Средства массовой информации, как правило, не оставляют без внимания результаты проводимых в Украине социологических опросов. Но практически совершенно неизвестными для наших граждан остаются результаты масштабных статистико-социологических обследований условий жизни населения, уже более 15 лет проводимых департаментом условий жизни отечественного Госстата. А с 2010 г., помимо печатных изданий, их стали размещать и на сайте ведомства. Объем годовых и квартальных публикаций по Украине составляет порядка 1350 страниц. А для облегчения понимания и фокусировки на наиболее важных аспектах этого огромного массива информации дополнительно приводятся текстовые доклады. Кроме того, публикуются отдельные издания по каждому региону страны объемом 180 страниц. Общий объем этих разработок более чем внушителен — более 6 тыс. страниц.
Эти обследования охватывают широкий круг вопросов нашей жизни — от детальной структуры доходов и расходов домохозяйств до жилищных условий, питания, наличия товаров длительного пользования и даже индексов массы тела и такого важного в нынешних условиях вопроса, как жилищно-коммунальные субсидии. Все данные приводятся не только в целом по Украине, но и по городам и селам, всем регионам страны и примерно по 40 социально-демографическим группам населения. По сути, именно в них отражаются изменения цен и тарифов в законодательстве и правительственных решениях, а также во что они выливаются для наших граждан, особенно в нелегкое последнее время.
Эта информация важна для широких слоев населения, но не меньшее значение она имеет и для органов власти, в первую очередь, для Минсоцполитики. Но, к сожалению, ни от нынешнего министра, ни от его предшественниц и предшественников за все годы не приходилось слышать ни одной ссылки, упоминания или хоть какой-нибудь информации из этих обследований. Похоже, что наиболее активно их используют лишь в Институте демографии и социальной политики, возглавляемом Эллой Либановой.
Потенциал обследований
Почти все проводимые в Украине социологические опросы базируются на охвате двух тысяч респондентов. Обследования условий жизни, проводимые Госстатом, основываются на выборке около 12 тыс. домохозяйств. Поскольку в одном домохозяйстве в среднем 2,6 человека, этими исследованиями охватывают примерно 31 тыс. жителей. Такой объем тщательно построенной выборки позволяет уверенно распространять полученные результаты на все население страны (генеральную совокупность) и получать надежные детализированные данные.
Следует заметить, что похожие обследования в СССР и Украине проводились и ранее. Регулярные обследования бюджетов семей начались в годы индустриализации, охватывая преимущественно работающих в металлургии, угольной промышленности, машиностроении, потом их распространили и на колхозников. Постепенно в них включили и другие отрасли экономики. Но участие в обследованиях определялось с помощью партийных и профсоюзных организаций по производственному, а не территориальному, как сейчас, принципу, ими очень плохо были охвачены пенсионеры. А главное, результаты этих бюджетов у нас вплоть до конца 80-х годов прошлого столетия почти не публиковались. В Украине в первые годы независимости обследования проводились по старой советской методике. А переход нашей статистики на международную, евросоюзовскую методику неизбежно потребовал их полной отмены и организации с 1999 г. принципиально новых обследований условий жизни.
Все разработки условий жизни проводятся не только в целом по Украине, но по всем регионам, городам (с дополнительным выделением городов с населением более и менее 100 тыс. жителей) и сельской местности. Выделяется около 40 социально-демографических групп домохозяйств: по количеству членов, домохозяйств с детьми и без детей, по количеству детей, работающих и неработающих, по децильным (десятипроцентным) группам. Так, в разработках по доходам выделяются 26 позиций, по расходам — 46 с дополнительным выделением еще более 20 позиций по продуктам питания.
Кроме основных годовых и квартальных публикаций "Витрати і ресурси домогосподарств України" выпускаются несколько тематических. Ежегодно подготавливается бюллетень "Соціально-демографічні характеристики домогосподарств України" и раз в два года: "Самооцінка населенням України рівня своїх доходів", "Наявність у домогосподарствах товарів тривалого користування", "Самооцінка населенням України стану здоров'я та рівня доступності окремих видів медичної допомоги".
