Нынешнему украинскому Президенту поставили в упрек, что он становится похож на своего «оранжевого» предшественника. Но так же когда-то сам Ющенко постепенно превращался в Кучму, а Леонид Данилович лишь закончил то, что начал Леонид Макарович. Ведь преемственность украинской власти выражается в её бездарности и неспособности самостоятельно руководить государством, а не в пресловутом стремлении убежать от России в Европу.
Что поделаешь, ведь даже сам смысл и суть существования государства понимают далеко не все из тех, кто в течение двадцати лет протирал свои брюки и юбки на Банковой и Грушевского. Абсолютное большинство из них просто удачно пристроились, вышли в большие люди из родного села (или заводского спального района) и теперь торопливо запасаются впрок всем необходимым – так, чтобы и правнукам хватило. Оно и понятно, власть у нас порой меняется: сегодня ты начальник отдела, а завтра тебя выпрут в шею, то есть в оппозицию.
Но есть и меньшинство, которое, собственно говоря, и управляет этим несчастным государством. Оно видит в нем сложную машину, механизм, который можно использовать для достижения каких-то целей. И совершенно правильно видит! Более того, оно берет государство в свои руки и использует его. Вот только цели у этого меньшинства не просто сугубо эгоистические и корыстные, а еще и жлобские или, что ещё хуже, параноидальные.
Например, создать надгосударственные корпорации для получения миллиардов долларов, которые потом уйдут в офшоры, на суперяхты, сверхдорогую недвижимость в Лондоне и Дубае, на огромные дикарские бусы из бриллиантов для своих новых молодых жен. Больше им ничего не нужно. Отсюда и абсолютная апатия ко всему, что не приносит «бабло», абсолютное безразличие к таким государственным вопросам, как армия, медицина, социальное страхование, образование и наука. А если уж вопрос встанет ребром, то они вызовут профессионального чиновника Ивана Ивановича и поручат ему «разрулить вопрос».
Обычно в таких случаях вопрос либо закрывают положительно, путем изысканием денег для поднятия на 10 % зарплаты, либо, если денег нет, негативно – очередной «реформой», вырезая проблемное место под корень. Нет денег на армию? Сократим армию! Нет денег на пенсии? Поднимем пенсионный возраст!
Сколько уже было таких «реформ»! Как результат – не стало армии и науки, развалилась медицина и образование, а население вымерло, словно после очередной мировой войны. Думаете, им до этого есть дело? Нет, им абсолютно всё равно, какого цвета будут пашущие на них рабочие руки. А Иван Иванович уже придумал в случае чего завозить трудовые резервы из Китая...
Но «идеалисты» являются для Украины еще большей бедой, потому что идеи у них подчас требуют немедленного вмешательства психиатров. В лучшем случае, они мечтают утянуть страну в далекое и, как им кажется, «казацкое» прошлое, сделать из Украины огромное село XVIII века, в центре которого высились бы мемориал Голодомору и памятник Бандере. Нельзя сказать, что других идей тут нет – напротив, они есть. Но они крайне нежелательны для первой категории власть имущих. Поэтому такие вредные идеи давят в зародыше, а плебсу пудрят мозги дискуссиями о совершенно бессмысленных вещах.
«Пускай они спорят о статусе вояков УПА, а мы будем делать свои миллиарды!» – довольно ухмыляются они, поглядывая, как в телевизоре нанятые ими звезды от СМИ усердным красноречием отрабатывают свои гонорары, карьеры, должности.
Вот почему, когда депутат Госдумы Сергей Марков «наехал» на нашего главного «бугра», обвинив его в возвращении к «оранжевой» идеологии, из уст сразу же вырвалось классическое «Сергей, ты не прав!».
