В январе ведомство не опубликовало новостей о количестве ДТП по итогам года на своем сайте, как делало на протяжении предыдущих лет. Пресс-служба МВД не рассылала хвалебных пресс-релизов, и никто из руководителей ведомства не сказал журналистам об этом очередное “улучшении”.

“ТЕКСТЫ” заинтересовались причиной такой "скромности". В результате небольшого расследования мы выяснили, что на самом деле, смертность в 2011 году не уменьшилась на 0,9%, а возросла почти на 3%. А ГАИ, похоже, обратилась к манипуляциям со статистическими данными, лишь бы припрятать этот факт. По крайней мере, об этом свидетельствует обычное сравнение данных с разных официальных сайтов.

Мы нашли и сравнили данные из разных правительственных источников относительно аварийности, травматизма и смертности на украинских дорогах, а также посмотрели, какие цифры фигурировали в СМИ год назад. Выводы неутешительны — есть все основания считать, что чиновники ГАИ занялись исправлением цифр задним числом, лишь бы показать “улучшение” по ключевому показателю своей деятельности - смертности на дорогах.

В частности, мы предполагаем, что чиновники автоинспекции искусственно завысили показатель смертности в 2010 году, добавив к нему 166 несуществующих погибших, чтобы иметь возможность показать хоть и незначительную, но положительную динамику в следующем, 2011 году.

Разная статистика

Об этом свидетельствуют документы. По данным отчета ГАИ, опубликованного в январе 2012 года, в 2011 году вследствие ДТП в Украине погиб 4831 человек, что, как утверждается, на 0,9% меньше, чем в предыдущем году, когда погибло якобы 4875 человек.

 

В Украине растет смертность на дорогах, но ГАИ это скрывает

Скриншот с сайта ГАИ,  оригинал здесь

 

Правда, год назад ГАИ отчитывалась про немного другие цифры. Найти их на сайте ГАИ сейчас невозможно, поскольку чиновники решили убрать их одновременно с публикацию новых, “исправленных” отчетов. Но они сохранились на других ресурсах, в частности на сайте Госкомстата, куда ГАИ регулярно присылает отчеты. Эти же самые данные фигурируют на сайте Верховной Рады и в многочисленных сообщениях СМИ с 2011 года. Згідни с ними, показатель смертности в 2010-му годе ( то есть в годе, с которым осуществляется сравнения) был кое-что другим: 4709 погибших, или на 166 лиц меньше, чем заявляет ГАИ.

 

В Украине растет смертность на дорогах, но ГАИ это скрывает

Скриншот с сайта Госкомстата.  Оригинал здесь

 

В Украине растет смертность на дорогах, но ГАИ это скрывает

Скриншот с сайта Верховной Рады  Оригинал здесь

На дорогах гибнет больше

Если считать, что показатель, который ГАИ озвучивало год назад и который содержится сейчас на сайте Госкомстата, правдивый, то реальная смертность на дорогах нашей страны в 2011 году не уменьшилась на 0,9%, а возросла приблизительно на 2,7% - впервые после трехлетнего снижения, которое началось в 2008 году. По нашему мнению, именно этот неутешительный результат и мог стать причиной того, что руководители автоинспекции дополнительно “лишили жизни” 166 соотечественников в 2010 году. Таким образом они надеялись сделать показатели своей работы в 2011 году положительными и избежать критики относительно неэффективности своей деятельности.

Наше издание обращается этой статьей к министру внутренних дел, генеральному прокурору и президенту Украины с просьбой провести проверку статистических отчетов ГАИ за 2010 и 2011 годы и принять меры относительно недопущения манипуляций в будущем. ТЕКСТЫ также просят министра МВД, в рамках Закона “О доступе к публичной информации”, обязать ГАИ оперативно публиковать полные ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ отчеты относительно аварийности в Украине, а не только сводные квартальные и годовые данные, а также опубликовать на сайте подробные отчеты за последние 10 лет.

Когда эта статья уже была готова к публикации, ГАИ мимоходом сделала достоянием гласности хоть какие-то данные о смертности в 2012 году. В сообщении пресс-службы от 8 мая, посвященному использованию ремней безопасности, упоминается, что с начала года на дорогах погибла 1261 лицо. Сравнить аварийность этого года и смертность с прошлым годом пока что невозможно — отчет о ДТП в первом квартале 2012 года ГАИ до сих пор не опубликовала, хотя после окончания квартала прошло почти полтора месяца. Можно предположить, что эти показатели также неутешительны для ведомства и для всех нас.

Первые по смертям

Как известно, Украина традиционно занимает первые места в Европе по смертности и травматизму на дорогах.

 

В Украине растет смертность на дорогах, но ГАИ это скрывает

Страшный график - у нас в ДТП пешеходов гибнет чуть ли не больше всего в мире, даже больше чем в других бедных странах. Похоже что у них, как и у нас, пешехода считают человеком второго сорта. График: European status report on road safety, 2009

 

В 2010 году, по данным ООН, Украина заняла второе место среди 49 стран Европы по смертности вследствие ДТП, сразу после Российской Федерации.

Показатель смертности на 1 млн. населения в Украине составляет 103, в то время как, например, в Италии — 68, Германии — 45, Великобритании — 31. Нужно учитывать, что количество автомобилей в Украине заметно ниже, чем в странах Европы: 146 единиц на 1000 населения, против, например, 510 в Германии (данные 2010 года).

В Украине растет смертность на дорогах, но ГАИ это скрывает

Графика нашего читателя Виктора