Так как разобраться в таком массиве статистической информации большинству пользователей довольно сложно, параллельно ко всем публикациям подготавливаются и выпускаются специальные доклады, в которых приводятся и комментируются наиболее важные данные.
Характеризуя эти обследования, следует отметить, что, в отличие от большинства всех других направлений наблюдений, в которых статистика имеет дело в основном с юридическими лицами, где ее готовят имеющие опыт, определенные навыки и квалификацию офисные сотрудники, в обследованиях домохозяйств круг респондентов постоянно меняется, и приходиться иметь дело с жителями (преимущественно женщинами), для которых это новая работа, требующая внимания и аккуратности. Им требуются определенный инструктаж и помощь в правильном выполнении записей, выявлении возможных ошибок и неточностей. Поэтому при проведении этих обследований у нас, как и в других странах, этим домохозяйствам в ведении дневников, других необходимых записей оказывают помощь и осуществляют связь с ними специальные инструкторы-статистики.
Обследования условий жизни проводятся по международным и ЕСовским стандартам, высоко оцениваются Всемирным банком и являются одним из наиболее успешных направлений наших статистических наблюдений. Однако, отмечая их существенные положительные черты, нельзя не упомянуть и их один существенный недостаток. Участие в исследованиях домохозяйств является сугубо добровольным, а не обязательным, так что не все попавшие в выборку домохозяйства соглашаются на участие в них. Можно выделить две основные причины отказов: нежелание "светиться" с незаконными, теневыми доходами и, в меньшей мере, необходимость тратить время на ведение всех нужных записей.
От участия в обследованиях в основном отказываются более состоятельные домохозяйства и особенно очень богатые, владеющие немалым количеством движимого и недвижимого имущества — домами, квартирами, земельными участками, машинами, а самые богатые — еще и собственными самолетами и яхтами. Об этом можно судить по следующим данным. В обследовании 2014 г. в целом по Украине из 12713 отобранных домохозяйств согласились принять участие 87,6% (в т.ч. в сельской местности — 98,6%, малых городах — 92,1, больших городах — 78,8%). По регионам процент участия выше в областях с преимущественно сельским населением: в Ивано-Франковской — 95,7%, Черниговской — 97,0, Сумской — 97,3, Черкасской —97,8%. А в областях с крупными городами эти показатели ниже: в Одесской — 90,5%, Харьковской — 90,1, Днепропетровской — 75,9, а по г. Киеву — только 67,7%.
Казалось бы, отказавшиеся домохозяйства можно дополнительно заменить теми, которые бы согласились участвовать. Но выигрыша это не даст. Вне обследования вновь окажутся более состоятельные респонденты, а базовые методологические требования к выборке будут нарушены. Винить в таком положении дел органы статистики нельзя. Это все равно, что обвинять Центральную избирательную комиссию в том, что в выборах не приняли участия все зарегистрированные избиратели. Да и в других социологических обследованиях не все респонденты отвечают на поставленные вопросы. Только там они подаются, как "не смогли ответить".
Подобная ситуация с нежеланием участвовать в обследованиях домохозяйств характерна не только для Украины, но и для других стран. Так, в Евросоюзе несколько лет назад в странах с более высоким уровнем душевых доходов доля "отказников" была выше, чем в странах с более низкими доходами. По имеющимся сведениям, они составляли в Люксембурге 59%, ФРГ — 52, Дании — 38%, в странах же с более низкими душевыми доходами этот показатель был следующим: в Португалии — 11%, Греции — 10. И в соседних с нами странах количество отказавшихся от участия в обследовании выше, чем в Украине: в Польше — 49%, Венгрии — 39.
Домохозяйства: базовые характеристики
Обследованием условий жизни домохозяйств не охватываются лица, которые не могут самостоятельно распоряжаться своими доходами. Это военнослужащие срочной службы, те, кто живет в интернатах, находится в местах лишения свободы, домах для престарелых, а также маргиналы (бездомные). Это примерно 3,4% всего населения.
