В рейтинге Всемирного банка Doing Business-2014 Украина по показателю легкости ведения бизнеса занимает 96-е место из 189 стран. Одной из основных причин такой низкой позиции нашей страны в рейтинговой таблице, по мнению специалистов, является действующая на сегодня налоговая система. Предприниматели, юристы и бухгалтеры уже устали повторять, что она является одной из самых запутанных в правовой системе Украины, что дает возможность контролирующим органам взымать штрафы, поборы и попросту грабить бизнес.
Наша страна имеет сложное законодательство, большое количество норм закона можно толковать неоднозначно, некоторые законодательные акты недостаточно согласованы и противоречат друг другу. Эти утверждения в течение многих лет часто звучали с разных трибун. Что еще печальнее, как показала практика применения налогового законодательства, изменения, вносимые доныне в законы Украины по вопросам налогообложения, не разрешали накопившиеся вопросы, а наоборот, способствовали появлению новых проблем. Для страны это означает уменьшение инвестиционной привлекательности, повышение уровня тенизации экономики, снижение конкурентоспособности украинских товаров и услуг на мировом рынке, сокращение бюджетных поступлений и т. п.
Преодоление острого и затяжного кризиса экономики Украины остается одним из приоритетных заданий нового парламента. И депутаты нового созыва уже успели зарегистрировать ряд законопроектов, направленных на поддержку отечественного бизнеса и оздоровление экономики страны.
Стоп проверкам
Ранее от правительства довольно часто можно было слышать слова о необходимости развития малого и среднего бизнеса, привлечения в экономику иностранных инвестиций, и новоизбранная Верховная Рада подхватила эту эстафету. Группа внефракционных народных депутатов подготовила законопроект №1053 «О внесении изменений в раздел ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса Украины относительно установления моратория на усиление фискального давления». Практически одновременно с этим документом был зарегистрирован похожий законопроект №1054 «О моратории на проведение проверок субъектов хозяйствования». Предпосылкой для такой инициативы, возможно, стали неоднократные замечания экспертов и самих предпринимателей о том, что сегодня обнищавший малый и средний бизнес нуждается в некоторой «передышке» для того, чтобы окрепнуть и приносить максимум пользы государству.
Шагая навстречу бизнесу, парламентарии в рамках законопроекта №1054 предложили довольно смелую перспективу: установить временный, до 31 декабря 2019 г. запрет на проведение плановых и внеплановых проверок субъектов хозяйствования органами и должностными лицами, уполномоченными осуществлять государственный надзор в сфере хозяйственной деятельности. Кроме тех случаев, когда сам предприниматель изъявит желание быть проверенным и подаст на сей счет письменное заявление. «Минимизация административного вмешательства государства в предпринимательскую деятельность путем установления моратория на проведение плановых и внеплановых проверок субъектов хозяйствования позволит им сосредоточиться на развитии бизнеса, уменьшит коррупционные риски во взаимоотношениях государства с бизнесом», – говорится в пояснительной записке. Кроме того, установив мораторий на проверки, государство продемонстрирует определенный уровень доверия к субъектам предпринимательской деятельности, что поспособствует повышению их ответственности и будет стимулировать их к добросовестному выполнению установленных законом требований, считает авторская группа, работавшая над созданием документа.
Политика повышения налогов не способствует наполнению бюджета, поэтому для экономического развития страны нужно переходить к стимулирующей фискальной политике, считают авторы проекта №1053. Действенность таких мер подтверждена, в частности, практикой налоговой реформы Грузии. Так, в 2004–2005 г. там уменьшили ставки основных налогов вдвое, а поступления в бюджет от них при этом выросли в 5 раз.
Однако надо прямо сказать, что не все верят в то, что такие нормы будут успешными. Предпринимателям остается только надеяться, что данные законопроекты не останутся лишь законодательной инициативой, а будут успешно реализованы. Тем более, что в Верховной Раде зарегистрирован еще один законопроект, направленный на создание эффективного механизма защиты прав субъектов хозяйствования от незаконных решений, действий или бездействия проверяющих инстанций. Речь идет о законопроекте №1265 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усиления ответственности должностных и служебных лиц контролирующих органов». Он был внесен во исполнение коалиционного соглашения, подписанного депутатами ВР VIII созыва.
