Об острой зависимости украинских производителей от внешних рынков сбыта свидетельствует статистика внешнеторговой деятельности Украины. Опубликованные Госстатом данные по экспорту-импорту за январь-апрель текущего года выглядят удручающе. Экспорт обвалился на рекордные $6,6 млрд. По сравнению с аналогичным периодом 2014 года его объем уменьшился почти на 35%.
Ключевые направления аграрного экспорта из Украины сегодня — Ближний Восток и Северная Африка. Две страны, экспорт в которые увеличился (из тридцатки крупнейших внешних партнеров Украины), — это отнюдь не члены Евросоюза, а Иран (+90%) и Саудовская Аравия (+82%). А безусловным лидером по приросту товарооборота неожиданно оказался Мозамбик (+27000%).
Естественно, сильнее всего отечественные экспортеры пострадали от закрытия российского рынка (-60%). За четыре месяца этого года РФ приобрела украинских товаров на $1,48 млрд. — менее 40% прошлогоднего показателя. Второе место по темпам сокращения украинского экспорта занимает Польша (-37%).
Сокращение на 34,4% торговли с ЕС аналитики объясняют неблагоприятной конъюнктурой мировых цен на товары, составляющие основу украинского экспорта: руду (-50%), металлы (-40%), подсолнечное масло (-37,8%), зерновые (-9%), — а также разрывом производственных связей из-за длительного простоя металлургических предприятий Донбасса и административными мерами НБУ, затрудняющими работу экспортеров.
Китайцы боятся кризиса
Ввиду туманных перспектив возвращения ключевых сегментов сбыта наших компаний на рынок ЕС отечественному бизнесу предстоит новое испытание. Над Китаем, для которого Украина является крупнейшим поставщиком кукурузы и другой сельхозпродукции, нависла угроза финансового кризиса.
Фондовые рынки Поднебесной всего за несколько последних недель потеряли 30% своей стоимости.
Резкий обвал акций на Шанхайской фондовой бирже в начале июля обошелся китайским компаниям в $3 трлн. При этом попытки правительства КНР жестко скорректировать ситуацию путем вливания в экономику $23 млрд. государственных средств ощутимого результата пока не дали.
Экономические трудности КНР могут болезненно отразиться на украинской аграрной отрасли.
Тем более что немецкие экономисты на страницах газеты Die Welt уже предупреждают: «Хаос на биржах Китая — не самая большая проблема». Гораздо опаснее на сегодня то, что внешняя торговля крупнейшего торгового государства в мире продолжает обваливаться. «Объемы импорта и экспорта Китая сократились на 6,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», — отмечает экономист Джонни Эрлинг.
По мнению президента Европейской торгово-промышленной палаты в Китае Йорга Вуттке, опасность заключается не в фондовых рынках, а во всей экономике, прежде всего в отсутствии спроса. «Внутренний рынок слишком сильно слабеет», — констатирует он. Если неприятности Китая на этом не закончатся, проблемы второй крупнейшей экономики мира могут серьезно повлиять на другие страны. В зоне риска окажется Украина, за последнее время значительно нарастившая объемы своих торгово-экспортных операций с Поднебесной. Аналитик инвесткомпании Dragon Capital Тамара Левченко считает, что изза падения китайского фондового рынка существует риск сокращения поставок украинской кукурузы в КНР.
КАВЕРЗЫ В ПОДНЕБЕСНОЙ
По итогам пяти месяцев этого года Украине впервые за всю свою историю удалось обеспечить почти 90% от общего импорта кукурузы в Китай и при этом потеснить США. Дело в том, что, хотя китайцы и допускают на рынок пятнадцать видов ГМО-кукурузы, но кукурузу со штампом MIR 162 (на этот вид приходится большинство американских поставок) брать отказываются.
Как сообщили в Государственной фискальной службе, в январе-мае 2015 года Украина уже поставила в Китай 1,16 млн. т кукурузы по $180/т. В течение всего 2014/2015 маркетингового года (с июля по июнь) Украина экспортировала в Китай более 2,7 млн. т кукурузы, что в 5,4 раза больше, чем в предыдущем маркетинговом сезоне (по данным консалтинговой компании «УкрАгроКонсалт»).
В то же время Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины (ГПЗКУ) не планирует корректировать свои контракты в сторону уменьшения. Во втором полугодии она рассчитывает на 1,7–2,0 млн. т экспорта кукурузы в Китай, если CCEC (China Civil Engineering Construction Corporation) получит соответствующие квоты от государственной продовольственной корпорации.
Директор аналитической компании «ПроАгро» Николай Верницкий считает, что главная опасность заключается в возможных изменениях политики страны на зерновом рынке. «Сейчас китайская компания сначала должна выкупить определенный объем зерна (кукурузы) на внутреннем рынке, а только потом может закупить такой же объем по импорту. Но если произойдет ужесточение подобного требования в сторону закупки на внутреннем рынке (а там просто гигантские запасы кукурузы), спрос на импорт может снизиться», — объясняет эксперт.
По мнению руководителя аналитического департамента «Консалтингового агентства «ААА» Марии Колесник, в случае с ГПЗКУ Китай заинтересован, чтобы его деньги работали. «Не имеет смысла давать кредит под закупки, чтобы потом не закупать. Просто будут ожидать низкой мировой цены. Больше всего прогнуться с ценовой политикой придется частным компаниям-экспортерам, которые уже сейчас наступают на пятки ГПЗКУ по объемам поставок сельхозпродукции в Китай».