На начало 2014 г. в Украине было 16945 тыс. домохозяйств, включая 869 тыс. домохозяйств в АР Крым и г. Севастополе. Средний размер домохозяйства по Украине составляет 2,58 чел. Он довольно сильно различается по регионам. Наибольший размер в Закарпатской — 3,47 и Волынской областях — 3,03 чел., а наименьший — в Черниговской – 2,32 и Кировоградской областях — 2,29 чел. В Киеве средний размер домохозяйства практически такой же, как в целом в Украине, — 2,59 чел. Следует отметить, что со времени начала обследований число домохозяйств в Украине и их средний размер уменьшились. На начало 2000 г. у нас было 17680 тыс. домохозяйств, а их средний размер составлял 2,76 чел.
Из общего числа 22,6% составляют домохозяйства из одного человека, наибольшая доля — 30,8% — из двух, 24,6 — из трех, 13,9 — из четырех и 8,1% — из пяти и более человек.
Наверное, несколько неожиданно, что только в 37,9% семей есть дети (до 18 лет), а 62,1% — это домохозяйства без детей. Но из них значительную часть составляют семьи старших возрастных групп, у которых есть дети, но они подросли и живут отдельно от родителей. В целом в обследованиях характеристикам домохозяйств с детьми (по их количеству, возрастным группам, наличию родителей) уделяется много внимания. Из 6419 тыс. домохозяйств с детьми в 1416 тыс. дети живут без одного (из них 95,5% детей живут с матерями) или обоих родителей (у родственников, бабушек, дедушек).
В обследованиях должное внимание уделяется характеристикам работающих и неработающих. В 65,2% домохозяйств есть работающие. Если взять только домохозяйства с работающими, то почти в половине из них — 49,6% по одному работающему, в 41,4 — по два и в 9,0% — по три и больше. В среднем в этих домохозяйствах по 1,59 работающего. Используя соотношение работающих и неработающих, определяется важный экономический показатель — коэффициент нагрузки на работающего члена домохозяйства. По Украине он составляет 2,45, он ниже в крупных городах — 2,12 и почти в полтора раза выше в сельской местности.
В рамках одной газетной статьи невозможно отразить всю информацию, получаемую в рамках этих обследований. Поэтому в ней выделены лишь два наиболее важных блока: первый — доходы и расходы и второй — жилищные условия домохозяйств. Другие аспекты обследований можно будет охарактеризовать позже.
Сбор, проверку, подготовку к изданию и публикацию этой квартальной и годовой информации нельзя, как очень хотелось бы, осуществить за неделю-две, требуется больше времени. И в Украине, по сравнению со многими другими странами, эти сроки довольно сжаты. Уже есть данные за все кварталы предыдущего года и в начале августа будут опубликованы более детальные годовые разработки за 2014 г. Это отодвигает на сентябрь и декабрь представление данных за первый и второй кварталы нынешнего года, которые, конечно, очень хотелось бы иметь пораньше.
Доходы и расходы домохозяйств
При проведении обследований домохозяйств сначала собираются данные о расходах и лишь затем, чтобы в принципе исключить возможную подгонку расходов под доходы, информация о доходах. Поэтому существуют некоторые отличия между общей величиной доходов и расходов. Но более логично и естественно начать с характеристики доходов и затем перейти к расходам домохозяйств. В сжатом виде эти сведения представлены в табл. 1. В ней приведены данные за четыре предыдущих года с начала обследований, поквартальные данные за 2014 г. и рассчитанные автором (до окончательных годовых публикаций) средние данные за прошлый год. Тут важно подчеркнуть, что оплата труда показывается в "чистом" виде, т.е. за вычетом налогов и других обязательных удержаний. А пенсии, доходы по депозитам в прошлом году (в отличие от нынешнего) налогами еще не облагались. Все данные обследований стандартно приводятся в среднем на одно домохозяйство в расчете на месяц, а не квартал. Автором дополнительно рассчитаны совокупные и денежные расходы на питание на одного члена домохозяйства в день, которые легче воспринимаются, чем ежемесячные величины.
