось бы — замечательно! Проблема — важная и решать ее нужно обязательно. Но дьявол, как всегда кроется в деталях… то есть в цифрах, в нашем случае — с многими нулями. Согласно рожденной в «недрах горсовета» сметы в следующем году в Харькове планируется реконструировать 11 существующих и построить 8 новых светофорных объекта. Казалось бы — ну нормально, хорошее дело! Но только вдумайтесь! На все это из городского бюджета планируется потратить — 79 703 439 гривен. Около 80 миллионов на 19 светофорных объектов! Для сравнения — финансирование потребностей всех перинатальных центров и роддомов Харькова по программе «Инновации в приоритетные направления развития здравоохранения» на весь следующий год составит всего 14,5 миллионов гривен. Этой же программой предусмотрено финансирование городских поликлиник и амбулаторий в размере 11,9 миллиона гривен, а специализированных и стоматологических поликлиник — немного больше, чем по миллиону. Такие вот приоритеты: Любить людей — строить светофоры! В среднем по 4 миллиона за каждый…
Где про скорые помощи???
Итак, продолжаем анализировать главный финансовый документ, который будет определять жизнь Харькова в следующем году — городской бюджет. Зададимся небезызвестным вопросом из «хитового» предвыборного ролика некого политика, который в свое время трудился мэром Харькова Так, собственно, говоря — где про скорые помощи? В бюджете ответ на этот вопрос есть. Вернее, в смете соответствующей целевой программы «Инновации в приоритетные направления развития здравоохранения» на 2016 год. Итак, на осуществление капитального ремонта здания «Автобазы скорой медицинской помощи город Харькова» предусмотрено целых 2 миллиона гривен, а на приобретение оборудования для технического обслуживания и ремонта автомобилей — 4,093 миллиона. Вот, собственно и все. Немногим более 6 миллионов. Негусто для города с полутора миллионным населением и расходной частью бюджета в размере 6,2 миллиарда гривен. Сколько получается — меньше 0,1%? Почему?
Ответы тоже стоит искать в городском бюджете. К примеру, в смете целевой программы «Развития городского электротранспорта на 2013-2020 года» на следующий год. Так, планируется выделение 40,427 миллиона гривен на реконструкцию трамвайного пути по просп. Московскому (от площади Конституции до пер. Слесарного) и 39,466 миллионов гривен на участок от пер. Слесарного до дома № 19 по Московскому проекту. Что интересно — на перекрестке пер. Слесарного с просп. Московским находится дом № 15. Таким образом реконструкция трамвайного пути вдоль 3 (!!!) домов на Московском проспекте (№ 15, № 17 и № 19) обойдется городу практически в 40 миллионов. 3 дома в длину — 40 миллионов, Карл!!! Гугл-карта определяет расстояние, на котором будет производится реконструкция трамвайного пути по указанным 2 пунктам сметы, в 300 метров. Почти 80 миллионов за 300 метров!!! Получается, 0,26 миллиона за 1 метр. Общая длина трамвайных линий Харькова — 236,6 км или 236 600 метров. Итого: 0,26 миллиона * 236600 метров = 61 миллиард 516 миллионов гривен.
Для сравнения, в примерно такую же сумму обошлось строительство «двух пальмовых» островов в Эмиратах. Да-да, тех самых, что из космоса видно… Просто нет у них там ни целевых программ развития, ни департамента инфраструктуры, ни такого замечательного подрядчика, как ВСП-Костракшн… Вот так вот… Какие уж тут скорые помощи… Не до них сейчас… И снова про эффективность. Можно долго рассказывать про парк Горького, бесшумные трамвайные переезды и новые светофоры. А можно просто посмотреть на цифры. Цифры, ведь как известно не врут... )))
Итак, за 5 лет с 2010 по 2015 год доходы городского бюджета выросли в 2,4 раза: с 3,2 млрд. гривен до 7,6 млрд. гривен. При этом доходы выросли существенно за счет 2 показателей: налоговых поступлений, которые выросли на 70 процентов и трансфертов из госбюджета, которые за 5 лет увеличились почти в 4 раза. Что первый, что второй показатель – от города и городской власти не зависят. Это парафия центральных органов. Но в доходную часть бюджета входит еще и 3 показатель: неналоговые поступления. Или иными словами – сколько город зарабатывает сам: – доходы коммунальных предприятий; – плата за аренду коммунального имущества; – средства от продажи земли; – средства от отчуждения коммунального имущества; – плата за предоставление админ. услуг и т. д. То есть – все ключевые показатели, по которым действительно можно определить эффективность местной власти и оценить уровень проникновения коррупции. Так вот, в 2010 году неналоговые поступления составляли 305,2 млн. гривен, а в 2015 – 324,1 млн. Итого: рост на целых 6 (!!!) процентов. Вот он показатель реальной работы. То, на сколько больше стал сам для себя зарабатывать наш город.
Ну а за поступления, которые потом идут на парки, набережные, дороги и т.д., благодарит стоит никак не городскую власть, а межбюджетные трасферты и налоговые поступление, то есть ту самую “Киевскую власть” так горячо не любимую многими харьковчанами… Смотрите внимательно на цифры – цифры не врут…)))