Ухудшение социальных стандартов вывело американцев на массовые акции. Украинцы же пока готовы выйти на улицы только за еду. «Сытая» Америка всю уходящую неделю протестовала против ухудшения уровня жизни, увеличения безработицы и социальной несправедливости. В Нью-Йорке состоялся Марш Миллионов, с требованием поднять налоги для богаты. Подобные акции вспыхнули в других крупных городах США, к которым в ближайшее время присоединятся студенты крупнейших университетов. Аналитики прогнозируют, что эти социальные волнение, вызванные экономическими причинами, в ближайшее время только будут набирать оборот. И не только в США.
Еще в начале года в рейтинге готовности к революционным выступлениям, составленным газетой The Wall Street Journal, Украина заняла 22-е место из 85-ти. Наиболее «бунтоопасной» американцы назвали Кению. В первую десятку вошли Камерун, Пакистан, Нигерия, Индонезия, Филиппины, Гватемала, Марокко, Иордания и Азербайджан. Украину в протестных настроениях также опередили Вьетнам, Ливия, Индия, Узбекистан, Египет, Боливия, Грузия, Туркменистан, Доминиканская республика и Тунис. Следующими за Украиной оказалась Босния и Герцеговина. Иран занял лишь 27 ступеньку, опередив на два пункта Беларусь. Традиционно «бессмысленный и беспощадный» в ближайшее время вряд ли угрожает Россия, которая заняла 40-е место. А самой спокойной страной оказалась Швеция. Рейтинг стран, где возможны протесты, составлен на основе трех критериев - социальная несправедливость, склонность к революциям и то, какую часть из общих расходов в семье составляют расходы на пищу.
Не известно, как с начала года изменилась оценка украинцев о социальной справедливости в стране, но траты на еду выросли, что сказывается на «революционном порыве» населения.
Именно с едой связана едва ли не самая колоритная украинская акция протеста. Случилось это еще тогда, когда наша страна носила название Украинская Советская Социалистическая Республика. Накануне Рождества, 6 января 1990 года в Чернигове на перекрестке улиц Рокоссовского и Доценко в «Жигули», ожидавшие зеленого сигнала светофора, въехала «Волга». В представительском (по рамкам СССР) автомобиле сидел, кроме водителя, чиновник облисполкома. Но не это перевернуло провинциальный город вверх ногами – от удара у «Волги» открылся багажник, в котором соотечественники «слуги народа» увидели колбасу, окорок, консервы и прочую снедь, не попадавшую тогда на прилавки магазинов. Чиновник очень оперативно исчез, что спасло ему, если не жизнь, то уж здоровье точно. Простые смертные, вспомнившие, что, кроме морской капусты и березового сока, существует еще много более вкусных продуктов, перевернули «Волгу», устроив из нее импровизированную трибуну. После непродолжительного митинга толпа двинулась «поговорить с властью». Тогда черниговских бонз спасло чудо и ставшее теперь нарицательным благодушие украинцев. Как ни странно, сообщение о черниговском событии попало даже в центральные средства массовой информации. Результатом мини-революции стало кратковременное наполнение магазинов областного центра хоть какими-нибудь продуктами питания.
В 1997 году продуктов стало несколько больше, чем при развитом социализме, а покупать их было более целесообразно на рынках. Именно на эти торговые точки замахнулись депутаты львовского городского совета, принявшие решение запретить торговцам заниматься своей деятельностью в воскресенье. «В воскресенье надо ходить в церковь», - таким был главный аргумент депутатов.
Данного мнения торговцы не разделяли, и в едином порыве несколько тысяч «базарников» блокировали Ратушу. Пытавшийся покинуть здание тогдашний мэр Львова Василий Куйбида, не имевший к «гениальному» решению никакого отношения, был настигнут взбешенными женщинами, которые составляли подавляющее большинство протестантов, и едва не был избит. Депутаты, поняв, что работники прилавка являются наиболее революционной силой, быстро отменили свое постановление.
В сытые «нулевые» народ выходил на улицы исключительно по политическим мотивам. Акция «Украина без Кучмы» стала своеобразным предвестником и репетицией Оранжевой революции 2004 года. Но наступило «Покращення життя вже сьогодні», и граждане Украины опять начали выходить на улицы с сугубо экономическими требованиями. Вполне возможно, что сейчас мы находимся накануне действительно массовых акций протеста. «Налоговый» и «предпринимательский» майдан уже вошли в историю, штурм «афганцами» и «чернобыльцами» Верховной Рады может иметь продолжение. Ситуация может взорваться, например, неуклюжим действиям налоговиков, которые вчера проводили обыск в помещении организации воинов-афганцев «Никто кроме нас» во исполнение поручения следственного отдела налоговой милиции ГНА в Донецкой области и постановления Центральногородского районного суда г. Макеевки. Обыск проводился в рамках расследования уголовного дела, возбужденного по факту уклонения от уплаты налогов в особо крупных размерах по ст. 212 ч. 3 Уголовного кодекса Украины. Потом в Налоговой сказали, что они просто ошиблись дверью (за день до этого по такой же причине «потрусили» крупнейшую ИТ-компанию страны).
Однако, в четверг было горяче не только в Донецке. В этот день озлобленными пенсионерами чуть не был избит мэр Черкасс Сергей Одарыч. Городской голова предложил сократить количество троллейбусов для льготников, льготники попытались объяснить мэру, что этого делать не стоит. Несколько минут плотного общения с пенсионерами, очевидно, теперь изменит мнение Одарыча.
Кстати, среди недели американские бунтари ворвались в здание Сената и устроили митинг прямо в холле. Украинские же «чернобыльцы» ограничились повреждением дверей Верховной Рады. Возможно из-за того, что после перепроизводства в Украине ныне снижаются цены на картофель, капусту и морковь (на цены на мясо и молоко уже многие в стране даже не реагируют). А потому до настоящих акций протестов в Украине далеко – минимум, пока весной не сгниет «борщовой набор».