Мы сейчас стоим перед несколькими альтернативами: как могут развиваться события далее? Ясно, что восставший народ захватил определенное поле, и мы однозначно имеем сегодня двоевластие. Есть уже централизованный штаб, состоящий из разных сегментом – народные депутаты, политические партии, общественные движения, организовавшиеся люди, какие-то региональные структуры. Мы имеем западные области, которые поддержали трансформацию Украины в европейском направлении. Мы имеем Центральную Украину, областные рады и города которой тоже уже склоняются к этому. Мы имеем консолидированное студенческое движение, впервые, может быть, за последние 20 лет. Но мы еще не видим востока и юга. То есть там еще не сложилось абсолютное восприятие идеи трансформации, революции, народного самоуправления. Как же будут развиваться события далее?
Пока нету легитимизации решений народного вече. Поэтому события будут происходить либо революционным путем, но тогда надо ломать всю систему, и тогда народ берет под контроль все государственные учреждения, все государственные структуры, ветки власти, либо процесс будет идти трансформационно, более спокойно, и сразу будет входить в легитимизированное русло.
Можно ли идти вторым путем? Я считаю что можно, потому что главный орган, который может осуществить ту легитимизацию – это Верховная Рада Украины, народные депутаты. Если в Верховном Совете сейчас будет хотя бы 226, пускай 230, народных депутатов, особенно большую роль могут сыграть мажоритарщики, они сегодня должны структурироваться. Важно, чтобы народ увидел, что их уже большинство. Я придерживаюсь мнения, что нужно было собраться еще в воскресенье, чтобы люди увидели картинку, увидели, кто с народом. Мы же не знаем, кто с народом. Мы не видим огромного количества народных депутатов мажоритарщиков. Страна должна увидеть всех этих людей вместе, что они заодно, что они хотят легализировать решение народного вече.
Тогда первым делом надо устранить от поста Рыбака и Калетника. Видимо, тогда должно быть решение о том, кто возглавит Верховный Совет. Это первый вопрос, который надо решать. Говорят, что это все обсуждается штабом. Извините, а кто сказал, что штаб имеет больше прав, чем народ? Это неправильно. Если мы действуем в рамках хаоса, а не вертикальной иерархии, то надо действовать гласно, открыто.
Второе решение. Если есть 230 голосов и уже переизбрали руководство Верховного Совета. После этого, конечно, стает вопрос о Кабинете Министров. Однозначно устраняется правительство Азарова. Но мы же сегодня не знаем, а кого предлагают на пост председателя временного правительства? Какой план действий у этих людей? Какие ключевые фигуры, идущие за премьер-министром? Народ должен знать. Нельзя, чтобы те, кто участвует вверху революции, действовали так, как на Помаранчевом майдане, который в итоге провалился, или так, как действует власть Януковича-Азарова. То есть, опять-таки нужна гласность, демонстрационный эффект. Вы же хотели, чтобы люди пришли, и миллион пришел! Люди свою кровь отдали. Люди пошли на страдания, на риски, на то, что им поломали конечности. Тогда действуйте доверительно по отношению к этим людям. Не надо играть в игры и выстраивать секретные планы.
Третье. Хорошо, устранили Азарова, сформировали новое правительство. Но надо же войти в Кабмин. А там тоже редуты стоят. Тогда должна быть символика, надо выстроить аргументы. Видимо, надо сказать, что Януковича избирали по модернизированной Конституции, в парламентско-президентской республике. Но Янукович, используя государственные органы, прежде всего Конституционный суд, захватил, узурпировал власть. То есть надо вернутся во время конца 2009 года, когда действовала модернизированная, с поправками, Конституция. Но тогда надо влиять на Конституционный суд. Тогда какая-то часть конституционных судей должна гласно выступить перед народом и сказать, что на них осуществлялось давление. Если они это говорят, тогда ясно, что Конституционный суд становится нелегитимным. Значит тогда нужно сформировать какой-то временный орган, например, конституционный комитет, из числа тех судей, которым верят. Они должны сказать, что решение об изменении Конституции после избрания Януковича было принято незаконно.
Тогда правительство становится абсолютно легитимным, и тогда правительство и Верховный Совет могут требовать немедленной отставки Януковича. В таком случае перед международным сообществом мы выглядим, как мудрый, зрелый геополитический субъект. Как нация, народ, страна, которая может правильно строить свою систему.
Если все это сделали, тогда наступает момент, когда нужно менять глав обладминистраций. Кто их будет назначать? Наверно, как в Польше, их будет назначать правительство.
Вот эти шаги надо сделать. А если мы их не делаем, то тогда входим в революционное русло. И тогда революционное русло захватывает нас и начинает выдвигать новых вождей толпы. И тогда оно будет сметать и нынешнюю власть, и нынешнюю оппозицию. Чего не хотелось бы.