Конечно, надо понимать, что речь идет о средних, в чем-то виртуальных домохозяйствах хотя бы потому, что они должны состоять не из 2,58 человека, а, скажем, из двух или трех. И большая часть домохозяйств не может иметь все источники доходов, а в большинстве случаев лишь один, два, три. Но все эти детальные данные имеются в годовых и в меньшей мере в квартальных разработках.
И еще одно очень важное для этих обследований обстоятельство. По всем видам доходов и расходов показывается, какая часть домохозяйств их получает. Рассмотрим примеры для лучшего понимания. Скажем, в четвертом квартале прошлого года пенсии в среднем в домохозяйствах были вторым по величине видом доходов и составляли по 1052 грн в месяц. Но их получали не все, а только 53,6% домохозяйств (с одним или двумя пенсионерами), и в них они составляли 1961 грн (1052:0,536). Нужно еще добавить, что в этих обследованиях работающие пенсионеры (а их 22%) отнесены к домохозяйствам работающих. Алименты как один из источников дохода в среднем на одно домохозяйство составляли только 12,6 грн, или 0,3% доходов, и они даже не отражены в таблице. А получали их только в 2,0% домохозяйств, и в них они составляют в среднем 630 грн. Подобная ситуация и по расходам. Лишь продукты питания потребляются во всех без исключения домохозяйствах. А вот на табачные изделия во всех домохозяйствах идет по 85 грн, а в 30,8% домохозяйств, в которых есть курящие, уже по 276 грн, т.е. по 9 грн в день.
В обследованиях домохозяйств используются два понятия — совокупные и денежные доходы и расходы. Видимо, понятие денежной части не требует пояснений. А совокупные доходы, помимо денежных, включают стоимостную оценку и неденежных ресурсов. Это продукция, полученная в личном подсобном хозяйстве и самозаготовках (грибы, ягоды), продтовары от родственников и других лиц и, что ныне приобретает все большую значимость, безналичные субсидии и льготы по ЖКХ (отражаемые в квитанциях), электроэнергии, топливу, другим видам безналичных субсидий и льгот (медицина, транспорт, путевки). А в совокупных расходах, помимо денежных, они включают стоимостную оценку собственных и полученных от родственников и других лиц продуктов питания и неденежных субсидий.
И еще. Расходы разделяются на две части: потребительские и непотребительские. В первой выделяются три основных вида: на продовольственные, непродовольственные товары и услуги. А к непотребительским относятся расходы на ведение личного подсобного хозяйства, строительство, приобретение жилья, капитальный (не текущий, относимый к потребительским расходам) ремонт, банковские вклады, покупку акций, валюты, уплачиваемые алименты.
Если очень кратко охарактеризовать изменение условий жизни домохозяйств за предыдущие годы, то впечатляющие с виду цифры роста доходов домохозяйств за 15 лет в 10,7 раза в основном обусловлены инфляцией.
В структуре доходов домохозяйств двумя основными источниками являются оплата труда (заработная плата) и пенсии. В 2014 г. на долю зарплаты приходилось 50,2%, а пенсий — 23,8% совокупных доходов (вместе 74,0%). Нынче в совокупных доходах довольно скромная доля приходится на продовольствие, полученное с приусадебных участков, — 4,4%. А в 2000 г., когда после десятилетнего падения экономики и жизненного уровня понемногу начали ощущаться улучшения, стоимостная оценка огородной продукции была вторым по величине источником доходов (18,2%), превышая долю пенсий. И вследствие этого доля зарплаты в совокупных доходах была тогда значительно ниже, чем сейчас, — 39,5%.
А в совокупных расходах при общем низком жизненном уровне доминируют расходы на питание. Их доля в 2000-м достигала 64,2%, снизившись до 56,6% в 2005-м и до 48,9% — в 2008-м. После кризисного 2009-го доля расходов на питание повысилась до 51,6%, а по итогам 2014-го она снова поднимется, уже до 51,9%. В нынешнем году следует ожидать, что доля расходов на питание еще больше увеличится. В Украине по сравнению с другими странами, причем не только западными, доля расходов на питание из-за низкого жизненного уровня непомерно высока.
