Разрешился конфликт, будораживший судебные верхи в конце 2010 г. и подаривший истории украинской судебной системы такие эпизоды, которые были бы недопустимы в любой цивилизованной стране. Тут примечательна даже не борьба двух высоких судебных органов за место под солнцем. Важно, что данный конфликт прекрасно иллюстрирует и цели пребывания регионалов у власти.
Правительство вернуло Верховному суду (ВСУ) помещения по киевским адресам ул. Пилипа Орлика, 4 и 4а, которые осенью 2010 г. были чуть ли не насильственным образом переданы в пользу новосозданного Высшего спецсуда по уголовным и гражданским делам (ВССУГД). Это следует из правительственного распоряжения №470-р, которое, помимо этого, предусматривает передачу в распоряжение ВССУГД зданий №57, 58 и 59 военного городка №127 по адресу ул. Дегтяревская, 28а.
Тем самым наконец-то канул в историю позорный для всей отечественной судебной системы конфликт, когда две высокие судебные инстанции вынуждены были серьезно бороться друг с другом за помещения и прочие необходимые для своей деятельности ресурсы. Нелишне напомнить, что все это было спровоцировано реформаторскими действиями нынешней власти, стремившейся обеспечить свои интересы в украинских судах и извлекать из реформирования судебной системы громадные выгоды и дивиденды.
Для понимания ситуации необходимо вспомнить историю создания ВССУГД, которая со всех сторон отдает изрядным политическим привкусом. Данный суд был важной составляющей судебно-правовой реформы, осуществленной регионалами летом 2010 г. Посредством данной реформы влиятельные юристы Партии регионов стремились осуществить несколько стратегических целей, среди которых — лишить всяческого влияния на процессы в судебной системе своих заклятых оппонентов, команду тогдашнего главы ВСУ Василия Онопенко. И тут ВССУГД стал хорошим подспорьем — именно создание нового высшего суда позволило лишить ВСУ практически всех полномочий и фактически отделить высшую судебную инстанцию страны от остальных судов.
И эта политическая подоплека возникновения ВССУГД напоминает о себе на каждом шагу с момента его возникновения как такового. В этой связи достаточно вспомнить несколько моментов. Во-первых, ВССУГД создавался невероятно быстрыми темпами — новый закон о судоустройстве и статусе судей был принят в июле 2010 г., а уже с 1 ноября работа новоиспеченной «вышки» была запущена. Спешка обоснованна — пока не работал ВССУГД, ВСУ сохранял за собой свои полномочия и влияние. Во-вторых, власть не продумала кадровое наполнение ВССУГД — делалась большая ставка на то, что туда перейдут многие судьи из ВСУ, но в итоге такой переход совершили всего несколько судей. Как следствие, новый высший суд заполнялся в авральном порядке, а многие его судьи не имели опыта работы не только в кассационной инстанции, но и в апелляционной. В-третьих, председателем ВССУГД был назначен депутат-регионал Леонид Фесенко, который первые четыре месяца своей работы в новой должности совмещал судейскую деятельность с депутатской работой. Так, карточка господина Фесенко регулярно голосовала в парламенте, а один раз он сам принял участие в заседании комитета Верховной Рады по правосудию как член этого комитета. И такую политизацию семи сотен общих судов регионалы вряд ли когда-либо смогут оправдать. Разве можно считать достойным аргументом, что остальные кандидаты на кресло главы ВССУГД, работающие непосредственно в судебной системе, ответили отказом?
В этот логический ряд вписывается и история с передачей ВССУГД двух зданий ВСУ. Поскольку судьи ВСУ не ринулись массово в ВССУГД, а сам ВССУГД начал наполняться судьями, возник мощный конфликт — ВСУ в нынешнем составе элементарно не помещается в одном Кловском дворце, а для ВССУГД не планировалось иных помещений, кроме тех, что были в распоряжении ВСУ.
В течение всего этого времени судьи обоих судов пытались найти компромиссные решения, но конфликт никуда не девается. Более того, он еще и выливается в выходящую за всякие рамки ситуацию, когда высшая судебная инстанция страны вынуждена в судебном порядке пытаться отстоять свои интересы.
Вся эта история весьма показательна — она, по крайней мере, дает четкое представление о том, что люди при власти ставят во главу угла исключительно свою собственную выгоду. В том числе — при проведении разного рода реформ. Любопытно, что всесильные и обладающие недюжинными ресурсами регионалы затрачивали фактически минимум усилий, чтобы обеспечить своему же детищу — ВССУГД — достойные его статуса условия работы. Ну а допускать описанное выше обращение с ВСУ — высшей судебной инстанцией страны — вряд ли достойно какого-либо государства, претендующего на звание цивилизованного и демократичного. И в подобных условиях практически не остается надежды на то, что во всех этих раскладах для власти вдруг станут актуальными интересы и потребности украинских граждан в справедливом и независимом правосудии.