Сегодня остается нерешенной проблема ответственности должностных лиц контролирующих органов при осуществлении ими своих полномочий, что дает им права и возможности действовать несколько вызывающе. Ни для кого не секрет, что субъекты хозяйствования довольно часто оказываются в ситуации, когда проверяющие своими неправомерными действиями нарушают их права, тем самым нанося значительные убытки. А к ответственности соответствующие должностные лица практически никогда не привлекаются.
«Сегодня налоговые органы крайне редко проводят действительные проверки, сопровождающиеся выходом ревизора на предприятие, изучением и анализом его бухгалтерских и иных финансово-хозяйственных документов, проверкой наличия товарно-материальных ценностей. Как правило, проверки проводятся невыездные, т. е. ревизор, не выходя из кабинета, делает умозаключения о фиктивности хозяйственных операций. На том лишь основании, что получил от другого налогового органа или оперативного работника налоговой милиции сведения, что контрагента налогоплательщика не нашли по месту регистрации, и проверить его не представляется возможным, поэтому все субъекты, которые когда-либо имели с ним отношения, являются фиктивными фирмами, транзитными предприятиями, и их сделки являются ничтожными», – прокомментировал такую ситуацию судья Киевского окружного административного суда Андрей Волков. В дальнейшем таким «потерпевшим» предпринимателям практически невозможно добиться возмещения нанесенного им ущерба.
Данная проблема обостряется законодательными барьерами, которые как раз и блокируют такой механизм возмещения. Ведь в Налоговом кодексе определено, что убытки, причиненные неправомерными действиями должностных лиц контролирующих органов, должны возмещаться за счет бюджетных средств, предусмотренных таким контролирующим органом. Отсюда следует, что в случае, когда соответствующий контролирующий орган не предусмотрел такие деньги на следующий бюджетный год, хозяйствующий субъект не получит никакой компенсации.
Законодатель утверждает, что реализация положений законопроекта №1265 позволит создать эффективный механизм защиты прав предпринимателей от незаконных решений, действий и бездеятельности проверяющих. Проектом закона предусматривается внесение изменений в ст. 21 НК «Обязанности и ответственность должностных лиц контролирующих органов», согласно которым ущерб, причиненный незаконными решениями, действиями или бездействием должностных лиц контролирующих органов при осуществлении ими своих полномочий, возмещается государством независимо от вины этих должностных лиц.
Налоговый компромисс
Вопрос налоговой амнистии обсуждается весь текущей год. Многие эксперты утверждают, что реформирование налоговой системы Украины невозможно без такого важного элемента, как налоговый компромисс. Такой шаг необходим как предпринимателям, так и фискалам для того, чтобы наладить диалог и начать строить новую систему взаимоотношений, основанную на законодательстве.
Сейчас в Верховной Раде зарегистрированы 2 законопроекта, предлагающие налоговый компромисс. Оба документа были рассмотрены в рамках комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики 10 декабря 2014 г. «Хочу напомнить, почему родился такой законопроект. Потому что бизнес говорил: нас заставляли работать вне рамок закона, и мы вынуждены были нарушать законодательство. Для того, чтобы начать работу с «чистого листа», и была разработана идея налогового компромисса», – отметила директор департамента методологической работы по вопросам налогообложения ГФС Неля Привалова.
Разработка законопроекта также обусловлена тем, что значительное количество налоговых уведомлений-решений, которые находятся в стадии административного или судебного обжалования, принимались контролирующими органами в результате расширенного, иногда искаженного толкования ГФС норм Налогового кодекса. «Налоговый компромисс – это один из фундаментов реформы, без него не будет наполнения бюджета. Чем больше будут «зажимать» бизнес, тем больше он будет уходить в тень», – уверен народный депутат Сергей Мищенко.
Принятие данного законопроекта позволит вывести экономику из тени. Результатом добровольного декларирования ранее недоплаченных налогов и сборов станет поступление средств в бюджет. Парламентарии уверяют, что нынешние законопроекты учитывают международный опыт в части освобождения от ответственности налогоплательщиков при добровольном декларировании денежных обязательств по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль предприятий. Оба законопроекта направлены на освобождение налогоплательщиков от финансовой, уголовной и административной ответственности, если предприниматель сам признается, что ранее работал, нарушая законодательство, и добровольно погасит задекларированный процент от того долга, который накопился за определенный период.
