Приговор Юлии Тимошенко нужно рассматривать в общем контексте тех политических метаний между Европой и Россией, которые испытывает украинская власть. У президента Януковича еще есть возможность смягчить ситуацию и сохранить отношения с Европой.
Однако он может выбрать и однозначный курс на усиление авторитарных тенденций и, в конечном счете, привести Украину к какой-либо форме евразийской интеграции. В конце концов, как бы не возмущались в Кремле по поводу осуждения украинского экс-премьера, приговор Тимошенко россиянам объективно выгоден - в стратегическом плане.
Запад: жесткие заявления и готовность к торгу
Жесткая реакция Европы и США на приговор Тимошенко была совершенно предсказуемой. Можно отметить несколько знаковых заявлений: со стороны Верховного представителя ЕС по внешней политике Кэтрин Эштон, президента Европейской народной партии (ЕНП) Вильфреда Мартенса, министра иностранных дел Чехии Карела Шварценберга.
Многие из европейских политиков призвали либо вообще прекратить переговоры с Украиной об ассоциации (как В. Мартенс), либо отложить их на время, пока в дело Тимошенко не будет внесена ясность через последующие судебные процедуры (как К. Шварценберг), основной из которых считается апелляция на приговор. ЕС также подумывает, не отозвать ли приглашение направленное украинскому президенту Виктору Януковичу: 20 октября в Брюсселе он должен встретится с председателем Европейской комиссии Жозе Мануэлем Баррозу и председателем Совета ЕС Германом ван Ромпеем.
Сам украинский президент дал намек, что точка в деле Тимошенко – не окончательная. «Безусловно, решение суда было в рамках существующего Уголовно-процессуального кодекса, но это не окончательное решение, - заявил он - Впереди еще апелляционный суд, и, безусловно, какое он примет решение, и в рамках какого законодательства он будет принимать решение – это будет иметь большое значение», - заявил Янукович. При этом он подчеркнул, что нынешняя власть получила уголовное дело Тимошенко в наследство от предыдущей власти, «потому что уголовное дело было начато по поручению СНБО в феврале 2009 года. Оно расследовалось правоохранительными органами и логично завершилось решением суда», - сказал Янукович.
Слова Януковича можно трактовать не только как желание внести некоторые успокоение в стан разгневанных европейцев. Оно является и посылом бывшему президенту Виктору Ющенко, которому, судя по всему, в ближайшее время стать фигурантом уголовных дел не грозит: в «плюс» Ющенко «регионалы» засчитывают не только выступление со свидетельскими показаниями на процессе Тимошенко, и, как теперь выясняется, и возбуждение дела против нее в 2009 году.
Вместе с тем, сам Янукович, слушавший на протяжении двух последних месяцев утверждения представителей ЕС и США о сомнительности и политизированности дела Тимошенко, равно как и заявления об увязке переговоров по зоне свободной торговли с Евросоюзом с приговором экс-премьеру, должен понимать последствия этого приговора. Вполне возможно, что он воспринял требования Запада как прямое давление, и, как выразился украинский политолог Юрий Романенко, «закусил удила и пошел напролом». Однако подобная тактика не работает в отношении Европы, уже показавшей свою однозначную позицию по делу Тимошенко.
Теперь у ЕС есть два пути – либо действительно свернуть переговоры с Украиной, отказав ей на этапе переговоров по ЗСТ, либо максимально замедлить ратификацию этого соглашения на этапе одобрения отдельными странами-членами Евросоюза. Скорее всего, если в ближайшие месяцы не будут предприняты какие-либо действия, смягчающие участь Тимошенко, европейцы выберут второй вариант. На то есть свои причины.
Однозначно отказывать Украине в евроинтеграционных стремлениях означает напрямую развернуть ее в евразийском направлении. Но если украинская власть считает возможной торговаться с Европой, используя судьбу Тимошенко, то и Европа получает аналогичное право торговаться с Украиной, замедляя и ускоряя процесс ратификации договора о ЗСТ. Стороны будут делать друг другу «подачи», проводя своего рода бартерный обмен. Не исключено, что на него одинаково рассчитывают и в Брюсселе, и в Киеве.
В Брюсселе – потому, что европерспектива Украины не является для всех стран-членов ЕС однозначной, и рассматривается многими как излишне щедрый подарок Киеву, тем более при нынешних политической ситуации в Украине и экономической – в ЕС. В Киеве – потому, что согласие с однозначными требованиями выпустить Тимошенко на волю означало бы проявить «слабину», и потерять возможность дальнейшего торга с Евросоюзом. Договариваться необходимо: непреклонная позиция сторон по делу Тимошенко не только лишает Украину потенциального европейского будущего, но и девальвирует заявления самого Януковича о курсе на евроинтеграцию. Что бросает тень на «последовательный» имидж главы государства.
