О шансах Украины на сближение с ЕС после Вильнюса — в интервью главного эксперта Центра Разумкова по международным вопросам.
Остается ли возможность подписания Соглашения об ассоциации с ЕС в начале 2014 года, как утверждали представители власти после провала Вильнюсского саммита?
- Рискну спрогнозировать, что шансов на это нет. Первая возможность такого подписания возникнет уже после президентских выборов 2015 года.
И это не вопрос техники — дипломатической, переговорной или другой. Соглашение готово. Вопрос — только в мотивации и в реальных интересах.
Очевидно, в ближайшее время мы увидим активность Президента на российском направлении. И не исключено заключение иных соглашений, которые юридически сделают невозможным подписание соглашения с ЕС. Также возможен выход Украины из Европейского энергетического сообщества — такие сигналы уже были. (В частности, о том, что Президент Янукович «угрожает выходом из ЕЭС, говорил глава МЗС Швеции Карл Бильдт — Комментарии). Это также сразу закроет путь к подписанию Соглашения об ассоциации, поскольку энергетическая интеграция является одной из его частей.
Нужно смотреть не на заявления, а на действия (украинской власти – ред.). И не стоит больше строить иллюзий — ни в Киеве, ни в Брюсселе.
В конце концов, если есть желание продолжать евроинтеграционные процессы — это можно делать и сейчас. Ведь фактически все необходимые для этого документы есть. Подписание Соглашения об ассоциации просто обеспечило бы дополнительные механизмы, то есть на самом деле речь шла лишь о политическом жесте.
Насколько имеют под собой почву разговоры о том, что Россия банально предложила больше денег и на более выгодных условиях, чем Евросоюз?
- Те оценки, которые предоставили Президенту о возможных финансовых потерях Украины после подписания Соглашения об ассоциации (более $160 млрд.), не выдерживают никакой критики. Фактически Президент принимает решения, базируясь на абсолютно ошибочной информации.
Министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский в Вильнюсе правильно отметил, что Украина значительно больше потеряет от утечки уже имеющихся и запланированных иностранных инвестиций и ухода иностранного бизнеса, чем потеряла б после подписания Соглашения об ассоциации. Поэтому очевидно, что на самом деле мотивация власти была другой.
Более того, в России, на которую рассчитывает Янукович, сейчас тоже далеко не лучшая финансовая ситуация. И звучит много критики, что нельзя вбухивать деньги российских налогоплательщиков на поддержку политических проектов. Как, например, идея так называемого собирания постсоветских земель в новый союз - Евразийский экономический. Но пока что именно так и получается.
То есть финансовые обещания со стороны Москвы все-таки были?
- Думаю, да. Хотя вряд ли речь идет о новых выплатах. Просто за отказ от ассоциации с ЕС Россия уже платить не будет — Путин потребует гарантий интеграции Украины в евразийском направлении. А в обмен, судя по всему, были обещания не настаивать на выплате тех кредитов, которые уже предоставлены Украине через российские банки. Это десятки миллиардов долларов
Также существует так называемая скидка по газу в рамках «Харьковских соглашений» - $100 на тысячу кубометров. Это называется «скидкой», но на самом деле речь идет о $3 млрд. в год, накапливающихся как государственный долг Украины перед Россией. Фактически эта сума достигла уже $10 млрд., хоть украинская власть и пытается это скрыть. Это финансовый крючок, на котором Украина уже висит.
Однако все это украинской власти было известно и ранее. В таком случае, декларации о намерении подписать Соглашение об ассоциации с ЕС действительно изначально было блефом?
- Если у Президента и правительства еще несколько лет назад не было видения необходимости разрабатывать компенсаторные планы переориентации направлений экспорта на другие рынки в связи с ограничением выхода на российский — значит, они не готовились к реальному подписанию соглашения.
К слову, документы, подготовленные для имплементации соглашения, выглядели всего лишь бюрократической формальностью. Настоящего желания это делать не было. К примеру, в соглашении есть пункт, согласно которому, Украина через полгода должна открыть доступ к публичным финансам для иностранных компаний. Не только европейских, а и, скажем, российских. Но это означает конкуренцию и контроль. То есть в Украине уже не было бы тендеров, позволяющих разворовывать государственные средства. И главная причина нежелания подписывать была именно в предусмотренном соглашением введении дополнительных антикорупционных механизмов.
Но если Президент изначально не хотел подписывать соглашение с ЕС, зачем в таком случае парламентское большинство поддерживало «евроинтеграционные» законопроекты?
- Желания подписывать и тем более реализовывать соглашение у него не было, но он мог это сделать. Если бы ему создали комфортные условия. В условиях таких экономических проблем это означало одно: дали «кеш». Живые и «быстрые» деньги. Очевидно, именно на это Янукович рассчитывал. Единственное, что непонятно, — почему. Ведь Евросоюз в таком стиле не работает. ЕС может давать деньги на реформы, но они жестко контролируются.
О безвизовом режиме с ЕС, очевидно, теперь тоже можно забыть?
- На самом деле этот вопрос напрямую с подписанием Соглашения об ассоциации не связан. Хотя подписание, безусловно, обеспечило бы большие возможности в этом направлении. Введение безвизового режима на короткосрочные поездки — до 90 дней — зависит от выполнения нескольких условий. В частности, введения биометрических паспортов. Проблема в том, что у нас не обходится без лоббистких интересов. ЕС никогда не требовал сделать биометрическими и внутренние паспорта. Но у нас это кому-то нужно — и в законодательство включили соответствующее требование. А это сотни миллионов дополнительных расходов, что просто финансово задерживает процесс на много лет.
Существует ли возможность, что после последних событий ЕС де-факто упростит режим получения виз для украинских граждан, как это сделано для Беларуси? Или наоборот, теперь путь Европу нам вообще закрыт?
- На мой взгляд, Евросоюз действительно мог бы либерализовать возможность въезда для представителей гражданского общества Украины. Беларусь, кстати, сейчас получает наибольшее количество шенгенских виз в пересчете на количество граждан. Наконец, существует соглашение о либерализации визового режима, позволяющее получать многократные визы действием до 5 лет. Если распространить его действие на всех граждан Украины — это фактически будет означать безвизовый режим на этот срок.
Беда в том, что Президент на Вильнюсском саммите фактически потребовал от ЕС введения безвизового режима для украинцев. И теперь выполнение этого условия будет воспринято, как подарок Виктору Януковичу. Но, к сожалению, Украина потеряла доверие.