В чем была суть его критики? Говоря кратко, критика касалась очередного виляния Украины между векторами и затягивания окончательного ответа относительно вступления в т.н. Таможенный союз с Россией, Беларусью и Казахстаном. Это далеко не первый и наверняка не последний раз, когда Киев ведет себя подобным образом в переговорах с Москвой (вспомним ту же неудачную затею с ЕЭП). Однако Марков неверно понял (или неверно озвучил) суть этого явления:
«Решение о вступлении в Таможенный союз не принимается потому, что продолжается господство во многом «оранжевой» идеологии... Идеология евроинтеграции не вычеркнута. До сих пор стоит в качестве цели членство в ЕС. Янукович не обманывает украинцев, он правда верит в эту возможность. Руководство Украины понимает, что вступить в ЕС не так легко, но верит, что это возможно... Огромная часть украинской элиты полагает, что это возможно. Они действительно верят Ющенко, и Янукович верит Ющенко в том, что вступление в ЕС возможно... Всё это показывает, что «оранжевая» идеология все еще крепка», – сказал Сергей Марков. И добавил, что цена очередной ошибки Украины выражается в конкретной экономической цифре – 10 миллиардов долларов в год.
Марков ошибся дважды. Во-первых, Украиной правят не те люди, которые готовы вот запросто отказаться от 10 миллиардов ежегодно, тем более что значительная часть этих денег пошла бы в их карманы. И эти люди отнюдь не страдают комплексами политических принципов: например, когда им понадобилось, они запросто продлили аренду Севастополя еще на 25 лет. Поэтому если их не привлекла эта сумма, то это значит, что она либо существует только гипотетически, в расчетах теоретиков-фантазеров, либо предложенные Украине условия вступления в Таможенный союз таковы, что это принесет деловым людям гораздо больше убытков, чем прибыли.
Во-вторых, нынешнее поведение украинской власти отнюдь не является признаком её «оранжевости». Даже несмотря на то, что всё больше и больше представителей власти старой вновь приглашаются на высокие посты, как, к примеру, это случилось с Мариной Ставнийчук, добросовестно проработавшей заместителем главы секретариата Ющенко, а также его личным представителем в Конституционном суде и Центризбиркоме. Кстати, с лета 2007-го года, когда «оранжевые» как раз лишали власти коалицию «бело-сине-красных». Но Янукович оказался незлопамятным человеком и решил, что такой талантливый специалист пригодится ему самому, и пригласил Ставнийчук поработать своим советником.
Это только для незадачливого электората Партии регионов кажется абсурдным и возмутительным, что их избранники братаются с «оранжевыми», а вместо защиты русского языка сами старательно учат державную мову и назначают на высокие посты национально-сознательных выходцев из Галиции. Для стороннего наблюдателя нет ничего удивительного в том, что очередная сборная команда власти проводит такую же политику, как и все прежние.
Действительно, когда-то позиционировавший себя эдаким профессиональным экономистом и «хозяйственником» (модное слово 90-х годов) Леонид Кучма удачно избирался в президенты, сделав ставку на избирателей, недовольных Леонидом Кравчуком. Говорил, в противовес Леониду Макаровичу, на русском языке. Рассказывал нам про ракеты и славное советское прошлое. Про то, как, «восстановив связи с Россией», мы о-го-го как поднимемся и таки станем «второй Францией». Словом, талантливо вешал на уши лапшу в то время, как там, «наверху», единственным серьезным вопросом было одно: как продолжить делить между своими людьми пирог государственного имущества.
Думается, что если бы на выборах 1994 года Кравчук снова опирался бы на электорат Юго-Востока, то Кучма бы за месяц превратился в «щирого» украинского патриота, пламенно взывающего к избирателям Галиции. Что он и сделал потом в 1999-м. В общем, всё это деление на «прорусских» и «прогалицких» кандидатов чисто условно и существует исключительно для манипулирования сознанием «маленьких украинцев». Сама же «элита» лишь использует это для того, чтобы удерживаться у корыта власти.
Чем отличался Ющенко от Кучмы? Да только тем, что набрал в свою команду столько «профессиональных патриотов», что Украина на пять лет попала в руки идеалистов, помешанных на украинском национализме. Да и сам Виктор Андреевич, в силу своего происхождения и не без влияния окружения, превратился в ходячую карикатуру. Но все эти пять лет даже его верные национал-патриоты, занятые героизацией Бандеры и выставками Голодомора, не забывали при этом набивать свои карманы хорошими зарплатами и устраивать себе за казенный счет шикарную жизнь. А уж поддержавшие его бизнесмены, понятное дело, и горя не знали, продолжая спокойно заниматься любимым делом, то есть «рубить капусту». Потому что они прекрасно понимали, что биомасса, ввергнутая в междоусобный спор о Шухевиче и Мазепе, не будет им мешать.
