К нам едет Путин. Под прикрытием Валентины Терешковой. Но посещение космической выставки в «Мистецькому Арсеналі» и совместное празднование с украинскими коллегами Дня космонавтики — не главная цель его визита. Основная задача российского премьера — взять в плен Виктора Януковича и склонить к союзу. Таможенному.

Зачем Украина Москве?

В начале марта первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов сообщил: «Россия определилась: создание Таможенного союза и Единого экономического пространства является сейчас для нас базовой ценностью». Идея реанимации проекта восьмилетней давности о создании Евразийского союза — по образу и подобию союза Европейского — всерьез овладела умами российских руководителей. Таможенный союз, а затем ЕЭП должны стать первым этапом в очередных планах России восстановить и глобально усилить свое влияние на международной арене — как политической, так и экономической. Россия снова мечтает стать «Великой». Без восстановления контроля над Украиной это сделать намного сложнее. Без Украины Евразийский союз неполноценен, бесперспективен и, в общем-то, бессмыслен. России нужны украинский рынок и активы, наши газотранспортная система и полезные ископаемые, земля и химпредприятия, авиа- и ракетно-космическая промышленность, оборонка и атомная энергетика, ей нужны наши зерно и порты, и абсолютно ни к чему конкуренты на мировых рынках. Широко разрекламированная «модернизация» России у нас сегодня ощущается лишь как модернизация древнего принципа «поглощай и властвуй».
И еще эта иррациональная тоска по Украине… Давно примирившись с распадом СССР, россияне никак не могут «отпустить» Украину — ни умом, ни сердцем, ни душой. Они не признают, что мы уже стали разными, и не желают верить, что мы уходим в Европу. Без них. Это обидно. И опасно. Для Кремля и Белого дома. Потому что в тамошних кабинетах как раз отлично понимают, что интеграция Украины в Европейский Союз куда серьезнее отразится на России, чем даже членство нашей страны в НАТО. Потому что для идеологов «Великой России» это будет уже не только геополитическая, но еще и геоэкономическая потеря. Успешная интеграция Украины с ЕС куда опаснее для московских властителей, чем «цветные революции». Потому что в этом случае у российских границ станет намного больше демократии и прозрачных правил игры рыночной экономики, с плодами которых любой россиянин сможет ознакомиться не в Париже, Берлине, Варшаве или Вильнюсе, а в такой родной и близкой Украине, в таких знакомых Киеве, Харькове, Львове или Донецке…
В принципе в Киеве всегда понимали, что спокойно к евроинтеграции Украины Россия относится до поры до времени — пока не поверит в ее реальность. Ну, вот теперь, кажется, поверила. Несмотря на все сложности и перипетии переговорного процесса с ЕС, Украина приблизилась к финишной прямой перед заключением соглашения с Евросоюзом об ассоциации. И остановить ее Москва намерена любой ценой. Известная фраза «не существует такой цены, которую Россия не заплатила бы за Украину», приобретает конкретный смысл. Тем более что сейчас Россия может себе это позволить. Возникновение наполеоновских планов у россиян всегда совпадает по времени либо с ростом цен на нефть, либо с выборами президента. Украину постигла редкая «удача»: сегодня в наличии оба катализатора интеграционных затей Москвы. После обвала 2008 г., неустойчивой динамики 2009-го, в прошлом году цены на нефть пошли вверх, а последние события на Ближнем Востоке и в Северной Африке взвинтили их на радость нашей восточной соседки. Теперь она и в самом деле за ценой не постоит: в соревновании Путина с Медведевым за Украину — залог победы в жестком спарринге за Россию.

Правда, пока не понятно, как идея закрытого и консервативного Таможенного союза согласуется с громко озвученными намерениями Медведева модернизировать Россию. Но российский президент, заметьте, о ТС и ЕЭП, кроме ритуальных вещей, ничего и не говорит. Этот грандиозный проект — путинский. И обещания кнута и пряника для Украины сегодня звучат из уст российского премьера и его подчиненных.