«Распространять действие налогового компромисса на сроки, когда власть не заставляла предпринимателей работать вне рамок закона, неуместно», – предупредила Н. Привалова. Это говорит о том, что если один из законопроектов будет принят, он будет распространяться только на те незаконные операции предпринимателя, которые он проводил до апреля с. г., поскольку в настоящее время никто не заставляет бизнес «обходить» законы. Результатом обсуждения стало решение комитета включить оба законопроекта в повестку дня ближайшей сессии Верховной Рады.
Проблемный НДС
9 депутатов, представляющих все фракции, создавшие коалицию в новой Верховной Раде 1 декабря с. г., зарегистрировали законопроект №1141, который предусматривает отмену с 1 января 2015 г. НДС-счетов. Данный законопроект также был рассмотрен в ходе работы профильного комитета 10.12.2014 и вызвал самые жаркие обсуждения.
Напомним, что вопрос электронного администрирования НДС стал камнем преткновения между ГФС и бизнесом. Авторы законопроекта №1141 указывают на возможные негативные последствия введения электронного администрирования НДС для предприятий. В частности, они отмечают риск постоянного отвлечения оборотных средств субъектов хозяйствования, что может привести к их банкротству. Кроме того, депутаты отметили, что введенная Законом №1621-VII от 31.07.2014 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законы Украины» система электронного администрирования НДС не обсуждалась с общественностью. Учитывая это, а также принимая во внимание отсутствие аналогичных норм в международной практике, невозможно осуществить в полной мере оценку эффективности и рисков внедрения такой системы.
По сравнению с действующим механизмом регистрации, количество налоговых накладных, которые будут задействованы в системе электронного администрирования НДС, значительно увеличит нагрузку в работе электронных систем, считает авторская группа проекта. Такое мнение поддерживают предприниматели и отмечают, что отсутствие технического тестирования может привести к возможным остановкам или сбоям в электронной системе. Учитывая это, а также то, что эта система будет полностью базироваться на интернете, это может привести к дестабилизации работы предприятия, безосновательному применению к налогоплательщикам штрафных санкций за нарушение налогового законодательства, несвоевременной уплате налога в бюджет.
Поднимая вопрос об отмене такой системы, предприниматели отмечали, что она не отвечает заявленной цели. Изначально прогнозировалось, что система электронного администрирования НДС, прежде всего, поспособствует ликвидации «налоговых ям» и схем махинаций. Но данный закон привел к большому резонансу в обществе, особенно среди малого и среднего бизнеса, поскольку последние увидели в такой системе механизм по уничтожению своих предприятий. По результатам голосования комитет ВР по вопросам налоговой и таможенной политики принял решение внести законопроект в повестку дня ближайшей сессии Верховной Рады. Также он просит Кабинет министров внести изменения в систему администрирования налога на добавленную стоимость и предлагает подготовить комплексные изменения по усовершенствованию системы администрирования НДС в рабочей группе совместно с профильным комитетом
Из Программы деятельности Кабинета министров Украины, утвержденной постановлением КМУ №695 от 9 декабря 2014 г.:
1. Дерегуляция и уменьшение количества точек соприкосновения бизнеса и государства:
модель количества и функций контролирующих органов – в соответствии со стандартами ЕС и Соглашения об ассоциации;
завершение сокращения количества контролирующих органов с 56 до 28, функций – с 1032 до 680 – первое полугодие 2015 г.;
на втором этапе – приведение количества и функций контролирующих органов в полное соответствие с европейскими стандартами – 2016 г.
2. Сокращение количества налогов с 22 до 9 – первый квартал 2015 г.
3. Внесение изменений в Налоговый кодекс – первый квартал 2015 г.
4. Объединение налоговой и бухгалтерской отчетности. Гармонизация с нормами Международных стандартов финансовой отчетности – 2015–2016 гг.
5. Снижение налоговой нагрузки на малый и средний бизнес:
двукратное уменьшение ставки единого налога (внесение изменений в Налоговый кодекс) – первый квартал 2015 г.;
запрет проверок контролирующими органами – в течение 2015–2016 гг.
6. Введение института налогового компромисса с целью полного декларирования имеющихся активов и введение обязательного декларирования доходов – 2015 г.
7. Внедрение новой системы администрирования НДС – 2015 г.
