Децентрализация власти благодаря новым функциям местных советов поможет запустить во власть «новую кровь». Активная молодежь и опытные специалисты в разных отраслях получат возможность реально влиять на ситуацию на местах.
Время старых чиновников проходит
«Условия найма сотрудников органов местного самоуправления должны обеспечивать привлечение квалифицированного персонала на основе выяснения способностей и успехов в работе», - гласит Европейская хартия местного самоуправления, которую ратифицировала Украина. Исходя из опыта других западных стран, в Хартии рекомендуют найти возможности для того, чтобы сотрудники местной администрации получили соответствующую квалификацию, смогли получать достойную зарплату и продвигаться по службе.
Оплата должно уровня – один из дискуссионных вопросов. Сейчас в регионах она невысока, и среди чиновников находится немало желающих повысить ее за счет «решения вопросов», то есть за счет административного ресурса. Сторонники реформы в Украине считают, что от проблемы можно уйти за счет выборов на всех региональных уровнях.
«Необходимо дойти до каждого села, передать туда полномочия и ресурсы, и чтобы каждая громада имела право выбирать свою власть, оставлять налоги и использовать их на своей территории, - пояснял кадровую составляющую реформы В. Гройсман. - Нам нужно создать власть на территориях: областной совет, районный совет, которую будут выбирать люди. Не должно быть «посланников царя» в виде существующих сегодня губернаторов, которые будут расставлять непонятные кадры на территории. Эти люди должны в большинстве своем выбираться людьми и служить им».
В Польше в сельских гминах (наименьшая административно-территориальная единица, которая аналогична украинским громадам) власть получает весьма условную зарплату. Больше того, часть сотрудников работает вовсе на общественных началах.
Если посмотреть на украинские громады (пока что их точное количество – предмет дискуссии, но в результате реформы их будет около 1800): их материальное, техническое, инфраструктурное состояние, то становится страшно. Взять на себя ответственность за разбитые дороги, мирить между собой налоговые органы и предпринимателей, обеспечивать всем необходимым школы и т.д. за символическую оплату? Едва ли найдется много нынешних чиновников, готовых на подобные жертвы.
Однако недавний опыт создания центров предоставления административных услуг при органах местного самоуправления показывает, что зачастую чиновники не могут наладить работу даже при наличии зарплаты и указаний от центральной власти. В новых центрах, где люди легко должны были получать паспорта, оформлять справки и часть других документов, стояли огромные очереди. Реформы еще нет. Админцентры должны были стать первым ее практическим опытом. Но местная власть уже показала себя не лучшим образом. Что же будет дальше?
В соседней Польше гмины в 90-х годах тоже были бедны, а местная власть там также, как и в Украине, годами работала по централизованным коммунистическим лекалам. Как же получилось, что у соседей нашли люди, которые готовы быть управленцами за небольшие деньги, а в Украине все боятся пересмотра зарплаты?
Креативная власть
Мариуш Саган, кандидат экономических наук, директор отдела по стратегии и обслуживанию инвесторов мэрии Люблина говорит, что ключевой ресурс в концепции развития городов – это креативный класс. В одном из своих докладов польский эксперт говорит о талантливых жителях населенных пунктов, как о главной движущей силе децентрализации. На них и делают ставку гмины, повяты, воеводства.
За активностью креативного класса стоят вполне конкретные цифры. Саган говорит, что его деятельность подталкивает так называемую креативную промышленность - создание уникальных товаров и услуг: фестивалей, музеев, библиотек, СМИ, предметов искусства, элементов дизайна и т.д. Их реализация на глобальном рынке с 1996 по 2005 гг. росла на 6,4% каждый год. В 2005 г. креативная промышленность продавала на глобальном рынке товаров и услуг на сумму в 425 млрд. долл. И ее основа – небезразличные жители громад (общин, гмин или любых других базовых административно-территориальных единиц).
Однако местное население – это не только экономика и промышленность, пусть даже креативная, самобытная и основная для региона. Децентрализация подразумевает, что ее представители войдут в местное самоуправление. Закон должен предоставить возможность самым уважаемым представителям громады стать региональными лидерами в результате выборов. Изменения в Конституцию Украины, за которую парламенту еще предстоит проголосовать, это подразумевает.
Но молодые кадры из местных общественных организаций должны войти в органы местного самоуправления и на условиях найма. Кроме того, власть на местах должна открыть вакансии и дать возможность местным жителям занимать свободные должности после прозрачного конкурса. По принципу субсидарности (концентрация власти на самом далеком от центра уровне), органы местного самоуправления получат широкие полномочия. В том числе в их власти будет и их собственная кадровая политика. Есть вероятность, что старые чиновники не захотят делиться административным ресурсом. Отдавать власть всегда трудно. В этом случае жители сами смогут повлиять на свое участие в процессе управления. Способ простой и действенный – выбрать такого лидера, который изменит устаревшую модель и запустить во власть «новую кровь». Главное, чтобы люди действительно этого захотели.