Пряник на кончике кнута

Арсенал «страшилок» и «заманух» почти не модернизирован с 2003 года — от угроз торговых войн — до обещаний дешевых энергоносителей, от рассказов о равнодушном и эгоистичном Евросоюзе, где Украину «никто не ждет» — до напоминаний о славянском единстве и братской дружбе.
 Восемь лет назад нас убеждали отозвать уже подписанные с некоторыми странами «невыгодные» протоколы о присоединении к ВТО и едва не сорвали подписание ключевого из них — с ЕС. Сегодня устами секретаря ТС Сергея Глазьева нам рассказывают о «губительном» опыте участия Украины в ВТО, «дискриминационных и унизительных» условиях Евросоюза при подготовке соглашения о зоне свободной торговли. В нее, оказывается, нашу страну приглашают «как сырьевую периферию, резервуар дешевых торговых ресурсов». Экономического смысла участия в такой ЗСТ, по мнению россиян, для Украины нет никакого. И.Шувалов убеждает: «Единое экономическое пространство даст Украине много больше, чем зона свободной торговли с ЕС». Еще накануне мартовского визита российского вице-премьера в Киев тамошние экономисты-прогнозисты уже подсчитали, что в долгосрочной перспективе «после вступления в Единое экономическое пространство общий плюс Украины в торговом балансе может составить примерно 5 млрд. долл.».
Но чем ближе визит Путина, тем щедрее обещания.
 В минувший четверг С.Глазьев посулил Украине «улучшение условий торговли на 10 млрд. долл., что позволит полностью закрыть дефицит платежного баланса». Поучаствовал в «артподготовке» визита Путина и «Газпром»: «Украина могла бы экономить порядка 8 млрд. долл. в год на газе, если бы вступила в Таможенный союз», — заявил в тот же день зампред правления «Газпрома» В.Голубев.
Чем топтаться годами в унизительной длинной очереди в Евросоюз — добро пожаловать к нам, настойчиво твердят из Москвы, заставляя украинцев опасливо задуматься: почему же перед ЕС толпится столько желающих туда попасть, несмотря на огромное количество строгих условий членства, а в ТС и ЕЭП заманивают необычайно щедрыми посулами и загоняют угрозами? Почитайте белорусскую прессу за последние пару лет: согласию Лукашенко на подписание всех документов по ТС и ЕЭП предшествовали газовые, нефтяные, молочные войны и фильмы о бацьке на НТВ.
Нас уже тоже предупредили. Путин пригрозил «начать выстраивать границу», дабы Россию не завалили товарами из Украины. А уполномоченный Кабинета министров по сотрудничеству с РФ, странами СНГ и Евразийского экономического сообщества Валерий Мунтиян в ярком интервью «Коммерсанту-Украина» обрисовал и «подводную часть айсберга», на который рискует напороться Украина в случае отказа войти в Таможенный союз: «это работа спецслужб, вопросы безопасности, торговые войны, которые переходят в горячие. А кому нужна новая газовая война?» М-да, хорош раствор для скрепления братского союза, ничего не скажешь.
