За несколько дней до вынесения бюджета на рассмотрение правительства дискуссии в треугольнике парламент - Минфин - Нацбанк накалились до предела. Встречались стороны и в профильных парламентских комитетах: по вопросам бюджета и по вопросам налоговой и таможенной политики. Сюжетная линия сводилась к попытками выяснить, кто чем занимается.

Еще в сентябре Минфин подготовил свою версию бюджета и теперь правит ее по собственному усмотрению. В это же время Нацбанк и МВФ ведут переговоры по поводу макропоказателей будущего бюджета. Минэкономики только на днях обновило свой макропрогноз, но почему-то не хочет его озвучивать.

Стороны не обладают полной информацией о деятельности друг друга. В связи с этим на последнем заседании бюджетного комитета царила напряженная атмосфера. Обсуждался проект финплана-2015.

Первый замминистра финансов Игорь Уманский то и дело отбивался от депутатских нападок. Все потому, что он не мог оперировать окончательными расчетами и ссылаться на законодательство - реформы еще не приняты.

- Что вы закладываете на ремонт дорог? - спросил Павел Унгурян из НФ.

- По дорогам решение еще не принято. В той версии, которая выносилась на рассмотрение 15 сентября, и пока мы это оставляем, расходы "Укравтодора" на содержание и капитальное строительство будут осуществляться из расходов общего фонда. Это около 17 млрд грн, - уклончиво ответил Уманский.

- Какие средства заложены на покрытие дефицита Пенсионного фонда? Есть ли у вас расчеты по замене системы льгот на адресную? - наступил на больную мозоль Петр Ванат, тоже из Народного фронта.

- Мы предусматриваем увеличение расходов, но сейчас пересчитываем заложенные показатели. Это связано с изменением ставок ЕСВ. Мы планировали 15%. Сейчас будем пересчитывать по 25%. В результате вырастут доходы ПФ и уменьшится необходимость балансировать его через дотации из бюджета.

Решения правительства по переходу на адресность льгот не принимались. Окончательных решений по изменению социальной политики и механизмов предоставления субсидий нет, - сказал чиновник.

Депутатский поправки - отдельная проблема для Минфина. Представители парламентского большинства согласовывают проект бюджета с министерствомв теневом режиме. Чувствуется, что учитывать эти правки министерству не хочется.

Бюджетные параметры и так нужно рассчитать, исходя из несуществующего законодательства, согласовать с МВФ и НБУ. Тем не менее, с депутатскими пожеланиями тоже надо что-то делать. Нужна поддержка проекта парламенте.

По словам Уманского ситуация обстоит следующим образом.

- В последние дни большинство представителей бюджетного комитета имели возможность вместе с Минфином отрабатывать предложения как распорядителей, так и фискальных органов.

В понедельник Министерство экономики отправило нам на согласование обновленный вариант макропрогноза. Надеюсь, на ближайшем заседании правительства он будет одобрен. Мы, Минфин, согласовали этот прогноз с условием, что его должен одобрить Нацбанк.

В среду запланировано внутреннее балансовое совещание под руководством премьера по доходной части. В четверг состоится еще одно такое же совещание по расходам. После этого мы надеемся выйти на баланс и удержать дефицит на уровне показателей, которые отвечают программе stand-by МВФ.

Дефицит должен быть 3,7% ВВП. Не более. В нынешних цифрах - 63,7 млрд грн.

В пятницу мы планируем вынести на рассмотрение Кабмина законопроекты, которые позволят нам сбалансировать доходную и расходную части.

Речь идет о проектах поправок в Бюджетный и Налоговый кодексы, проект закона о едином социальном взносе. Мы предлагаем, но пока это переговорный процесс с НБУ и МВФ, внести изменения в закон о Нацбанке.

Также на уровне Минфина обсуждается идея денонсации соглашения (о предотвращении двойного налогообложения c Кипром. - ЭП). Если удастся согласовать, в пятницу планируется также вынесение законов об урегулировании ситуации в сфере игорного бизнеса.

У нас есть предложения от основных распорядителей. Есть дополнительные предложения по увеличению расходной части на 110 млрд грн.

Я не берусь прогнозировать, чем закончится обсуждение с парламентскими фракциями. На вторник дополнительных расходов мы наколядовали с депутатами еще на 40 млрд грн. С таким балансом, точнее, его отсутствием, мы не имеем права выносить бюджет на рассмотрение правительства.

Без четкой аргументации распорядителей по расходам мы будем вынуждены принимать решения в рамках средств, которые реально получить.

О расходах на оборону: у нас есть тот объем ресурсов, который есть. Если мы увеличиваем расходы, мы должны четко понимать, где мы их сокращаем.

Надеюсь, по итогам совещаний мы выйдем на показатели, которые лягут в основу госбюджета-2015. Правительство ставило задачу вынести проект на рассмотрение Кабмина в пятницу вместе с пакетом упомянутых законов.

Заветная цель нового главы парламентского комитета по вопросам бюджета Андрея Павелко, БПП, - встретиться с главой НБУ Валерией Гонтаревой.

Депутаты неоднократно просили "пани Гонтареву" прийти в комитет и рассказать о будущей денежно-кредитной политике регулятора в целом и курсе гривны в частности. "Пани Гонтаревой" эта идея пришлась не по душе.

Приглашение она проигнорировала. На заседании комитета присутствовал исполняющий обязанности замглавы НБУ Владислав Рашкован. Замена вызвала возмущение депутатов. Они расценили это как неуважение к себе.

- Валерия Алексеевна обязательно придет на следующее заседание. Прямо в данный момент идет дискуссия с МВФ по поводу макроэкономических показателей на следующий год, - оправдал свое начальство Рашкован.

Он прояснил, какую лепту готов внести НБУ в сбалансирование госбюджета.

- Мы обсуждаем цифру по перечислениям НБУ в госбюджет-2015 в диапазоне 38,5-40 млрд грн. Мы работаем с МВФ, чтоб эта цифра была увеличена.

Несмотря на возмущение депутатов по поводу отсутствия Гонтаревой, бюджетному комитету, в отличие от комитета по вопросам налоговой и таможенной политики, повезло больше. На его заседании все-таки присутствовали представители Минфина и НБУ.

В тот же день в налоговом комитете рассматривался проект поправок в Налоговый кодекс, который депутаты также получили в теневом режиме.

Заседание посетила лишь директор департамента методологической работы по вопросам налогообложения ГФС Нели Привалова. Ни главы ГФС Игоря Билоуса, ни куратора налоговой политики от Минфина Дениса Фудашкина не было.

Депутатов это расстроило. Дискутировали между собой. Принять какое-либо решение было невозможно: официально законопроект в комитет не подавался.

- Существующий документ мы поддержать не готовы, - сообщил журналистам глава комитета Роман Насиров, БПП.

В распоряжении ЭП оказались наработанные комитетом замечания в отношении основных новелл законопроекта. С ними можноознакомиться тут.