В июле в ВР Украины был зарегистрирован законопроект, который предлагает преобразовать украинскую милицию в полицию. Собственно, в том, что это произойдет, можно было не сомневаться еще с весны прошлого года, когда свою милицию переименовала Россия.
Уже традиционно спустя пару лет после соседки, как будто желая на чужом опыте убедиться, что нововведение пошло впрок, Украина тоже заявила о грядущей реформе правоохранительной системы. Да-да, именно реформе, публичной стороной которой станет переименование милиции в полицию. Пока, правда, соответствующий законопроект покоится в ВР, но силовое ведомство утверждает, что к переменам уже готово. А увидеть их воочию можно будет начиная с 19 ноября 2012 года, когда вступит в силу новый Уголовно-процессуальный кодекс.
Этот документ кардинально перестраивает имеющуюся систему досудебного следствия. Например, предусматривает создание нового органа — государственного бюро расследований, которое заберет у прокуратуры следственные полномочия. Вводит суды присяжных, которые будут рассматривать дела по тяжким преступлениям, в том числе и тем, за которые предусмотрено наказание в виде пожизненного заключения. Разрешает такую новую меру пресечения, как домашний арест,
и регламентирует процедуры процессуальной сделки (между обвиняемым и прокурором) и примирения (между обвиняемым и потерпевшим). Заявитель будет становиться потерпевшим сразу после подачи в милицию заявления, минуя все стадии следствия и сбора доказательств. Ликвидируется возможность возвращения уголовного дела на дополнительное расследование, упраздняется институт возбуждения уголовного дела, сроки проведения следствия ограничиваются 6 или 12 месяцами, в зависимости от тяжести преступления. Все процессуальные (оперативно-розыскные и следственные) действия будут проводиться только после начала уголовного производства по делу. Кроме того, защитником в суде будет только адвокат, состоящий в едином реестре адвокатов. Создание этой базы данных уже тоже узаконено свежеиспеченным Законом «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», принятым парламентом в начале июля и уже подписанным президентом.
Следующим шагом, судя по всему, станет реформа милиции. «Сейчас трудятся 6 рабочих групп, идет постоянное обсуждение этих вопросов, существуют разные политические мнения на тему, каким должно быть МВД», — рассказал на пресс-конференции руководитель управления по связям с общественностью МВД Украины Владимир Полищук. А после 19 ноября на протяжении года будет активно проводиться работа по реформированию правоохранительных органов.
Суть перемен, уже облеченных в законопроект, не только в смене названия. По словам одного из его авторов, нардепа Василия Грицака, МВД станет гражданским ведомством, в котором будет департамент полиции. «Впервые на уровне закона вводится понятие контракта, четко расписаны права и обязанности полицейского, его социальные гарантии: пенсия, обеспечение жильем, медобслуживание, выплаты в случае получения увечья или гибели, в разы увеличена зарплата», — цитируют его информагентства. Полицейским планируется увеличить зарплату: рядовым и сержантам до уровня не менее 5 минимальных плюс доплата за выслугу, офицерам — до 7 плюс доплата. То есть рост доходов ожидается сразу на несколько тысяч гривен. Кроме этого, планируется уменьшить количество специальных званий: после старшего сержанта сразу будет идти младший лейтенант.
Измениться должно и поведение полицейских: теперь они не смогут ни с того ни с сего требовать документы у гражданина, а только если для этого будут весомые основания, например, обоснованное подозрение в совершении преступления, нахождении в розыске, нарушении общественного порядка и т.д. При этом полицейский должен будет объяснить причину, сейчас он делать это не обязан. Задержанный будет иметь право на один звонок, причем не позднее чем через час с момента задержания. Сейчас информируют родных сотрудники правоохранительных органов, причем четко не прописано, каким образом, а это важно, ведь можно и письмо отправить, которое придет через неделю. А вот кормить задержанных в будущем никто не обещает: в отличие от закона о милиции, 3-разовое питание в полиции в законе не прописано. Зато полицейский, в отличие от милиционера, законодательно будет обязан не только защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, но и оказывать неотложную медпомощь гражданам, пострадавшим от уголовных или административных правонарушений (если потерпевший ранен или избит хулиганом). Но и сам сотрудник полиции сможет свободнее пользоваться оружием и другими спецсредствами, если этого потребует обстановка.
В какую копеечку выльется реформа, пока, конечно, никто не подсчитывал. Хотя и без этого известно, что реформы никогда дешево не обходятся. Для России, у которой, в отличие от дефицитного украинского бюджета, казна с профицитом, реформаторские расходы особым бременем не были. Но у Украины каждый миллион на счету. Хотя, как считает начальник управления ГАИ ГУ МВД Украины в АРК Владимир Загинайло, не такие уж это большие расходы. «Вот посмотрите на мою форму, — рассказал он «1К». — На ней нет слова «милиция», то есть менять ее не потребуется. Может, некоторым службам, как патрульно-постовой, придется добавить нашивки да на автомобили наклейки, но это небольшие расходы. Зато для имиджа важно, ведь во всем мире полиция, и практически все страны постсоветского пространства уже переименовали милицию».
С исторической точки зрения, действительно, правильнее именовать стражей правопорядка не милицией, а полицией, потому что слово «милиция» изначально обозначало народное ополчение, не состоящее на постоянной службе, и только после известных событий 1917 года «рожденная революцией» превратилась в госструктуру. Полиция — государственная служба и от имени государства поддерживает порядок и борется с преступностью. Но, судя по всему, отнюдь не торжество исторической справедливости движет украинской властью, а желание защитить себя.
Еще один законопроект от тех же авторов — нардепов Василия Грицака и Валерия Коновалюка — предполагает создание в Украине, помимо полиции, еще и госслужбы правопорядка — специальной правоохранительной структуры с военным статусом. «Во многих странах ЕС правоохранительные органы с военным статусом (типа «жандармерия») и с гражданским статусом (типа «полиция») являются абсолютно независимыми структурами, у них есть функции досудебного следствия, но вместе с тем есть четкое размежевание сфер деятельности и влияния», — говорится в пояснительной записке. Появиться эта госслужба должна уже 1 января 2013 года, хотя законопроект еще только в профильном комитете.
Зачем такая спешка? Ответ на этот вопрос кроется в ее функциях. Новая служба заменит внутренние войска, но с более широкими полномочиями. Она призвана будет обеспечивать защиту конституционного строя от попыток его изменения или свержения, защищать власть от попытки ее захвата насильственным путем, в ее обязанности будет входить противодействие массовым уличным беспорядкам и вооруженным конфликтам на границе, борьба с терроризмом и даже отдельное от милиции патрулирование улиц. При этом главнокомандующего госслужбы правопорядка и его замов будет назначать лично президент Украины, то есть можно ожидать беспрекословного ему подчинения. А учитывая, что в конце октября в стране пройдут парламентские выборы, легитимная служба очистки майдана от протестующих может оказаться очень даже нелишней.