 Все последние годы Киев использовал, казалось бы, железобетонный аргумент: Украина — член ВТО, Россия&Ko — нет, мы играем по правилам Всемирной организации, вы — по другим, вступайте в ВТО, тогда и поговорим о возможностях интеграции. Но в Москве видят цель и не замечают препятствий. Наши источники рассказывают, что во время мартовского визита в Киев И.Шувалова россияне договорились до того, что почти прямо предложили Украине отказаться от членства в ВТО. Мол, выходите, мы вам потери компенсируем, а потом вместе, на более выгодных условиях, о которых договорится Россия, вступим в эту торговую организацию. Публично же на прошлой неделе прозвучало несколько иное предложение. С.Глазьев заявил, что в случае присоединения Украины к Таможенному союзу тот может пойти на «некоторое снижение» импортных пошлин на ряд товаров. То есть ТС не намерен опускать свои пошлины до уровня украинских. Следовательно, в случае присоединения нашей страны к тройке России, Беларуси и Казахстана, Украине, поднявшей импортные пошлины почти вдвое, будут предъявлены претензии со стороны государств, понесших убытки в результате изменения нашей страной условий торговли. В.Мунтиян даже назвал предположительную сумму — 1,9 млрд. долл. И рассказал, как россияне могут компенсировать Украине потери: снизить цену на газ до внутрироссийского уровня, отменить экспортную пошлину на нефть и понизить транспортные, в частности, железнодорожные, тарифы. Кроме того, «мы ожидаем рост кооперации, которая даст „огромный эффект“. Эти же московские „пряники“ перечисляли нам и другие источники из украинской исполнительной власти. А еще рассказывали о чрезвычайной обеспокоенности российских визитеров по поводу стремительно растущих в Украине цен и социальной напряженности, тяжелых условиях МВФ и необходимости поднимать пенсионный возраст и тарифы на коммуналку. Говорят, „передовая группа Путина“ выражала Виктору Януковичу и его команде не только большое сочувствие, но и готовность подставить в трудную для них минуту мощное российское плечо: вхождение Украины в ТС и перечисленные выше значительные бонусы помогут стабилизировать экономику, накормить и успокоить „пипл“, и, как следствие, сохранить власть. „Вам нужны деньги на проведение социальной политики? Нужно погасить протестные настроения повышением пенсий и зарплат? Так заходите!“
И пока президент думу думает, давайте попытаемся разобраться, стоит ли Украине бояться угроз России и может ли она позволить себе соблазниться ее „коврижками“.

Зачем нам пятиться вперед?

Начнем с того, что вхождение Украины в Таможенный союз противоречит ее Конституции. О чем многократно говорилось на разных уровнях, начиная с 2003 г. (но в силу актуализации темы мы специально вернемся к правовому аспекту этой проблемы в следующем номере).
 По поводу выхода Украины из ВТО можно сказать одно: это было бы полным безумием. Таких прецедентов в истории этой организации не было. Так что подобное предложение никто в Киеве серьезно не воспринимает. Конечно, его можно было бы расценить как несмешную шутку, если бы только оно исходило не от россиян. Поэтому, на всякий случай, мы обратились за комментарием к замминистра экономики, главе украинской делегации на переговорах с ЕС по ЗСТ Валерию Пятницкому, поинтересовавшись у него, что он думает по поводу гипотетической повторной эпопеи вступления Украины в ВТО, но уже «на более выгодных условиях».
«Более выгодных — для кого? Для российской стороны? — сразу уточнил наш собеседник. — Если мы выйдем из ВТО, назад дорога не будет простой. По окончании определенной процедуры, последующей после подачи заявки о выходе, для Украины прекратится применение общего режима наибольшего благоприятствования со стороны стран—членов ВТО. Да, у нас есть торгово-экономические соглашения с разными государствами, но, как правило, они состоят из полутора десятка статей лозунгового характера о том, что мы договорились торговать в режиме наибольшего благоприятствования, что означает применение пошлин соответствующим образом. И все. Дальше перед нашей страной у них нет никаких обязательств. Теперь вопрос: кто вступает в ВТО — Россия или Таможенный союз? На сегодняшний день ТС не ведет переговоры с ВТО. Переговоры ведет конкретная страна — Россия. И я не исключаю, что состоится такое событие, как вступление России в ВТО. Можно предположить, каким образом к отдельному государству затем будут «дотачиваться» другие. Поскольку вступил не ТС как отдельная таможенная территория, а конкретная страна. После этого начинаем вступать мы. Первое, что нам говорят россияне: вы должны принять все условия, на которых вступали мы — поменять пошлины, принять квоты. Они договорились, например, о свинине — 200 тыс.т, и мы это принимаем, они решили по птице — миллион тонн, и мы туда же. Со всем соглашаемся. Но ведь эти договоренности соответствуют потребностям, спросу на рынке России! А потом на переговоры приходят другие страны, которые говорят: конечно, хорошо, что вы приняли условия россиян, но у нас есть и свои условия. И получится, что Россия успешно будет членом ВТО, а все остальные члены ТС будут безуспешно вступать».