Нынешняя команда власти в этом плане практически не отличается от предыдущих. Ей нужна «стабильность», которая бы гарантировала ей безопасное и уверенное увеличение своих капиталов даже в условиях нынешнего кризиса. Поэтому ей тоже нужно чем-то отвлекать народ. Правда, делает она это пока что очень скверно. Ничего нового и затейливого регионалы придумать не смогли (их лозунги о «стабильности» и «единстве» никому не интересны), а разобраться в старом, наверное, просто некому. Ну, удалось на время натравить Герман на Табачника и создать легкий резонанс в обществе, но сейчас это общество больше интересуют цены на гречку и тарифы на электричество.
Конечно, общественное мнение в любом случае будут отвлекать. Плюс регионалам необходимо удержать и даже улучшить свой рейтинг перед следующими парламентскими выборами. То есть какой-то общественно-политический спектакль они перед нами всё равно разыграют. Что же касается самого Виктора Януковича, то он, похоже, в ближайшие два-три года будет растерянно колебаться, на какую же часть украинского электората ему опираться на следующих выборах. От этого зависит, какую роль он выберет себе в 2015 году: снова «простого донбасского парня», обещающего «не гнать порожняк» и решить, наконец, вопрос с русским языком, или же достанет из сундука патриотическую вышиванку Кучмы, которую тот надевал в 1999 году.
А может быть его имиджмейкеры, наконец, перестанут получать жалование за халтурную работу и придумают что-то третье? Хотя что может быть бесконечнее извечного противостояния Востока и Запада, длящегося, пожалуй, еще с трипольских времен?!
Но в любом случае смена политической маски Януковича и экономические отношения с Россией украинской «элиты» – это две большие разницы. Вспомним, что господин Фирташ и «РосУкрЭнерго» успешно перепродавали газ и при пане Ющенко, чья «оранжевость» никак не мешала составлять необходимые схемы и проворачивать миллиардные сделки. Этому даже не помешала первая «газовая война».
Возможно, что экономические отношения Украины с Россией, а возможно и Украины с Западом, имеют два слоя – один видимый, публичный, официальный, а второй закулисный, скрытый, в суть которого посвящен узкий круг акционеров и работников компаний-посредников. На публике они могут ругаться, крутить дули в карманах, оспаривать межгосударственные соглашения, а за кулисами подписывать особые контракты на особых условиях, исключительно между своими фирмами.
В таком случае даже трудно сказать, чем именно является этот самый Таможенный союз – реальным экономическим проектом, в котором заинтересованы серьезные люди (хотя бы с российской стороны) или же очередным Сколково (новой Потемкинской деревней), являющимся лишь ширмой для какой-то аферы? Возможно, украинские и российские «пацаны» не договорились о каких-то нюансах, о которых нам, грешным, вообще не положено знать. Не скажут же они нам правду! Вот и приходится Киеву придумывать отговорки, предназначенные для наших ушей: мол, это противоречит украинским планам на «евроинтеграцию». Но критиковать его за это – значит признавать эту выдумку правдой.
А между тем украинская «элита» не только прекрасно понимает, что никакая «евроинтеграция» нэньке в обозримом будущем не светит (тут господин Марков тоже не прав). И она не только знает истинное предназначение Украины – ту незавидную роль, которую ей уже отвело «мировое сообщество», о которой она благоразумно предпочитает помалкивать. Дело еще и в том, что украинская «элита» сама давно уже живет одной ногой в Европе: она ездит туда отдыхать и заключать контракты, покупать квартиры и модные наряды, она предпочитает там лечиться и отправляет туда учиться своих детей. Второй ногой, кстати, она стоит на лужайке своего замка в Конче-Заспе (тоже хорошее место, хоть и не лондонский Гайд-парк).
Так зачем же им тратить драгоценное время (а время для них это деньги) на то, чтобы тащить за собой в этот прекрасный мир 45 миллионов нищих дуралеев, всё еще наивно цепляющихся за мечту об «евроинтеграции»? Вот и я не знаю...