Членские взносы в бюджеты международных организаций — дело обычное в мировой практике. На эти цели каждая страна специально ежегодно выделяет многомиллионные суммы. Впрочем, нередко государства пренебрегают своими финансовыми обязательствами, превращаясь в злостных должников-неплательщиков. А бывает и так, что страна, не будучи членом «клуба», взносы, тем не менее, платит. Такого не может быть? Нонсенс? Между тем именно так обстоит дело с участием Верховной Рады Украины в Межпарламентской ассамблее государств-участников СНГ (МПА СНГ).
Хотя украинская делегация и принимает активное участие во всех заседаниях этой организации, де-юре Украина не является ее членом. На чем акцентировали внимание в своих комментариях ZN.UA первый заместитель главы комитета по иностранным делам Верховной Рады Тарас Чорновил и глава парламентской делегации в МПА СНГ Иван Вернидубов. Тем не менее взносы Верховная Рада платит исправно. Как сообщил нашему изданию член украинской делегации в Межпарламентской ассамблее стран — участниц СНГ, народный депутат Владимир Марущенко, в прошлом году за свое участие в МПА СНГ Верховная Рада заплатила 9 млн. 426,8 тыс. росс. руб. В текущем году планируется внести 10 млн. 138,1 тыс. росс. руб. Это приблизительно четыре миллиона гривен. И треть суммы уже даже переведена.
Ситуация выглядит тем более абсурдно, поскольку еще в январе 2001-го, рассматривая обращение 54 народных депутатов, Конституционный суд Украины пришел к выводу: принятое в марте 1999 года постановление Верховной Рады о присоединении к Соглашению о МПА СНГ от 27 марта 1992 года является политическим актом и не влечет юридических последствий. Значит, не может рассматриваться как правовой акт.
Дело в том, что Соглашение прекратило свое действие 16 января 1996 года после того, как вступила в силу Конвенция о МПА СНГ от 25 мая 1995 года. А наша страна не является участницей последней. Иными словами, Соглашение о МПА СНГ уже не является международным договором, а потому, с точки зрения международного права, не накладывает на украинское государство никаких обязательств.
В своем решении КС исходил из того, что статус МПА как органа межпарламентского сотрудничества исчерпал себя в 1996 году, когда в силу вступила Конвенция: для государств, ратифицировавших этот документ, Межпарламентская ассамблея преобразилась в межгосударственный орган СНГ, действующий по нормам международного права. К тому же, как следует из Конвенции, членами МПА могут быть только страны, ее ратифицировавшие. Киев же не подписывал этот документ, т.к. он предусматривает фактически создание наднационального органа в рамках Содружества, решения которого были бы обязательными для всех участников Межпарламентской ассамблеи.
«Поскольку Украина не является стороной этой Конвенции и, соответственно, не является членом МПА, то она не должна вносить средства в его бюджет. Наша страна принимает участие в МПА СНГ в качестве наблюдателя, а этот статус не требует уплаты членских взносов», — утверждает известный специалист в области международного права, профессор Киево-Могилянской академии Владимир Василенко.
Конвенция предусматривает, что с согласия или по приглашению Совета Ассамблеи на открытых заседаниях МПА и ее органов могут присутствовать в качестве наблюдателей представители парламентов стран, не являющихся участниками Конвенции. Но на сайте организации в перечне парламентов государств — участников МПА СНГ значится и Украина, а ее представители участвуют в работе структур ассамблеи. В качестве же
наблюдателя в организации числится только парламент Афганистана.
В результате, как и в случае с СНГ, для многих людей, которым нет дела до нюансов международного права и оттенков украинской внешней политики, все выглядит так, словно Украина — полноправный член Межпарламентской ассамблеи.
«МПА занимается разработкой каких-то типовых соглашений, законов. Но Украина выбрала европейский вектор развития, и нам надо совершенствовать свое законодательство, приближая его к правовой системе ЕС, а не к правовой системе, которая формируется в рамках Таможенного союза или Евразийского союза. Эта политика противоречит курсу Украины на евроинтеграцию. МИД должен абсолютно четко акцентировать на том, что наша страна не является членом СНГ в целом и МПА СНГ в частности, а принимает участие в них как наблюдатель. Но зачастую говорится только о том, что Украина приняла участие в каком-то мероприятии. Такая подача вполне устраивает Россию, поскольку создает в обществе мнение, будто Украина — часть евразийского пространства, куда входит и СНГ», — убежден Владимир Василенко.
