Умные люди давно предвидели, что разочарование «донецких» в Януковиче будет гораздо более сильным, чем «оранжевых» — в Ющенко. Виктор, который Андреевич, стал объектом пылкой, но быстро проходящей влюбленности. А вот Виктор, который Федорович, был счастливым обладателем очень-очень стабильной группы поддержки.
Его избиратели терпеливо прощали ему все — от неоднозначного прошлого до заметных затруднений в формулировании собственных мыслей (а Янукович-президент — это просто Цицерон в сравнении с Януковичем-губернатором!). Закрывали глаза на лакуны в литературных и географических познаниях «доктора экономических наук». И терпели бы дальше, и прощали бы до сих пор, если бы это чертово «покращення» наконец случилось. В смысле, случилось для всех земляков и симпатиков президента, а не только отдельных представителей Донбасса. Но не признавать очевидного нельзя — Донецк и Янукович друг другу больше не «свои».
Глупо было бы искать некие общие причины разочарования. Это для фанатов «жители Донбасса» — некая однородная масса (дополним список рифм). На самом деле население Донецкой области неоднородно, и состоит из классов, социальных групп и подмножеств. У каждой из этих групп причины недовольства свои. Потому что люди делятся на «три сорта» не по географии, не по национальности и не по языку. Как ни относись к советскому прошлому, надо признать, что Ильич был прав — социальное напряжение возникает на линии разделения классов. Поэтому выводить некие общие резоны бессмысленно. Но, главным образом, земляки президента недовольны отсутствием «покращення» лично у себя при наглядном наличии оного «покращення» у других — должно быть, тех самых «людей», для которых теперь Украина.
Мужчины вдруг вспомнили, что они не только «жители Донбасса», но и главы семейств, отцы и мужья. Женщины обнаружили, что они не просто бюджетная массовка для митингов, а хранительницы очага. Наконец, все они вместе сообразили, что они не «электорат Януковича», а служащие, рабочие, врачи, учителя… И у каждого появился свой, личный набор претензий к президенту.
На все это можно было поплевывать с высокой колокольни, если бы не началось брожение в среде «хозяев жизни», высокопоставленных и авторитетных соратников Виктора Януковича. Разумеется, это явление тщательно скрывается… Но достигло таких масштабов, что отдаленное эхо прорывается наружу.
Мэр Донецка Александр Лукьянченко, к примеру, уже просто не мог молчать и демонстрировать лояльность, когда увидел, что в проекте госбюджета-2012 прямые изъятия из городской казны выросли… в пять раз! Степень его возмущения сложно оценить. Пять лет градоначальник терпел подобный грабеж от «проклятой Юльки», ждал и надеялся. Активно трудился на выборах на победу «своих». И тут — на тебе! «Даже выходцы из Донецка, которые пошли в Киев, и те пытаются родному городу вставить палки в колеса», — таков крик души, к тому же публичный, из уст донецкого чиновника… Это, по-своему, гражданский подвиг. Точнее, мог быть, если бы мэр не поспешил отречься от этих слов. На прямой вопрос корреспондента ZN.UA, надо ли понимать эти слова так, что г-н Лукьянченко не согласен с политикой президента и его команды, градоначальник посуровел лицом и отчеканил: «Со-гла-сен полностью! Так и запиши!». Записать-то записал, но сомнения остались…
Сомнения эти подкрепляются и планами на грядущие выборы, кулуарно озвученными несколькими депутатами-регионалами. Все помнят, что делали народные избранники, когда Раду штурмовали афганцы? Снимали значки.
Так вот, они уже давно «снимают значки» в том смысле, что некоторые уже приняли решение баллотироваться мажоритарно, не акцентируя при этом на своей партийной принадлежности. И даже начали «окучивать» свои будущие округа.
На местных выборах 2006 года в донбасской глубинке случился скандал: один из кандидатов выставил свои агитпалатки с символикой Партии регионов, чтобы заработать рейтинг (хотя на самом деле ПР его не выдвигала). Сегодня происходит обратное — появились люди, которые не хотят, чтобы их причисляли к бело-синим.
И на то есть весомые причины. Скажем, в Красноармейске 28 сентября возмущенные жители (в основном все те же афганцы и чернобыльцы) просто разогнали сессию горсовета, на которой планировалось повысить квартплату! Так что даже в Донбассе быть регионалом нынче небезопасно…
Есть еще госслужащие — верные солдаты партии, винтики отлаженного механизма админресурса. Но и у них есть повод глубоко задуматься. Повод появился еще год назад, когда на верхние этажи власти вдруг стали массово попадать люди, не имеющие никакого стажа госслужбы, но прошедшие долгий путь в бизнес-структурах Рината Ахметова, Александра Януковича или Того-чье-имя-нельзя-называть (новое прозвище Иванющенко — появилось после поиска журналистов, «дискредитировавших» честное имя).