Но и в случае, если Украина войдет в Таможенный союз, оставаясь членом ВТО, проблемы возникнут колоссальные, ведь после принятия единого таможенного тарифа ТС ей придется годами вести новые переговоры со всеми понесшими из-за ее решения потери членами Организации и удовлетворять их претензии. Причем общая сумма последних может значительно превысить те 1,9 млрд. долл., о которых говорил В.Мунтиян. Представители профильных украинских институций, проводивших подсчеты, называли нам другие суммы — от 4 млрд. до 6 млрд. долл. Обещания же россиян компенсировать наши потери уж больно расплывчаты…
 Еще до недавнего времени российское руководство утверждало: европейская интеграция Украины не противоречит интересам России. Теперь же Путин грозит ввести какие-то «границы».
«Но ведь сегодня, когда у нас есть соглашение о ЗСТ с Россией, граница и так существует: осуществляются таможенный, ветеринарный, санитарный, радиологический — все формы контроля, — удивляется В.Пятницкий. —Единственно, что происходит, это освобождение от таможенной пошлины.
 В случае, если страны решают изъять какие-то товары из режима свободной торговли, то они подписывают протокол и изымают тот или иной товар. При сохранении всех остальных форм контроля. Если Россия желает вступать в ВТО, то она должна все свои правила, нормы и требования, в том числе и контроль на границе, привести в соответствие с требованиями этой организации.
 Если же увеличится количество изъятий, да, это не хорошо, особенно, если это будут товары, важные с точки зрения нашего экспорта в РФ. С другой стороны, в рамках соглашения о ЗСТ с ЕС предполагается, что по целому ряду товаров, прежде всего аграрных, мы будем повышать уровень безопасности и качества этой продукции. И в конечном итоге, ее конкурентоспособности. Дальше это будет уже выбор наших европейских либо российских потребителей: хотят ли они видеть качественную и безопасную продукцию из Украины на рынке ЕС или РФ? Мировая тенденция такова: дефицит аграрной продукции возрастает. И завтра за нее, наверное, вообще будут сражаться. Поэтому у меня есть большие сомнения, стоит ли нам переживать, что Россия закроет нашим аграриям свой рынок.
Если говорить о трубах и металле — да, Россией применяются защитные меры. Но если партнер серьезно настроен на то, чтобы продемонстрировать свое дружелюбие, желание помочь, чего проще — пусть снимет ограничения по трубам, покажет, что его дружеские намерения серьезны. Если ограничения, применяемые сегодня отдельными странами, будут сняты в рамках ТС, это станет свидетельством, что данный Союз идет, по крайней мере, по пути уважения базовых норм ВТО. Потому что 24-я статья ГАТТ предполагает для преференционных соглашений — зон свободной торговли, таможенных союзов, что условия торговли с третьими странами не должны ухудшиться в результате создания такого ТС или такой ЗСТ. И если страны Таможенного союза, как утверждается, следуют по пути соблюдения правил ВТО, значит, условия нашей торговли не должны ухудшиться».
Что же касается обещанного разными российскими спикерами неимоверного расцвета торговли в случае вступления Украины в ТС, то мнение представителя украинского Минэкономики таково: «Со странами данного ТС — Россией, Беларусью и Казахстаном — у нас действуют двусторонние соглашения о свободной торговле с минимальными изъятиями. Если мы перейдем в режим Таможенного союза, данные изъятия исчезнут, но это мало что даст в плане увеличения торговли», — считает В.Пятницкий.
К слову, приведем пару красноречивых цифр. По данным Национального статистического комитета Беларуси, в 2010 г. товарооборот между РБ и РФ составил 118,9% от аналогичного показателя за 2009 г. А Украина, по данным отечественной таможни, в 2010 г. нарастила товарооборот с Россией до 153,1% по сравнению с 2009 г., что превышает показатели роста как российско-белорусского, так и российско-казахстанского товарооборота, увеличившегося в 1,3 раза. Подчеркиваем, достичь такого успеха в торговле Украине удалось, не будучи членом ТС.