Почему же тогда Украина не только участвует в мероприятиях Межпарламентской ассамблеи, но и платит взносы в ее бюджет? На каком основании? И кто определяет размер платежа? Иван Вернидубов не видит никаких проблем в том, что наша страна платит взносы, не являясь де-юре членом организации. По его словам, «сумму взносов определяет Совет МПА СНГ. Мы платим, потому что принимаем участие в работе этой организации. Не будем платить — не будем участвовать, не будем пользоваться плодами ее работы. Основная задача МПА СНГ — гармонизация законодательства, приближение к мировому, европейскому законодательству. И усилиями стран-участников создаются очень хорошие модельные законопроекты».
Если учесть, что в силу разных причин в украинском парламенте мало обращают внимание на эти законодательные разработки МПА, то, заметим, Украина платит завышенную цену за выработку «модельных законопроектов». Тем более в условиях, когда бюджет страны традиционно испытывает проблемы с наполняемостью. Сегодня, например, члены Кабмина размышляют над тем, как изыскать средства на проведение
28 сентября в Крыму заседания совета глав правительств СНГ.
Так не разумней ли сэкономить эти деньги и использовать их, скажем, на социальные программы, нежели вносить их в бюджет организации, членом которой Украина не является и вся деятельность которой сводится к выработке рекомендаций по сближению законодательства государств-участников? Или во внешнеполитических играх украинского руководства нет места подобным сомнениям? Ведь причина, по которой Украина проводит столь противоречивую политику в отношении МПА СНГ, лежит в плоскости избранной Киевом модели поведения по отношению к Содружеству и России.
Страх вызвать раздражение Москвы, опасение лишний раз нарваться на обвинения в антироссийской политике и в то же время нежелание входить в надгосударственные структуры, создаваемые под патронатом Кремля, на два десятилетия определили политику нашей страны в отношении СНГ. В результате Киев имеет весьма специфический статус в Содружестве: Украина позиционирует себя не как государство — член СНГ, а как страна-основатель, страна — участник этого объединения. И при этом платит взносы в бюджет исполкома СНГ.
Вот и член парламентской фракции Партии регионов, профессиональный дипломат Леонид Кожара, комментируя ZN.UA статус Украины в Межпарламентской ассамблее, проводит параллели с участием нашей страны в работе Содружества независимых государств: «Здесь используется аналогия права. Так, с молчаливого согласия всех стран — членов Содружества Украина является участником СНГ, не будучи страной — членом этой организации: ратифицировав Соглашение о ее создании, мы не подписали устав СНГ. То же самое произошло и в случае с МПА СНГ. Причем все остальные члены согласились с тем, что Украина является участником Межпарламентской ассамблеи».
При этом основные принципы, которыми руководствуется Киев в своей политике в отношении СНГ, базируются на трех основных пунктах. Во-первых, Украина выступает против преобразования Содружества в надгосударственное образование с собственными органами власти и управления. Во-вторых, наша страна против предоставления СНГ статуса субъекта международного права. И, в-третьих, координационные институты в рамках Содружества не могут иметь обязательного характера, их решения должны быть рекомендационными. Одновременно многократно декларируется, что наша страна воздерживается от «гармонизации» в рамках СНГ национального законодательства, которое не отвечает курсу Украины на интеграцию в европейское политическое, экономическое и правовое пространство.
Нельзя сказать, что нынешний статус Киева в Содружестве устраивает Москву: российская дипломатия не прекращает прилагать усилия, добиваясь от Украины присоединения к Уставу СНГ. Но для Киева подобное решение чревато не только ростом внутриполитической напряженности, но и несет серьезные внешнеполитические вызовы: в ЕС и США этот шаг восприняли бы как отказ от политики евроинтеграции, как реализацию курса на интеграцию в Евразийский союз. Но и уходить из Содружества наша страна не будет, поскольку это означало бы серьезное осложнение отношений с Россией. Так что, судя по всему, Киев и далее сохранит свой нынешний статус и в СНГ, и в МПА СНГ. Тем более что миссии наблюдателей от Межпарламентской ассамблеи государств — участников Содружества практически всегда признают проходящие в постсоветских странах выборы «соответствующими всем общепринятым демократическим нормам и национальному избирательному законодательству». И это, по мнению нашей нынешней власти, стоит того, чтобы Украина и дальше платила миллионы гривен в бюджет организации, членом которой она не является.