В нынешнем и прошлом годах жизненный уровень населения ощутимо снижался. Пока нет данных результатов обследований за первый и второй кварталы этого года, можно сравнить показатели четвертых кварталов 2014-го и 2013-го. Даже если для начала попытаться абстрагироваться от значительного роста цен и тарифов, то в четвертом квартале 2014 г. по сравнению аналогичным периодом 2013 г. в домохозяйствах общие доходы увеличились лишь на 2,3%, а денежные и того меньше — на 1,7% (пенсии — только на 1,5%, а зарплата даже сократилась на 1,7%). Снижение цифр по зарплате можно объяснить тем, что хотя зарплата работающих увеличивалась в 2014 г. против предыдущего года, уровень безработицы по методологии МОТ в Украине вырос на 22,3%, что неизбежно сказалось на величине и структуре доходов домохозяйств. В 2014 г. среднегодовой индекс потребительских цен против предыдущего года вырос на 12,1% (декабрьское соотношение — 24,9%).
В завершение можно привести оценку домохозяйствами своего материального положения, проведенную в январе этого года за два предыдущих года. Лишь 8,0% домохозяйств считали, что их уровень обеспеченности был достаточным, и они могли делать сбережения (в 2013 г. — 10,7%). У 50,9% домохозяйств уровень был достаточным, но они не могли делать сбережения (2013 г. — тоже 50,9%), постоянно отказывали себе в самом необходимом, кроме питания, — 41,4% (2013 г. — 34,9%) и не удавалось обеспечить даже нормальное питание 3,7% (2013 г. — 3,5%). И 65,3% домохозяйств полагали, что в этом году уровень их материального положения ухудшится, а за год до этого таких домохозяйств было только 22,7%.
Жилищные условия
В программе обследований домохозяйств большое внимание уделяется характеристике жилищных условий. Основные данные по ним представлены в табл. 2. Но, помимо приведенной в таблице информации, в результатах обследований приводятся и другие данные, в том числе об обеспеченности жилья коммунальными удобствами (по 12 позициям), в частности отоплением и газом, что приобретает особую значимость в свете уже произошедшего и последующего резкого повышения тарифов на эти услуги.
Информация по жилищным условиям очень выигрывает от выделения данных по большим и малым городам и сельской местности. В больших городах более трех четвертей домохозяйств проживают в квартирах и лишь 13% в индивидуальных домах. А в селах картина противоположная. В них основная часть жителей имеют собственные дома и только около 6% проживают в многоквартирных домах. Скорее всего, это наследие советских времен, когда в совхозах понемногу строились дома для специалистов. А в малых городах (а это и поселки городского типа) половина жителей живут в квартирах, а меньше половины — в собственных домах. В городах, особенно больших, еще около 4% домохозяйств до сих пор живут в общежитиях, которые преимущественно сохраняются еще с советских времен. И в них жилищные условия, конечно, намного хуже, чем в отдельных квартирах или домах. Хотя особенно в больших городах это могут быть и студенческие общежития. По характеру собственности на жилье сейчас уже почти все жители являются владельцами приватизированного, приобретенного (купленного) и самостоятельно возведенного (в сельской местности и малых городах) жилья. А в 1999 г., когда только начали проводиться нынешние обследования, еще 18% домохозяйств проживали в неприватизированных, находящихся в государственной собственности жилищах.
Пожалуй, среди показателей жилищных условий наиболее значимы данные о площади жилья, которая приходится на одного жителя. Здесь необходимо обратить внимание, что существуют два основных показателя — общая и жилая площадь жилья. В среднем по всему жилому фонду общая площадь примерно в полтора раза больше жилой (за счет кухонь, санузлов, коридоров, прихожих, кладовых или встроенных шкафов). И постепенно это соотношение увеличивается за счет более просторного и комфортабельного новопостроенного жилья. Но в обследованиях домохозяйств разработки ведутся не по общей, а по жилой площади. Отсюда довольно низкая, чем по общей площади, средняя обеспеченность жилой площадью одного жителя — порядка 15,5 кв. м, причем в крупных городах они в 1,26 раза меньше, чем в сельских жилищах.