Союз на газовых ногах

Миллиардные суммы, которыми размахивают россияне в надежде завлечь Украину в Таможенный союз, на самом деле взяты с потолка, утверждают все наши компетентные собеседники из министерств и ведомств, участвующих в обсуждении последствий такого шага для нашей страны. В действительности никаких глубоких и комплексных исследований и профессиональных расчетов с учетом всех факторов и привлечением бизнеса проведено не было — ни в России, ни у нас. Еще во время прошлой еэповской эпопеи один из высокопоставленных украинских участников тогдашнего «движения сопротивления» заметил: «Абсурдно подсчитывать экономические выгоды или потери для государства от его собственного исчезновения как государства».
Да, наверное, каких-то быстрых, но очень кратковременных выгод Украина, или, скорее, ее власть имущие, от вступления в ТС добиться смогут. Но если заглянуть чуть дальше следующих выборов, если подумать о будущем страны, то вхождение в Таможенный союз — это тупик. Цивилизационный. Кто-то из российских коллег написал очень метко: «Три картонных диктатора, три напуганных человечка создают свое заповедное мини-ВТО с надеждой навсегда убежать от истории. Таможенный союз — последнее прибежище советской ментальности, глупо задуманное и скверно исполненное».
Как можно пытаться убедить украинцев, что интеграция в Европейский Союз развитых демократических стран с объемом экономики в 15 трлн. долл. и потребительским рынком в 500 млн. чел. с высокой покупательной способностью может быть менее выгоден для Украины, чем интеграция в Таможенный союз трех авторитарных постсоветских государств с объемом экономики в десять раз меньше — 1,5 трлн. долл. и рынком в 170 млн. потребителей с гораздо более низкой покупательной способностью? ЕС существует давно и доказал свою жизнеспособность. ТС едва слепили, и будущее его весьма туманно. Да, у Евросоюза сегодня много проблем, но у России, Беларуси и Казахстана их неизмеримо больше.
Вступление Украины в Таможенный союз — это консервация отсталости, неэффективности производства и энергозависимости, убеждены многие украинские и западные эксперты.
«Более высокие импортные тарифы в ТС означают, что Украина (в случае вступления) столкнется с более высокой стоимостью импорта и изменениями в региональных торговых потоках в пользу России, Беларуси и Казахстана, что может привести к отклонениям торговли. Учитывая то, что ЕС является крупным поставщиком инвестиционных товаров и товаров длительного использования, более дорогой импорт из ЕС вызовет замедление темпов модернизации и будет препятствовать долгосрочному экономическому развитию», — пишут в своей работе «Торговая политика Украины: стратегические аспекты и необходимые шаги» эксперты Института экономических исследований и политических консультаций (ИЭИ) и Немецкой консультативной группы. В том же убежден и глава правления ИЭИ Игорь Бураковский: «После вступления в Таможенный союз нам не стоит ожидать притока западных капиталов и технологий, — сказал он в комментарии ZN.UA. — А без них модернизация украинских производственных мощностей принципиально невозможна в приемлемые исторические сроки». На Россию же, уверен эксперт, Украина полагаться в этом вопросе не может: «В кризисный 2008 г. стабфонды России были исчерпаны, поэтому на ее деньги в нашей модернизации рассчитывать не стоит». В странах ТС низка реальная конкуренция, зато высок уровень монополизма, а значительный уровень протекционизма в ТС не может стимулировать рост производства. Инновационные же модели развития, поясняет И.Бураковский, появились в условиях жесткой конкуренции как результат борьбы за выживание. В странах же ТС конкуренция управляемая, и успех бизнеса зависит от близости его владельца к власти.
Евросоюз предлагает нам беспрецедентную в его истории углубленную и всеобъемлющую зону торговли, Таможенный союз — пока лишь торговлю товарами и дешевые энергоносители.
«В нашем соглашении с ЕС урегулируется даже вопрос госзакупок, — рассказывает В.Пятницкий. — Там также есть раздел «Устойчивое развитие», касающийся охраны окружающей среды и социальных вопросов. В настоящее время Таможенный союз не охватывает того спектра, который покрывается соглашением о ЗСТ с ЕС. На сегодняшний день не понятно, что будет происходить в ТС даже с услугами, не говоря уже о других вопросах. Мне кажется, что нам более важно пройти школу соглашения с ЕС, и после этого можно будет делать какой-то более осознанный выбор. Мы окажемся перед выбором: либо один таможенный союз, либо другой. ЕС существует уже достаточно долго, ТС «трех» только создан и мы должны посмотреть, насколько он успешен. Если единственное, что его укрепляет, это цена на энергоносители, то что будет после того, как дешевые энергоносители закончатся?»
