В отличие от прошлых парламентских выборов 2007 года на сей раз Евросоюз и США очень внимательно следят за ходом украинской избирательной кампании. Более того, будущее признание результатов выборов-2012 нашими западными партнерами стало одним из ключевых вопросов внешнеполитической повестки дня Украины. На каждой встрече в верхах с украинскими коллегами европейские и американские политики особо акцентируют внимание на том, что нынешние выборы в Верховную Раду являются последним тестом на приверженность Украины демократии. А далее зачастую звучит угрожающая сентенция — возможны санкции. Впрочем, официальный Киев продолжает считать, что все эти заявления — не более чем слова, и Запад проглотит любое предвыборное развитие украинских событий вплоть до массовых фальсификаций. Ведь не было с его стороны никаких жестких действий ни после местных выборов в 2010-м (а там было множество поводов), ни после осуждения Юлии Тимошенко в 2011-м.

А сейчас, как думают многие на Банковой, Запад и вовсе занят собой: Брюссель — серьезными экономическими проблемами ряда членов ЕС, а Вашингтон — президентскими выборами. Поэтому ответственные за внешнюю политику руководитель Администрации Президента Сергей Левочкин и еще один представитель группы RosUkrEnergo, глава МИДа Константин Грищенко, продолжают успокаивать Виктора Януковича, что дальше агрессивной риторики западные политики не пойдут и в ноябре. К тому же у Киева якобы есть свой весомый аргумент: в противном случае Запад сам вытолкает Украину в распростертые объятия России. Но забывают внешнеполитические советники Президента упомянуть, что в случае такого геополитического сдвига украинский крупный бизнес и высшее чиновничество теряют любые европерспективы (в том числе личного характера), не получая взамен с российской стороны ровным счетом ничего. Надо полагать, сейчас группа RUE просто пошла ва-банк — после выборов очередная неудача Украины во внешней политике грозит ей отлучением от власти, то есть, по сути, катастрофой. Тем более что во влиянии на внутреннюю политику «газовики» уже сдали назад, учитывая ничтожно малое количество их представителей на проходных местах в предвыборном списке Партии регионов.

Безусловно, Запад проглотил факт неучастия Юлии Тимошенко и Юрия Луценко в нынешних выборах. Но выборочное правосудие (в терминологии ЕС и США), уже приведшее к фактической международной изоляции нашей страны, способно лишь усилить негативное впечатление от украинских выборов. Тем более что и предвыборная кампания, и заседания по делу Тимошенко в Европейском суде по правам человека будут идти параллельно во времени, а свой вердикт, возможно, очень нелицеприятный для официального Киева, страсбургские судьи могут вынести в самый кульминационный момент выборов-2012. Можно будет, конечно, все списать на группу RUE: и последствия «казуса Тимошенко» (спровоцированного во многом самими «газовиками»), и неспособность властей отбелить перед Западом украинский избирательный процесс.

Правда, открытым остается вопрос, а готов ли Виктор Янукович к тому, чтобы отодвинуть «газовиков». Все дело в том, что пока его устраивает нынешний расклад, когда клюевцы и ахметовцы воюют с «газовиками». Как только одна из групп будет отодвинута на задворки, другая, волей-неволей, войдет в клинч с так называемыми семейными. И, судя по всему, к этому на Банковой пока не готовы. Так что вполне вероятно, что после усиления изоляции, которая неминуемо последует после выборов, в верхах мало что поменяется. Ведь главным виновным все равно назовут Тимошенко и оппозицию, которая и толкает Запад к жестким мерам. Но если президент все же решит наказать «газовиков», нас ждет увлекательное зрелище борьбы младо- и стародонецких. И кто здесь победит — «опыт» или «силовики», сказать более чем сложно.