Видимо, в отношении жилья в программах обследований следовало бы подумать о двух направлениях совершенствования. Первое — это включение в них информации не только по жилой, но и по общей площади. И второе — необходимость более развернутых дополнительных группировок по распределению жилой площади на жителя. Пока делаются разработки лишь по четырем группам, причем средние показатели оказываются даже выше "верхней" группы — более 13,65 кв. м на душу. Эта величина, видимо, ориентирована на прежние советские нормативы постановки на учет для получения жилья. Конечно, хотя обеспеченность жильем по сравнению с имеющимися за 1999 г. данными в среднем несколько улучшилась, сократившись с 15,0 до 9,7% в домохозяйствах с жилой площадью до 7,5 кв.м и увеличившись с 50 до 61% с площадью более 13,65 "квадратов" на человека, она, безусловно, остается низкой. А выделяемые ныне группировки как-то похожи, скорее, на площадь на заключенного в местах лишения свободы в западных странах.
В табл. 2 для лучшей ориентировки добавлены данные не обследований, а административной статистики о жилом фонде. В ней приведены недостающие данные по общей жилплощади в среднем на одного жителя. Так, привлекает внимание информация о значительных различиях этих показателей по регионам Украины. По городам (в этой статистике города не разделяются на большие и малые) при средней величине в 22,1 кв. м на жителя они варьируются в 1,45 раза — от 18,0 кв. м в Ровненской области до 26,2 кв. м в городах Киевской области (без Киева). А по селам при 27,7 кв. м в среднем по Украине этот показатель отличается в 3,1 раза — от 44,0 кв. м в Киевской области до 18,4 кв. м в АР Крым и только 14,2 кв. м в сельской местности, подчиненной Севастопольскому горсовету (данные на начало 2014 г., когда Крым еще не был аннексирован Россией). А если по Киевской области посмотреть еще и по районам, то там эти различия еще более значимые. В Обуховском районе (в котором Конча-Заспа) — 63,7 кв. м, в Васильковском — 45,8, в Макаровском — 44,1 кв. м. А самый низкий показатель — в Бородянском — 24,5 кв. м.
В отношении жилья, кроме характеристик, отраженных в таблице, в обследовании домохозяйств приводится информация о том, сколько человек проживает в жилье с разным количеством комнат. Так вот, если взять только однокомнатное жилье, то в 40,5% из них проживает один человек, в 29,3 — по два человека, в 21,3 — по три, в 8,9% — по четыре человека и больше. Завидовать не приходится. Все наши жилищные показатели значительно уступают западноевропейским и американским. И для многих, особенно для не имеющих собственного жилья молодых семей, проблема его приобретения при недоступности кредитов становится малоразрешимой.
И даже исходя из наших весьма скромных для большинства граждан размеров жилья, у них все-таки остаются довольно скромные, не завышенные оценки удовлетворенности жилищными условиями. Как видно из таблицы, 52% домохозяйств считают свои жилищные условия удовлетворительными, а 31% — не очень удовлетворительными, т.е. вроде как все же терпимыми. Лишь седьмая часть считает свои жилищные условия неудовлетворительными и очень неудовлетворительными. И даже несколько неожиданно, что в крупных городах с более высокими средними душевыми доходами, чем в селах, эти самооценки оказываются более скромными, чем у селян.
* * *
Приведенная информация и комментарии к ней показывают, какой информационный и аналитический потенциал заложен в материалах статистико-социологических обследований условий жизни нашего населения. Интересующиеся более детальной информацией или отдельными аспектами смогут найти подробнейшие сведения и за прошлые годы, и в более сжатых поквартальных публикациях. Однако хотелось бы, чтобы в числе живо интересующихся такой информацией оказались и представители властей. Ведь для них, и прежде всего для руководства Минсоцполитики, материалы этих обследований должны служить базой для более обоснованного формирования социально-экономической политики правительства, в частности, и государства в целом. В том числе и таким образом потребности и чаяния среднестатистических украинцев могут стать понятней и ближе, нежели только сквозь затемненные стекла лимузинов…