И будут ли они вообще?
Пример Беларуси в этом плане весьма показателен. Будучи членом Союзного государства РБ и РФ, ратифицировав все документы по ТС и ЕЭП, Беларусь так и не добилась от России внутрироссийских цен на газ. Более того, в первом квартале текущего года она получала голубое топливо по более высокой цене, чем в 2010 г. — 223 долл. за тыс. кубометров. Выгоды от того, что Россия пошла на отмену экспортной пошлины на нефть, за что так упорно сражался А.Лукашенко, тоже весьма сомнительны. Ведь Минск перечисляет экспортную пошлину на нефтепродукты, произведенные из российского сырья, в бюджет РФ. Более того, белорусские импортеры нефти с начала 2011 г. вынуждены выплачивать российским поставщикам дополнительную премию, составлявшую в январе 46 долл. за тонну, а в феврале — 73 долл.. Размер премии зависит от объемов поставок — чем больше объем, тем меньше премия. То есть Беларуси нужно брать как можно больше российской нефти, тогда каждая тонна будет дешевле. Очевидно, что Россия прямо заинтересована в том, чтобы продавать в РБ как можно больше черного золота, там его перерабатывать и получать деньги в собственный бюджет. Суть проекта беспошлинной поставки российской нефти, считают независимые белорусские эксперты, именно в том, чтобы сохранить для России белорусский рынок, отрезать Беларусь от альтернативных источников и максимально привязать ее энергетически и геополитически к российским поставкам. Кто-то сомневается, что в случае с нашей страной будет иначе?
Сколько можно говорить и писать о том, что дешевые энергоносители не нужны Украине? Во время первой еэпиады тогдашний министр экономики В.Хорошковский, ныне глава СБУ, назвал дешевые энергоносители «преступлением перед будущими поколениями». Что изменилось за восемь лет? В своем ежегодном послании В.Янукович сетовал на то, что «уровень энергоемкости ВВП Украины до сих пор превышает средние показатели по СНГ и почти в три раза — экономически развитых стран мира». «Это одна из главных причин нашей зависимости от импорта энергоносителей в неоправданно больших объемах», — считает президент. Но что сделано нынешним правительством за год в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности? Вопрос риторический. Эксперты хором кричат: дешевые энергоносители продлят энергетическую зависимость страны, не дадут провести реформы в сфере энергосбережения и диверсификации источников энергоресурсов, сделают нашу экономику менее конкурентоспособной в долгосрочной перспективе.
Кто-то в Украине по-прежнему мечтает о дешевом газе по внутрироссийским ценам? Но в России к 2014 году решено перейти на принцип равнодоходности и выровнять уровень внутренних и экспортных цен. Кроме того, любители дешевого газа очень вероятно столкнутся с проблемами на внешних рынках.

«При выходе с тем или иным товаром, содержащим существенную долю дешевых энергоресурсов, на третьих рынках вы нарушите условия конкуренции, — предупреждает В.Пятницкий. — И тогда можете стать объектом расследований — антидемпинговых либо компенсационных. Полученный вами выигрыш будет полностью нивелирован применением против вас тех или иных защитных мер. Все время жить на вулкане, получая ресурс, который сегодня дешевый, а завтра может быть по мировой цене, и при этом быть постоянным объектом применения защитных мер? Наверное, это один из вариантов развития событий, если основным смыслом участия в Таможенном союзе является временное получение выгоды от более дешевого ресурса в виде нефти или газа».
Допустим, россияне могут на какое-то время снизить для нашей страны цену на газ до внутрироссийского уровня. Но сколь долго это продлится? И будет ли вхождение Украины в ТС единственной жертвой, которую придется за это принести?