Проблема легитимности

«Уже сейчас я уверен в том, что проблема легитимности будет существовать», — заявил председатель Центральной избирательной комиссии Владимир Шаповал. И тем самым вывел дискуссию о признании результатов нынешних парламентских выборов, доселе происходившую в узком кругу политологов, на качественно новый уровень. Одновременно глава ЦИК, действуя на опережение, четко дал понять, что пребывать в шкуре Сергея Кивалова образца восьмилетней давности не намерен и на топорные фальсификации не пойдет. Между прочим, Шаповал — один из членов Центризбиркома, входящих в так называемую «тройку сомневающихся», двое из которых — Андрей Магера и Валерий Шелудько — уже подверглись атаке в нашумевшем деле о регистрации бывшего замглавы СБУ Владимира Сацюка.

В принципе, власть контролирует большинство из 15 членов ЦИК, что и показывают почти все решения, которые принимаются ею в нынешней предвыборной кампании. Но любое заседание комиссии является полномочным, когда на нем присутствует не менее двух третей членов от ее состава. Так что если к «оппозиционной тройке», в состав которой входят Игорь Жиденко, Жанна Усенко-Черная и Юлия Швец, примкнет «тройка сомневающихся», работу Центризбиркома в любой момент можно напрочь заблокировать и, напротив, внезапно инициировать какое-то неудобное заседание с участием всего руководства комиссии (напомним, Магера и Усенко-Черная — заместители Шаповала). Впрочем, Магера и Шелудько уже в подвешенном состоянии (если будут упираться, всегда можно актуализировать вопрос об их увольнении за противоправные действия в деле регистрации Сацюка), а относительно Шаповала и «оппозиционной тройки» возможны провокации вплоть до завершения избирательного процесса. Поэтому с точки зрения власти пока все в работе ЦИК идет, как по маслу, а жеребьевкам в здании на площади Леси Украинки позавидует любой лохотрон.

А как иначе можно назвать то, что произошло в Центризбиркоме в День независимости, когда жребий был брошен так, что две наиболее активные непарламентские партии — УДАР и «Свобода» — не получили ни одной квоты в 225 окружных комиссиях. Зато  откровенно технические проекты «Молодежь во власть», «Русь Единая», Народно-трудовой союз Украины, «Братство» и  «Зеленая планета» — во всех 225. Причем список «технарей» на этом не заканчивается: партия «Русский блок» получила право на представительство в 223 окружкомах, «Русское единство» — в 221, Союз анархистов Украины — в 220, Либеральная партия Украины и Христианско-демократическая партия — в 219, Всеукраинское политическое объединение «Єдина Родина» — в 212. Параллельно БЮТ-«Батькивщина», имеющая как парламентская фракция обязательную квоту во всех окружкомах, сообщила о заявлениях неизвестных лиц, которые от имени якобы ее представителей в окружных избирательных комиссиях отказываются представлять объединенную оппозицию в окружкомах. «Суть технологии заключается в создании неких двойников на кандидатов в комиссию от «Батькивщины», — посетовал уполномоченный в Центральной избирательной комиссии от «Батькивщины» Сергей Подгорный, добавив, что эта технология, направленная на недопуск представителей оппозиции в окружкомы, встречается уже в 30 округах. Нет никаких сомнений, что подобная практика перенесется и на формирование участковых комиссий.

Мало кто из политических экспертов также сомневается в том, кто в реальности организовывает весь этот теневой избирательный процесс (в обмен на значительные политические дивиденды в будущем), но никто прямо фамилии, конечно же, не назовет. Если исходить из степени влиятельности в центральном штабе Партии регионов, а также количестве проходных мажоритарщиков и списочников, первую скрипку со стороны власти на этих выборах играет союз групп Андрея Клюева и Рината Ахметова, который многими уже воспринимается как одно целое. Интересный нюанс: вопреки прогнозам группа «семейных» мало влияет на текущую штабную работу, а в ноябре Виктор Янукович насчитает всего пару-тройку десятков нардепов, действительно ему близких. И если ситуация начнет складываться по самому пессимистичному для Президента сценарию, у него в будущем парламенте может оказаться самая малочисленная фракция.