После завершения первой волны электронного декларирования имущества и состояний чиновников, а также волны шуток по поводу странных сувениров и гор наличности у власть имущих, нардепы придумали ответ.
Внефракционный избранник-миллионер из Ивано-Франковска Юрий Деревянко подал законопроект, в котором предложил обязать сдавать электронные декларации всех участников антикоррупционных мер, а НАПК проверит не только декларации чиновников, но и организаций, которые борются с коррупцией. А лучше, по мнению народного избранника, проверить даже всех украинцев.
Расскажите о себе
В украинском представительстве международной организации по борьбе с коррупцией инициативу Деревянко назвали законом «об иностранных агентах» по аналогии с российским законом, который предусматривает, что каждая организация, которая получает средства из-за рубежа, должна называться «агентом». Свои опасения относительно него уже выразили в представительстве Евросоюза в Украине.
В это же время амбиции прикарпатского депутата, который задекларировал $2,9 млн, 1,5 млн евро и 1,6 млн грн только наличными и одолжил третьим лицам $10,5 млн, идут гораздо дальше.
«Почему после деклараций сначала топ-чиновников, а потом всех и чиновников, нельзя обнародовать декларации всех украинцев без исключения? Их можно сделать «нулевыми», без угрозы уголовного преследования при условии уплаты всех налогов, и перейти на нормальные прозрачные отношения с государством. В Европе и Америке все декларируют — и ничего страшного не произошло», — объяснил Деревянко свою инициативу.
Похоже, что его предложения услышали «на верху». Законопроект Деревянко за шесть дней не только рассмотрели в Комитете по верховенству права (хотя должны были рассматривать в Комитете по противодействию коррупции), но и внесли на голосование в сессионный зал еще в прошлый четверг, 3 ноября. Это притом, что всего десять законопроектов нардепа вообще были приняты за два года работы, а ждать голосования по каждому из них приходилось по нескольку месяцев.
В ответ на вопрос, как такое могло произойти, нардеп отшучивается.
«Я и сам был удивлен, что все прошло так быстро», — говорит Деревянко.
Впрочем, нардеп не первым выступает с инициативой декларирования имущества всех украинцев. С похожим предложением зимой выходила глава Комитета по налоговой и таможенной политике Нина Южанина. Она предлагала украинцам добровольно предоставить информацию обо всем имуществе стоимостью в более чем один миллион гривен, заплатить за него 5% налога и избежать уголовной ответственности.
«Мы должны принять пакет по деофшоризации, принимать либеральные налоговые доходы, а это все невозможно без стартовой черты – учет всего имущества украинцев. 25 лет существовали зарплаты в конвертах, непонятные источники происхождения доходов. Поэтому это должно быть свободным выбором граждан Украины, ибо задача стоит большая, чем декларирование имущества только госслужащих», — объясняет Южанина.
Зачем им знать?
Эксперты оптимизм и убежденность депутатов в необходимости такого законопроекта не понимают. К тому же ссылки на опыт стран Европы или США неуместны. Там все граждане сдают налоговые, а не имущественные декларации.
«Электронная декларация – это декларирование всех активов, чтобы понять разрыв между официальными доходами, активами и расходами людей, которые работали на государство за государственные средства и имели доступ к государственным ресурсам. Налоговая амнистия – это отмена ответственности за неуплату налогов, а нулевая электронная декларация по инициативе Южаниной – это отмена ответственности за незаконное приобретение имущества вообще», — считает экономист Глеб Вышлинский.
Сомнения возникают и в физической возможности обработать такое количество информации. У Национального агентства по предотвращению коррупции уже болит голова от 100 тысяч деклараций только топ-чиновников.
«Что делать, если этих заявлений будут десятки миллионов? Проверить все практически невозможно, и это будет стимулировать налоговые органы на проверки конкретных лиц с целью получить от них коррупционные средства. К сожалению, пока возможности внедрить такую систему просто не вижу», — считает старший экономист Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь.
Он напоминает об опыте Польши, где электронные налоговые декларации начали сдавать 5-7 лет назад. Поляки уже даже придумали игру под условным названием «Завалить систему», когда декларации подают в последний день или час — из-за этого система часто «падает».
«Но ведь они ее сдают исключительно для того, чтобы система посчитала сумму налогов, а не декларируют все, вплоть до наличных, шуб, картин и часов», — говорит Жолудь.
К тому же экономисты напоминают, что в Украине уже работают открытые реестры движимого и недвижимого имущества, владельцев и бенефициаров юридических лиц, даже автомобилей. Все это уже доступно как налоговикам, так и всем желающим.
Главной же целью законопроектов, вроде предложенных Южаниной или Деревянко, эксперты считают приучение украинцев к мысли о необходимости легализовать незаконные доходы чиновников. Именно для этого нардепы и впредь будут вносить инициативы для отвлечения внимания с одной-единственной целью.
«Основная проблема не в налоговой амнистии, а в возможности для коррупционеров легализовать деньги. Не первая и не последняя попытка это сделать», — говорит Вышлинский.
Где золотая середина?
Пока компромиссом может стать введение в систему электронного декларирования тех людей, которые имеют отношение к государству, но не являются госслужащими. Речь идет о комиссии по избранию прокуроров и судей, членах наблюдательных советов при госучреждениях, кандидатах на должности в госструктурах (сейчас должны сдавать декларации после избрания), членах Нацкомиссии по регулированию энергетики и коммунальных услуг и Счетной палате, которые пока не обязаны показывать имущество и состояния.
Хотя и в этом случае нардеп Деревянко предупреждает: на всеобщее декларирование средств и имущества украинцев переведут в любом случае.
«Идею всеобщего декларирования я вносил еще с 2012 года, когда правил Янукович, а я работал в Комитете по противодействию коррупции, — говорит нардеп. — Рано или поздно всем нам придется перейти на систему общего электронного декларирования. Не понимаю, как декларация любого украинца может навредить нашим европейским ценностям».