Без слияния «Нафтогаза» с «Газпромом» российский монополист на снижение цены не пойдет, уверен директор энергетических программ Центра «Номос» Михаил Гончар. По примеру с «Белтрансгазом» (за который Лукашенко хотелось получить 17 млрд. долл., но потом пришлось довольствоваться
2,5 млрд. долл. за 50%), «Нафтогаз» оценят очень низко, процентов в пять от стоимости «Газпрома», прогнозирует эксперт, а затем на эту сумму россияне могут поставлять в Украину дешевый газ примерно года два—два с половиной. А, может, и меньше — кто знает, что еще может случиться на мировом рынке?
Но без слияния «Нафтогаза» с «Газпромом», акцентирует М.Гончар, на дешевый газ рассчитывать не стоит даже в рамках Таможенного союза. Потому что НАК для российского монополиста — это возможность манипулировать внутриукраинскими ценами на газ, «золотой ключик» к активам украинского олигархата. Поэтому дешевый газ может обойтись слишком дорого не только Украине как государству, но и отдельным ее не самым бедным гражданам, для которых, возможно, суверенитет страны и не такая уж большая ценность, но которые вряд ли хотят, чтобы кто-то большой и сильный залез в их собственный карман.

Накануне

Не нужно себя обманывать: Таможенный союз и ЕЭП — это не равноправный союз его участников, в котором возможности для развития получает каждый. Это в ЕС позиции сильных партнеров всегда могут быть уравновешены мнением многих менее влиятельных стран. Ни Германия, ни Франция не имеют возможности продавить в Евросоюзе решение, выгодное исключительно им. ТС же — это геополитический и геоэкономический проект России. В нем 57 голосов принадлежит РФ, а Беларуси и Казахстану — по 21 (при том, что решение принимается двумя третями голосов). В нем за основу Единого таможенного тарифа были взяты 92% российских импортных пошлин. В нем Россия получает 87,97% ввозных таможенных сборов, а Казахстан и Беларусь — 7,33% и 4,7%. В нем, вопреки обещаниям совместного похода, в ВТО готовится вступать только Россия. Продолжить?
Неужели «всего лишь» углубленную и всеобъемлющую зону свободной торговли с ЕС можно променять на «полноправное» членство в таком Таможенном союзе?
Евросоюз снова недоуменно пожимает плечами: дело ваше, мы навязываться не будем. Но в очередной раз из Еврокомиссии напомнили: Украина может заключать любые торговые соглашения в соответствии с ее экономическими приоритетами, но ее присоединение к Таможенном союзу со странами, которые не либерализировали свою торговлю с ЕС и в которых применяются общие таможенные тарифы, сделает невозможными переговоры с ЕС о зоне свободной торговли.
Официально Киев сегодня говорит очень четко: сотрудничество Украины с Таможенным союзом не будет противоречить курсу на членство в ЕС.
«Уже в этом году мы стремимся путем компромисса устранить разногласия в позициях и выйти на окончательное подписание Соглашения об ассоциации и создании зоны свободной торговли», — заявил в четверг президент Янукович, выступая с ежегодным посланием с трибуны парламента.
«МИД Украины работает над тем, чтобы донести до всех наших зарубежных партнеров содержание ежегодного послания президента Виктора Януковича к Верховной Раде. Рассчитываем, что наши партнеры, особенно в ЕС, самым внимательным образом отнесутся к четко очерченным президентом Украины приоритетам. И это поставит точку в абсолютно необоснованной развернувшейся в последние дни дискуссии о якобы возможном отклонении Украины от евроинтеграционного курса», — сообщил в комментарии «Интерфаксу-Украина» директор департамента информационной политики МИД Олег Волошин.
Неофициально наши собеседники из высоких кабинетов в разных органах власти также убеждают: Украина таки подпишет соглашение с ЕС, а Таможенный союз останется партнером. Но признают: времена становятся все более сложными, а россияне все более жесткими. В декабре выборы в Думу, а значит, Москве пора определяться, кто в России будет самым главным. Украина превращается в одно из главных полей боевых действий в сражении между Путиным и Медведевым. Избежать этого мы никак не сможем. Более того, в России как в партнере мы, в самом деле, нуждаемся объективно. Поэтому взамен членства Украины в ТС ей нужно обязательно что-то предложить, например, какое-то «особое», «приоритетное» или, пускай, даже «стратегическое» (жалко что ли?) сотрудничество с Таможенным союзом.