Каждый выбывающий чиновник заменялся менеджером. Губернатор Андрей Шишацкий — выходец из «империи Ахметова». Глава областного совета Андрей Федорук пришел из корпорации Александра Януковича. Их заместители — тоже из бизнеса.
Соответственно, любой чиновник, от молодого специалиста до ветерана, задает себе вопрос: ну и зачем, спрашивается, горбатиться на державу в поте лица десятки лет, если твой потолок — начальник отдела, в крайнем случае — управления? Назначение каждого из бизнесменов руководители аргументировали тем, что привлекают «профессионалов». Кадровый бюрократ, что логично, вправе поинтересоваться: а я тогда кто? Разумеется, как не вспомнить снова и снова, хотя бы пунктиром, «оптимизацию» школ и больниц?
Сыграла против Януковича и передача функции утверждения коммунальных тарифов в Киев. Раньше можно было рассказывать возмущенным гражданам про доброго царя и злых бояр, теперь все рассказывается в точности до наоборот. В этом году «подарочек» к зиме в виде новых цен на отопление получили жители Горловки.
Пенсионная реформа четко выкристаллизовала еще одну большую группу потенциальных противников Януковича — шахтеров, металлургов и прочих работников вредных производств. Почему именно их? А потому, что они как раз при действующей системе жили относительно неплохо: жуткие условия труда компенсировались ранним уходом на пенсию, причем на довольно приличную пенсию. Если повезло отхватить на работе еще и пару «висюлек» на черный шахтерский мундир, но не повезло получить группу по инвалидности, — идут надбавки. Таким образом, благодушный гегемон, составлявший ядро электората, — это не старый еще мужик на заслуженном отдыхе, которому государство за былые заслуги выплачивает три, четыре, а то и пять тысяч ежемесячно. Найти приличную подработку — и жить можно. Но теперь в ближайшей перспективе — подтягивание поясов, да еще и закрытие как минимум трех шахт. К своим маленьким привилегиям донецкие пролетарии относятся весьма серьезно. Примером тому — палаточный городок под местным управлением Пенсионного фонда, возникший одновременно с киевским штурмом Рады.
Кто еще остался? Крупный бизнес? О да, эти, безусловно, как сыр в масле. Им отдают все новые и новые рынки, под них заботливо корректируют законодательство, их лоббистам отдали беспрецедентно много постов в органах власти. В тепличных условиях олигархи угольные и металлургические вдруг ощутили в себе таланты строителей, рестораторов и агрономов, постоянно расширяя круг интересов и область приложения капиталов. Но тем, кто рассчитывает таким образом завоевать преданность «денежных мешков», можно посоветовать только восполнить пробелы в образовании и наконец-топрочитать написанные для детей, но не по-детски мудрые стихи Бориса Заходера:
Львы и тигры приручаются —
Это редко, но случается.
Но никто еще пока
Приручить не смог хорька…
Виктор Янукович постоянно демонстрирует свою религиозность. Ни одно важное решение он не принимает без консультаций с афонскими старцами, патриархами, монахами Святогорской лавры и прочими уважаемыми в духовном мире людьми. Многие его сподвижники — то ли желая угодить шефу, то ли от чистого сердца — также подчеркивают свою приверженность христианству. Но, видимо, кто-то из них слишком буквально понял фразу Августина Блаженного: «Женщина — тварь хилая и ненадежная»… Других объяснений тому, что в Донбассе от «реформ» в социальной сфере пострадали прежде всего представительницы прекрасного пола, в голову не приходит. Поднятие пенсионного возраста — раз. «Вычеркивание» декрета из общего стажа — два. Зарплатная дискредитация педагогов, закончившаяся забастовкой «училок» весной текущего года, — три.
Для Донецкой области все эти меры оказались болезненными. Здешним дамам редко грозит участь домохозяйки. Женщины, в большинстве своем, работают. Однако изобретательные дончанки нашли гуманный и вполне законный способ найти компромисс между своим материнским и трудовым долгом: на «вредных» производствах, где «год — за два», барышни за два-три декрета с небольшими перерывами на работу набирали необходимый горячий стаж и уходили на пенсию как раз к «ягодному» возрасту. Раньше на это закрывали глаза. Но лазейку прикрыли. Так к списку недовольных добавились десятки и сотни тысяч тружениц донецких предприятий.
Наконец, есть люди, обиженные на «кидок» со вторым государственным языком (и их не так уж и мало!)…
Сейчас главное свойство «земляческих» претензий к Виктору Януковичу в том, что у каждого эти претензии свои. Президент успел так много пообещать и не сделать (а то и сделать нечто прямо противоположное), что предъявить ему личный счет — проще простого. И универсальные лозунги вряд ли будут ликвидным средством для оплаты этих счетов.