Мнение о том, что Европа готова начать торг с Украиной, оперируя делом Тимошенко, высказал немецкий политолог Александр Рар. Он считает, что в Брюсселе воспримут любое смягчение приговора экс-премьеру. «Потому европейцы воспримут освобождение Тимошенко после обвинительного приговора как типичный украинский бартер с Западом. Чтобы и Тимошенко наказать, и получить выгоды в отношениях с Россией и Западом», - уверен Рар.
Россия ждет «евразийского поворота» Украины
С российской стороны также прозвучала критика приговора Тимошенко. На высшем уровне ее высказал премьер-министр РФ Владимир Путин, выразивший недоумение, за что его бывшего партнера на переговорах осудили на семь лет. При этом в Москве просчитывают стратегические итоги дела Тимошенко.
Для Кремля главное – не допустить пересмотра газовых соглашений с РФ. Потенциально такая возможность у Украины есть, и приговор Тимошенко оставляет этот козырь в руках Киева. Однако возможность использования этого козыря не так уж и велика.
В условиях, когда Владимир Путин фактически уже выбран следующим президентом РФ, ссорится с ним, вынося на официальный уровень сомнительную историю газовых договоренностей 2009 года, украинская власть вряд ли захочет. Так что подачи иска в Стокгольмский арбитраж стоит ждать только в том случае, если переговоры по газу окончательно зайдут в тупик.
Вместе с тем, говорить о том, что Украина после 11 октября окончательно развернется в сторону евразийской интеграции и начнет сближаться с Таможенным союзом и прочими структурами под эгидой России, пока рано. Такое развитие событий возможно, но только если будут исчерпаны все возможности диалога Украины с Западом.
Подобный сценарий для Украины рассматривает украинский политолог Вадим Карасев. «Если (…) Юлия Владимировна не примет участия в парламентских выборах 2012-го, тогда Европейский Союз не признает их легитимными. Власть, которая получит желаемые мандаты, это уже не будет волновать. Об ассоциации с Евросоюзом можно забыть. Очевидно, что власть предпочитает другую ассоциацию – путинскую, евразийскую», - считает он.
Украина: тюрьма для Тимошенко не заставит голосовать за власть
Для внутриполитической ситуации в Украине приговор Тимошенко означает очередной этап концентрации власти в руках правящей партии и главы государства. Однако движение это, по большей части, будет носить формальный характер. Конечно, жесткое решение по делу лидера главной оппозиционной партии может тешить самолюбие главы государства и той группы его соратников, которых можно причислить к «ястребам» в деле Тимошенко. Однако общего курса на «усмирение» страны такой приговор не означает.
Во-первых, потому, что Тимошенко не является лидером симпатий украинцев, и ее процесс не вызвал протестных настроений в обществе. Эти настроения формируются под влиянием иных, чем уголовное преследование лидера оппозиции, факторов. Во-вторых, слишком неоднозначный характер носил сам процесс. В-третьих, нет безусловной уверенности в том, что Тимошенко отбудет в тюрьме весь срок. Равно как нет и особого падения рейтингов БЮТ - наоборот, позиции этой партии еще могут несколько подняться, и даже принести «бело-сердечным» некоторые победы по мажоритарным округам – конечно, в случае, если БЮТ не расколется на несколько партий. Но тогда электорат Тимошенко может перетечь к иным партиям оппозиционного направления, что только выгодно последним.
Реальная политическая конкуренция на поле, лишенном присутствия Тимошенко, будет обостряться, и если в тактической перспективе для власти это выгодно, в стратегической обернется против нее. «Ликвидация» Тимошенко не решает проблему усмирения оппозиции. В будущих внутриполитических раскладах в Украине многое зависит от закона о выборах, и еще в большей степени, от состояния социально-экономической ситуации в государстве.
Не стоит сбрасывать со счетов и фактор голосования на выборах 2012 года по принципу «кто угодно, только не власть». В условиях, когда в стране нет фактического запрета на оппозиционную деятельность, и нет консенсуса общества вокруг власти и ее верховного правителя, протестное голосование может привести к весьма неожиданным результатам.
Степень контроля над оппозиционными партиями со стороны власти не стоит преувеличивать: в любой момент любой оппозиционный проект может быть наполнен деньгами, а тот или иной политический лидер раскручен до уровня Ющенко образца 2002-2004 годов. Украинский олигархат может пойти на это в том случае, если последствия дела Тимошенко создадут угрозу для их прав собственности – неважно, в форме ли европейских санкций, либо российских претензий на основные активы крупного украинского капитала.