Оптимальным для Украины, говорят наши собеседники, как эксперты, так и представители власти, могло бы стать одно соглашение о зоне свободной торговли между Украиной и Таможенным союзом вместо трех ныне действующих двусторонних документов о ЗСТ с Россией, Беларусью и Казахстаном. Согласится ли на это Россия — большой вопрос.
Поэтому в недрах некоторых украинских институций был придуман еще один вариант — формула «3+1», о которой упомянул в послании президент. Что это за «пакетное соглашение», все пока теряются в догадках. Насколько глубоко проработана предложенная формула — тоже вопрос. Наши источники из администрации президента, знакомые с сутью нового формата, поясняют, что он мог бы включать в себя, в частности, секторальные соглашения о свободной торговле, создание «свободных экспортных зон», реализацию совместных программ развития инфраструктуры и транзитных коридоров, унификацию тарифов и правил транспортных перевозок, совместную модернизацию системы госстандартов по европейским образцам, разработку и внедрение механизмов повышения эффективности сотрудничества таможенных и налоговых органов, создание общего рынка образовательных услуг и многое другое.
Более подробное описание формата «3+1», по всей видимости, будет презентовано лично Владимиру Путину.
О том, насколько заманчивые предложения привезет с собой российский премьер, какие методы психополитического давления на украинское руководство применит, не исключено, мы никогда не узнаем. Сегодня можно только догадываться, по каким больным мозолям украинского президента планирует потоптаться и на каких тонких струнах Януковича намерен сыграть Путин: это стремительно растущее социальное недовольство, несговорчивость МВФ, безудержная коррупция команды ошибки молодости или всепоглощающая жажда личной власти.
Насколько подготовлен к этой встрече Янукович? Насколько хорошо осознает все риски и понимает все последствия возможного решения сменить европейскую интеграцию на евразийскую?
Готов ли он к ошеломительному внешнеполитическому поражению и радикальному изменению отношения к себе со стороны мировых лидеров, с которыми было так приятно и престижно встречаться? Вряд ли они захотят в будущем видеть непредсказуемого и непоследовательного политика, не способного держать слово ни перед избирателями, ни перед зарубежными партнерами. Готов ли он ограничить основной круг международного общения Путиным (Медведевым), Назарбаевым и Лукашенко?
Помнит ли Янукович, что жертвы, принесенные им в Харькове в угоду российским коллегам, так и не были оценены ими по достоинству? Знает ли он поговорку «дашь палец — всю руку откусит», чувствует ли, что россияне претендуют уже на весь организм?
Осознает ли президент, что едва начавшая срастаться страна в одночасье может вновь расколоться на два непримиримых лагеря? И вместо несостоявшегося ПіСУАРа (Південно-Східна Українська Автономна Республіка) мы вполне можем получить ЦЕНЗУРу (Центрально-Західна Українська Республика).
Понимает ли он, что украинцам так долго твердили о евроинтеграции, так гордо заявляли о финишной прямой к ассоциации с Евросоюзом, что они, наконец, поверили в европейскую мечту? А в условиях, когда нечем платить за квартиру и уже почти нечем кормить детей, отказ от мечты может стать детонатором грандиозного взрыва. И тогда принесенная жертва окажется абсолютно напрасной. Поскольку то, ради чего она приносилась — власть, — просто вывалится из рук и будет поднята кем-то другим.
В окружении президента, включая ближайшее, есть люди, способные осознать и донести до президента все эти риски. Потому что они тоже рискуют потерять свою частичку власти в этой стране, свои потоки и возможность поучаствовать в «распиле» — как в случае потери суверенитета страны, так и народного бунта.
 Но какое решение в конце концов примет В.Янукович (для которого нынче главный враг — отнюдь не Тимошенко, а социалка, и главная цель — сохранить власть), зависит от того, какая власть нужна ему сегодня — реальная, или он согласен и на бутафорскую. И от того, насколько важно для него, кем он способен запомниться потомкам — державником и реформатором или мелким вассалом, лишившим страну независимости.