Децентрализацию власти люди чаще всего воспринимают несколько отстраненно. Ведь говоря о ней, эксперты и чиновники подразумевают еще финансовую независимость целых регионов, а об интересах их жителей вспоминают намного реже. Но на деле децентрализация полномочий власти уже происходит, и касается она непосредственно рядовых граждан.
Речь идет о предоставлении административных услуг – оформлении паспорта, регистрации места жительства, выдаче выписок из реестров и многих других популярных запросах. Кабмин в течение нескольких месяцев пытается наделить этими полномочиями органы местного самоуправления.
Борьба за комфорт
Цель децентрализации предоставления админуслуг – применить прогрессивную модель, «обкатанную» во многих странах. При ней и людям удобно получать документы, и местные власти могут рассчитывать на доход от их предоставления. Но в Украине бороться за новую систему приходится в сложных условиях.
«В 2013 г. 47% населения пользовались административными услугами. 41% из них поставили государству «двойку» за качество их предоставления, - рассказывает советник вице-премьера, министра регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Александр Саенко. - Если мы посмотрим на перечень основных факторов, которые влияют на неудовлетворение качеством услуг, то на первом месте будут очереди. Это отмечают 23% человек. Следующий фактор, которые отметили 17% людей, - отсутствие пояснений по всем обстоятельствам дела. Для 13% людей негативно оценили качество админуслуг потому, что им пришлось обращаться в несколько центров, разбросанных территориально».
По закону «Об административных услугах» их децентрализация должна была начаться еще в 2013 г. Но пока что она добралась лишь до некоторых регионов и проходит только первый этап – создание «Прозрачных офисов» при местных советах.
Офис, в котором нет кабинетов, охраны, лишних перегородок с графиком работы шесть дней в неделю. Его сотрудники должны предоставлять самые востребованные населением административные услуги (около 40) непосредственно на месте, без очередей, взяток, волокиты и препятствий для обслуживания граждан. Так должны выглядеть идеальные Центры предоставления административных услуг (ЦПАУ) при органах местного самоуправления. В стране работают около 50 таких центров.
«Мы провели мониторинг в тех городах, где уже работают такие центры. Уже сегодня там качество услуг на 52% выше, чем в городах с разбалансированной системой», - говорит Саенко.
Но фактически модель улучшилась только за счет оформления помещения и желания сотрудников помочь людям. Дальнейшее улучшение «съедает» бюрократическая машина.
Бюрократы не сдаются
«Органы местного самоуправления не контролируют качество, скорость предоставления услуг органами исполнительной власти, - объясняет эксперт Центра политико-правовых реформ Надежда Добрянская. - Максимум, что они могут сделать – оборудовать офис, предоставлять посетителей о состоянии их заявки. Но они не могут ускорить взаимодействие между разными реестрами, чиновниками и кабинетами, которые находятся в разных органах исполнительной власти».
То есть заявки граждан на админуслуги по-прежнему контролируют неповоротливые госструктуры, которые контролируются центральной властью. Хотя закон об админуслугах позволяет отдать их на места, а порядок Кабмина, который правительство приняло в мае 2014 г., дает их перечень. Среди них выдача паспорта гражданина Украины и заграничного, регистрация юрлиц и физлиц-предпринимателей и прав на недвижимость, выдача выписок из земельного кадастра. С 1 октября предоставление этих услуг должно было происходить в ЦПАУ. Но в центрах сейчас очереди и неразбериха.
«Проблема в том, что Государственная миграционная служба, Государственная регистрационная служба и Государственное земельное агентство не подготовились к этому, - констатирует Добрянская. - За полгода, которые прошли с даты принятия перечня, они должны были разработать законопроекты и организовать их принятие через правительство в ВР. Это позволило бы обеспечить предоставление услуг через ЦПАУ. Но ведомства, фактически, саботировали политику Кабмина. С 1 января, по порядку Кабмина, в центры предоставления админуслуг также должна перейти выдача биометрических паспортов. Но законопроекта, который бы обеспечил эту процедуру, в ВР тоже до сих пор нет».
Эксперты называют две основные причины, по котором ведомства тормозят децентрализацию. Первая – нежелание местных чиновников делиться своим привилегированным правом принимать решения. Вторая – желание ведомств сэкономить на кадрах, поскольку зарплата госслужащего, который сейчас обслуживает заявки об админуслугах, ниже, чем заработок сотрудника органа местного самоуправления. Относительно других причин специалисты разводят руками.
Хотя сейчас происходят хоть какое-то продвижение в сторону децентрализации, в системе центральной власти заел механизм. Специалисты полагают, что под давлением общественности, ведомства начнут работать над законопроектами и отдадут на места часть своих полномочий. Работать над этим предстоит парламенту нового созыва и новоназначенному Кабмину.
Но подтолкнуть процесс децентрализации админуслуг могут и выборные органы местного самоуправления. Тем более, что это в их же интересах. Ведь если они отстоят права и наладят качественную работу ЦПУА, то получат политические дивиденды от представителей громады – своих избирателей.