«А вы знаете, какой фразой Николай Азаров закрыл последнее заседание совета по сотрудничеству Украина-Евросоюз, проходившего в июне 2013 года в Люксембурге? Я ее до сих пор помню», - признался Ян Томбинский, посол Евросоюза в Украине, в разговоре с «Европейской правдой», когда мы летели из Киева в Брюссель.
«Азаров дословно сказал следующее: ’Уверен, что следующая встреча, в 2014 году, состоится уже в новом формате - в формате Совета ассоциации’. Как видите, он оказался прав», - пошутил дипломат.
Совет ассоциации - новый орган, созданный в соответствии с Соглашением об ассоциации. То есть для того, чтобы оно состоялось, Соглашение нужно было подписать и ратифицировать.
Но, как хорошо знаем мы и как теперь знают в ЕС, доверять правительству Азарова стоило далеко не всегда - за несколько месяцев именно его правительство поставило крест на ассоциации, что в конечном итоге привело к началу революции, и - в июне 2014 года - к подписанию Соглашения.
Первое (а потому - историческое) заседание Совета ассоциации состоялось в Брюсселе в понедельник.
И хотя Азарова на нем не было и близко, одна деталь напоминала о его временах. Это постепенное уменьшение кредита доверия со стороны ЕС к украинским партнерам.
И хотя правительство пытается делать вид, что все хорошо, проблемы очевидны для журналистов, потому что выходят за пределы переговорных комнат.
«Мы начали неделю Украины в ЕС. Первое мероприятие - встреча с группой «друзей Украины», - объявил глава МИД Павел Климкин в понедельник утром.
(Термин «неделя Украины», к слову, запустила в публичное пространство именно «Европейская правда» - слишком уж много «украинских» визитов было запланировано в эти дни в Киеве и Брюсселе.)
Но заключительное двухдневное событие «украинской недели» неожиданно оказалось под вопросом - визит Порошенко в Брюссель в четверг-пятницу для участия в Европейском совете (саммите ЕС), скорее всего, не состоится.
«Против выступил Дональд Туск, новый президент Европейского совета. Он уверяет, что такой визит не ко времени, что лучше не ехать», - пояснил дипломатический источник «Европейской правды».
Но не надо обижаться на безусловного друга нашего государства, бывшего польского премьера Туска. Он прав - европейцы действительно «устали» от Украины. Еще немного - и слово «Украина» начнет их раздражать.
Да, нам хотелось бы верить, что мир сейчас крутится вокруг Донбасса и российской агрессии, но это не так. ЕС искренне желает Украине успеха, но не готов из-за этого закрыть глаза на все остальные события в мире.
Конечно, МИД продолжает настаивать на украиноцентричности Европы, а политический директор министерства Алексей Макеев шутит, публично приглашая «уставших от Украины дипломатов в донецкий аэропорт», но в здании на Михайловской площади также понимают, что одними лишь требованиями цели не достичь.
И поэтому начало «украинской недели в ЕС» решено было не омрачать традиционными для Киева требованиями ужесточить санкции против РФ, которые так раздражают европейцев.
И не зря раздражают, ведь Украина и сама не делает того, о чем просит Европу.
Мы требуем остановить торговлю с Крымом, инвестиции в Крым, ввести торговые ограничения против РФ, наконец, признать «ДНР» и «ЛНР» террористами. Но сколько пунктов из этого перечня выполнил сам Киев? Ноль, ни одного!
Конечно же, это дает европейским политикам четкий аргумент против ужесточения санкций с их стороны.
Но вернемся к событиям в Брюсселе.
Первое в истории заседание Совета ассоциации не принесло много приятного украинским участникам.
Нет, конечно же, это - историческое событие, и, пожалуй, каждому министру приятно было принять в нем участие, однако результатов встречи оказалось «не густо». В итоговом пресс-релизе нет ни слова о новых формах поддержки со стороны ЕС.
А премьер Арсений Яценюк, выйдя пообщаться с прессой, не смог скрыть некоторой раздраженности.
Лучшей иллюстрацией проблем стал диалог Яценюка и комиссара Йоханнеса Хана на пресс-конференции. На слова премьера «деньги нужны Украине уже на вчера», Хан ответил, что «вчера» их не будет, и сегодня тоже. А будут лишь после того, как Украина проведет реформы.
«Мы сделали все возможное, мы сократили 10% госслужащих, мы собираем налогов больше, чем раньше. Но мы не можем справиться с ситуацией только фискальными инструментами. Для изменений (реформирования) Украине нужен приток денег», - убеждал Яценюк своего визави в присутствии СМИ.
Одна Йоханнес Хан не изменил позиции. «Мы готовы и хотим предоставить Украине беспрецедентный уровень финансовой поддержки, но мне кажется, что должно быть понятно: условием такой поддержки является проведение реформ», - спокойно возразил тот.
На самом деле премьер Яценюк попал в ловушку, созданную его предшественником... премьером Яценюком. В Европе хорошо помнят что, несмотря на ротацию правительства, его руководитель работает еще с марта.
Правительство с марта дает обещания о реформах и большинство из них до сих пор не выполнены. А оправдания о неподконтрольной Раде в Европе не работают.
А потому кредит доверия близок к исчерпанию. Чтобы восстановить его, правительство будет вынуждено не только говорить о реформах, но и проводить их - именно на это рассчитывают в Европе.
Источники говорят, что в понедельник в Брюсселе Яценюк пытался убедить европейцев в том, что они должны отойти от принципов и поверить Украине еще раз, ведь реформам мешает война. Именно на этом основывался расчет главы правительства на закрытых встречах в рамках Совета ассоциации.
Чиновники уверяли, что они уже достигли успеха, ведь теперь - наконец - имеют программу действий.
«Сделать Украину историей успеха сложно, когда приходится воевать с ядерной державой, вооруженной до зубов», - убеждал глава правительства своих европейских партнеров. И он действительно прав.
Но здесь Яценюк во второй раз попал в ловушку, поставленную Яценюком-предшественником.
Только три месяца назад он лично убеждал европейских лидеров в том, что война - не помеха реформам. Тогда Брюссель аплодировал его заявлениям. А сейчас не может понять - что же изменилось?
Но самое главное - у ЕС нет доверия по поводу выполнения тех обещаний, которые дает «новый Яценюк». Брюссель видит, что, к примеру, координацией евроинтеграции никто всерьез не занимается. Первого вице-премьера, ответственного за евроинтеграцию, в правительстве так и не появилось. А в некоторые министерства уже начали «подсиживать» заместителей министра по евронаправлению, назначенных будто бы по конкурсу.
Что делать правительству в этой ситуации?
Выход один. Работать. Восстанавливать кредит доверия. Пока это еще возможно.