Комментарии
Оксана Продан, народный депутат Украины
– Я очень рада тому факту, что в ходе встреч рабочей группы Министерство финансов согласилось с тем, что с 1 января 2015 г. не сможет заработать система электронного администрирования НДС. Объясню, почему. Эти нормы принимались правительством при условии, что до 01.01.15 они будут изменены. Однако прошло 4 месяца, а изменений нет. И мы понимаем, что если просто отсрочить, а не отменить данные положения, мы будем иметь такие же проблемы и дальше, и инвесторы в Украину не пойдут. Кроме того, эти нормы, которые могут вступить в действие с 01.01.15, предполагают страшные вещи – они предусматривают, что государство отказывается выполнять свои обязательства в рамках данного закона.
Я абсолютно убеждена, что сегодня власть должна дать возможность людям зарабатывать. Мы должны максимально снизить коррупционную составляющую и давление государства на людей. И второе: мы должны снизить ставку единого социального взноса, чтобы легализовать доходы физических лиц. А когда будет легко платить налоги, можно говорить о каких-то дополнительных санкциях, но начинать надо с чиновников. С 1 января начнет работать антикоррупционное законодательство. Пусть государство сначала проконтролирует себя и своих представителей.
Сергей Мищенко, народный депутат Украины
– Вопрос полномочий правоохранительных и фискальных органов носит политический характер. Чем больше власти у этих органов, тем больше возможностей давления на бизнес, на депутатов. Здесь должно быть доверие. Зачем это делать с помощью увеличения полномочий? Приведу пример. В Грузии налоговые инспекторы предоставляют свои услуги – они приходят на предприятие и помогают все рассчитать и сделать так, чтобы не было проблем с законом. Достичь доверия можно легко – надо дать инспекторам возможность помогать. Дать указание в области, районы о том, что они ответственны за наполнение бюджета, но не так, чтобы их боялись, а чтобы доверяли. Это комплексная работа.
Денис Фудашкин, заместитель министра финансов Украины
– Украина – не первая страна, которая рассматривает систему электронного администрирования НДС. В выводах Еврокомиссии, которая детально анализировала развитие будущей системы администрирования НДС еще в 2010 г., как один из методов было предложено частичное внедрение электронного администрирования этого налога. Эта система действительно вызвала оживленные дискуссии. Есть вопросы, связанные с тяжелым переходным положением, однако на сегодняшний день разработаны шаги и модели, которые смогут сделать переходной период максимально мягким. Мы можем стоять и дальше на месте, а можем начать работу и, учитывая недостатки, которые будут показывать себя, совершенствовать систему.
Игорь Билоус, председатель Государственной фискальной службы
– НДС – это 36% Государственного бюджета, это основной налог в нашем государстве. Проблема с этим налогом была всегда, практически с момента его учреждения. Т. е. эта проблема не новая, она была при всех правительствах, но только мы подошли к ее решению системно. Закон принят. Он не идеален, к нему предложено очень много изменений, которые отвечают практически на все вопросы. Предложен тестовый режим, который всем даст возможность понять, как работает система, и изменить те моменты, которые окажутся нерабочими. Давайте, наконец-то, проводить реформы. Эта система не распознает личностей, ей все равно, Пинчук это, Коломойский или рядовой гражданин, она заставляет всех платить НДС. А сегодня, давайте говорить правду, дисциплина оплаты НДС очень низкая.
Неля Привалова, директор департамента методологической работы по вопросам налогообложения ГФС
– ГФС Украины полностью в соответствии с Законом «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законы Украины» от 31.07.2014 подготовила нормативно-правовую базу и программное обеспечение для системы электронного налогообложения. Соответствующие разъяснения размещены на сайте ГФС и розданы всем нашим главным управлениям. Кроме того, за последние несколько месяцев мы собрали все замечания и предложения бизнеса, учли их и подготовили соответствующий законопроект, которым предусмотрены изменения в работу этой системы, чтобы смягчить переходный период.
Александр Долженков, народный депутат Украины
– Учитывая массовые обращения бизнеса, могу сказать, что никто, кроме контролирующих органов, не готов к внедрению электронного администрирования НДС. Ради справедливости хочу отметить, что данная идея имеет положительные моменты, поскольку действительно можно будет ликвидировать огромное количество налоговых ям. Система внедряет, так сказать, прозрачный механизм налогообложения, но почему-то не предполагает автоматический возврат НДС. Я не согласен с мнением о том, что все предложения и замечания бизнеса уже учтены.